Таджикская литература.

Это сопровождалось распадом общего культурного пространства на области с достаточно фиксированными границами и собственными культурными особенностями и интересами. Таджикская литература отделяется от иранской и в дальнейшем развивается самостоятельно. Впрочем, основные художественные постулаты персидской традиции в ней сохраняются и воспроизводятся с добавлением местных мотивов. Определяющими же для её развития стали наиболее важные для таджиков исторические события или идеи, наиболее глубоко затронувшие таджикское общественное сознание.

Особенность советской таджикской литературы заключалась в том, что темы о преобразованиях в обществе, исторических вехах жизни таджикского народа после Октябрьской революции решались в стиле, напоминающем народные сказания или традиционной для Востока панегирической поэзии. Преобладающим жанром оставались поэтические сборники стихов и особенно поэмы. Реалистические же и критические тенденции приживались слабо и решались в основном в ракурсе полумифологической борьбы со злом, а не с позиций принятого в европейской традиции критического анализа.

Поэмы таджикских народных поэтов Миршакара (р. ) «Золотой кишлак» (), «Непокорный Пяндж» (), «Ленин на Памире» (), «Любовь и долг» (); Рахими ( -) («Смерть за смерть, кровь за кровь», ), «Победа», , «Светлый путь», и др); погибшего в под Варшавой Юсуфи Хабиба ( -) («Песни Родины», ), Мирзо Турсун-Заде (р. ) («Солнце страны», ), «Сын Родины», ), «Невеста из Москвы» (), «Я с Востока свободного» (), «Голос Азии» (), «От Ганга до Кремля» () связывали темы социалистического строительства, образов Ленина с истоками национально-освободительного движения народов Востока и были решены в излюбленной для персидской традиции эпической манере, восходящей к персидским месневи. Для таджикской поэзии были характерны романтическая приподнятость, эмоциональность и афористичность, идущие от классической и народной поэзии.

Включив советскую тематику в набор тем для поэтических импровизаций в персидском стиле, таджикские литераторы сохраняли национальную поэтическую традицию.

После распада Советского Союза в начале -х в Таджикистане происходит ряд преобразований, связанных с установлением независимости, сопровождающихся столкновениями противоборствующих группировок внутри страны. Дальнейшее развитие литературного процесса в Таджикистане находится на перепутье.

Персидско-таджикская литература как источник вдохновения творчества русских и западноевропейских поэтов.

Цели урока: познакомить учащихся с основными жанрами персидско-таджикской средневековой литературы, выявить черты, близкие современности,

обозначить общечеловеческие ценности, делающие эту литературу близкой и нам, людям XXI века.

Развивать навыки анализа стихотворного произведения;

Воспитывать интерес к изучению литературы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

2. Актуализация знаний

Беседа по вопросам

Что вам известно о персидско-таджикской литературе из курса истории?

Какие имена вам знакомы?
3. Работа над темой урока.

Вступительное слово учителя.

Предками таджиков являются восточно-иранские народности, обитавшие на территории Средней Азии задолго до новой эры. В отличие от других народов Средней Азии таджики сохранили ирано-язычную речь. В течение тысячелетия у таджиков и персов был общий литературный язык «фарси». Особая близость между таджиками и персами была в период 10-15 веков, когда они обычно входили в состав одних и тех же государств. Творчество выдающихся поэтов этого периода является наследием обоих народов, поэтому именуется «персидско-таджикским». Исторические судьбы таджикского народа и его предков тесным образом связаны с историей народов Средней Азии (узбеков, казахов, туркмен, киргиз). В России изучение Востока начинается в эпоху Петра 1. Существуют в настоящее время Центры научного востоковедения- университеты в Петербурге, Казани, Москве.

Реализация опережающего задания.

1.Исследовательский проект «Персидско-таджикская литература как источник вдохновения творчества русских и западноевропейских поэтов. »

Доп. материал

С именем поэтов связано много легенд, которые не могут быть доказаны, но в которые хочется верить. Говорят, что основоположник персидско-таджикской поэзии Рудаки однажды сопровождал бухарского эмира в Герат. Этот город очень понравился монарху, и он задержался в нем на четыре года. Тогда истосковавшиеся по своим родным местам и семьям придворные решили попросить помощи у Рудаки. Поэт написал стихи, воспевающие Бухару:

Ветер, вея от Мульяна, к нам доходит,

Чары яр моей желанной к нам доходят…

(Перевод И. Сельвинского)

Эмир, полуодетый, вскочил на коня, и свита догнала его только где-то на полпути.

Эта легенда напоминает историю, положенную в основу известных СТИХОВ А.Н. Майкова «Емшан».

Нельзя не принимать во внимание одного очень важного обстоятельства. Шахи и султаны содержали корпус придворных поэтов и даже воевали между собой за возможность иметь при своем дворе лучших и талантливейших не просто потому, что любили истинную поэзию. Они знали, что стих популярного поэта тут же выйдет за пределы дворца, станет достоянием базара – средоточия идеологической жизни того времени.

Конечно, стихи больших мастеров писались и записывались. Но в основном они передавались устно. Поэтому была так велика роль мушаиры – публичного состязания поэтов. На нем можно было читать свои стихи. А можно и цитировать знаменитого предшественника – только в пределах темы. После таких состязаний полюбившиеся стихи распространялись в устной передаче, популярность поэтов возрастала.

Саади, например, и прежде и сейчас цитирует любой, знающий персидский или таджикский язык, порой даже не догадываясь, кому принадлежат эти строчки. Отдельные стихи Саади прочно вошли в язык в виде поговорок и афоризмов – так в русском языке живут стихи Грибоедова.


Классическая поэзия на персидско-таджикском языке – огромное явление в мировой культуре. Как и все великое, она сопряжена со множеством легенд и вымыслов. Но природа их различна.

Одни легенды создал народ, стремившийся сделать биографию своих любимых писателей совершенной.

Существует предание о том, что Фирдоуси написал «Шах-наме», рассчитывая заработать деньги для строительства дамбы, которая спасла бы его соотечественников от губительных наводнений.

