Такую можно любить всю жизнь. Можно ли человека любить и ему не доверять

Люди западают на внешность. Влюбляются в энергетику. А любят Личность.

Существуют красивые, привлекательные люди, при первом знакомстве с которыми можно остолбенеть от красоты или просто даже не понимая, в чём дело, подумать: человек мне нравится. Позже, пытаясь анализировать, что зацепило, понимаем: внешность. Говорят, «с лица воду не пить». Подразумевается, что красотой сыт не будешь.

Но мы ведь все знаем, что можно бесконечно долго любоваться любимым человеком. Знаем, что можно иметь фото под рукой и тоже любоваться им в отсутствие объекта наших чувств рядом в данный момент. Это уже влюблённость, которая перешагнула стадию первичного увлечения. И она не возникает из-за внешних данных.

Чтобы, миновав первое впечатление, пойти дальше в своих чувствах, надо влюбиться. Мы влюбляемся, на самом деле, не во внешность, а в энергетику человека. Это такие вещи как спокойствие, позитивное отношение к жизни, мир в собственной душе, чувство радости и полноты бытия.. Всё это создаёт положительную, светлую ауру вокруг человека, которая ощущается нами как тепло, исходящее от человека.

Если мы чувствуем, что человек любит и принимает самого себя, окружающий мир и людей, то в такого человека очень просто влюбиться. Он приятный, открытый, жизнерадостный.

Согласитесь, что гораздо труднее (если вообще возможно) влюбиться в человека, который негативно настроен к окружающему миру, недоволен сам собой, и поэтому проявляет признаки неуверенности в себе и зол на весь мир.

Ведь, как известно, самое сексуальное качество в человеке – это уверенность в себе. Не самоуверенность, не назойливое бравирование, не шумность и наглость, а именно спокойное, непоколебимое чувство собственной ценности и уникальности. Которое не надо доказывать никому и ничем.

Речь идёт о подлинной уверенности в себе, любви и принятии себя такими, какие мы есть. Именно это чувство даёт нам право вести себя спонтанно, думать, говорить и делать то, что мы считаем нужным, не оглядываясь поминутно на окружающих людей «Ой, а что они про меня подумают, как меня оценят?», «Надену-ка я сегодня такую маску, сыграю такую-то роль – она обычно меня выручает».

Репертуар ролей у каждого, как правило, свой. Вместо того, чтобы быть собой, быть спонтанным, человек может играть роль «хорошего», или роль «нигилиста, пофигиста», или роль «крутого парня». Финал всегда один – притворяясь, будучи не собой, а кем-то другим, мы всегда заходим в тупик. Потому что думаем, что нашей фальшивости никто не заметит. Как бы не так. Люди на подсознательном уровне прекрасно считывают, особенно в моменты жизненных испытаний, правдивы ли мы, являемся ли мы собой или играем.

Итак, в случае игры страдает энергетика, которую мы излучаем. Зависимость от одобрения (которая идёт в букете с неуверенностью в себе)– плохой советчик, и его корни в чувстве собственной неценности, когда человеку трудно (или он просто не умеет) любить и принимать себя таким, какой он есть. А раз страдает энергетика – то сложно другим людям в нас влюбиться в таком нашем состоянии.

И теперь можно подойти к вопросу уже о любви. Любовь и влюблённость – не одно и то же. Любовь – гораздо более глубокое, несравнимо более прочное и, как сказал один из моих клиентов «любовь – это что-то святое». Чтобы человек не влюбился, а именно полюбил Другого, в дело вступает Личность Другого.

Личность, если кратко сказать, это система ценностей, установок и мотивов человека. Человеческая личность состоит из ответов на вопросы: Для чего я живу, как я живу, что для меня важно, ценно, дорого, что такое хорошо и что такое плохо для меня. На эти вопросы отвечает понятие «личность».

