Тематическое содержание и характерные черты лирики ахматовой. Лирика анны ахматовой

Своеобразие и жанровые особенности лирики Анны Андреевны Ахматовой.

Анна Ахматова - художник большой и своеобразной силы. Силу поэтессы, как певца любви, оценили еще современники, назвав ее «Сафо ХХ столетия». Она сумела написать новую страницу в самой прекрасной книге человечества. Уникальность ахматовского таланта состоит в том, что в ее творчестве лирическим героем была она, женщина, говорившая с «сильной половиной мира», как равная. Ее негромкий задушевный голос, глубина и красота чувств, выраженных в стихах, вряд ли могут оставить равнодушным кого-либо.

Стихотворения Анны Андреевны Ахматовой имеют и свои жанровые особенности: их можно объединить в «лирические романы». «Романность» лирики Анны Ахматовой отмечал Василий Гиппиус (1918). Он вдел разгадку популярности и влияния Ахматовой на творчество других поэтов и, вместе с тем, объективное значение ее лирики в том, что эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей в то время форме романа.

Об этом же писал в своей работе в 192- х гг. Б. Эйхенбаум. Отмечал, что книга стихов А. Ахматовой представляет собой «лирический роман». Любовные драмы, раскрывающиеся в стихах, происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них имеет огромную психологическую нагрузку. Предполагается, что читатель или должен догадаться, или обратиться к собственному опыту, и тогда кажется, что стихотворение очень широко по своему смыслу: его тайная драма, его скрытый сюжет относится ко многим людям.

Каждое стихотворение поэтессы – лирическая миниатюра, имеющая следующие жанровые особенности:

Фрагментарность,

Глубокий психологизм,

Присутствие «третьего лица»,

Последовательность,

Описательность,

Размытость сюжета,

Художественный лаконизм,

Смысловую емкость,

Особенности языка и синтаксического строя,

Ведущая роль детали.

Нередко миниатюры Ахматовой принципиально не завершены и походят не только на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать о, что происходило между героями прежде. Поэтесса всегда предпочитала «фрагмент» связанному, последовательному и повествовательному рассказу, так как он давал возможность насытить стихотворение острым и интересным психологизмом. Кроме того, фрагмент придавал изображенному своего рода документальность. Особенно интересны стихи, где присутствует «третье лицо». Таким миниатюрам свойственны последовательность, даже описательность, но и здесь предпочтение отдается лирической фрагментарности, размытости и недоговоренности.

Мудрость ахматовской миниатюры, чем- то отдаленно похожей на японскую хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Поэтическое слово А. Ахматовой очень зорко и внимательно ко всему, что попадает в поле ее зрения.

Необычно большую роль играла в стихах уже юной поэтессой строгая «обдуманная локализованная житейская деталь». Она была у нее не только точной. Не довольствуясь одним определением какого – либо предмета, ситуации или душевного движения, она подчас осуществляла замысел стиха так, что, подобно замку, держала на себе всю постройку произведения», - так писал А. Хейт.

Стремление к художественному лаконизму и одновременно к смысловой емкости стиха выразилось также в широком использовании Ахматовой афоризмов, афористичности в изображении чувств и явлений.

По своему синтаксическому строю стихотворение поэтессы часто тяготеет к сжатой законченной фразе, в которой обычно опускается не только второстепенные, но и главные члены предложения. «Это обобщает обманчивую простоту ее лирики, за которой стоит богатство душевных переживаний» .

Анна Ахматова проявила удивительное умение через изображение обычных предметов, с помощь прозаических слов выражать сокровенные мысли и чувства. «Можно по – разному отражать мир и душу человека. Можно, например, брать грандиозные исторические темы и оставаться при этом узким и камерным певцом. А можно о песчинке или цветке написать в широчайшем плане, выразить философию жизни и чувства, что делала А. Ахматова».

Литература:

    Ильин И. А. О творческом человеке. – М..: Знание, 1994.

    Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие . – М..: Московский лицей, 1991.

Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и тра¬гичная, спасительной звездой прошедшая вместе с босоно¬гой девчонкой с черноморского побережья Херсона, затем прелестной гимназисткой Царского Села сквозь хаос ледя¬ного безвременья, объявший нашу страну на заре XX столе-тия; самоотверженная преданность Родине, молчаливо созер¬цавшей собственную неизбежную гибель; материнское горе, стучавшееся тогда без разбору во многие дома своим безжа¬лостно-грубым кулаком пролетарской диктатуры. И над всем этим сиял в лучах негасимого света робкой надежды восхи¬тительным расписным куполом мир рифм и образов вели¬кой поэтессы. Нет, великого поэта. Ахматова ненавидела сло¬во «поэтесса», называя себя исключительно «поэтом». Она мужественно разделила горечь безвозвратных потерь русской интеллигенции. Она не была сломлена испытаниями, под тя¬жестью которых отрекались от своих идей и убеждений мно¬гие мужчины. Она осталась, когда можно было уйти; она была, когда просто немыслимо было быть; она будет и по сей день, и дальше останется в сердцах русских людей великой женщи¬ной-поэтом.
Без сомнения, центральной темой творчества Анны Ахма¬товой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные на суд широкой публики, были представлены в журнале «Аполлон» в 1911 году, за год до выхода сборника «Вечер», и сразу получи¬ли широкий отклик у читателей и одобрение известных по¬этов того времени. Она сразу заявила о себе как о серьезном режиссере-постановщике чувственной драмы. Любовная ли¬рика Ахматовой - не детский лепет романтического дитяти, а отражение пережитого, заполнившее испитый до дна бокал страстей и желаний, разочарований и надежд:

В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной...

Ахматова словно знает все тайны человеческих отношений.
Она словно приотк¬рывает завесу ослепляющего людей минутного счастья:

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, -
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части...
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие - поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

Лирическая героиня Ахматовой не олицетворяет собой какой-то безупречно-определенный человеческий образ с соответствующими ему чертами характера. Она и любима, и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожале¬ния покидает. Она холодна и неприступна, но если пригля¬деться, то легко заметить тайное томление в глазах бездон¬ной глубины, манящих захлебнуться солеными волнами безудержной страсти.
Любовь к Родине занимает особенное место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом лири¬ческая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор:

Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ахматова остается со своим народом. Она знает, что только здесь ее поэзия будет понята и прочувствована. Она жела¬ет, чтобы судьба страны стала и ее судьбой. Ахматова вместе с тем осуждает эмигрантов, не признает их право на отступ¬ление. Для Ахматовой подобный поступок равносилен дезер¬тирству, подлому и малодушному предательству:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.

И Родина, к которой обращается в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России. Родина - это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии Слепнёво и Бежецк:

Все мне видится
Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда...
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед...

Свои нежные чувства к любимым местам страны она без¬раздельно связывает с ее историей. В стихотворении «Голос памяти» Ахматова словно беседует сама с собой:

Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на\"синёй скатерти воды
Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского Села,
1де тебе тревога путь пересекла?..
Нет, я вижу стену только - и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.

В годы беспощадных сталинских репрессий, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара - расстрел мужа Николая Гумилёва и арест единственного сына, - она создает свой шедевр - «Реквием». Посвящение всем жертвам кро¬вавого террора, обвинение и обличение власти, повествова¬ние о страданиях невинных людей - все нашло отражение в этом произведении. Естественно, что никаких рукописей и уж, тем более, печатного варианта «Реквиема» в то время не существовало:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусъ»…

Подобные строки - это был фактически смертный приго¬вор самой себе. А Ахматова должна была жить. Она уже тогда Чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу больше, чем одной себе.
И именно она, Ахматова, должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа.
И вот это случилось. Война... Она застала Ахматову в Ле¬нинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спа¬сительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.

Победа для Ахматовой, как и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную траге¬дию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России. Язык, ради обладания которым Ахматова променяла роскошь и уют лондонских и парижских салонов на жалкое, нищенс¬кое и голодное существование в нелепом и бессмысленном Советском государстве.
Но судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Власти старались всеми силами уничтожить талант гениального поэта. Имя Ах¬матовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей, которые не стали приспособленцами в новой системе, маргиналами, отрекшимися ради карьеры и благо¬получия даже от своих родителей, в сердцах исконно рус¬ских людей, пронесших веру в истинные человеческие цен¬ности сквозь все круги советского ада, творчество великого поэта Анны Андреевны Ахматовой всегда находило живой отклик. Ее помнили и любили. Ее помнят и любят. Ее будут помнить и будут любить.

