Тайны и легенды лагеря артек. Легенды Крыма: Артек

По меркам истории США - молодая страна. Народных эпических сказаний у неё нет, но персонажи сродни Робин Гуду имеются. Одна из них - Сэди Фаррел по прозвищу Коза.

В середине XIX века первый мегаполис США Нью-Йорк манил к себе не только законопослушных иммигрантов, но и уголовников всех мастей. Неудивительно, что окраины города оказались под властью преступных кланов.

Небольшой нью-йоркский остров Уордс, расположенный в месте впадения реки Харлем в пролив Ист-Ривер, в середине XIX века был застроен трущобами. Он кишел ворами, грабителями и проститутками, а также здесь находился пункт приёма иммигрантов. Полиция старалась не совать нос в здешние дыры, ибо появляться там было небезопасно.

Местные забегаловки были сосредоточием преступников, и владельцы каждого заведения, помимо «крыши» со стороны какой-либо банды, имели собственного вышибалу, способного выкинуть любого. В одном из баров на Довер-стрит такую роль выполняла женщина-великан по имени Галлус Маг.

Имея рост под метр девяносто и вес далеко за сотню, она одним ударом могла вырубить перепившего смутьяна. В руке у неё болталась короткая дубина, которой она била выпивоху по голове, если кулака было недостаточно. Завсегдатаи бара побаивались Маг, но почти ежедневно кто-то испытывал силу её удара.

Впрочем, это было не самым страшным. Фирменным стилем Галлус считалось откусывание уха. Зажав локтевым захватом голову пьянчуги, великанша зубами вцеплялась ему в ухо и отгрызала его. На самой верхней полке бара стояли банки с маринадом, в которых плавали уши несчастных. Над ними красовалась табличка «Трофеи Галлус Маг».

Неизвестно, знала ли об этом рыжеволосая дамочка, зашедшая сюда выпить с молодым спутником. Но когда Маг проходила мимо неё, подвыпившая девица не только не отвела взгляд, а наоборот, посмотрела на неё вызывающе.

Галлус, не терпевшая подобных выходок, отрывисто гаркнула, но вместо извинений услышала отборный мат с ирландским акцентом. Такого громоподобная англичанка стерпеть не могла. Она замахнулась на грубиянку, но та ловко увернулась от разящего удара. Более того, рыжая девица изловчилась и с разбега ударила головой в огромный живот Маг. Великанша охнула и осела на пол.

Посетители разом замолкли, взирая, как девица дала отпор Галлус. Но битва на этом не закончилась. Взревев, Маг бросилась на обидчицу и сграбастала её своим ручищами. В мгновенье ока небольшая головка оказалась в руках громилы, и нет сомнения, что Галлус могла задушить ирландку. Но за убийство в Нью-Йорке грозила виселица, поэтому великанша впилась зубами в ухо противницы.

От жуткой боли девушка потеряла сознание. Маг оторвала её ухо и, словно тряпичную куклу, выкинула дамочку из бара. Подняв вверх окровавленный трофей, великанша взревела: «Кто знает, чьё это ухо?!». Один из посетителей оторвался от виски и прокричал: «Это ухо Сэди Козы Фаррел».

Девушка, осмелившаяся бросить вызов великанше Галлус, была явно неробкого десятка. Её звали Сэди Фаррел по прозвищу Коза. Она выросла в нью-йоркских трущобах и там же научилась лихому ремеслу.

Несмотря на природную хрупкость, к 1869 году Фаррел стала известной в криминальных кругах персоной. Её метод грабежа был прост, но оригинален. Напарник Сэди заходил сзади подвыпившего прохожего и заламывал ему руки, в то время, как девушка с разбега била тому головой в солнечное сплетение. Когда несчастный падал, Сэди била его своим лбом по лицу, пока тот не терял сознание или не начинал умолять о пощаде.


За этот способ драки, схожий с боданием, Сэди и прозвали Козой. Девушка была настолько уверена в своём стиле, что не побоялась бросить вызов Галлус. Но громила оказалась сильнее.

После инцидента Сэди залегла на дно, зализывая раны. Она боялась выходить на улицу, считая, что все теперь будут тыкать в неё пальцем: «Смотрите, это одноухая Коза!». Но нужда оказалась сильнее позора, и уже спустя неделю Сэди гуляла возле причала Вест-Сайд в поисках наживы.

