Термин и терминология. Работа редактора над термином

II. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "изоморфизм", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории.

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, т.е. закон, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любого происхождения - природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "нестабильность", "диссипативные структуры", "бифуркация" и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как "бытие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случайность", "возможность" и др.

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

Методы эмпирического исследования;
- методы теоретического познания;
- общелогические методы и приемы исследования. Рассмотрим кратко суть этих методов, приемов и операций.

1. Методы эмпирического исследования.

а) Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном "на данные органов чувств.

б) Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответ-

ствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

в) Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).

г) Описание- познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

д) Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются "вслепую", а всегда "теоретически нагружены", направляются определенными концептуальными идеями.

2. Методы теоретического познания.

а) Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

б) Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.

в) Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утвержения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях

Введение


Педагогика, как и всякая наука, имеет свой объект и предмет исследования, свою систему методов и, конечно, свой категориальный аппарат. Категориальный аппарат - совокупность терминов и понятий, которые используются (или вырабатываются) наукой в процессе исследования. В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные знания. Все научные понятия делятся, на две основные группы: философские и частнонаучные, т.е. специфические для данной науки.

Слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя рассуждать об объекте педагогики, не пользуясь словом «социализация», или - о теории, обходясь без понятий «сущность» и «явление», «общее» и «единичное». К числу таких категорий относятся также: «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др.

К собственным (частнонаучным) понятиям педагогики относятся: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки (как и те явления действительности, которые в них отражаются). Их содержание переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.

Кроме того, стало возможным выделение особой группы понятий - общенаучных, которые выходят за рамки той или иной частной науки или их специфической группы. Педагогика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам.

Общенаучные понятия


Термин общенаучности трактуется неоднозначно и кроме того, существуют различные уровни общенаучности. Говоря об общенаучности имеется в виду не традиционная связь общенаучного знания, связанного с философским знанием, когда, например, философские категории определялись как "наиболее общие понятия, которые применяются в любой науке", а та часть общенаучного знания; концептуальная основа которого связана с понятиями, формирующимися в качественно особый тип в условиях научно-технической революции, связанный с интегративными процессами в науке, который принципиально объединяет возможности содержательного и формального, качественного и количественного исследования самых разнообразных объектов реальности.

Среди всего многообразия понятий, категорий и терминов, выделяются те, что по своим признакам близки к философским, но не связаны с объяснением мироздания, однако по степени общности нередко тяготеют к философским категориям и выполняют переходные функции в системе научного знания. Такие понятие и называются общенаучными. Эти понятия по своему объему и области их применения не представляют собой группу тождественных понятий. Скорее их можно представить в виде разнообразных групп, подразделяющихся на подгруппы. Например, в состав такой выделенной подгруппы можно отнести те понятия, которые отображают свойства как объектов познания, так и частных наук, изучающих эти объекты. В таких понятиях осуществлено единство онтологического и логико-гносеологического аспектов и они могут быть названы универсально - общенаучными.

Не обладая философской логико-гносеологической универсальностью, общенаучные понятия и методы в то же время качественно отличаются по характеру и степени общности от понятий и методов частных наук.

Общенаучные понятия, с одной стороны, поднимаются над уровнем частнонаучных, понятий, а с другой - не достигают уровня философских категорий ни по характеру, ни по степени абстрактной обобщенности, ни по связи с решением вопроса о соотношении бытия и познания, объекта и субъекта. Такое качественное своеобразие общенаучных понятий обусловливает им переходное положение в концептуальной структуре знания; обеспечивает им роль связующего звена между философским и частнонаучным знанием. Не обладая типичной для философских категорий мировоззренческой функцией, не имея общегносеологического и общеметодологического значения, общенаучные понятия включаются в структуру научного мировоззрения, т.е. мировоззренческое знание как бы фиксируется в общенаучных понятиях. Так они обеспечивают философию доказательным материалом для обобщенного представления о мире (грубо говоря, делают философию наукой). С другой стороны, выполняя функцию систематизации теоретических положений частных наук, общенаучные понятия способствуют согласованию последних с конкретно-научной основой познания и с основными требованиями научного мировоззрения, т.е сближают частные науки с философией.

Выделяются следующие основные группы общенаучных понятий:

·универсально-общенаучные понятия; понятия, которые отображают свойства и объектов познания, и частных наук, изучающих эти объекты. При этом осуществляется единство онтологического и логико-гносеологического аспектов (такие понятия, как система, элемент, структура» обладают не только логико-методологической универсальностью, но и онтологической всеобщностью);

·понятия, имеющие лишь логико-гносеологический статус; относятся лишь к самим частным наукам, но не к объектам познания этих наук. Имеют основание для использования в самой научной деятельности и в этом плане характеризуют развитие всех наук и науки в целом (понятия типа знак, алгоритм, формализация, интерпретация и другие);

·понятия и средства познания, которые используются не всеми частными науками, а лишь несколькими, либо в определенной области знания, могут считаться в определенном смысле общенаучными, либо становящимися ими (оказываются общенаучными в своеобразном «техническом» смысле, поскольку с их помощью обеспечивается возможность автоматического распознавания образов). К этой же группе общенаучных средств и понятий следует отнести и другую область знания, тесно связанную с предыдущей, но уже не в плане «техническом», а в плане «организационном». Такой группой являются понятия и средства методов принятия решений (уровень, управление, вероятность, ситуация, оценка).

Основанием сформирования общенаучных знаний выступает единство мира, заключающееся в его материальности, единстве его многообразия, отражаемое в научном познании в интегративных процессах и порождаемых, ими общенаучных методах и понятиях.

Специфика общенаучных понятий как качественно новой понятийно-логической формы мышления связана непосредственно с интеграцией научного знания, происходящей под воздействием постоянно развивающейся цивилизации. Итак процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий,общих для многих частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широкоприменяются такие понятия и в педагогике, одна из функций которой - интегративная, предполагающая объединение усилий разных научных дисциплин в научном обосновании практики. Вряд ли можно в наше время, проводя фундаментальное педагогическое исследование, обойтись без таких общенаучных понятий, как «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «формализация», «модель», «гипотеза», «уровень» и др.

Общенаучные понятия в педагогике


Осмысление общенаучных понятия применительно к педагогике приводит к обогащению собственно педагогической терминологии такими словосочетаниями: «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическая система», «образовательный процесс», «педагогическое взаимодействие». Дадим их краткую характеристику.

Прежде всего, необходимо иметь в виду, что исходным для трактовки этих и ряда других важнейших педагогических понятий является общенаучное представление о системе и системном подходе.

Ни один сложный объект в наше время не может рассматриваться иначе, как с этих позиций. Так как педагогика - это наука об одном из видов деятельности, то правильно будет назвать научный подход к изучению ее объекта системно-деятельностным. В контексте этих общенаучных категорий рассмотрим обозначенные выше понятия. Но прежде всего необходимо определиться с такими общенаучными понятиями как «система» и «деятельность».

Система - целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие.

Минимальный набор характеристик системы, учетом которых определяется системный подход к изучаемому объекту: состав (совокупность элементов, в нее входящих), структура (связь между ними) и функции каждого из элементов, его роль и значение в системе. Элемент системы, в свою очередь, может быть системой, входящей в более широкую систему как ее часть, как подсистема.

Деятельность , рассматриваемая с философских позиций, выступает как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Отдельные виды человеческой деятельности - производственной, экономической, научной, этической, педагогической - можно рассматривать как подсистемы более широкой системы, какой является общество в целом. Так соединяются системный и деятельностный подходы, составляя системно-деятельностный подход к изучению тех или иных видов общественной деятельности, в частности научной и педагогической.

Теперь достаточно четко можно определить понятие «педагогическая деятельность», которая не сводится только к работе учителя. Такая деятельность, понимаемая как подсистема деятельности в общем, социальном смысле, в одном ряду с деятельностью производственной, политической, экономической и т.д., сама состоит из подсистем, в своей совокупности реализующих функцию приобщения человеческих существ к участию в жизни общества. Различаются следующие виды деятельности, составляющие систему педагогической деятельности в ее целостности:

·работа педагогов-практиков; они в непосредственном общении передают тем, кого обучают и воспитывают, культурное достояние человечества, развивают их способности, содействуют становлению личности;

·административная деятельность, организующая образовательный процесс; ею занято множество руководителей, организаторов образования;

·научно-исследовательская деятельность, которой заняты работники научно-образовательных учреждений: научно-исследовательских институтов педагогики и кафедр педагогики вузов; она одновременно является частью той общественной сферы, где производится научное знание, то есть частью науки как общественного института;

·передача результатов педагогической науки практике; сюда относится работа учреждений повышения квалификации и дополнительного образования, вообще всех, кто оказывает учителям методическую помощь.

