Театр на таганке.

«Немного о Таганке»

Ученик 11 «Г» класса

Школа-Лицей № 243

Евсеев Валерий А.

Содержание:

История Таганского района…3

Станции Метро…21

История Таганского Района

Таганский район охватывает юго-восточную часть города, которая в далеком прошлом именовалась Заяузьем.

Район Заяузья заселялся и рос по мере роста и развития основного ядра города. Начало Москвы было положено селением на Боровицком холме, где затем вырос Московский Кремль. Позже к Кремлю примкнули Китай-город и Белый-город.

Год от года всё большая часть горожан расселялась вне Кремля, в самом низу холма – на посаде. Так постепенно в XI-XVI веках складывался Большой или Великий посад. В XIV веке его обнесли валом, а 1534 году – рвом и деревянно-земляными укреплениями, а позже – 1538 году на их месте построили стену. Эту стену назвали – Китай-городом. По версии, название «Китай» произошло от слова «Кита», которое означало деревянную изгородь, первоначально окружавшую посад. Поселения, окружавшие Москву, снабжали город съестными продуктами, предметами ремесленного производства.

В XIII-XIV веках посад был заселен торговцами и ремесленниками, но в конце XV века, в начале XVI здесь уже селились бояре, дворяне, духовенство. Они начали вытеснять из посада купцов, ремесленников. Купцам пришлось переносить свои дворы за реку, в Замоскворечье, а ремесленники были вынуждены расселяться более плотно и тесно в Зарядье – низменной части Большого посада, которая была рядом с лавками, где они работали. Купцы же теперь приходил на посад утром, торговали, а вечером возвращались домой в Замоскворечье.

Земляным городом в XVII-XVIII веках называли часть Москвы между современным Бульварным и Садовым кольцами.

В 1683 – 1743 годах Земляной вал был таможенной границей Москвы.

В 1830 году его срыли и устроили широкую кольцевую улицу, вдоль которой против каждого дома разбили сады. Так появилось Садовое кольцо. В 1742 году силами Камер-коллегии, ведавшей государственными доходами и контролировавшей ввоз товаров, в Москве был построен Камер-коллежский вал. Он был таможенной границей Москвы, а с 1806 года стал официальной полицейской границей. В 1864 году заставы ликвидировали. Названия застав и валов перешли к улицам (Рогожский вал, Рогожская застава, Крестьянская и Покровская заставы).

Во второй половине XVII века на территории Земляного города расселялись стрельцы, здесь также были дворцовые монастырские и «черные» (ремесленные и торговые) слободы, но здесь были и загородные дворы знатных людей.

По важнейшим дорогам, идущим из Москвы, были поселены ямщики. Это были крестьяне, обязанные возить из Москвы грузы до ближайшего «Яма» – постоялого двора. «Ямы» обычно находились в 60-70 км один от другого. Ямщики были освобождены от государственных налогов и других повинностей за «Ямскую гоньбу» по верстные» - плату с версты. Система «Ямов» была заимствована русскими у татар.

Ямщик не только перевозил, но и обязан был принять на постой своего ездока. Словом, ямщицкий двор был одновременно и гостиницей. Это, как правило, 2-х этажный дом с арочными воротами посередине длинным внутренним двором, где устраивали конюшни, сараи, колодцы. После пожара 1792 года дома слободы были восстановлены в камне, и до наших дней сохранилась планировка улиц и дворов именно этого периода. На нынешней Николоямской и Школьной улицах находилась Рогожско-Ямская слобода, о которой сохраняют память Рогожский вал, Николоямская набережная и переулок. Отсюда ямщики доставляли пассажиров в древнее село Рогожь (позднее город Богородск, ныне Ногинск Московской области). Так возникло название района Рогожский, который с 1936 года носит название Таганский.

Развитие ремесла привело к образованию в Заяузье территориально-обособленных поселковых слобод, в которых жили люди одного типа занятий. Это были слободы: Котельная, Таганская, Гончарная, Серебряная, Греческая и другие. Так, за Воронцовым полем на берегу Яузы в XVII веке жили в слободе «Серебряники» – мастера царского серебряного двора, чеканившие монеты, изготовлявшие кубки и другие изделия из серебра. Память о слободе отразилась в названии Серебрянической набережной и переулке.

В районе Таганской площади располагалась Таганская слобода. Здесь жили и работали кузнецы, выделывавшие таганы – железные треножники, с обручем наверху, на которые ставили котлы и горшки для варки пищи. Эти таганы с котлами возили за собой стрелецкие войска во время походов. Слободы, имевшие дело с огнем, были сосредоточены здесь для того, чтобы дующие в Москве по преимуществу северо-восточные (зимой) и юго-западные (летом) ветры не несли искры пожаров в сторону Кремля.

Котельная и Гончарная слободы изготовляли домашнюю утварь.

При князе Иване Калите (1325 ÷ 1340 гг.) была начата большая перестройка Кремля, а в Заяузье были поставлены печи для обжига кирпича. Глину для кирпича брали из грунта здесь же. Место производства кирпича находилось на землях Калиты и именовалось «Калитники» или «Калитниково». Так возникали и закреплялись названия той или иной местности Москвы.

В связи с наличием дорог большого торгового значения, в Заяузье селились как торговые люди и иностранцы, так и ремесленное население. Заяузье пополняется иноземцами, возникает Греческая слобода. В районе Николоямской улицы в XVII веке появляется новая Воронцовская слобода. Здесь жили землепашцы, ремесленники, торговцы. Земляной вал, потерявший в конце XVIII века крепостное значение, стал таможенной границей Москвы.

Продавцы сена, дров и других товаров старались переложить уплату пошлины на покупателей, для чего, останавливались у ворот Земляного города, не въезжая в него, и здесь продавали горожанам свои товары, а уж те, провозя товар через ворота, платили пошлину. Это привело к тому, что возле ворот образовались рынки сена, дров, древесного угля и поэтому площади у ворот не застраивались. Об этом напоминают Б. и М. Дровяные переулки.

Москва в XVII в. становится важным центром ремесла и торговли. Город разрастается за линию застав Рогожской (пл. Ильича), Покровской (Абельмановской), Спасской (Крестьянской заставы), где селится городская беднота.

А Таганская площадь, которая получила свое название по стоявшим здесь в конце XVI века Таганским воротам земляного вала, становится центральной площадью всего Заяузья.

Развивается торговля, за Таганскими воротами возникает привозной рынок продуктов и припасов, особенно расширившийся с 1742 года.

Таганская площадь с деревянными домишками и лавками часто горела, но мгновенно отстраивалась заново. После пожара 1812 года на месте сгоревших деревянных лавок построены новые каменные торговые ряды с мясными, рыбными и мучными лавками, богатейших купцов И. Павлова и М. Гу-сятникова. Строил ряды архитектор О. И. Бове.

В XIX веке Таганка наряду с Замоскворечьем стала твердыней Московского купечества, даже само ее название зазвучало символически.

«Таганка. - писал в 1900-х годах знаток Московского быта П. И. Богатырев, - представляла из себя большой богатый рынок, мало чем уступающий известным Московским рынкам - Немецкому и Смоленскому и далеко превосходивший все остальные. Тут были богатые мясные, рыбные, мучные лавки, где можно было найти все, что могло удовлетворить самый тонкий гастрономический вкус. Народ кругом жил богатый, видавший виды, водивший торговлю с иноземцами и перенимавший у них внешнюю «образованность».

Над Таганкой смеялись в комедиях, в юмористических журналах и даже в песенках. А в Таганке жили-поживали да денежки наживали и втихомолку посмеивались над своими «надсмешниками».

