Теория и практика гештальт-терапии Ф. Гештальттерапия Ф

Популярным на сегодняшний день направлением в психологическом консультировании является гештальт-терапия. Ее главным разработчиком является Фредерик и Лаура Перлз, а также Пол Гудман. В переводе гештальт-терапия обозначает «целостный образ» — это задача, которую перед собой ставят специалисты при работе с клиентами по основным положениям, техникам и теории г .

Для пояснения того, чем именно занимается гештальт-терапия, интернет-журнал сайт приведет притчу. Долгое время возле своей лачуги сидел бедный человек. Сидел он возле речки, вдоль которой проходил добрый человек. Однажды бедняк попросил доброго человека накормить его. На что добрый человек словил ему рыбы и накормил. В следующий раз ситуация повторилась. Доброму человеку надоело постоянно ловить рыбу, отчего он показал бедняку, как это нужно делать, чтобы в дальнейшем не просить о помощи.

Гештальт-терапия помогает человеку достичь целостного образа за счет и самоосознания. Здесь терапевт не является пассивным участником, он активно вовлекается в процесс, однако не с целью того, чтобы выполнить всю работу за клиента, а для того, чтобы помочь клиенту научиться достигать понимания.

Что такое гештальт-терапия?

Двумя основными проблемами, которые страдают многие современные люди, можно назвать: неспособность справиться с имеющимися проблемами, которые могут тянуться уже долгие годы, и неумение брать на себя ответственность. Гештальт-терапия решает обе данные проблемы. Что это такое? Это метод психологического консультирования, у которого имеются свои задачи и техники.

Главной задачей гештальт-терапии является устранение эмоциональных переживаний, зажимов и страхов, которые мешают в настоящем времени наслаждаться жизнью и достигать поставленных целей. Проводится это благодаря осознанию всех переживаний, которые блокируют человека на пути совершения нужных действий, разрешению проблем, которые могли беспокоить индивида годами, а также взятию ответственности на себя за собственные эмоции и чувства.

Специалист работает с человеком в состоянии «здесь и сейчас», что также является «фишкой» гештальт-терапии. Психотерапевта не волнуют проблемы, прошлое человека или пережитое. Он интересуется лишь тем, что в настоящий момент все еще беспокоит его клиента, оказывает на него влияние, воздействует. Эта проблема могла случиться в прошлом, однако эмоциональные переживания и мысли о ней до сих пор сказываются на поведении .

Прорабатываются лишь те чувства и переживания, которые человек испытывает до сих пор. При разборе случившейся в прошлом проблемы специалист не интересуется, что чувствовал индивид тогда, в прошлом, его волнует лишь то, что человек испытывает сейчас, когда возвращается мыслями к этому событию из прошлого.

Находясь «здесь и сейчас» человек может более спокойно рассказывать о проблеме, которая с ним случилась в прошлом, ведь она уже случилась, осталась в прошлом, сейчас человека она никак не задевает физически. Индивид в ходе работы со специалистом должен осознать, что говорит он о событиях, которые сейчас, в конкретный момент с ним не происходят. Сейчас рядом с человеком нет того врага, который в прошлом его унизил или оскорбил. Сейчас человек не находится в той ситуации, которая с ним случилась в прошлом. А значит, он находится в большей безопасности. Он может более спокойно говорить о том, что случилось. Более того, он осознает, что сейчас в его жизни все спокойно и хорошо, ничего угрожающего не существует.

На ситуацию из прошлого можно посмотреть с разных сторон. Чем больше человек осознает, что проблемы нет сейчас, она находится в прошлом, и он может из-за нее не волноваться так, как это было тогда, когда он непосредственно в ней находился, тем лучше он начинает видеть ее. Можно на нее посмотреть с разных сторон. При этом человеку ничто не угрожает.

В гештальт-терапии практикуется не только рассмотрение конкретной проблемы, которая волнует человека, но еще и гипотетические ситуации, которые еще не произошли или в принципе беспокоят человека. Здесь применяются различные техники, например, метод «пустого стула», когда человек представляет на пустом стуле оппонента, с которым желал бы поговорить, получить от него какой-то ответ, научиться с ним общаться.

Задач у гештальт-терапевта несколько:

  1. Помочь человеку сохранять осознанность и состояние «здесь и сейчас» при рассмотрении волнующей его ситуации, которая может пугать.
  2. Помочь человеку осознать, какие конкретно переживания он испытывает при рассмотрении ситуации.
  3. Разобраться в причинах, почему ситуация вызывает у человека те эмоции, которые он испытывает. На основе этого совместно с клиентом можно разработать план действий по тому, как больше не допускать этих переживаний, как справиться/устранить те чувства, которые уже имеются.
  4. Восстановить внутренний баланс, стать целостной личностью, которая должна жить «здесь и сейчас», а не в прошлом или в будущем.
  5. Помочь клиенту взять ответственность на себя за те переживания, которым он позволяет влиять на его решения и поступки в настоящем времени.

Теория гештальт-терапии

Разработчики гештальт-терапии не считали нужным создавать различные теории, поскольку создавали вполне практичную систему. Гештальт-терапия выступает как метод, когда главной задачей специалиста является сохранение сознания клиента в состоянии «здесь и сейчас» (чтобы он не улетал в прошлое или будущее). Также главный аспект ставится на способности индивида к творчеству.

Однако со временем разработанная методика стала рассматриваться многими психологами, которые подвели к ней множество теоретических баз:

  • Контакт-граница – та линия, на которой человек начинает контактировать с окружающей средой, при этом он может обособляться от мира.
  • Сопротивление – способ взаимодействия индивида с внешней средой. В настоящее время человек контактирует с миром так, как ему доступно, или так, как ему привычно. Если вследствие данного контакта возникают проблемы, значит, методы, которые человек использует, были уместны в прошлом, однако являются неэффективными в настоящем.
  • Осознание истинных своих потребностей. Нередко человек, не имея возможности удовлетворить основную свою потребность, прикрывает ее другой, пытается компенсировать ее чем-то другим. Однако это не позволяет человеку до конца оставаться счастливым, вот почему он продолжает компенсировать основную свою потребность, не будучи полностью удовлетворенным, поскольку даже не осознает ее.

Гештальт-терапия рассматривает индивида как целостную систему. Он не разделяет ее как специалисты в психоанализе, хотя и может рассматривать ее отдельные аспекты. Дело в том, что происходящее в одной сфере жизни человека непосредственно влияет на остальные его аспекты системы. Таким образом, если меняются чувства, то меняется и опыт, убеждения, мировоззрение, поведение и даже цели на будущую жизнь.

Гештальт-терапия не ставит своей целью устранять проблемы, с которыми люди пришли. Она ставит своей задачей устранение тех эмоциональных зажимов, которые мешают человеку в настоящем времени наслаждаться жизнью в полном объеме, а не лишь частично. Здесь акцентируется внимание на том, чтобы осознать настоящие переживания и проблемы, а не уходить в прошлое.

Основоположником уже сформировавшейся гештальт-терапии является Перлз. Он ставит своей главной задачей поддержание гомеостаза – баланса, к которому человек стремится в любую минуту своей жизни. Здесь нужно удовлетворение всех его потребностей, которые позволяют достичь данного уравновешенного состояния, любыми способами.

