Так говорил Заратустра: Ницше: цитаты.

(нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; родился 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз - умер 25 августа 1900, Веймар, Германская империя)

И звестный немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто не академический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.

Т ак говорил Заратустра

Ф илософский роман Фридриха Ницше, начавший издаваться в 1883 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну – четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе. «Так говорил Заратустра» называют ницшеанской Библией.

Ц итаты и афоризмы

Его молчание давило меня; и поистине, вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою.

Ж елезо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой!»

Д вух вещей хочет настоящий мужчина: опасностей и игры. Именно поэтому ему нужна женщина - как самая опасная игрушка.

Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.

В ы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?

Ч еловек - это канат, натянутый между животным и Сверхчеловеком, - канат над пропастью.

Г олос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.

К то в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звезды.

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

Н е лучше ли попасть в руки убийцы, чем в мечты возбуждённой женщины?

К ачества мужа здесь редки; поэтому их женщины становятся мужчинами. Ибо только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине - женщину.

Е сли вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

В еличайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

У бивают не гневом, а смехом.

С лишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь. В любви женщины есть несправедливость и слепота ко всему, чего она не любит. Но и в знаемой любви женщины есть всегда еще внезапность, и молния, и ночь рядом со светом. Еще не способна женщина к дружбе: женщины все еще кошки и птицы. Или, в лучшем случае, коровы.

С амые тихие слова - те, что приносят бурю. Мысли, ступающие голубиными шагами, управляют миром.

П усть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.

В своем друге ты должен иметь своего лучшего врага.

В се в женщине – загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.
Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребенок.

Л учше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.

Е сли ты хочешь иметь друга, ты должен вести войну за него; а чтобы вести войну, надо уметь быть врагом.

В раги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своими врагами, тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.

«Отчего крадёшься ты так робко в сумерках, о Заратустра? И что прячешь ты бережно под своим плащом?

Не сокровище ли, подаренное тебе? Или новорождённое дитя твоё? Или теперь ты сам идёшь по пути воров, ты, друг злых?»

Поистине, брат мой! - отвечал Заратустра. - Это - сокровище, подаренное мне: это маленькая истина, что несу я.

Но она беспокойна, как малое дитя; и если бы я не зажимал ей рта, она кричала бы во всё горло.

Когда сегодня я шёл один своею дорогой, в час, когда солнце садится, мне повстречалась старушка и так говорила к душе моей:

«О многом уже говорил Заратустра даже нам, женщинам, но никогда не говорил он нам о женщине».

И я возразил ей: «О женщине надо говорить только мужчинам».

«И мне также ты можешь говорить о женщине, - сказала она, - я достаточно стара, чтобы тотчас всё позабыть».

И я внял просьбе старушки и так говорил ей:

Всё в женщине - загадка, и всё в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.

Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребёнок. Но что же женщина для мужчины?

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки.

Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина - для отдохновения воина; всё остальное - глупость.

Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой сладкой женщине есть ещё горькое.

Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина больше ребёнок, чем женщина.

В настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть. Ну-ка, женщины, найдите дитя в мужчине!

Пусть женщина будет игрушкой, чистой и лучистой, как алмаз, сияющей добродетелями ещё не существующего мира.

Пусть луч звезды сияет в вашей любви! Пусть вашей надеждой будет: «о, если бы мне родить сверхчеловека!»

Пусть в вашей любви будет храбрость! Своею любовью должны вы наступать на того, кто внушает вам страх.

Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй.

Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для неё цены.

Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина ещё дурна.

Кого ненавидит женщина больше всего? - Так говорило железо магниту: «я ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно силён, чтобы перетянуть к себе».

Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

«Смотри, теперь только стал мир совершенен!» - так думает каждая женщина, когда она повинуется от всей любви.

И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность - душа женщины, подвижная, бурливая плёнка на мелкой воде.

Но душа мужчины глубока, её бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает её.

Тогда возразила мне старушка: «Много любезного сказал Заратустра, и особенно для тех, кто достаточно молод для этого.

Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, он прав относительно их. Не потому ли это происходит, что у женщины нет ничего невозможного?

А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для неё!

Заверни её хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во всё горло, эта маленькая истина».