С учетом всего сказанного о системе и деятельности не составит особых затруднений понимание термина «педагогическая система», довольно часто употребляющегося в педагогической литературе. Такая система получает конкретное наполнение в зависимости от того, каков состав, то есть конкретное содержание ее элементов: система организационных форм или методов, элементов содержания образования, методическая система, воспитательная система и т.д. Главное требование к создателю или исследователю такой системы - умение охарактеризовать ее с позиций системного подхода, четко обозначить состав, структуру и функции. общенаучный педагогический ученик знание

Употребление понятия «педагогическая деятельность» объясняется тем, что педагогика, как и любая наука, отражает действительность, то есть объективную реальность. При этом наука выделяет в ней свои объекты изучения, рассматривая их через призму сформированных в данной науке понятий. Например, физика изучает физическую реальность.

В поле зрения педагогической науки специальным объектом анализа становится только то, что включено в педагогическую деятельность. Поэтому педагогическую действительность (или педагогическую реальность) можно определить как действительность, взятую для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности. Можно сказать иначе: это та часть действительности, которая включена в педагогическую деятельность.

С представлениями о системе и деятельности соотносится и понятие «образовательный процесс». Процесс - это смена состояний системы, следовательно, образовательный процесс - смена состояний системы образования как деятельности. Поэтому педагогическая (образовательная) деятельность и педагогический процесс - не одно и то же. Педагогический процесс это деятельность в ее динамике, в движении. Лишь остановив его в мысленном представлении, мы можем спокойно проанализировать те или иные участки педагогической деятельности.

Еще одно важное понятие, «педагогическое взаимодействие», обозначает самую существенную специфическую черту практической педагогической деятельности - ее двусторонний характер. Этим свойством характеризуется все, что связано в педагогике с целеполаганием и руководством. Как в любой молекуле воды содержатся атомы двух веществ, водорода и кислорода, так и в любом элементе педагогической деятельности, ее «молекуле», присутствуют две стороны: учитель и ученик, воспитатель и воспитанник. Если одного из них убрать из педагогического процесса - распадется сам процесс, прекратится педагогическая деятельность.

Но ученик или воспитанник не просто присутствует в педагогическом процессе. Это - живой человек, и он, как и учитель, является действующим лицом. Если сказать точнее - взаимодействующим, поскольку он активно отзывается на действия педагога, а тот строит дальнейшую работу с учетом отклика ученика на эти действия. Иногда образно говорят (конечно, с известной долей преувеличения), что научить ничему нельзя, можно только самому научиться. Этим подчеркивается активный характер участия второй стороны в образовательном процессе и наличие в этом процессе не параллельных действий, а именно взаимодействия его участников.

Наконец, в педагогических исследованиях можно выделить и понятия, заимствованные у смежных наук: психологии («восприятие», «усвоение», «умственное развитие», «запоминание», «умения», «навыки»), кибернетики («обратная связь», «динамическая система»).

В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика пользуется в основном общеупотребительными словами. Но, попадая в обиход науки, слова естественного языка должны приобретать неотъемлемое качество научного термина - однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли. Когда слово общеупотребительной лексики становится научным термином, оно несет на себе отпечаток огромного научного труда. Поэтому нельзя понимать справедливый протест против искусственно культивируемой иногда «наукообразности» в изложении как призыв к отказу от научной терминологии.

Заключение


Исследование роли общенаучных понятий в формировании научного мировоззрения определило рассмотрение традиционных понятий - философских и частнонаучных. Названные группы понятий участвуют в решении научных проблем на общей основе, какой является мировоззрение. В мировоззрении (как отношении человека к окружающему миру) специфически проявляется основной вопрос философии, который концентрирует в себе знание, связанное с мировоззренческой функцией философии. Одновременно при воздействии философии на частные науки философское знание выступает в форме методологии и способствует диалектизации частно-научного знания. Поскольку научное знание может существовать и функционировать лишь в виде теоретических систем: концепций, гипотез, теорий, элементами которых являются понятия этих теорий и их категории - становится очевидной роль понятийного аппарата науки в формировании научного мировоззрения.

Научные понятия, сформировавшись как результат человеческого опыта, закрепляют в конкретных формах систематизированное знание и фиксируют в себе историческую практику человечества. В ходе исторического развития понятийной формы мышления в условиях разделения (дифференциации) знания выделились два противоположных уровня знания - философское и частнонаучное.

Философские категории выступают в качестве всеобщих форм бытия и мышления. Они являются формой теоретического освоения действительности и основой универсального метода познания. Специфика же частнонаучных понятий составляет их ограниченную познавательную и социально-практическую основу формирования научного мировоззрения. Они не обладают универсальностью, которая присуща философским категориям.

В условиях же интеграции общественных, естественных и технических наук, создания общенаучного знания, промежуточным звеном выступают общенаучные понятия и категории. Широкая междисциплинарная научно-теоретическая база формирования общенаучных понятий, образовавшаяся под непосредственным влиянием запросов различных сфер социальной и практической деятельности, сделала эти понятия формой синтеза научного знания.

Применение общенаучных понятий в педагогике не только неизбежно, но и необходима для того, чтобы была возможность вписать педагогику (как и любую другую науку) в общую систему знаний о мире, человеке.

Список литературы


1.Готт B.C., Урсул АД. Общенаучные понятия и их роль в познании. - М.: Знание, 1975.

2.Готт B.C. О понятийном аппаратесовременной науки. - Вопросы философии. - ГЛ., 1982, № 8, с. 56-64.

Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.:Российское педагогическое агентство, 1996.

Педагогика: Учебное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.

Семенюк: Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию. - Львов: Высшая школа, 1978.

Семенюк Э.П., Урсул Д.Д. Категории современной науки (становление и развитие). - М.: Мысль, 1984.

Философский словарь / По ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1987.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Термин и терминология. Работа редактора над термином

В лексике научного стиля особое место занимают термины. Терминология признается ведущим, наиболее существенным признаком. Проблема терминологии- это не только проблема лингвистическая. Она включает в себя и оценку содержания терминологической системы, т.е. отражение в ней современного развития науки и техники, а также логическое оформление терминологии, т.е. логически стройное построение её. Эти вопросы в компетенции узких специалистов в той или иной области знания (микробиологов-в области микробиологии, лингвистов- в области языкознания и т.д.) и в компетенции специальных организаций, занимающихся упорядочением, стандартизацией и оптимизацией терминологии. Редактор непосредственно этими вопросами не занимается, да ему подчас и невозможно решить большинство из них. Консультацию по упорядочению терминологии любой отрасли знания можно получить у специалистов Комитета научно-технической терминологии АН СССР (КНТТ)

Для более обстоятельного ознакомления с проблемой терминологии как с точки зрения ее содержания и логической стройности, так и с точки зрения лингвистической отошлем читателя к вышедшим в последнее время комплексным работам по терминологии.

Что же касается собственно лингвистических вопросов терминологии, то они в большинстве своем оказываются в компетенции редактора. Поэтому в данной работе мы останавливаемся на тех проблемах терминологии, с которыми сталкивается редактор и которые он может самостоятельно разрешить в ходе работы над рукописью научной книги.Но прежде чем перейти к этой проблеме, коснемся коротко таких вопросов терминологической науки, как соотношение между языковым знаком и понятием, выявление существенных признаков предмета, отражаемых в понятии, типы связей между понятиями, классификация, определение и система, понятий, виды и строение определений, т.е. тех вопросов терминологии, которые являются предметом специального интереса логики, психологии и гносеологии. Редактор должен знать определния некоторых понятий терминологии. Начнем с предмета мысли.

Предметом мысли называются вещи и явления или их отдельные стороны, являющиеся объектом мышления. Предметом мысли ученого является то, чем он занимается, его наука, его тема, работая над которыми он создает понятия. Понятия представляют собой форму мысли, в которой отражены существенные признаки вещей, явлений или их отдельных сторон. Признаками называется все то, в чем предметы мысли сходны или различны между собой. Таких признаков может быть множество. Поэтому выбираются лишь существенные. Выделяются основной признак и второстепенные. Признаки, которые отражаются в структуре терминов, делятся на прямые и косвенные.

Понятия делятся на общие, единичные и собирательные. Общие понятия охватывают множество однородных вещей,Явлений или отношений и выражаются в виде логического класса.(Логический класс-это совокупность вещей и явлений, обладающих общими признаками, а также признаками, по которым они отличаются от вещей или явлений, составляющих другие классы).

Единичными называются понятия, относящиеся к одной вещи,явлению, отношению. Собирательными-понятия, охватывающие множество предметов,вещей, явлений, отношений, неоднородных, однако мыслимых как единый предмет.

Понятия (общетехнические, межотраслевые, отраслевые) в данной области знания объединяются в систему понятий.