В начале своего творчества Ахматова была тесно связана с таким литературным направлением, как акмеизм. В 1909 году в журнале «Аполлон» был провозглашен акмеистский путь «аполлонизма» - стремление от расплывчатых эффектов к четкому стилю, от туманной абстракции - к четкой форме. Акмеисты требовали простоты слога и логичности построения произведения. Однако, произведения Ахматовой, как всякого по-настоящему талантливого творца, всегда выбивались из тесных рамок определенного литературного направления. В стихах поэтессы всегда ощущалась самобытность, выделявшая ее из целой плеяды соратников и соратниц по перу.
В стихах Ахматовой открывается мир женской души, страстной, нежной и гордой. Рамки этого мира очерчены любовью - чувством, составляющим в стихах поэтессы содержание человеческой жизни. Нет такого оттенка этого чувства, о котором бы не было сказано поэтом. О душевном состоянии в стихах Ахматовой не рассказывается - оно воспроизводится как переживаемое сейчас, пусть и в памяти. Мельчайшие подробности душевного движения не ускользают от внимания автора, важна каждая деталь, пусть самая незначительная.
Поэзия Ахматовой представляет собой словно бы роман, насыщенный тончайшим психологизмом. Здесь есть свой сюжет, завязка, зарождение чувств, история их переживания и кульминация, момент самого яркого душевного переживания. В ранних стихах Ахматовой сила страсти оказывается неодолимой, роковой, отсюда - пронзительная резкость слов, идущих из самого сердца. В стихах Ахматовой разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь.
В любовных стихах Ахматовой много эпитетов, которые когда-то знаменитый русский филолог А. Н. Веселовский назвал синкретическими и которые рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира, когда глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нем ухо; когда чувства материализуются, опредмечиваются, а предметы одухотворяются. «В страсти раскаленной добела» - скажет Ахматова. И она же видит иебо, «уязвленное желтым огнем» - солнцем, и «люстры безжизненный зной» .
Любовь составляет основную тематику ее стихотворений лишь в начале творческого пути. Стечением времени в стихах появляется широкий диапазон тем. Сюда входят темы Родины, революции, родной земли во власти жестоких испытаний, мировой войны. Ахматова не покинула Россию, отказавшись эмигрировать, оставшись со своей страной в тяжелые для нее годы, но и не приняла порядки новой власти. Свое отношение к Родине Ахматова выразила в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно...» . В этом произведении поэтесса признается в неизбывной любви к России - «глухому и грешному краю» , - где она много выстрадала, терпела обиды и поражения.
Мне голос был. Он звпл утешно.
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой краге глухой и греши ый,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою.
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид» .
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
В поздний период творчества в лирике Ахматовой появляются мотивы ощущения скоротечности жизни, изумление ее нестареющей красотой.

22. Лирика А.Ахматовой. Художественный мир. Сборники 1910 – 1920-х гг. Особенности поэтики

Творчество Ахматовой явилось высшей точкой развития женской лирики в России, но в первую очередь ее поэзия мужественна. В начале века много поэтесс (Гиппиус, Соловьева, Галина, Цветаева), но именно Ахматова вошла в русскую литературу как классик. Она разработала систему приемов, раскрывающую женскую душу. Никто из женщин той поры не смог избежать влияния Ахматовой.

По многим параметрам проявила себя как новатор, но в то же время была абсолютно традиционна, вся поэзия под знаком классики. Н-р, она возродила форму фрагмента (в 19 в. – Тютчев) (отрывок из дневника, песенка, устная жалоба – но всегда вполголоса). Если стихи Цветаевой – всегда «вопль», поэзия Ахматовой – жалоба вполголоса, шепот. Нередко стихотворение начинается с союза, междометия (излюбленный прием Ахматовой) Н: «О не вздыхайте обо мне…». Преобладают гласные (о, и, а). Этим передается особенность библейского стиля.

