Ть не входит в основу. Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж- ок , рам- оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

    суффикс –ть ( -ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде- ть , нес- ти

    суффикс -л- - форму глаголов прошедшего времени: чита- л , дума- л .

Суффиксы –ть ( -ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после
: пойд(ем)- те, поед(ем)- те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю) сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

    словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.

    словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных
-ник- :

лес -ник , школь -ник , уче -ник , троеч -ник , спут -ник , курорт -ник , льгот -ник , суббот -ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель- ск (ий), деревен- ск (ий), мор -ск (ой), москов- ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс
-ник -, - от - . - ок - ( гриб-ник, крас- от (а), друж- ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот- ск (ий) ) - для образования только прилагательных; - ыва -,- ива - ( обдум- ыва -ть ) - только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

    от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;

    от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;

    от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

    суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь - доч- к (а) - доч- еньк (а), дом - дом- ик ;

    увеличительное значение: рука - руч- ищ (а) ;

    суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон- ёнок , ут- ёнок ;

    для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи- тель , трактор- ист , москв- ич , сибир- як , академ- ик , груз- ин , кавказ- ец и т.д;

    для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав- щиц (а), мастер- иц (а), фельдшер- иц (а), осет-ин- к (а), машин-ист- к (а), писатель- ниц (а) и т.д

    выражение отношения к лицу: хитр юг а, жад юг а, мал явк а, коз явк а, лен тяй , слюн тяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс - тель в конце слова - существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс -
от - - существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс -
ск - - прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после
Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья - [врун’ / й’ / а] , эмиграция - эмигр, двое - дв, лисьего [л’ис’/ й’ /ива], лисьей [л’ис’/ й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

    Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) - стар-инн(ый) корень стар -, окончание -ый ;

    Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар- ин (а) , в котором -ин - - суффикс, выделяем его: стар- ин- н(ый) .

    Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-

    Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород (ый) (от огород), мод- н (ый) (от модный), осен- н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.

    Вывод: стар- ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Пример

Их работа

Образуют существительные

-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-

рыба - рыб к а
ключ - ключ ик
замок - замоч ек
друг - друж ок
рука- руч еньк а
лиса- лис оньк а
Ваня – Ван ечк а
игла – игол очк а
дед – дед ушк а
поле - пол юшк о

Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-

лес - лес ник
возить - воз чик
барабан - барабан щик
учить - учи тель
учить - учитель ниц а
радист - радист к а

Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

Образуют прилагательные

-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-

скала - скал ист ый
город - город ск ой
горох - горох ов ый
шаль - шал ев ый
лето - лет н ий

Образуют глаголы

-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)

звук – звуч а ть
рана –ран и ть
белый – бел е ть
зима – зим ова ть
кольцо - кольц ева ть
укачать - укач ива ть
открыть -откр ыва ть

-ся-(-сь-)

учить - учить ся - учу сь
лечить - лечить ся - лечу сь

Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.

Формообразующие суффиксы

-ть-
-ти-

чита ть
нес ти

Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.

-л-

читаю – чита л ;
говорю - говори л

Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова - чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
  • словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
  • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
  • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
  3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба — рыбк а
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученьк а
лиса- лисоньк а
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле — полюшк о
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительниц а
радист — радистк а
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала — скалист ый
город — городск ой
горох - горохов ый
шаль — шалев ый
лето — летн ий
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звуча ть
рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо — кольцева ть
укачать — укачива ть
открыть -открыва ть
-ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л- читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь ) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания...» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти » (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений...» Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание... а в неизменяемых – только основа...». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении... Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)... Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий) , прошедшего времении (нес-л-а) , инфинитива (нес-ти) , причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши) ...» (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По... своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие... Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти ... Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу...».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа -ть, писа -л, писа -вш-ий) . На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л- ), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

o суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий) ;

o суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а) ;

o суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

o суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь );

o суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый) ;

o суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши) ;

o суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва -я- сь , прочита -вш-ий, буд -учи) .

4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса . В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор -е, торопл -ю- сь , осенн -ий) . В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу -ющ-ий, свеж -айш-ий, привез -л-а) . В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр -ее, проигра -в, откры -ть, принес -и) .

5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.


    Для того,чтобы правильно ответить на этот вопрос,нужно вспомнить,что такое основа слова.

    Основой слова является часть слова без окончания,значит присиавка,корень и суффикс составляют основу многих слов. Но нужно учитывать,что сффикс,суффиксу рознь.

    В составе многих слов, существуют суффиксы,которые не образуют новое слово,а только меняют его форму.

    Такие суффиксы называют формообразующие .

    Формообразующие суффиксы не входят в состав слова.

    ПишУЩий;видИМый;

    Делать-делаЯ.

    На сколько мне известно, в основу слова не входят формообразующие суффиксы глагола -ти: идти, -ть: петь. -ся -сь: Смеешься, смеюсь. Суффикс глагола прошедшего времени:-л-: пел. Суффиксы деепричастия -в, -а,-я,-вши не входят в основу, потому что они образуют особую форму глагола. То есть относятся к формообразующим. Для школьной программы и егэ это так. В словах СделаВ, делаЯ, сняВШИ и им подобным суффиксы не войдут с основу.

