Тема: Главные и неглавные слова в предложении.

Инструкция

Главным словом является то, от которого задается вопрос к зависимому. Например, « книгу»: читать – что? – книгу; « во дворе»: гулять – где? – во дворе; «очень красиво»: красиво – насколько? – очень. Из способов подчинительной связи в словосочетаниях выделяют , управление и примыкание.

Если типом подчинительной связи является согласование, форма зависимого слова согласуется с формой главного. В понятие формы входит род, число : прекрасный пейзаж, прекрасные пейзажи, прекрасного пейзажа. Когда меняется, например, падеж главного слова, точно таким же образом изменяется падеж и зависимого слова. В таких словосочетаниях зависимым словом обычно является прилагательное, а главным - .

Управление – способ связи, при котором главное слово управляет зависимым при помощи определенного падежного вопроса. Примеры: «построить дом» (винительный падеж), «увидев лису» (), «шум моря» (родительный падеж), «помнил о долге» (). Зависимое слово – существительное или существительное с предлогом.

Еще один способ связи слов в словосочетаниях – примыкание. Здесь наблюдается только смысловая (лексическая) и интонационная связь, а грамматически эта связь никак не выражается. Зависимое слово является неизменяемым, это может быть наречие или деепричастие. Например: «долго молчал», « разговаривали», «бежала вприпрыжку», «приветствовал улыбаясь».

Итак, чтобы определить главное слово, задайте к словосочетанию вопрос. Не путайте словосочетания с грамматической основой: в ней оба слово будут главными, равноправными, и вопрос от к другому задать не получится.

В предложении «Под шум аплодисментов вышел циркач» можно выделить грамматическую основу: «вышел циркач». Какие словосочетания есть в этом предложении? «Вышел под шум» (главное слово – вышел, вопрос – под что?); «под шум аплодисментов» (главное слово – под шум, вопрос – чего?). В обоих словосочетаниях слов – управление.

Источники:

  • главное слово словосочетания

Соединение двух или нескольких слов, имеющих между собою как грамматическую связь, так и смысловую, называется словосочетанием. Слова в словосочетании находятся в отношениях подчинительной связи.

Подчинительной связью, или подчинением в лингвистике называется синтаксическое неравноправие между частями какой-либо конструкции. Применительно к словосочетанию таковыми являются слова. Подчинительная связь предполагает наличие главного и зависимого слова.

Различие между главным словом и зависимым

Главное слово и зависимое выполняют разные функции в словосочетании. Главное что-то называет – предмет, действие, признак, а зависимое – уточняет, распространяет и поясняет то, что было названо. Например, в словосочетании «зеленый лист» прилагательное поясняет свойство предмета, в словосочетании «исполнять симфонию» существительное поясняет, что именно исполнялось. В первом случае зависимым словом является прилагательное, во втором – существительное.

Связь между словами в словосочетании выявляется посредством вопроса, который ставится от главного слова к зависимому, но не наоборот, например: «стол (какой?) ».

Если одно из двух слов выражено существительным, а другое глаголом, при этом можно поставить вопрос от существительного к глаголу («собака «что делает?) лает»), данную группу слов вообще нельзя считать словосочетанием. Это нераспространенное предложение.

Зависимое слово при различных видах подчинения

Существует много разновидностей подчинения, но в словосочетании могут быть представлены лишь три из них: согласование, управление и примыкание.

При согласовании зависимое слово принимает тот же род, падеж и число, что и главное. В таком словосочетании существительное – главное слово, а прилагательное, местоимение, порядковое числительное или причастие – зависимое: «зимнее утро», «эта женщина», «третий курс», «моющиеся обои».

При управлении главное слово выражается глаголом или существительным, которое может быть в любом падеже, включая именительный, а зависимое – существительным, падеж которого будет косвенным (т.е. любым, кроме именительного), этот обусловлен значением главного слова: «читать книгу», «любовь ». Придание иной формы главному слову не приводит к изменению формы зависимого: «учить стихотворение – учу стихотворение», «воля к победе – волей к победе».

При примыкании зависимое слово связывается с главным исключительно по смыслу, никаких грамматических изменений с ним не происходит. В этом случае в роли зависимого слова могут выступать такие слова, которые вообще не изменяются – наречия: «громко поет», «очень устала».