«Дай мне, женщина, твою маленькую истину!» - сказал я. И так говорила старушка:

«Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

Так говорил Заратустра.

Фридрих Ницше
Так говорил Заратустра: цитаты из книги

Часто грязь восседает на троне - а часто и трон на грязи.

Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам - я советую вам любовь к дальнему.

Только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине - женщину.

Познающий не любит погружаться в воду истины не тогда, когда она грязна, но когда она мелка.

О братья мои! В ком же лежит наибольшая опасность для всего человеческого будущего? -
- не в тех ли, кто говорит: "Мы знаем уже, что хорошо и что праведно; горе тем, кто здесь ещё ищет!"
Они распинают того, кто пишет новые ценности на новых скрижалях, они приносят себе в жертву будущее, - они распинают всё человеческое будущее!

Поистине, не люблю я тех, у кого всякая вещь называется хорошей и этот мир наилучшим из миров. Их называю я вседовольными.
Вседовольство, умеющее находить всё вкусным, - это не лучший вкус!
Я уважаю упрямые, разборчивые языки и желудки, которые научились говорить "я", "да" и "нет".

Убивают не гневом, а смехом.

Я меняюсь слишком быстро: моё сегодня опровергает моё вчера.
Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.
Когда я наверху, я нахожу себя всегда одиноким.
Никто не говорит со мною, холод одиночества заставляет меня дрожать.
Чего же хочу я на высоте?

Вы жмётесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова.
Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе.
Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого сделать себе добродетель.

Вы приглашаете свидетеля, когда хотите хвалить себя;
и когда вы склонили его хорошо думать о вас, сами вы хорошо думаете о себе.

С человеком происходит то же, что и с деревом.
Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.

Чернь сверху, чернь снизу! Что значит сегодня "бедный" и "богатый"! Эту разницу забыл я...

Так говорил Заратустра


Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений!

Толпа не знает, что велико, что мало, что прямо и правдиво: она лжёт всегда.

Лучше быть дурашливым от счастья, чем дурашливым от несчастья,
лучше неуклюже танцевать, чем ходить, хромая.

Поистине, уж лучше жить среди отшельников и козопасов,
чем среди нашей раззолоченной, лживой, нарумяненной черни, -
хотя бы она и называла себя "хорошим обществом",
хотя бы она и называла себя "аристократией".

Называй меня, как хочешь, но я тот, кем должен быть.

Если хочешь высоко подняться, пользуйся собственными ногами!
Но ты сел на коня? Ты быстро мчишься теперь вверх к своей цели?
Ну что ж, мой друг! Когда ты будешь у цели своей, когда ты спрыгнешь с коня своего, - ты и споткнёшься!

Я разучился верить в великие события, вокруг которых много шума и дыма.
Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Не вокруг изобретателей нового шума, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он.

Вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир.
Но вокруг комедиантов вращается народ и слава.
В сторону от базара и славы уходит всё великое: в стороне от базара и славы жили издавна изобретатели новых ценностей.

Ваше отчаяние достойно великого уважения.
Ибо вы не научились подчиняться, вы не научились маленькому благоразумию.
И лучше уж отчаивайтесь, но не сдавайтесь.
И поистине, я люблю вас за то, что вы сегодня не умеете жить!
Ибо так вы живете - лучше всего!

Так говорил Заратустра

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку

Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений

И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?

Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

Даже у Бога есть свой ад - это любовь его к людям

Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет

Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.

Где нельзя уже любить, там нужно — пройти мимо!

Слишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому
женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь

Часто грязь восседает на троне - а часто и трон на грязи

Надо, чтобы вы гордились своим врагом: тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.

Только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине — женщину

Любите, пожалуй, своего ближнего, как себя — но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя

Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой - потому что он хотел бы потерять себя.

В самой сладкой женщине есть еще горькое

Нет, я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден

Тот, кто хвалит, делает вид, будто воздает он должное, но на самом деле он хочет получить еще больше!

Всякая великая любовь хочет не любви: она хочет большего


Так говорил Заратустра
* * *
Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребенок. Но что же женщина для мужчины?
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки.

Не раб ли ты? Тогда ты не можешь быть другом. Не тиран ли ты? Тогда ты не можешь иметь друзей.
Слишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому женщина не способна ещё к дружбе: она знает только любовь.