Здесь она и увидела, как парни из банды Чарлтона пытаются угнать стоявший посреди реки Гудзон небольшой шлюп. Девушка заметила, что угонщикам не удаётся поднять якорь и сдвинуться с места. Тогда она крикнула им, что может помочь решить проблему. Гангстеры выслали за ней шлюпку, и уже через несколько минут вся компания рассекала волны на краденой посудине.

Главарь банды по прозвищу Громила Чарли был туповатым малым, и Сэди быстро удалось убедить его, что вдвоём они добьются гораздо большего. Теперь у банды были грубая мужская сила и женский изворотливый ум. Разбойники согласились повиноваться Сэди, и уже через несколько дней реки, протекающие в Нью-Йорке и вблизи него, пополнились новым пиратским коллективом.

Захватив шлюп побольше, банда Чарлтона принялась бороздить воды рек Гарлем и Гудзон, контролируя последнюю почти на сотню миль от Нью-Йорка. Жертвами пиратов становились не только мелкие посудины, но и прибрежные деревни.

Высадившись на малолюдном берегу, под покровом ночи разбойники врывались в хижины бедных и особняки богатых и грабили всё, что попадалось под руку. Тех, кто имел смелость оказать сопротивление, убивали без пощады. Коза также грабила местных фермеров, сжигая их постройки во время налёта.

За несколько месяцев, что Сэди и её банда занимались речным пиратством, они получили хороший навар. Трофеи разбойники прятали в хитроумных тайниках. Там они лежали, пока Сэди искала на них покупателя. Как правило, это были проверенные скупщики краденого. Одна из них, Марм Мандельбаум, через свой магазин на Клинтон-стрит реализовывала краденого на десятки тысяч долларов. Мандельбаум имела славу самого крупного скупщика на всем восточном побережье. Именно она и был лучшим партнёром мисс Фаррел.


Почувствовав уверенность в своих силах, Сэди решила, что ей пора становиться не бандиткой, а корсаром в юбке. Будучи неглупой девицей, она прочла несколько книг про известных пиратов. В частности, в одной из них утверждалось, что древнеримские пираты похитили Юлия Цезаря и освободили его за большую сумму. Это подхлестнуло Козу осуществить похищение нью-йоркского богача Шпрее. Наградой стали несколько сотен долларов.

С другой стороны, она решила навести порядок и дисциплину в собственной банде. Парни Чарлтона обожали выпить и не любили подчиняться. Из-за их разгильдяйства у Сэди нередко срывались планы грабежей. Тогда она решила применить жестокое наказание, которое у морских пиратов называется «прогулка по доске». В открытом море с борта свешивали доску, и по ней шёл приговорённый. Через несколько метров он падал в воду и либо тонул, либо становился жертвой акул. Конечно, акул в реках вблизи Нью-Йорка не было, но несколько подчинённых Фаррел плюхались с доски за борт, и учитывая, что в тот момент они были пьяны, до берега бедняги не добирались.

В конце концов банда Козы разозлила местных жителей. Тем более, что речные пираты убили нескольких богатых домовладельцев и фермеров. В итоге, жители долины Хадсон на севере штата Нью-Йорк создали дружины самообороны. В свою очередь, полиция на нескольких шлюпах стала патрулировать воды рек Гудзон и Ист-Ривер. Вскоре эти меры дали о себе знать. Пираты угодили в засаду, несколько из них были убиты, а шлюп, на котором они совершали набеги, повреждён.

Разгромленная банда решила прекратить существование. Выжившие гангстеры отправились обратно в доки Вест-Сайда, Сэди тоже вернулась в свой район. У неё были награбленные деньги, и она могла позволить себе не думать о пропитании. Наслышанные о её речных «подвигах» местные жители прозвали её Королевой нью-йоркского причала.

Но грабить Сэди больше не желала. На имеющиеся деньги она открыла пивную, посетителями которой стали многочисленные криминальные дружки хозяйки. За два месяца работы заведения здесь было совершено семь убийств. В итоге, полиция Нью-Йорка прикрыла этот притон раз и навсегда.

Однако за несколько дней до закрытия заведение мисс Фаррел посетила великанша Галлус Маг. Несмотря на неприятный инцидент в прошлом, женщины помирились. Галлус вручила Сэди банку с её замаринованным ухом. Говорят, что пиратка поместила ухо в медальон и носила его на груди всю оставшуюся жизнь.

Алексей Аникин, журнал «Мир криминала», №15, 2017 год

Вернуться в «Артек» я мечтала с 1996 года. Для меня, двенадцатилетней школьницы, смена в лагере «Янтарный» стала чем-то невероятным! И прежде всего, потому что я была из тех «белых ворон», о которых еще предстоит услышать.