В середине прошлого века в Рогожской и примыкающей к ней Яузской частях было много промышленных, в частности текстильных предприятий. В районе Яузы пользовались известностью хлопчатобумажная фабрика И. Гюбнера и шелковая Н. Полякова. А самым крупным предприятием позументной промышленности было заведение С. Алексеева в Рогожской части, где производилось товаров на полмиллиона рублей, а сбывали производимый товар в странах Востока, где большим спросом пользовались мишурные, золотопрядиль-ные и позументные изделия.

К концу XIX века район из торгово-ремесленного превратился в индустриальный, стал заселяться рабочим классом.

С 1917-1936 гг. район носил название Рогожско-Симоновского района (рабочие его сыграли немаловажную роль во всех трех революциях), район помнит бурные митинги и перестрелки 1905 года, забастовки и демонстрации. В октябре 1917 года отряды Красной гвардии шли через площадь к центру на штурм бастионов контрреволюции.

В 1936 г. в Москве произошло разукрупнение районов. В связи с реорганизацией основная часть Заяузья перешла во вновь образованный район Таганский (14 апреля 1936 г.) В 1948 г. умер секретарь ВКП(б) Жданов А. А., в октябре 1948 г. район получил название - Ждановский.

В 1989 г. району вернули старое название - Таганский.

После 1945 года облик Таганской площади начал разительно меняться. В 1950 году на углу с В. Радищевской улицей открылся павильон станции метро «Таганская» (архитекторы А. А. Медведев и К. С. Рыжков). В 1962-63 годах под Таганской площадью проложили транспортный тоннель длиной 600 метров. С северной стороны тоннель непосредственно переходит в Ульяновскую эстакаду, с Южной - в Большой Краснохолмский мост. В 1966 году открылся наземный павильон типовой конструкции станции метро «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии (архитекторы Н. А. Алешина и Ю. В. Вдовин).

Наступивший XX век внес коррективы в облик района. Рядом со старыми невысокими домами выросли 16-этажные жилые дома. В 1970-е годы Таганская площадь превратилась в широкую современную магистраль, по которой потоки транспорта устремляются от центра к Волгоградскому проспекту, Рязанскому шоссе, главной дороге из столице в Рязань.

Мы любим Родину, Москву - ее столицу

И наш прекрасный Таганский район,

Здесь, что ни улица - то новая страница

История живая - каждый дом.

Забыть дела и поступки тех, кто жил до нас, предать забвению культурное наследие десятков поколений, - это значит потерять себя, Родину.

Мы видим, как строятся новые здания и, что не менее интересно, а иногда производит даже впечатление чуда, как возрождаются и возвращаются к жизни десятки памятников прошлого.

Таганский район богат своеобразной историей и памятниками архитектуры различных эпох.

На площади Славянской, в уголке церквушка.

Известна-ль вам она?

Так знайте: эта древняя старушка

Дмитрием Донским возведена.

Сюда привез он с поля Куликова

Погибших в том бою богатырей,

Построил храм в честь войска удалого,

Что выгнало врагов с родной земли своей!

В 1380 году внук Ивана Калиты Дмитрий Донской, получив благословение игумена Троицкого монастыря - Сергия Радонежского, сторонника единения Руси, вышел с дружиной на бой с 200 тысячным войском татарского хана Мамая за освобождение Руси. Одержав победу на Куликовом поле, сбросив навсегда татарское иго, русские дружины возвратились в Москву. Тогда в 1380 году в честь славной победы и в память погибших на бывшей Варварской площади (ныне Славянской) была заложена деревянная церковь. Погибших было такое множество, что перечислять приходилось бы все известные имена, поэтому церковь назвали «Всех святых на Кулишках (сенокосное угодье в старину называли Кулишками). Во время пожара деревянная церковь сгорела и на ее месте построили каменную с колокольней и приделом.

Редчайший памятник привлекал особое внимание археологов и архитекторов. В 1977 году начались реставрационные работы, которые велись по проекту 7-й мастерской института «Моспроект-3». Ведя археологические раскопки сотрудникам музея и реконструкции Москвы были найдены многоцветные поливные изразцы конца XVI века, кувшины разбитые и целехонькие, кубышки для хранения денег...

На уровне белокаменного цоколя исследователи наткнулись на древние захоронения (надгробия 15-18 веков).

Восстановлены многие детали, первоначальная кровля, выявлено декоративное убранство фасадов. Внутри здания специалистами «Росреставрация» приведены в порядок кирпичные стены и своды, восстановлены фрагменты живописи 18-19 веков, сохранился портал с белокаменными деталями.

Большая работа была проведена архитектором-художником О. Збровской по восстановлению красок фасадной части. Только сличив и исследовав все слои, она пришла к выводу, что детали фасадов были ярко-зелеными и белыми, а сами стены красными. Полностью работы были завершины в 1991 году. Здание-памятник передано православной церкви.

Славянская площадь (б. Варварская, которая свое древнее название получила в 1820 году по имени церкви Св. Варвары).

В Петровские времена на Варварской площади стояли небольшие строения «Бражные тюрьмы» для пьяниц, подбираемых на улицах Москвы. В 1872 году здесь был открыт Народный театр на 1800 мест, где играли провинциальные артисты. Театр открылся спектаклем «Ревизор» Н. В. Гоголя. Просуществовал театр недолго, был закрыт, т. к. пользовался большой популярностью у простого люда. С 1830 года до конца XIX века на площади действовал водоразборный фонтан.

Не менее древнюю историю имеет микрорайон улиц Солянки и Яузской.

Рядом с Китай-городом расположена одна из старейших улиц района Солянка. Свое название она получила по размещавшемуся здесь в XVII веке (между Б. Ивановским и Подколокольным переулками) Казенному соляному двору, в амбарах которого хранилась соль, составляющая значительную часть богатства царской казны.

Торговля солью вплоть до XVIII века была царской монополией и продавалась по ценам установленным царем, часто не доступным трудовому народу. Интересна улица Солянка архитектурными памятниками:

Солянка, 14

В старину здесь находился большой «Васильевский сад» устроенный царем Василием III. Позже здесь был построен Воспитательный дом (ныне академия им. Петра Великого). Мысль основать на этом месте дом для незаконнорожденных детей принадлежала одному из Екатерининских вельмож И. И. Бецкому.

В 1763 году он обратился к Екатерине II с проектом создания этого дома, а в 1764-1772 годах монументальное здание было сооружено по проекту архитектора К. И. Бланка, при участии М. Ф. Казакова.

Здесь воспитывались безродные дети, подкидыши, которых бросали у ворот Воспитательного дома, на папертях церквей, монастырей. Из этих безродных вышло много известных людей, хороших мастеров.

Дети, попавшие в Воспитательный дом, если они были крепостными, становились при выходе - свободными людьми, если женились или выходили за крепостного, то тот, также освобождался от крепостной зависимости.

После постройки Воспитательного дома Екатерина II не тратила на него ни копейки. Он существовал на взносы благотворителей, богатых купцов, промышленников, за что они получали большие льготы, а также на средства от налогов игорных и питейных заведений. Галерея благотворителей висела в актовом зале и это считалось большим почетом. Просуществовал дом до 1917 года, а потом здание перешло в ведение государства.

В 1826 году для управления Воспитательным домом был создан Опекунский Совет (архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев) - Солянка 14а.

Ансамбль зданий Опекунского Совета был одним из крупнейших произведений Московского ампира. Он имел большое градостроительное значение: его монументальная композиция была одним из определяющих факторов в застройке улицы.