Источники:

  • Типы связи в словосочетании

Все слова , существующие в том или ином языке, можно разделить на несколько групп. Это важно при определении как значения, так и грамматических функций слова . Отнеся его к определенному типу , вы можете видоизменять его в соответствии с правилами, даже если оно вам раньше не встречалось. Типами элементов слова рного состава языка занимается лексикология.

Вам понадобится

  • - текст;
  • - словарь.

Инструкция

Выберите слово, тип которого вы хотите определить. Принадлежность его к той или иной части речи пока не играет роли, как и форма, и функция его в предложении. Это может быть абсолютно любое слово. Если оно не указано в задании, выпишите первое попавшееся. Определите, называет ли оно предмет, качество, действие или нет. По этому параметру все слова делятся на знаменательные, местоименные, числительные, служебные и междометные. К первому типу относятся существительные, прилагательные, глаголы и . Именно они обозначают названия предметов, качеств и действий. Второй тип слов, у которых есть функция называния - местоименный. Способность называть отсутствует у , междометного и служебного типов. Это сравнительно небольшие группы слов, но они есть в каждом .

Определите, способно ли заданное слово выражать понятие. Эта функция есть у слова рных единиц знаменательного типа, ведь именно они и формируют понятийный ряд любого языка. Однако любое число тоже относится к разряду понятий, а соответственно, тоже несет в себе эту функцию. Есть она и у служебных слов, а вот у местоимений и междометий - отсутствует.

Рассмотрите, как будет слово, если оно окажется в предложении. Может ли оно являться ? Им может быть любое слово знаменательного типа. Но эта возможность есть и у , а также у числительного. А вот служебные слова играют вспомогательную роль, ни подлежащим, ни , ни второстепенными членами предложения они быть не могут, как и междометия.

Для удобства можно составить табличку из четырех столбцов шести строк. В верхней строке назовите соответствующие столбцы «Типы слов», «Называние», «Понятие» и «Способно ли быть членом предложения». В первом левом столбце запишите названия типов слов, их всего пять. Определите, какими функциями обладает заданное слово, а каких у него нет. В соответствующих графа поставьте плюсы и . Если во всех трех графах стоят плюсы, то это знаменательный тип. У местоименного плюсы будут стоять в первом и третьем столбцах, - во второй и в третьей. Служебные слова могут только выражать понятие, то есть имеют один плюс во второй графе. Напротив междометий во всех трех столбцах будут стоять минусы.

Видео по теме

Совет 4: Как определить грамматическую основу предложения

Для того чтобы понять грамматическую структуру предложения, необходимо прежде всего найти его основу. Для этого используйте методы, разработанные лингвистами. При понимании основы предложения вы сможете, например, правильно расставить знаки препинания.

Тема: ГЛАВНЫЕ И НЕГЛАВНЫЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели деятельности учителя: ввести понятие «основа предложе­ния»; учить выделять основу предложения, ставить вопрос от главно­го слова к зависимому, дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «когда?», «где?».

Планируемые результаты (предметные): научатся находить и выделять основу предложения, определять главное слово и пра­вильно формулировать вопрос от главного слова к зависимому.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличитель­ных признаков; коммуникативные - адекватно используют средст­ва устного общения для решения коммуникативных задач; лично­стные - понимают важность изучения родного языка; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией. Актуализация опорных зна­ний. (Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение, обмениваются мнениями, слушают друг друга, сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека, строят по­нятные речевые высказывания.)

    Какое слово сложили? (Основа.) Что значит «основа предло­жения»? Рассмотрите оба рисунка в учебнике. По какому рисунку трудно составить рассказ? (По нижнему рисунку, так как нет ни­каких подробностей. Об одной птице можно сказать, что она ле­тит.) На верхней картинке птички составляют часть пейзажного целого, поэтому можно составить рассказ о каждой птице в отдель­ности и обо всех вместе. Какое время года изображает художник? Как узнали? Рады ли птички приходу весны? Почему так думаете? Кто, кроме птичек, обрадовался приходу весны? (Белочка.) Как вы догадались?

Учащиеся составляют рассказ: «Наступила весна. Пригрело солнышко. Небо стало голубым. Вода в реке чуть-чуть потеплела. Приходу весны обрадовались птицы. Большая птица сидит на дере­ве. Маленькие птички весело щебечут».