Я спешно покупаю билет до Симферополя, сажусь в аэроэкспресс и мчу в «Домодедово».

— Алло, Даша? Это Лариса. Как дела?
— Привет, Лариса. Лечу в Крым.
— Тогда есть предложение. А не хочешь ли ты рассказать читателям своих «Тактик и практик» про современный «Артек»?
— Это сейчас шутка такая была? Ты не поверишь, но я только что об этом еду-думаю… как бы так сделать.
— Там колоссальные изменения: реконструкция, подходы к образованию, даже форма… Аккредитоваться очень просто.
— Ради «Артека» хоть в рабство, Ларис.

Через неделю у меня была пресс-аккредитация. Нам с коллегами предстояло встать в 05:30, чтобы к 15:00 быть в «Артеке» на интервью с Юрием Владимировичем Ээльмаа, заместителем директора по образованию МДЦ «Артек». Встречал нас сотрудник пресс-службы Юрий Малышев.

Вопросов было много и все, что хотелось, обсудить не удалось, но основные проблемы мы все-таки прояснили.

Даша Богачкина: Была у вас в 1996 году. Могу сказать, что с той поры часто думала о том, как бы сюда вернуться. Понятно, что за это время многое изменилось, поэтому спрошу: что сейчас происходит в «Артеке»?
Юрий Ээльмаа: Если вы пройдетесь по лагерю, то увидите глобальные и реальные перемены. В первую очередь надо понимать, что «Артек» до 1990 года был отражением советской истории: пионерское движение, Советский Союз – это был очень интересный проект со своими задачами, но эта история закончилась. Сейчас рождается новый «Артек»: он ни в коем случае не отказывается от своей истории, но время прошло, сейчас перед нами стоят совершенно новые образовательные задачи, и поэтому изменения неизбежны. Если говорить про инфраструктурную сторону вопроса, то в прошлом году были реконструированы шесть лагерей. В 2016-м два лагеря были снесены до котлована из-за полной ветхости – это лагеря «Полевой» и «Лесной». Новые корпуса возведены на тех же местах, но изменены в соответствии с современными требования их конструкции. Сейчас они работают уже вторую смену. Этим же летом вводится в строй лагерь «Кипарисный». Всего по факту к сентябрю детей будут принимать девять лагерей, а всего их в «Артеке» будет 11.

Если вы были тут в 1996 году, то, конечно же, увидели разительные изменения. Но и артековцев, которые тут были в 2010-2013 гг., поражают нынешние изменения, они помнят совсем другой «Артек».

Д.Б.: Какие задачи стоят перед Вами на сегодня? Для меня «Артек» был и есть такой своеобразной «историей духа». Чем-то таким, после чего «как раньше» не получается. Мы как будто начинали себя по-другому осознавать…
Ю.Э.: Здесь надо говорить о целеполагании детского лагеря как института. Возникает вопрос: а зачем сегодня нужен лагерь вообще и «Артек», в частности? Сегодня в стране 42 000 лагерей - пришкольных, муниципальных, частных четыре федерального центра - «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан». Интересно, что самыми «честными» оказываются коммерческие лагеря: они должны продать свою путевку, внятно донести до родителя, чему научится ребенок в их лагере… Для них качество услуги - это вопрос выживания.

Д.Б.: В чем (на Ваш взгляд) сегодня основная проблема лагерей, если мы не берем во внимание финансовый аспект?
Ю.Э.: Проблема в том, что сегодня лагерь в массовом сознании ассоциируется с решением двух задач: либо это оздоровление детей, либо отдых в своеобразном «Диснейленде». Мы же хотим создать систему, чтобы лагерь стал элементом системы образования. Банальные развлечения во внешкольный период ничем не отличаются от Турции или Египта, и сегодня ни родители, ни дети не хотят просто лежать на солнце и довольствоваться примитивными развлечениями – это не ответ на запросы современных родителей, и, к счастью, в этом они полностью правы. В ситуации множественных дефицитов школы, летний период рассматривается родителями как время получения другого, нешкольного образования. Еще один важный аспект: сегодня один из самых сложных вопросов нашего общества – это субкультура детства, которая после распада СССР была полностью разрушена.
По сравнению с советским временем сегодня практически нет детского кино, детского телевидения, детских движений, каким в свое время была пионерия. Анонсированное «Российское движение школьников» пока только еще создается. Да и слову «Артек» в сознании современных детей еще предстоит дорасти до уровня мечты. Миф о «великом Артеке» остался для людей старше 40, и если раньше ребенок приезжал в «Артек» и видел море впервые, то сегодня это часто не так. Нужны новые основания для величия и новые легенды.

