Теория розенберга. Альфред Розенберг "Мемуары"

Альфред Розенберг — что нам известно о нем? По расследованиям архивистов и историков именно он стоял у истоков обоснования идеологии антисемитизма, которую столь активно потом пропагандировал Адольф Гитлер. Вдохновленный лжеидеями Розенберга фюрер пообещал очистить Германию от евреев, пройти огнем и мечом по стране.

Происхождение Розенберга

Он был рожден в Ревеле, в 1893 году. Мать — рожденная в Петербурге француженка, принадлежащая к гугенотам. Отец — немец, предприниматель. Одни источники указывают, что он был владельцем башмачной мастерской, другие определяют его как торговца.
Закончив Ревельское реальное училище, поступил в Рижский политехнический институт, намереваясь стать архитектором. По завершении этого учебного заведения учился в Москве (высшее техническое училище).

Во время Первой мировой войны не участвовал в боевых действиях, находился в Москве до 1918 года, когда пытался записаться в добровольческий батальон (Германия), вернувшись в Ревель. Но ему отказали с мотивировкой «русский».
Поскольку крах Российской Империи был уже очевиден, Розенберг уезжает в Мюнхен и знакомится с Д. Эккартом . Знакомство оказалось полезным — Розенберг был введен в тайное «Общество Туле».

Теория о «недочеловеках «

Являясь членом общества, Альфред сближается с Гитлером и вступает в НСДАП . Вначале Гитлер настороженно отнесся к сумасбродному прибалту, но «Протокол сионских мудрецов» не оставил его равнодушным. Идеи теории о том, что евреи стоят за русской революцией и первой мировой, показались Гитлеру убедительными.
Опираясь на поддержку лидера партии, Розенберг пишет несколько трудов, развивающих и обосновывающих идеи антисемитизма. Среди них — печально известная книга «Природа, основные принципы и цели НСДАП ». Признанием его творческих успехов стало назначение на пост главреда центрального органа партии «Völkischer Beobachter ».
О том, насколько сильно Гитлер доверял Розенбергу можно судить, например, по такому факту. Будучи заключенным в тюрьму, Гитлер доверил ему руководство партией. Но эту задачу соратник провалил, и после освобождения единство пришлось восстанавливать практически с нуля снова.
Но карьере Розенберга это уже не помешало. В 1930-м, невзирая на критику однопартийцев и фюрера, он выпускает труд «Мифы 20 века», обосновывающие национал-социализм. Эту книгу он считал главной заслугой своей жизни.

Относясь в первые годы после побега из России к ней нейтрально, иногда — даже сострадательно, в книге он кардинально изменил свои взгляды на эту страну, ее руководство и народ. Он писал, в частности, что в 1917 навсегда покончено с русским человеком. Он распался на две части. Восточно-монгольская кровь победила нордическую и собрала воедино «народы пустынь». К власти пришел Ленин — калмыко -татарин, до руководства страной добрались армяне и все те же евреи. Все это породило демонизм, описанный термином «недочеловек » (по Лотару Штоддарду ). Большевики не могли прийти к власти просто так. По мнению Розенберга это стало следствием тела народа, пораженного в душевном и расовом плане.

Наука или мародерство

По пришествии к власти НСДАП Розенбергу было поручено возглавить Внешнеполитическое управление и созданное при нем Бюро иностранной помощи. Последнее собирало информацию об эмигрантах и пропагандировало нацизм в других государствах. Также по его инициативе был создан авторский проект под названием Штаб рейхсляйтера Розенберга , создающий и пополняющий библиотеку научно-исследовательской направленности.
С началом Мировой войны надобность в такой кропотливой работе отпала. Библиотека стала пополняться за счет хищений на захваченных территориях, из библиотек научных и культурных объектов завоеванных нацистами стран. По особому распоряжению Гитлера с 1942 года такое «пополнение» велось буквально вагонами, эшелонами. При этом, обвинения по традиции снова ложились на евреев.
Розенберг планировал создать и возглавить на территории СССР орган, занятый идеологией. Ему так не терпелось приступить к исполнению своих обязанностей, что он спешил возглавить его еще до начала войны, с апреля 1941 года.

Казнь без последнего слова

Но планам не суждено было сбыться. Гитлер все не мог определиться с формой создания такого органа. В итоге все ограничилось несколькими рейхскомиссариатами — Московия , Украина, Кавказ и др.
Как только территории, на которых располагались рейхскомиссариаты были освобождены Советской Армией, аппараты срочно эвакуировались. Вскоре идея вовсе оказалась забытой. Но Розенберг не мог поверить в победу «недочеловеков » над «избранными». И до последнего, даже после капитуляции Германии, пытался скрываться от правосудия. Но финал один — он был захвачен (причем на три дня раньше, чем другие члены правительства).
Был суд. На трибунале Нюрнберга он был одним из самых главных обвиняемых. Его приговорили к повешению. Приговор был исполнен 16 октября 1946 года. Интересно, что Розенберг стал единственным нацистом, который отказался от последнего слова. На эшафоте он был полон презрения к тем, кого считал «низшей расой», вновь победившей «избранную» нордическую» кровь.

Место погребения: кремирован, прах развеян Династия: Имя при рождении: Альфред Эрнст Розенберг Отец: Вольдемар Вильгельм Розенберг (1862-1904) Мать: Эльфрида Каролина Зире (1868-1893) Супруга: 1) Хильда Эльфрида Леесман (1915-1923) 2) Хедвиг Крамер (1925-1946) Дети: сын (1925-1925), дочь Ирена (род. 1930) Партия: НСДАП ( -) (Партийный билет № 625) Образование: МГТУ им. Н. Э. Баумана Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Профессия: инженер-архитектор Деятельность: политик, философ, администратор Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Военная служба Род войск: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Звание: обергруппенфюрер СА Сражения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: 128x100px Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

А́льфред Эрнст Ро́зенберг (нем. Alfred Ernst Rosenberg ; рус. Альфред Эрнст Вольдемарович Розенберг ; 12 января , Ревель , ныне Таллин - 16 октября 1946 года , Нюрнберг) - немецкий государственный и политический деятель, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) .

Начальник Внешнеполитического управления НСДАП ( -), уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП (Beauftragter des Führers für die Überwachung der gesamten geistigen und weltanschaulichen Schulung und Erziehung der NSDAP ) (1934-1945), руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания (1940-1945), рейхсминистр восточных оккупированных территорий (Reichsministerium für die besetzten Ostgebiete ) ( -). Рейхсляйтер (1933-1945), обергруппенфюрер СА . Приговором Нюрнбергского трибунала объявлен одним из главных военных преступников .