Различаются понятия собственные и привлеченные(например, математические формулы в работах, посвященных кожевенной промышленности)

Отношения между понятиями бывают родовидовые и перодовые.Родовидовые- подчинительные, они относятся к одной категории. Родовые понятия имеют больший объем, чем видовые,» отражают больший кругнезависимых материальных предметов», видовые понятия полностью включают в родовые.

Особой формой деления понятий является классификация-деление объема исходного понятия на виды,подвиды, индивидуальные группы и т.п.

Однйо из важнейших характеристик термина является дефинитивность, посколько термин-это разновидность «дефинитивного слова и основной формой его существования является определение»

Определния понятий стоятся по следующим правилам: 1) определение понятий должно быть соразмерным: объем содержания определяемого и определяющего должен быть одинаковым 2) в качестве видового отличия должен выступать признак, свойственный лишь определенному понятию 3)в определение должны быть включены все основные признаки понятия 4) определение не должно быть отрицательным и др.

Терминология связана с системой понятий данной науки.

Необходимо различать следующие группы систем: 1)систему понятий теории,являющуюся объектом рассмотрения в соответствующей области науки и 2) две языковые системы: систему понятий,выявляемую в процессе упорядочения терминологий, и систему значений ествественно сложившихся терминологий, которые могут быть предметом лингвистических исследований.

Системы терминов должны удоавлетворять требованиям непротиворечивости, полиоты, независимости.

Таковы некоторые общие понятия терминологической науки.

Если терминоведов, разрабатывающих системы терминов, соответствующие системам понятий той или иной области знания, интересует содержательная сторона вопроса(план содержания), связи между научными понятиями, на основе которых создаются термины, то лингвист занимается всей системой языковых средств, функционирующих в научном стиле, в том числе (ив первую очередь) термианми в их лингвистическом оформлении и другими специфическими для языка науки лексическими единицами: общенаучными словами, номенклатурными наименованиями и пр.

$2 Остановимся на проблеме лингвистического оформления терминов.

Прежде всего следует подчеркнуть системную обусловленность термина. «Каждый термин имеет вполне определенное место(по соподчиненности с другими терминами) в рассматрвиаемой терминологической системе, которое зависит от места соотвественного понятия во всей данной системе понятий»

Лексическая и терминологическая системы взаимосвязны. Причем связь между ними односторонняя: от терминосистемы к лексической системе, т.е. план содержания терминосистемы автономен, что определяется теми его свойствами, которые формируют данное содержание по общим законами формирования знания (через теории, концеции, гипотезы и т.д.)», в отличие от лексической системы, языковой семантики как вторичного объекта научного знания, обусловленного внутренними законами языкового развития значения слов.

Термин, в отличие от обычного слова, которое выполняет либо номинативную, либо дефинитивную функцию, не только называет, но и логически точно определяет понятие.

Термины представляют собой многостороннюю и ёмкую, но вместе с тем сжатую характеристику предмета или явления. Терминологическая лексика- более высокий по сравнению с общеупотребительной лексикой разряд наименований предметов и явлений окружающей действительности.

Поскольку в термине всегда зафиксированы строго определенные понятия, он позволяет с наибольшей точностью передать содержание существа научной или технической идеи автора, способствует краткости, лаконичности изложения. Термины несут в себебольше информации, чем другие лексические единицы.

Термин-это лексическая единица языка, которая выполняет не только номинативную, но и дефинитивную функцию. Особенности семантики термина заключаютяс в том, что он точно соотнесен с определенным понятием, выражает его сущность. Отсюда можно дать следующее определние термина:термин-это слово или словосочетание специального языка,являющееся точным словесным обозначением или выражением специальных понятий в данной терминологической системе. Можно дать и такое определение термина: термин-это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и техники и раскрывающее его содержание; в основе термина лежит научно построенная дефиниция, и он с точки зрения стилистической и эмоционально-экспрессивной нейтрален.

Специфика терминов заключается в строгой регулярности их форм, особой специализации словообразовательных моделей, в последовательно системных отношениях между словами, входящими в одну терминологию.

Под терминологией понимается система терминов, выражающих совокупностть специфических понятий, рассматриваемыхв конктретной области, т.е. термин имеет смысл как член определенной терминологической системы.

В пределах данной системы термин должен иметь свое строго определенное место, в зависимости от места обозначаемого им понятия в системе понятий. Входящие в данную систему термины должны своей мотивированностью отражать объективные связи между соответствующими понятиями.

«Под технической терминологией мы будем понимать совокупность зафиксированных в технике специфически технических терминов. В настоящее время правильнее называть таккую терминологию естественно сложившейся в отличие от упорядоченной, т.е. подвергшейся обработке,улучшению по определенной методике.

Совокупность значений терминов, входящих в техническую терминологию,соответственно будет системой значений технической терминологии»

Плодотворное развитие какой-либо науки невозможно, если совокупность понятий,которыми эта наука располагает, не имеет строго научной терминологии.

Терминология как наука изучает связи между предметами в системе той иои иной области знания, создает классификационные схемы, упорядочивает и нормализует термины, превращая их в терминосистемы.

Можно выделить два вида терминов: общеупотребительные и узкоспециальные. Первые не входят ни в одну терминологическую систему и употребляются в научных произведениях по всем отраслям знания. Термины второй группы используются только в работах, рассчитаных на узкого специалиста.

Следует различать специальную терминологию и профессиональную лексику-названия прдеметов различных отраслей промышленности, ремесел, принятых среди людей, занятых в данном производстве. Профессиональное просторечие в узком смысле этого словаи понимаемое расширительно в идеале не должно употребляться в научной прозе.Однако в настоящее время оно широко проникает в нее, что в целом следует признать явлением нежелательным, так как рядом с научными терминами профессионализмы выступают как синонимы, дублеты.

Но в ряде случаев, когда в науке еще нет закрепленного термина, а для какого-либо понятия существует лишь описательный оборот, профессиональное просторечие может функционировать в научном контексте.

Многие термины органически вошли в современный русский литературный язык. Например: трактор, электричество, радио, телефон, атом, бензин, руда и т.д. Такие слова обозначают как общенаучные и общетехничекие понятия, так и явления, широко распространенные в производстве или в быту.

Возникающие в науке новые понятия требуют новых слов для их названия. Так появляются термины-неологизмы. Неологизмы в научной речи, как правило, устойчивы, они или становятся широкоупотребительными, или используются как узкоспециальные термины, или входят в научную фразеологию. Много неологизмов принесли такие областные науки, как химия, физика, биохимия и др.

Новые термины часто приходят на смену устаревшим. Так, термин коробка скоростей заменен термином коробка переменных передач.

Однако хотя в процессе развития науки и техники устаревшие термины могут заменяться новыми, исторяи не знает случаев полного обновления терминологии какой-либо отрасли науки за короткий период. Чаще термин в результате уточнения понятия обновляется частично.

С точки зрения собственно языковой можно выделить однословные термины, термины-словосочетания и термины-предложения. К первым относятся: непроизводные термины, производные, сложные, сложносокращенные. Терминами-словосочетаниями могут быть свободные словосочетания(порождающая грамматика, информационная система), несвободные словосочетания (красная строка), термины-фразеологизмы (заячья губа). Примером терминов-предложений служат военные и спортивные команды.

Термины могут обозначаться неязыковыми средствами-это графические обозначения, цифровые наименования-искуственные, условные обозначения всех видов.

Термины могут иметь краткие и полные обозначения. Последними обозначены категории предметов, физические величины, единицы измерения.

Вопрос об экспрессивности, образности и стилистической окрашенности термина решается неоднозначно терминоведами и лингвистами. Терминоведы и многие лингвисты категорически отрицают эти качества в термине. Специфичность терминов усматривают в их стилистичекой нейтральности, безразлии к эмоционально-эксперссивным и эстетическим характеристикам речи.

Проблема экспрессивности термина требует уомплексного решения. В основном,термины, разумеется,неэкспрессивные, безобразные единицы языка, находящиеся в научном произведении в определенном стилистическом окружении, чаще всего нейтральном.

Конечно экспрессивность обычно стирается в слове, когда оно становится термином. Так, постепенно становятся стилистически и эмоционально-нейтральными многие термины, внутренняя форма которых ориентирует на экспрессивность. В редких случаях, однако, пока слово-термин не станет широко употребительным в данной сфере общения, экспрессивность в нем сохраняется. Особенно широко представлены экспрессивные специальные слова в профессиональном просторечии, которое как уже омтечалось, иногда проникает в сферу научной речи.

Способы образования терминов различны. Наиболее распространенный- морфологичекий:префиксальный, суффиксальный, смешанный, усечение, образование сложносокращенного слова, словосложение.

В качестве терминоэлементов могут выступать как слова ествественного языка, так и различные элементы искуственных языков.

В идеале для терминов одного ряда целесообразно при их образовании использовать одну словообразовательную модель.

В словобразовании терминов весьма продуктивны как общелитературные средства словообразования, так и собственные терминологические словообразовательные средства.

