Тайны брестских подземелий. Подземелья Бреста

Слышала собственными ушами

Недавно вернувшаяся в родной город, который покинула девчушкой, Татьяна Николаевна Лазеба вспоминает далекие годы:

– Когда была ребенком лет десяти, слышала от дедушки, что где-то в году так 1949-м они решили посмотреть, куда ведут подземные ходы Бреста. А он до войны работал в Брестской крепости, на строительстве укреплений, местность и окрестности знал хорошо. Углубились они, по его словам, из под валов Брестского вокзала . Долго шли, потом заплутали. Вышли на поверхность только через три дня…в 15 километрах от города.

Вроде бы шли в восточном направлении, добавляет Татьяна Лазеба. Там форты есть, даже улица Фортечная. Так может тот ход и был восточной разводкой по фортам?

— Я это теперь, взрослым разумом, оцениваю как интересное, — говорит Татьяна Николаевна.— Жалею, что не записала подробностей. А тогда ведь как – в одно ухо влетело, в другое…

Мнение специалистов

Комментируя эту историю, сотрудник городского музея Сергей Быцкевич заметил, что “калі казаць пра горад, дык такое малаверагодна, але падземныя фартыфікацыі ў крэпасці не здзівілі б гісторыка”.

Научный сотрудник Музея обороны Брестской крепости Елена Грицук показала мне Казематный план крепости 1850 года: подземные ходы не обозначены. «Но ведь это информация, которую было бы уместно утаить, оставив только на отдельном плане, предназначенном для очень узкого круга лиц». Вспомнился научному работнику и разговор с покойным настоятелем православного Свято-Никольского храма. Тот упоминал о возможности пройти под землей с Цитадели в форт Гаврилова. А это ведь под Мухавцем!!!

В самой церкви разговора у меня не получилось. Мол, не мог он такого говорить. Но оставим пока мотивы такой категоричности на уровне догадок.

А вот третье мнение специалиста. Автор буклета о Бресте, историк архитектуры Ирина Лавровская высказала мало оптимизма, что касаемо подземного Бреста. Хотя почти наверняка был только подземный ход от вокзала к гостинице «Буг», отметила Ирина Борисовна. В период между «освобождением» 1939 года и «вероломным нападением» немцев в 1941 году строили очень много фортификаций. В первую очередь старались обезопасить штабы. Все это сопровождалось абсолютной секретностью, которая так характерна тоталитарным режимам. Страх замыкает рты намертво. Поэтому – почему бы и нет? Особенно если такой тоннель был построен еще до большевиков, и его осталось только подновить?

Под вокзалом

Есть музей и в железнодорожном вокзале. Его хранитель Савва Тихонович Шпудейко заинтересовался темой.

Историк-энтузиаст показал две размытые фотографии. “Есть в подвалах две железные трубы. Под уклоном уходят в сторону Брестской крепости. Но обшивка в ветхом состоянии. И они метров через 15 закрыты кладкой”.

Разговорились о популярных для нас в последние годы подтоплениях. Нет, говорит Савва Тихонович, вокзал если и подтопляет, то это из ветхих водопроводных и прочих труб. Грунтовой воды нет. А почему – показали измерения, проведенные при обустройстве Московской стороны вокзала. Кроме того что нашли царскую стенку – тупичок, куда ставили царский поезд, – путем пробных бурений установили: вокзал покоится на глиняной подушке толщиной 18 метров. В ширину она 10 метров.

Вода здесь была, продолжает знающий музейщик. Гитлеровцы наливали ее в 1941-м, чтобы вытеснить засевших там наших солдат и милиционеров. Ее откачали во время ремонта, который завершили в 1952 году. Проектная документация должна храниться в Киеве в одном из проектных институтов.

Савва Тихонович согласился отреставрировать фотографии уникальных тоннелей. Администрация дала напрокат робу и провожатого. Спецовка и в самом деле понадобилась: под вокзалом узко, пыльно и паутинно. Кроме того, метра на полтора подвал засыпан песком и всякого рода строительным мусором. Вероятно, чтобы окончательно осушить.

Обе интересные гофрированные железные трубы, которые куда-то ведут

(на фото), очевидно, послевоенного происхождения. Но успели местами насквозь проржаветь. Так что на что-то большее, чем фото, я не решился. Да и разрешения не было.

Пешком в историю

Теперь вокзал ремонтируют. В инженерной службе сказали, что весь грунт из подвальной части будут извлекать, чтобы освободить место для сферы обслуживания пассажиров. Бары, игровые комнаты…

Археологи и историки здесь уже были. Даже стены простукивали. Нашли чайник и пару ложек.

Но теперь-то шанс больший, особенно в плане открытия подземного движения. Ведь рано или поздно автовокзал перенесут поближе к железнодорожному. Вполне закономерное логистическое решение. А там и тоннель понадобится. И вдруг окажется – он уже есть!

Ничуть не хуже, если трубы из-под вокзала ведут в Брестскую крепость (до нее по прямой какой-то километр). Ведь каково читать жалобы туристов из Москвы: мол, в вечернее время от вокзала до Мемориала не добраться! А тут – проходишь, закинув в монетоприемник российские, европейские, американские монеты, – неважно, вопрос технический – и пожалуйте, через километр благоустроенной прогулки с прокатом электрических фонариков, покупкой буклетов, значков, появлением скелета “Потревоженный берестеец” и его трансформацией в экскурсовода – выходим в Мемориале! Москвичи могут облачиться в форму и сыграть в войну русских с австрияками, поляков и немцев, поляков и русских, красноармейцев и фашистов… Украинцам можно одеться в форму солдат армии УНР (были интернированы здесь в 1920-е годы). Полешуки могут проследовать до места тюрьмы, где их концентрировали для отправки в ГУЛАГ (из Бреста запланировано было отправить 4 эшелона, успели один). Тюрьма (построенная еще около 1850 года как пересыльная для отправки в Варшавский Централ – сведения И. Лавровской ) стояла на Северном острове, а через речку напротив, в кольцевой казарме жили ее охранники — батальон войск НКВД.

