Тема: «Звук З» Организованная образовательная деятельность образовательная область «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи. Игра «Хоровод гласных звуков»

МАОУ «Пянтежская ООШ»

структурное подразделение «Пянтежский детский сад».

Конспект урока на тему «Звуковая культура речи. Отработка произношения звука «Р»

Воспитатель ДОУ

Черепанова Татьяна Владимировна.

2014- 2015 учебный год.

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе (4-7 лет). «Привет из Простоквашино»

Тема: Звуковая культура речи. Отработка произношения звука «Р»

Цель: Упражнять детей 6-7 лет в отчетливом произношении звука «р»; изолированного и в словах; упражнять детей 4-5 лет в различении звука «р» в отдельных словах и фразовой речи. Закрепить понимание обобщенных понятий «посуда»; умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов «кря-кря - крякает» и т.п. Активизировать речь детей.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать ответы сверстника.

Демонстрационный материал: посылка, картинки с изображением посуды, животных, игрушка пирамидка, книги Э.Н. Успенского «Зима в Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор идет в школу». Презентация «Привет из Простоквашино».

Приемы: словесные, наглядные.

Ход занятия:

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

Здравствуйте, ребята! Это Пянтежский детский сад? Значит, я не опоздал. Это я, почтальон Печкин принес вам посылку и телеграмму из деревни Простоквашино. Как вы думаете от кого? (ответы детей).

Воспитатель: Вот спасибо, Печкин, интересно, что они нам послали.

Почтальон Печкин: Вот здесь распишитесь и посылка ваша, а мне пора идти.

Воспитатель и дети: Спасибо, Печкин, заходи в гости, мы тебя чаем угостим.

Воспитатель читает телеграмму. «Посылку вскрыть можно только, когда отгадаете загадку про время года. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? » (Дети отвечают весна). Открываем посылку и читаем письмо.

    Здравствуйте, ребята!

Пишут вам дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин и галчонок.

Слайды № 2- № 9.

1.Задание дяди Федора для самых маленьких. «Кто как поет?»

Как рычит собака? Р-р-р.

А ворона может рычать? А как кричит ворона? Кар-кар. Что она делает? (Каркает)

Ворона каркает, а воробей? (чирикает). Как чирикает воробей? (чик-чирик) Показывает картинку.

Индивидуальная работа. Назови кто это? Как он кричит? (поросенок, петушок, утка, собака, ежик, лошадь, тигр).

Слайды № 10- 12

2.3адание Галчонка «Доскажи словечко»

В реке большая драка,

Поссорились два.. (рака )

Где обедал воробей,

В зоопарке у.. (зверей).

Ра-ра-ра - начинается игра

ры-ры-ры - у мальчиков шары

Ро-ро-ро- у нас новое ведро

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру

Ре-ре-ре- стоит домик на горе

Ри-ри-ри - на ветках снегири

Ор-ор-ор- созрел красный помидор

С галчонком поиграли, а сейчас давайте отдохнем.

Физминутка

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны кар-кар-кар

Целый день они скакали,

Спать ребятам не давали кар-кар-кар.

Только к ночи умолкали

И тихонько засыпали.

Воспитатель: Воронята средней группы тихонько улетают играть.

Слайды № 13-14

3 Задание Шарика.

Рассматриваем картинки. Назовите, одним словом. Что это? (посуда)

Выберите посуду, в названии которой, есть звук «Р». (сковородка, кастрюля, кружка, поварешка, сахарница, сухарница).

Слайды № 15-18

4.3адание Матроскина.

    Назовите слова со звуком «р» в моем стихотворении, а за правильный ответ получите фишку.

У Егора огород,

Там есть редька и горох,

Рядом огород Федоры –

Там на грядке помидоры.

Ну, теперь проверим, как вы научились, произносит звук «р»

    Кто быстро без ошибок повторит скороговорку.

«Роет землю старый крот , разоряет огород ».

    Если вы все задания выполнили, то поздравляем, молодцы.

    Воспитатель вместе с детьми открывает посылку и читает записку.

    Слайд № 19

«Молодцы, все задания выполнили, надеемся, теперь вы быстро научитесь правильно произносить звук «р». В подарок высылаем книги Э.Н. Успенского, чтоб вы нас не забывали, а для самых маленьких игрушки (пирамидка, ракета, конструктор). До скорой встречи на страницах книг и мультфильмов».

Воспитатель: Ну вот, ребята, какая интересная посылка пришла нам из Простоквашино. Трудные были задания? Какие задания вам понравились? Вызвали затруднения?

Давайте рассмотрим книги о наших героях из Простоквашино.

Источники.

1 .В.В.Волина Занимательное Азбуковедение.

2. В.В.Гербова Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя».

4 Журнал Дошкольное воспитание, 1990, №1.