Особенно продуктивны аффикс –ость и –ство, -ит в терминах типа изменчивость, усталость, фемолит.

Продуктивно и префиксальное словообразование при помощи приставок и близких к ним слов суб-, поли-, микро- и др.

Третий способ образования терминов-аббревиация. Он очень удобен для громоздких терминов.

Различаются лексические инициальные аббревиатуры, составленные из начальных букв составных терминов-буквенные аббревиатуры(кпд), сложносокращенные термины, составленные из начальных слогов,-слоговые аббревиатуры; сложносокращенные термины смешанного типа:буквенно-словные,т.е. составленные из начальных букв и полного слова и буквенно-слоговые.

К способам словообразования терминов относится также образование сложного термина путем соединения основ: без соединиетнльой гласной, с соед.гласной, а также сложного термина, образованного за счет внутренних синтаксических изменений.

Кроме терминов,заимствованных из других языков, имеется довольно большое число терминов, заимствованных из диалектов(лизуха,задохлик,опоек,сыпня-в кожевенном производстве)

Таковы основные способы образования терминов.

Основной частью речи, которой представлены термины, является имя существительное. Однако терминологисекие значения могут иметь и другие имена-прил, наречие, а также глагол.

Преобладание терминов-существительных связано с тем, что «номинация становится носителем наиболее значительных содержаний в познании действительности. К тому же с ростом науки, техники, культуры появляется постоянная потребность в наименовании новых и новых предметов».

Г.О. Винокур считал отглаголные существительные с суффиксами –ние и –тие идеальными терминами для обозначения технических процессов и писал, что использование единого специализированного суффикса в построении терминов этой группы играет систематизирующую роль.

Термины –имена существительные составляют 80% всех терминов. Глаголы в роли терминов встречаются не часто и то лишь глаголы непереосмысленные. Среди прилагательных в роли терминов обычно выступают притяжательные прилагательные,и, реже, отглагольные. Многие прилагательные субстантивируются в терминологическом употреблении. Примером теуются в терминологическом употреблении. Примером терминов- наречий могут служить:piano (тихо), appassionato (страстно) и др.

От терминов следует строго отграничивать номенклатурные знаки.

Отличие номенклатурного наименования от термина заключается в том, что в основе терминов лежат общие понятия, а в основе номенклатурных наименований- единичные. Это своеобразные этикетки единичных объектов, зачастую выраженные абстрактными символами.

Номенклатура как бы дает имена объектам материального мира. К номенклатурам относятся серийные марки машин, станков, приборов, учреждений и т.д.

Приведем примеры номенклатурных наименований- аббревиатур: ККД- конусная дробилка дял крупного дробления, Кд-29- кондиционеры)

Дефиницию для номенклатурного наименования построить невозможно, её заменяет описание.

$7
Важным в современнлй терминологии является вопрос о способах введения термина в текст и объяснения его в научной прозе.

В сугубо научных произведениях, предназначенных дял узких специалистов, термины могут не расшифроваться. Однако в научных произведениях, рассчитаных на более широкую аудиторию,чрезвычайно важно правильно ввести термин в текст, удачно разъяснить его. Различные приемы введения и объяснения терминов делают изложение более понятным. Введение терминов в текст должно быть «подготовлено» предшествующим изложением, т.е. необходимо создать так называемый « контекст введения» термина.

Ввести термин- это не просто упомянуть о нем; введение термина означает то, что в дальнейшем читатель вместе с автором будет свободно оперировать им, а это предполагает знание содержания термина. Приемы объяснения термина могут быть двух видов: 1) термин- объяснение; 2) объяснение-термин. Их можно назвать прямым (1) и инверсионным определением (2)

Прямое определение предпочтительнее при необходимости сделать акцент на термине, в дальнейшем многократно повторяющемся. Если же акцент делается не на самом термине, а на выраженном им понятии, предпочтительнее инверсионное определение. Часто прибегают к смешанному объяснению.

Можно назвать следующие способы введения терминов с определениями:

1. Непосредственное введение, т.е. прямое определение термина.

2. Постепенное подведение к термину, т.е.термин сообщается лишь после развернутого описания понятия или явления (инверсионный вид определения).

3. Ориетирующее введение (термин определяется через основные признаки, форма определения может быть и прямая, и инверсионная)

4. Синонимизация, т.е. введение термина в синонимический ряд (форма определения обычно прямая)

5. Аналогизация, т.е. использование при введении термина аналогичных, известных читателю примеров (форма определения может быть и прямой, и инверсионной)

6. Способ «попутного замечания», т.е. вынос замечаний или в скобки, или в сноску (форма определения прямая)

7. Этимологизация термина, т.е. лингвистическое объяснение его происхождения(фомра определения прямая)

Редактор должен следить за тем,чтобы выбранный способ введения термина в текст был удобным для восприятия читателем содержания высказывания.

Остановимся на некоторых вопросах терминологической деятельности у нас в стране и за рубежом.

Разработка и введение единой терминолоиги- сложная общегосударственная задача. Однако многие вопросы в данной области еще не решены. «Теперешнее состояние терминологии, -отмечается в официальном издании Комитета научно-технической терминологии АН СССР, - не удовлетворяет современным требованиям… причины зедсь самые разнообразные, одна из основных- развитие самой науки.

Решение терминологических проблем чрезвычайно важно для повышения идейно-теоретического уровня научных публикаций.

Созданием научных основ унифицированной терминологии, что необходимо при плановой организации народного хозяйства в общегосударственном масштабе, занимается организованный в н.30 годов под руководством академика С.А. Чаплыгина и Д.С. Лотте Всесоюзный научный терминологический центр- Комитет научно-технической терминологии АН СССР (КНТТ)

Первоочередной и галвной задачей Комитета терминологии АН СССР,явилась разработка принципов и методов построения научно-технической терминологии, т.е. систем терминов и определений понятий в различных областях науки и техники.

КНТТ АН СССР, заложивший теоретические и методологические основы формирования системной научно-технической терминологии, выпускает бюллетени-сборники, посвященные терминологиям различных отраслей науки и техники. Консультативной помощью КОТТ АН СССР в настоящее время пользуются все организации, связанные с созданием терминологии.

Помимо КНТТ, проблемой упорядочения всех терминологических систем у нас в стране занимаются Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР. Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ) и др.

Координация научных основ терминологической работы и проблем упорядочения и стандартизации терминологии осуществляется в рамках Государственного комитета по науке и технике Совета Министров СССР и Академии наук СССР при участии академий наук союзных республик, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и др.

Терминологической работой, согласованием национальных терминологий занимаются многие международные организации: СЭВ, МЭК,МКО.

За последние 20 лет в СССР было издано свыше 2тыс. различных слвоарей, среди которых «физический энцеклопедический словарь» и до. Постоянно растет число отраслевых терминологических словарей по всем отраслям науки и техники, и в первую очередь по таким, как энергетика, электроника, машиностроение.

В 50-60 годах вышли терминологические слвоари по математике, судостроению, энергетике и другим областям знаний.Создаются двуязычные терминологические словари. В 1974г. Вышел в свет «Немецко-русский словарь по радиоэлектронике», который содержит около 65000 терминов в различных областях радиоэлектроники, а также автоматики и вычислительной техники.

В 1966 г. ВИНИТИ был издан «Словарь терминов по информатике» на русском и английском языках.,содержащий 3035 терминов, относящихся к информационной теории и практике и смежным отраслям знания. Создаются терминологические словари на языках народов СССР. Отдел географических названий Центрального научно-исследовательского института геодезии, аэросъемки и картографии, являющийся научно-методическим и рабочим органом Межведомственной комисии по географическим названиям, разрабатывает общие и частные инструкции по передаче иноязычных названий, составляет словари географических наименований и терминов. Инструкции и словари рецензируются в научных учреждениях, а затем утверждаются на Межведомственной комисии, после чего становятся обязательными для всех изданий Советского Союза.

Существует несколько видов терминологических словарей:

1. переводные словари, предназначенные для установления условного соответствия лексики двух или более языков. В таких словарях материал располагается по алфавиту. Наряду с терминологической нормой указываются и другие средства, передающие содержание текста при его переводе с одного языка на другой.

2. Терминографические словари, не предназначенные для закрепления норм, но отражающие существующие реализации термина и фиксирующие его новые значения.

3. Нормативные терминографические словари. В них дается нормативное терминоупотребление, представлена система специальных помет, указывающих нормативные эти термины или нет.

Фиксируются термины и в словарях дескрипторов, предназначенных для информационного поиска.

Термины представлены не только в собственно терминологических словарях.

«Справочную» помощь редактору оказывают также энциклопедии(универсальные: БСЭ, МСЭ и отраслевые, толковые словари, словари общенаучной лексики) и до., в которых фиксируются термины и другие слова по степени их употребительности в текстах.