В общем, кому сахарную косточку, а кому и хрящик, кому войнушку, а кому память. Главное — это будет настоящее путешествие в историю, с развертыванием на месте событий. При профессиональном подходе это сулит городу фантастические деньги.

В плане реализации идеи придумывать ничего нет необходимости. Первый мост через Буг в Берестье в ХVI столетии построил, с разрешения городской Рады, еврей Мойша (Кандыбович?). Мост был разводной, с паромной переправой (свидетельство И.Лавровской ). Вложив в постройку все сбережения, Мойша получил право взимать мыто. В результате все были довольны.

Но сегодня единственный вариант, когда все будут недовольны, – это если не вернуть историческое свое. Или хотя бы не попробовать.

Так что, за дело, господа-товарищи?

«Атлантида» Брестской крепости. Миф или реальность? Многие журналисты и простые любители пытались провести расследования в поисках ответов на эти вопросы, но до сих пор никто так и не приблизился к ответу.

Кому из нас в детстве, вдохновленных «Островом сокровищ», «Кортиком», «Полесскими Робинзонами», снедаемых жаждой приключений, не хотелось найти что-то таинственное, невероятное? Полазить с фонариками в казематах Брестской крепости в поисках секретных ходов, вообразив себя героем со страниц книги или приключенческого кинофильма? В детстве все воспринимается по- иному.

Подземелья Брестской крепости - это тема, про которую уже неоднократно и писали, и снимали документальные фильмы. В итоге, вопросов всегда оставалось больше, чем ответов. В обществе сложилось мнение, что подземелья существуют и ведут они из крепости в Польшу, из крепости - в Брест и на железнодорожный вокзал. Некоторые рассказывают, что подземные коммуникации не ограничиваются тремя направлениями, а распространяются дальше. Подземельями протяженностью в десятки километров связаны между собой все форты Брестской крепости, более того, центром подземного лабиринта является Цитадель.

Но откуда взялась эта идея? Откуда эти сведения? И есть ли истина в подобных предположениях? Многие журналисты и простые любители пытались провести расследования в поисках ответов на эти вопросы, но до сих пор никто так и не приблизился к ответу. Город наполнен легендами о подземельях. Фактов, увы, нет. Может просто до сих пор не там искали? В этом материале Реальный Брест попробует провести свое расследование и дать объективную оценку, отвечая на вопрос: на самом ли деле существует «Атлантида» Брестской крепости…?

Полевые выходы с фонариком интересны, информативны и познавательны, но искать подземную крепость надо не в казематах, а в библиотеке. Пока мы не поймем назначение скрытых под землёй коммуникаций, систему строительства и назначение каждого объекта в крепости, мы будем долго искать черного кота в темной комнате, продолжая плодить городские легенды. При поиске ответов на вопрос о подземельях, важно понимать, в какие года, как и для чего строились те или иные крепостные объекты. Подойдя с накопленным багажом знаний к вопросу о существовании подземного мира под крепостью, лишнее отсеивается и остаются факты. Факты, против которых не устоит ни одна легенда.

Начать хотелось бы с прояснения вопроса: что мы имеем в виду, говоря о подземных ходах? Это - проход под землей для свободного перемещения между фортификационными сооружениями крепости или опорными пунктами укрепленных районов. Изнутри - длинный коридор с переборками на входе и выходе, высотой и шириной позволяющий свободно перемещаться взрослому человеку. Все это подходит под фортификационный термин – ПОТЕРНА. Значит, это и является целью наших поисков. Потерна, ведущая под землей за пределы крепости.

Территория Брестской крепости очень богата на технические коммуникации, такие как канализационные и ливневые стоки, которые строились одновременно с крепостью. Именно их зачастую и принимают за подземные ходы. Отчасти это так. Высота и ширина таких коммуникаций были соблюдены при строительстве таким образом, чтобы позволить взрослому человеку проползти по ним на четвереньках и в случае засора добраться до него и очистить магистраль. За последние 8 лет такие канализационные магистрали встречались на Кобринском, Волынском укреплениях и на Центральном острове.

Это действительно большая и разветвленная сеть, где при желании человеку средней комплекции можно перемещаться, ощущая лишь некоторые неудобства. Тут можно с уверенностью говорить о том, что в архивах существует план этих «подземелий». Но, при всем желании, это не потерна для перемещения живой силы в полной амуниции. Это - канализация 19 века, система отвода нечистот. Т.е., это совсем не то, что мы ищем. Кстати, на одном из крепостных планов такая система обозначена, вопреки заявлениям, что подобные документы скрыты от общественности. На плане выделена пунктирной линией.

В 2010 году, после ураганного ветра, повалившееся дерево на Госпитальном острове подняло корнями часть грунта. Таким образом, удалось увидеть, что из себя представляет старая канализация, воспринятая многими апологетами существования подземелий, как самый настоящий подземный ход.

Следующие объекты для рассмотрения на звание «подземных ходов» - горжевые казематы главного крепостного вала, казематированный траверс за постом милиции, кафе «Цитадель», казематы в толще главного вала входа «Звезда» (горжевые казематы), перед капониром Гаврилова и т.д. Не используется специализированная терминология, да простят меня квалифицированные историки и знатоки фортификации, т.к. этот материал предназначен для широкого круга читателей.

Итак, эти казематы не были подключены к общей системе отвода нечистот. Поэтому вышеупомянутые магистрали к ним не подводили. Да и строились они в разное время с основными крепостными объектами. Здесь имелись стационарные уборные в крайних казематах, от которых шел пятиметровый туннель за периметр здания, заканчивающийся камерой-накопителем (выгребная яма) с отверстием в потолке, через который уже с улицы производился забор нечистот. Т.е. снова не то, что мы ищем. На данном плане все четко показано.

