Свадьба фигаро интересные факты. «Безумный день, или Женитьба Фигаро

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» - пьеса Бомарше, вторая из трилогии о Фигаро. Известна тем, что вдохновила Моцарта на создание одноимённой оперы.

«Женитьба Фигаро» краткое содержание

Действие первое

В замке графа Альмавивы готовятся к свадьбе его камердинера Фигаро и Сюзанны, камеристки супруги графа Розины. Событие это становится причиной многих происшествий, ведь с графом надо держать ухо востро. Взять, например, его подарок: он отвёл молодым комнату, которая соединяет его покои с покоями графини. Не успеют господа их позвать, как и Фигаро, и Сюзанна тут как тут. Фигаро нравится комната, но Сюзанна… Что с ней? Она решительно отказывается от этого знака внимания со стороны графа. Где же твоя всегдашняя сообразительность, Фигаро? Ведь Альмавива наверняка хочет воспользоваться правом первой ночи! Сюзанне сразу стала ясна настоящая причина графской милости. Фигаро поражен. Граф после своей женитьбы на Розине объявил об отмене этого обычая. Как бы там ни было, Фигаро не даст себя провести. Он хорошо служит господину, но за свою честь сумеет постоять. Браку Фигаро и Сюзанны старается помешать графская экономка Марцелина и её старый возлюбленный – доктор Бартоло. Бартоло до сих пор не забыл, как ловкий цирюльник одурачил его, устроив женитьбу Альмавивы на красавице Розине. Сейчас мстительный старик решил воспользоваться случаем, чтобы расправиться с Фигаро. В своё время Фигаро занял у Марцелины деньги и письменно обязался в случае неуплаты жениться на ней. Предъявляя иск Марцелины, хитроумный Бартоло рассчитывает расстроить свадьбу независимого Фигаро, несмотря на то что Марцелина по-прежнему волнует его кровь. Сюзанна не на шутку озабочена создавшимся положением. С интересом слушает она юного пажа Керубино, повествующего о своей любви к графине. Впрочем, не к ней одной питает он нежные чувства. Юноша влюблён во всех женщин замка и поэтому частенько попадает в неприятные переделки. Совсем недавно граф застал его наедине с Барбариной, молоденькой племянницей садовника Антонио, и, разгневавшись, приказал выгнать юнца из замка. Только заступничество графини может смягчить гнев Альмавивы, и Керубино просит Сюзанну замолвить за него словечко перед госпожой. Но, как на грех, появляется граф. Заслышав его приближение, Керубино в испуге прячется за кресло и невольно становится свидетелем того, как Альмавива испрашивает свидание у Сюзанны. Однако и его светлости приходится последовать примеру пажа. Не желая, чтобы пришедший учитель пения Базилио застал его наедине с Сюзанной, Альмавива прячется. Он слышит рассказ Базилио о любви Керубино к графине. Вне себя от негодования выскакивает граф из своего укрытия и приходит в ярость, увидев Керубино. Несдобровать бы пажу, если бы не Сюзанна. Намекнув, что Керубино был свидетелем излияний графа, девушка несколько умерила гнев своего господина. Смущение графа ещё больше усиливается, когда ему приходится выслушать крестьян, явившихся благодарить сеньора за то, что он отменил феодальное право первой ночи. Крестьян привёл в замок Фигаро, который торопится скорее отпраздновать свою свадьбу с Сюзанной. Альмавиве ничего другого не остаётся, как разрешить свадьбу и милостиво согласиться быть на ней гостем. Воспользовавшись замешательством графа, Керубино вымаливает себе прощение. Но он должен немедленно отправиться в полк, на военную службу. Фигаро демонстрирует избалованному пажу «ужасы» военной службы.