До нас дошли рассказы о той смелости, с которой будто бы говорил с Тимуром Хафиз.

У этого поэта есть знаменитое стихотворение, начинающееся так:

Дам тюрчанке из Шираза Самарканд, а если надо, –

Бухару! В ответ индийской жажду родинки и взгляда.

(Перевод К. Липскерова)

Говорят, что беспощадный правитель, услышав эти стихи, спросил:

«Как ты смел отдать за какую-то девчонку два моих любимых города? Чтобы украсить их, я убил сотни тысяч людей!» Поэт ответил: «Взгляни, если не был бы я так расточителен, разве был бы я тогда так беден?»

Тимур наградил его за находчивость.

Но все это – вымыслы, чаще всего продиктованные любовью к поззии и поэтам.

    Словарная работа. Записать в тетрадь по ходу рассказа.

    Бейт - двустишие, в котором содержится определенная законченная мысль, может быть рифмованным и нерифмованным. В восточной поэзии из бейтов составляли газели, рубаи и т.п.

    Газель - стих, который составляется не менее чем из 3, но не более чем из 12 бейтов, связанных сквозной монорифмой каждые 2 строки, объединенных общим мотивом. В конечному бейте автор может называть свое имя или псевдоним. Основное содержание газелей - , тоска влюбленных, философские раздумья.

    Касыда

    Рубаи - четверостишие, где рифмуются 1, 2 и 4 строки. Стих философского содержания, который содержит определенную мысль, подчеркнутую в последней строке.

    Маснави- жанр поэмы

    Муназирэ (произведение, написанное в виде спора между двумя персонажами)

Имена персидско-таджикских поэтов Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Хафиза Ширази, Саади принадлежат «золотому ряду» мировой поэзии и так же знамениты, как имена Данте и Петрарки, Шекспира и Байрона, Гете и Шиллера, Пушкина и Лермонтова, Абая.

Переводы стихов персидско-таджикских поэтов или отклики и вариации на восточные темы стали органической частью русской поэзии. Такие отклики есть у Жуковского и Пушкина, Фета и Есенина.

Царица персидско-таджикской поэзии – газель. Это стихотворение, преимущественно лирическое, состоящее из двустиший – бейтов, которые связаны между собой рифмой. Рифма обязательна в каждом втором стихе и проходит через все произведение. Иногда вслед за рифмой идет редиф – слово, выполняющее роль припева.

Как правило, в заключительный бейт газели автор включал свое имя. Этот бейт содержал мораль стихотворения. Например, у Хафиза:


Будь же радостен и помни, мой Хафиз:

Прежде сгинешь ты, прославишься потом.

(Перевод А. Кочеткова)

Очень популярна была касыда – аналог европейской оды. По форме она практически не отличалась от газели. Только газель была по содержанию лирической, а касыда воспевала или высмеивала кого-нибудь.

Касыда могла превысить норму в 12 бейтов, почти обязательную для газели. (Точнее, газель, как предполагают, – это только обособившееся вступление к касыде.)

В древней персидско-таджикской классике существовал и жанр поэмы – маснави. Признанным корифеем маснави был Руми.

Благодаря Хайяму во всем мире стала известна форма рубай. Это стихотворение, обычно афористичное, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строка, иногда рифмуются все четыре строки. Например:

Я вчера наблюдал, как вращается круг,

Как спокойно, не помня чинов и заслуг,

Лепит чаши гончар из голов и из рук,

Из великих царей и последних пьянчуг.

(Перевод Г. Плисецкого)

Для персидско-таджикской поэзии характерны муназирэ (произведение, написанное в виде спора между двумя персонажами), а также назирэ, которую известный советский востоковед Е.Э. Бертельс определил как «своеобразный ответ на какое-нибудь произведение предшественника или современника».

«…Берясь за такое произведение, – продолжает Бертельс, – поэт должен заполнить промежуток между заранее намеченными узловыми точками и совершенно по-новому ввести иную мотивировку действий своих героев, изменить их характер и психологию. Понятно, что чем художественнее образец, тем труднее будет задача соревнующегося, ибо если психологическая мотивировка оригинала глубока и убедительна, то всякое отклонение от нее, если только „отвечающий“ по своему таланту не будет равен предшественнику, окажется лишь ухудшенной редакцией оригинала».

-Как в казахской литературе называется подобное песенное состязание?

2. Реализация опережающего домашнего задания. Проект « Фирдоуси-слава и гордость мировой культуры»

Всемирная история знает яркие, насыщенные грозными событиями периоды, которые Стефан Цвейг образно назвал «звездными часами человечества». В эти эпохи самые передовые представители своего времени, те, кого справедливо именуют совестью народной, остро и сильно переживая драматические ситуации своей эпохи, создают великие творения человеческого духа.

Но мог ли действительно творческий человек ограничиться ролью проводника царских идей? Не мог, и это очевидно. Настоящие поэты, люди думающие и не чуждые политике, использовали свое положение для того, чтобы, излагая порой волю повелителей, донести до парода собственные прогрессивные идеи, часто в аллегорической форме. Прекрасный пример – «Шах-наме» Фирдоуси. Обращаясь к прошлому своего народа, Фирдоуси выражает мысли общенациональной важности, призывая к единству перед лицом завоевателей.

!!! Проведите параллель со «Словом о полку Игореве».

    Шах-наме Дополнительный материал

К числу подобных произведений, отразивших в высокохудожественной форме духовный и общественный подъем народов, относятся: «Махабхарата» и «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссея», «Божественная комедия» Данте и трагедии Шекспира. В этом ряду стоит и «Шах-наме» гениального Фирдоуси. Особое распространение в X веке получило сведение древних иранских мифов и героических сказаний в специальные сборники, носившие название «Шах-наме» («Книга о шахах»). При составлении этих произведений широко использовались написанные на среднеперсидском языке своды «Худай-наме» («Книга о царях»), в которых наряду с официальной придворной хроникой династии Сасанидов (III-VI вв. н. э.) содержались также мифы и сказания иранских народов.