Но и тут не обошлось без сюрпризов. В 2011 году по многим белорусским СМИ прогремел материал, что в Брестской крепости найден подземный ход!!! Который на поверку оказался… канализацией, о чем написано чуть выше.

Никто из вас не задумывался, а когда вообще начали появляться легенды про подземелья в крепости? Разбирая этот вопрос, удалось выяснить, что все слухи про некие подземные ходы появились в послевоенное время, сначала в литературе, в воспоминаниях защитников, потом и от детей, гуляющих в крепости. Дети рассказывали взрослым, те своим знакомым. Потом дети подросли и продолжали при случае вспоминать об этом. Так город наполнялся слухами о подземельях. Мы постараемся разобрать несколько таких случаев, попытаемся понять, что имел в виду тот или иной человек, рассказывая о подземных ходах. И начнем пожалуй с официальных источников, опубликованных воспоминаний защитников крепости.

Стоит обратить внимание, что на момент начала боевых действий в Брестской крепости, гарнизон насчитывал порядка 30 (+ -) представителей различных национальностей. Некоторые из которых не то что были неграмотными, но даже по-русски плохо понимали. Более того, человеку, прожившему всю жизнь в провинции и впервые оказавшемуся в фортификационном объекте, любой проход в валу казался подземным ходом. К сведению, перед началом войны вся крепость была поделена на сектора, в которых размещались подразделения и проход на территорию другой части был запрещен. Т.е. не было разброда и шатаний по всей крепости бойцов из одних частей на участок соседей. Следовательно, знать, как устроена вся крепость, они не могли.

РОМАНОВ АЛЕКСЕЙ ДАНИЛОВИЧ, сержант, командир пулеметного отделения, секретарь комсомольского бюро полковой школы 455-сп. Сражался в Цитадели на участке Брестских ворот и Белого дворца. Из его воспоминаний, в ночь на 2 июля вместе с группой товарищей выбрался из крепости.

… Трудно достались нам какие-то сотни метров от Белого дворца до Мухавца: из 27 человек мы потеряли 20, и лишь ночью на 29 июня, лавируя среди трупов, переплыли Мухавец метрах в 150-200 от моста, вверх по течению.
На противоположном берегу реки в зарослях камыша и лозняка мы обнаружили узкий сводчатый проход, ведущий в подземелье. Абсолютно темный коридор в начале вел на подъем, потом под уклон и оканчивался сводчатым тесным помещением с тремя амбразурами, выходящими на дорогу, ведущую к Центральному острову. Наблюдая в амбразуры за дорогой, мы увидели быстро передвигавшихся немцев.

Если внимательно проследить путь Романова, то получается, что он с товарищами оказались в шлюзе, который поддерживает уровень воды в крепостном водяном рву (в народе - обводной канал). Правильное название - «Каменная труба», там действительно есть выход в реку Мухавец. Это вполне широкий лаз, с подъемом наверх, где и будет технический колодец с устройством для поддержания уровня воды, что Романов описывает, как амбразуру.

Тут небольшое отступление. В этой истории Романов ссылается на Гребенюка, как на командира этой группы, с которым они пересекли Мухавец. С фактами не поспоришь, у Гребенюка в карточке военнопленного стоит дата пленения 24 июня…

О подземных ходах вспоминал и А. Леонтьев, сражавшийся в Цитадели.

Ночью, переплыв Мухавец в районе 455 сп, проползя через весь Северный остров, ему удалось выйти из крепости через «подземный лазарет» в главном валу:

«Лабиринты мы очень хорошо знали, так как дело старое (иногда без увольнительных ходили в город не через ворота)».

Однако, судя по всему, Леонтьев ушел через хорошо знакомый ему ветеринарный лазарет (т. н. «гавриловский капонир»), где действительно имеется проход через вал.

Генерал-полковник Л.М.Сандалов «Пережитое». В июне 1941 г. - полковник, начальник штаба 4-й армии:

«Брестская крепость была построена русскими в 1842 году. Основу ее составляла цитадель, расположенная на острове, омываемом с юго-запада Бугом, с юго-востока рекой Мухавец, а с севера - рукавом Мухавца. По внешней окружности цитадели проходила сплошная кирпичная двухэтажная казарма, которая в то же время являлась и крепостной стеной. Казарма имела 500 казематов для размещения войск, под казематами находились подвалы, а еще ниже - сеть подземных ходов».

Нижний уровень под подвалами здания Арсенала. Действительно в одном из отсеков этого подвала существуют некие ступени, которые как-бы ведут чуть ниже уровня пола, что в свою очередь и выдается за, якобы, вход в подземелья. На самом деле, это обычный «ледник». Т.е. небольшое, вымощенное помещение для хранения льда. В настоящий момент засыпано мусором и затоплено. Откуда там вода? Предположительно в леднике подорван пол, через дыру которого поднялись грунтовые воды. Это - намеренный подрыв, вследствие зачистки немцами казематов, во время которой в каждый темный угол летели гранаты. Отсюда рождение мифа о том, что немцы затопили нижний уровень подвалов под крепостью. По другой версии, дыра в полу могла оказаться следствием пробивки колодца защитниками, во время осады, т.к. это самая нижняя точка в подвале.

Давая описание крепости, фразу про 500 казематов генерал Сандалов подчерпнул скорее всего из С. С. Смирнова. "Пережитое" опубликовано в 1961 г. У Смирнова про подземные ходы впервые было написано в 1956 г. в "Крепости на границе". Причем, именно у НЕГО. Ни у М. Л. Златогорова, ни у Т. К. Никоновой годом ранее про подземные ходы ничего не было. Причем, в описании строительства крепости Никонова перечисляет основные сооружения вплоть до валов и каналов, а о подземельях там ни слова.