Значение Ахматовой как поэта чрезвычайно велико. Новый стиль, новое слово, становление нового поэтического мышления.

Стиль, жанр, тематика. Ахматова стала «Ярославной ХХ в.». Ей чуть ли не единственной удалось в своих стихах оплакать своих современников. Сама она называла себя «плакальщицей дней». Сонеты («Память»), стихи, обращенные к поэтам, прозаикам (Булгаков, Зощенко, Пастернак, Цветаева, Замятин, Пильняк, Гумилев, Мандельштам и др.).

Поэма «Без героя» - плач по поколению, трагическая симфония о своем поколении.

Совершенно особый, новый стиль. Немалую роль играл тот фактор, что она была человеком христианского мироощущения. Христианские, библейские образы играют очень важную роль.

1910 г. – кризис символизма. Заявили о себе футуристы, акмеисты, имажинисты.

Акмеизм – модернистское течение в русской поэзии начала ХХ в. Представители: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Кузьмин. Кружок «Цех поэтов» вокруг журнала «Аполлон». Название – от «акме», вершина. Часто называли «адамизмом», связано с культом первобытного, природного начала, в противовес символизму. Наиболее яркий представитель акмеизма – Ахматова.

Она не прошла школы литературного ученичества, появилась в литературе сразу как зрелый стихотворец. Первые стихи – в 1911 г., в журнале «Аполлон». 1912 – сборник «Вечер». Имя Ахматовой – в ряду самых крупных русских поэтов.

Не все и не сразу поняли масштаб дарования Ахматовой. Блок нападал на акмеистов, Ахматову выделял, считал настоящим поэтом, но характеризовал ее манеру как усталую и болезненную. Основано на живом впечатлении «Поэт должен писать так, как будто на него смотрит Бог. Ахматова же пишет так, как будто на нее смотрит мужчина» (Блок).

1916 г. – Жирмунский, статья «Преодолевшие символизм» - об объединении акмеистов. В отличие от романтически-мистически настроенных символистов, акмеисты декларировали возврат к реальной жизни. Блок, 1920 г. – статья «Без божества, без вдохновенья». В поэзии Ахматовой – и божество, и вдохновенье, Блок ее выделяет.

Н. Коржавин «Анна Ахматова и Серебряный век» (Новый мир, 1989, №7). Отделял Ахматову как поэта от Серебряного века, но в том смысле, что она сохраняла свою независимость от него. Ахматова – продукт Серебряного века, но она противопоставляет себя ему.

Чаще всего раннюю Ахматову сравнивают с Блоком. Блок был самым характерным героем своего времени, а Ахматова – самой характерной героиней.

Лирическая героиня : бесконечное разнообразие судеб (мать, жена, любовница, вдова и т.д.) + удивительная типичность. Но мы никогда не сможем свести воедино все разнообразие героинь. При необычайной конкретике судьбы и биографии лирическая героиня – всегда одновременно носитель бесконечного множества биографий и судеб. Конкретика + огромное обобщение. Героиня Ахматовой всегда несет в себе нечто одно главное, сугубо женское, к нему и пробивается стих. Способность «сердце знает» - главное в стихах Ахматовой. Любовь – тот центр, который сводит к себе весь мир ее поэзии.

Герцен: «Женщина загнана в любовь». Но именно здесь открываются возможности выхода. Ахматова придавала любви живой, реальный характер.

Об Ахматовой прежде всего пишут женщины, а не мужчины. Шкловский: основное открытие Ахматовой - любви она придавала живой, не отвлеченный характер; «Когда Ахматова говорила «я на правую руку надела…» - это было стилистическое открытие, потому что любовь у символистов должна была быть явлена в пурпурном круге в заоблачных далях ». У Ахматовой любовь передается иначе. Через один жест выражена глубина переживаний женщины, которая ушла от любимого.