Действие второе

Комната графини. Сюзанна, графиня и Фигаро решают проучить графа. Сюзанна должна пообещать Альмавиве свидание, но вместо неё к месту встречи явится переодетый Керубино. Едва пажа успели нарядить в платье Сюзанны, как он вынужден спрятаться в соседней комнате, ибо слышны шаги Альмавивы. Однако от внимания ревнивого графа не ускользнуло, что дверь комнаты заперта. Он требует от Розины ключ и, не получив его, отправляется за инструментом, чтобы взломать дверь. Графиня вынуждена подчиниться мужу и сопровождать его. Воспользовавшись этим, Сюзанна проникает в комнату, а Керубино выпрыгивает в окно. Граф торжествует, сейчас он уличит жену в измене. Дверь взломана – и из комнаты выходит Сюзанна. Посрамленный Альмавива вынужден просить у жены прощения. Но неожиданно появляется садовник Антонио с разбитым цветочным горшком. Кто-то выпрыгнул из окна и сломал цветы. Графиню и Сюзанну выручает находчивый Фигаро. Он заявляет, что только что сам выпрыгнул из окна. Граф в замешательстве. Приход Бартоло, Базилио и Марцелины резко меняет положение. Предъявлен к оплате иск старой дуэньи. У Фигаро нет денег, чтобы расплатиться с долгом – ему предстоит отвечать перед судом.

Действие третье

Зал в замке. Суд решил дело в пользу Марцелины, но Фигаро удается избежать женитьбы на дуэнье. Неожиданно выясняется, что он – похищенный в младенчестве сын Марцелины и Бартоло. Обрадованные родители решают сегодня же вместе со свадьбой вновь обретенного сына сыграть и свою свадьбу. Фигаро замечает, что граф читает какую-то записку. В ней Сюзанна назначила графу свидание. Предварительно она договорилась с графиней обменяться с ней платьем, и ночью к Альмавиве в сад придет его же собственная жена, переодетая Сюзанной. Записка заколота булавкой. Если граф согласен быть в условленный час в условленном месте, он должен вернуть Сюзанне булавку. Фигаро подозревает неладное и решает следить за графом.

Действие четвертое

Сад замка Альмавивы. При свете луны Барбарина ищет утерянную в траве булавку. На вопрос Фигаро, зачем она это делает, девушка отвечает, что по приказанию графа должна доставить булавку Сюзанне. Поражённый вероломством невесты, Фигаро решает устроить засаду и подкараулить Сюзанну с графом. Появление Сюзанны в костюме графини и графини в платье Сюзанны служит поводом для забавных недоразумений. В конце концов, все распутывается и выясняется. Граф молит жену о прощении, и Розина уступает его мольбам. Безумный день заканчивается веселым праздником.

Вот уже более двухсот лет выходит на сцену Фигаро, произносит свои знаменитые фразы и зрительский зал полностью ему сочувствует. Тема умного и способного человека, вынужденного выкручиваться из различных ситуаций, в которые его ставит невольное положение, близка многим. Это первый срез пьесы Бомарше. Если взглянуть глубже, становится понятно, что главный герой не желает прибегать к подлости для достижения своих целей. Он преданно служит своему господину несмотря на то, что тот предательски расставил ловушку для его невесты. В результате даже дуэль не состоится, потому что Фигаро простит обидчика.

«Безумный день или женитьба Фигаро» - молодость и озорство, песни и танцы, наказанное зло и торжествующая справедливость, великодушие победителей и раскаяние побежденных. Это глубокомысленные замечания, монологи, которые хочется выучить наизусть и любовь, которой пронизано каждое действие. После нее остается улыбка - немного грустная, но абсолютно светлая.

Автора! Автора!

Бывают особенно успешные премьеры, после которых долго не отпускают актеров и зрители, стоя, скандируют: «Автора! Автора!». Сочинил пьесу человек, очень похожий на главного героя - талантливый во всем, за что бы он ни брался. Его имя Пьер-Огюстен Карон де Бомарше. Несмотря на приставку «де», он не был дворянином. Женившись на вдове, имеющей поместье Бомарше, он прибавил к имени титул для солидности. Лишь в конце жизни ему назначат должность, приравнивающуюся к дворянскому званию.

Как многие писатели, хорошо знавшие жизнь, он успел поработать в разных сферах: начав как часовщик, усовершенствовал механизм и стал придворным. Затем был учителем музыки у дочерей короля, стал его секретарем, вел коммерческие дела и не раз был брошен в тюрьму, из которой выходил с очередным произведением. «Безумная женитьба Фигаро» писалась пять лет, с методическим постоянством отвергаемая критиками. Наконец состоялась премьера, публика снесла все барьеры и аплодировала почти каждой реплике. Это был грандиозный успех.

