Тимур Шаов: Разговор с критиком. А еще очки надел

На постановку затрачено свыше семи миллионов долларов. Композитор — лауреат премии «Эмми» Януш Стоклоса. Автор идеи и режиссер - обладатель двух «Золотых масок» и номинант американской «Тони» Януш Юзефович. В его послужном списке мюзиклы «Метро», «Питер Пэн», «Ромео и Джульетта», «Иствикские ведьмы». На сей раз режиссера вдохновила история польской золушки - Аполонии Халупец. Или Полы Негри - этим именем украшена ее звезда на голливудской «Аллее славы».

Секс-символ немого кино дебютировала в «Рабе страстей, рабе порока», продолжила карьеру драмой «И все поругано… осмеяно… разбито…», затем - «Бестией» и, наконец, прославилась ролью любовницы Людовика XV мадам Дюбарри.


Если судить по почти непристойному амплуа и бурной биографии, у настоящей Полы изъянов хватало. Но в интерпретации Юзефовича она недотрога. И зритель оказывается в роли сочувствующего свидетеля успехов безвестной польской девушки с нелегкой судьбой. Спектакль открывает душещипательная сцена, в которой маленькая Полита в трогательном исполнении юной Софии Кварацхелии молит своего ангела-хранителя, чтобы тот оставил девочку и улетел к беззащитному папе (его ссылают в Сибирь за революционную деятельность).

Взрослая Пола (Теона Дольникова) любит маму, стихи и танцы. И совсем не похожа на женщину-вамп, какой запомнилась киноманам. Хотя в списке ее поклонников и графы, и князья, и Чарли Чаплин, а также отвергнутые Рудольфо Валентино и Гитлер. А единственная и безответная любовь Полы на всю жизнь - режиссер, сделавший ее знаменитой - Эрнст Любич (Гоша Куценко). Но его сердце занято одним лишь кинематографом...

В характере Полы нет конфликта, и, в сущности, героиню сложно назвать интересной. Поэтому увлекательнее не следить за сюжетом-байопиком (тем более что он весьма прост и не отличается крутыми виражами), а оценивать красочные спецэффекты. История жизни актрисы, скандальной и вожделенной, меркнет на фоне огромной стереопроекции.


Именно это - главное ноу-хау Юзефовича. Он надел на зрителей 3D-очки и заменил картонные и фанерные декорации на впечатляющий объемный видеоряд. Учитывая масштаб зала Театра Армии, эффект получился почище всякого IMAX. Полуобнаженные танцовщицы раскачиваются в золотых клетках прямо над партером. Из-за кулис выбиваются потоки пламени. Сибирским снегом заметает амфитеатр. Вот оживают сны, и вереницу призраков уносит гигантский водоворот. Из ниоткуда на сцене вырастают дворцы, города, трансатлантические лайнеры. И все это населено артистами - нарядными, поющими, танцующими в лучших бродвейских традициях. Выглядит действительно круто. Похоже на аттракцион, каким кино в эпоху своей юности стало для первых зрителей. Как будто ты снова маленький и попал на новогоднюю елку с трезвым Дедом Морозом.

Видеоряд дополняют живые декорации. Огромная сцена строилась с расчетом, чтобы выдержать танк. Бронемашины в мюзикле не появляются, зато по подмосткам скачут настоящие кони, ездят шикарные ретро-кабриолеты, а над всем этим парит самолет с Гошей Куценко. Кстати, актер в постановке - на должной высоте. Спеть в мюзикле было его давней мечтой. И звучит он неплохо даже рядом с голосистой Теоной Дольниковой.

Стереоизображение искупило многие огрехи, казалось бы, для мюзикла непростительные - скучное либретто и незапоминающуюся музыку. За технологией - будущее театра, уверен режиссер. Его идеей уже заинтересовались немцы и китайцы - ходят слухи о покупке франшизы.