III. Изучение нового материала. (Познавательные: осущест­вляют поиск необходимой информации из материалов учебника и информации учителя; регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оцен­ки, вносят необходимые коррективы в действие после его заверше­ния с учетом характера сделанных ошибок.)

    Прочитайте и сравните два текста в упражнении 1. Чем второй текст отличается от первого? Из чего состоит каждое пред­ложение во втором тексте? Как называется пара главных слов в предложении? (Это главные слова.)

Учащиеся читают правило Летучей Мыши: Главные слова в предложении - это его основа.

    Какие предложения во втором тексте кажутся вам смешными или непонятными? (Звезды распухнут. Осины выбросили.) Почему? (Нет уточнений в этих предложениях.) Зачем же предложению, кроме главных слов, нужны и другие слова? (Эти слова поясняют, уточняют то, о чем говорят главные слова.) Вернитесь ко второму тексту. Докажите, что в каждом пред­ложении оба слова - главные, оба командуют друг другом.

Бормочет тетерев. Белеют березки.

что делает? что делают?

Тетерев бормочет. Березки белеют.

    Спишите из первого текста первые два предложения. Перед словами с подчеркнутыми буквами пишите проверочные слова. (Лес-леса; тетерев - memepega.) Выпишите из второго текста два предложения, которые могут состоять только из основы.

(Пришла весна. Бормочет тетерев. Растут сморчки. Белеют

    Рассмотрите картинки в учебнике и сравните предложения. Они одинаковые? (Одинаковые.) Они состоят из одной основы? Прочитайте два других предложения. Это одинаковые предложе­ния или разные? (Разные предложения.) Можно ли сказать, что они состоят только из основы? (Нельзя.) Какие слова сделали их раз­ными? (Маленькая - большая, рыжая - черная.) Зачем в предложении нужны неглавные слова? (Они помога­ют уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова. Указывают на то, как происходит действие, когда оно происхо­дит, указывают признаки всех действующих лиц.) Можно с помощью неглавных слов указать, где происходит действие?

Где лают собаки? где?

Маленькая рыжая собака лает во дворе.

    Можно ли с помощью неглавных слов указать, когда именно происходит действие? Когда лают собаки?

Вечером маленькая рыжая собака лает во дворе.

Работа в печатной тетради: задание 10.

Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари. Вставьте в последнее предложение форму слова «завод». (Завода.) Выделите основу 2-го предложения. (Сверкает маляр.)

III. Игра «Читай и ошибки исправляй». (Регулятивные: дей­ствуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Но одним Цыпленкин Вася отличился, говорят: Почему-то пишет Вася вместе все слова подряд. Вместе «поляполетполе», вместе с «любитлюбаград», Вместе «папарад».

И сразу волнение в классе: как же помочь Васе?


Тема урока: Главные и неглавные слова в предложении .

Цели: ввести понятие «основа предложения», выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому, дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «когда?», «где?».

Планируемые результаты образования: предметные: научатся выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому ; метапредметные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

Запись учащимися даты в тетради.

II. Чистописание.

но ва ос

Какое слово сложили? (Основа)

Что означает слово основа?

Где мы можем посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)

Основа - главная какого-л. предмета, его опорой, основанием

Что значит «основа предложения»?

III. Изучение нового материала

Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Мы строим предложение, когда хотим выразить какую-либо мысль: сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит. Из любого предложения должно быть понятно что и о чём мы хотим сказать. Следовательно, предложение – это слово или сочетания слов, с помощью которых человек оформляет свои мысли и передает их другим.

Давайте прочитаем и сравним два текста в учебнике на стр 15 упражнение 1.

1. В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин.

А теперь давайте сравним его со вторым текстом.

2. Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.

Чем второй текст отличается от первого?

Правильно, второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объемный и красивый, как первый. А есть предложения, которые непонятны и даже смешны. Например, Звёзды распухают. Осины выбросили. Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов.

Как называется пара главных слов в предложении?

Учащиеся читают правило Летучей Мыши: Главные слова в предложении – это его основа.

Без основы – нет предложения.

Какие предложения во втором тексте кажутся вам смешными или непонятными? (Звезды распухнут. Осины выбросили.)

