Можно ли употреблять слово «инвалид», как говорить о цвете кожи, религии и сексуальной ориентации и что в конце концов делать с феминитивами? Пройдите тест «Бумаги» и узнайте, какие слова использовать, чтобы никого не обидеть.
Начнем с вопроса погорячее. Как называется сексуальная ориентация, при которой человек предпочитает однополых партнеров? Гомосексуальность Да, этот вариант считается приемлемым - по аналогии с гетеросексуальностью. «Гомосексуализм» же воспринимается как название болезни: ведь именно такой «диагноз» до 90-х был включен в список заболеваний ВОЗ. Гомосексуализм Приемлемым вариантом считается «гомосексуальность» - по аналогии с гетеросексуальностью. «Гомосексуализм» же воспринимается как название болезни: ведь именно такой «диагноз» до 90-х был включен в список заболеваний ВОЗ. Нетрадиционная сексуальная ориентация Это не самая удачная формулировка. Например, в методичке ЛГБТ-организации «Бок о бок» пишут: «Как известно, ЛГБТ-люди существуют и существовали во всех культурах, традициях, странах и во все времена, поэтому все три сексуальные ориентации одинаково традиционны для всех обществ». Приемлемым вариантом считается «гомосексуальность» - по аналогии с гетеросексуальностью. Можно ли говорить «лица кавказской национальности»? Да Считается, что это словосочетание перекочевало в язык из сводок МВД 90-х, оно ассоциируется с советским фильмом «Мимино» и старыми юмористическими шоу на Первом канале. Сегодня же так говорить неуместно хотя бы потому, что выражение в принципе не очень корректно: на территории Кавказа находится несколько стран и регионов, в которых проживает не один десяток этнических групп. В 2011 году депутат Иван Саввиди даже предлагал
Нет Считается, что это словосочетание перекочевало в язык из сводок МВД 90-х, оно ассоциируется с советским фильмом «Мимино» и старыми юмористическими шоу на Первом канале. Сегодня же так говорить неуместно хотя бы потому, что выражение в принципе не очень корректно: на территории Кавказа находится несколько стран и регионов, в которых проживает не один десяток этнических групп. В 2011 году депутат Иван Саввиди даже предлагал ввести административную ответственность за использование этого выражения в СМИ как «унижающего национальное достоинство».
В большинстве случаев вообще не нужно угадывать и подчеркивать национальность, а при необходимости лучше использовать название города или страны, откуда прибыл человек.
Какое из этих слов нейтральнее? Исламисты На самом деле, здесь речь не о толерантности: у этих слов просто разные значения. Мусульманами называют всех последователей ислама, а исламистами (дословно «исламизм» - политический ислам) - представителей религиозно-политических и зачастую радикальных направлений. Мусульмане На самом деле, здесь речь не о толерантности: у этих слов просто разные значения. Мусульманами называют всех последователей ислама, а исламистами (дословно «исламизм» - политический ислам) - представителей религиозно-политических и зачастую радикальных направлений. Оба слова корректны На самом деле, здесь речь не о толерантности: у этих слов просто разные значения. Мусульманами называют всех последователей ислама, а исламистами (дословно «исламизм» - политический ислам) - представителей религиозно-политических и зачастую радикальных направлений. Вопрос, озадачивший Данилу из «Брата-2»: можно ли использовать слово «негр»? Да, тут вам не Америка, в России говорить «негр» абсолютно нормально На самом деле, это слово даже не зафиксировано в основном орфографическом словаре РАН и употреблять его всё же не стоит. Акцент на цвете кожи в принципе не самая удачная идея. Если по каким-то причинам вам все-таки важно это уточнить, лучше использовать слова «афроамериканец» или «африканского происхождения»: это указывает на то, откуда человек или его предки родом, а не на физические особенности. Нет, стоит использовать слова «афроамериканец» или «африканского происхождения» На самом деле в большинстве случаев совершенно не важно, какой цвет кожи у человека. Если же по каким-то причинам все-таки важно уточнить, лучше использовать слова «афроамериканец» или «африканского происхождения»: это указывает на то, откуда человек или его предки родом, а не на физические особенности. Нет, лучше говорить «чернокожий» Акцент на цвете кожи в принципе не самая удачная идея. Если по каким-то причинам вам все-таки важно это уточнить, лучше использовать слова «афроамериканец» или «африканского происхождения»: это указывает на то, откуда человек или его предки родом, а не на физические особенности. Вообще не стоит подчеркивать цвет кожи На самом деле да, в большинстве случаев вообще не важно, какой цвет кожи у человека. Если же по каким-то причинам все-таки важно уточнить, можно использовать слова «африканского происхождения»: это указывает на то, откуда человек или его предки родом, а не на физические особенности. Как назвать человека без определенного места жительства? Ответ заключен в вопросе: бомж Определение действительно складывается в сокращение «бомж», однако со временем это слово приобрело оттенок ругательства, поэтому рекомендуется использовать более нейтральное «бездомный». Бездомный Так лучше! Определение действительно складывается в сокращение «бомж», однако со временем это слово приобрело оттенок ругательства, поэтому рекомендуется использовать более нейтральное «бездомный». Попрошайка Это слово просто по смыслу не подходит! Если у человека нет крыши над головой, это вовсе не значит, что он просит милостыню. Тем более так чаще называют мошенников, которые занимаются попрошайничеством «профессионально». Как следует называть людей, приезжающих на заработки в Россию? Это всё гастарбайтеры Слово пришло из немецкого (Gast - гость и Arbeiter - рабочий) и сегодня почти всегда употребляется с негативным, пренебрежительным оттенком по отношению к приезжим из конкретных регионов. Трудовые мигранты Немецкое Gastarbeiter означает ровно то же самое, однако в русской речи слово «гастарбайтер» почти всегда употребляется с негативным, пренебрежительным оттенком по отношению к приезжим из конкретных регионов. Какой вариант вам кажется наиболее приемлемым? Душевнобольные Этот термин был широко распространен, однако впоследствии подвергся критике, в том числе со стороны Европейского суда по правам человека. «Люди с ментальными расстройствами» - оптимальный вариант, чтобы говорить о людях с психическими и эмоциональными расстройствами, а также с расстройствами личности, поведения и другими. Психически больные Не стоит: часто мы не различаем психические и эмоциональные расстройства, расстройства личности и поведения. Заключать всё это в одну группу - некорректно. «Люди с ментальными расстройствами» - оптимальный вариант. Люди с ментальными расстройствами Да, это считается корректным вариантом для того, чтобы говорить о людях с психическими и эмоциональными расстройствами, а также с расстройствами личности, поведения и другими. Сумасшедшие Пожалуйста, не надо так говорить. «Люди с ментальными расстройствами» - оптимальный вариант, чтобы говорить о людях с психическими и эмоциональными расстройствами, а также с расстройствами личности, поведения и другими. Выберите самый корректный вариант. Инвалид Это корректное слово, оно закреплено в медицинских и юридических документах, однако лучше использовать сочетание «человек с инвалидностью»: меньше похоже на ярлык. Человек с инвалидностью Да, с точки зрения толерантности это считается лучшим вариантом: меньше похоже на ярлык. Человек с ограниченными физическими возможностями Вообще, физические возможности ограничены у всех людей и даже супергероев, так что это не лучший вариант. Используйте словосочетание «человек с инвалидностью». Какой вариант лучше с точки зрения толерантности? Аутист По общему правилу , появившемуся благодаря правозащитным организациям, следует сначала говорить о человеке, а потом о его особенностях. Так что корректнее: человек с аутизмом. Человек с аутизмом По общему правилу , появившемуся благодаря правозащитным организациям, следует сначала говорить о человеке, а потом о его особенностях. Страдающий аутизмом Сами люди с различными особенностями часто подчеркивают: говорить, что они страдают, неуместно. Корректнее говорить «человек с аутизмом»: по общему правилу , появившемуся благодаря правозащитным организациям, следует сначала говорить о человеке, а потом о его особенностях. А как написать о профессии женщины, если нужное слово есть только в мужском роде? Легко: просто добавить суффикс -ка Сейчас активно обсуждается версия, что следует просто присоединять суффикс -ка в случаях, когда слово в женском роде не закреплено в русском языке - например, авторка, режиссерка. Однако в СМИ или официальных текстах, где принято придерживаться строгой литературной нормы, использовать эти слова не очень уместно. А вот в разговорной речи или профильных медиа вполне можно создавать те формы слов, которые кажутся уместными.