Гештальт-терапия базируется на 5 основных стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Фигурой является гештальт – некое целостное существо или сам человек, или его потребность. Фон – это ситуация, которая на данный момент является значимой и интересной для формирования гештальта. Если потребность удовлетворяется, тогда фон исчезает и появляется новый для формирования нового гештальта. Если потребность не удовлетворяется, тогда гештальт остается незавершенным, где человек и застревает. Здесь важно человеку научиться удовлетворять свои потребности, чтобы со временем не уйти в «зону фантазии», откуда и формируются надежды, неврозы и пр.
  2. Осознание и концентрация на настоящем моменте. Если человек способен осознавать собственные потребности в настоящем, то он должен искать методы их удовлетворения в том, что имеется на сегодняшний день. Если он уходит в фантазии, тогда возникают различные аномальные состояния, когда человек начинает ждать, надеяться, агрессировать из-за нереализации желаний и пр.
  3. Противоположности. Это разделение мира и человека на противоположности. Однако человек или мир не могут быть разделены. В гештальт-терапии все воспринимается как единое целое, как черное и белое в совокупности.
  4. Ответственность и зрелость. Здесь Перлз видел человека, который не ждет помощи извне, а пытается найти выход из любой ситуации, исходя исключительно из того, что он сам может для этого сделать.
  5. Функции защиты.

Техники гештальт-терапии

Техники в гештальт-терапии базируются на принципах и играх:

  1. Принципы:
  • «Здесь и сейчас». Осознание своих переживаний, которые присутствуют в настоящем времени, а не в прошлом.
  • «Я – ты». Осознание себя отдельно от других людей, чтобы быть способным с ними контактировать.
  • Субъективизация высказываний. Трансформация субъективных суждений в объективные.
  • Континуум сознания. Устранение контроля с целью простого наблюдения за собственными переживаниями, мыслями, которые происходят в настоящий момент, не подвергая их трактовке и оценке.
  1. Игры.

Зачем нужна гештальт-терапия в итоге?

К гештальт-терапии люди прибегают в случае, когда они желают избавиться от влияния прошлых проблем и возможных будущих событий, из-за которых возникают различные эмоции и мысли, мешающие полноценной настоящей жизни. Гештальт-терапия возвращает человека в настоящий момент, чтобы он наконец-то осознал, что прошлое и будущее его сейчас никак не задевают, поэтому он может сохранять спокойствие и направлять силы на удовлетворение своих потребностей и желаний.

В процессе гештальт-терапии важными становятся эксперименты (игры), в ходе которых человек воспроизводит различным образом волнующие его ситуации, отслеживая собственные эмоции и мысли, чтобы потом понять, как они влияют на его дальнейшее поведение и построение будущего. Только при наличии понимания можно что-то изменить в том направлении, которое выгодно самому человеку.

Также гештальт-терапия способствует выработке умения постоянно сохранять состояние «здесь и сейчас», чтобы не погружаться в воспоминания, которые пугают, или не фантазировать о будущем, которого может не произойти, а жить и искать ресурсы в настоящем моменте.

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое "Я", реализовать свои потребности, склонности - это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего "Я", со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:
1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.
2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.
3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент "здесь и сейчас".

По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.

Гештальттерапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я". В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект -является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. "Он думает то, чего от него хотят другие".

Проекция - прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции". Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. "Он делает другим то, в чем сам их обвиняет".

Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства. "Он делает себе то, что хотел бы делать другим". Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: "Я должен заставить себя сделать это".
Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций.
Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я". Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я".

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское - женское, активное -пассивное, зависимость - отчужденность, рациональность - эмоциональность и т.д.

Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальткоррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

Другим важным термином является "избегание". Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции. В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

Первый уровень - уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего "Я" и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень - фобический - связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий уровень - уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

Четвертый уровень - имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному "Я".

Пятый уровень - эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного "Я". Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Таким образом, гештальткоррекция - это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.
Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:
обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания
смещение локуса контроля вовнутрь;
поощрение независимости и самодостаточности;
обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога. В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

Главная цель взаимодействия с клиентом - активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Требования и ожидания от клиента. В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

Техники
Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности. Например, между агрессивным и пассивным началом, между нападающим и защищающимся. Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с чувством страха), а также с отдельными частями тела или с воображаемым (значимым для клиента) человеком.

Техника игры такова: напротив стула, который занимает клиент ("горячий стул") располагается пустой стул, на который "сажают" воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции.

2. "Большой пес" и "Щенок". Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенок". "Большой пес" олицетворяет обязанности, требования, оценки. "Щенок" олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

"Большой пес" пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. "Щенок" не вступает в прямую борьбу, а использует уловки - ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой.

Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

3. Совершение кругов, или идти по кругу. Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: "Пожалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказывание: "Я чувствую себя неудобно потому, что..."" Клиент может пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Прием позволяет более дифференцировано определять собственные переживания и связи с окружающими.

Многократное повторение фразы, выражающей какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента.

4. Техника "наоборот" (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в "Я" новых структур опыта.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению: громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. И особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания -это приводит к развитию внутренних коммуникаций.

6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема "пустого стула" высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов "Я обижен...".

7. Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.

Наиболее популярная игра - "Старый заброшенный магазин". Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженный за окном.
Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: "Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?" Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

8. "У меня есть тайна". В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, что бы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, "какую страшную тайну он хранит в себе". Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то драгоценному.

9. "Преувеличение". Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому "языку тела". Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Предлагая клиенту преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

Например, скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постукивает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и пространно о чем-то говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он прокомментировать то, о чем говорит женщина, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда психолог просит усилить постукивание, стучать все громче и выразительнее до тех пор, пока клиент не осознает, что делает.

Гнев клиента нарастает очень быстро, и через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: "Она точно как моя жена!" В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных утвердительных чувств и возможности более непосредственного их выражения.

10. "Репетиция". По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к этим ситуациям. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства неадекватного поведения. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяют лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.

11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение. Тогда он может воспользоваться следующей формулой: "Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить это мнение вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы".

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения клиента, но психолог не старается сообщить свою интерпретацию клиенту, он только предоставляет пациенту возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, клиент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

Ф. Перлз вначале применял свой метод в виде индивидуальной коррекции, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая работа проводится как центрированная на клиенте. Группа при этом используется инструментально, по типу хора.

Во время работы одного из участников группы, который занимает "горячий стул" рядом со стулом психолога, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего "Я" и завершая незаконченные ситуации.

Вся многообразная техника гештальттерапии направлена на обеспечение психологической поддержки личности, на освобождение человека от бремени прошлых и будущих проблем и возвращении его "Я" в богатый изменчивый мир личностного "сейчасного" бытия.

Вы считаете, что в вашей жизни в целом все в порядке: вам удается лавировать между обязанностями и удовольствием, между тем, что делать нужно и что хочется? Вы стараетесь вести здоровый образ жизни, не допускаете нервных срывов и более-менее управляете собственным настроением? С каждым годом вы становитесь мудрее и научились выстраивать отношения с родными-близкими-любимыми и, наоборот, с неблизкими: начальниками, подчиненными, соседями, прохожими? На вопрос: «Как жизнь?» вы смело можете улыбнуться широкой голливудской улыбкой и на американский манер бодро ответить: «ОК!» То есть, уж вам-то точно помощь психологов и психотерапевтов не нужна!

