Бедная лиза основная мысль. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести

Какова главная мысль произведения и какими словами из текста её можно выразить? Повесть Бедная Лиза

Ответ:

Основная мысль «Бедная Лиза» - неиспорченный, чистый человек, который идя на поводу у своих чувств, что для него единственно верный вариант, сталкивается с трагичностью реального мира. "и крестьянки любить умеют"

После Гражданской войны были приняты 13-я, 14-я и 15-я конституционные поправки с намерением установить равенство по закону для освобожденных рабов, или так история идет. Дело в том, что рабство было - и до сих пор - полностью законно в Соединенных Штатах, только в совершенно другой форме. Учреждение рабства, как мы поняли его, фактически пережило эволюцию. Вместо прямого порабощения чернокожих с целым аппаратом, используемым для содержания рабов в их состоянии, некоторые элементы государственного аппарата были поэтапны время для порабощения чернокожих, а именно правовых и пенитенциарных систем.

Похожие вопросы

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». согласны вы с мнением ученого? используя слова А.Горшкова как тезис,напишите сочинение рассуждение, привлекая в качестве аргументов примеров из текст В.Белова. просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (По В.Белову

главная мысль произведения бедная лиза

Следовательно, сам порабощение изменилось, поскольку черные заключенные перестали быть рабами отдельных мастеров, а скорее были порабощены компаниями, которые они сдавали в аренду. Чтобы создать эту систему, необходимо было не только участие южной судебной системы и отдельных северных и южных элит, но также участие и восстановление рабства в корпоративном контексте.

Чтобы достичь полного понимания системы аренды осужденных, сначала необходимо пересмотреть 13-ю поправку. В книгах по истории и в классных комнатах по всей Америке говорится, что эта поправка закончилась рабством, но это совершенно неверно. В 13-й поправке говорится: ни рабство, ни принудительное рабство, кроме как наказание за преступление, за которое сторона была надлежащим образом осуждена, существуют в Соединенных Штатах или в любом месте, подпадающем под их юрисдикцию. Таким образом, рабство полностью и полностью законно, если оно является частью наказания за кого-то, кто был и был признан виновным в совершении преступления.

  1. В основу сентиментализма положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье. Полное представления о сентиментализме можно получить, читая повесть Карамзина » Бедная Лиза».

    Лиза — дитя природы и патриархального воспитания, идеал «естественного человека». Она чиста, наивна, бескорыстна: «…одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы…»

    Когда обсуждали 13-ю поправку, многие в Конгрессе не думали о рабах, а скорее о белом труде, как сказал сенатор Генри Уилсон: Те же самые влияния, которые идут, чтобы удержать и подавить права бедного чернокожего человека, сдержать и угнетать бедный белый рабочий. Сенатор Ричард Йейтс из штата Иллинойс был очень жестоким, заявив, что «когда-либо не имел негров в мозгу» при обсуждении поправки. Такие понятия абсурдны! Уилсон прав в той мере, в какой он утверждает, что и рабский, и белый труд угнетаются одной и той же системой; оба притесняются тем, что ими манипулируют и разыгрывают друг друга элита Севера и Юга.

    Сама деревня и вся окружающая ее природа являеться очагом нравственной чистоты, в том числе главным символом непорочности любви, на мой взгляд, у Карамзина — это цветы: «…ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной». Все это доказывает такую черту сентиментализма — культ врожденной нравственной чистоты, непорочности.

    Тем не менее, Уилсон игнорирует тот факт, что белый труд был гораздо менее угнетен, чем чернокожий рабский труд, поскольку белые рабочие считались людьми, заслуживающими хотя бы минимальной степени достоинства и уважения, а не рассматривали и относились к ним хуже, чем к животным. Белые рабочие были свободны делать, как им было угодно, не беспокоясь о том, чтобы иметь документы на их лице, чтобы доказать свою свободу.

    Поэтому принятие 13-й поправки следует рассматривать в контексте экономической конкуренции между чернокожим рабовладельцем и свободным белым трудом. Экономика Юга была построена вокруг рабского труда, и способность иметь рабов производить больше, чем они «стоили», видя, как рабы рассматривались как не просто общая собственность, но и долгосрочные экономические инвестиции, которые помогли южной плантационной элите Тем не менее, из-за существования рабства белый труд косвенно пострадал, так как они не только потеряли доход, который они совершали, когда впервые было введено рабство - в дополнение к любому потенциальному будущему доходу - но, кроме того, белый труд не смог чтобы добиться прогресса на Юге, поскольку рабство обеспечило источник труда, который был менее дорогим в долгосрочной перспективе.

    Также в этом произведении ярко показан богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий сентиментализма. Грубость и невоспитанность душ — не всегда удел бедняков, показывает нам Карамзин. Обе натуры способны к богатому душевному переживанию: «Она любила говорить с ним о покойном муже, о том, как она в первый раз встретилась с милым своим Иваном, как он полюбил ее и в какой любви, в каком согласии жил с нею».

    Сенатор Генри Уильямс иллюстрирует эти моменты и другие проблемы, которые белый труд имел с рабством. Рабство было злым, потому что оно уничтожило большую часть богатейшей земли на юге; это деградировало труд и значение труда для бедных белых рабочих на Юге; он ограбил юг от культуры, унизив усилия рабочих; и это позволило южным аристократам еще больше оскорбить северных белых рабочих, унизив их трудовые усилия, как краб и зла. Это была связь между трудом и рабством в умах южных аристократов, которые унижали усилия трудолюбивых северных рабочих.