Оставить «мужской» вариант Да, так следует поступить в случае, если речь идет о СМИ или официальных текстах, где принято придерживаться строгой литературной нормы, а феминитив не зафиксирован в словарях. Однако вы можете также создавать сложные слова (как в третьем варианте), а в разговорной речи или профильных медиа отдавать предпочтение любым формам, которые кажутся уместными.
И обратите внимание: множество слов женского рода, такие как журналистка, поэтесса и прочие, уже зафиксированы словарями - их стоит употреблять.
Создать сложное слово, используя «девушка» или «женщина» (например, «девушка-шахтер») Это допустимо, как и второй вариант. Сейчас активно обсуждается версия, что следует просто присоединять суффикс -ка в случаях, когда слово в женском роде не закреплено в русском языке - например, авторка, режиссерка. Однако в СМИ или официальных текстах, где принято придерживаться строгой литературной нормы, использовать эти слова не очень уместно. А вот в разговорной речи или профильных медиа вполне можно создавать те формы слов, которые кажутся уместными.
И обратите внимание: множество слов женского рода, такие как журналистка, поэтесса и прочие, уже зафиксированы словарями - их стоит употреблять.
Вы магистр толерантности! Здорово, что вы понимаете, как говорить, чтобы никого не обижать. Вы корректны в большинстве случаев, однако стоит усвоить и некоторые тонкости, которые не так очевидны. Кажется, вы не особенно осторожны в словах. Будьте внимательнее - и к вам потянутся.
Тест 1. «Насколько вы толерантны?»Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
- Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?
а) да;
б) нет.
- Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
- Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
а) да;
б) нет.
- Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;
б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
- Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?
а) вам очень трудно было бы это сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
- Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
- Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?
а) да;
б) нет.
- Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за нее (него).
- В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Подсчет очков.
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Ключ к тесту
0-4 очка:
Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6-12 очков:
Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?
14-18 очков:
Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Дорогие ребята!
Ничего страшного, если у кого-то результаты получились не такими, каких вы ожидали.
Толерантное поведение можно выработать!
Тест «Насколько вы толерантны?»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
2) Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3) Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?
4) Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают недопустимых границ, меня это вообще не
интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:
а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
Результаты :
Ставится по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а .
0-4 очка : вы непреклонны, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6-12 очков : вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете, выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
14-18 очков : твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
1)Игра
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
- Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
- Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
- С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
- Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.
- Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
2. Тестирование
У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком, вы тоже оставляете себе красный кружок.
1. Саша плохо одет...
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джека отличается от твоего...
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...
- Ты говоришь, что все девочки – нули.
- Ты разговариваешь с ней.
6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...
- Ты говоришь, что все мальчики – нули.
- Ты разговариваешь с ним.
7. К тебе подходит ребенок-инвалид...
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Если у тебя 6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты
уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода
заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 2 до 5 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Все мы знаем, как должны поступать в каждой ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения? Как стать более терпимым человеком, толерантным? Конечно, не у всех это сразу получится. Но этому можно научиться. Обратимся сначала к тем знаниям, которые у нас уже есть.
