Тетрадь для лабораторных работ по физике (10 класс).

Предлагаемая тетрадь для лабораторных работ является составной частью учебно-методического комплекса, в который входит учебник, рабочая тетрадь и методическое пособие тех же авторов. В тетради содержится описание десяти лабораторных работ. Во введении дан материал по расчету погрешности измерений.
Пособие предназначено для организации работы учащихся при подготовке и проведении лабораторных работ по физике.

Измерение физических величин .
Измерить физическую величину - это значит определить её значение опытным путём с помощью измерительных приборов (средств измерения).
Некоторые физические величины могут быть измерены непосредственно с помощью соответствующих приборов. Например, время, масса, сила тока, напряжение и др. Значения других величин измерить непосредственно нельзя: их определяют путём математических операций со значениями величин, измеренных с помощью приборов. К таким величинам относятся, например, жёсткость тела, коэффициент трения, ёмкость конденсатора и др. В связи с этим различают прямые и косвенные измерения.
Прямое измерение - определение значения физической величины непосредственно с помощью измерительного прибора.
Косвенное измерение - определение значения физической величины с использованием формулы, связывающей её с другими величинами, измеренными непосредственно с помощью прибора.
Причины и виды погрешностей измерений.
Измерительные приборы имеют либо шкалу, либо экран, на котором высвечивается значение измеряемой величины. Обычно на шкале отмечены пределы измерений величины и её единица.

Содержание
Вычисление погрешностей измерений в лабораторных работах.
Лабораторная работа № 1
«Измерение ускорения свободного падения».
Лабораторная работа № 2
«Исследование движения тела под действием постоянной силы».
Лабораторная работа № 3
«Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости».
Лабораторная работа № 4
«Исследование упругого и неупругого столкновений тел».
Лабораторная работа. № 5
«Изучение закона сохранения механической энергии при действии на тело сил тяжести и упругости».
Лабораторная работа № 6
«Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела».
Лабораторная работа № 7
«Исследование зависимости объёма газа данной массы от температуры при постоянном давлении».
Лабораторная работа № 8
«Измерение относительной влажности воздуха».
Лабораторная работа № 9
«Измерение поверхностного натяжения жидкости» Лабораторная работа № 10
«Измерение электрической ёмкости конденсатора».

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Физика, 10 класс, базовый уровень, тетрадь для лабораторных работ к учебнику Пурышевой Н.С., Важеевской Н.Е., Исаева Д.А., Пурышева Н.С., Степанов С.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Физика, 10 класс, Базовый уровень, Рабочая тетрадь, Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., 2016
  • Физика, 10 класс, Базовый уровень, Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., 2015
  • Физика, базовый уровень, 11 класс, учебник, Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., Чаругин В.М., 2014
  • Физика, 10 класс, Базовый уровень, Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., 2012

Следующие учебники и книги.

В папке 5 лабораторных работ. Каждая работа содержит:

1. Дата выполняемой работы.

2. Лабораторная работа и ее номер.

3. Название лабораторной работы.

4. Цель работы.

5. Приборы и материалы.

6. Теоретическая часть работы.

7. Рисунок или схема установки.

8. Таблица результатов измерений и вычислений.

9. Расчеты величин и погрешностей.

10. Графики или рисунки.

11. Выводы.


«10клЛР№1»

Лабораторная работа № 1 по теме:

«ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СИЛ УПРУГОСТИ И ТЯЖЕСТИ».

Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр

лабораторный, весы с разновесами, груз на нити, лист бумаги, линейка, пробка.

Теоретическая часть работы.

Эксперименты проводятся с коническим маятником. Небольшой шарик движется по окружности радиуса R . При этом нить АВ, к которой прикреплен шарик, описы­вает поверхность прямого кругового конуса. На шарик действуют две силы: сила тяжести
и натяжение ни­ти (рис. а). Они создают центростремительное ускорение , направленное по радиусу к центру окруж­ности. Модуль ускорения можно определить кинематиче­ски. Он равен:

.

Для определения ускорения надо измерить радиус окружности и период обращения шарика по окружности.