Почему эти предложения кажутся вам непонятными? (нет уточнений в этих предложениях)

Зачем же предложению кроме главных слов ещё и другие слова - неглавные? (Эти слова дополняют, уточняют то, о чем говорят главные слова).

Спишите из первого текста первые два предложения. Выделите основу предложения.

Выпишите слова с подчеркнутыми буквами, напишите проверочные слова. (Ле с – ле с а, тетере в – тетере в а)

Вернитесь ко второму тексту. Докажите, что в каждом предложении оба слова – главные, оба командуют друг другом. Воспользуйтесь помощью Летучей Мыши.

Бормочет (кто?) тетерев . Тетерев (что делает?) бормочет .

Белеют (что?) березки . Березки (что делают?) белеют.

Выпишите из второго текста два предложения, которые могут состоять только из основы.

Физкультминутка

- Рассмотрите картинки в учебнике на стр. 16 и сравните предложения. (Предложения одинаковые, они состоят из одной основы.)

- Прочитайте два других предложения на стр. 17.

1 (Какая?) Маленькая рыжая собака лает .

2. (Какая?) Большая черная собака лает .

- Это одинаковые предложения или разные? (разные предложения)

- Можно ли сказать, что они состоят только из основы? (Нет)

- Они состоят из основы - главных слов, и других слов – неглавных.

- Какие слова сделали эти предложения разными? (Маленькая – большая, рыжая – черная)

Неглавные слова в данном случае указывают на признаки собак (в первом предложении – большая рыжая, а в другом – маленькая чёрная).

- Можно ли с помощью неглавных слов указать где происходит действие? Где лают собаки?

Маленькая рыжая собака лает (где?) во дворе.

- Можно ли с помощью неглавных слов указать, когда именно происходит действие? Когда лают собаки?

Вечером маленькая рыжая собака лает во дворе.

- Зачем в предложении нужны неглавные слова? (Они помогают уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова. Указывают на то, как происходит действие, когда оно происходит, указывает признаки всех действующих лиц)

VII. Итог урока.

Расскажите, что вы сегодня узнали нового на уроке и чему научились?

Что было самым сложным?

Что интересным?

Домашнее задание: Т. 1. Упр. 10

§ 1 Главные слова в предложении

Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Мы строим предложение, когда хотим выразить какую-либо мысль: сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит. Из любого предложения должно быть понятно что и о чём мы хотим сказать. Следовательно, предложение - это слово или сочетания слов, с помощью которых человек оформляет свои мысли и передает их другим.

Давайте прочитаем первый текст.

В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин.

А теперь давайте сравним его со вторым текстом.

Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.

Чем этот текст отличается от первого? Правильно, второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объемный и красивый, как первый. А есть предложения, которые непонятны и даже смешны. Например, Звёзды распухают. Осины выбросили. Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов. Главные слова в предложении - это его основа. Без основы - нет предложения. А зачем предложению кроме главных слов ещё и другие слова - неглавные?

§ 2 Неглавные слова в предложении

Рассмотрим предложения.

Собака лает.

Собака лает.

Это одинаковые предложения, каждое состоит из одной основы: собака (что делает?) лает, лает (кто?) собака. Как мы видим оба слова главные, оба командуют друг другом.

Рассмотрим два других предложения.

(Какая?) Большая рыжая собака лает.

(Какая?) Маленькая чёрная собака лает.

А теперь это уже разные предложения. Они состоят из основы, главных слов, и других слов - неглавных. Какие же слова сделали предложения разными? Конечно, неглавные слова, ведь основа у предложений одинаковая. Неглавные слова в данном случае указывают на признаки собак (в первом предложении - большая рыжая, а в другом - маленькая чёрная).

А теперь давайте представим, как именно лает каждая собака, и дополним эти предложения. Теперь они будут выглядеть так:

Большая рыжая собака лает (как?) громко и хрипло.

Маленькая чёрная собака лает (как?) весело и звонко.

Неглавные слова указывают на то, как происходит действие. Теперь собаки лают по-разному: одна весело и звонко, другая громко и хрипло.

Придумаем, на кого может лаять каждая собака, и допишем наши предложения.

Большая рыжая собака лает громко и хрипло (на кого?) на кошку.