Т.К.Никонова. "…в начале XIX века начинается строительство крепости. На острове между Бугом и Мухавцом было выстроено кольцо оборонительной казармы, севернее, южнее и западнее возведены форты и бастионы, насыпаны земляные валы, вырыты обводные каналы" . 1955 г. (фактически подписано в печать в конце 1954-го)

Впрочем, никакой конкретики по этому поводу и у Смирнова никогда не было, общие фразы. Более того, он сам признается, что все это упомянуто"по слухам"

"Еще не вскрыты многие крепостные подземелья и подземные ходы, которые, по слухам , в разных местах проложены под крепостной территорией".

"Защитники крепости спускались в глубокие подземелья и по неизвестным немцам подземным ходам покидали занятые врагом участки крепости, продолжая борьбу уже на другом месте".

Под это описание очень хорошо подходит огромный подвал здания Арсенала, по которому можно пересечь территорию Цитадели от Тереспольских ворот, до казармы 455 сп. Также это применимо к Восточному и Западному фортам, где потерны соединяли основную часть форта с контрэскарпными галереями (в народе «подкова»). Что позволяло скрытно перемещаться обороняющимся по территории форта.

Из воспоминаний:

«…Проход в Восточных воротах был заблокирован. Одну из машин, покидающих крепость немцы подорвали, и в проезде ворот бушевал пожар. Нам пришлось покидать крепость через подземных ход , который был расположен чуть левее Восточных ворот и вел в сторону Бреста».

Когда человек оказывается в стрессовой ситуации на грани жизни и смерти, восприятие меняется. Ты оказываешься в незнакомом месте, и единственная возможность выжить - покинуть это место опасности. В данном случае описан проезд сквозь вал. Т.е. по сути подземный ход, шириной в две телеги, ведущий в сторону города Бреста.

А. А. Гребенкина "Живая боль. Женщины и дети Брестского гарнизона":

"Женщины пытались найти выход из крепости. Им даже показалось, что нашли подземный ход. Проползли несколько метров и обнаружили завалы. Разобрали их, однако вскоре убедились, что подземного хода нет."

Здесь речь идет о женщинах и детях, укрывавшихся в горжевых казематах 98 ОПАД (вход «Звезда»). О том, что из себя представляли подобные казематы, говорилось выше. Казарма в толще вала, состоящая из 12 казематов, в крайних из которых были устроены туалеты с уходящими туннелями к выгребным ямам. Что и было обнаружено.

Анализируя каждый упомянутый случай, можно с большой долей вероятности сказать, что ни в одном из них речь не идет о полноценных потернах, скрытых ходах за пределы крепости. Все эти случаи носили локальный характер и ошибочно воспринимались людьми в стрессовой ситуации, как подземелья.

Форты

Форт - отдельное долговременное укрепление, полевая артиллерийская позиция в системе крепостных сооружений. Строительство фортов началось в 1869 г. с постройки форта «Граф Берг» в километре к северо-западу от крепости с целью контроля над участком железной дороги Варшава-Москва и железнодорожным мостом через реку Буг. От форта к крепости вела, так называемая, скрытая дорога. Что имелось ввиду? Дорога, прикрытая с обеих сторон насыпью (глассис). Т.е. укрытая или скрытая дорога, которая и принимается некоторыми исследователями, как потайной ход от форта в крепость.

18 ноября 1878 г. был утверждён план, по которому предполагалось строить форты на расстоянии 3-4 км друг от друга и на таком же расстоянии от главной ограды крепости. Каждый получил номерное обозначение, и в каждом можно было разместить до 200 солдат и 20 орудий.

Что из себя представлял в то время форт? Это позиция посреди поля, с правильным профилем вала, кирпичными казематами для убежища пехоты и склада с боеприпасами. Сохранившийся в первозданном виде на сегодняшний день Форт I, демонстрирует нам яркий пример фортов Брестской крепости до их модернизации. Могли ли между ними быть подземные ходы, и были ли они соединены с крепостью? За комментарием мы обратились к ведущему специалисту по истории строительства русских крепостей, автору многочисленных работ по истории русской фортификации Владимиру Ивановичу Калинину.

«Наличие ходов, соединяющих форты между собой нелогично именно с военной точки зрения. Форты - это автономные опорные пункты, обстреливающие промежутки между ними и тем самым содействующие пехоте, защищающей эти промежутки.

Кроме того, крепостная позиция превратилась из сплошной ограды в реденькую цепочку фортов прежде всего по экономическим соображениям, поскольку увеличение размеров этой ограды привело бы к ее немыслимому удорожанию. Копка подземных ходов между фортами, помимо нелепости в военном отношении, была бы настолько дорогим удовольствием, что это обессмыслило бы выгоду, полученную от рассредоточения крепостной ограды.

Так образом, исходя из общетеоретических соображений, а также из практики строительства всех без исключения аналогичных крепостей в мире, можно уверенно утверждать об отсутствии таких ходов в Бресте.

В истории фортификации известен только один серьезный пример строительства подземных ходов между отдельными опорными пунктами - это Мезерицкий УР на границе Германии и Польши. Говорят, что Адольф Алоизиевич, увидев его даже в сильно недостроенном виде, бился в истерике и говорил, что это не фортификация, а убежища для дезертиров! И ведь прав оказался, поскольку эта система с гипертрофированной подземкой и недоразвитыми боевыми частями рухнула под ударами Красной Армии за четыре дня.»

При последующей модернизации фортовых укреплений, между объектами внутри самих фортов были проложены подземные коммуникации, потерны. До сих пор такие подземные ходы можно увидеть и пройтись по ним в фортах литеры А, 8 и 5, которые находятся на территории Республики Беларусь. К сведению, подземная потерна форта литеры А, имеет протяженность в 98 метров и это самая большая по протяженности подземная коммуникация в фортах Бреста, имеющаяся на сегодняшний день!

Лейтенант А. И. Махнач вспоминал:

«Перед тем, как получить подразделения, нас направили (16 человек) в 1-й батальон 455 сп в целях проверки внутреннего распорядка взводов. Батальон находился в пяти километрах от центра крепости, в одном из ее фортов. Наших фортов за крепостью, по рассказам бойцов, было несколько. Они были соединены ходами под землей с крепостью. Во время своего пребывания в форту я проходил вместе с другими офицерами в подземные ходы на метров 300, где была уже вода и сырость».