Считается автором таких ключевых понятий нацистской идеологии, как «расовая теория », «окончательное решение еврейского вопроса» , отказ от Версальского договора и борьба против «вырождения искусства» .

Биография

Происхождение

Ранние годы

По воспоминаниям современников, «в его речах сразу чувствовался мыслитель, высказывающий оригинальные идеи в доступной форме». Был убеждён, что всю историю человечества можно объяснить с точки зрения расовой теории. В 1920 году выпустил антисемитские работы «След евреев в изменениях времени» и «Безнравственность в Талмуде». В 1922 году издал книгу «Природа, основные принципы и цели НСДАП».

После освобождения советскими войсками территории СССР аппараты рейхскомиссариатов были эвакуированы, а министерство фактически перестало функционировать, хотя, судя по дневнику имперского уполномоченного по тотальной войне Йозефа Геббельса , даже весной 1945 года Розенберг категорически отказывался расформировывать своё министерство . Тем не менее, значительная часть аппарата министерства была мобилизована в ходе мероприятий по ведению тотальной войны.

После войны

После окончания войны бежал на север Германии в расположение Фленсбургского правительства Карла Дёница . По воспоминаниям состоявшего в этом правительстве рейхсминистра Альберта Шпеера , там он вынашивал идею распустить нацистскую партию, заявляя при этом, что он - единственный партийный руководитель такого ранга, который вправе издать такой декрет . Был арестован военными 11-й английской армии 19 мая 1945 года в госпитале Фленсбурга .

Суд и казнь

В качестве одного из главных военных преступников предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге . Приговорён к смертной казни через повешение. 16 октября 1946 года приговор был приведён в исполнение. Розенберг был единственным из 10 казнённых, который отказался произнести на эшафоте последнее слово.

Библиография

  • След еврея в перемене эпох (нем. Die Spur des Juden in Wandel der Zeiten )
  • Безнравственность в Талмуде (нем. Unmoral im Talmud )
  • Преступление масонства (нем. Das Verbrechen der Freimaurerei )
  • Чума в России: большевизм, его руководители, приспешники и жертвы (нем. Pest in Rußland: der Bolschewismus, seine Häupter, Handlanger und Opfer )
  • Сущность, принципы и цели НСДАП (нем. Wesen, Grundsätze und Ziele der Nazionalsozialistischen Deutschen Arbeiterpartei )
  • Антигосударственный сионизм (нем. Der staatsfeindliche Zionismus )
  • Протоколы сионских мудрецов и еврейская мировая политика (нем. Die Protokolle der Weisen von Zion und die jüdische Weltpolitik )
  • Перевод с французского книги А. Р. Гугено де Муссо «Еврей: иудейство и оевреивание христианских народов» (фр. R. Gougenot de Mousseaux. Le juif: Le judaisme et la judaïsation des peuples chrétiens , нем. Übersetzung aus dem Französischen G. des Mousseaux: Der Jude, das Judentum, und die Verjudung der christlichen Völker )
  • Центр и Баварская народная партия как противники идеи германского государства (нем. Zentrum und Bayerische Volkspartei als Feinde des Deutschen Staatsgedankens )
  • Кошелёк и марксизм (нем. Börse und Marxismus )
  • Идея народного государства (нем. Der völkische Staatsgedanke )
  • В 1929 году Розенберг издал свою главную работу «Миф XX века».
  • В 2005 г. на русском языке изданы мемуары А. Розенберга: Мемуары (с комментариями C. Ланга и Э. фон Шенка). Перевод с немецкого. Харьков, ООО «ДИВ», 2005. ISBN 966-8504-03-8

Библиография книжных изданий Розенберга

В списке указаны первые издания работ

  • Unmoral im Talmud. München: Deutscher Volksverl., 1920.

Английская версия:

  • Immorality in the Talmud. London: Friends of Europe, 1937.
  • Die Spur des Juden im Wandel der Zeiten. München: Deutscher Volksverl., 1920.

Японская версия:

  • 猶太民族の歴史的足跡 (Yudaya minzoku no rekishi-teki ashiato). Tōkyō: Shin Taiyo-sha, 1944.
  • Das Verbrechen der Freimaurerei. München: Hoheneichen-Verl., 1921.
  • Pest in Rußland. München: Deutscher Volksverl., 1922.
  • Bolschewismus, Hunger, Tod. München: Deutscher Volksverl., 1922.

Польская версия:

  • Bolszewizm, glód, śmierć. Warszawa: Perzyński, Niklewicz i s-ka, 1923.
  • Der staatsfeindliche Zionismus auf Grund jüdischer Quellen erläutert. Hamburg: Deutschvölkische Verlagsanst., 1922.
  • Wesen, Grundlagen und Ziele der national-sozialistischen deutschen Arbeiterpartei. München: Deutscher Volksverl., 1923.
  • Die Protokolle der Weisen von Zion und die jüdische Weltpolitik. München: Deutscher Volksverl., 1923.
  • Zentrum und Bayerische Volkspartei als Feinde des Deutschen Staatsgedankens. München: Deutscher Volksverl., 1924.
  • Dr. Georg Heim und die Novemberrepublik. München: Deutscher Volksverl., 1924.
  • Der völkische Staatsgebaute. München: Deutschvölkische Verlagsbuchh., 1924.
  • Börse und Marxismus oder Der Herr und der Knecht. München: Deutscher Volksverl., 1924.
  • Die internationale Hochfinanz als Herrin der Arbeiterbewegung in allen Ländern. München: Deutscher Volksverl., 1925.
  • Der Fall Bettauer. München: Deutscher Volksverl., 1925.
  • Dolchstoß-Dokumente. München: Fr. Eher Nachf., 1926.
  • Nationalsozialismus und Jungdeutscher Orden. München: Fr. Eher Nachf., 1927.
  • Houston Stewart Chamberlain als Verkünder und Begründer der deutschen Zukunft. München: H. Bruckmann, 1927.
  • Dreißig Novemberköpfe. Berlin: Kampf-Verlag Gregor Strasser, 1927.
  • Der Weltkampf des Faschismus. München: Deutscher Volksverl., 1927.
  • Der Zukunftsweg einer deutschen Außenpolitik. München: Eher, 1927.