    В основу слова входят морфемы, образующие само слово, то есть - приставки, корни и словообразущие суффиксы, а вот формообразующие суффиксы в основу не вхожи и поэтому при выделении основы мы их отбрасываем.

    Формообразущими суффиксами являются: суффиксы причастий, деепричастий, суффикс глаголов прошедшего времени - л , суффиксы неопределенной формы (инфинитив) глагола - ть и ти , суффиксы у глаголов в повелительном наклонении, суффиксы прилагательных и наречий сравнительной степени - ее , ше , ей .

    Для того, чтобы назвать суффиксы, не входящие в основу слова, необходимо вспомнить, что такое основа.

    Под основой, в самом общем смысле, подразумевают все те морфемы, которые образуют слово (но не его формы, не словоформы!).

    Так, например, мы имеем слово стол. Основа - стол. У этого существительного есть различные формы - столом, стола, столе и так далее. Но во всех этих формах основой останется стол.

    При помощи суффикса, как правило, образуются новые слова. И эти суффиксы непосредственно входят в основу и нам, в данном случае, не нужны.

    Но и такие суффиксы, которые расположены вне основы. И дело не в их позиции, а в их функции:

    1. В первую очередь, это так называемые инфинитивные суффиксы: -ть- и -ти-. (бежать, пойти)
    2. Суффикс, образующий прошедшее время глагола: -л-. (играл, умывался)
    3. Суффикс повелительного наклонения: -и-. (заходи, берегись)
    4. Суффиксы простых форм сравнительной степени: -ее-, -ей-, -ше-. (красивее, наглядней, краше)
    5. Иногда к этому же ряду относят и суффиксы возвратности - постфиксы -ся, -сь. (засмотрелся, улыбнись).

    И некоторые менее часто в языке встречающееся.

    Суффиксы бывают словообразующими и формообразующими, формообразующий суффикс образует только форму слова, поэтому формообразующие суффиксы и не входят в основу слова в отличие от словообразующих, к формообразующим суффиксам относятся следующие суффиксы.

    Мало сказать, что формообразующие суффиксы не включаются в основу слова, стоит еще и указать, какие именно суффиксы считаются формообразующими (чтобы не возникало вопросов типа: входит ли суффикс Л или СЯ, например, в основу слова).

    Итак, для ознакомления со всем перечнем формообразующих суффиксов предлагаю посмотреть таблицу, в ней же и примеры слов с этими суффиксами:

    Суффиксы бывают словообразующими и формообразующими. Формообразующий суффикс, как я думаю, понятно из его говорящего названия, образует только форму слова, то есть по существу получается то же слово, но в иной форме. Поэтому формообразующие суффиксы не входят в основу слова.

    Назову в качестве формообразующих суффикс следующие:

    1)все суффиксы сравнительных степеней прилагательных и наречий,например:

    светлый -светлее , светлейш ий;

    громко - громче ;

    2) суффиксы причастий:

    гремящ ий, стелющ ий, заиндевевш ий, клеим ый, неотъемлем ый, посеянн ый, поклеенн ый, растрт ый;

    3) суффиксы деепричастий: засеяв , засеявши , нсш и, видя , слыша ;

    4) суффикс глаголов прошедшего времени: прошл , надеял ась.

    Насчет инфинитива существует разное мнение: сдающие ЕГЭ относят -ть, -ти, -чь в конце инфинитива к окончанию;

    а сдающие ЦТ - к формообразующим суффиксам. Вот такая разноголосица - чересполосица.

    В русском языке есть правило, согласно которого в основу слова не могут быть включены так называемые формообразующие суффиксы, с помощью которых от исходного слова получается новая форма. К таким суффиксам относятся глагольные суффиксы с помощью которых образуется неопределенная форма - это -ТЬ и -ТИ, пример: думает - думать. Не входят в основу и глагольные суффиксы прошедшего времени - это суффикс -Л. Пример Думает - Думал.

    Помимо этого в основу слова не войдут формообразующие суффиксы деепричастий - это -Я, -В, -А, -ВШИ, суффиксы причастий: -Ем, -Им, Ющ, -Ящ и некоторые другие, суффиксы сравнительной степени у прилагательных: -Ее, -Ей.

  • Суффиксы бывают двух видов: словообразующими и формообразующими. Так вот, как раз вторые не входят в основу, потому что они не создают новое слово, а лишь преобразовывают его. К этим суффиксам относится:

    • деепричастный суффикс;
    • страдательных причастий;
    • действительных причастий;
    • неопределенной формы глагола;
    • прошедшего времени глаголов;
    • степени сравнения прилагательных и наречий на гласные буквы о и е.
  • К таким суффиксам, которые не входят в основу слова, относят формообразующие (или словоизменительные) суффиксы - которые помогают образовывать новые формы слова.

    Часто такие суффиксы употребляются в глаголах .

    Суффикс ть или ти - участвует в образовании инфинитива:

    суффикс л участвует в образовании формы прошедшего времени у глагола:

    Бывают случаи. когда формообразующий суффикс стоит после окончания:

    Не включаются в основу слова также суффиксы, образующие сравнительную степень наречий и имен прилагательных:

    • умн-ее, взросл-ее.

    И еще не включаются в основу слова суффиксы в именах причастных и деепричастных:

    • руковод-ящ -ий, свет-ящ -ийся,
    • руковод-им -ый, влек-ом -ый,
    • зажиг-ая , увлек-ши -сь


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!