В состоянии любви ЛГ мир видится и пишется заново, обостряются чувства. Достигаются вершины. Мир открывается в дополнительной реальности («Ведь звезды были крупнее»). Мир удивительно предметен, вещам возвращен первозданный смысл. В стихах Ахматовой удивительные эпитеты («синкретические» - Веселовский). Они рождаются из слитного, целостного взгляда на мир: чувства материализуются, предметы одухотворяются. Н-р: звенела музыка в саду таким невыразимым горем; и упало каменное слово на мою еще живую грудь; надо память до конца убить; надо, чтоб душа окаменела; горящий шелест лета; страсти, раскаленной добела. Мотив окаменения, образ камня – один из центральных у Ахматовой.

Основное свойство лирики : «царство Ахматовской лирики от мира сего» (Добин). Удивительно приближена к реальности. Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда… Поэзия извлечена из прозы жизни.

Сборники: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anna Domini» (1921).

Характерна точность (время, место, порядковый номер). Вводит самые заурядные мелочи. Краски неброские, неизысканные. Ее привлекают полутона – еще одна особенность эпитетов. Гумилев: большинство эпитетов подчеркивают «бедность и неяркость предметов. Ахматовой, чтобы полюбить мир, надо было видеть его милым и простым». Тусклый край неба, мутный фонарь, выцветший холст, тусклые глаза, нищенские липы. Все эти эпитеты звучат как определенный вызов пышности красок у Бальмонта, Белого, Иванова.

Особенность метафоры. Эйхенбаум: у ранней Ахматовой вообще нет метафор. У поздней – метафоры больше похожи на символ. Основная особенность – они тоже не вознесены, приближены к земле. «Как соломинкой пьешь мою душу» - реализация одной метафоры, но о процессе переживания, трагедии Ахматова говорит очень конкретно и прозаично; у души есть вкус. В поздних – смысл становится подчеркнуто символичным.

Вторая особенность худ. мира Ахматовой – близость к драматургии. Сблизила лирическую и драматургическую стихии. Совершенно особое наполнение лирики. !! Это не лирическая драма в стихах, а именно драматургия в кратком лирическом стихотворении; драматургия как зримое, совершающееся на наших глазах столкновение. Состояние выражено глаголами, действием. Некоторые стихотворения построены почти полностью на действии. Скупой диалог; мизансцена на лестнице; на первом плане – физические действия героини («Перчатка »). Весь драматизм отношений может быть явлен через жест.

«Ахматова в высшей степени обладала системой жестов» (Л. Гинзбург). Почти в любом портрете Ахматовой – отражение жеста. В первую очередь красноречивы руки, именно через них передается состояние ЛГ. Ослабнувшей рукой, помертвелой рукой, рука дрожала, рука, закапанная воском и т.д. Жестом часто обозначается порог в отношениях (что-то произошло, сдвинулось, сломалось, умерло). Есть стихотворения, являющие собой повесть о душевных отношениях. Это любовные отношения, но за ними все равно стоит эпоха, образ времени. «Мы не умеем прощаться» - все намечено жестами, движениями, контурами. Последняя строка – безнадежность, «замок на снегу». Видно, насколько Ахматова приблизилась к драматургии. Если попытаться определить жанровую разновидность, это будет психологическая драма.

Классический пример – «Песня последней встречи». Это одно из самых ранних, но входит в любую антологию поэзии. Здесь и жест, и движение, и действие, и декорации. Безукоризненно обрисовано действие. Предельное смятение. Драматургические детали: голос (шепот осенний ), диалог. Живая речь, произнесенное слово. Голос может слышаться во сне. Героиня может противостоять этому голосу. «Мы не умеем прощаться» - приближено к драматургии. Это психологическая драма. «Так беспощадно грудь холодела…»: действия – предельное смятение, уход от любимого дается нелегко, невыносимо пройти 3 ступеньки, трудно выйти из дома, столкновение оппозиций: много и 3, левое и правое; декорации – дом, парк; голос – появление другого голоса → это диалог. Ахматова любит живу речь.

Вывод: тяготение к живой речи, разговорность стиха, точность деталей, обычность обстановки, видение человека в жесте, движении, отсутствие особого лирического мира – следствие основного отличия Ахматовой от символистской поэзии. Пафос Ахматовой – проникновение в близкое, прозу жизни.