Д.Б.: Например? В «наше» время была легенда про Суук-Су, Аю-Даг и, конечно же, мы все ждали, когда же наступит 2000 год, и откроют ракету с письмами детей 1960 года…
Ю.Э.: Например, сегодня это образ Абсолюта. Любой артековец знает песню:

На горбатом Аю-Даге в вышине,
В абсолютно абсолютной тишине
В старом дереве нашел себе приют
Бородатый и усатый Абсолют.

В прошлом году к 90-летию у нас появился визуальный образ Абсолюта –маленького гномика с рыжей бородой. Он приходит к детям в тихий час и проверяет как они спят. Можно этот образ легендировать, например, описать его приключения, истории жизни. По стилю это такая «успенская» детская литература или помните, были такие популярные детские книжки «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»? Вообще насыщенное смыслами место всегда порождает мифологию.

Д.Б.: В Артеке «сносило башню» уже от одной атмосферы… Море, горы, легенды. Какое-то другое общение. Прежде всего, то, что мы все были из разных городов и даже стран. А в чем, на Ваш взгляд, образовательный потенциал «Артека»? Ведь для Международного Детского Центра это один из самых важных вопросов?
Ю.Э.: Для меня на сегодня единственный путь развития системы лагерей – это встраивание ее в систему образования. Важно, чтобы школа понимала, что есть определенные дефициты в плане образования, и что лагерь или детский центр в направлении личностного образования может решить гораздо больше задач. Другой вопрос, что результаты образования в лагере сложно формализуются, и если исчисляются, то, как правило, путем саморефлексии через несколько лет. У детского центра как института есть свое место в системе образования. Это правильно – отправлять ежегодно на три недели ребенка в лагерь, прежде всего для решения его личностных задач.

Что еще важно. У нас в стране всегда были перекосы: сначала был повальный коллективизм, который всем претил, потом мы бросились выращивать лидеров и индивидуалистов, уткнувшихся в гаджет и не видящих никого вокруг. Но мир сегодня слишком сложный, чтобы с его проблемами и задачами справится в одиночку, и сегодня, прежде всего, нужна способность к объединению, коллаборативной деятельности.

Д.Б.: А как быть с современными родителями? Насколько они понимают значение «самостоятельной» жизни ребенка в лагере и вообще значение лагеря как элемента дополнительного образования?
Ю.Э.: Следует объяснять родителям, что не надо ребенка в Турцию, где «все включено», везти, это взрослый отдых. Ехать надо туда, где есть возможность приобрести другие навыки. Такие вещи должны рассматриваться тремя сторонами: государством, социумом и профессиональным образовательным сообществом. И в этом смысле школа должна понимать, что в лагерь ребенок едет за другой компетенцией и, возможно, по возвращении сможет научить своих одноклассников чему-то новому.

Д.Б.: Каким именно направлениям в «Артеке» уделяется большее внимание?
Ю.Э.: В «Артеке» есть два периода: летний, когда школа не работает, и учебный год в классическом понимании. Когда школа работает, наша задача состоит в том, чтобы ребенк за 21 день обучения в рамках смены получил другой образовательный опыт, чтобы состоялось переформатирование его понимания обучения и мира вокруг. Мы начали работать с переформатированием учебного процесса, новый формат мы назвали сетевыми образовательными модулями (СОМ). Это способ организации учебного процесса, в котором объединяются усилия лагеря, в котором ребенок живет, школы, дополнительного образования и тематических партнеров. Например, когда от «Роскосмоса» приезжает настоящий космонавт, проводит урок астрономии, рассказывая при этом историю освоения космоса, да еще эксперименты с ребятами проводит, отвечает на вопросы детей о своем космическом полете, он не просто преподает – он влияет на личность детей. Но нам в этом смысле не хотелось бы жесткой профориентации, мы не навязываем конкретные направления, у нас ребенок сам выбирает то, что ему по душе – от футбола до авиамоделирования.

