Телега жизни читать. Там чудеса,там леший бродит

«Телега жизни» Александр Пушкин

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас: нам страшней
И косогоры и овраги:
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.

Анализ стихотворения Пушкина «Телега жизни»

Во время южной ссылки Александр Пушкин почти все время пребывал в довольно мрачном расположении духа, мысленно проклиная не только собственную судьбу, но и людей, причастных к его изгнанию из Санкт-Петербурга. Именно в этот период в творчестве поэта появляются саркастические и даже издевательские нотки, автор пытается обобщить все происходящее и наделить неким философским смыслом.

Итогом таких попыток можно считать стихотворение «Телега жизни», которое было написано в 1823 году. Поэт в это время находился в Одессе и вынужден был служить в канцелярии генерал-губернатора Михаила Воронцова, выполняя мелкие и никому особо не нужные поручения. Согласно воспоминаниям очевидцев, последней каплей, которая переполнила чашу терпения поэта, стала поезда за город с целью выяснить, насколько сильно пострадали посевы пшеницы от полчища саранчи. Считается, что именно после этого случая Пушкин не только составил дерзкий отчет для своего начальника, но и написал стихотворение «Телега жизни», в котором излил всю свою желчь и язвительность.

Философское отношение к действительности, которую поэт был не в состоянии изменить, натолкнуло его на весьма удачный литературный образ. В результате Пушкин сравнил человеческую жизнь с телегой, которая «на ходу легка», хотя порой и вынуждена вести тяжелый груз. К нему автор причисляет мысли, чувства и поступки людей, которые, тем не менее, не в состоянии ускорить либо замедлить ход жизни-телеги. Повлиять на это можем лишь мы сами, когда «рады голову сломать» ради того, чтобы поскорее добраться к намеченной цели, какой бы призрачной и нелепой она ни казалась со стороны.

Юность Пушкин сравнивает с ранним утром, когда человек лишь садиться в телегу и несется на ней во всю прыть по ухабам и бездорожью, не считаясь со временем и собственными силами. Однако когда наступает полдень, который в трактовке автора символизирует зрелость разума и тела, «нам страшней и косогоры, и овраги». Это означает, что с годами человек не только приобретает некоторую мудрость, но и становится куда как более осторожным, понимая, что на извилистой дорожке даже в добротной и прочной телеге можно запросто свернуть себе шею.

Ну и, наконец, в жизни практически каждого человека наступает тот период, когда ему уже вообще никуда не хочется ехать. У Пушкина вечер символизирует старость, когда человек, проехавший огромный путь, уже настолько сроднился со своей жизнью-телегой, что уже попросту перестает замечать ее привлекательные стороны, радоваться и огорчаться, любить и страдать. На этом этапе все мы «дремля, едем до ночлега, а время гонит лошадей».

Таким образом, Пушкин сравнил человеческую жизнь с поездкой на скрипучей телеге, и это путешествие лишь вначале дает каждому из нас ощущение радости, вдохновляет на дерзкие поступки и заставляет не замечать препятствий. Однако с возрастом жизнь становится в тягость даже оптимистам, которые, не видя для себя более интересного пути, теряют к такой поездке всякий интерес и раздражаются каждый раз, когда попадают в ухабы.

Примечательно, что это стихотворение было опубликовано практически сразу же после того, как Пушкин вернулся из южной ссылки. Однако в журнале «Московский телеграф» вышла видоизмененная версия этого произведения, из которого Петр Вяземский убрал нецензурные выражения, к которым поэт любил прибегать в моменты крайнего раздражения. Пушкин же, отправляя рукопись Вяземскому, заранее предупредил, что тот может вносить правки по своему усмотрению, признавая тем самым, что «Телега жизни» была написана им под воздействием затяжной депрессии.

Философская тематика в стихотворениях Пушкина , его жизненные размышления и наблюдения прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Одним из самых ранних философских произведений Александра Сергеевича является стихотворение «Телега жизни» , написанное в 1823 году. Это был не лучший период в жизни Пушкина. Поэт находился в Одессе, где служил в канцелярии генерал-губернатора Воронцова. Ему приходилось заниматься массой мелких и скучных поручений, которые день ото дня вгоняли поэта в депрессию и философское восприятие действительности.

Известно, что стихотворение «Телега жизни» впервые было напечатано в журнале «Московский телеграф» с литературными правками Вяземского. По просьбе самого Пушкина Петр Андреевич заменил в тексте некоторые нецензурные выражения. Данный факт красноречиво говорит о том, что «Телегу жизни» Пушкин писал не в лучшем расположении духа. Да и сам образ дребезжащей телеги сложно назвать оптимистичным. Не удалая русская тройка, не шикарная карета, а именно телега ассоциируется у поэта с человеческой жизнью.