Редактор научной литературы должен быть осведомлен о существующей справочной терминологической службу.

Необходимая информация, а в ряде случаев детальное описание различных терминологических словарей, вошедших до середины 1960 года, помещена в уже упоминавшемся колоссальном библиографическом труде И,М, Кауфмана «Терминологические словари», в которыом описано 1775 таких словарей. Сведения о специальных языковых словарях можно почерпнуть также из « Библиографии многозначных научных и техничских словарей»Ю изданой ЮНЕСКО.

Упорядоченная терминология находит отражение и в сборниках рекомендуемых терминовЮ статьях, стандартах, нормалях и т.п.

Сборники терминов, издаваемые КНТТ АН СССР, в основном охватывают дисциплины теоретического характера, естественные и общественные науки. Для терминологии отраслевых, технических, прикладных областей знания, особенно для обозначения видов машин, приборов и других изделий промышленности, для обозначения рассчетных показателей, величин измерения, технологических процессов и т.п. целесообразны государственные терминологические стандарты.

Каким жн должен быть термин:

«Идеальный» термин должен удовлетворять следующим требованиям:

1)входить в определенную систему;

2) отражать « необходимые и достаточно признаки понятия, создающие, с одной стороны, общность понятий, а с другой- их специфичность;

3) обладать определенными систематизирующими свойствами, т.е единообразием словообразовательных моделей;

4) Быть однозначным в пределах одной терминологии;

5) Не иметь синонимов;

6) Быть семантически прозрачным;

7) Быть кратким, удобным для запоминания и произношения;

8) Термины не должны быть перегружены малоупотребительными словами иноязычного происхождения.

Эти требования редактору научного произведения следует учитывать в своей работе над терминологией.

Остановимся подробнее на вопросе о требованиях к «идеальному» термину и об их реализации в практической работе.

Поскольку термин является, с одной стороны, членом логической системы понятий, а с другой- членом лексической системы (единицей языка), т. е. его функционирование определяется принадлежностью к двум разным системам, законы которых часто противоречат друг другу,- требования, предъявляемые к термину, значительно отличаются от требований, предъявляемых к другим единицам языка.

Такое двуединой природой термина объясняется сложность работы редактора над терминологией.

Как уже говорилось, одним из основных требований, предъявляемых к термину, является его соответствие системе: термин должен представлять собой стройную систему взаимосвязанных элементов, а не быть случайным соединением. При этом он должен соотноситься только с одним понятием и давать представление об определенной системе понятий.

Слова и словосочетания, являющиеся терминами, должны характеризовать наиболее существенные признаки своих объектов. Например, понятие машины, используемой для выгрузки какого- либо груза из кузова автомобиля, может быть выраженно несколькими словами: автомобилеподъемник, автомобиленаклонитель; автомобилеразгрузчик. Первые два термина обозначают несуществующие признаки объекта: подъем передней части автомобиля и его наклон- это лишь предварительные действия, направленные к достижению основной цели. Поэтому из трех слов наиболее точно выражает существенный признак объекта термин автомобилеразгрузчик.

Выражаемые терминами признаки объекта должно точно соответствовать конкретному понятию, выделять его из ряда близких ему. Например, выражая понятия уничтожение насекомых-вредителей посредством обработки продуктов газом , не следует использовать термин газовое обеззараживание, так как он охватывает понятие дезинсекции (уничтожение насекомых) и дезинфекции (уничтожение бактерий). Следовательно, здесь приемлем только термин газовая дезинсекция.

Признаки, которые кладутся в основу построения терминов для видовых понятий, должны быть одинаковы. Если в основу терминов для видовых понятий положены признаки разного рода, то нарушается систематичность. Например, стыковая сварка , где признак- машина, на которой эта сварка выполняется; роликовая сварка ,- где отражены одна из деталей этой машины- ролик и, наконец, точечная сварка , где находит отражение сам процесс. В этом случае термины создают представление о том, что понятия не связаны между собой классификационно, тогда как в действительности эта связь существует.

Каждый термин должен обладать систематизирующими свойствами, т. е необходимо единообразие моделей терминов (как моделей структуры слов, так и моделей конструкции словосочетаний). Например, в системе терминов газопровод, водопровод, маслопровод , паропровод не следует употреблять термин иного морфемного состава- воздуховод (термин приведенной системы образованы от глагола проводить , а последний- от глагола водить ).

Специализация словообразовательных средств обеспечивает формальную систематичность однословных терминов. Так. В терминологии механических свойств и испытаний материалов для всех основных свойств используются термины на –ость (-есть ): прочность, хрупкость, вязкость, твердость, хладноломкость, текучесть, ползучесть. Термины же с другими суффиксами относятся к нерекомендуемым.

«Системность терминов нарушается и при применении терминов, имеющих одинаковую структуру для выражения понятий, не находящихся в непосредственной связи между собой». Так, создается ложное представление о взаимосвязи понятий, обозначенных терминов усадочная рыхлость, пористость и термином рослость.

Основным лингвистическим требованием, представляемым к стандартизуемой терминологии, является требование моносемичности (однозначности) термина в пределах одной терминологической системы.

Обиходные слова, как правило, многозначны, если брать их изолированно, и их конкретное значение проявляется только в контексте. « Для терминологии,- пишет А. А. Реформатский,- это все не нужно, так как термин связан не с контекстом, а с терминологическим полем, которое и заменяет собой контекст».

Многозначность терминов вносит путаницу и нарушает главное требование: одно значение должно быть закреплено только за одним термином.

Особенно много полисемичных терминов среди отвлеченных отглагольных существительных, так как они, с одной стороны, будучи образованными от глагола, сохраняют глагольные значения действия и процесса, но, и с другой стороны, став существительными, развивают предметные значения. Например: верстка- этап полиграфического процесса; верстка- корректурный оттиск.

В дискуссии, проведенной журналом «Электричество» по терминологии теоретической электротехники, отмечался факт полисемии многих терминов данной науки: термин сопротивление применяется и для обозначения изделия (например, постоянное сопротивление, жидкое сопротивление, объемное сопротивление, непроволочное сопротивление, остеклованное сопротивление), и для обозначения определенной физической величины.

Приведем примеры многозначности терминов в пределах одной терминологической системы. Термин шпиндель употребляется в двух значениях: 1) устройство, служащее для закрепления детали, и 2) деталь, с которой помощью осуществляется перемещение затвора в корпусе. Термин компенсатор употребляется в значении: 1) дополнительный резервуар, соединенный узким отверстием с помощью цилиндра тормоза, предназначенный для перетекания жидкости из цилиндра в компенсатор и обратно, и 2) пружинный компенсатор, регулирующий давление в колонках уравновешивающих механизмов при колебаниях температуры. Термины обойма имеет значения: 1) металлическая рамка и 2) стальная массивная деталь обычно цилиндрической формы. Термин блок-1) простейшее грузоподъемное устройство, состоящее из вращающегося на оси колеса, на ободе которого имеется желобок для каната или цепи, и 2) соединение каких-либо частей в более крупное целое. Термин рама- 1) несущая часть машины (или установки) и 2) крепежная рама усиленной конструкции. Под бронзой понимается: 1) сплав меди только с оловом и 2) сплав меди с другими металлами; надежностью принято называть 1) безотказность системы, машины, устройства и т.п., 2) безотказность плюс ремонтопригодность, 3) безотказность плюс ремонтопригодность и долговечность; под дозой понимается: 1) некоторое количество вообще чего-либо, независимо от того, предназначено или нет это количество для передачи кому-либо или чему-либо, 2) некоторое количество чего-либо, предназначенное для передачи кому-либо или чему-либо, 3) некоторое количество чего-либо, переданное кому-либор или чему-либо.

Многие полисемичные термины употребляются в значении двух понятий, имеющих сходство (перенос значения по аналогии), например по аналогии технической функции, назначению соответственных предметов техники и т.д.

Многозначными иногда оказываются и терминоэлементы. Так, в термине живая сила терминоэлемент сила употребляется в значении энергии, а в термине лошадиная сила- в значении мощности. В термине мощность двигателя терминоэлемент мощность употребляется в своем обычном значении, а в термине мощность пласта- в значении линейной величины, измеряемой по геологическому разрезу. В термине удельное давление элемент давление использован в значении силы, действующей на всю поверхность, в термине сила давления этот же элемент обозначает силу, действующую на данную поверхность и отнесенную к единице этой поверхности. В первом случае размерность- килограммы, во втором- килограмм на квадратный сантиметр.

«Существует особый вид многозначности терминов-категориальная многозначность, состоящая в том, что содержание понятия складывается из признаков, принадлежащих одновременно нескольким категориям. Чаще всего это отмечается, когда между собой связаны свойство и величина («твердость», «стойкость»), процесс и величина («давление»), явление и величина («электрический ток»), процесс и явление («излучение») и т.д.