Но не все предприятия Бомарше были успешны. Когда на пути вставали вероломство, косность, жажда наживы, Бомарше не настаивал на своем. Он считал недостойным пачкаться в спорах такого рода. Но мог самоотверженно выступить за высокие идеалы, которые в результате французского Просвещения и привели к революции.

Фигаро и граф

Сюжет пьесы закручен вокруг женитьбы Фигаро, который служит у графа секретарем и немало помог ему. Первая история про Фигаро - «Севильский цирюльник», где освобождают Розину, и она становится графиней Альмавива. По просьбе жены влюбленный граф отменил феодальное «право сеньора» на первую брачную ночь невесты, но позже пожалел об этом. После трех лет брака граф осыпает милостями камеристку жены, намереваясь сделать ее своей любовницей. Сюзанна жалуется Фигаро, и он придумывает подмену, чтобы проучить нечестивца.

Позорный обычай действительно существовал, унижал новобрачных и потворствовал похоти феодалов. Это глубоко противно Бомарше, и он нагромождает интригу за интригой, оставляя графа в дураках.

Граф и графиня

Графиня Розина томится без любви - муж охладел к ней. Неудивительно, что ее волнует повзрослевший паж - юноша, приходящийся ей крестным сыном. Он неосторожен и вызывает гнев графа, который грозит лишить свободы жену за недоверие. Участь Розины печальна: из одного домашнего ареста можно попасть в другой.

Когда граф целует свою жену, она буквально тает в его руках. Да и граф на вопрос, разлюбил ли он графиню, отвечает, что любит ее. Бомарше, как истинный француз, показывает: любовь - это искусство, ее нужно обновлять, постоянно оживлять, иначе она станет рутиной.

Этот персонаж, «мальчик резвый, кудрявый, влюбленный», само воплощение юности. В нем только начали играть чувства к женщине, он еще не умеет сдерживаться, пишет плохие стихи, мечтает о Ней, даже пожилая Марселина вызывает у него желание. Это и смешно, и близко каждому.

Распаленный свадебной атмосферой, царящей в доме в день женитьбы Фигаро, он делает глупости. Чувства просто отключают голову. Бомарше смог поговорить со зрителем о том, что прагматики сейчас называют «гормональные выбросы». Взгляд на Керубино со стороны помогает понять важность контроля чувств.

Перезрелая Марселина

Марселина - ключница замка - на первый взгляд выступает в роли склочной старой девы. Ссудив Фигаро деньги, она заставила его написать расписку, в которой за неуплату он должен на ней жениться. Но предусмотрительный Фигаро поставил кляксу в нужном месте, и теперь их спор должен решить суд.

В ходе заседания выясняется, что она - родная мать Фигаро. Женитьба на ней отменяется. Тут же раскрывается тайна отцовства - это доктор. Материнские чувства берут верх, и долг прощен. Отныне она помогает сыну во всем. Достается и доктору Бартоло: высказывая свое недовольство соблазнителем, она клеймит всех бесчестных мужчин. В обществе, где права женщин не уважаются, она - яркий пример сломанной судьбы. К счастью, доктор женится на ней.

Фигаро и Сюзанна

Эта пара хранит целомудрие до брака. Поэтому грязные намерения графа кажутся еще отвратительнее. Его произнесенные вскользь замечания о супружеской неверности показывают отношение к камеристке, как к предмету удовлетворения нездоровых страстей.

Сюзанна любит Фигаро не за то, что он блестящий придворный. Она - настоящая помощница ему во всех тонкостях дипломатических отношений с господами. Пожалуй, только она знает своего жениха лучше всех: умный, интеллигентный, незлопамятный. Внешняя мишура пропадает во время монолога в спектакле «Женитьба Фигаро». Это настоящая драма.

В театре Сатиры Фигаро играл А. Миронов. Из всех актеров, играющих эту роль на русском языке, он самый глубокий. Его пятиминутный монолог под музыку Моцарта навсегда запоминается зрителям. Он и умер во время его произнесения.

Суд - фарс и жалкое зрелище

Бомарше хорошо был знаком с французскими судами. Должности покупали не те, кто сведущ в законе, а те, у кого больше денег. В результате судья выносит резюме: «Я не знаю, что и сказать». Достойный ответ невежды в запутанном деле.