Маленькая чёрная собака лает весело и звонко (на кого?) на ворону.

Неглавные слова, которые мы вставили, уточняют на кого направлено действие: в одном случае - на кошку, в другом - на ворону.

Осталось придумать только, когда же именно каждая собака лает, и внести соответствующие изменения.

1.(Когда?) По утрам большая рыжая собака лает громко и хрипло на кошку.

2.(Когда?) Сейчас маленькая чёрная собака лает весело и звонко на ворону.

Неглавные слова сообщают о том, когда происходит действие: одно - по утрам, а другое - сейчас.

Так зачем же в предложении нужны неглавные слова? Неглавные слова в предложении помогают уточнить и дополнить то, о чём сообщают главные слова, и указывают на то, КАК происходит действие, КОГДА оно происходит, а также указывают ПРИЗНАКИ всех действующих лиц.

Итак, на этом уроке мы познакомились с главными и неглавными словами в предложении. И выяснили, что главные слова составляют его основу. А неглавные слова позволяют узнать, как и когда происходит действие, а также служат для описания всех действующих лиц.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А.Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.

Предмет: русский язык
Класс: 2 «Б»
Тема урока: «Главные и неглавные слова в предложении».
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
1) Организационный этап. Приветствие;
Эмоциональный настрой учащихся;
Проверка готовности к уроку.
Поприветствуем друг друга. Все рады друг друга видеть. Все готовы к уроку? У каждого на столе – учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь в линейку, ручка, простой карандаш, красный и синий карандаши? Запишем число в тетрадь. Приветствие;
Проверка готовности к уроку.
Запись числа.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Откройте учебник на стр. 21. Предположите, какая цель нашего урока сегодня? Цель нашего урока: продолжить изучать главные и неглавные члены предложения.
3) Актуализация знаний. Рассмотрите картинку. Вы различаете где норка ловит рыбу, а где рыба ловит норку? Найдите задание 3. Спишите оба предложения. Подчеркните в них основу. Прочитайте неглавное слово-название предмета в первом и во втором предложениях. У этих предложений одинаковый смысл или разный? Что разное в этих предложениях? В них разные слова? Слова стоят в разном порядке? Рассмотрите схемы этих предложений. Какая схема к какому предложению относится? Почему? 4) Первичное усвоение новых знаний. Найдите задание 4 на стр. 22. Прочитаем небылицу. Небылица кажется вам смешной? Почему вам смешно? Можно сказать, что главные и неглавные слова кое-где поменялись местами? Как же из главного слова получилось неглавное? Покажите это на примере выделенных предложений.
Найдите задание 5. Сравните два данных предложения. в них разный смысл? Чем они отличаются? В них разные слова? В них разный порядок слов? Почему же в предложениях разный смысл? Чем различаются слова в предложениях? Посмотрите на схемы: вы понимаете, какая схема к какому предложению относится? Работа с текстом на стр. 23-24. 5) Первичная проверка понимания. Найдите задание 6. Прочитайте предложения. Спишите их. Вы понимаете, кто кого бил в первом предложении? А во втором? Сможете определить главное слово в каждом предложении? А начертить их схемы? Сравните формы слова, которое в предложениях стоит первым. Чем они отличаются? Сравните формы слова, стоящего в предложении последним. Разные ли они? Найдите слово стекла в схемах предложений. Разную ли работу оно выполняет? В одном случае оно – главное. В каком? Какой вопрос вы к нему поставите? В другом предложении – неглавное. Где? На какой вопрос отвечает? Прочитаем правило, которое принесла нам летучая мышь. 6) Первичное закрепление. Найдите задание 7. Запишите данные предложения. разные ли формы слова тень использованы в первом и во втором предложении? Подчеркнем члены предложения. не забывайте ставить вопросы к каждому слову. Начертим схемы предложений. Посмотрите, что получилось у Маши. У вас получилось так же? Найдите на своих схемах слово тень и раскрасте красным карандашом. Судя по схемам это разные формы? Найдите на схемах слово шест и закрасте их синим карандашом. Теперь вы видите, что это разные формы? Прочитаем правило летучей мыши. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) Какая была цель нашего урока? Что такое форма слова? Может ли одно и то же слово выполнять разную работу?


Приложенные файлы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!