Д.Б.: Другими словами, сегодня ребенок хочет стать космонавтом, а завтра идет осваивать балетные «па» и ничего не должно мешать?
Ю.Э.: «Артек» – это не летняя школа, не погружение, это история мягкой профилизации, то есть, если к нам приехала группа каратистов, то они поселятся вместе со скрипачами и танцорами, и физиками. В «Артеке» происходит встреча тех, кто часто в обычной жизни даже не имеет представления о существовании друг друга. В этом принципиальное отличие «Артека»: приезжают крутые, но разные. У нас каждый из них переживает успеха и становится звездой – для себя лично и для своего окружения. Один из самых ценных моментов, которые я запомнил – зарисовка с костровой площадки «Морского»: передо мной сидели мальчик и девочка, смотрели выступление юной артистки из их отряда. И тут девочка говорит товарищу с восторгом: «Ты знаешь, а девочка, которая сейчас выступает перед всем лагерем, живет со мной в одной комнате». Она искренне считает выступающую коллегу звездой! Понимаете, «звезды» и «классики» - это не люди в телевизоре или портреты на стене, они живые, тут, рядом, добившиеся успеха сами. В этом возвращение правильного понимания слова «элитарность». Наша задача – обеспечить эту коммуникацию разных.

И еще аспект. Есть дети, которым что-то надо. Книжки читать, физику учить, танцевать, спортом заниматься. Можно их назвать «дети с распахнутыми глазами». В своей среде они часто бывают одиноки на фоне «обыкновенного» большинства. И видят себя белыми воронами. И тут - поездка в «Артек»! Ребенок видит других таких же «не таких». Разных, непонятных. И понимает, что быть «белой вороной» – это нормально! Хорошо петь – нормально, танцевать – нормально, заниматься спортом – это нормально, физику учить – нормально! Что-то хотеть в жизни – это тоже нормально! И они уезжают другими. Этот опыт имеет характер откровения. И в этом смысле «Артек» – это территория «высокой планки как нормы». Нормально, когда дети плачут на разъезде, и если не плачут – значит мы тут плохо поработали. Но обычно плачут.

Д.Б.: А были какие-то истории с «выпускниками»?
Ю.Э.: В прошлом году мы отмечали 90-летие «Артека», у нас случилась уникальная история. В «Артек» приехала вожатая лагеря «Хрустальный» и отряд, который здесь был в 1969 г. Представляете как повлиял на этих людей «Артек», раз они - взрослые люди - спустя столько времени собрались и приехали из разных городов и стран. Через 50 лет!

Д.Б.: Как сегодня в «Артек» попадают дети?
Ю.Э.: Важно понимать, что 95% путевок в «Артек» распределяются бесплатно – за заслуги детей в учебе, творчестве, спорте и общественной жизни. Мы сейчас работаем над новой автоматизированной системой распределения путевок. Пока сильно зависим от управления в регионах: сегодня мы выделяем регионам квоты в соответствии с количеством проживающих там детей, а на местах представители региональной власти эти путевки распределяют. Но из субъектов нам приходит много жалоб от детей и их родителей. Поэтому мы разработали прототип автоматизированной системы, которая будет проводить конкурс на получение путевки максимально объективно, без участия заинтересованных лиц. Теперь ребенок или родитель сможет самостоятельно подать заявку на получение путевки в «Артек», загрузив свое портфолио с достижениями. Потом ИТ-система каждому достижению присвоит определенный вес (в зависимости от уровня соревнования и достигнутого результата) и сформирует список детей, в котором лидерами станут те, у кого максимальный балл. Будет устанавливаться проходной балл, почти как при поступлении в вуз, и лучшие получат путевки. Кстати те, кому не повезло, могут добиваться новых достижений и снова пробовать участвовать в конкурсе на получение путевки. Эта система начнет в штатном режиме действовать в 2017 году.

Также существует система тематических партнеров «Артека», которые имеют квоты на путевки. Внутри своей деятельности они могут этими путевками поощрять талантливых детей, победивших в конкурсах. Мы предоставляем путевки, при этом партнер участвует в развитии лагеря. Например, «Почта России» построила домик, где работает студия соответствующей тематики, Русское Географическое Общество установило арктическую полярную палатку, МЧС помогла нам в создании фермы, а Самарская Аэрокосмическая Академия им. Королева на постоянной основе организовала лабораторию робототехники. Это все программы дополнительного образования.

Лишь 5% путевок распределяются на коммерческой основе – за 10 дней до смены в открытую продажу на сайте поступают невостребованные путевки, если такие, конечно, остаются. Улетают в первые же минуты.

Д.Б.: А были случаи, когда ребенка отправляли в «Артек» против его желания?
Ю.Э.: У нас случались разные истории. Как-то к нам отправили ребенка в наказание. В 2014 году, один богатый папа не взял ребенка в Ниццу, отправил к нам. Как же он был удивлен, когда через полтора месяца ребенок не хотел ехать домой. И такое бывает.

