Еще земли печален вид год написания. Анализ стихотворения тютчева еще земли печален вид. Природа в стихах Ф. И. "

ALLPOETRY | 13-09-2012 20:02:03
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ "ЕЩЕ ЗЕМЛИ ПЕЧАЛЕН ВИД" ТЮТЧЕВА

Стихотворение, "Еще земли печален вид", написанное в жанре этюда-зарисовки, поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души в пейзажной лирике.
Тема этого произведения – приход весны. Этого радостного события для всех без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное время года:
А воздух уж весною дышит…
Еще природа не проснулась
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит…
Здесь создается странный контраст слов “мертвый” – “колышет”, он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает противопоставление в начале стихотворения:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…
Композиционно стихотворение разделено на две части. Первая – описание природы. А во второй части – описание состояние души человека:
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?...
Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства, и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:
Но сквозь редеющего сна,
Весна послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
….
Душа, душа, спала и ты….
Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого. Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:
А воздух уж весною дышит…
Главная идея стихотворения – душа и природа очень похожи, они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны, оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое. Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом. Образ души очень тонко проработан писателем и описывается через риторические вопросы и явления природы:
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?...
Или то женская любовь?...
Частые риторические вопросы во второй части стихотворения притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи в голове читателя, настраивая его на философский лад или заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее. Для создания более полного и красочного образа весны автор использует олицетворение (“воздух дышит”, “еще природа не проснулась”, “послышала она и ей улыбнулась”), эпитеты (“редеющего сна”, “весенняя нега”, “женская любовь”, “мертвый стебль”), метафоры (“золотит твои мечты”, “играет кровь”).
Стихотворение Тютчева “Еще земли печален вид” имеет яркую самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта. Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только в лирике Тютчева.

В чем главный смысл произведения «Еще земли печален вид»?

Результат расследования показал нечестие женщины, и было обнаружено, что смертельные случаи, которые он имел на совести, были 138, но официально на стадии дебатов только показали. Наказание для Дарьи должно было быть образцовым, так что графине не просто давали взятку, а на самом деле также были забраны благородные титулы, имущество и деньги.

В то время это было возможно для тех, кто хотел оскорблять, прикасаться, унижать или бросать камни, но люди смотрели на нее только с любопытством или негодованием, и никто не швырнул ни одного камня или не оскорбил ее. В тот же день Дарья была заперта в монастыре Ивановском, а его комната, специально сделанная без окон, с деревянными стенами, и единственным светом, который мог появиться в его глазах, была свеча, освещенная окружающей средой только во время еды.

Ода единству с природой

Федор Иванович Тютчев - известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром. Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй - о пробуждении души человеческой.

Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть - приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности - она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!