В течение X века на языке дари было составлено три (по свидетельству некоторых источников - четыре) прозаических свода «Шах-наме», которые носили полуисторический-полухудожественный характер и не могли оказывать должного эстетического воздействия. Следовательно, в то время уже созрела настоятельная потребность создания истинно поэтических произведений о героическом прошлом. Все это было обусловлено, с одной стороны, все возрастающим процессом пробуждения народного самосознания у предков таджиков и персов, необходимостью духовного самовыражения, то есть создания художественной эпической литературы на родном языке; с другой стороны, было продиктовано необходимостью консолидации внутренних сил страны перед угрозой иноземного вторжения кочевых племен, с которыми Саманидам приходилось вести беспрерывные войны. Этот социальный заказ остро чувствовали все передовые писатели и общественные деятели Саманидского государства, и первым, кто попытался удовлетворить эту настоятельную потребность общества, был поэт Дакики, погибший совсем молодым (977 г.) и успевший написать всего несколько тысяч бейтов (двустиший).

Завершить неоконченную работу Дакики взялся Абулькасим Фирдоуси, создавший гениальную эпопею «Шах-наме» - венец всей персидской и таджикской поэзии.

Исторические и историко-литературные источники сообщают о жизни Фирдоуси лишь скудные сведения. Известно, что он родился где-то около 934 года, в семье обедневшего дихкана - представителя полупатриархальной-полуфеодальной знати, теснимой новым классом феодальных землевладельцев.

В 994 году, как об этом говорится в заключительной части «Шах-наме», Фирдоуси закончил первую, неполную редакцию своего произведения. За долгие годы, в течение которых он писал «Шах-наме», ему пришлось испытать и голод, и холод, и жестокую нужду. О незавидном материальном положении великого поэта говорится во многих лирических отступлениях, разбросанных по всей огромной книге. Так, в одном из них он сетует:

Луна померкла, мрачен небосвод,

Из черной тучи снег идет, идет.

Ни гор, ни речки, ни полей не видно,

И ворона, что мглы черней, не видно.

Ни дров, ни солонины у меня,

И нет - до новой жатвы - ячменя.

Хоть вижу снег - слоновьей кости гору,-

Поборов я боюсь в такую пору.

Весь мир вверх дном перевернулся вдруг...

Хотя бы чем-нибудь помог мне друг!

Шах-наме - это название прозаических и стихотворных сводов, самым значительным из них является эпопея , написанная примерно в - .

"Шах-наме" закончена при тюркском правителе Махмуде Газневи и было посвящено ему.

«Шах-наме» композиционно делится на 50 так называемых царствований различного объёма. Отдельные царствования включают большие сказания (дастаны), имеющие морально-этическое значение.

Условно принято делить «Шах-наме» на три части: мифологическая, героическая и историческая.

Шахнаме , согласно указанию самого автора, содержала 60000 - парных строк, принятых в персидской поэзии.

Шахнаме или «Книга царей» (всех царей в ней - 50) начинается от первого царя и первого человека, которому имя Кеюмерс; он воплощает в себе период детства всего человечества. Царь , изобретатель роскоши, возгордился и велел поклоняться себе, как . В наказание Бог послал на тирана с двумя змеями на плечах, выросшими после поцелуя . Зохак отнял у Джамшида трон и царствовал тысячу лет, кормя своих змей человеческим мозгом, пока кузнец не поднял восстания в пользу правнука Джамшида (это восстание народа против деспота - один из драматичнейших моментов «Книги царей»).

При царе происходят юношеские богатырские приключения , любовь которого к красавице составляет один из великолепнейших эпизодов «Шахнаме».

Сын Заля - славнейший персидский богатырь .

Преемник Манучехра попал в плен к туранскому царю и погиб. Временами прерываясь, война длится при пяти иранских царях, всего более трехсот лет. В первом же бою Рустам хватает Афрасияба за пояс, но пояс разрывается, туранский царь убегает - оттого война и затягивается до бесконечности. былин .

    Выразительное чтение отрывка «Рустам и Сухраб»

    Какими вопросами задается поэт?

Поэт, взявший себе псевдоним «Фирдоуси», что означает «райский», жил и творил в восточном Иране, который входил в те далекие времена в состав государства Саманидов, объединившего земли, на которых жили предки современных таджиков и персов. В государстве Саманидов, политическими и культурными центрами которого были города Бухара и Самарканд, в X веке на базе развития производительных сил, городской жизни и роста национального самосознания народа расцвели наука и художественная литература. На территории Хорасана и Средней Азии в то время жили и творили выдающиеся математики Хорезми (IX в.), Худжанди (Хв.), великие философы и ученые Аль-Фараби (IX в.), Ибн-Сина (X-XI вв.) и Бируни (X-XI вв.).

В X веке в столице Бухаре и других городах державы Саманидов бурно развивалась литература на языке дари, иначе именуемом также фарси. Она послужила основой для дальнейшего развития классической персидско-таджикской поэзии: в X веке был выработан и отшлифован литературный язык фарси, сформировались основные жанры персидско-таджикской поэзии, сложилась система образов с развитой поэтической лексикой и богатством речевых средств, были канонизированы все стихотворные метры и их модификации.

В этот период в государстве Саманидов творила плеяда замечательных поэтов, в произведениях которых наряду с характерными для эпохи панегириками воплотились идеи и мысли, волновавшие передовых людей того времени и отразившие коренные интересы народа.

В поэзии достигла высокого развития лирика как философско-этического, так и любовного характера; лирические стихи поэтов были проникнуты глубокими раздумиями о судьбе человека, о мироздании, социальной несправедливости.

О философской лирике дают яркое представление стихи выдающегося поэта-философа Шахида Балхи (X в.), в которых он выразил свое понимание взаимоотношения богатства и знаний:

Видно, званье и богатство - то же, что нарцисс и роза,

И одно с другим в соседстве никогда не расцветало.

Кто богатствами владеет, у того на грош познаний,

Кто познаньями владеет, у того богатства мало.