В этот момент заходит сотрудник пресс-службы «Артека» Юрий Малышев:
— Ребята, пора, нас с вами ждет транспорт.

Нам провели экскурсию по «Артеку», мне удалось посмотреть свой отреставрированный «Янтарный». Юрий Малышев рассказал, что сегодня у детей совершенно другие условия проживания, они уже живут не по 12 человек, как раньше, а по шесть.

Душевая и санузел прямо в номерах. Я смотрела и думала, что, конечно, это круто, но кубрики были как-то романтичнее, что ли. Или просто тогда это было «наше» время. Мы сбегали вечером на Аю-Даг смотреть закаты, занимались спортом, писали друг другу письма, а потом месяцами ждали на них ответы… Думали: а что же там, в ракете?

И как мне рассказал Юрий Малышев, в ракете были письма сегодняшним космонавтам, летчикам и про новые технологии, а на 90-летие «Артека» написали новые письма, и они тоже были про космос, новые технологии и покорение неба. Так, может быть, все не так сильно изменилось?

Приезжая в Крым, в Артек, дети попадают в один из интереснейших уголков нашей родины. Здесь есть чем заинтересоваться, есть, что изучить. Природа на каждом шагу раскрывает перед детскими взорами занимательные страницы - историю земли, образования гор и разрушения их, жизнь моря, растительный и животный мир, горные ручьи, водопады. Памятники старины рассказывают им о давнем прошлом - о скифах, византийском и турецком владычестве, о ханстве, о колонизаторской политике царизма, о дворянско-помещичьей России, о российском капитализме.
Крым представляет большой интерес и в историко-революционном отношении - здесь ребятами по-новому перечувствуется героическая эпопея потемкинского восстания и тревожные дни Перекопа. Изучение края - одна из серьезных задач коммунистического воспитания.
В Артеке это достигается прежде всего экскурсиями по побережью Крыма. Все окрестности лагеря тщательно изучаются.
Каждый отряд обязательно побывает на Горном озере, в Мертвой долине, пионеры взберутся к руинам Генуэзской башни, посетят пушкинский домик в Гурзуфе, проедут сквозь Пушкинский грот, поднимутся на вершину Аю-Дага.
Кроме того, на долю каждого отряда выпадает 2 - 5 дальних экскурсий, которые они совершают по морю и автобусами по побережью. Экскурсии по Крыму производят на ребят неизгладимое впечатление.
Достаточно заглянуть в отрядные дневники, чтобы убедиться, какое значение они имеют в развитии детей.
Вот запись, сделанная в отрядном дневнике о посещении крестьянского санатория „Ливадия".
„Мы побывали в бывшем имении последнего русского царя. Осмотрели парк, морскую пристань, дворец. Теперь там отдыхают и лечатся крестьяне. Вот какую жизнь завоевали наши отцы!"

Хорошо забраться на самую вершину Аю-Дага и горнить так громко, чтобы слышал весь лагерь.

Спуск с горы Аю-Даг.

КРЫМСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

У крымского народа много прекрасных сказаний и легенд. Это богатое творчество делается достоянием приехавших в Артек пионеров. Ребята очень любят слушать крымские сказки и легенды, которые им рассказывают вожатые, но еще большее впечатление на них производят встречи с местными народными сказителями и певцами. Это впечатление усиливается благодаря тому, что встречи происходят в поэтическом окружении моря, гор, прибрежных скал, часто являющихся объектами слушаемой легенды, как любимая ребятами легенда о происхождении горы Аю-Даг.

Порой-угрюмый он и мрачный,
Порой - его прелестен вид,
Когда с закатом дня прозрачной.
Вечерней дымкой он обвит".

(Вяземский)

ГОРА АЮ-ДАГ

(легенда)