Поэзия Ахматовой – свод пятых актов трагедии (финал или окончание) (Разрыв, Я улыбаться перестала, Смятение ).

Много контрастов. «Неяркие» эпитеты. Характеры «его» и «ее» разные, противоречивые (тихий, покорный – наглый, жестокий/ нежная, покорная – может проклинать).

Отражение бурь, тревог; трагические ноты. Образ времени (в любовной лирике – образ эпического времени). Грозные предчувствия. «Поэма без героя».

Образ любви – образ больной любви, образ больного, предреволюционного мира. Нравственный и исторический самосуд.

Образ времени . Ахматова – представитель Серебряного века, но она и большой реалистический поэт. Вопрос о времени особенно актуален. Контрасты – отражение времени бурь и тревог.

Образ времени – в двух ипостасях: 1) время как философская категория, философский образ; Ахматова – сама живое воплощение эпохи, связи времен; 2) время реалистическое, социальное, время как социальная категория. «Реквием» - совмещение обеих ипостасей времени.

1940-й – важный для Ахматовой год. Закончен «Реквием», «Путем всея земли», поэма «Без героя». Начинается второй этап творчества Ахматовой.

Постоянным всегда было чувство сопричастности миру, чувство ответственности перед миром. «Острое ощущение истории» пронизывает все творчество Ахматовой.

В первом сборнике «Вечер» А. представляет читателю свою героиню как сильную натуру, связывая ее силу с характером ее земной женской любви. Образ земной любви проходит через весь первый сборник в сопоставлении с любовью христианской, платонической, неизбирательной ко всему миру, земле, природе. В «Четках» - к русскому народу, национальному укладу жизни, нац. истории. Отличительным признаком земной любви – страсть! Ахматова предпочитает земную любовь при всей своей религиозности. Христ-ая любовь дает выход от страдания плотской любви, но этот выход Ахматова не принимает. Единственный источник полноценной жизни – любовь-страсть! Мир открывается в дополнительной реальности: “Ведь звезды были крупнее, // Ведь пахли иначе травы”. Оппозиция 2х типов любви => жизнь – смерть (Я живу как кукушка в часах). Любовь-страсть у А. – это поединок, борьба двух, столкновение 2х характров. («И когда друг друга проклинали..»). В центре – любовь женщины и дана от ее лица! Ее поражение в любви выявляет силу и цельность ее натуры. Всепоглащающее чувство вместе со страданиями – самые ценные минуты в жизни! (Сжала руки под тёмной вуалью...; Песня последней встречи – перчатка с левой руки).

Тема Творчества занимает в сюжете «Вечера» место равновеликое с любовью и соперничающее с ней. Любовь – источник творчества, а творчество – ср-во увековечивания любви.

«Четки» приносит известность! Через бытовое и обыденное передаются сложнейшие оттенки психологических переживаний и конфликтов, тяготение к простоте разговорной речи. Каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман. Ахматова предпочитала “фрагмент”, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом (например Сжала руки под темной вуалью: В первой строфе - драматический зачин, вопрос “Отчего ты сегодня бледна?” Все дальнейшее - ответ в виде страстного рассказа, который, достигнув высшей точки (“Уйдешь, я умру”), резко прерывается нарочито будничной, обидно прозаической репликой: “Не стой на ветру”. Смятенное состояние героев этой маленькой драмы передано выразительными деталями: “вышел, шатаясь”, “искривился рот”, “крикнула, задыхаясь”, “улыбнулся спокойно” и др. Сказать многое в немногом - в этом сила поэзии.

Деталь подчас осуществляла весь замысел стиха.

Была выпущена третья книга стихов – «Белая стая», она отразила появление в творчестве новых тенденций, обусловленных изменениями общественно-политической обстановки в России. Мировая война, национальные бедствия, приближение революции обостряют у Ахматовой чувство сопричастности к судьбам страны, народа, истории. Расширяется тематический диапазон её лирики, в ней усиливаются мотивы трагического предчувствия горькой участи целого поколения русских людей: Думали: нищие мы, нету у нас ничего; «Молитва»

Основные черты ахматовской поэтики сложились уже в первых сборниках. Это сочетание недосказанности «с совершенно четким и почти стереоскопическим изображением», выраженность внутреннего мира через внешний, сочетание взглядов мужских и женских, детальность, романность, конкретность образа.