Это пародия, в которой сатира становится злой. Неудивительно, что зрители откликались аплодисментами на высказывания Фигаро! Новое время требовало пересмотра судебных устоев, и это вскоре произошло.

Все события у Бомарше происходят в течение суток. Это действительно какой-то сумасшедший день (или женитьба Фигаро, что неразрывно связано, учитывая множество препон). Здесь и спасение от наказания нескладного Керубино, и суд, и свадьба Марселины с Бартоло, и развязка интриги с подменом невесты в темном саду. Фигаро все проблемы решает путем закона, а если закон двуличен - использует этот недостаток.

Если вы еще не видели этот спектакль - сходите в театр, посмотрите спектакль театра Сатиры в записи. Возьмите любимого человека, и этот вечер надолго запомнится.

Безумный день, или Женитьба Фигаро

Действие происходит в течение одного безумного дня в замке графа Альмавивы, чьи домочадцы за это короткое время успевают сплести головокружительную интригу со свадьбами, судами, усыновлением, ревностью и примирением. Сердце интриги - Фигаро, домоуправитель графа. Это - невероятно остроумный и мудрый человек, ближайший помощник и советник графа в обычное время, но сейчас впавший в немилость. Причина недовольства графа в том, что Фигаро решает жениться на очаровательной девушке Сюзанне, горничной графини, и свадьба должна состояться в тот же день, все идет отлично, пока Сюзанна не рассказывает о задумке графа: восстановить постыдное право сеньора на девственность невесты под угрозой расстроить свадьбу и лишить их приданого. Фигаро потрясен подобной низостью своего хозяина, который, не успев назначить его домоуправителем, уже собирается послать его в посольство в Лондон курьером, чтобы спокойно навещать Сюзанну. Фигаро клянется обвести, сластолюбивого графа вокруг пальца, завоевать Сюзанну и не потерять приданого. Как говорит невеста, интрига и деньги - его стихия.

Свадьбе Фигаро угрожают еще два врага. Старый доктор Бартоло, у которого граф с помощью хитрого Фигаро похитил невесту, нашел возможность посредством своей домоуправительницы Марселины отомстить обидчикам. Марселина собирается через суд заставить Фигаро выполнить долговое обязательство: или вернуть её деньги, или на ней жениться. Граф, конечно, поддержит её в стремлении помешать их свадьбе, зато её собственная свадьба благодаря этому и устроится. Некогда влюбленный в свою жен....

В.А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро»

Искрометная блистательная комедия по мотивам пьесы французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше «Безумный день, или свадьба Фигаро». Либретто для оперы значительно переработал итальянский поэт и переводчик Лоренцо да Понте. Одна из прекраснейших жемчужин оперного искусства, встречающая неизменные овации и восторги публики повсеместно.

Действующие лица

Описание

Фигаро баритон камердинер графа, ловкий плут
Сюзанна сопрано служанка и камеристка графини, невеста Фигаро
Граф Альмавива бас испанский вельможа, у которого служат Фигаро и Сюзанна
Графиня Розина сопрано жена графа Альмавивы
Керубино сопрано паж графа, юный ловелас
Марцелина сопрано ключница в замке, кредитор Фигаро
Бартоло бас доктор, друг и наперстник Марцелины, тайно влюбленный в нее
Базилио тенор учитель музыки, главный сплетник замка
Курцио тенор судья, разрешивший комический суд над Фигаро
Антонио бас садовник графа Альмавива
Барбарина сопрано дочь садовника Антонио
Слуги, крестьяне

Краткое содержание


Опера-буффа («buffa» - итал. «шутка») иллюстрирует комедию положений. Ситуации на сцене стремительно сменяются, сюжет живо развивается. Постоянная путаница и неразбериха, связанная с переодеваниями мужчины в женское платье – характерные признаки народно-бытовой оперы того времени как жанра. Многие принципы искусства буффонады можно увидеть и в сегодняшних продолжателях этого жанра – кинокомедиях: пародии, подвижность развития сюжета, сатирическая направленность бытовой фабулы.