Необходимо отметить, что с категориальной многозначностью бороться трудно, весьма часто даже для устанавливаемого термина фиксируется полисемии (так же, как синонимов). Это требование можно предъявить к идеальной терминологической системе в целом.

Кроме того, многозначные термины в разных терминологических системах (например, функция в математике, физиологии и лингвистике, редукция в экономике и фонетике и т.п.) «следует считать терминологическими омонимами, не подлежащими унификации в межнаучном плане и потому не нуждающимися в пересмотре. Обычно каждый термин-омоним относится к определенной терминологии и не вызывает двусмысленности высказывания. Так, например, слова башмачник, отстойник, несмотря на их омонимичность, не вызовут двусмысленности у специалиста железнодорожного дела. Башмачник в железнодорожной терминологии – это человек, имеющий дело с тормозными башмаками, а отстойник – это место стоянки разрушенных вагонов.

Примером терминов-омонимов могут служить также: деривация (в языкознании и в военном деле), морфология (в языкознании и в естествознании), стык (в стихосложении в военном деле), ассимиляция (в фонетике и в этнографии), мер

Главная > Документ

Тема 7. Научная терминология Задание 1 . Познакомьтесь с особенностями научной терминологии. Примером метаязыка, который используется в лингвистике и отличается от языка-объекта лишь частично, является научная терминология. Термин (от лат. terminus – граница, предел) – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Таким образом, критерием терминологичности является специальная область употребления. По области употребления термины делятся на общенаучные и узкоспециальные. К общенаучным относятся термины, которые обозначают общенаучные понятия и используются во всех областях научного знания. К ним, например, относятся такие термины, как система, структура, объект, величина, категория и др. К узкоспециальным относят термины, которые употребляются только в отдельных областях научного знания. Например, к математическим терминам можно отнести термины сложение, дробь, степень, к лингвистическим – приставка, глагол, сказуемое и т.д. Общенаучные и узкоспециальные термины образуют терминологическую систему конкретной области научного знания. По происхождению лингвистические термины можно разделить на следующие группы: - термины, основу которых составляют слова, «заимствованные» из русского литературного языка (корень слова, приставка, окончание, основа слова и т.д.); - термины, представляющие собой иноязычные заимствования (префикс , аффикс , флексия и др.); - термины, заимствованные из других областей научного знания (так, например, термин «валентность » со значением `способность присоединения одними элементами других в определенном соотношении ` был заимствован лингвистикой из химии и активно используется для лингвистического описания языковых явлений синтаксического уровня). Для того, чтобы термин мог выполнять свою основную функцию (т.е. служить для точного выражения научных понятий), он должен отвечать определенным требованиям. Основными требованиями, предъявляемыми к термину, относятся краткость и простота, однозначность, системность (т.е. согласование с другими имеющимися в терминосистеме терминами). Одним из недостатков терминологической системы лингвистики является многочисленность и многозначность терминов. Главная причина этого заключается в том, что в лингвистической науке существует большое число различных научных школ и направлений, использующих «свою» терминологию. Поэтому можно говорить о том, что в лингвистике существует не одна, а несколько систем терминов. Задание 2 . Ответьте на вопросы. 1. Что называется термином? 2. Что является критерием терминологичности? 3. Какие термины относятся к общенаучным? 4. Приведите примеры общенаучных терминов. 5. Какие термины относятся к узкоспециальным? 6. Приведите примеры узкоспециальных терминов. 7. Каким образом можно разделить лингвистические термины по их происхождению? 8. Каким требованиям должен отвечать термин, чтобы он мог выполнять свою основную функцию? 9. Что является недостатком терминологической системы лингвистики?

