Тема «Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений

6.3. Интонация обособления

Обособление одного или нескольких членов предложения – это выделение их в устной речи с помощью интонации, а на письме – с помощью запятых или тире.

Интонацию обособленных членов можно назвать интонацией обособления. Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами. Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения:

1) Поражённый страхом (повышение тона, пауза), я иду за матушкой (обособленный оборот находится в начале предложения и является фразой восходящего тона).

2) Мы вошли в рощу (повышение тона, пауза), влажную от дождя (обособленный оборот находится в конце предложения и является фразой нисходящего тона).

3) Разговор его (повышение тона, пауза), свободный и любезный (повышение тона, пауза), вскоре рассеял мою застенчивость (обособленный оборот находится в середине предложения и является фразой восходящего тона).

Вводная часть

6.4. Разделительная интонация

Примером разделительной интонации является интонация простого предложения, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. В этом случае предложение состоит из двух фраз восходящего и нисходящего тона, которые разделяются увеличенной паузой.

Тире обозначает увеличенную паузу (ПЗ 3) на месте пропуска глаголя-связки быть между подлежащим и составным именным сказуемым. Группа подлежащего обычно составляет фразу восходящего тона, а группа сказуемого – фразу нисходящего тона, например:

Наш долг (ПЗ 3) – защищать крепость.

6.5. Предупредительная, или пояснительная, интонация

Предупредительную, или пояснительную, интонацию удобно рассмотреть на примере бессоюзного сложного предложения. При предупредительной интонации в конце первого предложения делается понижение тона и значительно увеличенная (предупредительная) пауза (ПЗ 3), далее следует второе предложение с собственной интонацией. Предупредительная интонация соответствует двоеточию и имеет значение последующего пояснения, изъяснения или следственно-причинных отношений:

Забил снаряд я в пушку туго и думал (ПЗ 3): угощу я друга (изъяснение).

Она несла чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась : (ПЗ 3), горячая краска разлилась алой волной по её миловидному лицу (пояснение).

Нередко я плакал , читая (ПЗ 3): так хорошо рассказывалось о людях (следствие – причина).

6.6. Присоединительная интонация

Если присоединительный член находится в конце предложения, то он имеет собственную интонацию в соответствии со своей структурой (например, интонацию однородных членов). Перед присоединительным членом делается понижение тона, как в конце предложения, но пауза (ПЗ 3) имеет меньшую длительность, по сравнению с паузой между предложениями или паузой в случае предупредительной интонации:

Мы зашли в ельник (ПЗ 3) – тёмный, пропахший запахом хвои (присоединительный член является однородным рядом определений с перечислительной интонацией).

От этого зависит наше счастье (ПЗ 3) – настоящее и будущее (присоединительный член является однородным рядом определений, соединенных союзом И и составляющих одну фразу нисходящего тона).

6.7. Исключительная интонация

Исключительная интонация применяется в предложениях с присоединительными членами, которые в середине предложения обособляются с помощью тире. В этом случае присоединительный член предложения является отдельной фразой с изменённым темпом речи и выделяется с двух сторон увеличенными паузами (ПЗ 3), например:

Посидели (ПЗ 3) – больше для приличия (ПЗ 3) – несколько минут .

Исключительная интонация с измененным темпом речи применяется также для выделения вводных предложений и вставных конструкций, при этом распространенные вставные конструкции представляют собой высказывания второго плана с собственной интонацией:

Мой приход – я, конечно, это мог заметить – смутил гостей.

Вводная часть

Тема 7. Постановка основных знаков препинания в соответствии с интонацией

В приведенной ниже обобщенной таблице показано соответствие между видом синтаксических конструкций, интонацией и используемыми знаками препинания.

Знак препинания

Вид интонации

Вид синтаксической конструкции

Примеры

Запятая

перечислительная

однородные члены в простом предложении

Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.

перечислительная параллельная

независимые простые предложения в составе бессоюзного сл. предложения

Но вот набежал ветер, зашумели деревья.

интонация обособления

обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, междометия

По степи, не успевшей остыть за ночь, опять тянет тёплый ветер. Барин, не прикажешь ли воротиться?

интонация сложного предложения

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Солнце спряталось, и от оврага повеяло холодом. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Тире

разделительная

между подлежащим и сказуемым

Доброе дело – правду творить смело.

разделительная

неполные, эллиптические предложения

разделительная

Подсолнухи, акация, сухая трава – всё было покрыто пылью.