Личности, как мы знаем, бывают всякие: высокие и низкие, широкие и узкие. В том смысле, что человек может по жизни руководствоваться низменными инстинктами и мотивами, а может служить людям и добру, например. Или какой-нибудь великой и благородной идее. Личность может быть «узкой» - иметь мало мотивов или вообще один, а может быть «широкой» - разносторонней, то есть.

Можно ли человека любить и ему не доверять? Можно. Истинная любовь к человеку совсем не означает обоготворения всех его качеств, и преклонения пред всеми его действиями. Истинная любовь может замечать и недостатки человека, столь же остро, как и злоба. Даже еще острее. Но любовь, не как злоба, а по своему, по любовному относится к недостаткам человека. Любовь бережет и спасает человеческую душу для вечности; злоба же топит, убивает. Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту… И более остро, чем злоба, видит все несовершенство этого мира.

Подвиг прозорливости духовной – видеть все грехи людей и судить все зло и, при этом, не осудить никого… Только свыше озаренный человек способен на такую любовь.

Да, можно любить, и – не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь – шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь… Старец Амвросий Оптинский или Преподобный Серафим любили людей пламенной любовью, и, в Духе, служили им. Однако, не всем открывались, и открывались мало; хранили душу свою от людских взоров, проникая своим взором в души людские. Духовник на исповеди совсем не открывает своей души исповедующемуся. Но душа истинного духовника открыта – не обнаружением, но любовью; и через любовь обнаруживается в мире.

Старец не всегда и не всем открывает все, что знает от Бога. Но, сообразуясь с состоянием каждого, к каждому подходит соответственно.
Мать, которая не все, что приходит ей на мысль, говорит своему ребенку, не по нелюбви скрывает, но по любви не доверяет, а являет именно ребенку свою любовь, скрывая от него все ему неполезное, до чего не дорос он еще, чего не может принять в свое незрелое тело, и в свою незрелую душу.

Неискренность, не непосредственность, не простота, как и “недоверчивость”, – могут быть благими… Врач не все открывает больному, начальник – подчиненному, учитель – ученику.

Состояние и возраст, вместимость и приготовленность определяют предмет и истину, являемую в мире.

Кораблю подобна человеческая душа. Корабль имеет подводную часть, и душа должна иметь свое невидимое для мира сознание. Не “подсознание”, но укрываемое, – ради блага истины – сознание. Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью и праведностью.

Не всякая “не прямота” есть неправда; и не всякое “недоверие”, есть последнему доверию.

Последнее доверие можно иметь лишь к Богу Триединому, и ко всем Его законам и словам. Недоверие же к себе есть всегда мудрость, и всякое подлинное, положительное недоверие, по любви, к другим есть продолжающееся святое недоверие к самому себе… Ибо не волен бывает, подчас, в своих делах и словах человек, мятется во зле, и сам не отдает себе в этом отчета.

“Не во всем доверять себе”… – это имеет глубокий и спасительный смысл. Свой опыт, свой ум, свое сердце, своя мысль, свое настроение… все это шатко, бедно и неопределенно; здесь нет абсолютного предмета для доверия… А от недоверия ко всему шаткому проистекает всесовершенное и безграничное доверие к Богу Триединому.

Ближним, столь же нельзя доверять (и столь же можно!), как себе; а себе – лишь по мере своей согласованности с Откровением Божьим, с волей Христовой, открытой в мире, и открывающейся в душе.

Лишь духовным отцам и руководителям – истинным и испытанным – во Христе, можно всецело доверять себя, более, чем себе, и предавать свой слух и свою душу во имя Бога.

Ближний же мой, друг мой, есть лишь частица меня самого (ибо он частица всего человечества, коего я – частица). Следствия первородного греха, страсти, – присущи и ему, и мне. Конечно, в разной мере и в различных оттенках, но как он, так и я – мы имеем основание – не доверять своей, пока еще двойственной природе и не преображенной воле. Мы действуем, почти всегда, “по страсти”, с примесью греховного, а не “бесстрастно”; не свободно – во Христе.