Слева от Солянки наш район проходит по Подколокольному переулку, ведущему к бывшему Хитрову рынку, в ночлежках которого ежедневно ночевало 5-6 тысяч нищих, воров, личностей, скрывавшихся от полиции.

Сюда в 1881 году приходил из Хамовников Лев Николаевич Толстой, чтобы увидеть воочию картины столичной нищеты. Живой натурой для изучения «Московского дна» были обитатели Хитровки для Станиславского, работавшего над постановкой пьесы М. Горького «На дне».

Рынок был своеобразной биржей труда. Здесь производился наем поденных, сезонных и постоянных рабочих. Сотни людей целыми днями толкались на площади в ожидании удачи.

Применительно к населению вокруг рынка вырос комплекс хищнических промыслов. Явные и тайные кабаки, игорные притоны, жалкие и мрачные ночлежки - способствовали нравственному разложению попавшего сюда бедняка и создавали питательную среду для уголовщины. Особой известностью пользовался «Поляков-трактир», где собирались воры, грабители, делили награбленное и продавали его скупщикам.

Городские власти дореволюционной Москвы упорно не хотели видеть социальных причин, породивших это явление.

Только после свершившейся революции 1917 года Хитровка исчезла. Рынок был снесен, площадь и улица застроена каменными домами. По берегу Яузы тянется Серебряническая набережная, где в XII веке находился Монетный двор, на котором чеканили серебряную монету, а в переулках жили серебряных дел мастера. На углу Серебрянического переулка в XVII веке была сооружена церковь каменная с деревянным куполом и названа «в старых денежных мастерах». Из этой церкви священник Троицин день ходил к царю в Кремль со святой водой, за что был жалован на три алтына.

В 1812 году во время нашествия французов церковь горела, но внутри ее сохранилась ниша на стене которой был написан образ Усекновения (отсечения) главы Св. Ионна Предтечи. На этом месте была построена колокольня и образ бы признан Чудотворным. Церковь стала называться Св. Ионна Предтечи (в древних книгах), позже церковь была переименована в «Храм Троицы в Серебряниках».

Недалеко от Яузы начинается Яузский бульвар. Это одно из звеньев бульварного кольца, на месте которого был Белый город, стена, окружавшая Москву с ее Кремлем, Китай-городом, посадами. Стена Белого города имела 28 башен 9 ворот. У входа теперешнего Яузского бульвара находились Яузские ворота, существовавшие до царствования Елизаветы Петровны.

Яузский бульвар, свое название получил от реки Яузы расположенной рядом. Это самый тихий, узкий и укромный уголок Садового кольца. Особенности рельефа и изгибы придают бульвару своеобразную живописность, хотя флорой о| небогат - одни клены, тополя и ряды акаций.

Местность, окружающая бульвар, очень древняя. По преданию, в I Х-Х II веках, еще до основания Москвы, вблизи по реке Яузе проходила торговая речная дорога, и между Яузой современным бульваром, на «Гостине-горе», находили» склады купеческих товаров. В Х IV V веках через Яузские ворота проходила большая сухопутная дорога в Коломну. Рязань и другие города, а севернее ее тянулись к реке Яузе большие великокняжеские сапы Ивана III. Среди них, возле нынешнего бульвара лежала в XVII веке Стрелецкая слобода полка Воробина. При изучении этого бульвара было выявлено, что в конце XVIII века здесь стояли дворы светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического генерала-майора М. Г. Спиридова и другие.

До революции весь квартал Яузского бульвара принадлежал чаеторговцу Филипову, который построил очаровательный особняк радующий глаз пропорциями и деталями для профессора Московского университета С. А. Смирнова (Яузская улица, дом 1). В 1900 году он воздвиг на бульваре для своей семьи миниатюрный «романский замок» с угловой башенкой, итальянскими окнами и большим, украшенным мозаикой кокошником (архитектор С. В. Красильников),

Интересны своей архитектурой дворянские усадьбы конца XVIII века (дома 10 и 16). В доме 10 в 1880 году снимала квартиру семья Брюсовых, где провел свое детство поэт

В. Я. Брюсов.

С бульвара хорошо виден памятник архитектуры, образец нарышкинского барокко начала XVIII века - церковь Петра и Павла, с колокольней 1771 года - Певческий (б. Петропавловский) переулок, 4.

В наше время застройка Яузского бульвара начинается массивным корпусом N 2/16, прорезанного с угла большой аркой. Это жилой дом построенный в 1936 году по проекту советского зодчего профессора И. А. Голосова. По сторонам арки - статуи рабочего с отбойным молотком и колхозницы со снопом и винтовкой работы скульптора А. М. Лавинского. Вторая секция возведена в 1941 году, облицована в 1958 году.

С Яузского бульвара попадаем на улицу Воронцово поле (быв. ул. Обуха), которая свое название получила в 1935 году в память о выдающемся деятеле Советского здравоохранения В. А. Обухе). Название - Воронцово поле - связано с именем боярина Воронцова-Вельяминова, которому принадлежали обширные земли от Москвы реки по Солянке, Яузскому бульвару, берегу Яузы до Сыромятников.

В конце улицы Воронцова поля сохранилась старинная церковь Святого Ильи Пророка, построенная в 1514 году Алевизом Фрязиным (прежде именовалась под сосенками, потому, что около церкви росли громадные сосны), перестроена в 1702 году. Церковь замечательна своей красивой архитектурой, в особенности колокольней. В храме два придела:

Пророк Илья (в честь коего и названа церковь) и мученицы Параскевы Пятницы. При церкви некогда были погребены - Прокофий Ляпунов и Иван Ржевский (убиты при освобождении Москвы в 1671 году. Тела их потом были перенесены в Троицкую Лавру).

Долгое время здесь размещался музей искусств народов Востока, сейчас он переехал, но запасники музея хранятся в помещении церкви.

На этой улице находились дома, в которых родились замечательный русский трагический актер Н. С. Мочалов и композитор С. И. Танеев, в 1775 году находился дом и двор великого русского зодчего В. И. Баженова, а в середине 19 века была усадьба русского драматурга А. И. Островского.

Улица Воронцово поле выводит нас на улицу Земляной вал. В старину Земляной вал служил таможенной границей Москвы, а его ворота - заставами, на которых осматривали товары, привозили в Москву.

Там на горке, что над Яузой рекою,

Обширный парк, красивый дом.

Раскинулось поместье здесь такое,

Что каждый взор задержится на нем.

Здесь классицизм российский, строгий

Воздвиг Жилярди, для заяузских купцов.

Он украшает этот холм отлогий,

И всем понятна красота без слов.

В доме 53 на улице Земляной вал расположена усадьба, которая представляет собой образец русской садово-парковой архитектуры. Местность же, где расположена усадьба, известна еще с XIV века, когда здесь, возле Яузы шумел еще сосновый лес и на высоком берегу находилось село, принадлежавшее знатным боярам Воронцовым-Вильяминовым, окруженное полем. Вот почему, вся местность долгое время называлась «Воронцово поле».

Здесь же при царе Иване III были разведены великокняжеские сады и поставлен его загородный дом, в котором он жил с 1493-1504 гг. Район Воронцово поле и окружающие его леса всегда были охотничьими угодьями великокняжеского и царского двора.

Пожар 1547 года уничтожил дворец.

В XVII веке здесь был загородный дом «дядьки» царя Алексея Михайловича - боярина В. И. Морозова. В начале XVII I века дом перешел к князьям Гагариным, затем к Ф. К. Лопухину.