разделительная

Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле.

присоединительная

обособленные члены в конце предложения

Мы поехали на Кавказ – к морю, к солнцу, к живописным горам.

(замена двоеточия)

присоединительная

бессоюзное сложное предложение (пояснение и изъяснение)

Ясно одно – оставаться здесь опасно. Иногда я думаю – надо бежать.

(замена двоеточия)

присоединительная

при наличии обобщающего слова

И теперь всё это– и плёс, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру.

исключительная

при обособлении членов предложения в середине предложения

Вдали виднелась высокая – трубой – соболья шапка боярина.

исключительная

вставные конструкции в середине и в конце предложения

Однажды – не помню почему - спектакля не было.

Двоеточие

после обобщающего слова

Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям.

пояснительная, или предупредительная

бессоюзное сложное предложение

Таких примеров много в мире: не любит узнавать себя никто в сатире.

Вводная часть

Тема 8. Вывод

Приведенный обзор синтаксических конструкций позволяет сделать вывод о возможности проведения комплексного интонационно-грамматического анализа при пунктуационном оформлении текста. Такой метод имеет преимущество по сравнению с обычным грамматическим анализом, так как пунктуационные задачи решаются с применением интонационных схем, без заучивания большого количества правил.

Тема 9. Краткая история русской пунктуации (историческая справка)

1. Знаки препинания и их употребление до XVIII века

В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения, однако уже тогда встречались такие знаки препинания, как точка, крест, волнистая черта. Они делили текст на смысловые отрезки или обозначали остановку в работе писца, однако в дальнейшем эти знаки не получили широкого распространения. Начиная с XVI века в рукописных изданиях утверждается принцип раздельного написания слов, а позднее - использование знаков препинания между словами, предложениями и другими синтаксическими конструкциями.

Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания. В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

Современная русская пунктуация является результатом длительного и сложного взаимодействия той пунктуационной системы, которая была установлена в европейских странах после введения книгопечатания, и тех приёмов употребления знаков, которые складывались в русской письменности с XVIII столетия и до настоящего времени.

2. Краткая характеристика знаков препинания

Точка

Древнейшим знаком препинания является точка, которая встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Различались точки разного вида: срока - точка в середине строки и собственно точка, которая ставилась внизу, причем они могли быть разного размера и цвета.

Вопросительный знак

В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался «точка вопросительная». Он отмечен в печатных книгах XVI века, однако для выражения вопроса закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] употреблялся знак [;].

Восклицательный знак

Восклицательный знак назывался «точка удивления». Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике»

М. В. Ломоносова (1755) .

Запятая

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая (от глагола пять в значении держать, останавливать ), этот знак встречается уже в XV веке. Запятая указывала на незаконченность действия и давала возможность говорящему сделать паузу при чтении.

Двоеточие

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания , Мелетия Смотрицкого (1619) , а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Вводная часть

Тире

Одним из названий тире является «молчанка», так как знак обозначает паузу в речи. Считается, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако он лишь способствовал его популяризации. Впервые знак тире описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова.

Скобки

Скобки назывались «вместительным» знаком, они встречаются в письменных памятниках с XVI века.

3. Разработка теоретических основ постановки знаков пунктуации в XVIII веке

Сформировавшаяся в основных чертах к XVIII веку система знаков препинания требовала разработки определённых правил их употребления. Ещё в XVI – XVII веках наблюдались первые попытки теоретически смыслить постановку пунктуационных знаков (Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий).

Начало научной разработке русской пунктуации положил М. В. Ломоносов. В своём труде «Российская грамматика», написанном в 1755 году, он даёт точный перечень имеющихся знаков препинания, излагает правила их употребления в соответствии со смысловой и грамматической основой текста. Ломоносов впервые подвел теоретический фундамент под практически уже существовавшую пунктуацию, сведя все правила употребления знаков препинания к единому семантико-грамматическому принципу.

4. Академический свод правил пунктуации Грота

Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX веке принадлежит академику Я. К. Гроту, чей труд «Русское правописание» стал первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержал 20 изданий до 1917 года. Грот подробно излагает историю и принципы русского письма, дает научно систематизированный и теоретически осмысленный свод правил, подводя итог исканий предшествующих авторов. Пунктуационные правила Грота в своей основе, с небольшими изменениями, действуют и в настоящее время. В «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года лишь уточнены некоторые противоречия и неясности и рассмотрены ранее нерегламентированные случаи.