Но скажите мне вы, мужчины, кто же среди вас способен к дружбе?
О мужчины, ваша бедность и ваша скупость души! Сколько даёте вы другу, столько даю я даже своему врагу и не становлюсь от того беднее.

Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
Но ты сел на коня? Ты быстро мчишься теперь вверх к своей цели? Ну что ж, мой друг! Но твоя хромая нога также сидит на лошади вместе с тобою!
Когда ты будешь у цели своей, когда ты спрыгнешь с коня своего, - именно на высоте своей, о высший человек, - ты и споткнёшься!

Если вам не удалось великое, значит ли это, что вы сами - не удались? И если не удались вы сами, не удался и - человек? Если же не удался человек - ну что ж!
Чем совершеннее вещь, тем реже она удаётся.

Быть правдивыми - могут немногие! И кто может, не хочет ещё! Но меньше всего могут быть ими добрые.
О, эти добрые! - Добрые люди никогда не говорят правды; для духа быть таким добрым - болезнь.
Они уступают, эти добрые, они покоряются, их сердце вторит, их разум повинуется: но кто слушается, тот не слушает самого себя!

Надо научиться любить себя самого - так учу я - любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.
Такое скитание называется "любовью к ближнему": с помощью этого слова до сих пор лгали и лицемерили больше всего, и особенно те, кого весь мир сносил с трудом.
И поистине, это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра - научиться любить себя. Скорее, из всех искусств это самое тонкое, самое хитрое, последнее и самое терпеливое.

Если ты хочешь иметь друга, ты должен вести войну за него; а чтобы вести войну, надо уметь быть врагом.
Ты должен в своем друге уважать ещё врага. Разве ты можешь близко подойти к своему другу и не перейти к нему?
В своём друге ты должен иметь своего лучшего врага. Ты должен быть к нему ближе всего сердцем, когда ты противишься ему.

Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах...

У одних сперва стареет сердце, у других - ум. Иные бывают стариками в юности; но кто поздно юн, тот надолго юн.

Надо перестать позволять себя есть, когда находят тебя особенно вкусным, - это знают те, кто хотят, чтобы их долго любили.

Знай, нет ни верха, ни низа! Бросайся повсюду, вверх и вниз, ты, лёгкий! Пой! перестань говорить!
- разве все слова не созданы для тех, кто запечатлён тяжестью? Не лгут ли все слова тому, кто легок! Пой! перестань говорить!

Трудно жить с людьми, ибо так трудно хранить молчание.
И не к тому, кто противен нам, бываем мы больше всего несправедливы, а к тому, до кого нам нет никакого дела.

О душа моя, я дал тебе всё, и руки мои опустели из-за тебя - а теперь! Теперь говоришь ты мне, улыбаясь, полная тоски:
"Кто же из нас должен благодарить?.."

Я разучился верить в "великие события", коль скоро вокруг них много шума и дыма.
И поверь мне, друг мой, адский шум! Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Не вокруг изобретателей нового шума - вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он.

Ваше отчаяние достойно великого уважения. Ибо вы не научились подчиняться, вы не научились маленькому благоразумию.

И лучше уж отчаивайтесь, но не сдавайтесь. И поистине, я люблю вас за то, что вы сегодня не умеете жить, о высшие люди! Ибо так вы живете - лучше всего!

Так говорил Заратустра.

Не о ближнем учу я вас, но о друге. Пусть друг будет для вас праздником земли и предчувствием сверхчеловека.

Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам - я советую вам любовь к дальнему.

Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе.
И лучше сердитесь, но не стыдите! И когда проклинают вас, мне не нравится, что вы хотите благословить проклинающих. Лучше прокляните и вы немного!

Чтобы приятно было смотреть на жизнь, надо, чтобы её игра хорошо была сыграна, - но для этого нужны хорошие актеры.

Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать.

Как устал я от добра моего и от зла моего! Всё это бедность и грязь и жалкое довольство собою!

Теперь возмущает низших всякое благодеяние и подачка; и те, кто слишком богат, пусть будут настороже!
Кто сегодня, подобно пузатой бутылке, сочится сквозь слишком узкое горлышко, - у таких бутылей любят теперь отбивать горлышко.
Похотливая алчность, желчная зависть, подавленная мстительность, надмевание черни - всё это бросилось мне в глаза. Уже не верно, что нищие блаженны.