Не тут-то было. Фредерик Перлз, основатель гештальттерапии, утверждал, что одного факта, что вы родились и существуете достаточно для того, чтобы иметь основания и повод для психотерапии.

Выдающийся психолог XX века Фредерик (Фриц) Перлз не создал собственной стройной и завершенной психологической теории в первую очередь потому, что во главу своей деятельности поставил практику психологической помощи. Главной задачей он видел применение достижений психологии для роста и развития человеческой потенциальности, для улучшения жизни каждого человека и общества в целом.

Фредерик Саломон Перлз (нем. Friedrich Salomon Perls) родился в Берлине в 1893 году. Детство и юность Фриц провел в постоянной войне с родителями. Примечательно, что позднее он назовет свою автобиографию «Внутри и снаружи мусорного ведра». Тем не менее, Фриц сумел завершить медицинское образование по специальности психиатрия и получить докторскую степень.

После Первой мировой войны, во время которой Перлз служил в армии, он возвращается в Берлин, вступает в Берлинское богемское общество, работает в Институте военных мозговых травм и начинает личный семилетний курс психоанализа у небезызвестного Вильгельма Райха, а позднее у Карен Хорни. Психоанализ разочаровывает Перлза: по его признанию он чувствует себя тупицей. Перзл называет время, занятое психоанализом, «бесполезной жизнью на кушетке».

В эти же годы Перлз знакомится с Лаурой (Лорой) Познер, доктором психологии, изучавшей гештальтпсихологию. В 1930 году Лора становится женой Фредерика и его верной соратницей.

С началом гитлеровского режима супруги Перлз покидают Германию и в 1933 году уезжают сначала в Голландию, а позже — в Южную Африку. В этот период Перлз еще считает себя психоаналитиком и «проповедует Фрейдовское евангелие», основывая в Южной Африке институт психоанализа.

В 1946 году супруги Перлз эмигрируют в США и, продолжая работать с клиентами, постепенно развивают направление психологической помощи, которое впоследствии получило название «гештальттерапия». Трудно сказать, кто из супругов больше вложил в новое направление, но нужно отдать должное Фредерику, который был блестящим популяризатором, отлично владевшим речью и умевшим своей дерзостью привлечь внимание слушателей и читателей.

В 1951 году в Нью-Йорке Перлз основывает первый институт гештальттерапии, офис которого располагает в собственной квартире. Позднее открывается Кливлендский институт, а группы гештальттерапии начинают работать по всей Америке.

До последних дней жизни Перлз ведет группы и семинары, читает лекции и преподает в учебных заведениях. Гештальттерапию он называет не просто видом помощи, но образом жизни человека, стремящегося к личностной целостности. Умер Фредерик С. Перлз в 1970 году в основанной им гештальттерапевтической общине (кибуце).

Синтез подходов к пониманию психики человека

Гештальттерапия — это практика, которая стараниями супругов Перлз была основана на лучших к тому времени достижениях психологии и философии в области поведения и психологического здоровья человека.

Начав как психоаналитик, Перлз и в последующем признавал открытия Фрейда, критикуя, однако, практику психоанализа. На представления Перлза о взаимосвязи тела и психики человека оказали влияние идеи другого крупного психоаналитика Вильгельма Райха о «мышечном панцире».

Как понятно из названия терапии Перзла, он много взял из гештальтпсихологии, основанной М. Вертгеймером, В. Кёлером и К. Коффкой. Понятия «гештальт» (целостный образ, форма), «фон и фигура», открытые в гештальтпсихологии, нашли отражение в таком принципе гештальттерапии, как целостность. Согласно этому принципу анализ частей не может обеспечить понимание целого, потому что целое — это не простая сумма частей, а их сложная взаимозависимость и взаимодействие.

Перлзу были близки экзистенциальная и феноменологическая философия, поэтому он резко возражал против излишне рационального механистического естественнонаучного подхода к психологии человека и критиковал бихевиоризм. Как и экзистенциалисты, он понимал терапию не просто как отношения врача и пациента, а как встречу двух значимых друг для друга личностей.

Гештальттерапия вобрала в себя также и практику работы с экспрессией: в частности Перлз использовал некоторые идеи ролевых игр, применявшихся в психотерапии Дж. Л. Морено.

В последних трудах Перлза все более отчетливо просматривается влияние дзен-буддизма.

Гештальттерапия – основные положения

Каковы же взгляды Перлза на человека и его жизнь? Почему он считал, что гештальттерапия ни для кого не будет лишней?

В представлениях Перлза человек — это единое и неделимое целое: организм, в котором невозможно отдельно рассматривать и анализировать тело и психику, поведение и интеллект, эмоции и мотивацию и так далее.

Так же нельзя полностью отделить человека от окружающего его мира. Человек выделяется из внешнего мира, имеет собственные границы, подобно тому как фигура выделяется на фоне на рисунке.

Но как невозможно точно сказать, что именно изображено на рисунке: белая ваза на черном фоне, или два темных профиля на белом, так нельзя рассматривать поведение и переживания человека в отрыве от его личного опыта или от его окружения.

Вместе с тем, между индивидуумом и средой есть контактная граница, которая и определяет взаимоотношения человека и его окружения. В норме эта граница у индивидуума подвижна — постоянно допускается как контакт со средой, так и уход из неё.

Контакт со средой осуществляется тогда, когда у человека возникает какая-либо потребность, точнее сказать, когда какая-либо потребность настоятельно выделяется из общего фона. Перлз считал, что не существует каких-либо основных потребностей-инстинктов, какими в психоанализе, например, считались сексуальное влечение или инстинкт сохранения жизни. Из мириада потребностей в определенный момент, как фигура из фона (здесь тоже прекрасно подходит иллюстрация фигуры и фона на рисунке 1.) восприятие выбирает то, что наиболее важно и интересно. Например, если в жаркий день вас мучает жажда, то поиск прохладительного напитка станет настолько необходимым, что ничем другим вы просто не сможете заниматься. Однако стоит напиться, ваше внимание, скорее всего, будет переключено на что-то другое.

Итак, при выделении какой-либо потребности из фона у организма возникает необходимость взаимодействия со средой: он ищет что-либо, что может эту потребность удовлетворить. Этот момент называется формированием гештальта. Далее происходит контакт со средой, потребность удовлетворяется, и организм вновь замыкает свои границы — гештальт завершается.

К сожалению, такой счастливый исход в нашей суматошной жизни возможен не всегда. В силу обстоятельств и требований социума далеко не все потребности могут быть удовлетворены, а некоторые и вовсе оказываются под запретом. Чем старше мы становимся, тем чаще мы подчиняемся правилам, требованиям, запретам. Так возникают гештальты, которые в том или ином отношении не были полностью закончены: или не до конца сформированы (когда мы запрещаем себе осознавать потребность) или оставшиеся незавершенными (потребность осознавалась, но была отодвинута без удовлетворения). Наличие таких незавершенных гештальтов и есть, по Перлзу, невроз.

Незавершенные гештальты, которых в течение жизни накапливаются целые пласты, — это дыры в контактных границах, сквозь которые утекает столь необходимая жизненная энергия.

Восстановление границ, другими словами, завершение гештальтов и есть главная цель гештальттерапии.