5. Развитие теории русской пунктуации в XX веке

В первой половине XX века вопросам пунктуации уделяли внимание в своих работах А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и некоторые другие лингвисты, а во второй половине XX века появились фундаментальные исследования А. Б. Шапиро. Однако и сейчас теория пунктуации недостаточно изучена и не соответствует общему теоретическому уровню языкознания. До настоящего времени у лингвистов, работающих в этой области, нет единой точки зрения на основы современной пунктуационной системы. Одни учёные придерживаются точки зрения, что русская пунктуация базируется на смысловой основе, другие – на грамматической, третьи – на семантико-грамматической, четвёртые – на интонационной.

Однако, несмотря на теоретические разногласия учёных, принципиальные основы русской пунктуационной системы остаются неизменными, что говорит о ее функциональной достаточности и устойчивости. В то же время отдельные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием грамматической теории, а также русского языка в целом.

§ 1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

§1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Способы выражения именной части составного именного сказуемого

Составное именное сказуемое обычно состоит из глагольной связки БЫТЬ в нужной форме и именной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола, например:

Белый медведь – настоящий хозяин Арктики (существительное). Море чудесное, синее, нежное (полное прилагательное). Всё неизвестное величественно (краткое прилагательное). Правда необычнее вымысла (прилагательное в сравнительной степени). Мой дядя самых честных правил (словосочетание). Вишнёвый сад – мой ! (местоимение). Большая Медведица – семь ярких звёзд (счётный оборот). Жизнь прожить – не поле перейти (инфинитив).

Примечание. В приведенных примерах глагольная связка БЫТЬ в форме настоящего времени отсутствует.

«Бессоюзные предложения» - Работа с поэтическим текстом. Цели: Двоеточие в БСП. Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения». Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет]. Запятая и точка с запятой в БСП. Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы.

«Бессоюзное предложение урок» - Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. Бессоюзные сложные предложения. Расставить знаки препинания. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо. Пауза. Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Расстановка знаков препинания в БСП. С давних времен символом красоты считается роза.

««Бессоюзные сложные предложения» 9 класс» - Сложное предложение. Внимание. Задание. Самостоятельная проверка в парах. Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении. Изучаем бессоюзные сложные предложения. Что надо знать. Надо вспомнить. Поставь себе оценку. Тренировочные упражнения. Правописание гласных и согласных в корне.

«Бессоюзное сложное предложение» - Нравится рисовать рисуй на здоровье. Смелые побеждают трусливые погибают. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты. Урок-игра на тему: «Бессоюзные сложные предложения». 2)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: 1)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: Посмотрит рублем подарит.

«Тире в бессоюзном предложении» - Никого не будет дома. Теоретический материал. Перепишите, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания. Практические задания. Тестовые задания. Когда дождь кончился, мы отправились в путь. Тире необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше.

«Знаки в бессоюзных предложениях» - Быстрая смена событий. Бессоюзные сложные предложения. Виды сложных предложений. Запятая между частями БСП. Тире между частями БСП. Двоеточие между частями БСП. Ключи ответов по вариантам. Предложение. Точка с запятой между частями БСП. Новая версия. Литературная справка. Схватка с медведем. Взаимосвязь интонации и смысловых отношений.

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов-сказуемых и порядком расположения частей. Основной признак бессоюзного предложения - отсутствие союзов и союзных слов.

Поскольку смысловые оттенки и интонационные признаки могут быть недостаточно дифференцированными, классификация бессоюзных предложений не имеет четко выраженного и определенного основания.

Долгое время БСП рассматривались как предложения с опущенными союзами, вследствие этого устанавливались типы бессоюзных предложений соответственно союзным, практически это осуществлялось путем подстановки подходящего по смыслу союза - то сочинительного, то подчинительного. Однако этот подход оказался недостаточно плодотворным , так как многие предложения не поддаются такому разграничению. Например, семантика предложения Вернется отец - все будут рады может быть передана суммой значений двух союзных предложений: Когда вернется отец, все будут рады и Если вернется отец, все будут рады.