ЦВЕТ НАЦИИ СТАЛ ОЧЕРЕДНЫМ ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ИНСТИТУТЕ СОЦИОЛОГИИ РАН НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ИЗУЧАЛИ ЖИЗНЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОСЛОЙКИ, СОБИРАЯ В МНОГОСТРАНИЧНУЮ МОНОГРАФИЮ ОТВЕТЫ НА ЗАДОРНЫЙ ВОПРОС: «КАК ЖИВЕШЬ, ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ?»

Столь пристальное внимание к мозгам и совести нации в институте объяснили просто — было интересно посмотреть, что с ними стало. Ведь как ни крути, а на протяжении столетий интеллигенция в нашей стране была не только носителем знаний, но и нравственным лекалом, образцом для подражания и народным заступником. Поэт в России больше, чем поэт, это мы помним. Препарации, впрочем, подвергли не всю интеллектуальную прослойку, а лишь гуманитарную ее часть — работников образования, здравоохранения и культуры. Во-первых, потому что именно она в 90-е стояла в перестроечном авангарде. Во-вторых, именно ей всегда приписывают формирование общественного сознания и установок. Ну и, в-третьих, она просто - напросто самая многочисленная.

Добро без кулаков

Сначала о предсказуемом. Российская интеллигенция в массе своей любит свою работу. 85,3% опрошенных (а на вопросы отвечали около 3 тысяч человек) назвали трудовую деятельность своей жизненной потребностью и призванием, сообщив о том, что преданы однажды выбранной специальности. Такое отношение к работе моментально вселило в социологов надежду, что у нашей интеллигенции полно созидательной энергии, чтобы принести пользу стране. Мораль тоже оказалась на высоте. Когда участников опроса попросили назвать набор качеств, присущих российской интеллигенции, половина на вопрос отвечать не стала — видимо, из скромности. Из оставшихся каждый пятый назвал ум и образованность, еще столько же — доброту, честность, порядочность, нравственность, сочувствие, открытость, скромность, великодушие, бескорыстие и благородство, не забыв при этом про законопослушность, патриотизм и ответственность. Вот только такие черты, как «борьба за свою позицию, сила воли, целеустремленность, доблесть, стойкость, мужество», набрали всего 4%. В общем, в итоге получилось нечто высокоморальное, но безвольное. Этакое добро без кулаков.

По-прежнему болит у наших гуманитариев душа и за добродетельность общества. Так, 68% отметили общее падение морали и нравственности, а 80 — плохое воспитание детей. Примерно столько же (80%) обеспокоены страстью к обогащению, которая захватила нас всех.

Думы о высоком не покидают интеллигенцию и на отдыхе. Досуг она проводит попрежнему культурно: ходит в музеи и на выставки (в среднем каждый пятый опрошенный, а среди культработников — каждый третий), посещает театры и концерты (около четверти), читает (чтение книг, а также газет и журналов заняло второе место по значимости после общения с друзьями) и серфит в интернете (около 40%). А вот всякие несерьезные танцульки интересуют лишь 1% интеллектуальной прослойки страны. В общем, и правда, предсказуемо.

Стабильности нет

— На меня лично большое впечатление произвели два момента, — рассказал «ВМ» ответственный редактор монографии, завкафедрой теории и истории социологии РГГУ Жан Тощенко. — В опросе населения всего 9 процентов говорили, что интеллигенция играет ведущую роль в жизни общества. Но самое удивительное, что и сама интеллектуальная прослойка высказалась о своей роли весьма критично — лишь 15 процентов признали ее значимой. По мнению Тощенко, это, в частности, связано с тем, что раньше интеллигенция была более единой, сейчас же представлена самыми разными слоями и группами (и по доходам, и по образу жизни, и по причастности к политике), каждая из которых живет своей жизнью:

— В случае с Россией такое «выключение» интеллигенции из общественных процессов особенно горько осознавать, — вздыхает эксперт. — Ведь русский язык вкладывает в это слово не только «интеллектуальный» корень, но и нравственно-культурный. Вспомните движение народничества, все эти уходы врачей, учителей и писателей в народ. «Мы должны служить ему, потому что получили образование за его счет» — эта нравственная позиция была присуща нашей интеллигенции еще совсем недавно. Например, мои родители были сельскими учителями, работали в небольшой деревне. Оба, помимо учительства, выполняли роль и медсестры, и врача, и ветеринара, и письма по просьбе односельчан писали, и ходатайства в инстанции составляли. Это считалось нормой, такая установка была: мы должны помогать людям бескорыстно. А сейчас все как-то померкло.