Я, действительно, изменчив, непостоянен; колеблюсь различными “приражениями” лукавого и чистота глубины души моей, то и дело замутняется поднимающимся со дна ее илом. Ближний мой так же изменчив как я, и столь же способен на доброе, как и на злое.
Я нуждаюсь в постоянной проверке себя, и ближний мой – так же. Я должен без устали проверять свои действия в мире: “по Богу ли” они? Проверки требует не только злое, но и “доброе” мое, ибо злое часто бывает очевидно, тогда как доброе лишь кажется “добрым”, а на самом деле бывает злым. Впрочем и злое нуждается в проверке; и злому нельзя “доверять”, по первому признаку “злого”. Людям потемненным (каковы мы) и хорошее представляется плохим, если оно сопряжено с болью, тягостью и оскорблением нашего самолюбия.

Не о злой подозрительности здесь речь, а о благом творческом недоверии к себе, и ко всему, что окружает нас в мире.
Грех нам представляется, почти всегда, чем-то “сладким”; – не нужно доверять этой сладости, ибо она есть горчайшая горечь и страдание. Страдание же (напр., в борьбе за чистоту тела и души) представляется невыносимым и отвратительным; не нужно доверять и этому выводу; за благим страданием следует мир, который превыше всякой радости.

Люди много, и, часто, подолгу говорят, и как будто идеи их должны служить благу; но, сколько неверного, соблазнительного и – пустого льется из их уст. Не нужно доверять всем словам людей… Люди часто сами страдают за те слова, которые они сами сказали, и раскаиваются в них.

Да, не все, что исходит от человека (даже при самых благородных его намерениях!) есть благо. Многое бывает ненужно, напрасно, греховно, и таковым является не только для того, кто это ненужное – изводит, но и для того, кто его неосторожно принимает.
Углубляя свою любовь к людям, никогда не надо забывать, что все люди больны, и необходимо жить среди них в постоянном трезвении, не только в отношении себя, но и в отношении всех окружающих… Лишь при первом, бывает плодоносно последнее.

Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию . Степень доверия следует всегда менять, соразмерно состоянию просветленности человека в Боге. Если человек, которого мы любим, и кому всегда до сих пор доверяли, вдруг, явится пред нами нетрезвые и начнет нам давать какие-нибудь советы… исчезнет ли наша любовь к этому человеку? Если мы глубоко его любим, любовь наша не исчезнет, и даже не ослабится. Но доверие исчезнет, не только к словам, но и к чувствам этого человека, пока он в таком состоянии.

Опьянение вином реже бывает у людей, чем опьянение какой либо иной страстью: гневом, злопамятством, похотью, деньголюбием, славолюбием… Страсти как вино действуют на разум и на волю человека и извращают всю его душу. Опьяненный какой-либо страстью не владеет собой, перестает быть самим собой, делается “игралищем бесов”; даже тот, который в свободное от страсти время бывает исполнен подлинной глубины и чистоты Христовой, посколь она возможна в пределах нашей земной, личной и наследственной греховности.

Более светлому состоянию человека принадлежит и более совершенное доверие… Например: я хочу произнести Слово, или – принять Св. Тайны, но чувствую, что душа моя полна смятения и страсти… Я должен в этом случае поступить по Евангелию, т.е. оставив свой дар у жертвенника, пойти помириться с душою, “с моим братом”; иначе сказать – умиротвориться, войти в небесную жизнь. Вот образец праведного и благого недоверия себе, во имя Христовой любви к самому себе. Эгоистическая любовь моя, напротив, желала бы презреть, не заметить моих недостатков и сочла бы душу мою “достойной”, неправедно доверила бы ей, и позволила бы ее греховному состоянию излиться на мир, или безпокаянно приблизиться к Богу, к Его горящей купине Дозволила бы, – не по заповедям Божьим (которые суть: “изуй сапоги твои”, т. е. греховное состояние души) а по своеволию… И опалился бы я непреложными законами Божьей чистоты.