После пожара 1812 года богатый купец- чаеторговец Усачев скупил участки на высоком берегу Яузы. Здесь в 1829-1831 годах была построена обширная усадьба с прекрасным парком, спускающимся к Яузе, беседками, ротондами, знаменитым зодчим Д. И. Жилярди, для купца Усачева.

В 1840 году участок переходит к купцу Хлудову, который оставил его в наследство трем своим дочерям, одна из которых была замужем за Н. А. Найденовым.

После национализации в усадьбе был организован санаторий «Высокие горы». А с 1964 года в нем разместился Московский городской врачебно-физкультурный диспансер №1.Расположенный на одном из самых красивых мест Москвы» парк усачевской усадьбы можно почесть за один из лучших городских парков. Он не отворачивается от города, наоборот, всячески обращается к нему. Автору усадьбы с огромной силой удалось показать красоту родного города, величие его новых и древних памятников.

В конце XVII века Москва из центра ремесленного производства стала местом возникновения первых мануфактур. Москва была уже большим городом. В обширном богатом городе были и «посады, деревни, палаты, дворцы». Иностранцы, послы и путешественники, оставившие свои записки о Москве, считали ее по пространству и населению городом, превосходящим Лондон, Париж. Но это был по преимуществу деревянный город. Среди деревянной Москвы выделялись немногие каменные здания, большей частью церкви. Но, наконец, на рубеже XVIII и XIX веков градостроительные указы о каменном строительстве в Москве, начали достигать свои цели. Началось строительство усадеб, дворцов, домов купцов и промышленников.

Пройдем по улицам района,

Мы много встретим здесь чудес:

Вот дом - старинный и огромный,

Здесь раньше пышный был дворец.

Миллионеры знатно жили

И крепостные им служили,

Когда пришел Наполеон,

Был штаб французский размещен.

И вот уж более 100 лет,

Вельмож в усадьбе больше нет.

Она народу отдана,

Больница в ней размещена.

В 1798 году на бывшей Николо-Болвановской (ныне Интернациональной) улице в обширном владении богатейшего заводчика того времени Ивана Родионовича Баташова, на территории около 3-х гектар, был построен великолепный дворец, до сих пор являющийся архитектурным украшением не только Интернациональной улицы, но и всей Москвы.

В создании замечательного памятника русской архитектуры принимал участие крепостной архитектор М. Кисельников по проекту выдающегося зодчего Р. Казакова, построенный в стиле классицизма. Главное здание усадьбы, боковые флигели, ограда, ворота со львами поражают своей гармоничностью, строения оформлены лепными украшениями, роскошным тонким орнаментом. Особое внимание обращает на себя стилевое разнообразие элементов декора. Так, например, маски под окнами главного фасада второго этажа и женская головка несут типично русские черты, тогда как в рельефах, фигурах черты римских патрициев. Чем это вызвано? Известно, что на заводах Баташова широко поощрялось создание своих кадров художников. Имелась своя художественная школа, по окончании которой, ученики посылались в Италию для продолжения образования и, таким образом создавались кадры лепщиков-скульпторов, вносивших при выполнении работ в классические сюжеты чисто русские элементы.

Во время оккупации Москвы наполеоновским войском в 1812 году, дворец сильно пострадал, т. к. в нем расположился Маршал Мюрат со своим штабом.

На восстановление усадьбы было потрачено 300 тысяч, по тем временам сумма огромная.

В 1818 году (единственная наследница) внучка Баташова вышла замуж за генерала Д. Шепелева, получив в приданое дворец, который в архивных делах первой половины XIX века стал называться «Шепелевским дворцом».

Дочь Шепелевых Анна вышла замуж за Льва Голицина и этой усадьбой они владели до 1876 года, потом усадьба Голициным была передана Совету общественного призрения, «который преобразовал усадьбу в Яузскую больницу, а в 191 году переименовали в «Медсантруд» (название профсоюз медицинских работников того времени).

С первых дней своего существования больница оказывав помощь бедному населению Москвы.

В конце XIX века отмечалась высокая заболеваемость особенно инфекционными болезнями, это заставило в 1882 год на территории больницы построить три двухэтажных корпус для «эпидемических больных».

История больницы сохранила имя блестящего организатора больничного дела врача Ф. И. Березкина, который в 190. году в течение многих лет был основным хирургом и главным врачом Яузской больницы. По его инициативе на деньги, пожертвованные миллионером Неокладновым А. В., в 1911 году была выстроена амбулатория, а в 1913 году открыто хирургическое отделение и операционная в 3-х этажном здании, пристроенном к главному корпусу. В том же году открыли паталого-анатомическое отделение.

Необходимо вспомнить и о том, какую роль сыграла больница в годы Великой Отечественной войны. В тяжелые годы больница стала передовым хирургическим госпиталем площадью 1000 коек.

В 1943 году в госпитале впервые в Советском Союзе начали применять пеницилин для лечения раненых, изучалось действие его при различных видах ранений на органы больного.

Больница и сейчас продолжает строиться, построен терапевтический корпус, в 1972 году - неврологический.

В настоящее время больница оснащена новейшим оборудованием, врачи используют при лечении больных самые последние достижения медицинской науки.

На улице домов старинных ряд,

Как памятники прошлого они стоят.

Всю улицу заветной зоной объявили

Чтоб мы наследие тех предков сохранили.

Участок между нынешними Б. Коммунистической (бывшей Алексеевской), Таганской (бывшей Семеновской) улицами принадлежал крупнейшему Московскому купцу-откупщику М. И. Гусятникову, который в начале XIX века застраивается каменными 2-х этажными рядами, домами с лавками внизу и проездами во двор.

В нашем районе старых дворянских владений почти не было, строительство вели сами купцы, которые строили на «господский манер». Это отразилось и в архитектуре зданий.

В конце XIX века и в начале XX века большинство домов района принадлежало двум богатейшим семьям: Морозовым и Алексеевым. Почти каждый дом на Большой Коммунистической улице представляет собой архитектурную ценность и стоит под Государственной охраной.

Станции Метро

«ТАГАНСКАЯ»

1). Станция метро Кольцевой линии открылась в 1950 году. (арх. К. Рыжков. А. Медведев). Вестибюль имеет выход на Таганскую площадь. Эскалаторные туннели разделены промежуточным залом, купол которого украшен панно «Салют Победы» (худ. А. Ширяева). Пилоны станционного зала облицованы светлым мрамором и украшены майоликовыми скульптурами, отражающими эпизоды Великой Отечественной войны.

2). Станция метро Таганско-Краснопресненской линии открыта в 1966 году (арх. Н. Алешина. Ю. Вдовин). Сооружена по типовому проекту. Пилоны станционного зала облицованы розовым и красным мрамором, стены - белой и черной глазурованной плиткой. В оформлении зала использованы чеканные панно на тему покорения космоса - «Икар», «Космонавт» (худ. Э. Ладыгин). Пол выложен серым и красным гранитом. Станции связаны подземными переходами со станцией «Марксистская».

«КИТАЙ-ГОРОД»

3 января 1971 года была открыта первая очередь станции метро «Китай-город» (бывшая «Площадь Ногина»). Полностью вступила в строй 18/Х II 1975 года (арх. А. Ф. Стрелков).

Станция состоит из двух залов, соединенных переходным мостиком, ведущим к выходу коридором. Колонны и стены залов отделаны светлым мрамором желтого и серого цвета. Полы выложены гранитом и мрамором.