Померкли, похоже, и наши представления об изобилии вольнодумцев в гуманитарных кругах. Как показал опрос, лишь 14% интеллигенции придерживается этих взглядов. Не оправдалась, по мнению социологов, и убежденность либералов 90-х в том, что при выборах в первую Госдуму каждый третий голосовал за коммунистов и социал-демократов просто в силу возраста.

— Считалось, что когда это поколение уйдет в Лету и его место займет молодежь, идеи социализма перестанут владеть умами, — говорит Тощенко. — Но прошло почти 30 лет, а число людей, разделяющих принципы социализма, как показали последние выборы в регионах, осталось на прежнем уровне. Среди опрошенных нами гуманитариев таких тоже немало — каждый седьмой. Хотя больше всего среди них оказалось патриотов (22,3%). При этом 36,5% (среди россиян 47,2%) мечтают о России — великой державе, а каждый четвертый уверен, что она должна вернуться к национальным традициям.

Возможно, считают социологи, причина не в самом лучшем материальном положении, ведь интеллигенция в массе своей медленно, но верно, обретает черты нового класса, которому на Западе уже придумали название — прекариат (от лат. precarium — нестабильный, негарантированный, и «пролетариат»). Его составляют работники с временной или частичной занятостью, длящейся годами, а то и десятилетиями. Среди типичных черт нового класса — слабая социальная защищенность, неустойчивое положение в обществе, депрофессионализация и невротизация со всеми вытекающими — от смирения и депрессии до активного социального протеста и баррикад.

Любопытна и «шкала престижа», которую выявили у наших гуманитариев социологи. Среди обстоятельств, определяющих социальный статус представителей той или иной профессии, первое место у педагогов заняло обладание властью или доступ к ней (57,1%), медработники поставили во главу угла владение деньгами и матценностями (49,9%), а работники культуры — связи с нужными людьми (54,2%).

Как показал опрос, гуманитарная среда весьма тревожна: 33,3% боятся потерять работу, стоят на пороге безработицы или вынуждены были принять предложения, которые не соответствуют их квалификации. 50,3% волнует низкая оплата труда, 30% — условность и запутанность этой оплаты, а 18,7% отметили, что не видят никаких карьерных перспектив. В общем, уже невротизация, но еще не баррикады.

Запасник истории

То, что до них пока далеко, отмечают и социологи. Например, типичной чертой русской интеллигенции было критическое отношение к социальной реальности и власти. Но нынче интеллигент пошел явно не тот. Исследователи отмечают его пассивность, безразличие, инертность и как следствие уход в личную жизнь. 57,7% заявили, что не участвовали ни в каких формах политической жизни. Да и культурная жизнь — святое ж дело для гуманитария — проходит мимо: 73% культ работников заявили, что не принимают участия ни в каких культурно-общественных мероприятиях.

Лишь 11% опрошенных отметили, что активно интересуются политикой (среди россиян таких 15%), при этом большинство считает, что при всех недостатках нынешнюю власть следует поддерживать. Правда, общую картину слегка смазали работники культуры, среди которых таких набралось лишь 39,1%, а вот мнения, что страна нуждается в переменах во что бы то ни стало, придерживаются 40,9% (для сравнения: в медицине и образовании таких 33,1 и 32,5% соответственно).

В общем, вяленько как-то, неактивненько, без полемического задора.