Английская версия:

  • The Future of German Foreign Policy. London: Friends of Europe, 1937.
  • Der Weltverschwörerkongreß zu Basel. München: Fr. Eher Nachf., 1927.
  • Dietrich Eckart. München: Eher, 1928.
  • Freimaurerische Weltpolitik im Lichte der kritischen Forschung. München: Fr. Eher Nachf., 1929.
  • Der Sumpf. München: F. Eher Nachf., 1930.
  • Der Mythus des 20. Jahrhunderts. München: Hoheneichen-Verlag, 1930.
  • Wesen, Grundsätze und Ziele der Nationalsozialistischen Deutschen Arbeiterpartei. München: Deutscher Volksverl., 1930.
  • Das Wesensgefüge des Nationalsozialismus. München: Eher, 1932.
  • Die Entwicklung der deutschen Freiheitsbewegung. München: Eher, 1933.

Издано под тем же названием в Бразилии:

  • Die Entwicklung der deutschen Freiheitsbewegung. Ponta Grossa: Verl. d. Dt. Vereinigung f. Evangelisation u. Volksmission, 1933.
  • Revolution in der bildenden Kunst? München: Eher, 1934.
  • Krisis und Neubau Europas. Berlin: Junker & Dünnhaupt, 1934.
  • Le Mouvement National Socialiste. Paris: Librairie Hachette, 1934.
  • Die Religion des Meister Eckehart. München: Hoheneichen-Verlag, 1934 (Sonderdruck aus dem «Mythus d. 20. Jh.») .
  • Der Kampf um die Weltanschauung. München: Eher, 1934.

Болгарская версия:

  • Борба за новъ свѣтогледъ. София: Нова Европа, 1942.
  • Der deutsche Ordensstaat. München: Eher, 1934.
  • Der Bolschewismus als Aktion einer fremden Rasse. München: Eher, 1935.
  • An die Dunkelmänner unserer Zeit. München: Eher, 1935.
  • The final Fight between Europe and Bolshevism. München: Eher, 1936.

Французская версия:

  • L’Heure décisive de la lutte entre l’Europe et le bolchevisme. München: Eher, 1936.

Итальянская версия:

  • La lotta decisiva fra l’Europa e il Bolscevismo. München: Eher, 1936.
  • Разоблаченный большевизм: речи Адольфа Гитлера и Альфреда Розенберга на Нюрнбергском конгрессе Национал-социалистической германской рабочей партии 8-14 сентября 1936 г. Берлин: Новое слово, 1936.
  • Nationalsozialismus, Religion und Kultur. Berlin: Industrieverl. Spaeth & Linde, 1936.
  • Gestaltung der Idee. München: Eher, 1936.
  • Der entscheidende Weltkampf. München: Eher, 1936.
  • Rede des Reichsleiters Alfred Rosenberg auf der Gautagung des NS.-Lehrerbundes Gau Hessen-Nassau am 18. April 1937 in Mainz. : , 1937.
  • Protestantische Rompilger. München: Hoheneichen-Verlag, 1937.

Английская версия:

  • Protestant pilgrims to Rome. London: Friends of Europe, 1938.
  • Kampf um die Macht. München: Eher, 1937.
  • Georg Friedrich Händel. Rede bei der Feier des 250. Geburtstages Händels am 22. Februar 1935 in Halle. Wolfenbüttel: Kallmeyer, 1937.
  • Ein Kampf f. dt. Wiedergeburt. Reden u. Aufsätze v. 1919-1933. München: Eher, 1937.
  • Der Kampf zwischen Schöpfung und Zerstörung. Kongreßrede auf d. Reichsparteitag d. Arbeit am 8. Sept. 1937. München: Eher, 1937.

Русская версия:

  • Призыв к борьбе: Речи Адольфа Гитлера и Альфреда Розенберга на Нюрнбергском конгрессе Национал-социалистической германской рабочей партии 7-13 сентября 1937 г. Berlin: G. Koenig, 1937.
  • Ulrich von Hutten. : , 1938.
  • Gestalt und Leben. Halle/Saale: Niemeyer, 1938.
  • Europa und sein Todfeind. München: Eher, 1938.
  • Einsamkeit und Gemeinschaft. Rede des Reichsleiters Alfred Rosenberg am 11. November 1938 in Berlin. Dresden: , 1938.
  • Die neue Mission des Erziehers. München: Deutscher Volksverl., 1938.
  • Der Kampf um die Freiheit der Forschung. Halle/Saale: Niemeyer, 1938.
  • Демократия и большевизм: речи Адольфа Гитлера, Альфреда Розенберга и Германа Геринга на Нюрнбергском съезде НСДАП 5-12 сентября 1938 г. Берлин: Новое слово, 1938.
  • Autorità e libertà. : , 1938.
  • Weltanschauung und Glaubenslehre. Halle/Saale: Niemeyer, 1939.
  • Verteidigung des deutschen Kulturgedankens. München: Eher, .
  • Neugeburt Europas als werdende Geschichte. Halle/Saale: Niemeyer, 1939.
  • Müssen weltanschauliche Kämpfe staatliche Feindschaften ergeben? München: Eher, 1939.
  • Das Parteiprogramm. München: Eher, 1939.
  • Das nationalsozialistische Deutschland und die Wissenschaft. Tōkyō: Hakusuisha Verl., .
  • Unser Kampf gegen Versailles. Danzig: NSDAP., Gauleitg Danzig-Westpreußen, 1940 (als Ms. gedruckt)
  • Nordisk Skjebnefellesskap. Lübeck: Nord. Ges., 1940.

Немецкая версия:

  • Nordische Schicksalsgemeinschaft. Mainz: Mainzer Presse, 1941.
  • Der geschichtliche Sinn unseres Kampfes. Berlin: M. Müller, 1940.
  • Tradition und Gegenwart. München: Zentralverl. der NSDAP, 1941.
  • ナチス闘争の理念 (Nachisu tōsō no rinen). Tōkyō: Kuni-kyō-sha, 1941.
  • Gold und Blut. München: Eher, 1941.

Болгарская версия:

  • Злато и кръвъ. София: Нова Европа, 1942 (работа вышла под одной обложкой с «Борба за новъ свѣтогледъ»)
  • Die Judenfrage als Weltproblem. München: Eher, 1941.