„Давно это было. Крым тогда весь был покрыт густыми лесами. А в этих лесах жили огромные, страшные северные медведи. Теперь таких нет. Самый большой медведь был вожак медвежий «Медведь - серая гора».
Боялись люди медведей и потому не селились в Крыму, а жили в степи. Но медведи приходили к людям каждую весну и брали с них дань хлебом и медом. Забудут люди дань принести - медведи сами к ним идут. Как услышат люди, что медведи идут, так со страху бегут, сломя голову. Медведи за ними. Разве от медведей скроешься. Сядут люди в лодку, поплывут по реке, а медведи выпьют всю воду, лодка-то и сядет на мель. А другой медведь лапой по воде ударит, пойдет вода волною, стукнет лодку о берег. Лодка в щепы,- тут и людям конец. Как бились люди с медведями, - вся земля от людской крови красной становилась.
Один раз весной собирали медведи дань с людей. И случилось тут вот какое чудо: попала самому большому медведю «Медведю - серая гора» девушка в лапы. И то ли он очень сыт был, то ли нашла на него доброта (на самого лютого зверя иногда доброта находит) - только не тронул он девушки. Повелел своим медведям ее в лес отнести. Отнести и построить ей избушку возле моря. Так медведи и сделали - схватили девушку в охапку, отнесли к морю и поселили в избушке. Долго плакала девушка... Потом привыкла к зверям, подружилась с ними, и медведи ее полюбили. Полюбили девушку все звери лесные, а больше всех ее любили птицы, потому что девушка как поест, крошки сметет и птицам бросит. А зимой, когда птицы от студеного ветра мерзли, девушка прижимала их к своей груди и отогревала своим дыханием. Птицы стаями жили около ее избушки, вили гнезда, пели песни.
Иногда девушка начинала петь, тогда птицы смолкали, и все звери слушали ее песню, потому что голос у девушки был, как серебряный колокольчик.
Прослышали про ту девушку храбрые кавказские горцы. И сказал один храбрый горец своим товарищам:
- Ходим мы один на один на медведя, ходим, не боимся, так неужели же побоимся мы крымских медведей и не выручим девушку из беды?
Товарищи его сразу согласились и стали снаряжать корабли. Снарядили, взяли оружие и поплыли в Крым.


Увидели медведи корабли, попрятались, а как бросили горцы якоря, да вышли на берег, кинулись на них медведи.
Долго ли, коротко ли бились горцы с медведями, только вечером, когда взошла луна, на берегу лежала груда раздавленных тел. А медведи облизали кровавые лапы и пошли отдыхать в свои берлоги.
Вдруг одна груда тел зашевелилась и из-под нее вылез весь израненный горец, тот самый, что созвал товарищей, чтобы освободить девушку. Подполз он к морю, обмыл свои раны соленой водой, сел на берег и задумался.
- Все равно не уйти мне от медведей, так хоть перед смертью пойду и разыщу ту девушку, из-за которой погибло столько храбрых горцев.
Пошел горец по лесу. Видит стоит избушка. Постучался. Вышла девушка, увидела горца, вскрикнула: давно она людей не видела - испугалась.
Рассказал ей горец, как бились храбрые горцы с медведями, чтобы ее освободить, и что он один только в живых остался. Взяла девушка горца за руку, ввела к себе в избушку, стала за ним ухаживать, раны его залечивать.
Начал горец поправляться. Рассказал он девушке про людей да про жизнь людскую. И захотелось ей уйти от медведей к людям. Только как уйти?
Узнают медведи, рассердятся - так несдобровать ей. Думала она, думала и придумала:
- Придет весна, пойдут медведи дань с людей собирать, вот мы и убежим.
Пришла весна. Пошли медведи дань собирать. Девушка вышла на крыльцо и захлопала в ладоши. И тотчас из лесу прибежали олени. Запрягла их девушка в повозку и приехала с горцем к морю. Опять девушка захлопала в ладоши - прибежали лисицы-строители, волки-дровосеки, крысы-плотники. Говорит им девушка:
- Сослужите мне службу: выстройте корабль.


Закипела работа. Вот и корабль готов, только мачту поставить осталось. Вдруг слышит девушка страшный рев по лесу идет. Догадалась - это медведи из похода домой спешат. Знать, проведали, что девушка задумала - раньше срока возвращаются.
Испугалась девушка, торопит лис, крыс да волков:
- Скорей, скорей, не то всем нам лютая смерть.
А те и сами спешат. Вот уже и мачта поставлена, и корабль на волнах. И вот девушка с горцем на корабле, и гонит их попутный ветер к берегам Кавказа. Медведи тоже не мешкают, подбежали к морю и давай пить воду, глотают волну за волной. Стало море от берега отходить, стало сохнуть. Вот-вот выпьют медведи все море и сядет на мель корабль. Что делать? Видит девушка над морем чародей летит. Борода на ветру раздувается, ветер волосами играет.
Увидела его девушка и взмолилась:
- Помоги мне, чародей. Чем хочешь отслужу тебе, всю жизнь не забуду. Усмехнулся чародей и говорит:
- Спой мне песню, только такую, какую никогда никому не пела, тогда помогу тебе.
Запела девушка да так, что никогда потом больше не пела.
Понравилась чародею песня и стал он колдовать. И от этого колдовства вот что произошло: «Медведь - серая гора», который глотал своей огромной пастью самые большие волны, вдруг почувствовал, что задние лапы у него стали тяжелые, претяжелые. Хотел он подползти ближе к воде, да не мог. Хотел выгнуть хребет - не гнется. С трудом уже и пасть открывается, хотел волну глотнуть - не может: волна выливается обратно в море. Другие медведи тоже окаменели и остались лежать на берегу моря.
А девушка и горец благополучно добрались до Кавказа. Там они поженились и счастливо прожили до глубокой старости.
А в Крыму с той поры нет медведей-великанов. Только лежит, уткнувшись в море, огромный каменный медведь - гора Аю-Даг".