Это же отмечают и авторы исследования. «Духовно-культурный облик гуманитарной интеллигенции приобрел черты, характеризующие потерю значительной ее частью способности эффективно выполнять ведущие и ориентирующие функции, быть примером во всех жизненных ситуациях, — констатируют они. — Интеллигенция по многим показателям утратила гражданскую и культурно-нравственную роли, которые были ведущими с момента ее возникновения как в XIX, так и в ХХ веках. Ее реакция, оценки, отношение к происходящему мало отличаются от позиции всего населения…»

— Вполне объективная картина, — согласился с коллегами президент Сообщества профессиональных социологов Никита Покровский. — Ведь русский интеллигент — это не только умственный труд, это и определенная моральная позиция, отношение к истории, видение будущего, культура. Все эти вещи сейчас не востребованы в той мере, в какой должны были быть востребованы. Соответственно, носители всего этого тоже чувствуют свою невостребованность. Хотя в России всегда существовал культ образованных людей, интеллигенция считалась очень важным слоем населения.

По мнению Покровского, в итоге интеллигенция — в том старом, классическом, русском понимании этого слова — реально превратилась в уходящую натуру:

— Этот процесс потери можно остановить в любой точке, главное — не пускать его на самотек. Иначе единственное, что мы сможем сделать, — сохранить историческую память об этой категории людей, об их жизненной позиции и философии. Провести анализ всех тех замечательных произведений — фильмов, книг, мемуаров, — которые были созданы в стране с позиций интеллигенции. Объяснить это все и сохранить для потомков как золотой запас русской культуры. Потому что, я уверен, все это будет востребовано, причем довольно скоро.

Обращение к золотому запасу социолог обещает уже через 20–40 лет:

— То, что предлагают нам сейчас вместо этого явления (на смену интеллигенту пришел холодный интеллектуал), исчерпает себя за несколько десятилетий. Наш неприкосновенный запас будет востребован — произойдет регенерация. Потому что возникнет общественная потребность в этом. На Западе уже наблюдается запрос на разрушение той системы отношений, при которой все продается и все покупается. Интеллигенция ведь утверждала, что не все — есть ценности выше. Так что давайте сохраним что сможем, благо остались еще живые носители «интеллигентского генома», и подождем совсем немного. История циклична. Все еще будет, уверяю вас.