Материалы для практических занятий

Тема 1. Неязыковые средства представления лингвистической информации Задание 1 . Познакомьтесь с особенностями неязыковых средств, которые используются для представления научной информации. В качестве одного из средств представления научной информации в лингвистике используются пространственно-графические формы, к которым можно отнести: - условные знаки и обозначения, - таблицы, - схемы и их модификации, - пространственно-графические конфигурации, похожие на «формулы », «графики » и «уравнения », которые используются в точных науках, - рисунки, основу которых составляют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник ) и графические знаки (линии различных модификаций, точки, стрелки ). Достоинства этих средств представления лингвистической информации следующие: а) способность представлять абстрактное содержание (т.е. определенные свойства, признаки и характеристики языковых явлений, например, такие, как последовательность, иерархия, зависимость, взаимодействие, аналогия и т.п.); б) способность представлять научную информацию в наглядной форме, облегчающей ее понимание; в) способность представлять научную информацию в компактной форме, обеспечивающей быстроту ее восприятия. Эти свойства неязыковых средств представления научной информации объясняют активность и регулярность их использования в лингвистических научных текстах. Задание 2 . Ответьте на вопросы. 1. Какие пространственно-графические формы используются в качестве одного из средств представления научной информации в лингвистике? 2. В чем состоят достоинства этих средств представления лингвистической информации? Тема 2 . Условные знаки и обозначения в лингвистике Задание 1 . Познакомьтесь с особенностями использования в лингвистике условных знаков и обозначений. Условные знаки являются удобным средством обозначения лингвистических понятий и терминов: V - `глагол `, N 1 - `именительный падеж ` и др. В качестве условных знаков и обозначений в лингвистике используются цифры, буквы, простые графические знаки и знаки, используемые в точных науках. Цифры используются в лингвистике для обозначения падежей и омонимов: мир 1 , мир 2 ; N 1 , N 2 , N 3 . Заглавные буквы русского и латинского алфавитов используются для обозначения лингвистических терминов: НСВ (`несовершенный вид`) - СВ (`совершенный вид`), S (`субъект`) P (`предикат`) O (`объект`). Простые графические знаки используются для обозначения лингвистических понятий. Они имеют следующие значения: а) `` - `значение `; б) О - `отсутствие элемента `; в) * - `неупотребительность, неправильное употребление `. Например: Холостяк - `неженатый мужчина `; вдовец - `мужчина, у которого умерла жена `. Два дня Иван искал ее адрес. На третий день O нашел . Смотреть – смотри; видеть - * видь. *Маша часто изучает русский язык. Маша регулярно изучает русский язык. Знаки, заимствованные лингвистической наукой из точных наук, имеют в лингвистике, как правило, другое значение. Например, знак = (`равно `) обозначает отношения синонимии: научный стиль речи = язык науки = научная речь. Знак + (`плюс `) используется для обозначения положительной оценки, а знак – (`минус `) для обозначения отрицательной оценки: Одного поля ягоды (). В 45 баба ягодка (+ ) опять. Эти знаки могут использоваться в таблицах для обозначения значений `наличие ` (+) и `отсутствие ` (), например: СОСТАВ СЛОВА
Слово Приставка корень Суффикс Окончание
Дать - + + -
Отдала + + + +
Отдаю + + - +
Задание 2 . Ответьте на вопросы. 1. Почему в лингвистике используются условные знаки и обозначения? 2. Какие знаки используются в лингвистике в качестве условных знаков и обозначений? 3. Для чего в лингвистике в качестве условных знаков и обозначений используются цифры? Приведите примеры. 4. Для чего в лингвистике в качестве условных знаков и обозначений используются заглавные буквы русского и латинского алфавитов? Приведите примеры. 5. Для чего в лингвистике в качестве условных знаков и обозначений используются простые графические знаки? Приведите примеры. 6. В чем особенность использования в лингвистике знаков, заимствованных лингвистической наукой из точных наук? Тема 3 . Таблицы как средство представления научной информации Задание 1 . Познакомьтесь с особенностями таблиц как одного из средств представления научной информации в лингвистике. Таблицы являются эффективным средством концентрированного выражения результатов научного познания, что объясняет их регулярное присутствие в тексте лингвистических описаний. К достоинствам таблиц можно отнести следующие их свойства: - таблицы способны наглядно представлять сложную теоретическую информацию, например, об отношениях сходства или различия , о наличии или отсутствии различных признаков, о различного плана соотношениях и взаимоотношениях и т.п.; - таблицы способны вобрать в себя большие по объему содержания, не занимая в текстовом пространстве много места; - таблицы позволяют систематизировать материал; - таблицы облегчают восприятие научной информации. О легкости восприятия информации, представленной в виде таблицы говорят, в частности, сопровождающие таблицы языковые формулировки типа «легко увидеть, что...», «как видим, ...», «как видно из этой таблицы», «наглядно видно, что...». В основе построения таблиц лежат следующие мыслительные операции: 1) расчленение изучаемого материала; 2) его интерпретация (сравнение, суммирование, обобщение); 3) организация (упорядочивание, сведение в систему); 4) сведение результатов предварительной мыслительной обработки материала в таблицу. Таблицы можно классифицировать следующим образом: - рабочие таблицы (таблицы сведений), имеющие целью сообщить данные в удобной для восприятия форме; - аналитические таблицы , имеющие целью дать анализ процессов или явлений, для того, чтобы на его основании можно было получить те или иные выводы. Таблицы используются в текстах лингвистических описаний в разных целях, например, для суммирования полученных результатов, в качестве компактной формы объяснения, для доказательства определенного теоретического положения, а также для формулирования выводов и итогов проведенного исследования. Поэтому в научном тексте таблица может быть: - в начале изложения материала (при этом таблицы могут быть использованы для схематичного, суммированного представления основных посылок, исходя из которых разворачивается дальнейшее повествование), - в середине изложения материала (в частности, для предварительного подведения результатов исследования, позволяющего сформулировать, промежуточные выводы), - в конце изложения, когда с помощью таблиц подводятся итоги и наглядно демонстрируются окончательные результаты лингвистического исследования. В связи с этим введение таблицы в текст может быть оформлено по-разному: - введение таблицы может предваряться языковыми формулировками типа «представим это в таблице...», «результаты анализа обобщены в следующей таблице...», «основные положения... представлены в следующей таблице», «это можно видеть из следующей таблицы» и т.п.; - в тексте может быть дана только ссылка на ту или иную таблицу (типа «см. таблицу...» ); - после таблицы может идти текст, поясняющий ее содержание, который может начинаться фразами «как показывает данная таблица, …» , «на основании информации, представленной в таблице, можно сделать вывод …», «на основании анализа таблицы можно утверждать, что …» . Таблица должна отвечать следующим требованиям: - наличие тематического заголовка, раскрывающего содержание таблицы и формирующего ориентиры его восприятия; - наличие заголовков, содержащих данные о горизонтальных и вертикальных колонках (строках) таблицы; - однородность и сопоставимость элементов помещенного в таблице содержания; - существенность признаков, лежащих в основе их группировки; - освобождение от всего ненужного, второстепенного. Для улучшения восприятия таблицы часть элементов ее содержания может быть заменена условными знаками и обозначениями. Задание 2 . Ответьте на вопросы. 1. Чем объясняется регулярное присутствие таблиц в тексте лингвистических описаний? 2. Какие свойства таблиц можно отнести к их достоинствам? 3. Что свидетельствует о легкости восприятия информации, представленной в виде таблицы? 4. Какие мыслительные операции лежат в основе построения таблиц? 5. Каким образом можно классифицировать таблицы? 6. В каких целях используются в текстах лингвистических описаний таблицы? 7. Где в тексте могут быть расположены таблицы? 8. Какими языковыми формулировками может быть оформлено введение таблицы в текст? 9. Каким требованиям должна отвечать таблица? 10. Как обеспечить улучшение восприятия таблицы? 11. Представьте в виде таблицы информацию данного текста. СТИЛИ РЕЧИ Стиль речи – это разновидность языка, которая используется в определенной сфере общения. В русском языке 5 стилей речи: разговорный, художественный, публицистический, официально-деловой и научный. Разговорный стиль речи используется в неофициальном общении. Художественный стиль речи используется в художественной литературе. Публицистический стиль речи используется в общественно-политической сфере общения. Официально-деловой стиль речи используется в официальном и деловом общении. Научный стиль речи используется в науке, т.е. в профессиональной сфере общения. Наука, которая изучает стили речи, называется стилистикой. Тема 4 . Схемы как средство представления научной информации Задание 1 . Познакомьтесь с особенностями схем как одного из средств представления научной информации в лингвистике. Схемы, как и таблицы, являются эффективным средством систематизации информации. Они также в компактной и наглядной форме представляют результаты мыслительной деятельности. Главными функциями схем являются обобщающая, систематизирующая и структурирующая функции. Схема имеет определенный принцип организации - ее графические элементы распределяются и организовываются строго определенным образом, «разветвляясь» в вертикально-горизонтальной иерархии по отношению друг к другу. Главным достоинством схем является то, чтосхема может вместить большой объем информации без ущерба для его смысла. Схемы позволяют : - показать внутреннюю логику функционирования какого-либо явления языка, - представить многоступенчатость и иерархичность его структуры, - указать на распределение зависимостей или взаимозависимостей между его компонентами. Таким образом, схемы используются для демонстрации отношений в сложных объектах, т.е. для условного отображения элементов системы, а также связей и отношений между ними. В схемах распределение компонентов, их взаимное расположение и расстояние между ними отражает иерархию связей и отношений, существующих в реальных объектах. Поэтому место каждого элемента схемы значимо, оно показывает значимость каждого элемента системы по отношению к другим. Поэтому при построении схемы нужно учитывать следующее: - равнозначные элементы системы в схеме должны быть расположены на одном горизонтальном уровне, - элементы системы, которые находятся в отношении подчинения , в схеме должны быть расположены в вертикальном распределении (при этом «главный» элемент должен быть расположен выше, а подчиненный или зависимый элемент должен быть расположен ниже). Связи и отношения в схемах обозначаются линиями или стрелками, указывающими на распределение зависимостей. Для того, чтобы схему можно было правильно «прочитать», она должна удовлетворять следующим требованиям: - построение в целом должно быть симметрично и удовлетворять принципу гармонизации; - ему должны быть свойственны относительно короткие и редко пересекающиеся линии; - наполняемость схемы графическими элементами должна быть оптимальной и равномерной. Если схема не удовлетворяет этим требованиям, то значительная часть содержащейся в схеме информации может быть потеряна. Задание 2 . Ответьте на вопросы. 1. Чем объясняется регулярное присутствие схем в тексте лингвистических описаний? 2. Какие функции можно отнести к главным функциям схем? 3. Какой принцип организации имеет схема? 4. Что можно отнести к главным достоинствам схем? 5. Какие свойства языковых фактов можно передать с помощью схем? 6. Что отражает распределение компонентов в схемах? 7. Почему место каждого элемента схемы значимо? 8. Что нужно учитывать при построении схемы? 9. Как в схемах обозначаются связи и отношения? 10. Каким требованиям должна удовлетворять схема, чтобы ее можно было правильно «прочитать»? 