Этот мотив несовместимости знания и богатств в персидско-таджикской поэзии был излюбленным, он встречается у многих поэтов, в том числе и у великого Рудаки (ум. в 941 г.) - признанного основоположника классической поэзии на языке фарси.

Персидско-таджикскую поэзию X века характеризует живое восприятие бытия, призыв к полнокровной жизни со всеми ее радостями, вызов неумолимой судьбе. Такими мотивами навеяно известное стихотворение Рудаки:

Будь весел с черноокою вдвоем,

Затем что сходен мир с летучим сном.

Ты будущее радостно встречай,

Печалиться не стоит о былом.

Я и подруга нежная моя,

Я и она - для счастья мы живем.

Как счастлив тот, кто брал и кто давал,

Несчастен равнодушный скопидом.

Сей мир, увы, лишь вымысел и дым,

Так будь что будет, насладись вином!


Вопросы на восприятие нового материала.

Назовите имена самых известных поэтов персидско-таджикской литературы?

Какие темы поднимали они в своих произведениях?

Что значит псевдоним «Фирдоуси»?

На какие части условно делится «Шах наме»?

Какие жанры и формы стихотворений были популярны в персидско-таджикской поэзии?


Подведение итогов урока.

Вывод: Культура нескольких народов, живущих на одной территории – всегда синтез. Этот синтез не обедняет никого. Он обогащает всех, а знание этой культуры обогащает знающего.


Домашнее задание

Подготовить сообщение о творчестве Омара Хайяма.

ББК Н. МУРОДИ

ВЛИЯНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТРАНАХ АЗИИ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

На протяжении многих веков персидско-таджикский язык и литература на данном языке приобрели всемирную славу не только благодаря их господствующему положению в регионах Центральной Азии, но и распространению и влиянию своего наследия. Эта литература покорила сердца читателей в Европе, Африке и Америке. В исследованиях ученых рассмотрены и освещены исторические предпосылки данного явления.

Известный востоковед Е.Э. Бертельс отмечает, что на территории Средней Азии, в особенности до вторжения монголов, персидский был господствующим литературным языком. Однако и после вторжения персидский язык не перестал существовать, а развивался параллельно с тюркско-чагатайским языком Тимуридов и сохранил свой статус в качестве языка культуры и литературы в регионе . В связи с этим академик Бартольд особо отмечает, что эмир Тимур свободно разговаривал на этом языке и персидско-таджикский в период его правления был языком государственной канцелярии . В те времена персидско-таджикский, являясь языком не только науки, но и государственным языком, приобрел почетный статус разговорной речи высшего сословия Тимуридов .

Азербайджанский исследователь Р. Азаде, анализируя уровень распространения языка и литературы в период правления Сельджукидов в X-XI вв., формирует вывод о том, что в то время знание персидского языка было признаком принадлежности человека к сословию аристократов. Поэты в основном сочиняли стихотворения на этом языке. Кроме того, персидский язык, ограничив влияние других, соседних языков, приобрел статус международного языка .

Русский ученый и писатель Н. Тихонов при сравнительном исследовании творчества Низами и Навои отмечает, что в тот период персидский язык на Востоке достиг того же статуса, который был у латыни в Европе .

В связи с вышеизложенными замечаниями, заслуживает внимания следующее высказывание Маликушшуаро Бахора: «Матерью и корнем современной лексической системы языка, на котором говорят в Иране, является та самая мовареннах-рийская лексика, смешанная с арабским...». Данная теория, перекликаясь с точкой зрения Саида Нафиси, Садриддина Айни, Евгения Бертельса и некоторых других

ученых, выявляет роль и значение персидско-таджикско-дари языка в развитии персидского языка, распространенного в ряде других стран .

Другими словами, именно данная особенность - природная сопротивляемость, обеспечила персидско-таджикскому языку распространение литературного наследия на нём по всему миру. Этот язык, а также созданные на его основе культура и литература, не только выстояли в политических конфликтах на протяжении веков, но и околдовали волшебством и очаровали своей красотой правителей -захватчиков.

Известный таджикский литературовед М. Муллоахмадов, рассматривая данный вопрос в своем исследовании «Предпосылки развития и сохранности персидскотаджикского языка и литературы», приходит к следующему выводу: «Удивительно то, что, вопреки губительному нашествию иноземных захватчиков и варварским разрушениям монголов, персидско-таджикский язык и литература не только не пришли в упадок, а наоборот, развивались и распространялись, и именно в этот период и после него жили и творили величайшие поэты - Джалолиддин Руми, Камол Худжанди, Са’ди и Хафиз Шерози» .

Немецкий исследователь А. Гейзер, изучая вопрос о роли и влиянии персидскотаджикской литературы в странах Запада, отмечает, что еще в 1634 году во Франции публика читала «Гулистан» Шейха Са’ди на своем родном языке. Данную копию с персидского на французский язык перевел Андре де Рие. Перевод произведения Са’ди «Бустон», осуществленный Томасом Хайдом в Англии в 1700 году, был удостоен внимания широкого круга читателей. Ученый, анализируя в своем исследовании роль и значение персидско-таджикского языка и литературы в России, приводит факты их существования среди христианского народа еще в ХУП-ХУШ вв. .

Известные таджикские литературоведы Б. Хаджибаева и М. Мирзоюнус в своем исследовании «Пушкин и Восток», основываясь на новых примерах и фактах, рассматривают и анализируют влияние творчества классиков персидско-таджикской литературы на мировоззрение гения русской литературы А. С. Пушкина. Авторы, руководствуясь сравнительно-историческим методом, а также изучив исследования других ученых по данному вопросу, показывают связь Пушкина с персидской литературой и кораническими науками, приводят примеры из произведений поэта, написанные под влиянием творчества Са’ди и Хафиза. Исследователи доказывают, что Пушкин был знаком с произведениями персоязычных поэтов, а его стихотворения и поэмы свидетельствуют о значимой роли персидско-таджикской литературы в русской классической литературе .