Перлз утверждал, что изначально каждый индивид обладает мудростью организма (wisdom of the organism), и в состоянии здоровья человек имеет все возможности для саморегуляции и максимального раскрытия заложенного потенциала. Все, что нужно сделать гештальттерапевту — это возвратить человеку способность руководствоваться мудростью организма.

Достигается такое восстановление, в первую очередь, посредством осознавания. Осознавание — это полноценное переживание всего, что происходит внутри организма и в его взаимодействии со средой. Осознавание больше, чем просто интеллектуальное понимание и больше, чем неясное чувствование. Это единство ощущений, эмоций, образов, идей, воспоминаний и предвосхищений, которое можно выразить такими словами: «Я полностью осознаю где я, кто я, что я чувствую, чего хочу и так далее». Это подлинная целостность человека.

Западная цивилизация, по мнению Перлза, не учит осознаванию. Эпоха пуританства и морализма, с её строгими запретами и отказами от естественных потребностей, в начале XX века сменилась эпохой гедонизма, насыщенной непрерывным стремлением к удовольствию, неумеренным потреблением, «жизнью для вещей». Личность, воспитанная в западных традициях, не умеет распознавать свои истинные потребности и не умеет полноценно удовлетворять их, не входя в конфликт с окружающей средой.

Нарушение осознавания приводит к тому, что поведение человека подчиняется невротическим механизмам интроекции, проекции, слияния и ретрофлекции.

Интроекция или «проглатывание непережеванным» наблюдается тогда, когда человек подчиняется нормам поведения и мыслям, которые не стали его собственными. Должен — это слово часто употребляет человек, подверженный интроекции: «Я должна обеспечить моим детям все самое лучшее», «Я должен выполнить эту работу, чего бы мне это не стоило». Попросите человека объяснить, почему он решил, что именно это он должен делать, и объяснения будут примерно такими: «так положено», «так принято», «а как иначе?».

Проекция — это, напротив, приписывание другим того, что исходит от себя, собственных желаний и мыслей. «Они ненавидят меня» — скажет проектор о коллегах, в то время как сам испытывает ненависть по отношению к сослуживцам.

Слияние возникает тогда, когда человек не различает собственных границ. «Я» и «Не-Я» у такого человека сливаются. «Мы же такие капризные» — говорит мама, рассказывая о дочери. Слияние не дает человеку признавать отличие другого от себя, отрицает у него (или у себя) наличие собственных чувств и желаний.

Ретрофлексия (буквально: «обращение назад на себя») — невротический механизм, при котором всю энергию, вместо действий по изменению среды, человек направляет на себя. Например, человек бьет себя по колену, когда злится, или в отчаяние начинает вырывать на себе волосы.

Задача гештальттерапевта помочь человеку осознать свои истинные потребности и те способы, с помощью которых эти потребности удовлетворяются или не удовлетворяются, восстановить нарушенные границы личности и открыть путь, при котором организм руководствуется собственной, заложенной в нем изначально, мудростью.

Проводя терапию гештальттерапевт руководствуется двумя основными принципами:

«Здесь и теперь»

Незавершенные гештальты делают невозможной жизнь в настоящем: мыслями и чувствами человек постоянно «убегает» в прошлое, что отнимает у него энергию и способность полно действовать в настоящем. Ничем не лучше и «убегание» в будущее. Желание представить наперед, как будут развиваться события, что может ожидать человека в том или ином случае, так же забирает энергию человека и парализует его возможности для действий сейчас. Тревога, которая часто приводит к бессмысленной или неадекватной активности есть ничто иное, как разрыв между «сейчас» и «тогда». К примеру, студент волнуется перед экзаменом: его мысли убегают к моменту, когда он будет отвечать вопрос преподавателю, неуверенность, которую он испытывает, порождает физиологические реакции — потеют ладони, кровь приливает к щекам, в горле пересыхает. Энергия, нужная для концентрации внимания на ответе, расходуется напрасно, и, в результате, бедный студент не может понять даже сути вопроса, «забывает, что и знал».

Поэтому первостепенной задачей гештальттерапевта является обучение человека умению сфокусироваться на настоящем для полноценного и открытого переживания всей полноты жизни от мгновения к мгновению. Когда в переживании настоящего обнаруживаются следы прошлых незавершенных гештальтов, пациенту предлагается проиграть ситуации, которыми они были вызваны и найти способы завершения. Способность жить настоящим делает человека открытым к будущему, без чего невозможны, по мнению гештальтистов, спонтанность и рост.

«Как» важнее, чем «почему»

Гештальтисты полагают, что каждое действие имеет множество причин, и попытки выяснить, почему человек ведет себя тем или иным образом заранее обречены на провал. Причины уводят в прошлое, в излишнюю интеллектуализацию. Гораздо важнее понять, как пациент делает что-то, потому что это дает ему возможность овладеть самим действием, а, следовательно, увеличить свою осознанность. Осознавание же, как писал Фредерик Перлз «уже само по себе может быть целительным».

Избавление от невроза в процессе гештальттерапии проходит последовательно через пять слоев:

  • — Первый слой — слой клише или слой символьного существования. Это привычные всем нам ритуалы контакта, сопровождающиеся выражениями «доброе утро», «привет», «всего доброго» и так далее. Эти слова, хотя мы и произносим их ежедневно, могут совсем не отражать нашего действительного состояния и не имеют ничего общего с осознаванием.
  • — Второй слой — ролевой или игровой. Находясь на этом слое, мы делаем вид, что кем-то являемся: строгим начальником, безупречным подчиненным, ответственным родителем. Это уровень «как будто». Осознавание на этом слое поверхностное.
  • — Расширение осознавания в процессе гештальттерапии приводит человека на третий — тупиковый — слой, называемый также слоем антисуществования или слоем фобического ухода. Этот слой переживается человеком, как пустота, небытие. Это неприятные и тревожащие человека переживания. Именно отсюда, избегая пустоты, мы чаще всего прекращаем осознавание и возвращаемся к ролевому слою.
  • — В процессе гештальттерапии специалист помогает человеку сохранить самосознание в пустоте, преодолеть тупиковый слой и выйти в четвертый слой — слой смерти или слой имлозии (смычки). Здесь человеком переживается страх смерти.
  • — И лишь когда человеку удается сохранить контакт со своей внутренней смертью, он выходит на слой эксплозии, слой взрыва (пробуждения). Перлз считал, что именно отсюда, с пробуждения, начинает рождение подлинного «Я» человека, его способности ощущать и выражать подлинные эмоции.

Эксплозия, которую проходит человек, может быть выражена печалью — переживанием какого-либо горя или потери, которые не были ранее пережиты. Другим выражением эксплозии может стать переживание оргазма у сексуально зажатых людей. Возможно также переживание эксплозии в виде гнева, если ранее сильные негативные эмоции были подавлены. И, наконец, эксплозия возможна в виде веселья и смеха, того, что Перлз назвал «радость жизни».

Гештальттерапия, созданная Фредериком и Лаурой Перлз и продолженная их последователями, обогатила представления о природе человека следующими важным аспектами.

Во-первых, Перлз показал, что природой в человека заложено все необходимое для удовлетворяющей, счастливой, деятельной жизни — мудрость организма. Поэтому человеку нужно прислушаться к себе, не пытаться постоянно держать под контролем интеллекта всё происходящее, а довериться внутренней мудрости, и организм сам найдет наилучший способ удовлетворения возникающих потребностей.

