Связанная речь у дошкольников через театрализованную деятельность. Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Наши дети растут в мощном потоке информации, живое общение заменяют современныепланшеты, компьютеры, и эта тенденция все время увеличивается, в результате чего развитие связной речи является все более актуальной задачей нашего общества.

Одной из неотъемлемых частей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является развитие связной речи. Связная речь развивается вместе с мышлением постепенно. Первоначально, речь формируется в результате непосредственно-эмоционального общения со взрослыми, закладывая фундамент будущей связной речи. По мере роста ребенка усложняется деятельность, меняются формы общения с близкими людьми. Постепенно круг контактов расширяется, и отдельные монологические слова, фразы, предложения сводятся к диалогической речи. К концу второго года жизни слова начинают грамматически оформляться. В трехлетнем возрасте быстрыми темпами развивается активная речь, обогащается словарный запас, усложняется структура предложений и происходит понимание речи. Понимание речи имеет главное значение в развитии ребенка, являясь первоначальным этапом в развитии функции общения.

Со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь, которая показывает все достигнутые на этом этапе успехи в овладении особенностями родного языка. Общение выступает тем инструментом культуры, который воспитывает, развивает личность и участвует в ее становлении. Формирует мировосприятия и мироощущение, гуманное отношение к окружающему природному, предметному и социальному миру.

В процессе общения происходит налаживание социальных контактов, обмена эмоциями, налаживание практического и речевого взаимодействия. В поисках эффективных средств, для решения комплекса задач я обращаю большое внимание на использование в коррекционной работе разных видов искусств.

Опыт моей работы показал , что использование традиционных методов и приемов в коррекционной работе недостаточно для развития связной речи. Одним из важнейших условий, способствующих полноценному развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями, является театрализованная деятельность. Эта распространенная форма детского творчества, которая близка и понятна, умеет доставить радость и эмоциональное удовлетворение, способствует развитию творческого потенциала, воображения, фантазии, помогает ребенку формировать и реализовать свое речевое развитие.

Целью моей коррекционной работы является развитие связной речи у детей, имеющих речевые нарушения и создание условий для развития речевых и творческих способностей, посредством театрализованной деятельности

Работая по этой теме, решаю следующие задачи:

обогащение словаря, овладение грамматическими формами, грамматическим строем;

развитие фонематического восприятия, слуха и навыков произношения звуков;

упражнение в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения

совершенствование диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности;

развитие познавательных процессов, мелкой и общей моторики;

воспитание культуры речевого общения, на основе сюжетов сказок;

закрепление правильного произношения отдельных звуков (скороговорки);

применение здоровьесберегающих технологий, для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

У детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

При обучении связной речи детей, вполне обоснованно использование творческих методик. В своей работе я использую схемы составления рассказа, на основе знания содержания литературного произведения. Первоначально предлагается готовый план-схема, а по мере обучения дети самостоятельно подключаются к созданию мнемотаблицы. Особенностью данной методики состоит в применении не изображения предметов, а использование символов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для изображения диких животных - елка.

Содержание таблицы включает в себя графическое или частичное изображение персонажей сказки, явлений природы и многое другое, выделяя главные смысловые звенья сюжета рассказа. Самое трудное - сделать условно-наглядную схему понятной для детей. Суть в том, что слова, фразы должны соответствовать какой-то картинке, изображению. Таким образом, произведение зарисовывается схематически, а ребенок по памяти воспроизводит содержание целиком.

Какие задачи решают мнемотаблицы:

Развитие связной речи;

Обогащение словарного запаса;

Обучение составлению рассказов;

Пересказ произведений художественной литературы,

Отгадывание и загадывание загадок;

Разучивание и заучивание чистоговорок, стихов;

Автоматизации и дифференциации звуков;

Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления;

Увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций;

Сокращение продолжительности времени обучения;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

Процесс развития связной речи требует постоянного педагогического внимания, поэтому овладение связной речью необходимо для дальнейшего развития и образования ребенка.

Работая в системе взаимосвязей всех специалистов, воспитателей, мы имеем возможность учитывать индивидуальные речевые особенности каждого воспитанника. Изобразительная, музыкальная, конструктивная деятельность являются составляющими компонентами театрализованных игр. Они задействуют эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития связной речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Развитие связной речи и формирование навыков общения, является одной из ведущих задач дошкольного учреждения.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;

«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.


Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


юлия артюшенко
Формирование связной речи посредством театрализованной деятельности

Сила воздействия иносказательного искусства кукол,

сила метафоры очень велика, и мы обязаны не только

знать эту силу, но и быть осторожными, чтобы вместо

пользы не причинить вреда.

Детские сердца прекрасны, как венецианское стекло,

но и обращаться с ними надо также осторожно.

С. В. Образцов

Театрализованные игры выступают эффективным средством социально – эмоционального, речевого и художественно – эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащают его опыт, активизирует интерес к искусству, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей. Использование театральных приёмов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника. Эффективность этого метода подчёркивается путём сопоставления возрастных психологических особенностей восприятия речи и речевого творчества детей. Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.

Театрализованные игры требуют от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театрализованной , изобразительной, музыкальной, поэтому реализация данного направления предполагает преемственность в работе воспитателя и специалистов ДОУ. Фрагменты театрализованных игр включаются в занятия по физической культуре и музыкальные.

Особые требования предъявляются к речевому материалу, который используется в процессе театрализованных игр . Он должен быть доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Вне занятий ведётся индивидуальная работа по совершенствованию эмоциональной выразительности речи и звукопроизношения .

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он производит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценивать роль родного языка, который помогает, прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно. С. Я. Рубинштейн писал : «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.» Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи . Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. Уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества личности, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель дошкольного образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей. В театрализованной игре ребёнок может занимать и осваивать различные игровые позиции, исходя из индивидуальных возможностей и способностей : «ребёнок-режиссёр» , «ребёнок-актёр» , «ребёнок-зритель» , «ребёнок-декоратор» .

Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение уровня общего психического развития, что в дальнейшем служит основой для приобретения знаний в различных областях. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует на поиск новых идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно – развивающей работы, её методы и содержание. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребёнка , понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений, в частности театрализованных .

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Цель : развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность .

Задачи и методы :

Последовательное знакомство детей с видами театра ;

Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

Совершенствование артистических навыков детей;

Раскрепощение ребёнка;

Работа над речью, интонациями;

Коллективные действия, взаимодействия;

Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Знакомство детей с театральной куклой – бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели – это создаёт радостную атмосферу.

Начиная со второй младшей группы детей, последовательно знакомят с видами театров , основами актёрского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой . Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр , так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра . При этом они наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности .

Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать :

Во второй младшей группе – формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных) ;

В средней группе – обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме) ;

В старшей группе – совершенствовать образные исполнительские умения;

В подготовительной группе – развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры;

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки (логоритмика) ;

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Театральные этюды ;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорацией и т. д.

В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.

Творческие упражнения

Развитие интонационной выразительности

1. Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» : сначала голосом Козы, потом - Волка.

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла…

2. Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чём спрашивают.

Развитие пластической выразительности при создании образа

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа, по выбору детей.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку.)

3. Ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

Развитие выразительности и воображения

1. «Лисичка подслушивает» . Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

2. «После дождя» . Жаркое лето. Только прошёл дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Ирина Пельнова
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

1слайд : Визитная карточка

Пельнова Ирина Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада №16 «Жемчужинка»

Педагогический стаж :13 лет

Образование : средне-специальное, студентка второго курса Нижегородского государственного университета «им. Лобачевского»

Награды : почетная грамота МБДОУ (2014) за введение инновационных технологий в работу

Профессиональное кредо :

«Горжусь профессией своей за то,

что детство проживаю многократно»

2слайд : Тема

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности »

3 слайд :Условия формирования личного вклада в развитие образования (со слайда)

Работа по развитию речи включает в себя наличие следующих условий :

1. Научно-исследовательские условия

2. Методические условия

3. Организационно-педагогические условия

Мною были изучены теории философов, психологов, педагогов в области развивающего развития (Выготского Л. С. ,Эльконина Д. Б. ,Тихеева Е. И. ,Флёрина Е. А.) .По мнению большинства учёных развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

4 слайд :Актуальность.