Венгерская версия:

  • Zsidókérdés - világprobléma. Budapest: Centrum, 1942.
  • Uutta eurooppaa kohti. Helsingissä: Otava, 1942.
  • Waffenbruder Finnland: ein Buch für die deutschen Soldaten in Finnland. : , 1942.
  • Schriften und Reden. Bd. 1. Schriften aus d. Jahren 1917-1921, Bd. 2. Schriften aus d. Jahren 1921-1923. München: Hoheneichen-Verlag, 1943 (юбилейное издание к 50-летию Розенберга)
  • Der Weltkampf und die Weltrevolution unserer Zeit. München: Eher Nachf., 1943.

Издано под тем же названием в рейхскомиссариате Остланд :

  • Der Weltkampf und die Weltrevolution unserer Zeit. Riga: Pressechef d. Reichskommissars f. d. Ostland, 1943.
  • 血と名誉 (Chi to meiyo). Tōkyō: Kigensha, 1943.
  • Deutsche und europäische Geistesfreiheit. München: Eher, 1944.

Чешская версия:

  • Německá a evropská svoboda ducha. Praha: Orbis, 1944.

Голландская версия:

  • Duitsche en Europeesche geestesvrijheid. : , 1944.
  • Friedrich Nietzsche. München: Eher Nachf., 1944.
  • Letzte Aufzeichnungen. Göttingen: Plesse-Verl., 1956.
  • Das politische Tagebuch Alfred Rosenbergs aus den Jahren 1934/1935 und 1939/1940. Göttingen: Musterschmidt, 1956.

В 2013 году в США был найден дневник Розенберга, раннее считавшийся утерянным.

Запрет в России

На основании решения Солнцевского районного суда г. Москвы от 15.10.2012 книга А. Розенберга «Мемуары» была внесена в Федеральный список экстремистских материалов под № 1648.

См. также

Напишите отзыв о статье "Розенберг, Альфред"

Примечания

  1. «Der Großdeutsche Reichstag 1938» («Der Großdeutsche Reichstag 1938. IV. Wahlperiode (nach dem 30. Januar 1933)). Mit Zustimmung des Herrn Reichstagspräsidenten herausgegeben von E. Kienast, Direktor beim Reichstag», Berlin, im Juni 1938, R.v. Decker’s Verlag, E.Schenck, Berlin W9. Стр. 367.
  2. http://www.jstor.org/pss/3269855
  3. «… в беседах за чайным столом Гитлер без обиняков говорил, что это малопонятный бред, написанный самоуверенным прибалтом, который крайне путано мыслит. И вообще Гитлер удивлялся, что подобная книга вышла столь большим тиражом: „Возврат к средневековому мышлению“» (А. Шпеер «Воспоминания». - Смоленск: «Русич», 1997. - С. 648. - 696 с.).
  4. «Из речи рейхсляйтера Розенберга о политических целях Германии в предстоящей войне против Советского Союза и планах его расчленения» 20 июня 1941 г. в кн: «Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками». Сборник материалов в трёх томах. Под общей редакцией Р. А. Руденко . Издательство «Юридическая литература». Москва, 1965-1966. Т. 2, стр. 166.
  5. «Указ Гитлера о гражданском управлении во вновь оккупированных восточных территориях» от 17.07.1941 г. в кн: «Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками». Сборник материалов в трёх томах. Под общей редакцией Р. А. Руденко. Издательство «Юридическая литература». Москва, 1965-1966. Т. 2, стр. 170.
  6. «Наша страна » от 19 ноября 2011, стр. 3, рубрика «К истории белой эмиграции», статья "Редактор газеты «За родину» о редакторе «Нового слова» (Анатолий Григорьевич Макриди-Стенрос о судьбе Владимира Михайловича Деспотули - из писем Н. Л. Казанцеву).
  7. Й. Геббельс «Последние записи». Смоленск, «Русич», 1993: «Рейхсминистр Розенберг всё ещё отказывается распустить своё министерство. Он называет его теперь не министерством по делам оккупированных восточных областей, ибо это звучало бы слишком смешно, а только восточным министерством. Он хочет сосредоточить в этом министерстве всю нашу восточную политику» (запись от 16 марта 1945 г., с. 202); «Розенберг продолжает отказываться ликвидировать восточное министерство» (запись от 18 марта 1945 г., с. 220).
  8. Рейхсминистр А. Шпеер описывал прибытие туда Розенберга так: «Через несколько дней его привезли в Мюрвик в бессознательном состоянии. Чуть придя в себя, он заявил, что принял яд; позднее выяснилось, что рейхслейтер был попросту совершенно пьян» (А. Шпеер «Воспоминания». - Смоленск: «Русич», 1997. - С. 648. - 696 с.).
  9. А. Шпеер «Воспоминания». - Смоленск: «Русич», 1997. - С. 648. - 696 с.
  10. Н. С. Лебедева «Подготовка Нюрнбергского процесса». Издательство «Наука». Москва, 1975. Отв. ред. - докт. юрид. наук. А. И. Полторак. Со ссылкой на «New York Times», 20. V. 1945, p. 7.: http://vivovoco.narod.ru/VV/BOOKS/LEBEDEVA/CHAPT_2.HTM#29; http://worldatwartimeline.com/1945/may/05191945.htm; http://history.howstuffworks.com/world-war-ii/nazi-germany-surrenders13.htm
  11. Приведено по списку в брошюре: Der völkische Staatsgedanke. München, 1924. S. 35.

Литература

  • Hart F.Th. Alfred Rosenberg. Der Mann und sein Werk. München, 1933 (официальная биография, неоднократно переиздавалась) .
  • Залесский К. А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биографический энциклопедический словарь. - М .: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. - С. 570-573. - 942 с. - ISBN 5-17-015753-3 (ООО «Издательство АСТ»); ISBN 5-271-05091-2 (ООО «Издательство Астрель»).
  • Залесский К. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. - М .: Эксмо , 2005. - С. 474-476. - 672 с. - ISBN 5-699-09780-5.
  • в словаре Baltisches Biographisches Lexikon digital (нем.)

Ссылки

  • Георг Лукач. // Литературная газета, № 26, 1934.
  • С. А. Гурулёв. Ещё раз о расизме, нацизме и их идеологе Розенберге //Вопросы Истории, 2006, № 5, стр. 62 слл.

Отрывок, характеризующий Розенберг, Альфред

– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.

Главный идеолог национал-социалистического движения придумал и ввел в употребление многие ключевые понятия нацизма, такие как "расовая теория", "окончательное решение еврейского вопроса" и многих других идеологем. Альфред Розенберг долгое время среди немцев в Германии считался "русским", поскольку родился в Ревеле и до революции жил в России. Он является выпускником Московского высшего технического училища, хотя, наверное, теперь университет вряд ли гордится таким своим воспитанником.