5. ://900 igr. net/ kartinki/ geometrija/ Nagljadnaja- geometrija/ Nagljadnaja- geometrija. html - 19 слайд.

6. :// m. babyblog. ru/ user/ lenta/ ellada16/28 – галчонок.

7. :// ememdem. net/ tag/% D0% BF% D1%80% D0% BE% D1%81% D1%82% D0% BE% D0% BA% D0% B2% D0% B0% D1%88% D0% B8% D0% BD% D0% BE/ - 3 слайд

8. http :// sportsklad . ru . com / prostokvashino . html - 2 слайд.

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева

Анна Синева
Конспект по звуковой культуре речи

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №132»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по направлению социально – личностного

развития детей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию в средней группе

Тема : «В гостях у Петрушки» .

Составила : воспитатель Синева А. Н.

г. Дзержинск

Цель звуков речи родного языка .

Задачи :

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» : формировать умение коллективного взаимодействия.

Образовательная область «Познавательное развитие» : продолжать формировать представления о животных

Образовательная область «Речевое развитие» : формировать правильное произношение звуков ж - з . Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух : различать на слух и называть слова с определёнными звуками .

Образовательная область «Физическое развитие» : развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

1. Рассматривание детских энциклопедий о животных.

2. Изготовление жетонов.

3. Дидактическая игра «Где живёт звук » .

4. Подвижные игры : «Лиса и зайцы»

5. Разучивание скороговорок и чистоговорок со звуками «З» и «Ж» .

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА : Стимулировать речевую активность у Данила К. Помочь Артему Л. найти домик для его животного.

СПОСОБЫ : сюрприз, вопросы, игра, физкультминутка , показ иллюстраций.

СРЕДСТВА :

письмо, 8 жетонов зеленого цвета, 12 жетонов желтого цвета,

силуэтное изображение жирафа, силуэтное изображение зебры, макет домика в котором живет жираф, макет дома в котором живет зебра, петрушка, макеты деревьев, кукла, 8 конвертов с зеленым жетоном, 12 конвертов с желтым жетоном, 20 картинок с изображением животных, в названии которых есть звук «З» , 12 картинок с изображением животных, в названии которых используется звук «Ж» , 20 домиков желтого цвета, 20 домиков зеленого цвета.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ :

1. Основная образовательная программа «От рождения до школы» . Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»,

В. В. Гербова

3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа.

4. http://www.razumniki.ru/stihi_dikie_givotnye.html

Воспитатель : сегодня утром в детский сад в нашу группу почтальон принёс письмо. Хотите я его прочитаю.

Здравствуйте дорогие ребята.

5 октября на лесной полянке состоится веселье. Мы будем петь, плясать, играть, отгадывать загадки. Я приглашаю вас к себе в гости. Высылаю вам жетоны, это пригласительные билеты на лесную полянку. (Петрушка Весельчак)

Воспитатель : мне очень хочется на лесную полянку, а вам?

Воспитатель : пригласительные билеты у нас есть, тогда нам нужно поспешить.

Воспитатель прикалывает жетоны желтого цвета первой подгруппе, а жетоны зелёного цвета второй подгруппе.

Воспитатель : готовы, тогда поехали!

Дети строятся друг за другом и идут по группе

На пути стоит дом

Воспитатель : Дети, посмотрите, что за дом у нас на пути.

Воспитатель : кто в домике живет, как вы думаете?

(Дети стучат в домик и спрашивают : Тук, тук кто в домике живет, кто в не высоком живет)

В доме сидит жираф.

Воспитатель : кто это? Скажите – жираф. Какой звук живёт в слове жираф ? («ж» )

Воспитатель : Ой, опять на нашем пути домик. Кто в этом домике живет?

(дети : Тук, тук кто в домике живет. Кто в невысоком живет)

В доме – зебра.

Воспитатель : кто это? Скажите – зебра. Какой звук живёт в слове зебра ? («З» )

Воспитатель подводит детей к одному из столов, на котором сидит кукла и лежат картинки с изображением животных, в названии которых присутствует звук «Ж» и звук «З» (жираф, обезьяна, коза, заяц, ёж, морж и т. д.) и два домика, один желтого цвета, другой зеленого.

Здравствуй, девочка. Почему ты такая грустная?

Девочка - кукла : Выпустила я животных из своих домиков погулять, а когда стала их загонять домой и забыла, кто в каком домике живет. Кто теперь мне поможет?

Воспитатель : Не переживай девочка, мы постараемся тебе помочь.

Воспитатель : дети, я очень хочу помочь девочке, а вы?

Воспитатель : Дети, назовите животных, которые изображены на картинках.

Воспитатель показывает картинки животных по одной.

Воспитатель : дети, животные, в названии которых есть звук «Ж»

А животные, в названии которых есть звук «З» , какого цвета будет у них домик?

Воспитатель : Молодцы.