Еще А.А. Потебня обратил внимание на то, что многие значения, в частности продиктованные смысловой зависимостью, могут быть переданы без помощи союзов. Попытки выделить особо бессоюзные предложения находим у А.М. Пешковского , который считал возможным отделить бессоюзие от союзного сочинения и подчинения. Анализируя интонацию предложений Назвался груздем - полезай в кузов и Семь раз примерь, один раз отрежь, А.М. Пешковский приходит к выводу, что делить подобные «сочетания» на сочиненные (при значении противопоставления) и подчиненные (при значении условном) было бы рискованно, и относит их к недифференцированным в этом отношении сложным. С 50-х годов бессоюзные сложные предложения стали все чаще рассматривать как особую разновидность сложных предложений. Поспелов, Белошапкова.

Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство . Например, в предложении Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным (М. Г.) рисуется общая картина города, детали этого описания фиксируются частями бессоюзного сложного предложения, которые объединены содержанием и, следовательно, лексически.

Средством связи частей служит интонация , которая при всем своем разнообразии в разных типах бессоюзного сложного предложения характеризует каждое предложение как интонационно целостное высказывание, интонация конца наблюдается лишь в последней части сложного предложения. Вот примеры различного интонационного оформления предложений и одновременно общей интонационной целостности: интонация перечисления: Знойный день, тишина (М. Г.); интонация обусловленности: Пролетит чайка, лениво махая крыльями, - вода покажет другую птицу, белее и красивее той, что в воздухе (М. Г.); интонация противопоставления : Лето припасает - зима поедает (посл.); интонация пояснения: Теперь им предстояло самое трудное: они должны были покинуть товарища... (Фад.); интонация предупреждения (в первой части) и присоединения, добавочного сообщения (во второй части): Я поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха... (Т.).

Средством выражения синтаксической связи в бессоюзном предложении может служить и порядок расположения частей, который влияет на их смысловые взаимоотношения. Это обычно свойственно предложениям с отношениями обусловленности. Например, в предложении Вспыхнули электрические фонари, все присутствующие поднялись передается временная последовательность событий; при ином интонационном оформлении предложение может быть преобразовано в предложение со значением причинно-следственным, а в таком случае на смысловые взаимоотношения частей влияет порядок их расположения, ср.: Вспыхнули электрические фонари - все присутствующие поднялись (отношения причинно-следственные; причина обозначена в первой части, следствие - во второй,.

В «Русской грамматике» такие предложения называются бе

ссоюзными соединениями предложений и квалифицируются как «особые синтаксические образования, в большей или меньшей степени соотносительные со сложными предложениями» (Т. 2. - С. 634). делятся на две группы: 1) предложения со структурно-обусловленными частями и 2) предложения со структурно-необусловленными частями.

Предложения первой группы имеют структурные показатели объединенности частей. Такими показателями являются местоименные слова так, таков, как, что (иногда в сочетании с частицей вот), предупреждающие о последующем разъяснении, например: Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (Пан). Вторая часть в этих предложениях наполняет конкретным содержанием местоименное слово первой части. Предложения имеют разъяснительно-атрибутивные значения.

Во второй части могут помещаться местоименные слова (иногда с частицей вот), которые лексически соотносятся с членами предложения первой части, являя собой своеобразную лексическую отсылку. Например: Быстро сбегалась публика из города, черной тучей мух она облепила узкую полосу земли... (М. Г.); В предложениях типа Я не мог оторвать глаз: так красива была девушка передается значение причины.

В первой части бессоюзного сложного предложения может оказаться незамещенная синтаксическая позиция, которая функционально возмещается второй частью предложения, например: Было ясно: Котик дурачился (Ч). Такие предложения имеют значение изъяснения.

Предложения второй группы не имеют специальных структурных показателей объединенности частей , кроме соответствия видо-временных форм глаголов-сказуемых (кстати, такого соответствия может и не быть).Во второй группе предложений связь частей обеспечивается содержательно и интонационно.

Предложения с однотипными частями (при выражении перечислительных и сопоставительно-противительных отношений). В них может быть заключено значение одновременности или последовательности совершения действий , например: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... (П.); Стоял уже сентябрь, доспевали последние урожаи в огороде и тайге (Расп.); значение сопоставления и противопоставления: Ты прозаик, я поэт... (П.); Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); значение результативности, например: Вдруг мужики с топорами явились - лес зашумел, застонал, затрещал (Н.).