Ранние годы

У Альфреда Эрнста Вольдемаровича Розенберга (так его называли до 1923 года, о чем свидетельствуют записи в свидетельстве о рождении и паспорте) родным языком был русский. Будущий идеолог немецкого национал-социализма родился 12 января 1893 года в Ревеле (сейчас Таллин), административном центре Эстляндской губернии Российской империи. Его отец Вольдемар Вильгельм Розенберг - остзейский немец, занимался пошивом обуви (по другим данным торговец). Мама была родившаяся в Петербурге Эльфрида Каролина Зире, происходившая из семьи переселившихся в Россию французских гугенотов. В те времена значительную часть городского населения Эстонии составляли остзейские (прибалтийские немцы). По другим версиям, особенно широко распространенным в 30-х годах 20 века, его отец был наполовину эстонец, наполовину латыш, а мама то ли французского, то ли франко-немецкого происхождения.

Альфред Розенберг рано остался без родителей, мама умерла всего через два месяца после его рождения. Окончательно он осиротел в возрасте 11 лет. Воспитывали его тетки, которые очень любили его и часто баловали. Учился он в местном реальном училище, где больше всего было немцев, но учились и русские, а меньше всего эстонцев. Лучше всего ему давалось рисование, по приказу инспектора училища, его рисунки эстляндской усадьбы Петра Первого повесили в богатых рамках на стены училища. Когда в 1942 году Альфред Розенберг приезжал в Таллин, они висели на прежнем месте. В запасниках музея искусств Эстонии хранится его рисунок «Лестница» (1918).

Жизнь до

В 1910 году он поступил на архитектурный факультет Рижского политехнического института. Во время Первой мировой войны перевелся в Московское высшее техническом училище, которое закончил в 1918 году. В русскую армию его не призвали, поскольку у него, как студента была бронь.

В 1918 году он вернулся в Ревель, который примерно через две недели захватили немцы. Розенберг хотел записаться в германский добровольческий корпус. Однако попытка не удалась, ему объяснили, что "русских" не принимают. В оккупированной немцами стране жить было тяжело, Альфред Розенберг не имел постоянной работы. Иногда зарабатывал частными уроками рисования и изредка продавал свои пейзажи старого Ревеля. Вскоре его жена выехала на лечение в Германию, и Розенбергу с большим трудом тоже удалось получить разрешение на выезд.

Приобщение к нацизму

В 1919 году в Мюнхене он познакомился с Дитрихом Эккартом, издателем националистического журнала, где вскоре начал печатать свои антисемитские статьи. Он вступил в оккультную организацию "Общество Туле" и вскоре его познакомили с Адольфом Гитлером. Альфред Розенберг оказал большое влияние на формирование взглядов будущего фюрера, особенно касающихся евреев и русских. Он познакомил Гитлера с "Протоколами сионских мудрецов" и не раз говорил ему, что революция в России и Первая мировая война произошла вследствие мирового еврейского заговора.

В эти годы вышли и первые книги Альфреда Розанберга, развивающие его взгляды на развитие истории, как борьбу рас. Он все активнее занимался политической деятельностью, стал главным редактором партийной газеты. В 1923 году принял участие в "пивном путче", неудачной попытке силового захвата власти. После чего некоторое время был на нелегальном положении.

Манифест национал-социализма

В октябре 1930 года вышло главное произведение Альфреда Розенберга "Миф 20 века", ставшее почти официальным идеологическим пособием членов нацистской партии. Книга за время существования Третьего рейха была издана общим тиражом более миллиона экземпляров. Она распространялась национал-социалистической партией по любому существенному поводу, а предложенные лозунги активно обсуждались. Внимательно изучали ее только нацистские партийные функционеры в поисках подходящих лозунгов или идеологи оппозиции, которые искали слабые места в настольной книге нацизма.

Хотя Розенберг показывал рукопись Гитлеру и получил его одобрение на ее издание, Гитлер не раз говорил своим близким соратникам, что книга, написанная "самоуверенным прибалтом", совершенно скучная и сумбурная. Большинство высокопоставленных нацистов не смогли полностью прочитать книгу Альфреда Розенберга "Мифы 20 века", настолько она была непонятна и не читабельна.

Мифотворчество нациста

В своей книге он предлагает расовое рассмотрение истории, утверждая, что будущая борьба будет не между классами или церковными догмами, а борьба между "кровью и кровью, расой и расой, народом и народом". Розенберг писал о ключевой роли нордических людей в развитии практически всех древних цивилизаций, упадок же происходил, по его мнению, из-за смешения с "дегенеративными" расами (сирийцами, этрусками), которые распространяли низменную культуру и другие пороки. Подавая реальную историческую жизнь как миф, Альфред Розенберг все хорошее отнес к достижениям нордических арийцев, обосновывая их право на доминирование в мире. Только истинные арийцы являются носителями высокой культуры, эталонами честности и справедливости.

О России он писал, что только основание ее викингами дало государственность и позволило развиваться культуре. Однако в революцию 1917 года нордическая часть русской крови проиграла борьбу восточно-монгольской, объединившись, китайцы, жители пустынь, евреи и армяне прорвались к власти, поставив правителем калмыко-татарина Ленина. Хорошо зная русскую литературу, Розенберг пишет, что Достоевский, восхваляя русского человека, как будущее Европы, все равно видит, что страна отдана демонам.

Министерство разграбления и уничтожения

В 1940 году Альфред Розенберг назначен главой института идеологии и воспитания, при котором была создана организация ("Эйнзатцштаб Розенберга"), которая должна была заниматься конфискацией имущества и культурных ценностей на захваченных территориях. Сам он подчеркивал, что в соответствии с директивой фюрера, все научное и архивное имущество идеологических противников, которое включало и мебель, находится в его ведении. Только в странах Западной Европы было ограблено около 70 тысяч еврейских домов, для вывоза мебели потребовалось 27 тысяч железнодорожных вагонов.

За несколько дней до нападения на Советский Союз Альфред Розенберг стал министром оккупированных восточных территорий. Теперь подведомственные ему организации вывозили не только произведения искусства, но и продовольствие. С подведомственных ему земель были вывезены сотни тысяч тонн зерна, мяса, масла и других продуктов. За несколько лет оккупации были также отправлены 137 товарных вагонов с 4100 ящиками с произведениями искусства.

Розенберг начал воплощать в жизнь свои антисемитские теоретические положения по изоляции евреев в гетто. Его подчиненные стремились очистить восточные земли от "недочеловеков", участвуя в массовых убийствах евреев.