По мнению исследователей, «присутствие» Джалолиддина Руми в Европе наблюдается уже в конце XV века. Западный мир благодаря своим востоковедам познакомился с творчеством Мавляна, узнал о понятиях «сулуки мавлавия» (путь мавлавия) и «танец само’» (радения дервишей), а также о суфизме. Так, в 1481 году венгр Джорджиус опубликовал свою книгу под названием «Жизненный уклад, традиции, обычаи и искусство тюрков», в которой приведены личные наблюдения автора о центре Османского халифата - Турции.

Муроди Н. Влияние и распространение персидско-таджикской литературы в странах Азии и Ближнего Востока

Французский востоковед Бартоломей д,Эрбело (1625-1695), составив энциклопедию «Библиотек Ориенталь», внес значительный вклад в развитие востоковедческих наук своего времени. Энциклопедия состоит из 8600 статей и содержит сведения о Центральном Востоке. Д,Эрбело приводит сведения о поэтах Ирана и посвящает подробные статьи Рудаки, Фирдоуси, Анвари, Са’ди и Хафизу.

В XVIII-XIX вв. англоязычные народы благодаря трудам исследователей-переводчиков и европейских путешественников смогли приобщиться к волшебному миру творчества персидско-таджикских и турецких поэтов. В связи с этим, можно упомянуть о филологических изысканиях сэра Вильяма Джонса (1742-1794), сэра Джеймса Редхауса (1811-1892), Эдуарда Байлза Коуэлла (1826-1903), Эдуарда Генри Пальмера (1840-1882), появившихся до исследований Эдуарда Фицджеральда и Эдуарда Брауна. Научное наследие вышеперечисленных исследователей является доказательством распространения персидского языка и литературы Востока в мире Запада. (Рассматриваемые проблемы являются объектом научных изысканий молодого исследователя Б. Олимова).

В исследовании литературоведа Шокира Мухтора освещены некоторые неизученные аспекты литературных взаимосвязей персидско-таджикской и французской литератур, а также рассмотрен вопрос о влиянии многогранного творчества наших великих мыслителей на духовный мир литераторов Европы. Автор в своей монографии предпринял попытку показать выдающуюся роль и значение персидского языка и литературы во всем мире. С этой целью он анализирует влияние творчества наших поэтов на сочинения знаменитых представителей мировой литературы: Данте, Лафонтена, Вольтера, Гете, Байрона, Пушкина, Гюго, Гейне, Лермонтова, Петефи, Есенина и других .

Исследования последних лет ныне покойного профессора А. Давронова выявляют, до какой степени повлияла наша классическая и современная литература на творчество армянских литераторов и становилась объектом их научных изысканий и переводческой деятельности. Труды ученого доказывают влияние и распространение нашей литературы в одном из красивейших уголков мира. В особенности в его статье «Ованес Туманян и персидско-таджикская литература» приведены факты, подтверждающие любовь литераторов Армении к нашей литературе, к творчеству Хайяма и Хакани. Таким образом, ученым доказывается влияние иранской культуры на одну из древнейших наций .

Вопросы, касающиеся особенностей распространения персидского языка и литературы в Индии и Пакистане, стали предметом научных изысканий исследователей за последние полвека. В связи с этим можно упомянуть научные труды профессора З. Гаффаровой, которые признаны одним из направляющих исследований современной филологии в изучении роли и значимости персидского языка и литературы в Индии. Ученый, исследуя вопрос литературных взаимосвязей, на примере связей между персидско-таджикской и индийской литературами, предоставил ценные научные выводы, способствующие более глубокому рассмотрению теории литературных взаимосвязей .

Известный литературовед О. Навшохи в своей статье «Осори хуxастаи худжандиён дар Покистон» («Благословенное наследие худжандцев в Пакистане»)

Murodi N. Influence and Diffusion of Persian-Tajik Literature in the Countries of Asia and the Middle East

отмечает, что «существование образцов наследия худжандских поэтов и писателей в разных уголках Пакистана свидетельствует о давних культурных взаимосвязях и научном сотрудничестве. Может быть, в данное время мы отдалены друг от друга с точки зрения географии, однако имена великих представителей Худжанда всегда присутствовали на страницах истории культуры и литературы Шибхи Кора» .

Исследования востоковеда Н. Зохидова являются подтверждением влияния и распространения персидской литературы в арабском мире. В своих монографиях исследователь анализирует причины обращения арабских литераторов к персидскому языку и литературе. Вместе с тем, он, рассматривая тенденцию возрождения переводов литературного наследия с персидского на арабский язык, разработал основные направления теории изучения переводов в таджикской филологии .

Исследования и наблюдения выявляют, что тюркоязычными народами унаследованы самые лучшие литературные традиции персидско-таджикской литературы.

«Девони Фони» («Диван Фони»), созданный на персидском языке основоположником узбекской классической литературы амиром Алишером Навои, и другие его творения являются ярким свидетельством приверженности и подражания поэта персидско-таджикской литературе в XV веке . Также можно упомянуть о «Девони Нодира» («Диван Нодиры»), который относится к XVIII веку и большую часть которого составляют стихотворения поэтессы, сочиненные на таджикском языке. (В «Диване» поэтессы со страницы 47 по 239 размещены стихотворения на узбекском и со страницы 241 по 578-стихотворения на таджикском языке) .

В целом краткий обзор узбекской классической литературы выявляет большую роль и значительное влияние персидско-таджикской литературы на данную литературу в средние века.

По мнению профессора А. Ю. Якубовского, предпосылки данного явления сформировались еще в период правления Караханидов, и тюркоязычные народы в Средней Азии жили в соответствии с таджикской культурой: «Тюрки не только изучали таджикский язык и иранскую литературу, но и сами участвовали в создании данной культуры.... Также узбеки сотрудничали с таджиками в развитии всех ремесел. В данное время невозможно определить национальность мастеров (Средней Азии - М.Н.), имена которых дошли до нас, так как у них единые мусульманские имена» .