«ПРОЛЕТАРСКАЯ»

Станция метро Таганско-Краснопресненской линии открылась в 1966 году. Архитекторы Ю. А. Коменикова, Ю. В. Вдовин. Выходы со станции - по подземным переходам, расположенным на площади Крестьянской заставы, вблизи Крутицкого вала у начала Волгоградского проспекта.

В отделке станционного зала использован белый мрамор. Путевые стены облицованы белой и черной глазурованной плиткой и декорированы вставками из анодированного под бронзу алюминия. Пол выложен серым и черным гранитом. В декабре 1998 г. открыт переход на станцию Крестьянская застава.

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ПРОСПЕКТ»

Это станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1966 году. Архитекторы - В. Г. Поликарпова, А. А. Марова. Сооружена по типовому проекту. Выходит на станции - по подземным переходам по обе стороны Волгоградского проспекта. В отделке станционного зала использован розовый мрамор. Путевые стены покрыты глазурованной плиткой, украшены металлическими панно, сюжеты которых посвящены Сталинградской битве 1942-1943 годов (скульптор Э. М. Ладыгин). Пол выложен серым гранитом.

«РИМСКАЯ»

Это станция метро Люблинской линии открыта в декабре 1995 года. Архитекторы Л. Н. Попов, Н. В. Ростегняева, Дж. П. Имбриги и А. Куатроччи (итальянские специалисты). Выходы по подземным переходам на площадь Рогожская застава.

Станция новой конструкции без подплатформенных помещений в среднем зале, с устройством сплошной монолитной плиты, на которую опираются колонны и стены. Для облицовки колонн и пилонов использованы мрамор различных пород, алюминиевый профиль, которым подшит подвесной потолок. Тема оформления станции «Римские достопримечательности». Итальянскими художниками и скульптором Л. Л. Берлиным выполнены 4 медальона и композиция «Фонтан». Южный торец платформы соединен лестницей и 4 эскалаторами с подземным вестибюлем, связанным с существовавшим и ранее переходом, ведущим к станции метро «Площадь Ильича» Калининской линии.

«ПЛОЩАДЬ ИЛЬИЧА»

Эта станция метро Калининской линии открыта в 1979 году. Архитекторы - Л. Н. Попов, В. И. Клоков. На станции сооружены вестибюли (арх. И. Г. Петухов), переходы ведут к выходам на площадь Энтузиастов, к площади Рогожская застава. Стены станционного зала облицованы красным, цоколи путевых стен - светлым мрамором. Пол выложен серым, черным, красным гранитом. На станции установлен барельефный портрет В. И. Ленина (ск. Н. В. Игомский). Со станции переход ведет на станцию «Римская» Люблинской линии.

Использовавшаяся Литература:

«Обзорно-историческая справка по Таганскому району» М., «ВИКРА»,2000г.

Реферат по москвоведению

«Немного о Таганке»

Ученик 11 «Г» класса

Школа-Лицей № 243

Евсеев Валерий А.

История Таганского района…3

Станции Метро…21

История Таганского Района

Таганский район охватывает юго-восточную часть города, которая в далеком прошлом именовалась Заяузьем.

Район Заяузья заселялся и рос по мере роста и развития основного ядра города. Начало Москвы было положено селением на Боровицком холме, где затем вырос Московский Кремль. Позже к Кремлю примкнули Китай-город и Белый-город.

Год от года всё большая часть горожан расселялась вне Кремля, в самом низу холма – на посаде. Так постепенно в XI-XVI веках складывался Большой или Великий посад. В XIV веке его обнесли валом, а 1534 году – рвом и деревянно-земляными укреплениями, а позже – 1538 году на их месте построили стену. Эту стену назвали – Китай-городом. По версии, название «Китай» произошло от слова «Кита», которое означало деревянную изгородь, первоначально окружавшую посад. Поселения, окружавшие Москву, снабжали город съестными продуктами, предметами ремесленного производства.

В XIII-XIV веках посад был заселен торговцами и ремесленниками, но в конце XV века, в начале XVI здесь уже селились бояре, дворяне, духовенство. Они начали вытеснять из посада купцов, ремесленников. Купцам пришлось переносить свои дворы за реку, в Замоскворечье, а ремесленники были вынуждены расселяться более плотно и тесно в Зарядье – низменной части Большого посада, которая была рядом с лавками, где они работали. Купцы же теперь приходил на посад утром, торговали, а вечером возвращались домой в Замоскворечье.

Земляным городом в XVII-XVIII веках называли часть Москвы между современным Бульварным и Садовым кольцами.

В 1683 – 1743 годах Земляной вал был таможенной границей Москвы.

В 1830 году его срыли и устроили широкую кольцевую улицу, вдоль которой против каждого дома разбили сады. Так появилось Садовое кольцо.В 1742 году силами Камер-коллегии, ведавшей государственными доходами и контролировавшей ввоз товаров, в Москве был построен Камер-коллежский вал. Он был таможенной границей Москвы, а с 1806 года стал официальной полицейской границей. В 1864 году заставы ликвидировали. Названия застав и валов перешли к улицам (Рогожский вал, Рогожская застава, Крестьянская и Покровская заставы).

Во второй половине XVII века на территории Земляного города расселялись стрельцы, здесь также были дворцовые монастырские и «черные» (ремесленные и торговые) слободы, но здесь были и загородные дворы знатных людей.

По важнейшим дорогам, идущим из Москвы, были поселены ямщики. Это были крестьяне, обязанные возить из Москвы грузы до ближайшего «Яма» – постоялого двора. «Ямы» обычно находились в 60-70 км один от другого. Ямщики были освобождены от государственных налогов и других повинностей за «Ямскую гоньбу» по верстные» - плату с версты. Система «Ямов» была заимствована русскими у татар.

Ямщик не только перевозил, но и обязан был принять на постой своего ездока. Словом, ямщицкий двор был одновременно и гостиницей. Это, как правило, 2-х этажный дом с арочными воротами посередине длинным внутренним двором, где устраивали конюшни, сараи, колодцы. После пожара 1792 года дома слободы были восстановлены в камне, и до наших дней сохранилась планировка улиц и дворов именно этого периода. На нынешней Николоямской и Школьной улицах находилась Рогожско-Ямская слобода, о которой сохраняют память Рогожский вал, Николоямская набережная и переулок. Отсюда ямщики доставляли пассажиров в древнее село Рогожь (позднее город Богородск, ныне Ногинск Московской области). Так возникло название района Рогожский, который с 1936 года носит название Таганский.

Развитие ремесла привело к образованию в Заяузье территориально-обособленных поселковых слобод, в которых жили люди одного типа занятий. Это были слободы: Котельная, Таганская, Гончарная, Серебряная, Греческая и другие. Так, за Воронцовым полем на берегу Яузы в XVII веке жили в слободе «Серебряники» – мастера царского серебряного двора, чеканившие монеты, изготовлявшие кубки и другие изделия из серебра. Память о слободе отразилась в названии Серебрянической набережной и переулке.

В районе Таганской площади располагалась Таганская слобода. Здесь жили и работали кузнецы, выделывавшие таганы – железные треножники, с обручем наверху, на которые ставили котлы и горшки для варки пищи. Эти таганы с котлами возили за собой стрелецкие войска во время походов. Слободы, имевшие дело с огнем, были сосредоточены здесь для того, чтобы дующие в Москве по преимуществу северо-восточные (зимой) и юго-западные (летом) ветры не несли искры пожаров в сторону Кремля.

Котельная и Гончарная слободы изготовляли домашнюю утварь.