На процессе в Нюрнберге выяснилось, что 9 мая 1941 года Альфред Розенберг получил одобрение у Адольфа Гитлера предложенным планам по расчленению Советского Союза. В его дневниках есть запись, что фюрер дал ему задание управлять Россией. В одном из документов его ведомства было написано, что миллионы людей умрут или должны будут переселиться в Сибирь.

Ключевые пункты программы по расчленению Советского Союза - это организация местных националистических правительств. По его мнению, чтобы не бороться со 120 миллионным населением страны, нужно, чтобы одна часть людей боролась с другой под присмотром нацистов.

Непосредственно для управления отдельными регионами были созданы пять комиссариатов, которые должны были подчиняться непосредственно Розенбергу. Однако к работе успели приступить только несколько административных управлений в Центральной России и Кавказе. Розенберг оказался бездарным администратором, и контроль над оккупированными территориями перешел к другим нацистским ведомствам. Однако даже весной 1945 года он отказывался расформировывать свое министерство.

Дневники преступника

Личные записи он вел с 1936 по 1944 год, сделанные в блокноте или на отдельных листах бумаги. Они составили 425 страниц. В конце войны записи попали к союзникам и стали одной из существенных улик обвинения. Потом они были утеряны, их увез главный обвинитель от США Роберт Кемпнер, о чем узнали уже только после его смерти в 1996 году. После долгих поисков выяснили, что он их передал одному из своих старых друзей, в июне 2013 года власти США конфисковали их и передали в Мемориальный музей Холокоста, находящийся в Вашингтоне.

Историки считают политические дневники Альфреда Розенберга важным документом, раскрывающим внутреннюю кухню работы тоталитарного нацистского государства, планом по расчленению "восточных территории" (бывший Советский Союз) и созданию нескольких губернаторств, которые должны были враждовать между собой.

Среди записей можно найти информацию о его беседах с Гитлером. Он с воодушевлением вспоминает, как убеждал его, что российская большевистская революция стала результатом "всемирного заговора еврейства", и поэтому евреи являются самой большой угрозой для страны. Много записей посвящены депортации еврейского населения, которую они деликатно называли "выдавливание на Запад".

Часть записей дневников Альфреда Розенберга посвящено описанию внутренних противоречий среди нацистского руководства. Например, в ноябре 1938 года он сообщает, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер разделяет его взгляды на одного из товарищей по партии особо приближенном к Гитлеру. Про другого функционера, зашифрованного как д-р Г, пишет, что он самый ненавидимый человек в Германии.

Справедливое возмездие

Розенберг продолжил оставаться министром по делам восточных территорий, даже когда советские войска уже штурмовали Берлин. В последние годы войны он бежал на север страны, где была резиденция правительства под руководством адмирала Карла Деница, официального приемника Гитлера. Однако 19 мая 1945 года военными из 11-й британской армии он был арестован в госпитале города Фленсбурга и переправлен в тюрьму, как один из главных военных преступников.

Обвинение в Международном военном трибунале представило многочисленные документы, включая переписку, дневник и книги. Одним из главных свидетельств нацистских взглядов стала книга Альфреда Розенберга "Миф ХХ века". Суд отметил, что декреты министерства способствовали окончательной изоляции евреев в гетто, его подчиненные принимали активное участие в массовых расстрелах евреев. Многие присутствовавшие на судебном процессе отмечают, что он был самым бесцветным среди других подсудимых - ни харизмы, ни красноречия.

Вместе с другими нацистскими преступниками он был приговорен к смертной казни через повешение. Приговор был приведен в исполнение 16 октября 1946 года, труп сожгли. Он единственный среди военных преступников, кто отказался от последнего слова и остался убежденным нацистом, о чем свидетельствуют мемуары Альфреда Розенберга, изданные в конце сороковых годов. Так назвали книгу с комментариями C. Ланга и Э. фон Шенка, в которую вошли записи, которые делал нацистский идеолог во время Нюрнбергского процесса, при этом только те, которые были интересны с точки зрения составителей.

Личная жизнь

Первый раз он рано женился (в 22 года) на эстонке, по другой версии, - обрусевшей прибалтийской немке. В 1915-1923 годах его женой была Хильде Леэсман. Известно, что она была высокообразованной, любила читать русских классиков. В 1917 году Хильда заболела туберкулезом, и супруги провели лето в Крыму для лечения ее болезни. Осенью молодая семья вернулась в Ревель, а в 1918 году переехала в Германию. В 1923 году Альфред получил немецкое гражданство и развелся с женой, которая ненадолго приезжала с лечения в Швейцарии. После развода Хильда лечилась во Франции, и осенью этого же года умерла.

Через два года он женился на немке Хедвиг Крамер, с которой прожил до самой смерти. Супруга навещала его, когда он сидел в тюрьме во время Нюрнбергского процесса. В этом браке у него родилось двое детей. Сын умер во младенчестве. Дочь Альфреда, Ирина Розенберг, родилась в 1930 году. Практически единственное опубликованное фото есть в книге Роберта Сесила The Myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi Ideology, где она в возрасте примерно 8 лет вместе с отцом на дне рождения Гитлера. Известно, что после войны она работала секретарем со знанием многих языков, но ее постоянно увольняли, когда узнавали об отце. Только в американской эмиграционной службе она проработала до ее закрытия, их не беспокоило, что Ирен - дочь Альфреда Розенберга.

Альфред Эрнст Розенберг (нем. Alfred Ernst Rosenberg ; рус. Альфред Эрнст Вольдемарович Розенберг ; 12 января 1893, Ревель, ныне Таллин - 16 октября 1946 года, Нюрнберг) - немецкий государственный и политический деятель российского происхождения, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП).

Начальник Внешнеполитического управления НСДАП (1933-1945), уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП (Beauftragter des Führers für die Überwachung der gesamten geistigen und weltanschaulichen Schulung und Erziehung der NSDAP ) (1934-1945), руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания (1940-1945), рейхсминистр восточных оккупированных территорий (Reichsministerium für die besetzten Ostgebiete ) (1941-1945). Рейхсляйтер (1933-1945), обергруппенфюрер СА. Приговором Нюрнбергского трибунала объявлен одним из главных военных преступников.