Анализ РППС группы на соответствие ФГОС ДО выявил следующие проблемы :

Недостаточность обеспечения реализации образовательного потенциала пространства группы для речевого развития детей ;

Диагномтика по развитию речи показала ,что

Низкая речевая активность детей

Кроме того, существует проблема :

Неудовлетворённость взаимодействия с родителями воспитанников;

Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи . Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей . И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».

5 слайд :Теоретическое обоснование личного вклада

Это одно из самых эффективных способов воздействия на детей ,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения :учить играя.

Кроме того,одной из требований ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Образовательна программа нашего учреждения ставит задачи развития свободного общения…

Выготский писал : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка , но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

6слайд. Цель и задачи

Перед собой я поставила следующую цель

Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредсвом театрализованной деятельности .

И такие задачи :

Развивать все компоненты устной речи ;

Воспитывать интерес и любовь к чтению;

-Развивать литературную речь ;

Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;

-Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности ;

Удовлетворить потребности детей к самовыражению ;

Привлечение родителей к партнёрству,т. к. совместная театрально-игровая деятельность -уникальный вид сотрудничества.

7слайд. Ведущая педагогическая идея опыта работы :

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение , совершенствует речь.

8слайд :Деятельностный аспект

В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения : игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей , беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память , воображение, творческое воображение.

9слайд :Диапазон личного вклада (Совместная деятельность )

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи , использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях

10слайд :Диапазон личного вклада (совместная деятельность с логопедом )

Очень важна работа с учителем-логопедом. Совместно мы проводим различные ….

11 слайд : Диапазон личного вклада (самостоятельная деятельность )

В самостоятельной деятельности дети сами выбирают виды театра и понравившиеся им роли. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность. В самостоятельной деятельности ребёнок учится продумывать свои действия, поступки героев, которых он проигрывает. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию организованности, самостоятельности. Через свои ролевые высказывания ребёнок усваивает смысл, экспериментирует со словом, мимикой, жестом.

12слайд : Диапазон личного вклада (работа с родителями )

Важно участие родителей в работе с театрализованной деятельностью . В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей . Много усилий родители приложили к пошиву костюмов как для детей ,так и для взрослых. Укрепляю партнерские отношений с семьей каждого воспитанника, повышаю компетентность родителей, уверенность в собственных возможностях, привлекаю к участию в различных мероприятиях.

13слайд :условия

Процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда они самостоятельно могут выбрать вид театра и роль . Большое значение имеет использование разноообразных технических средств таких как, магнитофонные записи, просмотр видео на ноутбуке и т. д.

14слайд. Условия развития детей в театрализованной деятельности

Дети развиваются и общают свой словарный запас не только во время театральной деятельности . Много дети познают в свободной деятельности . Во время сюжетно-ролевой игры они самостоятельно задумывают сюжет и развивают его замысел . Когда дети занимаются с настольными играми у них развивается воображение . Рисуя дети ….

15 слайд :Показ сказки детям раннего возраста

Своими маленькими постановками мы радуем детей раннего возраста демонстрируя им свои мини постановки.

16слайд : Знакомство с постановкой сказки

Анализируя работу с детьми я пришла к выводу, что дети могут показать открытый показ. К выбору сказки я подошла с креативностью, решив показать старую сказку «Волк и семеро козлят» ,но на новый лад. Вначале работы я прочитала детям старый вариант сказки и мы обсудили его.

17 слайд :Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

Проделав большую работу с детьми и родителямимы показали сказку детям всего детского сада.

18 слайд : Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает , успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей .

19 слайд :Результативность

У детей улучшилась речь . Я в своей работе , в совместной деятельности детей и воспитателя , систематически проводила театрализованную игру . Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм , у детей развилась эмоциональная сфера , расширился и обогатился опыт сотрудничества детей , как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей . Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал правильно и красиво говорить. И я в своей работе совместно с родителями приложила немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

20 слайд : ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Консультации педагогам «Развитие речи детей младшего возраста с помощью театрализованных игр »,февраль 2014г. МО в ДОУ

Демонстрация результатов на сайтеДОУ,педагогическая копилка :статья «Дети в садике живут»

Сетевые педагогические сообщества : публикации на сайтах сайт;сценарий сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

21 слайд : РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Мониторинг речевого развития

детей второй младшей группы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!