Лирику Ахматовой часто сравнивали с дневником.

Начавшаяся в 1914 году первая мировая война наложила отпечаток на все творчество Ахматовой. Она, прежде всего, изменила суть ахматовской Музы («Все отнято: и сила, и любовь...»): Веселой Музы нрав не узнаю: Она глядит и слова не проронит, А голову в веночке темном клонит, Изнеможенная, на грудь мою.

Цикл "Подорожник". В нем Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты "Белой стаи". - темы, связанные с общественной жизнью (революция, гражданская война)

Мотивы пророчества, "последних сроков" и искупительной жертвы. магистральные во втором периоде творчества Ахматовой, определяя облик лирической героини - нищей странницы и пророчицы. Более того, они напрямую соотносятся с формированием у Ахматовой новых ценностных доминант - социальных, этических и эстетических.

Эти мотивы появляются в "Белой стае" и развиваются в "Подорожнике" и "Anno Domini" в нескольких смысловых планах и на разном жизненном материале, прежде всего - на материале войны и революции. Война - надругательство над "божьим миром", его осквернение. Жить в это время и быть свидетелем происходящего нестерпимо больно:

И ранней смерти так ужасен вид,

Что не могу на Божий мир глядеть я.

Происходящее можно изменить покаянием, молитвой и жертвенным отказом от мирских радостей. Идея искупления воплотилась в стихотворении "Молитва".

Тема предсказания будущего в "Белой стае": "Подошла я к сосновому лесу..." (1914), "Июль 1914" (1914), "Город сгинул, последнего дома..." (1916); в "Подорожнике" - "Теперь никто не станет слушать песен..." (1917) и в "Anno Domini" - "Предсказание" (1922).

Начиная с "Подорожника", любовная тема нередко переключается в общественно-исторический план. Лирическая героиня говорит не от первого лица, а как бы от имени всех, отождествляя свою судьбу с судьбой России. Стихотворения личного плана пронизывает пафос религиозной соборности и искупления.

Тема поэтического "ведовства" развивается в "Подорожнике" ("Дьявол не выдал. Мне все удалось...", 1923) и в "Anno Domini".

Цикл "Anno Domini" – пятая книга стихов Ахматовой, завершает первый период творчества поэта (1907 – 1925).

Главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий Ахматовой стала именно судьба сверстников и современников, людей ее круга.

В трех частях книги «Anno Domini» главенствующими являются темы времени, памяти, духовного родства со своим поколением. Во всех трех частях героиня, не удовлетворенная настоящим, посредством памяти погружается в прошлое, которое, по ее мнению, более достойно человеческой жизни. Повернуть время вспять (хотя бы на уровне сознания) – для нее единственный выход из сложившегося тупика.

Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой: обзор творчества

Творчество Анны Андреевны Ахматовой – уникальное явление. Соединив в себе проникновенный лиризм и эпический размах, вобрав в себя лучшие классические традиции, оно приобрело ту многогранность и ту эмоциональную убедительность, которые прославили имя Ахматовой во всем мире. Поэтому вполне можно согласиться с К. Паустовским, сказавшим, что «Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны».

Творчество А. А. Ахматовой пришлось на первую половину XX века, на эпоху войн и революций, период коренной ломки не только мировоззрения людей, населяющих нашу страну, но и самих жизненных устоев. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30-х годов, военные годы.

Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику, эстетику и мотивы стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир.

«Есть три эпохи в воспоминаниях», – сказала Ахматова в одном из стихов. Возможно, это случайность, но и ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.

Начало первого (1912 г.) – выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг наполнена исключительно любовными мотивами. Ее новаторство как художника первоначально проявилось именно в этой традиционной теме. Любовь дана в предельных кризисных моментах – взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа («Как велит простая учтивость…», «Небывалая осень построила купол высокий…»).

Как отмечают исследователи, для ахматовской лирики этого периода характерна «романность», каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман, восходящий к традициям русской реалистической прозы.