* * *
Вы читали "Так говорил Заратустра" цитаты из книги Ницше, из коллекции цитат и произведений Фридриха Ницше.
...............................................................................

«Что мог бы я дать вам! Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!»

««Что мог бы я дать вам! Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!» »

«Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?»

«В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума.»

«Как много великих идей, чьё действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится ещё более пустым.»

«Но невозможного хочу я: попрошу же я свою гордость идти всегда вместе с моим умом!»

«Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы заключая брак, и вот следствие - расторжение брачных уз!»

«Что знает о любви тот, кто не презирал именно того, кого он любил?»

«Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью ее - любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй.»

«Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали опять радоваться безумству своему, а бедные - богатству своему.»

««Ты не должен грабить! Ты не должен убивать!» – такие слова назывались некогда священными; перед ними преклоняли колена и головы, и к ним подходили, разувшись.

Но я спрашиваю вас: когда на свете было больше разбойников и убийц, как не тогда, когда эти слова были особенно священны?»

«Они уступают, эти добрые, они покоряются, их сердце вторит, их разум повинуется: но кто слушается, тот не слушает самого себя!»

«– Быть правдивыми – могут немногие! И кто может, не хочет еще! Но меньше всего могут быть ими добрые.

О, эти добрые! – Добрые люди никогда не говорят правды; для духа быть таким добрым – болезнь.»

«– Так хочет этого характер душ благородных: они ничего не желают иметь даром, всего менее жизнь.

Кто из толпы, тот хочет жить даром; мы же другие, кому дана жизнь, – мы постоянно размышляем, что могли бы мы дать лучшего в обмен за нее!»

«Вот новая тишина, которой я научился: их шум вокруг меня накидывает покрывало на мои мысли.»

«Я вежлив с ними, как со всякой маленькой неприятностью; быть колючим по отношению ко всему маленькому кажется мне мудростью, достойной ежа.»

«Мужество побеждает даже головокружение на краю пропасти; а где же человек не стоял бы на краю пропасти! Разве смотреть в себя самого - не значит смотреть в пропасть!»

«Разве жалость - не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие.»

«- Не давай им ничего, - сказал святой. - Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с ними - это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя!

И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить её у тебя!

Нет, - отвечал Заратустра, - я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден.»

«Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня.»

«Любящие и созидающие - вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей.»

«Познающий не любит погружаться в воду истины не тогда, когда она грязна, но когда она мелкая.»

«Малочисленное общество для меня предпочтительнее, чем злое.»

«Все вы, для которых дорог суровый труд и всё быстрое, новое, неизвестное, - вы чувствуете себя дурно; ваша деятельность есть бегство и желание забыть самих себя.»

«Даже когда ты снисходителен к ним, они всё-таки чувствуют, что ты презираешь их; и они возвращают тебе твоё благодеяние скрытыми злодеяниями.»

«Спокойна глубина моего моря: никто и не догадывается о том, какие забавные чудовища скрывает оно!»

«В сущности в своей простоте они желают лишь одного: чтобы никто не причинял им страдания. Поэтому они предупредительны к каждому и делают ему добро.

Но это трусость – хотя бы и называлась она «добродетелью».»

«Тот, кто кормит голодного, насыщает свою собственную душу....»

«Пусть будет сострадание к другу сокрыто под твёрдой корой, на ней должен ты изгрызть себе зубы. Тогда оно будет иметь свою тонкость и сладость.»

«Всё самое малое, самое тихое, самое лёгкое, шорох ящерицы, дуновение, мгновение, миг - малое, вот что составляет качество лучшего счастья.»

«Ибо люди не равны - так говорит справедливость. И чего я хочу, они не имели бы права хотеть! - так говорил Заратустра.»

«...и кто среди людей хочет остаться чистым, должен уметь мыться и грязной водой.»

«Твоя гордость без слов всегда противоречит их вкусу; они громко радуются, когда ты бываешь достаточно скромен, чтобы быть тщеславным.»

«Верьте мне, друзья мои: угрызения совести учат грызть.»

«Надо перестать позволять себя есть, когда находят тебя особенно вкусным, - это знают те, кто хотят, чтобы их долго любили.»