Центростремительное (нормальное) ускорение можно определить также, используя законы динамики.

Согласно второму закону Ньютона
. Разло­жим силу на составляющие и , направленные по радиусу к центру окружности и по вертикали вверх.

Тогда второй закон Ньютона запишется следующим об­разом:

.

Направление координатных осей выберем так, как показано на рисунке б. В проекциях на ось О 1 у уравнение движения ша­рика примет вид: 0 = F 2 - mg . От­сюда F 2 = mg : составляющая уравновешивает силу тяжести
, действующую на шарик.

Запишем второй закон Нью­тона в проекциях на ось О 1 х: ma n = F 1 . Отсюда
.

Модуль составляющей F 1 мож­но определить различными спосо­бами. Во-первых, это можно сде­лать из подобия треугольников ОАВ и FBF 1 :

.

Отсюда
и
.

Во-вторых, модуль составляю­щей F 1 можно непосредственно из­мерить динамометром. Для этого оттягиваем горизонтально располо­женным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу R окружности (рис. в), и опре­деляем показание динамометра. При этом сила упругости пружи­ны уравновешивает составляющую .

Сопоставим все три выражения для а n :

,
,
и убедимся, что они близки меж­ду собой.

Ход работы.

1. Определите массу шарика на весах с точностью до 1 г.

2. Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива, используя кусок пробки.

3 . Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 20 см (R = 20 см = ________ м).

4. Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение шнура проходило через центр окружности.

5 . Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во вращательное движение

над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.

6. Отсчитываем время, за которое маятник совершает 50 полных оборотов (N = 50).

7. Рассчитайте период обращения маятника по формуле: T = t / N .

8 . Рассчитайте значение центростремительного ускорения по формуле (1):

=

9 . Определите высоту конического маятника (h ). Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса.

10 . Рассчитайте значение центростремительное ускорение по формуле (2):

=

11. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль составляющей .

Затем вычисляем ускорение по формуле (3):
=

12. Результаты измерений и вычислений заносим в таблицу.

Радиус окружности

R , м

Число оборотов

N

t , с

Период обращения

T = t / N

Высота маятника

h , м

Масса шарика

m , кг

Центр-ое ускорение

м/с 2

Центр-ое ускорение

м/с 2

Центр-ое ускорение

м/с 2

13 . Сравните полученные три значения модуля центростремительного ускорения.

__________________________________________________________________________ ВЫВОД:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительно :

Найдите относительную и абсолютную погрешность косвенного измерения а ц (1) и (3):

Формула (1).
________ ; Δа ц =
· а ц = ________;

Формула (3).
_________; Δа ц =
· а ц = _______.

ОЦЕНКА _________

Просмотр содержимого документа
«10клЛР№2»

Дата__________ ФИ_____________________________________ Класс 10_____

Лабораторная работа № 2 по теме:

«ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ».

Цель работы: научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и упругодеформированной пружины; сравнить два значения потенциальной энергии системы.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз массой m на нити длиной около 25 см, набор картонок, толщиной порядка 2 мм, краска и кисточка.

Теоретическая часть.

Эксперимент проводится с грузом, прикрепленным к одному концу нити длиной l . Другой конец нити привязан к крючку динамометра. Если поднять груз, то пружина динамометра становится недеформированной и стрелка динамометра показывает ноль, при этом потенциальная энергия груза обусловлена только силой тяжести. Груз отпускают, и он падает, вниз растягивая пружину. Если за нулевой уровень отсчета потенциальной энергии взаимодействия тела с Землей взять нижнюю точку, которую он достигает при падении, то очевидно, что потенциальная энергия тела в поле силы тяжести переходит в потенциальную энергию деформации пружины динамометра:

где Δl – максимальное удлинение пружины, k - ее жесткость.

Трудность эксперимента состоит в точном определении максимальной деформации пружины, т.к. тело движется быстро.

Ход работы:

P = F Т = mg . Р = ______________.

    С помощью линейки измерьте длину нити l , на которой привязан груз. l = _______________.