Государственное учреждение
«Школа – гимназия №3 отдела образования акимата г.Костаная»
Материал
тестирования на определение уровня толерантности и уровня отношения к нравственным нормам
(8 класс)
подготовила
учитель самопознания
Тихон Валентина Николаевна
г. Костанай, 2014
Материал
тестирования на определение уровня толерантности и уровня отношения к нравственным нормам
Одной из главных задач учебного процесса самопознания является формирование основ нравственного поведения учащихся. В связи с этим в рамках преподавания курса «Самопознание» я использую ряд методик по изучению нравственных отношений учащихся, затем провожу анализ их реализации в поведении подростков. Сделать это можно путем анализа тех или иных конкретных поступков, используя наблюдение, анкетирование и различные виды естественного эксперимента. Результаты проведенных диагностик станут основой для организации последующей коррекционной работы с учащимися.
Предлагаю вопросы теста «Терпимый ли вы человек?» и теста«Выбор» для учащихся 8 класса
Тест «Терпимый ли вы человек?»
Цель: определение терпимости, толерантности у подростков.
Инструкция: «Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь».
Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
А) да;
Б) нет.
Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтёте?
А) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет
Б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
Спокойно ли воспринимаете неприятную для вас новость?
А) да;
Б) нет.
Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
А) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
Б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
Можете ли вы легко найти контакт с людьми, с иными, чем у вас, положением, обычаями?
А) мне трудно было бы это сделать;
Б) я не обращаю внимания на такие вещи.
Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь?
А) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
Б) даже если шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.
Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
А) да;
Б) нет.
Вы приводите в компанию друга (подругу), который (-ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
А) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
Б) я лишь радуюсь за него (нее).
В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?
А) уходите пораньше под благовидным предлогом;
Б) вступаете в спор.
А теперь подсчитайте очки, запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а
Набранные баллы
В русском языке толерантность – это умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру. Интолерантность – недопустимое, нетерпимое поведение; неприятие чужого мнения.
В контексте межличностного общения феномен толерантности может быть представлен как социальная установка. Он включает на эмоциональном уровне – позитивное отношение к партнеру; на поведенческом - терпимость; на когнитивном – наличие когнитивной составляющей «руководство социальными нормами общения и уважения партнера».
В Американском энциклопедическом словаре толерантность – способность или осуществление признания и уважения веры и убеждений других. Интолерантность – отвержение участия в чем-либо других, отличных от себя самого, особенно тех, у кого другая раса, этническая группа или социальный статус.
Тест «Выбор»
Цель: выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости).
Ход эксперимента: учащимся предлагается выполнить следующее задание.
Инструкция: «Как вы поступите в следующих ситуациях? Выберите ответ, который будет соответствовать вашему поступку, или допишите свой ответ».
1. Во время каникул, когда вы собирались поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил вас помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?
а) скажете, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
б) соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
в) пообещаете выполнить работу после возвращения;
г) посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
д) или...
2. Вам дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы поступите?
а) добросовестно выполните порученное;
б) привлечете к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;
в) попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
г) найдете отговорку для отказа;
д) или...
3. Вы случайно услышали, как группа ваших одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
а) постараетесь объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в вашем поведении;
б) переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;
в) сделаете вид, что ничего не слышали;
г) укажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
д) или...
4. На пришкольном участке во время субботника у вас на руках образовались мозоли. Как вы поступите?
а) будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
б) обратитесь к друзьям с просьбой помочь вам выполнить определенную работу;
в) попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
г) оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
д) или...
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на ваших глазах. Как вы поступите?
а) потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
б) разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
в) выразите соболезнование тому, кого обидели;
г) сделаешь вид, что вас это не касается;
д) или...
6. Вы случайно, не желая того, нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человеку. Как вы поступите?
а) сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
б) извинитесь, объяснитесь пострадавшему, что не хотели этого;
в) постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
г) свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;
д)или
Обработка полученных данных: выбор ответа
Ответ «а» свидетельствует об активном, устойчиво-положительном отношении к соответствующим нравственным нормам.
Ответ «б» показывает, что это отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы).
Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ «в» , то его отношение – пассивное и недостаточно устойчивое.
Наконец «г» , выбор последнего ответа – свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам.
Список использованной литературы