«Кто обладает малым, тем обладают меньше.»

«И более всего несправедливы мы не к тем, кто противен нам, а к тем, до кого нет нам никакого дела.»

«Кто должен быть творцом в добре и зле, - поистине, тот должен быть сперва разрушителем, разбивающим ценности.»

«Лучше обезуметь от счастья, чем от неудач, лучше неуклюже танцевать, чем ходить, прихрамывая.»

«Часто грязь восседает на троне - а часто и трон на грязи.»

«Чем совершеннее вещь, тем реже она удаётся.»

«Они так холодны, что ищут себе тепла в спиртном.

Они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов.

Все они хилы и одержимы общественным мнением.»

«У того, кто хочет быть совсем справедливым, даже ложь обращается в любовь к человеку.»

«Брак - так называю я волю двух создать одного, который больше создавших его.»

«Есть, конечно, кислые яблоки, участь которых - ждать до последнего дня осени; и в то же время становятся они спелыми, жёлтыми и сморщенными. У одних сперва стареет сердце, у других - ум. Иные бывают стариками в юности; но кто поздно юн, тот надолго юн.»

«Злое дело похоже на нарыв: оно зудит, и чешется, и нарывает, - оно говорит откровенно.»

«Иному ты должен подать не руку, а только лапу – и я хочу, чтобы у твоей лапы были когти»

««Кто ищет, легко сам теряется. Всякое уединение есть грех» – так говорит стадо. И ты долго принадлежал к стаду.»

«Таких не мало, которые потеряли свою последнюю ценность, когда освободились от рабства.»

«И когда проклинают вас, мне не нравится, что вы хотите благословить проклинающих. Лучше прокляните и вы немного!»

«Ибо в том мое учение: кто хочет научиться летать, должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать, - нельзя сразу научиться летать!»

«Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.»

«Быть свободным от счастья рабов, избавленных от богов и поклонения им, бесстрашным и наводящим страх, великим и одиноким, - такова воля правдивого.»

«Вы жметесь к ближнему, и для этого у вас есть прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе.»

«В своем друге ты должен иметь своего лучшего врага.»

«Наша вера в других выдает, где мы охотно хотели бы верить в самих себя. Наша тоска по другу является нашим предателем.»

«Враги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своими врагами, тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.»

«Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.»

«Из всего написанного люблю я только то, что написано кровью.»

«Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!»

«Так гласит моя великая любовь к самым дальним: не щади своего ближнего. Человек есть нечто, что должно преодолеть.»

«Надо смириться с тем, что посаженное тобой пожнут другие - позже и в ином месте.»

«Никто не знает еще, что добро и что зло, - если сам он не есть созидающий!»

«И вы говорите мне, друзья, что о вкусах и привкусах не спорят? Но ведь жизнь есть спор о вкусах и привкусах!»

«Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть своих друзей.»

«Остерегайся приступов своей любви! Слишком скоро протягивает одинокий руку тому, кто с ним повстречается.»

«Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой - потому что он хотел бы потерять себя.»

«Видел ли ты своего друга спящим, чтобы знать, как он выглядит? Что такое лицо твоего друга? Оно - твоё собственное лицо на грубом, несовершенном зеркале.»

«Для твоего друга должно быть честью, что ты даешь ему себя, каков ты есть? Но он за это посылает тебя к черту!»

«Если бы ты громко сказал все, что ты сотворил уже в мыслях, каждый закричал бы: «Прочь эту скверну и этого ядовитого червя!»»

««Будь хотя бы моим врагом» - так говорит истинное почетание, которое не осмеливается просить о дружбе.»

«И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовётся у нас всякая истина, у которой не было смеха!»

«Вы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?»

«Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!»

«Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.»

Комментарии ( 9 )

  • 3. С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, - ко злу.

    А если к свету не стремиться, то к добру?

    9. Тот, кто хвалит, делает вид, будто воздает он должное, но на самом деле он хочет получить еще больше!

    Отнюдь. Чаще наоборот: и вид не делает и получить ничего не хочет.