Воспитатель приглашает всех детей к столам.

У каждого из вас на столе два домика, один желтого цвета, другой зеленого и конверты с картинками животных. (Для детей первой подгруппы конверт с желтым жетоном, в нем две картинки, для второй подгруппы с зеленым жетоном, в нем одна картинка).

Воспитатель : У каждого из вас на груди прикреплен жетон, у одних он желтого цвета, у других он зеленого цвета.

Воспитатель : Если у вас на груди жетон желтого цвета, то какой вам нужно взять конверт? (жёлтый) .

А у детей с зеленым жетоном? (зелёный)

Задание для ребят у кого конверт с желтым жетоном. Найдите картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и поместить в свой домик, и одну картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и найти и ему домик.

Детям, у кого конверт с зеленым жетоном, необходимо найти картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «З» и поместить в свой домик.

Воспитатель : Молодцы, ребята, задание было у вас трудное, но вы все сделали правильно.

Приглашаю всех поиграть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой - косые зайчата,

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Идут на четвереньках)

Воспитатель : Отдохнули наши ручки и ножки, а сейчас нам пора спешить, петрушка нас уже, наверное, заждался.

Помощник воспитателя выставляет 2-3 нарисованных макета деревьев и сажает на полянку петрушку.

Воспитатель : Вот и добрались мы с вами до лесной полянки.

Воспитатель берет куклу петрушки.

Петрушка : - Здравствуйте, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Петрушка : Тогда, послушайте загадки и определите, какой звук «З» или «Ж» есть в слове отгадке.

«Ползун ползет, иглы везет» .

Что за зверь такой лесной,

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы?

Петрушка : Молодцы! Со всеми моими загадками справились! А я, ребятки, для вас приготовил не только загадки. Я хочу вам смешные стихи рассказать. Слушайте : «Ой, кричат вокруг хозяйки, в огород забрались жайки» . Найдите ошибку и скажите, какой надо поставить звук , чтобы было правильно.

«Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери» .

Петрушка : Правильно, не двери, а звери.

Ребята, какие вы внимательные! А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть!

Хотите поиграть?

Петрушка : Тогда слушайте правила. Я буду называть слова. Если в слове услышите звуки «З» или звук «Ж» хлопайте в ладоши. А если таких звуков нет , сидите и молчите, а ручки спрячьте за спинку.

Петрушка : Правила понятны?

Петрушка называет слова :

Обезьяна,

Петрушка : Молодцы, никто не нарушал правила.

Воспитатель : Хорошо у петрушки в гостях на лесной полянке, но уже поздно и нам нужно возвращаться домой.

(Дети прощаются с петрушкой и возвращаются в группу)

Рефлексия :

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А о чем вы хотели бы рассказать своим друзьям?

Задачи: 1) упражнять в произношении звуков [а],[о],[у],[м],[м’], учить различать предметы по величине, использовать в речи слова с противоположным значением;
2) развивать речь, память, логическое мышление детей;
3) воспитывать интерес к развивающим речевым играм.
Ход занятия:
1. Упражнение в правильном и отчетливом произношении звуков [а],[у],[о] и звукосочетаний.
Педагог рассказывает детям сказку о Веселом Язычке. Дети выполняют артикуляционные движения в соответствии с текстом:
"Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своём домике. А домик этот - рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (показ.). Язычок то выбегает из домика, то прячется (показ.). Опять выбегает и вновь прячется(3-4р.).
А ещё Язычок любит петь разные песенки. Особенно ему нравится песня поезда: "У-у-у" (повтор. 3-4р.).
Однажды Язычок вышел гулять, разыгрался, разбегался, упал и запел песенку: "О-о-о" (повтор.).
К нему пришёл доктор, перевязал ранку. Ребята, а к вам приходит доктор? Какую песенку он просит спеть, когда осматривает горлышко? «А-а-а».
В это время в гости к Язычку мама привела маленькую Алёнку. Малышка увидела доктора и заплакала: "Уа-уа-уа" (повтор.).
Давайте утешим, успокоим малышку: "Не плачь, Алёнушка!"(тихо и ласково),"Не плачь, маленькая!"(хоровые и индивидуальные повтор.).
Алёнка успокоилась и заснула. А Язычок решил погулять.
2. Игра
"И мы с вами тоже отправимся на прогулку. Поедем на электричке, выйдем на станции и пойдём в лес за грибами. Но в лесу можно заблудиться. Чтобы вы не потерялись, я буду звать вас: "Ау-у-у", а вы отвечайте.
3. Рассказывание об игрушке
"Пока вы гуляли вместе с Язычком, ему привезли новые игрушки. На двух грузовиках: один большой, игрушки большого размера, другой - поменьше, он привёз маленькие игрушки. (В названиях игрушек звуки [м] и [м"])
Дети рассматривают игрушки, описывают их, сравнивают:
- Этот медведь большой, а этот - маленький (медвежонок);
- Этот мяч большой, а этот мяч маленький;
- Эта матрешка большая, а эта матрешка маленькая.
4. Игра "Угадай, чего не хватает"
"Ребята, давайте поиграем с этими игрушками. Посмотрите на них очень внимательно, запомните их. Закройте глаза. Откройте и отгадайте, чего не хватает."
[Пока дети сидят с закрытыми глазами, педагог прячет одну из игрушек. Если ребёнок даёт правильный ответ, он выходит, берёт игрушку и рассказывает о ней. Последняя игрушка - медведь.]
"Ребята, кто знает стишок про Мишку?"
Педагог напоминает детям стихотворение А. Барто
"Уронили мишку нас пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший."
5. Далее педагог предлагает детям поиграть в игрушки, предварительно обсудив правила аккуратного обращения с ними.