При князе Иване Калите (1325 ÷ 1340 гг.) была начата большая перестройка Кремля, а в Заяузье были поставлены печи для обжига кирпича. Глину для кирпича брали из грунта здесь же. Место производства кирпича находилось на землях Калиты и именовалось «Калитники» или «Калитниково». Так возникали и закреплялись названия той или иной местности Москвы.

В связи с наличием дорог большого торгового значения, в Заяузье селились как торговые люди и иностранцы, так и ремесленное население. Заяузье пополняется иноземцами, возникает Греческая слобода. В районе Николоямской улицы в XVII веке появляется новая Воронцовская слобода. Здесь жили землепашцы, ремесленники, торговцы. Земляной вал, потерявший в конце XVIII века крепостное значение, стал таможенной границей Москвы.

Продавцы сена, дров и других товаров старались переложить уплату пошлины на покупателей, для чего, останавливались у ворот Земляного города, не въезжая в него, и здесь продавали горожанам свои товары, а уж те, провозя товар через ворота, платили пошлину. Это привело к тому, что воз­ле ворот образовались рынки сена, дров, древесного угля и поэтому площади у ворот не застраивались. Об этом напоми­нают Б. и М. Дровяные переулки.

Москва в XVII в. становится важным центром ремесла и торговли. Город разрастается за линию застав Рогожской (пл. Ильича), Покровской (Абельмановской), Спасской (Крестьян­ской заставы), где селится городская беднота.

А Таганская площадь, которая получила свое название по стоявшим здесь в конце XVI века Таганским воротам земляно­го вала, становится центральной площадью всего Заяузья.

Развивается торговля, за Таганскими воротами возникает привозной рынок продуктов и припасов, особенно расширив­шийся с 1742 года.

Таганская площадь с деревянными домишками и лавками часто горела, но мгновенно отстраивалась заново. После по­жара 1812 года на месте сгоревших деревянных лавок пост­роены новые каменные торговые ряды с мясными, рыбными и мучными лавками, богатейших купцов И. Павлова и М. Гу-сятникова. Строил ряды архитектор О. И. Бове.

В XIX веке Таганка наряду с Замоскворечьем стала тверды­ней Московского купечества, даже само ее название зазву­чало символически.

«Таганка. - писал в 1900-х годах знаток Московского быта П. И. Богатырев, - представляла из себя большой богатый рынок, мало чем уступающий известным Московским рын­кам - Немецкому и Смоленскому и далеко превосходивший все остальные. Тут были богатые мясные, рыбные, мучные лавки, где можно было найти все, что могло удовлетворить самый тонкий гастрономический вкус. Народ кругом жил бо­гатый, видавший виды, водивший торговлю с иноземцами и пе­ренимавший у них внешнюю «образованность».

Над Таганкой смеялись в комедиях, в юмористических жур­налах и даже в песенках. А в Таганке жили-поживали да де­нежки наживали и втихомолку посмеивались над своими «надсмешниками».

В середине прошлого века в Рогожской и примыкающей к ней Яузской частях было много промышленных, в частности текстильных предприятий. В районе Яузы пользовались изве­стностью хлопчатобумажная фабрика И. Гюбнера и шелко­вая Н. Полякова. А самым крупным предприятием позумент­ной промышленности было заведение С. Алексеева в Рогож­ской части, где производилось товаров на полмиллиона руб­лей, а сбывали производимый товар в странах Востока, где большим спросом пользовались мишурные, золотопрядиль-ные и позументные изделия.

К концу XIX века район из торгово-ремесленного превра­тился в индустриальный, стал заселяться рабочим классом.

С 1917-1936 гг. район носил название Рогожско-Симоновского района (рабочие его сыграли немаловажную роль во всех трех революциях), район помнит бурные митинги и пере­стрелки 1905 года, забастовки и демонстрации. В октябре 1917 года отряды Красной гвардии шли через площадь к цен­тру на штурм бастионов контрреволюции.

В 1936 г. в Москве произошло разукрупнение районов. В связи с реорганизацией основная часть Заяузья перешла во вновь образованный район Таганский (14 апреля 1936 г.) В 1948 г. умер секретарь ВКП(б) Жданов А. А., в октябре 1948 г. район получил название - Ждановский.

В 1989 г. району вернули старое название - Таганский.

После 1945 года облик Таганской площади начал разитель­но меняться. В 1950 году на углу с В. Радищевской улицей от­крылся павильон станции метро «Таганская» (архитекторы А. А. Медведев и К. С. Рыжков). В 1962-63 годах под Таган­ской площадью проложили транспортный тоннель длиной 600 метров. С северной стороны тоннель непосредственно пере­ходит в Ульяновскую эстакаду, с Южной - в Большой Крас­нохолмский мост. В 1966 году открылся наземный павильон типовой конструкции станции метро «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии (архитекторы Н. А. Алешина и Ю. В. Вдовин).

Наступивший XX век внес коррективы в облик района. Ря­дом со старыми невысокими домами выросли 16-этажные жи­лые дома. В 1970-е годы Таганская площадь превратилась в широкую современную магистраль, по которой потоки транс­порта устремляются от центра к Волгоградскому проспекту, Рязанскому шоссе, главной дороге из столице в Рязань.

Таганская площадь — место легендарное. Здесь когда-то жили ремесленники, затем их сменили купцы. До начала XX века на Таганской площади шла бойкая торговля. А название ее ассоциировалось с криминальным миром до тех пор, пока поблизости не открылся театр, который стал самым популярным в Москве. История Таганской площади — тема сегодняшней статьи.

Ремесленная слобода

Москва горела множество раз. Самый известный пожар произошел в 1812 году. Когда-то в самом в центре столицы проживали ремесленники, изготавливавшие подставки из металла для посуды и котлов. Но в 15 веке им пришлось переселиться подальше от Кремля. Их ремесло было небезопасным.

Для того чтобы предотвратить очередной пожар, мастера перебрались в новый район, отгороженный от центра Москвой-рекой. Это событие можно считать началом истории Таганской площади.

От какого слова происходит название района, расположенного на востоке Москвы? Таганы — те самые изделия, которые производили ремесленники, упомянутые выше. Слово это имеет татарское происхождение.

Торговая площадь

В 16 веке на том месте, где сегодня расположен Земляной Вал, построили специальную защиту от неприятеля. На Таганской площади соорудили высокие ворота. Отсюда вели дороги в Новгород, Рязань, Суздаль и Владимир. Таганская площадь в Москве стала довольно популярным местом среди купцов.

Для того чтобы попасть в город, нужно было оплатить пошлину. Торговцы, дабы сэкономить, останавливались возле ворот. Здесь и осуществляли продажи. В середине 17 столетия торговлю с возов запретили на центральных улицах. Тогда одним из самых популярных рыночных мест в Москве стала площадь, на которую сегодня ведёт выход из метро «Таганская».

Площадь долгое время была разделена на две части. Деревянные торговые ряды сгорели во время пожара 1812 года. Именно через Таганскую площадь москвичи покидали город, опасаясь ввода войск Наполеона. Несколько лет спустя здесь соорудили каменные торговые ряды. Автором проекта стал Осип Бове — человек, внесший огромный вклад в восстановление города после событий 1812 года.

Вплоть до конца 19 века район, расположенный между Москвой рекой Яузой, именовали Заяузьем. Как уже было сказано выше, площадь получила свое название от слова «таган» - металлического изделия, предназначенного для котлов. Но есть и другая версия. «Таган» в переводе с тюркского — «холм». Действительно, район, в котором находится площадь, расположен на холмах.

Одна из знаменитейших и самых страшных тюрем в России более 150 лет возвышалась вблизи Таганской площади. Что интересного можно сказать о ней и о других достопримечательностях, расположенных в этом районе?