В этом роде искусства, в лирическом романе-миниатюре, Анна Ахматова достигла большого мастерства. Трагедия десяти лет могла быть рассказана ею в одном кратком событии (например, стихотворение «Как велит простая учтивость...»). Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, не завершены и походили не столько на маленький роман, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями раньше.

Исследователи отмечают, что Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом, интимностью и откровенностью. Кроме того, фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: перед читателем возникал как бы не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз.

Отметим, что уже с первых сборников («Вечер», «Четки») поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, предметность стиха, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, тяготение стихотворения к сценке или новелле при лаконизме стиля, воспринятом от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.

Начиная с третьего сборника стихотворений («Белая стая») в поэтику Ахматовой входят новые образы и мотивы. В нем она вышла за пределы личных переживаний, и в стихах возникли темы современной жизни, библейские мотивы и исторические ассоциации. В произведениях Ахматовой появились «влажный весенний плющ», тусклый синий цвет неба, «крики журавлей и черные поля», осенние узкие дороги, работающие в полях жницы, моросящий дождик, «липы шумные и вязы», черные кресты. А вместе с этими деталями ландшафта пришло ощущение родной страны, Родины, появились нежные признания в любви «сладостной земле». Автор сумел услышать и передать в стихах чувства народа и свою причастность к ним. Это было началом новой темы в творчестве Ахматовой – гражданской темы.

Лирика этого периода приобретает большую философскую глубину, наполняется общечеловеческим содержанием, отражает сопричастность автора всему происходящему вокруг. Ее основные поэтические ощущения тех лет – ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание – к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом. Гражданские мотивы органично входят в творчество поэта, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии (воспринятому от Пушкина). Поэзия не только сладкий дар песнопенья, но и «веление небес», тяжелый крест, который нужно нести достойно. И потому поэт всегда обречен быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были.

Все более властно заявляет о себе тема России («Ты знаешь, я томлюсь в неволе»). Для Ахматовой Россия нередко ассоциировалась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия – это и Петербург – город культуры и державного величия. Подчеркнем, что тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от «ура-патриотических взглядов» многих поэтов. Ахматова понимала, что война – это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на христианской основе («Утешение», «Молитва»).

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Для третьего периода творчества Ахматовой характерно органическое слияние двух начал – лирического и гражданственного. Это период синтеза, обретения высшего «духовного зрения». Ярчайший пример такого синтеза – поэма «Реквием», в которой слились воедино судьба женщины-поэта и всего многомиллионного народа.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был...

Ахматова работала над этим произведением пять лет (1935-1940). Основным толчком к созданию произведения и ее содержанием стали массовые репрессии в стране, а также события личной жизни.

В 1921 году в ЧК был расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын Ахматовой Лев, под арестом находился и второй муж Н. Пунин. «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде», – вспоминает Ахматова в предисловии к «Реквиему».

С первых строк автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее личное несчастье, но касается общенародного горя («Так не зря мы вместе бедовали...». Некоторые стихи, входящие в поэму, строятся как народный плач («Уводили тебя на рассвете...».

В стихотворении «Распятие» автор соединяет историю Божьего Сына с судьбой собственного. В результате возникает параллель между муками в советских застенках и восхождением на Голгофу Христа. Причем до ранга крестных мук возвышаются не только страдания сына, но и всех, кто был невинно осужден и казнен. Эта тема особо отчетливо звучит в «Эпилоге»:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною...

В 1940-е годы – в годы Великой Отечественной войны – стихи Ахматовой звучали по радио. «Клятва», «Мужество» пронизаны уверенностью, что «нас покориться никто не заставит», что «мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово». Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры и величественны. Они стали поэзией переосмысления и прощания с прошлым.

Итак, творчество Анны Андреевны Ахматовой условно может быть поделено на три периода, как по тематике и мотивному содержанию, так и по особенностям мировоззрения. Эволюционируя от интимно-лирической поэзии через гражданскую к поэзии, в которой и лирика и гражданственность оказались слиты воедино, Ахматова открывала для себя и читателя не только новые темы и мотивы, но и новую философию, чувство единения своей личной судьбы с судьбой народа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!