Во-вторых, гештальтисты обозначили, что человек сам ответственен за все происходящее с ним и в его жизни. Он сам выбирает, что ему воспринимать, и как себя при этом чувствовать. Расширяя осознавание, человек становится способным самостоятельно разрешать все свои проблемы, приобретает способность опираться на себя. Это способность обходится без внешней поддержки и регуляции, руководствуясь только самоподдержкой и саморегуляцией — и есть, по мнению Перлза, психологическое здоровье и зрелость.

Сущность гештальттерапии отлично выражена в сформулированной Фредериком Перлзом гештальтмолитве:

Я делаю свое, а ты делаешь свое.
Я в этом мире не для того, чтоб соответствовать твоим ожиданиям.
А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты, а я – это я.
Если нам случиться найти друг друга – это прекрасно.
А если нет – с этим ничего не поделать.

Очень много психологических направлений существует на сегодняшний день. Гештальт-терапия Перлза является одной из них. Психологи могут не придерживаться основных положений и теории данного направления, однако зачастую смешивают свои методы работы с техниками гештальт-терапии.

Психология в целом рассматривает духовную составляющую человека с разных сторон. Поскольку человек – многогранное существо, возникает множество направлений, которые не замещают друг друга, а наоборот дополняют.

Основным положением гештальт-терапии является осознанная жизнь. Что такое осознанность или сознательность? Это умение человека направлять свое внимание на то, что происходит здесь и сейчас. Он не погружается в свои мысли, не витает в облаках, не вспоминает о прошлом или не мечтает о будущем. Настоящий момент является самым главным для человека, который находится в сознании.

Что такое гештальт-терапия?

Как и психология, гештальт-терапия является относительно молодой наукой, которая была разработана в 20-х годах прошлого столетия. Ее основные идеи и принципы были разработаны Фредериком и Лаурой Перлзами, Полом Гудманом. Что такое гештальт-терапия? Это работа над формированием собственной сознательности и ответственности за то, что происходит с человеком.

Сознательное осознание – основное понятие в гештальт-терапии. Оно означает, что человек должен обращать внимание только на то, что происходит здесь и теперь. Он должен проживать это, чувствовать, понимать и даже запоминать. Анализ в гештальт-терапии проблем и чувств происходит лишь с теми единицами, которые актуальны на нынешний момент.

Гештальт-терапевты не обращают внимания на прошлое или будущее. Прошлое уже прошло, а будущее еще не наступило. Тело человека находится лишь в настоящий момент. Что говорить о том, что уже случилось или еще не произошло? Как ни крутите, а человек живет только в настоящем моменте. Только «здесь и теперь» он может отпустить прошлое, понять его, исправить ошибки и сделать что-то хорошее для своего будущего.

Не нужно погружаться в какие-то мысли, улетать в воспоминания или мечты. Замечайте, что вас окружает, что происходит вокруг, что ваш организм чувствует, как возникают те или иные . Отслеживайте свои эмоции, начиная с того, как вы что-то услышали или увидели, и кончая тем, как в вас разгораются определенные чувства.

Наслаждайтесь тем, что вы делаете сейчас. Делайте лишь то, что считаете нужным на данный момент. Решайте лишь те вопросы, которые важно решить сейчас. Будьте здесь и сейчас. Что на самом деле важно сейчас? Что вы считаете нужным сделать на данный момент? Аргументируйте свои критерии оценивания важности. Это позволит в будущем не жалеть о том, что вы делаете сейчас. Да, вы можете сомневаться в правильности своего выбора. Однако в будущем вы будете помнить, что сегодняшний выбор казался вам самым правильным. А это уже говорит о том, что вы поступили верно.

Понимайте, что с вами происходит, что вы чувствуете и к каким целям хотите прийти. Не позволяйте воле случая или другим людям вами руководить. Вы вольны решать сами, что думать, говорить и делать. Но для этого нужно жить в настоящем времени, понимать мотивы своих поступков, а также видеть цель, которую вы хотите достичь. Обычно люди не достигают желаемого, потому что не знают, чего хотят, забывают об этом, когда ими овладевают эмоции, и ничего не делают для его реализации. Однако если вы будете осознанными, то будете понимать, что можете не поддаваться своим эмоциям, которые просто заставляют вас делать глупости, а не решать вопросы так, чтобы в итоге вы получали то, что вам нужно.

Чтобы жить, нужно быть здесь и сейчас. Учитесь как можно больше времени проводить в настоящем моменте. И тогда вы увидите много плюсов в том, чтобы жить здесь и сейчас, а не витать в мечтах и не погружаться в воспоминания.

Гештальт-терапия Перлза

Основным желанием человека является сохранение гомеостаза, когда он совершает лишь те действия, которые в настоящих условиях позволят ему достичь уравновешенного состояния. Гештальт-терапия Перлза основывается на важности теперешних обстоятельств и на неважности всего остального.

Она базируется на таких 5 стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Человек не может удовлетворить свои потребности в отдельности от окружающего мира. Фоном или фигурой становятся те элементы, которые на теперешний момент важны для достижения желаемого. Как только цель достигается, гештальт прекращается и фигура отходит на задний план. Если цель не достигается, тогда гештальт остается незавершенным.
  2. Противоположности. Человек постоянно контактирует с окружающим и внутренним мирами, которые не всегда проявляют себя одинаково. Для быстрой оценки человек оперирует однозначными понятиями, например, «хорошо» и «плохо». Однако никогда ничто не бывает однозначно хорошим или плохим. Даже эмоции человек переживает неоднозначные по отношению к окружающему миру (то любит, то ненавидит, то плачет, то смеется).
  3. Осознание и концентрация на настоящем. Чтобы человек имел возможность воспользоваться имеющимися обстоятельствами для достижения цели, он должен находиться здесь и теперь. Его внимание должно быть обращено на две составляющие: внутренние ощущения и внешние факторы. Ярким примером является то, что человек при холодной погоде надевает теплый свитер, что соответствует внешнему и внутреннему.

Проблема возникает тогда, когда человек заостряет свое внимание на средней области – это мысли, желания, убеждения, эмоции и пр. Он в таком случае не замечает ни внешнего, ни внутреннего. Он оперирует доводами, которые абсолютно не согласуются с реальными фактами.

В таком состоянии человек планирует, отчаивается, вспоминает, надеется. Он не действует, а уповает на то, что его мысленные процессы позволят как-то повлиять на настоящую жизнь без его участия.

  1. Ответственность и зрелость. В достижении счастливой жизни человек должен быть зрелым. Что это такое? Это когда человек перестает ждать помощи извне, а опирается только на собственные силы. В таком случае он прекращает обвинять, ждать, бездействовать, поскольку берет на себя ответственность за собственную жизнь, имеющиеся достижения, успехи и неудачи.

Зрелость наступает тогда, когда человек перестает бояться и фрустрировать. Пока человек незрел, он занимается лишь поиском различных манипуляций, которые помогут ему получить от других то, в чем он нуждается. Личность должна пройти через несколько этапов, чтобы стать зрелой:

  • Избавиться от клише, то есть избавиться от стереотипов.
  • Избавиться от игр и ролей, которые помогают манипулировать окружающими.
  • Выйти из «тупика», когда помощи извне невозможно получить, а самопомощь не предоставляется. Данный уровень опасен тем, что люди чувствуют себя обманутыми и потерянными, поэтому начинают искать новые способы манипуляции окружающими.
  • Дойти до «внутреннего взрыва», когда вы переступаете тот порог, когда «вам должны» и вступаете в период, когда «вы сами все можете сделать и помочь себе».