Театр

Названия многих улиц Таганского района и сегодня хранят память о своих первых жителях. В старину здесь жили ремесленники: гончары, каменщики, котельники, сапожники. При Екатерине II в Заяузье появились первые усадьбы, в основном купеческие. В начале 20 века Таганка стала полноправным московским районом, в котором, впрочем, удивительно сочетались блеск и нищета.

Здание знаменитого Театра на Таганке было построено в 1912 году. После революции в этом доме располагался кинотеатр «Вулкан». Позже здесь разместился филиал Малого театра. Огромное культурное значение здание приобрело в шестидесятые годы. Тогда театр драмы и комедии, существовавший здесь с 1946 года, возглавил Юрий Любимов. Новый режиссер собрал новую труппу, которая вскоре прославилась на всю страну. Актер Владимир Высоцкий стал одним из символов советской эпохи.

Храмы

Новоспасский монастырь — древнейший в столице. Его основал еще в 12 веке сын Александра Невского. Сегодня ансамбль монастыря объединяет несколько храмов, в том числе и Спасо-Преображенский собор. Здесь находится одна из самых высоких колоколен в Москве. Во время революции в комплексе монастыря был размещен филиал Таганской тюрьмы. Сама же она находилась совсем рядом.

Таганская тюрьма

Среди местных жителей ходила легенда, что монастырь и тюрьма связаны между собой подземным ходом. Острог, построенный еще по указу императора Александра I, остался только в народной памяти. Таганская тюрьма, которой посвящено множество каторжных песен, являлась на протяжении многих лет самым мрачным объектом района. Снесли ее в 1958 году.

Среди нарушителей закона бытовало мнение, что попасть в эту тюрьму - значит навсегда распрощаться со своей свободой. Среди обитателей «Таганк» были и пламенные революционеры: Анатолий Луначарский, Николай Бауман и другие. Впрочем, "политические" никогда здесь не были в почете. В Таганской тюрьме правили уголовники. Одним из них был Осип Шор. Этот знаменитый аферист является прототипом Остапа Бендера.

С приходом советской власти Таганская площадь получила новое название. Ее переименовали в Октябрьскую. Однако ненадолго. Ведь в Москве в честь революционного месяца названы были две площади. Помимо той, о которой речь идёт в этой статье, Октябрьской назвали и Калужскую площадь. Она сохранила это название вплоть до 1993 года. Таганской вернули прежнее в 20-х.

Архитектурные особенности

Таганская площадь когда-то была разделена на две части, в таком состоянии просуществовала до конца 30-х годов прошлого века. В 40-х недалеко от неё, на Гончарной улице, построили несколько домов.

Окрестности Таганской площади в архитектурном плане имеют облик довольно беспорядочный. Наряду с так называемыми сталинками здесь возвышаются многоэтажные постройки, возведённые в 1989 году. Радикальные перемены в истории Таганской площади произошли в 60-е, когда здесь началось строительство тоннеля. Тогда снесли и торговые ряды, и часть старинных зданий, расположенных вблизи.

В 1950 году возле Таганской площади была открыта одноимённая станция метро. Сперва вестибюль был украшен портретом Сталина. В 1954 году Иосифа Виссарионовича сменил Владимир Ильич.

Прощание с Высоцким

В конце июля 1980 года на Таганской площади состоялось самое крупное общественное собрание за всю ее историю. В СМИ сообщений о смерти Высоцкого не было. Тем не менее 28 июля у театра, на сцене которого актер сыграл свои лучшие роли, образовалась километровая очередь.

В эти дни в столице проходила Олимпиада — мероприятие, из-за которого и была предпринята тщетная попытка скрыть от москвичей смерть знаменитого артиста. Благодаря Юрию Любимову и Владимиру Высоцкому название Таганской площади приобрело положительный оттенок.

"Разломали старую Таганку, подчистую всю, ко всем чертям..."- пел Владимир Высоцкий. В этой ранней стилизации под блатной шансон бард имел в виду Таганскую тюрьму. Это пенитенциарное заведение снесли в 1958 году, да и находилось оно довольно далеко от Таганской площади - в нескольких кварталах по улице Малые Каменщики. Но в качестве эпиграфа эта строчка подходит как нельзя лучше - в 1960-е годы Таганка первый раз изменилась до неузнаваемости, когда под площадью прокладывали тоннель Садового кольца. В 1990-е годы старый уголок Москвы практически добили: ныне это большая транспортная развязка, приспособленная исключительно для автомобилистов и недружелюбная к пешеходам.

Название происходит от Таганских ворот Земляного города (конец XVI века), здесь находилась Таганная слобода (таганы - медные котлы на подвесе-треножнике, использовавшиеся войсками в походах). Таганная, Гончарная и Котельническая слободы возникли за Яузой в XV-XVI веках, когда эти огнеопасные производства были выведены из центра города - в тогда еще чистое поле. После постройки укреплений Земляного города за Таганскими воротами возник рынок, процветавший благодаря тогдашнему налоговому режиму: проезд торговых возов внутрь Земляного города облагался пошлиной, поэтому торговля концентрировалась непосредственно за воротами. В 1742 власти запретили торговлю с возов на городских улицах, еще более упрочив положение Таганского рынка.

После пожара 1773 года площадь была перепланирована и разделена торговыми рядами на две - Верхнюю (на стрелке нынешних Таганских и Марксистской улиц) и Нижнюю (по линии Гончарной улицы и Больших Каменщиков). Эта планировка сохранялась вплоть до слома 1963 года. После пожара 1812 года на месте уничтоженных огнем лавок по проекту О. И. Бове были выстроены каменные торговые ряды, просуществовавшие полтора века. В 1820-е гг. был срыт сам Земляной Вал, а на его месте разбито Садовое кольцо, однако именно в районе Таганки садов и бульваров на нём не было. Массовое строительство доходных домов в конце XIX - начале XX века обошло Таганку стороной. Были выстроены лишь два крупных дома на Народной улице, а в целом площадь оставалась двухэтажной.

1902-1907 гг.:

1910-1915 гг.:

Генеральный план реконструкции Москвы (1935) предусматривал полный снос существовавшей застройки и прокладку туннеля примерно там же, где сейчас располагается Таганский туннель. Но этот план не успели полностью реализовать. Была построена лишь красивая сталинка - дом № 38 по Гончарной улице.

Следующий этап реконструкции был проведён в 1960-е годы, когда на Садовом кольце все-таки были построены Таганский туннель и Ульяновская эстакада к северу от него. Жертвой дорожного строительства пали торговые ряды работы Осипа Бове и кварталы по внешней стороне Земляного Вала.

Торговые ряды. 1959-1960 гг.:

1960-1961 гг.:

Строительство тоннеля. 1961-1962 гг.:

Застройка площади в послевоенный период была хаотичной и неорганизованной: внутри кольца возник красный куб Театра на Таганке, вне его - панельная застройка на стрелке Таганской и Марксистской улиц. Ни один проект комплексной застройки Таганки реализован не был. В 2000-е годы проведена «реконструкция» зданий по периметру площади, не изменившая в целом характер её застройки.

На площади сходятся улицы Верхняя и Нижняя Радищевские, Земляной Вал, Солженицына, Таганская, Марксистская, Воронцовская, Большие Каменщики, Народная, Гончарная. Чтобы разрулить такой мощный транспортный поток, требуются десятки светофоров и пешеходных переходов. В итоге центральная часть площади превратилась в сквер-пустырь. А ведь раньше сердцевина Таганской площади использовалась более рационально: здесь находились уже упоминавшиеся торговые ряды.