    На нижний конец груза нанесите немного краски.

    Поднимите груз до точки закрепления нити.

    Отпустите груз и убедитесь по отсутствию краски на столе, что груз не касается его при падении.

    Повторяйте опыт, каждый раз подкладывая картонки до тех пор. Пока на верхней картонке не появятся следы краски.

    Взявшись за груз рукой, растяните пружину до его соприкосновения с верхней картонкой и измерьте динамометром максимальную силу упругости F упр и линейкой максимальное растяжение пружины Δ l пр , отсчитывая его от нулевого деления динамометра. F упр = ________________, Δ l пр = ________________.

    Вычислите высоту, с которой падает груз: h = l + Δl пр (это высота, на которую смещается центр тяжести груза).

h = __________________________________________________________

    Вычислите потенциальную энергию поднятого груза (т.е. перед началом падения):

__________________________________________________________________

    Вычислите потенциальную энергию деформированной пружины:

Подставив выражение для k в формулу для энергии получим:

__________________________________________________________________

    Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Вес груза

P,

(Н)

Длина нити

l ,

(м)

Максимальное растяжение пружины

Δ l пр ,

(м)

Максимальная сила упругости

F упр ,

(Н)

Высота, с которой падает груз

h = l + Δl

(м)

Потенциальная энергия поднятого груза

(Дж)

Энергия деформированной пружины:

,

(Дж)

    Сравните значения потенциальной энергии в первом и во втором состояниях

системы: ____________________________________________________________________

ВЫВОД :

______

Дополнительно:

1. От чего зависит потенциальная энергия системы? ______________________________

2. От чего зависит кинетическая энергия тел? ____________________________________

3. В чем состоит закон сохранения полной механической энергии? __________________

___________________________________________________________________________

4. Отличия и сходства силы тяжести от силы упругости (определения, обозначения, направление, единицы измерения в СИ).

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Вычислите относительные и абсолютные погрешности измерения энергии:

___________; __________;

_________; ________.

6. Решить задачу:

Мяч массой 100г брошен вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Чему равна потенциальная энергия его в высшей точке подъема? Сопротивление воздуха не учитывать.

Дано: СИ: Решение:

ОЦЕНКА ____________

Просмотр содержимого документа
«10клЛР№3»

Дата__________ ФИ_____________________________________ Класс 10_____

Лабораторная работа № 3 по теме:

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗАКОНА ГЕЙ − ЛЮССАКА».

Цель работы: экспериментально проверить справедливость соотношения .

Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 6600 мм и диаметром 8-10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40-50 мм, наполненный горячей водой (t ≈ 60 - 80 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин.

Указания к работе.

Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется.

Следовательно, объем газа линейно зависит от температуры при постоянном давлении: .

Чтобы проверить, выполняется ли закон Гей – Люссака, достаточно измерить объем и температуру газа в двух состояниях при постоянном давлении и проверить справедливость равенства . Это можно осуществить. Используя в качестве газа воздух при атмосферном давлении.

Первое состояние: стеклянная трубка открытым концом вверх помещается на 3-5 минут в цилиндрический сосуд с горячей водой (рис.а). В этом случае объем воздуха V 1 равен объему стеклянной трубки, а температура – температуре горячей воды T 1 . Чтобы при переходе воздуха во второе состояние его количество не изменилось, открытый конец стеклянной трубки, находящейся в горячей воде, замазывают пластилином. После этого трубку вынимают из сосуда с горячей водой и замазанный конец быстро опускают в стакан с водой комнатной температуры (рис. б). Затем прямо под водой снимают пластилин. По мере охлаждения воздуха в трубке вода в ней будет подниматься. После прекращения подъема воды в трубке (рис. в) объем воздуха в ней станет равным V 2 V 1 , а давление p = p атм - ρ gh . Чтобы давление воздуха в трубке вновь стало равным атмосферному, необходимо увеличить глубину погружения трубки в стакан до тех пор, пока уровни воды в трубке и стакане не выровняются (рис. г). Это будет второе состояние воздуха в трубке при температуре Т 2 окружающего воздуха. Отношение объемов воздуха в трубке в первом и во втором состояниях можно заменить отношением высот воздушных столбов в трубке в этих состояниях, если сечение трубки постоянно по всей длине . Поэтому в работе следует сравнить отношения

Длина воздушного столба измеряется линейкой, температура - термометром.