Автобус остановился на шоссе, пионеры отправились по горной тропинке к скале.

Выезжают отряды обычно на целый день, с собой берут запасы еды. Разводят костры, варят кашу, кипятят чай. Все так вкусно на прогулке!

Традиционная экскурсия в Ялтинский музей краеведения.

Школа юных мультипликаторов в «Артеке» продолжает свою работу. Артековцы девятой смены решили не просто экранизировать уже существующие мифы о различных объектах и традициях «Артека». Дети придумали свои истории. Какими стали их первые шаги в мультипликации, судите сами. Для артековцев прикосновение к миру анимации стало увлекательным и познавательным опытом.

Например, фильм «Медведь в раю» Валерии Бондаренко (ХМАО - Югра) начался с появления на экране медведя и волшебной яблони, а закончился образованием Аю-Дага. А легенда, нарисованнаяПолиной Малеевой (Самара) и озвученная Богданом Галаганом (Москва) и Екатериной Балабановой (ХМАО), объяснила, почему «Артек» называют «перепелиным островком». Внезапный поворот сюжета раскрывает тайну возникновения артековцев. Если в легенде гигантский медведь может окаменеть, почему тогда из перепелиных яиц не могут вылупиться крошечные пионеры-артековцы в полной униформе?

Трудоёмким процессом для ребят оказалось создание легенды Екатерины Балабановой (ХМАО) о битве «титанов» – Годзиллы и ожившего Аю-Дага. Финал очевиден – наша Медведь-гора побеждает. Но тот факт, что окаменевшие ноги Годзиллы это и есть, по задумке автора, Адалары, не смог оставить равнодушным артековских зрителей.

Все работы были выполнены на кальке, в специально собранных для этого блокнотах. Потом листочки выкладываются на сканер и сводятся воедино уже на компьютере. Озвучением дети занимаются самостоятельно. Только монтаж остаётся на совести руководителя студии юных мультипликаторов Юрия Звегинцева. Основная работа преподавателя заключается в том, чтобы раскрыть креативный потенциал детей. Они учатся рассказывать истории в картинках и рисуют раскадровки к своим будущим мультфильмам. Некоторые дети утверждают, что плохо рисуют, но часто оказывается вполне достаточно и начальных навыков для выпуска своего первого фильма.

Некоторые фильмы рождались из удачно слепленного из пластилина персонажа. Есть главный герой и уже для него придумывается история, в которой он мог бы себя проявить наилучшим образом. Так произошло со снеговиком Олафом, которого слепили девочки Алина Ярёменко (Курган), Алиса Кузькина (Московская область), Виолетта Решетняк (КЧР). История про снеговика «Внезапное счастье» развеселила «лазурников» 9-й смены на показе не меньше, чем другие фильмы.

Также в эту смену была представлена техника анимации перекладки, в которой свой мультфильм создавали Александра Гришанцова и Юлия Мещерякова из Саратова. Перекладка позволяет в достаточно сжатые сроки сделать мультфильм и рассказать историю. И даже не обязательно при этом уметь рисовать – персонажей можно вырезать из газет и журналов или распечатать на принтере. Ведь иллюзия движения создаётся за счёт перемещения кусочков бумаги или картона. Можно использовать и природные материалы – всё зависит от сюжета. Например, в фильме«Синергия» рассказывается про волшебную силу объятий, всепобеждающую дружбу и доброту к ближнему. Девочки использовали цветной картон различных цветов. При смене материала, менялась и эмоция персонажа.

Всё таки одним из главных условий успешного мульт-показа является юмористическая составляющая. Поэтому важно, что эти мультфильмы делались детьми для детей, и юмор был понятен артековцам. Весь лагерь «Лазурный» воспринял работы мультотряда бурными овациями. Показ удался.

С творчеством юных мультипликаторов «Артека» можно ознакомиться по ссылкам:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!