Верещага

«А еще очки надел!» - часто говорили раньше, когда хотели упрекнуть человека в интеллигентности, а значит, начитанности, ведь зрение, как правило, ухудшается в первую очередь у много читающих и пишущих. Выражение "А ещё очки надел!.." сложилось, скорее всего, в годы Октябрьской революции, когда шла борьба и с интеллигенцией. Сегодня, когда вокруг столько возможностей зрение подрастерять, когда так много людей, в том числе детей, носящих очки, эта фраза не оскорбительная и не обидная, а, скорее, констатирующая факт, что человек носит очки - более 2 миллиардов человек на нашей планете постоянно носят очки. Между прочим, и сами очкарики на насмешки и обзывания не реагируют. И правильно делают. «А еще очки надел» сегодня - это просто-таки элементарная зависть от тех, кто сам далеко «не очкарик» и поэтому не он отмечает 4 марта Всемирный день очкарика. Но лето приближается. Скоро на каждом, извините, углу будут продаваться очки, правда, солнцезащитные, как говорится, от солнца: в бутиках, в ТРЦ, в ТЦ, в сетевых магазинах, на рынках и.. на каждом углу. А мы будем капризничать, очки выбирая, морщить носы, на которые эти самые очки наденем, и покупать, предварительно выбросив прошлогодние. И все мы дружно весь ярко-солнечный будем примазываться к почетному званию «очкарик». О том, почему почетным, я уже верещала, а сейчас поверещу о том, как и когда возникли очки, как изменялся их вид в течение всего времени их использования. Существуют несколько версий о времени возникновения очков: 1. Во время раскопок в Египте в гробнице египетского фараона Тутанхамона были обнаружены солнцезащитные очки (1330 г. до н.э.). 2. Линзы были найдены еще при раскопках Трои (1260 г. до н.э.), правда, они смахивали на украшение. 3. По преданиям, римский император Нерон (37 г.-68 г.) использовал оптическую линзу из изумруда для коррекции зрения. 4. очкам, в современном понимании, около 600 лет, именно с конца XIII века в медицинских трактатах упоминаются стеклянные линзы для коррекции зрения. В 13 веке английский ученый, философ и преподаватель Оксфордского университета Роджер Бекон (1214-1292) впервые начал работу по изучению преломления изображения в линзах. В это же время внимание на свойства стекла увеличивать предметы обратил как ни странно, стекловар флорентиец Сальвино Д’Амартэ Пиза. Случилось это в 1280 году. Ему на глаза попалась капля застывшего стекла, которую он взял в руку и стал разглядывать. Эта капля (прообраз очков) и подсказала стекловару, что при помощи стекла, которое увеличивает предметы, можно улучшить старческое зрение. Все это было зафиксировано документально. Примерно в этот же период создали первые очки в Китае. Это сегодня мы знаем и привыкли к тому, что очки́ — самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для коррекции человеческого зрения при оптических несовершенствах глаза, либо для защиты глаз от различных вредных воздействий. Очки состоят из линз, стеклянных или пластиковых, удерживаемых оправой, с прикрепленными к ней дужками. Изредка вместо дужек, которые закрепляются за ушами, используется лента или ремешок, охватывающий голову. А какими были первые очки, и как менялся их вид с течением времени? Именно Сальвино Д’Амартэ первым организовал производство очков из собирающих линз, вставленных в оправу, то есть для корректировки дальнозоркости. Для предотвращения сколов по краям линз были созданы специальные ободки: деревянные, а затем роговые. Они присоединялись к рукояти со штифтом и больше напоминали собой ножницы. Такая конструкция была неудобной, но благодаря ей, линзы могли держаться на носу. В XIV веке был изобретён монокль как оптический прибор. Первоначально он представлял собой линзу, закреплённую на длинной ручке, которая держалась над текстом либо перед глазами. В XV веке были изобретены очки для близоруких с вогнутыми линзами. В XVI веке ручка монокля потеряла свою функцию, поскольку получило распространение зажатие монокля с помощью мышц лица Монокль в неиспользуемом виде носился в жилетном кармане. В 1508 году Леонардо да Винчи впервые высказал идею использовать контактную коррекцию зрения. В XVI веке как оптический прибор для коррекции зрения появилось пенсне, очки без заушных дужек, держащиеся с помощью пружинки, защемляющей переносицу. Первоначально его стекла закреплялись на медной или железной пружине, позже, чтобы не травмировать металлом кожу носа, под него начали крепиться кожаные прокладки. Пенсне получили широкое распространение с XVII века. В XVI веке к ободкам оправы привязывали веревочки, которые затем зацепляли за ушами. Джеймс Айског в 1752 году изобрел очки, которые имели навесные опоры. Он же придумал первые солнцезащитные очки с тонированными (зелеными или синими) линзами. Лондонский оптик Эдвард Скарлетт в начале XVIII века добавил к очкам дужки. Бенджамином Франклином в 1775 году были изобретены бифокусные очки, в которых сочетались выпуклые и вогнутые линзы. Они предназначались как для близоруких, так и для дальнозорких людей. которые теоретически можно было использовать как оптический прибор для коррекции зрения. В середине ХХ века появились контактные линзы — небольшие изготавливаемые из прозрачных материалов линзы, надеваемые непосредственно на глаза для коррекции зрения. В 1888 году Адольф Гастон Евгений Фик описал первую стеклянную линзу, обладающую оптической силой. Изготовил же первую линзу и внедрил во врачебную практику немецкий изобретатель Август Мюллер. В 1960 г. чешский ученый Отто Вихтерле синтезировал новый полимер (НЕМА) и изготовил из него первую мягкую контактную линзу. Контактные линзы, по мнению специалистов, носят около 125 миллионов человек в мире. Какое двусмысленное название - контактная линза. Или из-за контакта между глазом и линзой? Или из-за контакта между людьми, которые в линзах видят друг друга лучше, нравятся друг другу больше и ничто не мешает им целоваться дольше?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!