На гештальт-терапии человеку помогают создать безопасную для себя обстановку на «тупиковом» уровне, чтобы успешно перейти на следующий.

  1. Функции защиты. Психика обладает различными функциями защиты, которые должны помочь оградиться от стрессовой или опасной ситуации. Она может заставлять убегать (уходить), не обращать внимания на болевые ощущения либо уходить в бред, галлюцинации. Иногда человек настолько обеспокоен происходящим вокруг, что считает мир опасным для себя, убегает от него даже тогда, когда ему ничего не грозит.

Теория гештальт-терапии

Гештальт-терапия изначально не была направлена на выработку теоретических знаний. Однако с годами скопилось так много информации, что психологам пришлось сформировать теорию данного направления. Этим занялся П. Гудмен, который обозначил основные термины гештальт-терапии.

Основным положением данного направления является склонность индивида к саморегуляции на основе единства внешнего и внутреннего и творческого подхода к приспособлению к миру. Здесь важными становятся зрелость и ответственность человека, который ориентируется на свои поступки, ожидания и цели. Психотерапевт помогает клиенту сконцентрироваться на состоянии здесь и теперь, чтобы решить все насущные проблемы.

Гештальт-терапия направлена на осознание человеком своих истинных потребностей, а также на обращение к собственному опыту, который наиболее ценен и важен, нежели чужое мнение.

Человек не может жить отдельно от окружающего мира, поэтому гештальт-терапия учит сохранять свою обособленность от него, однако понимать, что он постоянно контактирует и влияет на то, что происходит вовне.

Человек не может быть понят, если не рассматривать его целиком в сочетании со своим прошлым, мыслями и действиями. То, что происходит сейчас и здесь, является показателем того, что было сделано в прошлом. Человек может прийти только к одному результату вследствие тех решений и действий, которые он совершил. А это значит, если человеку не нравится настоящая жизнь, это говорит о том, что в прошлом он чего-то не сделал или принял решение, которое повело его в другом направлении.

Гештальт-терапевты нацелены не на решение проблем, которые волнуют людей, а на обучение клиентов осознавать реальность, жить в ней и концентрироваться только на настоящем.

Основные положения гештальт-терапии

Техники гештальт-терапии базируются на основных положениях данного направления. Сайт психотерапевтической помощи сайт выделяет такие принципы:

  • «Здесь и сейчас». Человек должен сконцентрироваться на чувствах, мыслях, ощущениях, которые происходят с ним сейчас. Если он говорит о прошлом, то должен произносить такие слова, будто это происходит с ним сейчас.
  • «Я – Ты». Обучение человека открыто и непосредственно обращаться к тому, о ком он говорит.
  • Континуум сознания. Концентрация на потоке мыслей и чувств, которые происходят в данную секунду, отказ от постоянного анализа ситуации и высказываний.
  • Субъективизация высказываний. Обучение человека говорить о себе, своем теле, неудачах и прочем так, что он сам себе «мешает», «не помогает», «не дает» и т. д. Человеку кажется, что кто-то извне мешает ему жить счастливо. На самом деле он сам является автором собственных несчастий.

Самая главная ошибка, которую вы можете совершить, — это быть счастливым в прошлом. Все люди знают, что жизнь может как радовать, так и огорчать. Однако за «черной полосой» всегда идет «белая», и об этом не стоит забывать, когда вы снова столкнетесь с неприятностями и проблемами, которые заставят вернуться в те воспоминания, когда вы жили беззаботно.

Почему человек живет прошлым? Если вы погружаетесь в былые воспоминания и не хотите из них выходить, это говорит лишь о том, что настоящая жизнь вас не захватывает, не радует, не наполнена чем-то интересным и новым. Вам сейчас живется скучно или вы погрязли в большом количестве проблем, отчего решили вернуться воспоминаниями в то время, когда все было хорошо, весело и беззаботно.

Однако это является ловушкой. Вы вернулись в прошлое, не желая видеть настоящего положения дел. Зачем вам возвращаться в теперешнее время, если вы уже счастливы, вспоминая о прошлом, когда вы были успешны? Это – ошибка, которая просто погружает вас в состояние и безвыходности.

Во-первых, вы живете прошлым, не обращая внимания на настоящее. Соответственно, вы несчастливы «здесь и сейчас», но счастливы «тогда и там». Во-вторых, если вы постоянно находитесь в прошлом, значит, не решаете тех вопросов, которые заставили вас убежать из настоящего. Вы избегаете проблемы, которые нависли над вами сейчас, не понимая, что они никуда не денутся и будут о себе напоминать каждый раз, когда вы будете возвращаться в настоящее.

Не будьте счастливыми в прошлом. Пусть прошедшая жизнь будет показателем того, что вы можете чего-то достигать и решать вопросы. Пусть прошлое будет вашим стимулом для того, чтобы не опускать руки в настоящем, пока вы решаете возникшие проблемы. И как только вы научитесь справляться с теперешними неурядицами, не избегая их, вы станете более уверенными в себе, перестанете опускать руки перед каждой неудачей и поймете, что живете счастливой жизнью.

Прошлая жизнь – показатель того, что вы можете быть счастливыми. Но ведь и тогда, в прошлом, вам приходилось преодолеть некие трудности, чтобы достичь успеха. Это дает понимание того, что вам и сейчас нужно продолжать жить настоящим, преодолевать препятствия, чтобы в будущем иметь возможность вернуться в настоящее и снова поверить в себя, что вы можете всего достичь и со всем справиться.

Итог

Каждое направление в психологии предназначено сделать жизнь любого человека счастливым. Это возможно, если предпринимать те шаги и следовать рекомендациям, которые даются психологами. Итог может быть выше всех ожиданий, которые изначально были у человека.

Легко говорить о том, что гештальт-терапия не помогает. Однако пока человек не попробует, он не поймет, что станет ему полезным, а что не окажет никакого эффекта. Если есть внутреннее желание достичь счастья, а также разобраться со многими внутренними проблемами, тогда пора что-то делать. В данном случае прогноз будет более благоприятным, нежели при ничегонеделании.

Гештальт-терапия – это один из методов психотерапевтического консультирования, возникший в середине 20-го столетия. Его основополагающие принципы, идеи и приемы разработали Пол Гудман, Фредерик и Лаура Перлз. Центральные принципы гештальт-терапии заключаются в стремлении к формированию и расширению осознания, актуальности, принятии ответственности за все происходящее с собой. Основной целью и средством гештальт-терапии является «сознательное осознание». Данное определение подразумевает под собой проживание конкретной ситуации «здесь и теперь», а также осознанное присутствие в таком проживании. Работа в гештальте всегда ведется только лишь с теми проблемами, переживаниями, которые являются актуальными для пациентов именно «здесь и теперь».

Гештальт-терапия в современной психотерапии выстраивается, базируясь на основе опыта постигающего сознания и выделения сущностных черт в нём (философская феноменология) и гештальт психологии.