Ход работы:

Приведите воздух в трубке в первое состояние (рис. а):

    Измерьте длину ( l 1 = __________) стеклянной трубки.

    Налейте в цилиндрический сосуд горячую воду (t ≈ 60 - 80 °С).

    Опустите в сосуд с горячей водой трубку (открытым концом вверх) и термометр на 3-5 мин до установления теплового равновесия. По термометру снять показания температуры ( t 1 = ________) .

Приведите воздух в трубке во второе состояние (рис. б, в и г):

    Закройте открытый конец трубки пластилином, перенесите ее и термометр в стакан с водой комнатной температуры. Снимите показания температуры ( t 2 = ________) , когда трубка перестанет заполняться водой, после удаления пластилина.

    Измерьте длину ( l 2 = __________) воздушного столба в трубке.

Заполните таблицу № 1.

Длина стеклянной трубки

l 1 , мм

Длина воздушного столба в трубке

l 2 , мм

Температура воздуха в трубке в первом состоянии

t 1 , °С

Температура воздуха в трубке во втором состоянии

t 2 , °С

Абсолютная инструм-ая погрешность линейки

Δ и l , мм

Абсолютная погрешность отсчета линейки

Δ о l , мм

Максимальная абсолютная погрешность линейки

Δ l = Δ и l + Δ о l , мм

    Рассчитайте значения Т 1 и Т 2 используя формулу Т(К) = t (°С) + 273(°С ):

Т 1 = t 1 + 273°С = _____________________ ; Т 2 = t 1 + 273°С = _____________________.

Заполните таблицу № 2.

Абсолютная температура воздуха в трубке в первом состоянии

Т 1 , К

Абсолютная температура воздуха в трубке во втором состоянии

Т 2 , К

Абсолютная инструментальная погрешность термометра

Δ и Т = Δ и t + 273° C , К

Абсолютная погрешность отсчета термометра

Δ о Т = Δ о t + 273° C , К

Максимальная абсолютная погрешность термометра

ΔТ = Δ и Т + Δ о Т,

К

Заполните таблицу № 3.

:

,

:

Относительная погрешность измерения отношения :

,

Абсолютная погрешность измерения отношения :

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА ___________

Просмотр содержимого документа
«10клЛР№4»

Дата__________ ФИ_____________________________________ Класс 10_____

Лабораторная работа № 4 по теме:

« ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО И ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЙ ПРОВОДНИКОВ ».

Цель работы: проверить следующие законы соединения:

Оборудование : батарейка (4,5 В), два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат.

Ход работы:

Прибор

Класс точности вольтметра (на приборе),

K V

Предел измерений вольтметра

(по шкале),

U max , В

Цена деления прибора

C , B

Абсолютная погрешность

·

В

Относительная погрешность

· 100%

%

Вольтметр

Последовательное соединение проводников.

( I общ = __________), ( I 1 = ___________), ( I 2 =___________).

ВЫВОД: ____________________________________ _____ _

__________________________________________________ _

    Измерьте вольтметром напряжение на участке, состоящем из двух

резисторов (U общ ) и напряжение на концах каждого резистора (U 1 , U 2 ).

( U общ = ____________), ( U 1 = _____________), ( U 2 =____________).

ВЫВОД: ___________________________________________________________________

    Используя закон Ома (I = U / R R = U / I ), определите полное сопротивление участка (R общ )

состоящем из двух последовательно соединенных резисторов с сопротивлениями R 1 и R 2 .

R 1 = U 1 / I 1 = ________________________, R 2 = U 2 / I 2 = ___________________________.

R = R 1 + R 2 = ________________________________.

ВЫВОД :____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!