Первые четыре строки произведения играют роль вступления. Неумолимый ямщик символизирует время, которое гонит телегу жизни вперед. Его никак нельзя остановить, даже сделать небольшую паузу для отдыха. «Телега на ходу легка» , а жизнь человека – быстротечна. Все радостные и печальные моменты, сопровождающие ее, пролетают очень быстро. С помощью ярких и метких эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм человеческой жизни: «седое время» , «лихой ямщик» .

В «Телеге жизни» Александр Сергеевич тонко описывает психологические аспекты основных этапов человеческого бытия. Юность он считает утром жизни. Это время, когда человек полон радости и энергии. Он стремится навстречу новому, неизведанному, хочет все успеть и познать, выпить бокал до дна. В пору рассвета никто не задумывается о чем-то плохом. Молодость дает ложную, но приятную уверенность в том, что человеку принадлежит весь мир. Ей не свойственны лень и апатия, желание отдохнуть.

Зрелость Пушкин сравнивает с полднем. Она предполагает уже другое поведение, поскольку с ошибками и жизненным опытом к человеку приходит трезвая оценка действительности. В зрелости человек более осторожен, он опасается «косогоров и оврагов», обдумывает, как их преодолеть. Почти все поступки человек старается подчинить логике, хотя они достаточно хаотичны по своей природе.

В зрелые годы особенно остро ощущается стремительность жизни, а также опасности, которые подстерегают человека на каждом шагу. В зрелом возрасте в приоритете надежность и стабильность. Перемены переносятся достаточно болезненно. Поэтому все чаще приходится притормаживать ямщика, кричать ему: «Полегче, дуралей!» .

Однако времени нет дела до наших переживаний и опасений. Оно беспрерывно гонит телегу жизни к финишу. Вместе с закатом в дверь стучится старость. «Вечер жизни» – состояние усталости, дремоты, желания заслуженного отдыха и покоя. Человек едет в телеге и ждет уютного «ночлега».

Жизнь в своем вселенском воплощении не меняется и в старости, она существует по тем же законам. Однако человеку очень сложно охватить и понять их своим разумом, проникнуть в глубины бытия. Последняя строка стихотворения «…а время гонит лошадей» – философский акцент всех размышлений автора. Против законов природы нет противодействия. Жизнь все предусмотрела заранее.

Следует отметить, что предложения в стихотворении «Телега жизни» довольно обобщенны. Это говорит о том, что лирический герой не выделяется из общей массы людей, не противопоставлен обществу. В равной мере все стараются приспособиться к жизни и ее законам, привыкнуть к сюрпризам и причудам, встречающимся на пути.

Произведение «Телега жизни» наполнено особенной пушкинской гармонией, принятием жизненных правил и законов, которые невозможно изменить.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Муж мой знает наизусть всего Евгения Онегина.Матерного.
Честно,я впервые от него услышала такую версию недавно))
Он рассказывает,что в 80-х годах в Ригу приезжал Евтушенко.И со сцены (не забывайте,был Советский Союз),прочитал поэму Пушкина,якобы в первоисточнике.Который литераторы скрывают))
Отец моего мужа каким-то образом заполучил бобину(кто не знает,такая кассета была для старых магнитофонов) с записью того концерта.
А Дайнис выучил его наизусть))
Евтушенко я не нашла в сети, а вот Олега Даля,да.
Осторожно,мат! (Кстати,нашли эту запись уже после смерти великолепного актера, в его домашнем архиве)

И если кто-то сомневается в подлинности этой поэмы,приписывая ее тому же Евтушенко,то эти стихи уж точно пушкинские))-

С утра садимся мы в телегу,

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! ебёна мать!

(«Телега жизни»)

Молчи ж, кума; и ты, как я, грешна,

А всякого словами разобидишь;

В чужой пизде соломинку ты видишь,

А у себя не видишь и бревна!

(«От всенощной вечор...»)

Подойди, Жанета,

А Луиза - поцелуй,

Выбрать, так обидишь;

Так на всех и встанет хуй,

Только вас увидишь.

(«Сводня грустно за столом»)

Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лариса микроскоп
И говорит: "Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый, ё..."

Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и чёрный ус,
Другой за деньги - понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон - умом её стращая,
Дамис - за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая,
За что твой муж тебя имел?