    Ответить

  • "Слушал я вас всех долго и внимательно и наконец-то понял: ну и дураки же вы все" А. Райкин. А может, Жванецкий в исполнении Райкина. Жаль, нельзя пообщаться с самим Заратустрой, но, может, когда еще сподобится.
    1. Нет абсолютных истин.
    2. Нет относительных истин.
    3. Любая истина, если она истина - источник развития и себе же цель. Потому что все развивается, иначе коснеет и застывает.
    4. Внизу находится не только зло, но и полезные ископаемые. А также наше прошлое - в археологических и палеонтологических раскопках.
    5. Сразу все узнать невозможно. Поэтому каждый при обучении проходит стадию полузнания, неполного знания, которое по мере углубления его в науку, становится все более полным.Вот это углубление в науку - зло? Стремление к глубинам познания - зло? Можно, конечно, окрестить их высотами, но не относительно ли будет такое перекрещивание?
    6. Величайшие события - не те, которые кажутся нам таковыми, а те, которые выдерживают проверку временем и остаются в истории.
    7. Смерть неизбежна - впрочем, как и жизнь,
    Хотя от жизни отказаться проще.
    Устали руки - больше не держи.
    Ну почему на смерть никто не ропщет?

    Все только ноют: жизнь не удалась!
    Возьми и компенсируй это смертью.
    И будет точно уж не в бровь, а в глаз.
    Не верите? Попробуйте, проверьте.
    8. "Люди должны оставаться собой, а тролли должны оставаться сами собой довольны" - из мульта на тему Пер Гюнта, что ли.
    9. Прежде чем стать Христом,
    Надо побыть Иудой.
    Сможете вы потом
    Сделать любое чудо.

    Что это за чудеса,
    Если их не предавали?
    Если не знаешь сам -
    Холодно ли в подвале?

    Сможешь ли свет хранить,
    Тьмы и вдали не видев?
    Дальнего как любить,
    Ближнего не обидев?

    Если ошибок нет,
    Как же ты их исправишь?
    Вбейте хоть гвозди в крест -
    После ладонь подставишь.

    10. Да, это уже не возражения. Попробуем вот так:
    п.1. Да, но лишь по отношению к себе подобным. И не всегда. Он же - и жертва. Дуализьм-с. Тем и богаты.
    п.2. Бедный Сократ! А он-то считал, что знает только то, что ничего не знает! Просто объем знаний о мире так велик, что невозможно познать его хотя бы наполовину. Так неужели мы из-за этого станем отказываться от познания вообще? "Лучше что-нибудь, чем ничего", ибо "Экс нихило нихил хит" - сорри, лень переключаться на латиницу.
    ...
    ...
    п.8 Самое интересное - куда идут 3-й, 4-й, и все остальные.
    п.9. Бедняжку, видимо, никто искренне не хвалил. Или же это последствия всеобщей лживости Запада?
    п.10. Надо уметь выбирать друзей. А то тут получается, не "друг - это второе я", а "друг - это минус я". Жаль его, что и говорить.
    п.11. Изучая мир, нужно думать прежде всего о мире, а не о том, какой ты доклад сделаешь в научном обществе по результатам своего изучения.
    п.12. Оборотная сторона ревности - свальный грех. Неужели он лучше?
    п.13 А люди и так не равны: один высокий, другой низкий,один толстый, другой худой. Прокруст тоже стремился к "справедливости", только понимал ее по-своему. И вообще: никто так не врет, как внутренний голос.
    п.14. Самое интересное - что находится на дне пропасти? А то, может, нет смысла идти по канату?
    п.15. Церковь - это церковь. Еще одна "вертикаль" для тех, кто не может карабкаться по другим вертикалям.

    Ответить

    С некоторыми цитатами можно согласиться. Но не стоит забывать, что философия Ницше оказала огромное влияние на идеологию почти всех крайне правых и фашистких организаций и движений мира (а особенно - германского нацизма). Идеологи фашизма (не обязательно все, но что многие - это точно известно) хорошо знали работы Ницше и широко использовали его идеи при разработке фашистcкого мировоззрения, в пропаганде и агитации.
    http://www.nietzsche.ru/look/xxc/politik/bugera-fenomen/?curPos=2

    Одно только его высказывание чего стоит: "Говорит мне справедливость: «люди не равны». И они не должны быть равны !"