    Произведение Карамзина «Бедная Лиза» содержит в себе все черты сентиментализма. Читая эту книгу, мы вместе с героями периживаем те чувства, которые их окружают.

  2. Но ведь он ее полюбил, когда Лиза была якобы крестьянка. Вот она- большая, бескорыстная любовь.
  3. Повесть Карамзина Бедная Лиза, написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.

    Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. С детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. Они и сами придерживались таких же принципов: отец любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь, а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, ибо и крестьянки любить умеют! Лиза, воспитанная в строгости, трудилась день и ночь ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и все сие продавала в Москве.

    Таким образом, рабство приводило белых рабочих вниз двумя путями: одним, прямым соперничеством с рабским трудом на Юге и двумя, связывая все трудолюбивые усилия рабочих с рабами деградированных рабов. Таким образом, единственный способ победить белый труд в борьбе за такие права, как справедливая заработная плата и регулярное рабочее время, - это отмена рабства. Белый труд имел непосредственный интерес к аннулированию рабства. Тем не менее, в сознании южных элит существовало различие мнений, которые хотели продолжать рабство, но на разных терминах.

    Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он барин, но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала.. .и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе.

    Прежде чем обсуждать южные элиты, сначала нужно изучить их в контексте экономики юга после Гражданской войны. Это было совершенно в руинах; Фактически, можно было бы утверждать, что он был уничтожен и уничтожен практически всеми мыслимыми способами. Вся экономика Юга была построена на институте рабства и сельского хозяйства. С окончанием гражданской войны не только Южная экономика пострадала от освобождения черных рабов, но и земля была глубоко повреждена и повреждена, создавая тем самым непосредственную экономическую проблему.

    Однако среди всего этого появилась возможность переориентировать и реконструировать экономику вокруг нового источника рабочей силы, поскольку для восстановления региона, безусловно, потребуется дешевая рабочая сила. Необходимо также изучить социальный порядок. В то время как рабы теперь были свободными и способными делать то, что им нравилось, в умах южных белых все еще был глубоко укоренившийся расизм. Тот факт, что чернокожие сражались в гражданской войне, не означал внезапного изменения восприятия чернокожих; скорее, к южным элитам, они по-прежнему рассматривают чернокожих как низших и только хороших для труда, стремящихся увековечить рабовладельческую систему в рамках новой промышленной структуры, которая выйдет за рамки разрушенной сельскохозяйственной структуры.

    Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст довольно богатый дворянин с добрым от природы, но слабым и ветреным сердцем. Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. Вначале Эраст думал только о чистых радостях и хотел жить с Лизою как брат с сестрою, но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись наскучившими отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.

    Эта новая система должна была быть найдена в лизинговом заключении. Он утверждал, что «Синяя река» может построить собственный след в соседней долине Джонса с использованием рабского труда. Тем не менее, в сознании Милнера этот рабский труд должен управляться белыми.

    Он взял этих заключенных и посадил их на угольные шахты, рассматривая их варварски. Записи различных шахт Милнера и рабовладельческих ферм в южной штате Алабама, некоторые из которых принадлежали одному из его деловых партнеров - двоюродному брату инвестору в Биббской паровой мельнице - рассказывают истории о чернокожих женщинах, обнаженных и взбитых, из сотен из людей, голодающих, измененных и избитых, из рабочих, постоянно вшейных и едва одетых.

    Драма не только у Лизы, но и у Эраста. Ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни наказание не меньшее, чем быть осужденным другими. О душевной драме Эраста говорят слова самого автора: Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Своего героя Карамзин не считает типичным: Люди делают много зла без сомнения но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел…

    Черные американцы, многие из которых были бывшими рабами, по сути были порабощены, но в контексте корпоративной структуры, характеризующейся союзом государства и корпорации. Кроме того, судебная система была в значительной степени вовлечена в то, чтобы позволить этому произойти, от законов, переданных шерифам, продающим осужденных компаниям.

    Чтобы позволить существовать система аренды осужденных, а для чернокожих, которые должны быть сокращены до прежнего состояния в качестве источника рабочей силы, потребовались целенаправленные законы, направленные на ограничение прав «вновь освобожденных» чернокожих. Цель заключалась в том, чтобы криминализировать черную жизнь до такой степени, что чернокожие могли быть заключены в тюрьму на самых легкомысленных преступлениях. Такие законы приняли форму «Черных кодов».

    Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

  4. Карамзин хотел показать «что и крестьянки любить умеют»
  5. Карамзин как последователь натурализма и сентиментальной традиции разделял мир настоящий, природный, чувство для него было главным, в отличие от классической традиции, для которой разум был главенствующим началом. Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания. Так что главной мыслью произведения «Бедная Лиза» является неиспорченный, чистый человек, который идя на поводу у своих чувств, что для него единственно верный вариант, сталкивается с трагичностью реального мира. Но не стоит забывать, о том, что произведение носит, в первую очередь, развлекательный характер, и мир в котором живет Лиза, ее мать и Эраст идилличен и применять к нему параметры реальной, объективной действительности невозможно.
  6. главная мысль — и крестьянки умеют любить! Причем само название произведения двузначно: с одной стороны «Бедная Лиза», потому что у нее нет денег, а с другой — потому, что любимый человек так с ней поступил. Короче, рассуждать можно часами..


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!