В опере 4 действия в 2-х актах. Вся фабула развивается в испанском замке графа Альмавивы. Центральное событие сюжета - предстоящая женитьба главных героев, Фигаро и Сюзанны. Оба служат в замке графу и графине. По древнему феодальному обычаю господин имел право «первой брачной ночи». Это правило Альмавива отменил после своего бракосочетания. Но надолго ли?

Ревнивый по отношению к собственной супруге граф волочится за каждой хорошенькой женщиной. Это становится объектом насмешек Фигаро и поводом проучить его как следует. В ходе многочисленных коллизий остроумный слуга Фигаро несколько раз одерживает верх над своим господином и водворяет его на «свое место» - в конце действа посрамленный граф просит прощения супруги на коленях.

Фото :





Интересные факты

Популярные арии :

«Se vuol ballare» («Если граф хочет танцевать) - ария Фигаро, Акт I, сцена II (слушать)

«Non più andrai» («Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный)- ария Фигаро, Акт I, сцена VIII (слушать)

«Porgi, amor, qualche ristoro» (Бог любви, дай утешенье) - ария графини, Акт II, сцена I (слушать)

«Venite, inginocchiatevi» («Приходите…»)- ария Сюзанны, Акт II, сцена II (слушать)

«Voi, che sapete» (Сердце волнует»)- ария Керубино, Акт II, scene II (слушать)

История создания

К работе над оперой Моцарт приступил в декабре 1785 года. Однако саму идею ее создания он обдумывал в начале 1782 года. Основой сюжета послужила комедия Бомарше, которую изначально запретили в Австрии из-за резонансного по тем временам содержания. На родине во Франции постановка вызвала волнения, так как совпала с предреволюционными настроениями. Либреттист Лоренцо да Понте смог добиться разрешения продолжить работу над оперой, убедив императора Йозефа II в том, что наиболее опасные моменты сократил, а основной сюжет будет восприниматься не столь остро благодаря наложению на музыку.

Революционность идеи пьесы заключалась в неслыханной до этого дерзости сопоставить личные качества представителя низшего сословия и феодала. В этом противопоставлении лакей Фигаро с помощью остроумия, находчивости и предприимчивости несколько раз ставит в неловкое положение своего господина графа Альмавиву. Неприкосновенность господского класса была впервые подвергнута критике.

Тема была близка Моцарту – музыканты как сословие в те времена не пользовались уважением. Доподлинно известно, что Моцарт, с раннего детства выступавший в монарших домах Европы, отличался редким чувством собственного достоинства. Не преувеличивая значения собственной персоны, но и не умаляя божественного дарования, он остро ощущал сословную разницу.

Революционной оказалась и музыкальная драматургия оперы. В «Свадьбе Фигаро» музыка явно играла главенствующую роль – характеры героев и острота интриг раскрывались исключительно музыкальными средствами. Здесь композитор превзошел себя в оттачивании штрихов, малейших нюансов и деталей. Ранее в музыкальных спектаклях ведущее место отдавали либретто, для развития сюжета использовали речитатив, а арии имели «декоративное» назначение – в них артисты демонстрировали возможности своего голоса. У Моцарта на протяжении всей оперы идет сквозное развитие сюжета, музыка органично вплетена в него, одновременно служа дополнением к характерам и получая собственное драматургическое развитие.

Опера всегда была излюбленным жанром композитора. Благодаря богатому инструментарию выразительных средств – музыке, сочетанию голоса и инструментов, театральным возможностям и декорациям – в опере можно максимально реализовать талант к сочинению музыки. Моцарта по праву считают величайшим мелодистом. Впитав и переработав особенности народной немецкой песенности и итальянской кантилены, его мелодика и гармония отличаются ясностью, чистотой и необыкновенной эмоциональностью. Даже в инструментальных произведениях нередко можно узнать признаки оперы – в противопоставлении характеров/тем, в развитии музыкальной ткани.

Для самого Моцарта «Свадьба Фигаро» стала самой любимой оперой. В жизни это был очень наблюдательный человек, точность его характеристик поражала всех, кто общался с ним. Спонтанный и легкий, любящий веселье и жизнерадостность, Вольфганг нередко подшучивал над окружающими, высмеивая и себя, в том числе. В работе над «Свадьбой Фигаро» его талант тонко чувствовать и передавать психологические моменты взаимоотношений людей раскрылся в самом блистательном виде.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!