Со статьей об истории Таганской площади можно ознакомиться на сайте: http://tagankainfo.ru/taganskaya_ploschad

Московский Театр драмы и комедии (Земляной Вал, дом 76) был основан в 1946 году, но в начале 60-х годов оказался одним из наименее посещаемых театров столицы и новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов. В театр он пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, - среди них Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий. Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими констукциями.

Театр разместился в здании, построенном в 1912 году по проекту архитектора Г.Гельриха для московской купчихи Д.И.Платовой, до театра в нём располагался электро-театр «Вулкан» (синематограф, кинотеатр). Вход размещался с Садового кольца через крошечный вестибюль, а косое фойе втиснулось в перестроенные стены бывших лавок купца Кочергина. Незастроенный двор между ними как раз и послужил местом для кинозала.

О столичных электро-театрах: http://popala-sobaka.livejournal.com/60624.html

1966-1970 гг.:

При упоминании Театра на Таганке неизбежно приходит ассоциация: Владимир Высоцкий. Талантливый, противоречивый, непредсказуемый, живущий по-над пропастью, обожаемый зрителями и слушателями, не всегда понятый коллегами и близкими. Большое видится на расстояньи. Никто не мог предположить, что в день гражданской панихиды Таганская площадь заполнится тысячами людей, пришедшими проститься.

Большая Алексеевская, Большая Коммунистическая, ныне - улица Александра Солженицына. Прогуляться по этой улице можно на ЯМОСКВЕ:

Торговый центр «Звездочка» был открыт в апреле 2001 года после реконструкции здания, увеличившей его площадь с 2200 до 5200 кв.м. Во время предыдущей реконструкции, завершившейся в 1937 году, фасады и внешний контур здания в общих чертах приобрели нынешний вид, однако оно уже не соответствовало современным требованиям. До начала 1990-х годов XX века в нём находился филиал Детского мира – магазин «Звездочка», который располагал всего лишь двумя разрозненными торговыми залами – 300 и 100 кв.м. Двухэтажное здание имело внутренний технический дворик с воротами и небольшие подвальные помещения, использовавшиеся под склады. Часть второго этажа занимали коммунальные квартиры.

Для того, чтобы увеличить площадь торговых залов и создать центральное «ядро» здания – атриум, объединяющий торговые площади здания, под всей площадью наружного периметра здания был отрыт полноценным подвальный этаж, внутренний дворик перекрыт и добавлен полноценный третий этаж. Было принято решение сохранить полюбившееся москвичам старое название магазина – «Звездочка», вложив в него новое современное содержание.

Ржавеющая конструкция, предназначенная то ли для флагштоков времён московской Олимпиады, то ли для установки новогодней ёлки.

В сером потоке машин появляется бардовский "Синий троллейбус" с бодрыми песнями из репродукторов.

Таганская улица возникла как дорога из Москвы через Таганские ворота.

Стихийный рынок XVIII века вернулся сюда в лихие 1990-е:

До 1919 года Марксистская улица носила название Пустая по располагавшимся на ней пустырям.

Воронцовская улица - часть возникшей ещё в XIII веке дороги от Кремля к Крутицкому подворью, Симонову монастырю и Новоспасскому монастырю. Название возникло в XVIII веке по Новой Воронцовской слободе, образованной в конце XVII века. Сюда были переселены ремесленники - жители Воронцова Поля.

Клуб "Альма-Матер"

Кинотеатр "Таганский". 1928 год:

Название улиц Большие и Малые Каменщики возникло в XVIII веке на месте, где с середины XVII века была дворцовая Каменная слобода. В этой слободе жили каменщики, вызванные в 1642 году царем Михаилом Фёдоровичем из Кирилло-Белозерского монастыря для перестройки деревянного Новоспасского монастыря. Сейчас на этой улице каменщики из бывших братских совреспублик растят этажи новостроек. Хорошеет наша столица!

На углу Больших Каменщиков и Народной улицы ныне находится офис Российского футбольного союза. При определённом ракурсе надпись можно прочитать как "Российский футболь". Сразу вспоминается Владимир Шахрин и его песня: "Какая боль, какая боль!" Верим, что на московском Чемпионате мира 2018 года наши кудесники кожаного мяча не ударят в грязь мячом, а попадут в ворота.

1935-1937 гг.:

В 1922 году Краснохолмской улице было присвоено идеологическое название - Народная улица - «в честь советского народа».

Народная улица, дом № 4, строение 1 - доходный дом (1915, архитектор В. А. Осипов, совместно с В. М. Пиотровичем)

Создан 23 апреля 1964 года на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946-м).
В 1964 году в Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, пришел новый главный режиссер - артист театра им. Евг. Вахтангова, педагог театрального училища им. Б. В. Щукина, Юрий Петрович Любимов. Пришел со своими учениками и с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ставшим символом молодого театра и сохранившимся в нем по сей день. Вскоре театр сменит название и будет называться по месту жительства своего - Театр на Таганке, в обиходе - просто Таганка.

Обаяние студийности, азартной и умной игры, легкой и выразительной условности сразу пленило москвичей. Следующие спектакли закрепили успех. В «Десяти днях, что потрясли мир» по Д. Риду - «народном представлении в 2-х частях с пантомимой, цирком, буффонадой, стрельбой» - зрители попадали в накаленный и праздничный мир революции. Праздником театра здесь становилось все. Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, живое дыхание дня - все это делало Таганку не просто популярной, но жизненно важной. С публикой говорили прямо и не скрывая лица. Внутренняя свобода, достоинство, отпечаток собственной личности отличали актеров Таганки первой ее поры - Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, Зинаиду Славину и Аллу Демидову - и стали традицией, обязательной до сих пор.

Другая традиция - владение всей палитрой искусств. Слово и действие - основа драмы - были так же важны, как музыка, движение, пение. Со спектакля «Антимиры» по стихам Вознесенского начался на Таганке театр поэзии; со спектакля «Живой» по повести Можаева - театр прозы. Театр давал своим зрителям уроки литературы, пройдя с ними за 40 лет путь мировой классики с античных времен до Чехова и Брехта. Здесь царили Пушкин и Маяковский, поэты Серебряного века и военной поры; по произведениям Достоевского, Булгакова и Пастернака, «деревенской», «городской» и военной прозы создавался сценический эпос.

Таганка давала также уроки истории и гражданского безбоязненного мышления; дарила максимум того, на что способен был театр в условиях несвободы, служа кафедрой и трибуной, царством искусств - и местом встречи людей. Поэтому такой мощный и плотный слой друзей окружал ее - из числа тех, что принято называть цветом нации: ученые, общественные деятели, художники.

Судьба Таганки никогда не была легкой. Постоянный конфликт с властью разрешился трагично и резко: отъездом Любимова за границу, отлучением его от страны, от театра, разлукой. Полоса отчуждения длиною в пять лет (1984-1989) рассекла историю Таганки на две неравные части. Вернувшись в начале перестройки, Любимов принялся возрождать свой театр; добился выхода в свет запрещенных спектаклей: «Живой», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов». Пришлось пережить и нередкий в те годы раскол театра, от которого отделилась группа, назвавшаяся «Содружеством актеров Таганки». Но сломить волю создателя Таганки, погасить творческий запал коллектива никому еще не удалось, и вряд ли это возможно. Неутомимый Любимов, патриарх российской режиссуры, уже перешагнувший рубеж 80-летия, ставит «Фауста» и поэзию обериутов, окружает себя молодежью и ловит ритмы нового дня.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!