В своих воспоминаниях о «ходах, ведущих в крепость» А.И.Махнач ссылается на рассказы бойцов. Самому же, как видно из рассказа, до крепости дойти не удалось - за ведущий в нее ход он принял, вероятно, одну из потерн, соединявших жилую казарму с капонирами и полукапонирами форта 8 (Б), где и располагался перед войной один из батальонов 455 стрелкового полка.

Плюс ко всему, описывая это, Махнач упоминает, что освещали путь спичками, которые уже начинали подходить к концу, тогда и было принято решение вернуться. Т.е., тут сложно поверить в то, что они могли пройти 300 метров, освещая дорогу лишь спичками, рассчитав их на дорогу назад. На приведенном плане форта, о котором пишет Махнач, достаточно много коммуникаций, но не одна из них не выходит и не выходила за его периметр.

Даже не будучи специалистом, посмотрев на запутанные комуникации форта видно, что с коробком спичек его не обойти.

«Атлантида» Брестской крепости. Миф или реальность? Многие журналисты и простые любители пытались провести расследования в поисках ответов на эти вопросы, но до сих пор никто так и не приблизился к ответу.

Городские легенды.

В начале прошлой было упомянуто, что легенды о подземельях крепости появились в послевоенное время, и одними из тех, кто эти легенды распространял, были дети. В свободное время брестские мальчишки то и дело гуляли по крепости в доступных местах, играли в «войнушку», обследовали казематы и пытались залезть, куда только можно. Детские впечатления особенно ярки, и потому частенько ошибочно выдают желаемое за действительное. Поколение 60-х, 70-х давно подросло, и теперь это - состоявшиеся мужчины, серьезные начальники, бизнесмены или простые рабочие.

Многим не один раз приходилось слышать те или иные истории о том, что в детстве, гуляя в крепости, ребятня находила подземные ходы и по ним выходила совсем в другом месте. Либо возвращались мальчишки обратно, т.к. заканчивались спички или садились батарейки в фонарике. Порой сами взрослые находили нечто похожее на подземелья, после чего рассказывали об этом. Тут хотелось бы прояснить один момент. В 60-е, и последующие годы, в свободном доступе была часть Кобринского укрепления, плюс район деревянных ДНС на Волынском. Собрав большое количество легенд, мы стали тщательно проверять каждую.

В большинстве случаев концы было найти невозможно, т.к. многие пересказывали подобные истории с чужих слов, а сами ничего не видели. При этом, что-то упуская из виду, добавляя или называя те или иные вещи по-своему. Но главное одно - во всех рассказах это были подземные ходы! В нескольких случаях удалось найти первоисточник и побеседовать лично. Более того, объективности ради, выехать на место и указать, что конкретно видел в крепости человек, о чем потом рассказывал всем, как о подземном ходе.

Легенда №1. Подземные ходы длиной в несколько километров.

Николай Владимирович (имя изменено). «Мы в детстве часто любили гулять в крепости, благо жили не так далеко. Казаки-разбойники, войнушка, да и просто поискать немецкие автоматы (смеется). Один раз, зайдя в один из казематов, увидели обвал песка и туннель, уходящий в темноту. С собой были только спички. Стало интересно, что там? Полезли. Одного друга оставили на входе, чтобы, в случае чего позвал помощь. Сначала шли согнувшись, потом ползли на четвереньках пока не дошли до большой комнаты. Пещера, как мы ее тогда назвали. Из нее уходили еще два хода в разные стороны. Как нам показалось на несколько километров вперед. Решили проверить один, полезли. Вскоре оказался завал, да и спички стали заканчиваться. Под землей показалось, что преодолели метров 300-500. Решили вернуться и через некоторое время повторить попытку с фонарями и веревками. Но так и не собрались».

Он некоторое время ходил и не мог сориентироваться, где это было. «Давно не был в крепости, времени нет, да и что тут смотреть». Через некоторое время после начала прогулки Николай начал вспоминать. Он подвел нас к Северным воротам, вышел из них в сторону города и свернул направо. «Вот!» сказал торжествующе, «Здесь! Точно здесь!» указывая на капонир под Северными воротами.

Капонир под Александровскими (Северными) воротами был построен в 1871 году, и что он представляет из себя, показано на плане. В данный момент действительно частично засыпан, но кое-где еще остались доступны потерны и казематы. Т.е. детские впечатления Николая, плюс незнание того, где он находился, привели к возникновению у ребят полной уверенности, что они нашли подземные ходы! Но теперь миф проверен и развенчан.

Легенда №2. Ход в Польшу.

Леонид Михайлович (имя изменено). Отставной офицер, который в послевоенное время служил в артиллерийском полку на территории Северного острова Брестской крепости, утверждал, что знает о наличии подземного хода из крепости, который ведет в сторону государственной границы и далее в Польшу. Он долго не шел на контакт, но помог случай. Нашлись общие знакомые, которые поручились и он все-таки согласился в обмен на полную конфиденциальность показать место, где, по его словам, существует вход в подземелье. Выехав на местность, Леонид Михайлович повел нас уверенно по территории бывшей военной части. Мы подошли к Северо-Западным воротам и повернули налево, вдоль вала, прошли порядка 300 метров, где в толще вала был вход. «Вот, ребята, тот самый ход, две телеги тут разъедутся смело. Там через метров 50 будет стена, это тупик. Ход заложен. Дальше было запрещено ходить, да и зачем оно нам? Дальше граница».

Наш отставной военный не знал, что перед ним проход сквозь крепостной вал, за которым находится первый капонир Брестской крепости. Да и зачем ему это было знать, меньше знаешь – лучше спишь. В чем он был прав, так это в том, что действительно, за капониром, недалеко проходит река Буг и граница с сопредельным государством, а ширина прохода в валу позволяет разъехаться двум телегам. Еще один миф проверен и развенчан!