Теория гештальт-терапии

Основатели гештальт-терапии видели данный метод психотерапии глубоко практическим, не подлежащим теоретическому исследованию. Однако со временем объём информации и постижение опыта гештальт-терапии потребовали систематизации теории и анализа. Теоретическим систематизированием и анализом впервые занялся П. Гудмен. Именно он первый построил кривую цикла-контакта. Именно Гудмену современная психотерапия обязана за введение большинства терминов гештальт-терапии.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на способности психики к в процессе единства всех функций организма и психики, на умении организма творчески адаптироваться к среде.

Теория гештальт-терапии также базируется на ответственности личности за собственные поступки, цели и ожидания. Главная роль психотерапевта заключается в фокусировании внимания пациента на осознании свершающегося «здесь и сейчас».

С. Гингер утверждал, что все происходящее с субъектом – это события, которые проистекают на границе-контакт. Другими словами, граница-контакт одновременно задействует обособление личности от среды и потенциальную возможность взаимодействия с такой средой. В гештальт-терапии подход к сопротивлению радикально отличается от подхода исследовательских направлений.

Гештальт-терапия представляет сопротивления в качестве приемов взаимодействия организма индивида со средой, ранее обладающие высокой эффективностью с целью взаимодействия, однако в актуальном настоящем или неуместные совсем, или единственно доступные пациенту способы взаимодействия. Так, например, для наркозависимого клиента характерным приемом взаимодействия будет слияние организма со средой, которое считается вполне органичным при взаимодействии малыша и матери. Отсюда следует, что сопротивления пациента, естественно показываемые им в процессе взаимодействия с психотерапевтом, употребляются в качестве основы результативного поиска потребностей, неосознаваемых пациентом.

Гештальт-терапия практика сфокусирована также на выведении клиента на осознание собственных подлинных потребностей. Гештальт теория, прежде всего, рассматривает рубежи контакта организма индивида и его окружения. Важнейшим значением в этой теории обладает практический опыт. По сути, любые ситуации гештальт видит через призму опыта при этом, стремясь к абстрагированию от каких-либо мнений, предшествующих переживаемому опыту.

В гештальт-терапии в отличие от психиатрической практики главное место принадлежит экспериментальному анализу и действию, которое должно привести к творческой адаптации, восприятию нового, пробуждению и росту.

С точки зрения антропологии гештальт-терапия рассматривает организм в целом, индивид для нее является целостностью. А разные методы взаимодействия со средой, такие как эмоции, мышление, являются функциями от целого. Данная теория исходит из концепции животной природы индивида, в соответствии с которой, он не может отделиться от среды и принужден постоянно адаптироваться к ней ради собственного выживания.

С позиции гештальт-терапии личность на каждом этапе своего развития живет в неком поле, которое объединяет в себе ее прошлый опыт, представления о себе, убеждения, ценности, установки, надежды, перед будущим, значимые отношения, карьеру, окружение, материальную собственность и культуру.

Гештальт-терапию считают концепцией поля, так как она утверждает, что с целью понимания поведения личности следует рассматривать полностью конфигурацию взаимоотношений в ее жизни. Такая конфигурация охватывает прошлый опыт личности, ее воззрения и ценности, желания и ожидания, актуальные потребности, современное устройство жизни, определяемое ее местом жительства, работой, родственными связями, те непосредственные обстоятельства, в которых она сейчас пребывает. Термин гештальт обозначает конфигурацию связанных воедино частей.

Состояние каждой части поля в некоторой степени обусловлено его взаимно направленным действием с другой частью. Поле включает в себя также биологическое состояние индивида в данный момент, его актуальные «на сейчас» желания и потребности, непосредственные обстоятельства. Поступки и переживания будут определяться в каждый конкретный момент взаимодействием всех этих частей. Так как в какой-то части этого поля всегда будут проистекать определенные трансформации, т.е. индивид никогда не сможет оставаться таким же, каким он был прежде.

Гештальт-терапия выдвигает на передний план осознание происходящего в настоящий момент на различных уровнях, неразрывно объединенных между собой – телесном уровне, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Все происходящее «здесь и сейчас» является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм в единстве, а также состоит из воспоминаний, предшествующих опыту, фантазий, незавершенных ситуаций, предвосхищений и намерений.

Цель гештальт-терапии не заключается в оказании помощи пациенту в разрешении конкретной проблемы, которая его тревожит и с которой он пришел к психотерапевту. В соответствии с гештальтом, имеющаяся жалоба служит определенным сигналом или является симптомом привычного стиля жизни, представляющего собой истинную проблему. Гештальт-терапия сфокусирована на повышении способности индивида поддерживать полноценный контакт и увеличении осознания того, что происходит, вследствие чего свершается обретение индивидом способности делать эффективный выбор. Однако следует понимать, что гештальт не подразумевает под «увеличением осознания» достижение инсайта. Суть гештальт-терапии заключается в повышении умения клиента оставаться центрированным на актуальном настоящем моменте и в обучении осознавать его.

Гештальт-терапия Перлза

Гештальт дословно в переводе с немецкого языка обозначает образ, форму. Теория гештальта утверждает, что индивид функционирует, базируясь на принципе саморегуляции. Личность поддерживает свой гомеостазис (динамический баланс) с помощью постоянного постижения таких потребностей, которые формируются в нем и порождаются средой, и удовлетворения этих потребностей постепенно по мере их появления, наряду с этим, все оставшиеся объекты или события, не имеющие связь с этим процессом, отходят на задний план.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на пяти стержневых теоретических определениях: отношение фона и фигуры, осознание и концентрация на актуальном настоящем, противоположности, ответственность и зрелость, функции защиты.

Одним из центральных определений в теории гештальт-терапии является отношение между фоном и фигурой. Саморегуляционные процессы организма приводят к образованию фигуры – гештальта. Понятия «гештальт» следует понимать как паттерн или форму – особую организацию деталей, составляющих определенное единое целое, которую невозможно трансформировать без того, чтобы не разрушить ее. Гештальт образования зарождаются только с конкретным задним планом или на определенном фоне. Для фона индивид выбирает то, что для него важно или имеет значимость, и это важное для него или интересное становится гештальтом.

После удовлетворения потребности, гештальт завершается. Другими словами, гештальт теряет свою актуальность и важность. Он отходит на задний план при этом, освобождая место для образования нового гештальта. Такой ритм вырабатывания и окончания гештальтов является нормальным ритмом жизнедеятельности человеческого организма.

В случае если потребность невозможно удовлетворить, то гештальт остается незавершенным.

С целью иметь возможность и способность вырабатывать и завершать гештальты, индивид должен всецело осознавать себя в данный момент времени. Осознание и концентрация на актуальном настоящем являются центральными понятиями гештальт-терапии. Для удовлетворения собственных потребностей людям необходимо быть постоянно в контакте с областями своего внутреннего «Я» и внешнего окружения. Внутренняя область осознания охватывает процессы и явления, происходящие в теле человека. Люди отвечают собственным внутренним потребностям в случаях, когда, например, надевают свитер при ощущении холода. Внешняя область объединяет в себе совокупность внешних явлений, поступающих человеческое сознание в качестве воспринимающих сигналов. Данные, поступающие от внутренних и внешних областей, практически не подвергаются оценке и не трактуются.