11. Представьте в виде схемы информацию данного текста: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Научный стиль речи (язык науки, научная речь) обслуживает научную сферу человеческой деятельности. Основная функция языка науки - научно-информативная. Общая цель научной речи - сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Характерными чертами научного стиля речи являются абстрактность и обобщенность, точность, строгая логичность изложения. Об абстрактности научной речи свидетельствует использование абстрактной лексики. Точности научной речи способствует использование терминов и терминологических сочетаний. Логичность научной речи достигается последовательностью изложения и его доказательностью (аргументированностью). Характерной особенностью языка науки является использование для изложения научной информации языковых и неязыковых средств (например, таблиц и схем). В научном стиле речи выделяются такие речевые жанры: статья, монография, рецензия, аннотация, диссертация, реферат, доклад и др. Тема 5 . «Формулы», «уравнения» и графики в лингвистике Задание 1 . Познакомьтесь с особенностями «формул», «уравнений» и графиков как одного из средств представления научной информации в лингвистике. Для представления научной информации в лингвистике используются также пространственно-графические формы, которые похожи на формулы, уравнения, графики, используемые в «точных» науках. Эти пространственно-графические формы имеют принцип построения, в соответствии с которым их графические элементы организовываются строго определенным образом. В формулах и уравнениях они выстраиваются друг за другом, линеаризуясь в строку: O 4 + V + S; S + V + O 4 ; V + откуда + куда ; S + V + O 4 = S (N 3) + V (- ся) + O (N 1). В графиках элементы, составляющие графическую конфигурацию, соединяются в одну линию, форма которой меняется в вертикально-горизонтальных координатах. В этом случае «классической» лингвистикой из «точных» наук заимствуются не формулы, уравнения и графики как таковые (с их смысловой нагрузкой), а сам присущий им инвариантный принцип организации информации, который позволяет правильно «прочитать» информацию, содержащуюся в этих пространственно-графических конфигурациях. Например, глядя на «уравнение» легко понять, что х в данном случае равняется «пасет» . нести = пасти несет х Формулы способны показать множественность состава и отношения следования компонентов какого-либо явления, поэтому данные графические конфигурации широко используются, как правило, для представления информации о явлениях синтаксического уровня (т.е. словосочетаниях, предложениях). Уравнения способны передавать идею аналогии и используются для представления языковых явлений, имеющих одинаковый «смысл». Графики способны показать характер изменений (уменьшение, увеличение), их периодичность (при описании языкового материала они используются крайне редко). Задание 2 . Ответьте на вопросы. 1. Какой принцип построения имеют используемые в лингвистике пространственно-графические формы, которые похожи на формулы, уравнения, графики, используемые в «точных» науках? 2. Какой принцип построения имеют используемые в лингвистике формулы и уравнения? 3. Какой принцип построения имеют используемые в лингвистике графики? 4. Какое преимущество имеет инвариантный принцип организации информации в формулах, уравнениях и графиках? 5. Какую информацию о лингвистических фактах способны представить формулы? 6. Какую информацию о лингвистических фактах способны представить уравнения? 7. Какую информацию о лингвистических фактах способны представить графики? 8. Приведите собственные примеры использования в лингвистике пространственно-графических форм, которые похожи на формулы, уравнения, графики, используемые в «точных» науках? Для представления каких языковых фактов они были использованы? Тема 6 . Абстрактные рисунки в лингвистике Задание 1 . Познакомьтесь с особенностями абстрактных рисунков как одного из средств представления научной информации в лингвистике. Различные признаки, свойства и иные параметры языковых явлений и фактов в лингвистике могут быть представлены с помощью абстрактных рисунков. Иллюстрацией этому служат, в частности, самые неожиданные и парадоксальные формы представления научной информации в лингвистике, представляющие собой изображения, подобные следующим: a b c d e f a b c d e a b c d a b c a b a речь язык Основу абстрактных рисунков, которые используются для передачи научной информации, составляют, как правило одни и те же графические элементы - геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), линии, и стрелки, а также их модификации. Подобные графические изображения, они используются в тех случаях, когда сложно объяснить и описать то или иное свойство языкового явления. Таким образом, основная роль и функция подобных графических изображений в текстовом пространстве лингвистических описаний - вспомогательная. Абстрактным рисункам, использующимся для представления научного знания, присущи следующие характерные черты: - яркость, - наглядность, - понятность, - общедоступность, - простота, - лаконичность. Преимущества абстрактных рисунков, которые резко отличают их от других средств и способов представления лингвистического знания, состоят в следующем: - они способствуют концентрированному выражению какой-либо идеи, - они способны упростить и одновременно усилить какое-либо свойство языкового явления, представляя его в максимально сжатой и вместе с тем наиболее наглядной форме, - они обладают большим эвристическим потенциалом, - они способны представить разную по характеру информацию, начиная от самых разнообразных по характеру языковых явлений и заканчивая базовыми лингвистическими идеями (такими, как «треугольник» Г. Фреге, «языковой знак» Ф. де Соссюра). Задание 2 . Ответьте на вопросы. 1. Какие графические элементы составляют основу абстрактных рисунков, которые используются для передачи научной информации? 2. Для чего используются абстрактные рисунки в лингвистике? 3. В чем заключается основная роль и функция абстрактных рисунков в текстовом пространстве лингвистических описаний? 4. Какие характерные черты присущи абстрактным рисункам, использующимся для представления научного знания? 5. В чем состоят преимущества абстрактных рисунков по отношению к другим средствам и способам представления лингвистического знания? 6. Приведите собственные примеры использования в лингвистике абстрактных рисунков? Для представления каких языковых фактов они были использованы? Тема 7. Метафоризация научного знания Задание 1 . Познакомьтесь с особенностями метафоризации научного знания как одного из приемов изучения научных объектов. В сфере научного знания в качестве одного активно используются метафоры. Под метафорой понимается видение одного объекта через другой, в основе которого лежит способность человека улавливать и создавать сходство между разными объектами. Использование метафоры в науке способствует раскрытию сути и сущности познаваемого объекта, получению нового знания о нем. В этом и заключается научно значимая методологическая функция метафоры. В сфере научного знания метафора представлена разнообразными явлениями, к которым относятся: а) языковые метафоры, присутствующие в общеупотребительном научном языке в качестве «готовых» элементов научной речи (симметричные действия , круг вопросов , параллельное функционирование, линии рассуждений и т.п.); б) терминологические метафоры, участвующие в формировании понятийного аппарата, т.е. терминологической системы (точечный вид, словообразовательное гнездо, речевая цепь , звуковые волны и т.п.); в) концептуальные метафоры – научные модели, представляющие объект в упрощенной, абстрактной форме, которые в науке служат средством для получения информации об изучаемых объектах. Концептуальные метафоры принципиально отличаются от других средств научного познания тем, что в наглядной форме представляют не все, а лишь существенные стороны объекта («ось времени », «картина мира », «эволюционная лестница »). Фундаментальной общетеоретической и методологической значимостью в языке науки обладают концептуальные метафоры. «Классической» для лингвистики является уровневая метафора , которая представляет язык как идеально упорядоченную систему , состоящую из уровней языка и единиц языка (которые делятся на единицы языка низших уровней и единицы языка высших уровней ). В соответствии с уровневой моделью в лингвистике предложение представляется как линейная последовательность языковых единиц. В настоящее время в лингвистике для изучения особенностей языковых явлений активно используется метафорическая модель «Поле ». Она применяется для описания языковых явлений, обладающих каким-то общим (интегральным) признаком, например, общей семантикой, общей функцией и т.п. С помощью модели «Поле» описываются различные языковые явления, при этом их описание подчиняется следующим принципам. 1. В структурном отношении можно назвать следующие особенности поля : а) в составе поля выделяются ядерные и периферийные компоненты, т.е. ядро и периферия; б) ядро поля составляют элементы, которым в наибольшей степени присущи те или иные признаки, качества, функции и т.п.; в) периферию поля представляют элементы, которым эти признаки, качества, функции и т.п. присущи в меньшей степени; г) в периферии выделяют дальнюю и ближнюю зоны ; д) граница между ядром и периферией, как правило, является нечеткой («размытой). 2. Поле может состоять из нескольких микрополей , которые могут накладываться друг на друга, образуя зоны постепенных переходов. 3. Построение модели «поле » предполагает следующую последовательность мыслительных операций: а) выделение изначально заданного объединяющего начала (свойства, признака) языковых явлений, 2) последовательная дифференциация явлений в соответствии со степенью убывания объединяющего их свойства или признака, 3) определение характера связей между ними. Так, например, слова можно объединить в лексико-семантическое поле по наличию общего смыслового признака (например, глаголы движения, цветообозначения, существительные, обозначающие названия животных и т.п.). Этот признак выражается словом с наиболее общим, неспецифическим значением – лексической доминантой поля (т.е. архисемой). Ядро лексико-семантического поля образуют единицы с меньшим количеством дифференциальных семантических признаков. Периферийные элементы лексико-семантического поля имеют кроме ядерной семы и дополнительные уточняющие семы. Лексемы, наиболее сильно представляющие значение ядра, составляют ближнюю периферию. К дальней периферии относят лексемы, наиболее удалённые в своём значении от ядра. Необходимо учитывать, что один и тот же исследуемый объект может быть описан в рамках разных концептуальных метафор. Так, например, взаимосвязь некоторого множества явлений может быть описана как в рамках концептуальной метафоры «Поле » (при необходимости акцентировать внимание на ослаблении объединяющего их начала), так и в рамках концептуальной метафоры «Сеть » (при необходимости акцентировать внимание на самих связях между явлениями). С другой стороны, одна и та же концептуальная метафора может использоваться для описания различных научных объектов. Например, концептуальная метафора «Спираль » известна как модель исторического развития и процесса эволюции в целом, как модель структуры генетического кода в современной молекулярной миологии, как модель нашей Галактики, как модель понимания текста и т.д. Задание 2 . Ответьте на вопросы. 1. Что представляет собой метафора? 2. Чему способствует использование метафоры в науке? 3. Какими явлениями представлена в сфере научного знания метафора? 4. Что называется языковой метафорой? 5. Приведите примеры языковых метафор. 6. Что называется терминологической метафорой? 7. Приведите примеры терминологических метафор. 8. Что называется концептуальной метафорой? 9. Приведите примеры концептуальных метафор. 10. Какие метафоры обладают фундаментальной общетеоретической и методологической значимостью в языке науки? 11. Какая концептуальная метафора является «классической» для лингвистики? 12. Какая концептуальная метафора активно используется в настоящее время в лингвистике для изучения особенностей языковых явлений? Для чего она применяется? 13. Какие языковые явления описываются в лингвистике с помощью концептуальной метафоры «Поле»? 14. Каким принципам подчиняется описание языковых явлений с помощью концептуальной метафоры «Поле»? 15. Какую последовательность мыслительных операций предполагает построение модели «Поле»? 16. На основе чего лексические единицы можно объединить в лексико-семантическое поле? 17. Что образует ядро лексико-семантического поля? 18. Что образует периферию лексико-семантического поля? 19. Приведите примеры описания одного и того же языкового факта в рамках разных концептуальных метафор. 20. Приведите примеры описания различных языковых фактов в рамках одной и той же концептуальной метафоры. 8. Приведите собственные примеры использования в лингвистике языковых метафор. 9. Приведите собственные примеры использования в лингвистике терминологических метафор. Для представления каких языковых фактов они были использованы? 9. Приведите собственные примеры использования в лингвистике концептуальных метафор. Для представления каких языковых фактов они были использованы?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!