Цель. Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

Ход занятия

Педагог просит детей объяснить, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (фишки (мелкие предметы), картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми слов, конструированием предложений.

Затем читает «Считалочку» А. Шабунина:


Шли
Бараны
По дороге,
Промочили
В луже
Ноги.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Пять.
Стали
Ноги
Вытирать.
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Педагог объясняет детям задание: «Послушайте забавную считалку еще раз. Будьте внимательны. Сосчитайте слова со звуком ц и поднимите нужную карточку… (Два слова.) Сейчас я повторю считалку, а вы сосчитайте слова со звуком ч и поднимите соответствующую карточку. (Три слова.)

А теперь очень сложное задание. Сосчитайте слова со звуком р . (Десять слов.) То, что вы ошиблись, не беда. А вот то, что вы работаете несамостоятельно, плохо.

Теперь новое задание. Быстро нарисуйте решетку из трех ячеек. Отметьте фишкой (фишками), где в слове сундучок (или сучок ) слышится звук ч ; в словеплащ – звук щ , в слове жужелица – звук ж .

Покажите (можно на пальцах), сколько звуков вы слышите, когда я произношука- . Как вы думаете, это слово или часть слова? Попробуем вспомнить слова, начинающиеся на ка- : каша, камыш, канарейка- . Вы вспомнили, да и то с моей подсказкой, лишь несколько слов, начинающихся на ка-. В действительности в русском языке таких слов очень много. Давайте откроем словарь: кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус .

Все ли слова вы знаете? А кто такой кадет? А кавалер? Что такое казус?»

Затем воспитатель уточняет, какое сейчас время года и какой месяц.

«Сентябрь – первый месяц осени. Как вы думаете, слово или предложение я сейчас произнесла? В предложении чаще всего несколько слов. В этом предложении их..? (Четыре.) Назовите слова в том порядке, в котором они стоят в предложении».

Завершая занятие, педагог выясняет у детей, чему они сегодня научились.

«А еще, – добавляет воспитатель, – мы тренировали внимание».

Занятие 4. Лексико-грамматические упражнения

Цель. Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат их словарь. Затем дает детям задание: «Какими словами можно ответить на вопрос „кто это“? (Иногда детям необходима подсказка, например, название какого-либо животного.) А на вопрос „что это“?



Вспомните слова, отвечающие на вопросы: „Какой?“ (Синий.) , „Какая?“(Сладкая.) , „Какое?“ (Холодное.)

Перечислите, что может делать человек. Вспомните повадки животных».

«А кому и для чего нужны остальные сумки?» – уточняет воспитатель.

Предлагая рассмотреть картинку с изображением головных уборов (из того же пособия), педагог спрашивает: «Кто в какой шапочке отправится в школу? А кому и в каких случаях потребуется шляпа (платочек в горошек)?»

Занятие 5. Для чего нужны стихи?

Цель. Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

Ход занятия

Педагог показывает детям сборники стихов: одного автора и разных авторов, обычные и подарочные издания. Поясняет, что во всех этих книгах напечатаны стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, стихи серьезные и шуточные. Затем предлагает обсудить ряд вопросов:

– Зачем люди пишут стихи?

– Как вы узнаете стихотворение на слух? (В стихотворении строчки рифмованные, очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность.) Вспомните, как сочинял стихи Незнайка, как он мучился и потом отказался быть поэтом.

– Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:


Зимнее утро
(отрывок)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин

– Слушать стихи, конечно, приятно, а вот стоит ли их учить наизусть?



Выслушав рассуждения детей, воспитатель обобщает: «Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

В средней и старшей группах мы учили очень хорошие стихотворения. Давайте вспомним их».

Педагог читает первые строчки из русских народных песенок: «Тень-тень-потетень», «Дед хотел уху сварить»; из стихотворений Ю. Кушака «Олененок», А. Барто «Я знаю, что надо придумать», И. Сурикова «Детство», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная», И. Белоусова «Осень».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!