Подтверждением данной точки зрения могут также послужить записки европейского путешественника и ученого А. Вамбери. Из его наблюдений следует, что население Ферганской долины, и в особенности жители Коканда, не только говорили и писали на персидском языке, но и по происхождению являлись таджиками. В том числе он пишет: «В Кокандском ханстве таджики по численности находятся на втором месте после узбеков. Несмотря на то, что по количеству их меньше, чем в Бухаре, в домах собирается многочисленное общество. Характер и поведение кокандских таджиков намного лучше по сравнению с их бухарскими соплеменниками. У таджиков Коканда более чистая и ясная речь с точки зрения грамматики и лексики. Данная особенность наиболее присуща Коканду, жители

Муроди Н. Влияние и распространение персидско-таджикской литературы в странах Азии и Ближнего Востока

которого разговаривают на языке, близком к манере Рудаки - главнейшего персидского поэта из бухарского рода» .

Наряду с вышесказанным, страницы истории свидетельствуют о том, что еще до Октябрьской революции во всех медресе Ферганской долины наравне с тюркскоузбекскими произведениями, в качестве учебников изучали литературное наследие Аттора, Хафиза, Бедиля, которые составляли основу обучающего материала для учеников .

Однако эти исторические отношения ни в коей мере не были односторонними. Прежде всего необходимо упомянуть поэта и мыслителя Мавляна Абдуррахмана Джами, который сочинял стихотворения и общался со своим другом и учеником Навои на тюркско-чагатайском наречии. Также их совместно написанная книга «Чихил хадиси Шайх Джоми ва Амир Навои» («Сорок хадисов шейха Джами и эмира Навои»), являющаяся стихотворным переводом хадисов Пророка ислама, занимает достойное место в рядах письменного наследия Востока и положила начало традиции написания такого рода произведений в мусульманской литературе . Исследователи упоминают о трех газелях Джами на тюркском языке, одна из которых создана с использованием поэтической фигуры мулавван. Так, Е. Э. Бертельс отмечает: «Не может быть такого, чтоб Джами, проживая в Герате с Тимуридами, не приобщился к их наречию» .

В XIX-XX вв. данная тенденция продолжилась. Были опубликованы мухаммасы на таджикском языке известного узбекского поэта Мукими. Садриддин Айни и Хамза Хакимзода Ниязи продолжили традиции литературных взаимосвязей .

Более тщательный анализ данного вопроса выявляет распространение произведений персидско-таджикской литературы у других тюркских племен. В произведениях киргизских, казахских, туркменских, азербайджанских и турецких литераторов отражены традиции нашей литературы.

В заключении этой статьи можно привести слова известного таджикского филолога А’лохона Афсахзода, который, рассматривая в своем обширном исследовании вопрос о литературном взаимовлиянии, на основании изучения биографии и творчества Хафиза, приходит к следующему выводу: «Благодаря этим особенностям поэзия Хафиза достигла такого уровня, что ей подражали великие поэты Камол Худжанди и Джами, Навои и Махтумкули, Хилоли и Фузули, Сайидо и Мукими. Хафизу поклонялись также великие поэты России и Европы - А.С. Пушкин, И.В. Гете, А. Фет, Л. Украинка, С. Есенин, а его творчество становилось источником их вдохновения» .

Список использованной литературы:

1. Бертельс, Е.Э. Навои и Джами / Е.Э. Бертельс. - М.: Наука, 1965. -499 с.

2. Муминов, И. Амир Темурнинг Урта Осиё тарихида тутган урни ва роли / И. Муминов. -Ташкент: Фан, 1993. -56 с.

3. Навоий, Алишер. Мухокимат-ул-лугатайн /А.Навоий. -Тошкент, 1940. -84 с.

4. Азаде, Р. Низами Гянджави /Р. Азаде. -Баку: Элм, 1981. -76 с.

5. Тихонов, Н. Писатель и эпоха /Н Тихонов. -М.: Советский писатель, 1974. -643 с.

Murodi N. Influence and Diffusion of Persian-Tajik Literature in the Countries of Asia and the Middle East

6. Айни, К. Забони порсии дарии тоджикии Вароруд ва Хуросон // Рудаки. Фаслномаи адаби-фарханги //К.Айни. -Душанбе, 2010. -№26-27.

7. Муллоахмадов, М. Омилхои рушд ва мондагории забон ва адабиёти форсу тоджик // Фишурдаи суханронихои Анджумани панджуми байналмилалии устодон ва мухаккикони забон ва адабиёти тоджику форс / М. Муллоахмадов. -Душанбе, 2006. -150 с.

8. Гейзер, А.Р. Золотой венец. (Очерки и материалы из истории литературных взаимосвязей таджиков с Западной Европой и Россией) / А.Р. Гейзер. -Худжанд, 2011. -248 с.

9. Ходжибаева, Б., Мирзоюнус, М. Пушкин и Восток /Б. Ходжибаева, М. Мирзоюнус. -Худжанд, 1999. -189 с.

10. Мухтор, Ш. Персидско-таджикская классическая поэзия во Франции. (Проблемы изучения, перевода и функционирования) /ШМухтор. -Душанбе: Деваштич, 2003. -479 с.

11. Давронов, А. Зеленая книга времен. (Вопросы поэтики художественного перевода и литературных связей) /А. Давронов. -Душанбе, 2012. -411 с.

12. Fаффорова, З. Масъалахои хиндшиноси ва равобити адаби / З. Гаффорова. -Худжанд, 2011. -516 с.

13. Навшохи, О. Осори хучастаи худжандиён дар Покистон // Рудаки. Фаслномаи адаби-фарханги / О. Навшохи. -Душанбе, 2010. №26-27

14. Зохидов, Н. Арабоязычный период персидско-таджикской литературы (VIII-IX века) /Н.Зохидов. - Душанбе: Дониш, 1993. -186 с.

15. Навоий, Алишер. Мукаммал асарлар туплами. Девони Фоний / Составители Х. Сулаймон, Х. Муродий, С. Рафиддинов. -Тошкент: Фан, 2002. -Т.18. -552 с.

16. Нодира. Девон. Шеърхо ба забони узбеки ва форси-тоджики / Составитель М. Кодирова. -Тошкент, 1963. -620 с.