Несомненно, что я должен беспристрастно относиться к себе и к другим. Но не будет ли это значить, что я “творю суд”, над кем-нибудь, вопреки Слову: “не судите, да не судимы будете”? Нисколько. Рассуждение есть признак выхода человеческой души из дурного ее младенчества. Рассуждение это – “мудрость”, про которую сказано: “будьте мудры, как змии”. Рассуждение есть венец любви, и Св. учители Церкви даже – о тайна! – считают его выше “любви”, выше, конечно, “человеческой”, неразумной, часто даже погибельной – любви. Рассуждение есть небесная мудрость в жизни, духовный разум любви, который не отнимает, ее силу, но дает ей соль.

“Не мечите бисера вашего… ” – это не отсутствие любви (Слово Божие учит лишь одной любви!), но мудрость любви, знание высших законов неба, изливающегося на весь греховный мир, но не смешивающегося ни с чем греховным.

“Не мечите бисера вашего… ” – есть заповедь о недоверии в любви, заповедь, ведущая к любви, оберегающая любовь.

“Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя”… Я постоянно хочу осуществить в себе, и во всем, эту любовь; – упразднить “царство свое”, и открыть – Божие. Не доверять, не принимать ничего “своего”, “человеческого”, греховного, и полугреховного… Открыть свой слух и свое сердце (всю его глубину!) лишь Божьему, чистому, светлому… “Да приидет Царствие Твое”! Я – до смерти – не хочу успокоиться в алкании его – во всем. Я молюсь, и не холодно слетает слово это с уст моих, оно исторгается из всего существа моего, и заставляет меня томиться, как в пустыне.

Сладок Суд Божий, совершающийся в моем сердце, над моим сердцем… Сладостно мне Пришествие Христово. Я встречаю Господа везде. Не везде является мне Господь, но я встречаю Его, в каждом слове, и каждом дыхании… В разговорах, намерениях и действиях человеческих.

Я хочу лишь Его. И ненависть хочу иметь ко всякой и не Его правде. Я все хочу лишь в Нем, без Него мне ничего не надо, все мне бесконечно тяжело и мучительно. Он свет сердца моего. Я бы не сделал ничего доброго, если бы знал, что это доброе Ему не угодно. Я знаю всегда – и ночью и днем – что Он близ меня; но не всегда я слышу Его горячее дыхание, ибо не всегда я сам устремлен к Нему и хочу Его более всего другого. В этом своем переживании я чувствую такую немощь, такую слабость и нищету, что ни в чем земном не могу успокоиться, ничто не может поддержать меня. Лишь Он, сказавший: “Мир Мой даю вам”…


Можно ли любить одного человека всю жизнь?

Бывает ли любовь на всю жизнь...


Бывает ли любовь на всю жизнь? Вне сомнения,существует бессчетное количество определений любви, и в каждом из этих определений присущ свой смысл, который отличается от других.

Наверное, нету человека, который представляет свою жизнь без этого чувства. Случается, что человек тратит всю свою жизнь на то, чтобы найти свою идеальную любовь. Сколько людей, столько и представлений о любви и том, какой она должна быть, но, наверное, каждый хочет, чтобы это чувство жило в сердце бесконечно.

Но существует ли любовь на всю жизнь на самом деле? Можно ли любить всю жизнь одного человека? Можно ли продолжать любить человека так, будто это чувство зародилось в сердце только вчера?

К сожалению, на этот вопрос однозначного ответа нету! Равным образом, как и не существует четкого определения, что такое любовь!

Но все же психологи заверяют, что любить одного человека всю жизнь все-таки можно, просто любовь бывает разная: вначале любовь пылкая, страстная, позже добавляется уважение, доверие, дружба и многие другие взгляды и понятия. и как раз тут уже все зависит от того, как сам человек воспримет такие изменения в отношениях!