Биография

Происхождение

Родился в Ревеле (ныне Таллин) в семье родившегося в 1862 г. в Риге остзейского немца-башмачника (по другим данным, купца) Вольдемара Вильгельма Розенберга (нем. Woldemar Wilhelm Rosenberg ) и родившейся в Петербурге Эльфриды Каролины Сире (фр. Elfriede Caroline Siré ), происходившей из семьи переселившихся в Эстонию французов-гугенотов. Из воспоминаний самого Альфреда Розенберга: «Мой отец был из числа потомков тевтонского рыцарства».

Ранние годы

После окончания ревельского Петровского реального училища осенью 1910 года поступил на факультет архитектуры Рижского политехнического института. В 1915 году, когда возникла угроза занятия Риги германскими войсками, студент Розенберг эвакуировался вместе с институтом в Иваново-Вознесенск. Но жить и учиться в Иваново-Вознесенске не захотел и перебрался в Москву. В январе 1918 года закончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) с дипломом первой степени как «дипломированный инженер-архитектор».

В феврале 1918 года вернулся в Ревель, где попытался вступить в германский добровольческий корпус, но не был принят как «русский». Работал учителем в ревельской мужской гимназии (ныне Гимназия Густава Адольфа в Таллине, Эстония).

Переезд в Германию. Восхождение в партийной и государственной иерархии

В конце 1918 года переехал в Мюнхен, где занялся писательской деятельностью. В конце 1919 года был привлечён Дитрихом Эккартом в «Общество Туле», после чего сблизился с Адольфом Гитлером и в 1920 году вступил в НСДАП (билет № 625).

Был среди тех, кто оказал огромное влияние на формирование взглядов Гитлера, в частности, именно Розенберг познакомил будущего фюрера с «Протоколами сионских мудрецов». Как заявлял Розенберг, революция в России произошла в результате тайного заговора, организованного мировым еврейским сообществом, которое, по его мнению, было виновно и в развязывании Первой мировой войны.

По воспоминаниям современников, «в его речах сразу чувствовался мыслитель, высказывающий оригинальные идеи в доступной форме». Был убеждён, что всю историю человечества можно объяснить с точки зрения расовой теории. В 1920 году выпустил антисемитские работы «След евреев в изменениях времени» и «Безнравственность в Талмуде». В 1922 году издал книгу «Природа, основные принципы и цели НСДАП».

С 1921 года - главный редактор центрального органа НСДАП «Völkischer Beobachter». Участник «Пивного путча» 9 ноября 1923 года, после провала которого скрылся и не был привлечен к ответственности.

Многие идеи Розенберга были использованы Гитлером при написании «Майн кампф». Пока Гитлер находился в тюрьме, Розенберг основал Великогерманское рабочее сообщество, в которое вошли многие члены запрещённой НСДАП. По сути, Гитлер тогда возложил на Розенберга руководство нацистской партией как на своего заместителя, но Розенберг не справился с задачей сохранить партийное единство, и Гитлеру после выхода из ландсбергской тюрьмы пришлось воссоздавать партию.

В 1929 году Розенберг основал Союз борьбы за немецкую культуру (нем. Kampfbund fur deutsche Kultur ). В 1930 году избран депутатом Рейхстага от Гессен-Дармштадта, входил в состав комиссии по иностранным делам.

В 1930 году опубликовал свой труд «Миф XX века», считавшийся теоретическим обоснованием национал-социализма (хотя официально и не признанный таковым); в то же время большинство его соратников по партии (включая Гитлера) утверждали, что более путаной и непонятной книги им не доводилось видеть и большинство её даже не смогло прочитать. Объявил идеалы «римского-этрусского католицизма» и «масонского гуманизма» бесполезными. «Культура всегда приходит в упадок, когда гуманистические идеалы… препятствуют праву господствующей расы управлять теми, кого она поработила», - писал Розенберг. Гитлер про эту книгу заявлял, что это «малопонятный бред, написанный самоуверенным прибалтом, который крайне путано мыслит».

1 апреля 1933 года возглавил Внешнеполитическое управление НСДАП (нем. Außenpolitisches Amt ) (АПА), при котором было создано т. н. Бюро иностранной помощи НСДАП. В задачу АПА входили пропаганда нацизма за рубежом, организация университетских обменов, стимулирование торговых отношений, публикация в иностранной прессе пропагандистских статей. Кроме того, АПА осуществляло сбор информации, публикуемой в зарубежной прессе, в том числе о политических эмигрантах.

С февраля 1934 по 1945 год - уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП (нем. Beauftragen des Führers für die Überwachung der gesamten geistigen und weltanschaulichen Schulung und Erziehung der NSDAP ), по вопросам Германского рабочего фронта и всех связанных с ним организаций. 29 января 1940 назначен главой Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания; сформировал так называемый «Штаб рейхсляйтера Розенберга», который первоначально должен был заниматься созданием научно-исследовательской библиотеки, но в годы войны превратился в организацию, проводившую в крупных масштабах захват культурных ценностей на оккупированных территориях (1 марта 1942 года по декрету Гитлера сотрудники штаба получили право обыскивать библиотеки, жилые помещения и культурные учреждения и изымать материалы, культурные ценности и т. д.).

В годы войны против СССР

20 апреля 1941 года Гитлер проинформировал Розенберга, что планирует назначить его руководителем германских оккупационных органов на территории Советского Союза и тогда же назначил его своим «непосредственным уполномоченным для централизованного решения вопросов восточноевропейского пространства». Однако ни 20 апреля, ни через два месяца (за два дня до начала войны с СССР) ещё не было определённо решено, что за орган будет создан для управления оккупированными территориями СССР. Выступая 20 июня, Розенберг заявлял: «Вместо должности уполномоченного, возможно, будет создано учреждение с определёнными правами и государственными задачами. Сегодня нельзя определить служебные должности, но на сегодня можно считать разрешёнными следующие вопросы: 1) полномочие осуществлять на Востоке правопорядок предоставлено мне; 2) вопросы подчинённости четырёх рейхскомиссаров, которые получают указания только от меня; 3) всё руководство областью осуществляется рейхскомиссаром».

17 июля 1941 года на основании указа Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях» под руководством Розенберга было сформировано Имперское министерство оккупированных восточных территорий. Ему подчинялись рейхскомиссариаты «Остланд» (центр - Рига), включавший территорию прибалтийских республик и Белоруссии, во главе с Генрихом Лозе; «Украина» (центр - Ровно), включавший в основном территорию Украины, за исключением нескольких областей Западной Украины, вошедших в состав Генерал-губернаторства, а также часть белорусских областей: юг Брестской области, почти вся Гомельская и часть Пинской и Полесской областей, во главе с Эрихом Кохом. Предусматривалось создание рейхскомиссариатов «Кавказ» (центр - Тбилиси; рейхскомиссар Арно Шикеданц); «Московия» (Центральная Россия до Урала; рейхскомиссар - 3игфрид Каше); «Туркестан» (территория Средней Азии). Аппараты рейхскомиссариатов «Кавказ», «Москва» и «Туркестан» были сформированы в 1941 году, однако к работе приступили лишь некоторые административные органы на Кавказе и в Центральной России.