Предложения с неоднотипными частями (при выражении взаимозависимых отношений). Такие предложения могут иметь значение условия: Нравится рисовать - рисуй на здоровье... (Пан.); значение уступительное : Давно пора бы каждому вернуть своей дорогою - они рядком идут! (Н.) ; значение причины и основания: В здании аэропорта тесно, шумно и беспорядочно - люди атакуют билетные кассы (Друн.); значение следственное: ... Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); значение разъяснительное: Вот звенит прощальный звон - бьют колокола (А. Галич); значение сравнения: Молвит слово - соловей поет.

Несколько особняком среди предложений с взаимозависимыми составляющими частями стоят БСП со значением присоединения и добавочного сообщения во второй части, например: Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.); Первые части таких предложений отличаются предупредительной интонацией и наличием глагола-сказуемого, называющего действие, ведущее к восприятию, а вторая часть указывает на объект восприятия. Такая вторая часть содержит первостепенную, а не добавочную информацию.

Определение смысловых отношений между частями
бессоюзного сложного предложения.
Интонация.
Технологии: технология проблемного и разноуровневого
обучения, игровые, компьютерные технологии.
Цели урока:
1 познакомить с бессоюзным сложным предложением,
смысловыми отношениями между частями бессоюзного
сложного предложения и знаками препинания в них;
учить устанавливать смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения;
2 формировать умение определять смысловые отношения
между частями сложного бессоюзного предложения в устной
речи в зависимости от интонации; умение опознавать
бессоюзное сложное предложение;
3 воспитывать уважительное и бережное отношение к
русскому языку; бережное отношения к рабочему времени;
воспитывать нравственные качества учащихся: умение жить
дружно, помогать друг другу, чувство взаимопомощи, умение
ценить и беречь дружбу.
Метапредметные умения: воспринимать и перерабатывать
информацию, применять полученные знания на практике,
строить диалог, распределять выполнение действия во
времени.
Место урока в теме: первый

1.Актуализация знаний.
ЗАДАНИЕ:
Мы с вами изучали на прошлых уроках
сложноподчиненные предложения.
Посмотрите слайды, сколько сложноподчиненных
предложений вы увидите?

1. [Мне не нужно друга], (который во всем со мной
соглашается)… (Плутарх) – сложноподч., прид.
определительное
2. [Душа любит свет солнца], [она верит его лучам].
(В.Гюго) бессоюзное
3. [Дружба и чай хороши], (когда они крепки и не очень
сладки). (Ф.Гладков) – сложноподч., прид.
обстоятельственное

4. [Два человека могут спасти друг друга там], (где один
погибнет). (О.Бальзак) – сложноподч., прид.
обстоятельственное
5. [Никогда счастье не ставило человека на такую
высоту], (чтобы он не нуждался в друге). (Сенека) –
сложноподч., прид. определительное
6. [Время не любит], (когда его тратят впустую). (Генри
Форд) - сложноподч., прид. изъяснительное.
Сколько всего было картинок? – 6 штук
Сколько сложноподчиненных предложений у вас
ЗАДАНИЕ:
Заметили ли вы другие разновидности сложных
получилось? – 5
предложений?
Какова тема нашего урока?

Цель нашего урока - познакомиться с бессоюзным
сложным предложением, научиться находить его в
тексте.

2.Повторение.
Типы сложных предложений
Бессоюзные
Союзные: сложносочиненные, сложноподчиненные.
Примеры: с помощью чего соединяются между собой
части сложного предложения?
на что указывает союз?
1) Когда солнце показалось над горизонтом, в лесу запели
птицы.
2) Солнце показалось над горизонтом, поэтому запели
птицы.
3) Солнце показалось над горизонтом, и запели птицы.
4) Солнце показалось над горизонтом – в лесу запели
птицы.
В чем же отличия союзных и бессоюзных сложных
предложений?
Меняется ли интонация в зависимости от союза?
(Интонация - звуковые средства языка, оформляющие
высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность
Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства
звучания.
говорящего).
3.Новая тема.
Отличия союзных и бессоюзных сложных
предложений.
Части сложного предложения могут соединяться между
собой с помощью интонации, союзов или союзных слов.
Такой способ связи как интонация, присутствует во всех
сложных предложениях, а вот союзы или союзные слова
употребляются в сложных предложениях не всегда.
Определение

Сложное предложение, части которого
соединяются только при помощи интонации, без союзов
называется бессоюзным.