Легенда №3. Ход под водой реки Буг.

Удалось также выйти на одного отставника, который служил в крепости еще в 50-х годах. Тут было сложнее всего, т.к. человек был в возрасте. На место мы не выезжали по причине его плохого самочувствия, но Всеволод Михайлович (имя изменено) пошел навстречу и зарисовал подробно, где находится вход в подземелье. «Выходите из Тереспольских ворот к Бугу, подойдете к бывшей опоре моста, там и увидите вход в подземелье. Те самые, которые солдаты во время войны использовали. Правда немцы их потом затопили».

На местности оказалось, что Всеволод Михайлович указал на выход ливневой канализации, о которой мы писали в части I. Миф проверен и развенчан!

Легенда №4. Форты соединены с крепостью.

Очередная легенда гласит, что форты соединены подземными ходами с крепостью, и пороховые погреба являются отправными точками. Наш источник указывал на пороховой погреб Волынского укрепления Брестской крепости. По его словам, именно там можно увидеть вход в подземелья.

Погреб построен из кирпича во 2-й половине XIX века, но в 1912-1915 годах его модернизировали, укрепив каждый из входов коленчатым бетонным сквозником. Погреб представляет собой большой зал с двумя входами с торцов. По полному периметру зал окружён узкой галереей, связанной с ним многочисленными окошками.На чертеже показана перестройка погреба.

Пустыми контурами обозначены старые кирпичные стены, серым - новые бетонные входы со сквозниками. Кроме того, показано увеличение обваловки (сплошные линии против пунктирных). Всё это было призвано лучше защитить боезапас от вражеской артиллерии. При модернизации погреб был накрыт сверху толстой бетонной подушкой.

В послевоенное время в погребе утилизировали найденные боеприпасы, вследствие чего в полу появилась дыра, под которой оказалось пространство размером с основной зал, заканчивающееся тупиком…Сторонники версии существования подземелий именно это и выдают за вход в потайные лабиринты крепости, который был засыпан в послевоенное время.

Если внимательно посмотреть на чертеж, то видно, что строение пороховых погребов крепости предполагало наличие подпола, который по замыслу инженеров защищал помещение от сырости. Проверено и развенчано!

Теперь о конкретике.

Можно с небольшой долей вероятности сказать, что возможно на центральном острове когда-то имелись подземные ходы между культовыми зданиями. Покойный настоятель Свято-Николаевского храма крепости Игорь Умец в одном из интервью упоминал, что существует подземный ход из церкви в сторону бывшего коллегиума Иезуитов (монумент Мужество). Правда, эту версию проверить до сих пор не удалось. Что именно имел ввиду покойный настоятель, остается загадкой.

Сохранившиеся здания ордена Иезуитов во многих других городах имеют несколько уровней подвалов, где имеются подземные коммуникации. Это говорит о том, что, возможно, таковые могли быть и у нас, в старом Бресте. Напомним, на руинах бывшего монастыря ордена Иезуитов в Брестской крепости, в данный момент "сердце" Мемориала - Вечный огонь и монумент Мужество. Основная часть подвалов не доступна.

Из фортификационных сооружений в крепости существуют потерны внутри Западного и Восточного форта, позволяющие скрытно перемещаться внутри периметра форта. Подвал здания Арсенала полностью проходной. Подвалы оборонительной казармы (Цитадель) не сообщаются и представляют собой замкнутое пространство каждый, за исключением отдельных случаев, где между несколькими отсеками имелись сообщения и спуск с первого этажа. По большому счету это технические помещения обеспечивающее приток воздуха в системе вентиляции.

Подземные потерны в фортах на нашей территории существуют в фортах 5, 8 и литеры А. Сквозь толщу вала Северного острова имеются проходы в три капонира и проход в валу во второй равелин (бывший кемпинг). Это и можно считать реальными подземельями Брестской крепости. И которые, в свою очередь, воспринимались, как подземные ходы.

Апологеты версии о существовании подземелий всегда аргументируют свою точку зрения тем, что планы таковых существуют, но они скрыты за семью печатями и никогда не будут обнародованы. Что все подземные ходы засыпаны были в свое время поляками и потом советами. Также звучат слова в адрес писателя С.С.Смирнова, что ведь он врать не стал бы! Но, повторюсь, Сергей Сергеевич не писал конкретику про подземелья, а только лишь с чьих-то слов, как и всю легендарную книгу о подвиге защитников крепости.

Итог.

На сегодняшний день не выявлено наличие полноценных потерн - подземных коммуникаций, предназначенных для тайного прохода за периметр крепости и далее. Возможно потому, что их просто не существует и никогда не было. Увы, реальность часто сильно отстаёт от красочного вымысла приключенческих романов, а «сарафанное радио» приукрашивает и рождает все новые легенды для тех, кто абсолютно не разбирается в фортификации. Но, как ни крути, истина ценится во все времена превыше всего остального. Как говорится, «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Нами проверено и развенчано!

Нашему железнодорожному вокзалу не отремонтироваться без историков и археологов. Его засыпанные песком подвалы, вероятно, скрывают вход в туристический рай. Ведь под землей от вокзала в Брестскую крепость – это и туристу о-го-го, и городской казне приятно. Сейчас железнодорожный вокзал ремонтируется. Успехи разные, но об этом потом. Главное — в другом. Так давайте сразу о главном.

  • Слышала собственными ушами

Недавно вернувшаяся в родной город, который покинула девчушкой, Татьяна Николаевна Лазеба вспоминает далекие годы:

– Когда была ребенком лет десяти, слышала от дедушки, что где-то в году так 1949-м они решили посмотреть, куда ведут подземные ходы Бреста. А он до войны работал в Брестской крепости, на строительстве укреплений, местность и окрестности знал хорошо. Углубились они, по его словам, из под валов Брестского вокзала . Долго шли, потом заплутали. Вышли на поверхность только через три дня…в 15 километрах от города.