По мнению сотрудничавшего с немцами журналиста Анатолия Стенроса-Макриди, ни сам Розенберг, ни возглавляемое им восточное министерство не пользовались авторитетом среди руководства НСДАП, потому что Гитлер относился к Розенбергу с презрением за его «теоретичность» и беспомощность и бездарность в качестве администратора: «Все нацисты знали, что при Гитлере Розенберг не смел даже рта раскрыть и никогда не раскрывал. С постановлениями и распоряжениями Остминистерства решительно никто не считался, а Розенберг даже жаловаться на это никому не смел» .

После освобождения советскими войсками территории СССР аппараты рейхскомиссариатов были эвакуированы, а министерство фактически перестало функционировать, хотя, судя по дневнику имперского уполномоченного по тотальной войне Йозефа Геббельса, даже весной 1945 года Розенберг категорически отказывался расформировывать своё министерство. Тем не менее, значительная часть аппарата министерства была мобилизована в ходе мероприятий по ведению тотальной войны.

После войны

После окончания войны бежал на север Германии в расположение Фленсбургского правительства Карла Дёница. По воспоминаниям состоявшего в этом правительстве рейхсминистра Альберта Шпеера, там он вынашивал идею распустить нацистскую партию, заявляя при этом, что он - единственный партийный руководитель такого ранга, который вправе издать такой декрет. Был арестован военными 11-й английской армии 19 мая 1945 года в госпитале Фленсбурга.

Суд и казнь

В качестве одного из главных военных преступников предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге. Приговорён к смертной казни через повешение. 16 октября 1946 года приговор был приведён в исполнение. Розенберг был единственным из 10 казнённых, который отказался произнести на эшафоте последнее слово.

Это, собственно, не совсем мемуары, а книга с комментариями на те записи, которые сделал Розенберг во время Нюрнбергского процесса. Т.к. сам труд был издан в конце 40-ых годов, то, понятное дело, он сильно идеологизирован, да и сами комментаторы не скрывают того факта, что в книгу вошел только тот материал, авторства рейхсминистра восточных территорий, который, по их мнению, представляет какую-то ценность. Что негативный момент, ведь хочется иметь дело с сухим остатком, а не с заинтересованной интерпретацией. Хотя старательно пробираясь сквозь дебри текста, можно создать определенное впечатление об авторе и его взглядах.

Розенберг, безусловно, интересная фигура. Поданный Российской империи, говоривший по-русски как на родном языке, благодаря коллизиям XX века ставший одним из главных виновником тех жестокостей, которые имели место быть на русской земле во время немецкой оккупации времен WWII. Сразу вспоминается фраза Гитлера о Розенберге, что немцы, много лет прожившие в России, теряют свою национальную идентичность, а ненависть Розенберга к большевикам зиждется на той причине, что они лишили его возможности быть русским.

Проблема национальной идентичности едва ли не главная в генезисе взглядов этой личности. Если верить комментаторам, то в Розенберге практически нет немецкой крови, зато есть славянская, балтийская, еврейская, романская и он представляет собой пример онемеченного инородца, в воображении которого германскость превратилась в определенный миф. Несмотря на то, что во время своих довоенных путешествий по Европе он много поездил по Германии, он не стал менять гражданство и своей Родиной считал Прибалтику, уехав в Фатерланд только после начала немецкой оккупации Эстонии. Сам он отмечает, что это было лишь волею случая, с такой же доле вероятности он мог сгинуть в пучине советской России.

Интересно восприятие эпохи автором в период WWI и русской революции. Будучи студентом, Розенберг имел бронь. Спокойно учился и путешествовал по России. Грозное время на третьем-четвертом плане, оно совсем не чувствуется. Диплом, кстати, он получил в Москве, где не остался продолжать учебу на кафедре, только из-за больной жены, которая осталась в Прибалтике. Переехав в Германию, он первое время крутился практически только в среде русских эмигрантов. Комментаторы намекают на то, что первое время НСДАП финансировали исключительно белоэмигранты с целью своего возвращения в Россию на штыках германской армии, а то же общество Туле было фактически союзом русских и немецких антисемитов.

Главным событием жизни Розенберга, определившее его судьбу, была встреча и дальнейшее сотрудничество с Гитлером. После этого главным в его жизни стала партийная работа. Кстати, будучи представителем русского среднего класса Розенберг практически не интересовался политикой, причиной его политизированности стала нищенская и маргинальная жизнь в послевоенной Германии, когда у него не было средств даже на еду. Впрочем, в этом ничего удивительного нет, послевоенный взлет нацистов имел исключительно социальные причины. К примеру, количество голосовавших за Гитлера на всех выборах до его прихода к власти было прямо пропорционально текущему числу безработных.

Розенберг имел диплом архитектора и в вопросах философии и культуры он был полным дилетантом. Естественно, все это наложило отпечаток на его творчество. К его рассуждениям сложно относиться серьезно. Впрочем, это скорее тема его "Мифа XX века", а не данных мемуаров. Здесь он пытается оправдать себя и взгляды, которые он отстаивал большую часть своей жизни. Сетует на перегибы, военное время, варварские приказы, хотя защищает Гитлера, при этом называя его демонической личностью. Выглядит это искусственно. Собственно, из тех мыслей, которые озвучивает Розенберг, и вытекла вся та жесть, которая в восприятии обывателя ассоциируется с нацистской эпохой. Дается разоблачительная характеристика на большинство приспешников Гитлера. Причем, только на мертвых. Своих коллег по судебной скамье Розенберг явно боится. Из-за всего этого возникают сомнения в честности автора.

В общем, книга на любителя. На последок хочется раскритиковать издателя. Сам текст отпечатан в Харькове, а первичное вступление говорит о том, что это дело рук украинского националиста, который озабочен влиянием массонов и мировой гегемонией США. Несмотря на то, что на обложке отмечено, что книгу на русский перевел какой-то немец, но перлы аля "Cпир" и "Донтиц" говорят о том, что это характерный копипаст с английского издания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!