17. Якубовский, А.Ю. К вопросу об этногенезе узбекского народа / А.Ю. Якубовский. -Ташкент: УзФАН, 1941.

18. Турсунов, Н. Таърихномаи Худжанд (аз замони кадим то соли 1917) / Н. Турсунов. -Худжанд, 2012. -352 с.

19. Абдуллаев, Й. Эски мактабда хат-савод урганиш /Й. Абдуллаев. -Тошкент: Урта ва олий мактаб, 1960. -152 с.

20. Каталог фонда Института рукописей / Отв. ред.: А.П. Каюмов. -Ташкент: Фан, 1989. 412 с.

21. Бертельс, Е.Э. Джами. Эпоха, жизнь, творчество / Е.Э. Бартельс. - Сталинабад, 1949. -175 с.

22. Сайфуллаев, А. Традиции и современное состояние взаимосвязей // В единстве и родстве /А. Сайфуллаев. -Душанбе: Адиб, 1989. -147-176 с.

23. Афсахзод, А. Хофизнома /А. Афсахзод. -Душанбе, 1971. -104 с.

Reference Litarature

1. Bertels Ye.E. Navoi and Djami. -M.: Science, 1965. -499pp.

2. Muminov I. The Place and Role of Timur in the History of Middle Asia. -Tashkent, Science,1993. -56pp.

3. Navoi, Alisher. Judgements about two Languages. Tashkent, 1940. -84pp.

4. Azade, R. Nizami Gyandzhevi. -Baku:Elm, 1981. -76pp.

Муроди Н. Влияние и распространение персидско-таджикской литературы в странах Азии и Ближнего Востока

5. Tikhonov N. Writer and Epoch. -M.: Soviet writer, 1974. -643pp.

6. Aini K. Persian-Dari-Tajik Language of Varorud and Khuroson // Rudaki Periodical Quarterly of language and literature. -Dushanbe,2010. pp. 26-27.

7. Mulloakhmadov M. Factors of Development Providing Stability of Tajik-Persian Language and Literature // Theses of the fifth international conference of Experts in Tajik-Persian Language and Literature. -Dushanbe,2006. -150pp.

8. Gheizer A.R. Golden Crown (Essays and materials from the history of mutual ties of Tajiks with Western Europe and Russia).-Khujand, 2011. -248pp.

9. Khodjibayeva B., Mirzoyunus M. Pushkin and the Orient. - Khujand, 1999. -189pp.

10. Mukhtor Sh. Persian-Tajik Classical Poetry in France (Problems of Studies, Translation and Functioning). -Dushanbe: Devashtich, 2003. -479pp.

11. Davronov A. Green Book of Times (The issues of belles-lettres translation and literary ties). -Dushanbe,2012. -411pp.

12. Gaffarova Z. Patterns of Indology and Literary Ties. -Khujand, 2011. -516pp.

13. Navshokhi O. Literary Productions of Khujanders in Pakistan // Rudaki. Quaterly Periodical of Literature and Art. -Dushanbe, 2010. -pp.26-27.

14. Sokhidov N. The Period of the Persian-Tajik. Literature Written in Arabic (VIII-IXcc.). -Dushanbe: Knowledge, 1993. -186pp.

15. Navoi, Alisher. Complete Collection of Works. Devoni Foniy. Compilers:Kh.Sulaymon, Kh. Murodiy, S. Rafiddinov. -Tashkent: Science, 2002, 552pp.V.18.

16. Nodira. Devon. Poems in Uzbek and Persian-Tajik Compiler. M. Kodirova. - Tashkent, 1963. -620pp.

17. Yakubovsky A.Yu. To the Issue of Ethnogenesis of the Uzbek People. -Tashkent: Uz A/S, 1941.

18. Tursonov N. The History of Khujand (since old times up to 1917). -Khujand, 2012, 352pp.

19. Abdyllayev Yi. Tuition to Grammar in Old School. Secondary and Higher School, 1960, 152pp.

20. The Catalogue of the Manuscript Fund Institute. Editor in Charge A.P. Kaymov. -Tashkent: Science, 1989, 412pp.

21. Bertels Ye.A. Epoch, Life. Creation. Stalinabad, 1949.-175pp.

22. Sayfullayev A.Traditons and Modern State of Ties / In Unity and Kinship.- Dushanbe: Adib, 1989. -pp. 147-176.

23. AfsakhzodA. Khofiznoma. -Dushanbe, 1971. -114pp.

Влияние и распространение персидско-таджикской литературы в странах Азии

и Ближнего Востока

Ключевые слова: персидско-таджикский язык и литература, Средняя Азия, русская литература, Запад, узбекская литература

Данная статья посвящена изучению влияния и распространения персидскотаджикской литературы в странах Азии и Ближнего Востока. В процессе своего развития персидский язык и литература не только оставили огромное наследство будущим поколениям, но и сыграли значительную роль в развитии науки и культуры народов всего мира.

Murodi N. Influence and Diffusion of Persian-Tajik Literature in the Countries of Asia and the Middle East

Без сомнения можно сказать, что именно благодаря преобладанию гуманистических идей в художественных произведениях наших классиков, с давних времён их внимательно изучали и в странах Европы и Средней Азии. Нельзя поручиться, указывая на то, что на идеологию русских, английских, французских, индийских, пакистанских, турецких и арабских писателей и поэтов не повлиял красочный мир таджикской и персидской литературы. Это явление в течение долгих лет привело к литературным взаимосвязям поэтов и писателей различных народов, которые способствовали сближению культуры и цивилизации наций.

Influence and Diffusion of Persian-Tajik Literature in the Countries of Asia and the

Key words: Persian-Tajik language and literature, Middle Asia, Russian literature, the West, Uzbek literature

The article dwells on the studies dealing with the influence and diffusion of the Persian-Tajik literature in the countries of Asia and the Middle East. In the process of its development the Persian language and literature not only left a big herritage to future generations, but played a considerable role in the development of science and culture of all peoples of the world either.