Пишут,конечно,что подобные стишки великий поэт сочинял для друзей.для узкого круга.Ну так тем более,интересно почитать))
"..Поэт любил ввернуть крепко «загнуть». К примеру, пишет Вяземскому из Болдина: «...Заехал я в глушь Нижнюю, да и сам не знаю, как выбраться? Точно еловая шишка в жопе; вошла хорошо, а выйти, так и шершаво». И до последних дней своих и в общении, и в письмах, и в стихах Пушкин не стеснялся в выражениях.
Земной поклон няне Арине Родионовне: она сыграла немалую роль в формировании личности Пушкина. Но главное в другом: поэт, как губка, впитывал речь простолюдинов, язык улиц, базаров и кабаков - народный ЯЗЫК. Он утверждал: «Разговорный язык простого народа... достоин также глубочайших исследований. А творчество народа НЕМЫСЛИМО БЕЗ КРЕПКИХ ВЫРАЖЕНИЙ, НЕОТДЕЛИМО ОТ СОЧНОГО МАТА.
НО ВЕДЬ НАРОДНОСТЬ СОСТОИТ НЕ В ТОМ, чтобы слепо переносить все, услышанное в подворотне, на страницы книг. Верно. Но и не в том, чтобы ВСЕ, услышанное в подворотне, считать грязью. Язык - душа народа; душу нельзя кромсать по кускам. Это - удел не поэтов, а мясников. Именно потому Пушкин безмерно сокрушался по поводу «Бориса Годунова»: «...одного жаль - в «Борисе» моём выпущены народные сцены, да матерщина французская и отечественная. ВСЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА - борьба против лицемерия, затхлости, за то, чтобы о нашей поэзии с полным правом можно было сказать: Там русский дух... там Русью пахнет!».-Александр Сидоров-"Мама,я Пушкина люблю!"
на фото памятник Пушкину в Эфиопии.Подписан-Нашему поэту))


Телега жизни

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

5 С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл, <ебёна мать!>

10 Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!

15 Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега -
А время гонит лошадей.

Примечания

Цитаты-комментарии:

  • Сам Пушкин в произведениях не брезговал матерными выражениями. Он их называл «русским титулом». Посылая кн. П. А. Вяземскому стих<отворение> «Телега жизни» (1823 г.) со строкой: «Кричим: <„>валяй,< >ебена мать<“>», Пушкин прибавлял: «Можно напечатать, пропустив русский титул».
  • Вторую категорию составляют стихотворения, лишенные какой-либо фривольности, но с грубыми вульгаризмами. К таким стихотворениям можно отнести куплеты на слова: «С позволения сказать » (1816 г.), «Гауншильд и Энгельгардт » (1817 г.), «К портрету П. П. Каверина » (1817 г.), «На Каченовского» («Бессмертною рукой раздавленный зоил») (1818 г.), «27 мая 1819 г. » («Веселый вечер в жизни нашей»), «К Ф. Ф. Юрьеву » (1819 г.), «На Аракчеева » («Всей России притеснитель») (1818-1820 гг.), «На Стурдзу » («Холоп венчанного солдата») (1818-1820 гг<.>), «Дельвигу » <(«>Друг Дельвиг, мой парнасский брат") (1821 г.), «Мой друг, уже три дня » (1822 г.), «Вигелю » («Проклятый город Кишинев») (1823 г.), «Телега жизни» (1823 г.), «Мне жаль великия жены » (1824 г.), «Рефутация Беранжера » (1827 г.), «На картинки к „Евгению Онегину“ » («Вот перешед чрез мост Кокушкин»<)> (1829 г<.)>, «Как весенней теплою порою » (1830? г.), «Любезный Вяземский, поэт и камергер » (1831 г.) и «И дал<е> мы пошли» (1832 г.).
    Из перечисленных стихотворений необходимо остановиться на «Телеге жизни» и «И дале мы пошли». Текст первого стихотворения со строко<й>: «Кричим: „пошел, ебёна мать“» Пушкин послал Вяземскому как оконча<т>ельный и, лишь имея в виду невозможность его для печати, соглашался на исключение из текста «русского титула», который следовательно в общей концепции стихотворения представлялся Пушкину существенно важным<.> Аналогичный случай имеем и в стихотворении «И дале мы пошли». Из рукописи видно, что стих «Тут звучно пёрнул он - я взоры потупил» представляет собою окончательную редакцию, а редакция: «Тут звучно лопнул он - я взоры потупил»<,> приписанная на полях, является вынужденной цензурными соображениями. Здесь, как и в «Телеге жизни»<,> нецензурные вульгаризмы отнюдь не несут комической функции.
  • В стихотворении «Телега жизни» поэт отразил этот путь в древних образах-символах: жизнь - путь, молодость - утро, зрелость - день, старость - вечер, смерть - ночь. Для него жизненный путь - бессмысленное движение из небытия в небытие, свершающееся «само собой», независимо от воли человека. Сознательно сниженный, деромантизированный образ телеги, дребезжащей на рытвинах и ухабах, не дает обмануться насчет позиции автора: нет в жизни ничего возвышенного и прекрасного. Ужасает читателя подчеркнуто бесстрастный, равнодушный тон повествования: так есть, бороться бессмысленно, ибо как бы ни вел себя человек, чего бы ни хотел,
Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.

Бессмысленность окружающего мира не может не ужаснуть мыслящего человека. Для поэта, удивительно рано осознавшего свое призвание, она вдвойне трагична: ведь его талант, его ум и душа ни к чему в мире, лишенном высшего замысла и цели!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!