Герой снегурочка. ‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка. Пример из текста

Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени­ях фольклора?

В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки. На­иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред­ко бывают свитой Весны. Они чаще быва­ют самостоятельными участниками ска­зок, песен.

Серия событий, которые привели к массовому самоубийству, началась, когда Кира Козукеносукэ, злобный военачальник и высокопоставленный чиновник в сёгунате Токугавы, взял бой с даймё по имени Асано, который пал на лоб Киры своим мечом в гневе в коридор замка Эдо. Такой поступок был строго запрещен в замке, и Асано был вынужден совершить самоубийство или быть убитым мужчинами Киры, в зависимости от версии рассказа. Знание смерти Асано, вероятно, будет отомщено, Кира укрепил стены своего замка и утроило число мужчин, защищающих его.

Сорок семь самураев, верных Асано, поклялись отомстить, но они ждали два года и действовали как пьяные дураки, игнорируя своих жен и детей и даже не обнаружив при этом погребение Асано, за это время Кира подумала, что они тоже потребляли в тонущих их печалях, чтобы быть в стороне от мести.

Опишите царство берендеев. Чем его описа­ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?

Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре­ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су­мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано подробное описание декорации, на фоне которой будут происходить собы­тия.

Одетые в костюмы черного ниндзя с белой отделкой, они подошли к замку, бегая по снегу босиком, чтобы оставаться спокойным, и отрезали защитников крепости своими закаленными стальными мечами. Кира была схвачена в пристройке и обезглавлена. Многие знаменитые пьесы Кабуки были также знаменитыми пьесами бунраку. Одна из самых известных пьес, Канадехон Чушингура - это 10-часовая история с 10 действиями и прологом.

Центральными актами в истории являются убийство дочери ее матери и колотая смерть ревнивой женщины с магической флейтой, поэтому ее кровь может смешиваться с оленей, чтобы разбить заклинание, защищающее злого лидера, который контролирует Японию после того, как его отец самоубийство. Йошицуне Сенбон Закура - это историческая пьеса, посвященная жизни самураев и аристократов, часто основанных на реальных событиях войны между кланом Хайке и Генджи. Победоносными силами руководил Йошицун, брат Брат Йоритомо, глава клана Генджи.

Припомним первую ремарку.

«Начало весны. Полночь. Красная гор­ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по­лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе­рендея: дворцы, дома, избы - все дере­вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб­рит всю открытую местность. Вдали кри­чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

Йоритомо ревностно относится к успеху Йошицуне и приказывает ему убить, Йошицунь убегает и уходит в угол, но в конечном счете убегает с божественным вмешательством. В рамках этих основных историй есть многочисленные подзаголовки с участием реальных исторических фигур и воображаемых персонажей. Большая часть действий, вращающихся вокруг трех действующих генералов, которые останавливаются в суши-магазине и подаются, среди прочего, отрубленной головы слуги, убитой ранее в тот же день.

Главный герой, Кью является сыном процветающего торговца, который отказался от своего наследства, чтобы сразиться с мошенниками-самураями. Его жалоба на самурая восходит к его детству, когда Хенми, высокопоставленный самурай, использовал свои позиции для получения выгодных кредитов от своего отца. Кульминацией истории является окончательное схватка между Кью и Хенми.

Справка. Декорация - оформле­ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить пролог и все четыре действия сказки?

То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна­ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер­вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

Только вмешательство женщин предотвращает серьезную резню. Блестящий воин Минамото не Йошицуне бежит с севера, чтобы избежать захвата его сводного брата, основателя Камакура-сёгуната Минамото но Йоритомо, который необоснованно подозрительно относится к лояльности Йошицуне. Йошицуне замаскирован как один из носильщиков Бенкей, его легендарного лояльного хранителя.

Тогаси Сэмон, офицер, отвечающий за барьерный контрольно-пропускной пункт в Атаке в провинции Кага, объясняет в вступительной речи, что барьер был установлен для захвата Йошицуне, который, как считается, путешествует на север, замаскированный под ямабуши. Йошицуне и его люди входят в ханамичи. У них нет необходимых документов для идентификации, но Бенкей, выступая в качестве главы группы, пытается убедить Тогаси в том, что они собирают пожертвования для восстановления храма Тодадзи в Наре. Подозревая трюк, Тогаси сталкивается с Бенкей и приказывает ему прочитать список подписки, который они будут носить, если они действительно вымогают пожертвования.

А. Н. Островский хотел, чтобы зрители сразу же увидели все сказочное царство берендеев.

Многие считают, что завязка пьесы — решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз­ка — решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

Какой вы представили себе Снегурочку? Что в ее взглядах и поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза?

В знаменитой сцене Бенкей вытаскивает пустой свиток и делает вид, что читает. Впечатленный мастерством и преданностью Бенкеи, Тогаши позволяет им пройти, даже если он понимает, кто они. Затем, однако, один из людей Тогаши становится подозрительным к деликатно выглядящему носильщику, который переодетый Йошицуне. Бенкей бьет и берет Йошицуне, чтобы убедить Тогаши, что этот слуга не может быть его хозяином. Опять тронутый лояльностью Бенкей, сострадательный Тогаши позволяет им идти. Пройдя мимо барьера, Бенкей просит прощения за то, что он поразил своего хозяина, но Йошицунь похвалил его находчивость.

Снегурочка — дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове­дении есть приметы родителей. Имя Сне­гурочка от отца — Деда Мороза. Но зато от матери Весны — красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

Какие эпизоды напомнили вам народные сказки? Какие народные песни есть в прологе?

Сказку напоминают такие эпизоды про­лога: Весна опускается на землю, окру­женная своей свитой; встреча Весны с Мо­розом и их спор; появление Лешего; про­щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

Бентен Козо. Первоначально состоящий из пяти актов, сегодня действуют Деяния 3, 4, а иногда и 5. В пьесе изображены подвиги мошенника Бентена Козо Кикуносукэ и банды пяти воров, членом которой он является. В третьем акте Бентен, одетый как дочь самураев и сопровождаемый другим вором, ставшим ее хранителем, входит в кимоно, где делает вид, что украл какую-то ткань. Когда Бентена ложно обвиняют в краже магазинов и ударил клерк, он и его конфедеративная компенсация требуют компенсации, но их вымогательный трюк выставляется свидетелем самураев.

Затем, в одной из самых известных сцен пьесы, Бентен обнажает татуировку на плече и объявляет себя преступником, изменяя свою речь и манеру от речи молодой барышни до низкого вора. В действительности, самураи, которые разоблачили Бентен, - это Ниппон Демон, глава банды воров, и все это было частью большого заговора, чтобы ограбить магазин позже. Все их планы сбиваются с пути, и в Акт 4 пять воров бегут на берег реки с полицией в погоне. В другой знаменитой сцене члены банды, одетые в красивое кимоно и несущие зонтики, выходят из ханамичи на главную сцену и представляют себя, бросая вызов полиции, стоящей на заднем плане.

В прологе есть хор птиц, который бли­зок народной песне. Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель.

Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.

Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся.

Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп­ликах?

Справка. Перенос — перенос части предложения из одной строчки стихотво­рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

Можно подчеркнуть в приведенном тек­сте разорванные предложения. Мы ви­дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

На этой странице искали:

  • островский снегурочка характеристика героев
  • островский снегурочка главные герои
  • Какова последовательность диалогов героев сказки А Н Островского «Снегурочка» из Пролога и первого действия:
  • островский снегурочка анализ пролога
  • прочитай в репликах описание царства берендеев Что в этом описании взято из сказок?

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои


(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.


«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!