Вроде бы шли в восточном направлении, добавляет Татьяна Лазеба. Там форты есть, даже улица Фортечная. Так может тот ход и был восточной разводкой по фортам?

— Я это теперь, взрослым разумом, оцениваю как интересное, — говорит Татьяна Николаевна. — Жалею, что не записала подробностей. А тогда ведь как – в одно ухо влетело, в другое…

  • Мнение специалистов

Комментируя эту историю, сотрудник городского музея Сергей Быцкевич заметил, что “калі казаць пра горад, дык такое малаверагодна, але падземныя фартыфікацыі ў крэпасці не здзівілі б гісторыка”.

Научный сотрудник Музея обороны Брестской крепости Елена Грицук показала мне Казематный план крепости 1850 года: подземные ходы не обозначены. «Но ведь это информация, которую было бы уместно утаить, оставив только на отдельном плане, предназначенном для очень узкого круга лиц». Вспомнился научному работнику и разговор с покойным настоятелем православного Свято-Никольского храма. Тот упоминал о возможности пройти под землей с Цитадели в форт Гаврилова. А это ведь под Мухавцем!!!

В самой церкви разговора у меня не получилось. Мол, не мог он такого говорить. Но оставим пока мотивы такой категоричности на уровне догадок.

А вот третье мнение специалиста. Автор буклета о Бресте, историк архитектуры Ирина Лавровская высказала мало оптимизма, что касаемо подземного Бреста. Хотя почти наверняка был только подземный ход от вокзала к гостинице «Буг», отметила Ирина Борисовна. В период между «освобождением» 1939 года и «вероломным нападением» немцев в 1941 году строили очень много фортификаций. В первую очередь старались обезопасить штабы. Все это сопровождалось абсолютной секретностью, которая так характерна тоталитарным режимам. Страх замыкает рты намертво. Поэтому – почему бы и нет? Особенно если такой тоннель был построен еще до большевиков, и его осталось только подновить?

  • Под вокзалом

Есть музей и в железнодорожном вокзале. Его хранитель Савва Тихонович Шпудейко заинтересовался темой.

Историк-энтузиаст показал две размытые фотографии. “Есть в подвалах две железные трубы. Под уклоном уходят в сторону Брестской крепости. Но обшивка в ветхом состоянии. И они метров через 15 закрыты кладкой”.

Разговорились о популярных для нас в последние годы подтоплениях. Нет, говорит Савва Тихонович, вокзал если и подтопляет, то это из ветхих водопроводных и прочих труб. Грунтовой воды нет. А почему – показали измерения, проведенные при обустройстве Московской стороны вокзала. Кроме того что нашли царскую стенку – тупичок, куда ставили царский поезд, – путем пробных бурений установили: вокзал покоится на глиняной подушке толщиной 18 метров. В ширину она 10 метров.

Вода здесь была, продолжает знающий музейщик. Гитлеровцы наливали ее в 1941-м, чтобы вытеснить засевших там наших солдат и милиционеров. Ее откачали во время ремонта, который завершили в 1952 году. Проектная документация должна храниться в Киеве в одном из проектных институтов.

Савва Тихонович согласился отреставрировать фотографии уникальных тоннелей. Администрация дала напрокат робу и провожатого. Спецовка и в самом деле понадобилась: под вокзалом узко, пыльно и паутинно. Кроме того, метра на полтора подвал засыпан песком и всякого рода строительным мусором. Вероятно, чтобы окончательно осушить.

Обе интересные гофрированные железные трубы, которые куда-то ведут (на фото), очевидно, послевоенного происхождения. Но успели местами насквозь проржаветь. Так что на что-то большее, чем фото, я не решился. Да и разрешения не было.

  • Пешком в историю

Теперь вокзал ремонтируют. В инженерной службе сказали, что весь грунт из подвальной части будут извлекать, чтобы освободить место для сферы обслуживания пассажиров. Бары, игровые комнаты…

Археологи и историки здесь уже были. Даже стены простукивали. Нашли чайник и пару ложек.

Но теперь-то шанс больший, особенно в плане открытия подземного движения. Ведь рано или поздно автовокзал перенесут поближе к железнодорожному. Вполне закономерное логистическое решение. А там и тоннель понадобится. И вдруг окажется – он уже есть!

Ничуть не хуже, если трубы из-под вокзала ведут в Брестскую крепость (до нее по прямой какой-то километр). Ведь каково читать жалобы туристов из Москвы: мол, в вечернее время от вокзала до Мемориала не добраться! А тут – проходишь, закинув в монетоприемник российские, европейские, американские монеты, – неважно, вопрос технический – и пожалуйте, через километр благоустроенной прогулки с прокатом электрических фонариков, покупкой буклетов, значков, появлением скелета “Потревоженный берестеец” и его трансформацией в экскурсовода – выходим в Мемориале! Москвичи могут облачиться в форму и сыграть в войну русских с австрияками, поляков и немцев, поляков и русских, красноармейцев и фашистов… Украинцам можно одеться в форму солдат армии УНР (были интернированы здесь в 1920-е годы). Полешуки могут проследовать до места тюрьмы, где их концентрировали для отправки в ГУЛАГ (из Бреста запланировано было отправить 4 эшелона, успели один). Тюрьма (построенная еще около 1850 года как пересыльная для отправки в Варшавский Централ – сведения И. Лавровской ) стояла на Северном острове, а через речку напротив, в кольцевой казарме жили ее охранники — батальон войск НКВД.

В общем, кому сахарную косточку, а кому и хрящик, кому войнушку, а кому память. Главное — это будет настоящее путешествие в историю, с развертыванием на месте событий. При профессиональном подходе это сулит городу фантастические деньги.

После нашей публикации «Тайны подземелья» («БК», № 4 с. г.), где речь шла про туннель, который, возможно, связывает Брестский вокзал и крепость, пошли отклики и разного рода информация.