    Ницше отрицал Бога и провозглашал идеею СВЕРХЧЕЛОВЕКА. Да и жизнь его закончилась как-то ужасно. В книгах пишут, что Ницше сошел с ума и умер, лая в железной клетке. (кто знает, насколько это правда?)

    Ответить

    Ницше не виноват в том, что его "подняли на щит" фашисты и пр. А Вы считаете, что все люди равны? У всех голубые глаза, все белокурые великаны 2 м роста? Или одни сильнее, а другие слабее, одни спринтеры, а другие стайеры, одни "совы", а другие "жаворонки"? Вы читали Ницше? У него нет ничего страшного даже в идее Сверхчеловека. Как Вы полагаете, кроманьонец сильно отличается от современного человека? Взять если "целиком и полностью" - со всем уровнем образования, знаний, культуры и т.п. Или сразу возникает вопрос: а какого современного? Профессора или "работягу"? И получается, что люди все-таки не равны? Да, можно попытаться "уравнять во Христе", но неизбежно появятся сферы деятельности, знаний, где они равны не будут. Так и сверхчеловек Ницше - если сравнить его с Чеховым, который "выдавливал из себя по капле раба", то сверхчеловек тоже выдавил из себя этого раба. Ну и в остальном, если рассмотреть иные аспекты "сверхчеловечности" более внимательно, вырисуется совсем не страшная картина.

    Ответить

    У меня есть несколько аргументов против идеи Сверхчеловека.
    Во-первых, история всем показала, как реализуются на практике лозунги – «Люди не равны и не должны быть равны». Фашисты это продемонстрировали еще во время ВОВ, когда славяне либо уничтожались как люди второго сорта, либо превращались в рабов.
    Да и сейчас растет социальное неравенство, когда одни имеют все, в том числе возможность получить хорошее образование за границей, хорошую работу и т.д., а кто-то не имеет ничего.
    Во-вторых, если говорить о НАСТОЯЩЕЙ справедливости, у каждого должны быть равные стартовые возможности – возможности реализовать свои способности и разививаться. Я верю в то, что каждый рождается талантливым, просто не все хотят и могут (в силу обстоятельств) раскрыть свои способности.

    Ответить

    "2. Поверьте, если вы посмотрите историю человечества настолько, насколько это возможно, то легко можете проследить, что ещё никогда внутри человечества не было РАВЕНСТВА – подчёркиваю: РАВЕНСТВА, дарованного людям от Бога, того РАВЕНСТВА, которое ЕСМЬ на Небесах, ибо это РАВЕНСТВО предполагает прежде всего РАВЕНСТВО ДУХА, обусловленное уровнем Духовного СОВЕРШЕНСТВА, а значит, возможностью Творить Новое Пространство!
    3. Посмотрите историю человечества, прочитайте Ветхозаветные Писания, и вы увидите, что НЕРАВЕНСТВО, а значит, присутствие власти, было всегда и было приемлемой необходимостью, а значит, и потребностью управления людьми, что никогда не устраивало все стороны участников общежития, однако многим людям казалось, что это НЕРАВЕНСТВО было всегда и происходило от истоков человечества, от Начала Начал!
    4. Но хочу вам напомнить, что человечество (Коренная цивилизация) по происхождению ЕСМЬ всё же Боги, спустившиеся с Небес, и они никак не могли привнести с собой НЕРАВЕНСТВО людей, а значит, НЕСОВЕРШЕНСТВО отношений между Богами, а теперь и между людьми! Поверьте Мне, не могли Боги, ставшие на Твердь, в одночасье разделиться на первых и последних, а значит, по терминологии Ветхого Завета, стать сразу одни хозяевами, а другие рабами!
    5. Возникает вопрос о том, кто же первый придумал разделение людей по классам и кто же первый решил, что он первый, а все остальные люди (народы) должны подчиняться силе, и не просто силе, а силе Мамоны! Могу вам сразу сказать, что НЕРАВЕНСТВО на Планету было привнесено теми цивилизациями или представителями тех цивилизаций, которые в нарушение Великого СОГЛАШЕНИЯ Небес, а значит, в нарушение Вселенской Программы Преображения Пространства, десантировались на Планету, искажая своим присутствием чистоту Эксперимента и создавая дополнительные трудности для Коренной цивилизации при формировании Со-Знания человека-Бога!"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!