One can say beyong doubts that just due to the prevalence of humanistic ideas of our classics they were studied deeply in the countries of both Europe and Middle Asia since long times. The ideology of Russian, English, French, Indian, Pakistani, Turkish and Arabian men-of-letters might have been swayed over with the colourful world of the Tajik-Persian literature. In the conrse of durable years this phenomenon made an impact upon literary relations of poets and writers of various peoples that promoted a rapprochement of cultures and civilizations of nations.

Муроди Низомиддин, канд. филол. наук, доцент кафедры таджикской классической литературы Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд) e-mail: nmurodi@mail. ru

Information about the

Murodi Nizomiddin. Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the department of classical literature under Khujand State University named after acad. B. Gafurov (Tajikistan, Khujand), e-mail: nmurodi@mail. ru

Поэзия XIV—XVI вв. продолжала лучшие традиции поэтов предшествующей эпохи от Фирдоуси и Рудаки до Омара Хайяма и Саади.

Творчество Саади (ок. 1203—1291), несмотря на относительное временно́е отстояние, типологически прямо соприкасается с литературой рассматриваемой эпохи (о поэте подробнее см. т. II наст. изд.).

С великим Саади, оказавшим влияние на всю поэзию Ближнего Востока и Средней Азии, в первую очередь, связано творчество младшего великого поэта Шираза — Хафиза. Оба поэта были глубоко народны, гуманны и бесстрашны. Саади был более склонен к философскому поучению, Хафиз — к более ощутимо чувственной образности.

Оба мыслили себя поэтами — пророками своего народа. Хафиз и его современники с новой силой утверждали в сложных условиях феодального мусульманского мира человеческое достоинство и стремились к лирическому воссозданию освобождающейся от пут ортодоксальной религии личности.

В XIV—XVI вв. обретают новую жизнь не только касыды, газели, но и назире. Жанр назире появился еще в XII—XIII вв. в серии подражательных «дописываний» «Шах-наме». Заслуга утверждения и развития этого жанра в дидактическом и романическом эпосе принадлежит прежде всего Амиру Хосрову (Хусро) Дехлеви (Делийский).

По-прежнему поэты обращались к суфийским мотивам. Но со временем суфийская поэтическая образность становится в первую очередь художественным приемом. Появился своеобразный литературный стиль, ставший, по выражению А. Н. Болдырева, лишь «суфийствующим», т. е. суфийским по форме и многообразным по содержанию.

Литература на фарси достигает своего наивысшего развития в XIV в. в творчестве Ибн Ямина, Убайда Закани, Хафиза, Камаля Худжанди.

В 1370-е годы, когда против тирании Тимура возникло народное движение сарбадаров в Хорасане, Средней Азии, Гиляне, Мазендеране и Кирмане, в литературе появилось новое направление — хуруфизм, близкий к суфизму и шиизму. Хуруфитская ересь выдвинула своих поэтов, азербайджанцев по происхождению, — Насими (казнен в 1417 г.), Касим аль-Анвара (ум. 1434) и др.

При преемниках Тимура в Самарканде, затем в Герате писали поэты-панегиристы. Кульминационной точки в своем развитии литература достигла в Герате во второй половине XV в. в творчестве персидско-таджикского поэта Джами (1414—1492) и основоположника узбекской литературы Алишера Навои (1441—1501).

Тогда же усиливается так называемая «ремесленная» поэзия (Сайфи и др.) и художественная проза («Сияние Конопа» Хусейна Ваиз Кашефи; ум. 1505).

Литература Западного Ирана была тесно связана в XV в. с Гератом, но уступала ему по значению. Среди поэтов XV в. выделялись Баба Фигани (ум. 1519), а также поэт-ремесленник Дарвиш Дихаки (ум. 1531).

В литературе этого времени передана стихия народного возмущения против угнетателей. Мотивы протеста звучат в лирике (газель, кыта) и в сатире. Наиболее яркими представителями поэзии, выразившей настроение народа, были Ибн Ямин, Хафиз, Камаль Худжанди и сатирический поэт Закани.

Ибн Ямин (1287—1368) унаследовал от отца должность сановника и поэта при правителях Хорасана. Когда под ударами сарбадаров рушилась власть иноземцев и их местных прислужников, Ибн Ямин, человек образованный, тонкий поэт, стал певцом сарбадаровских вожаков. Он примкнул к плебейскому крылу повстанцев, руководимому одним из радикальных суфийских братств.

Некоторые из стихов поэта звучат как боевые прокламации повстанцев. В одних он призывает к сплоченности, в других говорит о ненависти к врагам. Порой его стихи насмешливы, ироничны:

Если станешь ходить за коровой хоть три месяца,

Благополучие твое возрастет с каждой неделей.

Ну, а если семьдесят раз в неделю восхвалишь царя,

Толк будет невелик: тому милее шут.

Что ж, погляди и убедись:

Уход за одной коровой лучше служения сотне шахов.

Показная бесшабашность лирического героя Ибн Ямина — ринда (гуляки) была протестом против аскетизма, ханжества религии, призывом к чистой совести, свободе духа. Человек для Ибн Ямина выше ангела, человек — высшая ценность, совесть — его жизненный наставник, смелое дерзание — путь к счастью.

Убайд Закани родился в конце XIII в. в Южном Азербайджане, а умер в 1368 г. Он учился в Ширазе, где, видимо, рано столкнулся с социальной несправедливостью. В прозаических посланиях (рисале) он высмеивает безнравственность феодалов. Послание «Этика благородных» состоит из семи глав, в каждой из которых говорится о мудрости, смелости, скромности и т. д.

Главы разделены на две части: «отмененное учение» и «утвержденное (действующее) учение»; в первой части, ссылаясь якобы на авторитет древних, автор излагает свои социально-этические взгляды, а во второй — разоблачает нравы власть имущих, для которых «чаша огненного вина дороже крови ста братьев».

Закани также высмеивает трусость: «Я не подставлю себя под удары стрел, топоров и пик; страсти, вино и скоморохи мне гораздо больше по душе». Многим газелям Закани свойственна острая сатирическая направленность.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!