Буквально сразу после выхода газеты в редакцию пришел читатель. Назвался Анатолием Фёдоровичем и сообщил следующее:

– Когда разбирали руины бывшей табачной фабрики по улице Орджоникидзе (железобетонный скелет стоял так долго, что внутри выросли тополя – Е.Б. ), открылся вход в подвал. Из подвала рабочие смогли пройти подземным коридором в сторону Брестской крепости довольно много, но потом побоялись и вернулись. Теперь вход заплели проволокой, чтобы не лазили. Но, думаю, при желании войти можно.

Табачная фабрика

Конечно, такой сигнал заинтересовал. Я побывал по адресу, указанному читателем. Есть и предварительные результаты. Видно, что раньше это был полуподвал: есть двери и зарешеченные окна. Но входа в подземный коридор пока найти не удалось. Колодец рядом, закрытый железной плитой, оказался заполненным водой. Очевидно, она и та, которая стоит в подвале, на одном уровне.

Возле клуба железнодорожников

Вторым посетителем оказался ветеран и друг газеты Борис Павлович . Он вспомнил рассказанное ему еще в 50-е годы двумя брестчанами -- бывшим начальником горотдела милиции Овчинниковым и сотрудником мебельной фабрики Толмачевым, тоже бывшим милиционером.

Сразу после войны возле деревни Тюхиничи прижали к реке Лесной «банду бульбашей» (или «бульбовцев», украинских националов, названных по имени атамана Бульбы (Боровца) – Е.Б. ). И вдруг они как сквозь землю провалились. Потом объявились в районе желдорвокзала. Засели «бульбовцы» в церкви, на месте нынешнего клуба железнодорожников. В конце концов милиционеры пошли на штурм. Одна группа атаковала прямо «в лоб», вторая -- проникла туда по ходу со стороны Тюхиничей, вспоминал Борис Павлович рассказ двух своих знакомых. Раньше был возле клуба арочный вход в какую-то подземную коммуникацию. Позже его засыпали, а теперь на его месте яма.

В означенном учреждении культуры встретившиеся железнодорожницы поправили: здесь был костёл, его стены и теперь создают относительный уют зрительного зала старенького уже клуба. На «яму» среагировали положительно, но показали на обустроенный и давно никем не посещаемый вход под землю метрах в пятидесяти.

Новые адреса

Не менее впечатляюще прозвучал глас народа в Интернете. На одном из сайтов, скопировавших статью «Тайны подземелья», юзер под ником «деонис-гость » сообщил, что «при реконструкции здания суда нашли тоннель, ведущий в сторону Брестской крепости». Спасибо, проверим.

Сообщили и о большой пустоте под улицей Гоголя, которую пришлось заполнять бетоном при установке памятника 1000-летию Бреста. Это органично вписалось в рассказ Станислава , работающего недалеко от семейства котов, которые сидят на колонне около пересечения улиц Советской и Пушкинской. Оказалось, сидят не случайно. Сторожат. И вот от кого.

Подземный Брест есть, и он обжит

К сожалению, не людьми, а крысами. Интерес Станислава в его рассказе кровный, потому что профессиональный: от крыс приходится отбиваться, поскольку они подъедают ссобойки работников. “Так что коммуникации пришлось отсечь, в смысле замуровать”, -- сказал мой очередной собеседник. Время от времени крысы прорываются, но тут спасает кошка. Не такая, как на микроскульптуре, а вполне обычная Мурка.

По словам Станислава,часть именно этого хода залили бетоном, когда устанавливали памятник на улице Гоголя. Ход заканчивается якобы, по свидетельству третьих лиц, где-то по ту сторону проспекта Машерова. Не исключено, что это система послевоенной противоатомной обороны, как предполагают некоторые собеседники. И мне подумалось: а ведь это тоже часть нашей истории. Во время мини-футбольного турне по Европе клуба “АМАТАР” 16 лет тому назад в одном немецком местечке мы ночевали в бывшей НАТОвской казарме. Шесть этажей, из них четыре под землей. Именно под землей мы и спали. Глухо, скажу вам, как в танке. И даже романтично.

Короче, спалось отлично. Неужели нельзя искусить гостей нашего города ночкой в советском бомбоубежище? С коридором в триста метров. Конечно, про то, что раньше здесь обитали крысы, в путеводителях не пи-сать.

И снова крепость

Еще один след подсказал Дмитрий Бородаченков . Вот только, судя по стилистике его постов, утомили Дмитрия разговоры с людьми в казенном сукне. С подачи пытливого интернетчика Николая Колядича получилось узнать про достижения брестских диггеров, среди которых, кстати, упомянутый Бородаченков один из первых.

Поскольку некоторые версии преждевременно предавать гласности, не проверив, буду этим заниматься вплотную. Пока попробовал проверить версию про «подземные ходы в районе Северных ворот Брестской крепости с оплавленными фашистскими огнеметами кирпичными сводами» (юзер под ником «мой город-гость »). Она полностью подтвердилась: ходы есть, их, похоже, там даже несколько параллельных, они и впрямь труднодоступны, поскольку узкие и засыпаны песком.

Очевидно, что казематы здесь подземные благодаря насыпной земле (валы Брестской крепости достигают в высоту десяти метров). Своды внутри на самом деле все в копоти, с них свисает обсосулившийся от температуры кирпич. Жуть… И живая история. Подумалось: быстрей бы произошла, наконец, ревитализация Брестской крепости, о которой столько шуму. А шуметь следовало бы хотя бы о том, что у нас руины, так сказать, уже по второму витку пошли. После войны разрушенную крепость дополнительно разрушили, построив дома комсостава (в Северном городке, к примеру), а то и вовсе горожанам на сараи пошел кирпич. В том числе, и с трехэтажного еще в 1950 году, судя по малоизвестной картине художника Зайцева, Белого дворца. Потом довелось для Мемориала делать руины-муляжи. Казематы, слава Богу, не разобрали, зато песком и вправду засыпали.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!