4.Работа у доски: определи вид предложения.
1. [Ювенал утверждал], (что ни один злой человек не
бывает счастлив) сложноподчиненное
(Ювенал - римский поэт-сатирик)
2. [Достаток транжиры равняется короткому одеялу] :
[ ты натянешь его к носу] – [ обнажатся ноги]
бессоюзное
(Козьма Прутков - литературная маска, под которой выступали
в 50-60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей,
Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов).
3. Час мужества пр
о бил на наших часах], и [мужество нас не
покинет] сложносочиненное
(А. Ахматова)
4. [Изумрудные лягушата прыгают под ногами] ; [между
корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт
их] бессоюзное
(М. Горький)
5. [В здании человеческого счастья дружба возводит
стены] – [любовь же образует купол] бессоюзное
(Козьма Прутков)

5. Интонация в бессоюзном сложном
предложении.
Какие знаки мы ставили в сложносочиненных и
сложноподчиненных предложениях? ,
Какие знаки могут стоять в бессоюзном сложном
предложении?
,
;
:
-
Почему в бессоюзном предложении такое разнообразие знаков
препинания?
Рассмотрим примеры:
1. Белка прыгнула с ветки на землю, и на наши головы
хлопьями посыпался снег.
(две части соединены, кроме интонации, сочинительным
союзом И, основное значение которого – указывать на
последовательность событий)
2.Белка прыгнула с ветки на землю, поэтому наши головы
хлопьями посыпался снег.
(две части соединены, кроме интонации, союзным словом
ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на
следствие тех событий, которые описаны в главной части
сложного предложения)
3.Белка прыгнула с ветки на землю – на наши головы
хлопьями посыпался снег.
(союз отсутствует, определить суть отношений между
частями предложения точно мы не можем. Можно сказать,
что там присутствуют и причинно-следственные

отношения и указание на последовательность событий
одновременно)
Таким образом, знаки препинания в бессоюзных
сложных предложениях помогают понять смысловые
отношения между его частями, при произнесении
вслух подчеркнуть интонацией эти значения, тем
самым сделать нашу речь ярче, красочнее.
(в сложносоч., сложноподч. - союзы)
Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в
зависимости от знака препинания?
Прозвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок ­ начался урок
1. Запятая – интонация перечислительная.
,
.
2. Двоеточие – предупредительная интонация с некоторым понижением
голоса в 1 предложении.
,
.
3.
Тире– интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2.
,

6.Самостоятельная работа (синтаксический
разбор предложений).
Разноуровневые задания.
[Небо снова всё покрылось тучами], и [посыпался дождь]
сложносочиненное предложение.
[Вакса чернит с пользою] – [злой человек чернит с
удовольствием]
(Кузьма Прутков) -
[Владимир с ужасом увидел], (что он заехал в незнакомый
лес) сложноподчиненное предложение.
[Путешественники спешили]: [в горах ночь наступает быстро]
бессоюзное сложное предложение.
[Катятся ядра], [свищут пули], [ нависли хладные тучи] -
бессоюзное сложное предложение.
[В лесу весело и беззаботно поют птицы], [над цветами
летают бабочки] бессоюзное сложное предложение.
[Слышно было], (как над полем пел жаворонок) и (как вдали
куковала кукушка)
сложноподчиненное предложение с двумя придаточными.

7.Итоги урока
1. Укажите верное утверждение.
части соединены только интонацией.
Бессоюзным называется предложение, в котором
части соединены только союзным словом.
Бессоюзным называется предложение, в котором
части соединены интонацией и союзным словом.
Бессоюзные предложения делятся на
сложносочиненные и сложноподчиненные.
2. Какое сложное предложение является
бессоюзным?
Когда было темно, механики работали с фонарями.
Там было темно, механики работали с фонарями.
Механики работали с фонарями, ведь там было темно.
Там было темно, поэтому механики работали с
фонарями.
3. Какие знаки могут стоять между частями
бессоюзного сложного предложения?
Запятая, тире, точка с запятой, двоеточие.
Запятая, тире, дефис, двоеточие.
Только запятая, точка с запятой.
Только тире и двоеточие.
Как вы думаете, какова будет тема наших
следующих уроков? Что мы будем изучать?
8.Вывод.
Сложное предложение, части которого соединяются
только при помощи интонации, без союзов называется
бессоюзным.
9.Рефлексия: выберите смайлик, соответствующий
вашему настроению.
1.Самостоятельная работа (сделайте
синтаксический разбор предложений,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!