Одни проходят все эти этапы и живут вместе всю жизнь, а для других такие ощущения перестают казаться любовью, у них входит все в привычку и со временем такие пары распадаются, а аргументом, так сказать "отмашкой", становится то, что, мол,любовь прошла, так какой смысл жить вместе! Вот фраза одной моей знакомой: "Невозможно любить всю жизнь одного и того же человека, через некоторое время, может это произойдет через 10-20 лет, но любовь пройдет, а останется взаимопонимание, уважение, привычка... именно это и путают с любовью..."



Такие люди говорят, что чувство любви нельзя сохранять долгое время, поскольку постепенно приходит привыкание, и мы просто свыкаемся с мыслью, что мы всегда будет рядом с человеком, который сейчас находится рядом с нами.
Бывает так, что действительно так и случается, но нельзя исключать, что люди могут пронести чувство любви через всю жизнь, если у их чувства будет постоянная "подпитка".

Если люди друг друга любят, то они будут искренне желать делать друг другу приятно, устраивать сюрпризы, а это и укрепит их чувства. Согласитесь, ведь мы сами являемся творцами своей судьбы, и в нашей силе сделать так, чтобы наши чувства как можно дольше не умирали.

Наверняка, у каждого человека была любовь, и была она настолько захватывающая, что ее практически невозможно забыть.

Когда мы влюбляемся в первый раз, нам кажется, что всю жизнь мы будем любить этого человека, и нету такой силы, чтобы могла это изменить. Зачастую происходит так, что первая любовь не взаимна, поэтому со временем она притупляет

ся, уступая место другим чувствам, людям и событиям нашей личной жизни. Но разве забываем мы это чувство насовсем? как правило, нет - первую любовь не забывают и проносят это чувство через всю жизнь.
Неоднократно мы даже сравниваем своих последующих партнеров с тем человеком, которого любили когда-то (а может и до сих пор любим). А может наша первая любовь и является любовью на всю жизнь? Это вопрос спорный, но ясно то, что воспоминание об этой любви мы готовы пронести через всю жизнь.

Как добиться того, чтобы любовь не утратила своей неповторимой свежести если и не на всю нашу жизнь, то хотя бы на длительное время?
Конечно же, прежде всего, любовь нельзя имитировать, а нужно действительно любить. Если вы истинно любите человека, который находится рядом, то вам не нужно будет прикладывать усилий, чтобы сохранить свои чувства надолго. Нужно просто любить друг друга и доказывать свою любовь поступками и отношением. Ведь со временем ваши деяния скажут о вашей любви намного красноречивее, чем красивые слова, и вы всегда должны помнить об этом.
Свою любовь друг другу нужно доказывать каждый день, каждую минуту, и тогда вы сумеете сохранить ее на всю жизнь.

Так можно ли любить одного человека всю жизнь?

Разумеется, можно. И никто не в силах это запретить? Да, и такое бывает. Ведь любовь - чувство глубоко личное и многогранное, проявления его могут быть самыми неожиданными. Чего только не бывает, сколько есть невероятных и впечатляющих примеров из жизни.
Люди годами, десятилетиями живут и хранят в душе это чувство.
Оно может отражаться на образе жизни (например, полным отказом от близкого общения с противоположным полом,замкнутость и прочее), а может и совсем быть глубоким и затаенным, незаметным для окружающих (наличие семьи с другим человеком, дети). Чего только не бывает!


Сколько людей, столько и мнений... Но кто бы что ни говорил, а я считаю, что любить одного человека можно всю жизнь!
А когда проходишь через испытания и трудности, эта любовь усиливается.
Когда тебе тяжело и этот человек протягивает тебе руку помощи, когда успокаивает, утешает, тогда и понимаешь - да, я его люблю! Люблю уже 15 лет. И я уверенна, что буду его любить, хотя многие очень критично относятся к моему мнению.

Мы тут все такие очень разные, у каждого свое мнение... очень интересно узнать ваши суждения: как вы считаете, возможно ли всю жизнь любить одного и того же мужчину?