Помимо внутренних и внешних областей, имеется еще и средняя область. Данную область Перлз называл зоной фантазии, в которой содержатся мысли, фантазии, убеждения, связи и прочие интеллектуальные, мыслительные процессы. Он считал, что неврозы появляются вследствие склонности к концентрации на средней области по причине исключения из сознания явлений внутренних и внешних областей. Такая склонность конфликтует с природным ритмом процессов организма. В основном, значительная часть частного и культурного опыта людей возникает в ходе совершенствования процессов средней области. Люди учатся аргументировать собственные мысли, обосновывать убеждения, защищать отношения и совершать оценку других.

Перлз утверждал, что причины аномальных состояний заключаются в людских стремлениях фантазировать и осмысливать при трактовке того, что они осознают. Когда индивид находится в средней области, то он главным образом работает со своим прошлым или будущим: вспоминает, планирует, отчаивается и надеется. Люди не живут в актуальном настоящем и неизменно не уделяют внимания надобности осознания процессов, проистекающих во внешних и внутренних областях. Саморегуляция организма имеет зависимость от осознания актуального и от умения жить по принципу «здесь и сейчас» в полной мере.

Противоположностью Перлз называл единичное оценивание или же совокупность таких оценок. Так, например, оценки «плохо» или «хорошо» являют собой два противоположности такой совокупности. Согласно с гештальт-терапией люди формируют собственное восприятие мира посредством подобных противоположностей. Перлз полагал, что личность формируется по таким же принципам. В течение всей жизни субъекты ощущают противоположные эмоции. Каждый день в человеке господствуют попеременно, то ненависть, то любовь, то счастье, то расстройство. Так, например, на протяжении жизни индивид любит и ненавидит собственных родителей, жен или мужей, детей. Важным считается понимание того, что такие противоположности не представляют собой непримиримые противоречия, а являют собой различия, способные сформировывать и завершать гештальт.

К функционированию личности можно также применить понятие противоположностей. Личность трактуется в качестве некоего целостного образования, объединяющего в себе две составляющих: «Я» и «Оно». В случаях, когда индивид действует согласно побуждениям из сферы своего «Я», он способен отграничивать себя от других. Такая граница «Я», появляется с целью ощущения собственной неповторимости, несхожести с остальным миром. В случаях, когда индивиды действуют согласно побуждениям из сферы «Оно», тогда они оказываются тесно взаимосвязанными с собственным окружением, барьер «Я» трансформируется в расплывчатую и гибкую грань. Иногда даже появляется чувство тождества (идентичности) с внешним миром. Данные аспекты функционирования личности, взаимодополняющие друг друга, отвечают за выработку и завершение гештальтов. Устремления из сферы «Я» помогают выделить четкий образ из фона. Другими словами они образуют образ, а стремления из сферы «Оно» завершают гештальт с последующим возвращением образа в фоновое окружение.

Психика индивида на угрозу или стрессовые факторы отвечает уходом от проблем, вырабатыванием невосприимчивости к болевым ощущениям, а иногда галлюцинациями или бредом. Такие реакции называются функциями защиты. Они способны исказить или прерывать контакт индивида с угрожающей ситуацией. Однако когда опасность воздействует на субъекта в течение длительного промежутка времени или индивид подвергается одновременно множеству опасностей, вследствие чего мозг его будет ограждать даже от обычного чиханья без использования защиты. Результатом этого будет усвоение индивидом того, что контакт со средой небезопасен, вследствие чего он будет прибегать к предохраняющим реакциям в любых ситуациях даже, когда опасность не угрожает.

В гештальт теории оптимальное здоровье считается зрелостью. Для достижения зрелости субъект должен справиться со своим стремлением получать помощь извне. Вместо этого ему необходимо научиться находить новые источники помощи в себе. Если индивид не является зрелым, то он скорее будет склонен к манипулированию окружением с целью удовлетворения желаний, потребностей, чем брать ответственность на себя за собственные разочарования, неуспехи. Зрелость приходит только тогда, когда индивид мобилизует собственные ресурсы с целью преодоления состояния и страха, которые появляются вследствие отсутствия помощи извне и неадекватности самопомощи. Обстоятельства, при которых индивид не может воспользоваться помощью извне и опереться на себя являются тупиком. Зрелость представляет собой умение рисковать для того, чтобы выкарабкаться из тупика. В случаях, когда индивид не рискует, у него обновляются поведенческие ролевые стереотипы, которые позволяют ему манипулировать другими людьми.

Перлз полагал, что взрослая личность должна старательно, шаг за шагом, проработать все собственные невротические уровни с целью принятия ответственности за себя и достижения зрелости. Первый уровень носит название уровень «клише». На данном уровне люди действуют стереотипно. Следующий уровень – это «искусственный» уровень, в котором господствуют роли и игры различной направленности. Здесь они манипулируют другими при этом, пытаясь получить помощь, в которой нуждаются по их мнению. За «искусственным» уровнем идет уровень «тупика», характеризующийся отсутствием помощи извне и неадекватностью самопомощи. Индивиды сторонятся данного уровня точно так же, как сторонятся любой боли, так как в ситуациях «тупика» чувствуют себя фрустрированными, потерянными и обманутыми. Затем наступает уровень «внутреннего взрыва». Достигнув этого уровня, люди затрагивают свое настоящее «Я», собственную личность, которая ранее была как бы «похоронена» под защитами различного характера.

Чаще всего гештальт-терапия практика сфокусирована на переживаниях «тупикового» уровня. Терапевтическое воздействие создает неопасную критическую ситуацию, а группа обеспечивает безопасную атмосферу, которая способствует принятию рискованных решений.

Техники гештальт-терапии

Для адекватного взаимодействия личности с окружающей средой, остальными индивидами и собой должна всегда соблюдаться так называемая «контактная граница». Ее размытие, нарушение ведет к неврозам и другим проблемам психологического, личного и эмоционального характера. Это может проявляться после прекращения контакта без правильного его завершения. Не завершение контактов в последствие может закрепляться в поступках индивида и приводить к невротизации.

При помощи техник гештальт-терапии, индивид может реставрировать контактную границу, сплотить собственные чувства, мысли и реакции, тем самым освободив себя от психологических проблем.

Техники, применяемые в гештальт практиках, объединены вокруг двух ключевых направлений работы: принципов и игр. Принципы используются на начальном этапе терапии. Основными принципами в гештальт-терапии являются принципы: «здесь и сейчас», «я — ты», субъективизации высказываний и континуум сознания.

Принцип «здесь и сейчас» является функциональной концепцией происходящего в данный момент. Так, например, сиюминутные воспоминания из детства будут относиться к принципу «здесь и сейчас», а происходящее пару минут назад, не будет.

Принцип «я — ты» демонстрирует устремленность к открытому и естественному контакту между человеческими индивидуумами.

Принцип субъективизации высказываний заключается в трансформации субъективных утверждений в объективные. Например, фразу «что-то давит в грудной области» следует заменить на «я подавляю себя».

Неотъемлемой составляющей всех техник гештальт практик и одним из центральных понятий является континуум сознания. Он также может применять и в качестве отдельной методики. Континуум сознания – это фокусирование на самопроизвольном потоке сути переживаний, способ подведения индивидуума к естественному волнению и отречению от вербализаций и трактовок.

Технические приемы носят название гештальт игры, заключающиеся в разнообразных действиях, выполняемых клиентами по заданию психотерапевта. Они способствуют более естественной конфронтации с существенным содержанием и переживаниями. Игры дают возможность проведения экспериментов с самим собой или другими участниками группы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!