Я по себе знаю, что можно любить одного человека всю жизнь. По крайней мере, испытывать одни чувства такие, как нежность, теплоту, ласку, заботу и все такое и только к одному человеку. В моей жизни был такой человек и есть до сих пор, но так сложилось, что мы не вместе... По моей вине... Но, сквозь время и года все те же чувства испытываю только к одному человеку. Это не мешает мне жить дальше, но эта любовь одна и навсегда.

Люди западают на внешность. Влюбляются в энергетику. А любят Личность.

Существуют красивые, привлекательные люди, при первом знакомстве с которыми можно остолбенеть от красоты или просто даже не понимая, в чём дело, подумать: человек мне нравится. Позже, пытаясь анализировать, что зацепило, понимаем: внешность. Говорят, «с лица воду не пить». Подразумевается, что красотой сыт не будешь.

Но мы ведь все знаем, что можно бесконечно долго любоваться любимым человеком. Знаем, что можно иметь фото под рукой и тоже любоваться им в отсутствие объекта наших чувств рядом в данный момент. Это уже влюблённость, которая перешагнула стадию первичного увлечения. И она не возникает из-за внешних данных.

Чтобы, миновав первое впечатление, пойти дальше в своих чувствах, надо влюбиться. Мы влюбляемся, на самом деле, не во внешность, а в энергетику человека. Это такие вещи как спокойствие, позитивное отношение к жизни, мир в собственной душе, чувство радости и полноты бытия.. Всё это создаёт положительную, светлую ауру вокруг человека, которая ощущается нами как тепло, исходящее от человека.


Если мы чувствуем, что человек любит и принимает самого себя, окружающий мир и людей, то в такого человека очень просто влюбиться. Он приятный, открытый, жизнерадостный.

Согласитесь, что гораздо труднее (если вообще возможно) влюбиться в человека, который негативно настроен к окружающему миру, недоволен сам собой, и поэтому проявляет признаки неуверенности в себе и зол на весь мир.

Ведь, как известно, самое сексуальное качество в человеке – это уверенность в себе. Не самоуверенность, не назойливое бравирование, не шумность и наглость, а именно спокойное, непоколебимое чувство собственной ценности и уникальности. Которое не надо доказывать никому и ничем.


Речь идёт о подлинной уверенности в себе, любви и принятии себя такими, какие мы есть. Именно это чувство даёт нам право вести себя спонтанно, думать, говорить и делать то, что мы считаем нужным, не оглядываясь поминутно на окружающих людей «Ой, а что они про меня подумают, как меня оценят?», «Надену-ка я сегодня такую маску, сыграю такую-то роль – она обычно меня выручает».

Репертуар ролей у каждого, как правило, свой. Вместо того, чтобы быть собой, быть спонтанным, человек может играть роль «хорошего», или роль «нигилиста, пофигиста», или роль «крутого парня». Финал всегда один – притворяясь, будучи не собой, а кем-то другим, мы всегда заходим в тупик. Потому что думаем, что нашей фальшивости никто не заметит. Как бы не так. Люди на подсознательном уровне прекрасно считывают, особенно в моменты жизненных испытаний, правдивы ли мы, являемся ли мы собой или играем.


Итак, в случае игры страдает энергетика, которую мы излучаем. Зависимость от одобрения (которая идёт в букете с неуверенностью в себе)– плохой советчик, и его корни в чувстве собственной неценности, когда человеку трудно (или он просто не умеет) любить и принимать себя таким, какой он есть. А раз страдает энергетика – то сложно другим людям в нас влюбиться в таком нашем состоянии.

И теперь можно подойти к вопросу уже о любви. Любовь и влюблённость – не одно и то же. Любовь – гораздо более глубокое, несравнимо более прочное и, как сказал один из моих клиентов «любовь – это что-то святое». Чтобы человек не влюбился, а именно полюбил Другого, в дело вступает Личность Другого.

Личность, если кратко сказать, это система ценностей, установок и мотивов человека. Человеческая личность состоит из ответов на вопросы: Для чего я живу, как я живу, что для меня важно, ценно, дорого, что такое хорошо и что такое плохо для меня. На эти вопросы отвечает понятие «личность».




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!