Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Цель – это образ желаемого результата.
Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.
Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.
Задачи, требования к ним.
Задача непосредственно образовательной деятельности триедина:
- Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
- Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
- Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые . Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (часто её называют традиционной) во время развивающей
Цель –
Цель
Требования:
Алгоритм постановки цели:
Задачи, требования к ним.
- Образовательная:
- Воспитательная:
- Развивающая:
Метод как способ достижения цели.
Приём обучения метод беседа приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми
Выбор метода обучения методом станет упражнение
Предварительный просмотр:
Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Цель – это образ желаемого результата.
Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.
Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.
При постановке целей полезно учитывать следующие требования:
- Главным основанием постановки целей непосредственно образовательной деятельности должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой.
- Цели должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее значимым проблемам.
- Цели должны быть напряжёнными, но и реальными, т.е. находиться в зоне ближайшего развития ребёнка.
- Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного занятия), чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.
- Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер.
- Цели должны соответствовать основным ценностям ДОУ.
- Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке целей и их согласованию.
- Цель конкретной непосредственно образовательной деятельности должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям коллектива, ДОУ в целом.
Сформулировав цель непосредственно образовательной деятельности, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания непосредственно образовательной деятельности, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.
Цель непосредственно образовательной деятельности, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы.
Алгоритм постановки цели:
- Оцените имеющиеся проблемы (расхождение между требуемым и имеющимся состоянием реализации программы) и определите главную.
- Чётко сформулируйте эту проблему.
- Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
- Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
- Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно реально осуществить в рамках одной непосредственно образовательной деятельности.
- Сформулируйте цель непосредственно образовательной деятельности, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной непосредственно образовательной деятельности.
Задачи, требования к ним.
Задача непосредственно образовательной деятельности триедина:
- Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
- Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
- Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Метод как способ достижения цели.
Метод это способ достижения цели.
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми . Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной деятельности. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение , т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Организация образовательной деятельности регламентируется ФЗ №273. Нормативный акт регулирует общественные отношения, которые возникают в сфере обучения. Рассмотрим далее специфику образовательной деятельности.
Принципы
Организация образовательной деятельности базируется на следующих положениях:
- Признание приоритетности обучения.
- Обеспечение прав людей на получение образования, недопустимость дискриминации.
- Гуманистический характер отрасли, приоритет здоровья и жизни человека, свобод личности, взаимоуважения, гражданственности, трудолюбия, правовой культуры, ответственности, бережного отношения к окружающей среде.
- Формирование единого образовательного пространства в России, развитие и защита этнокультурных традиций и особенностей народов страны.
- Создание надлежащих условий для интеграции отечественной и зарубежных систем обучения на взаимовыгодной и равноправной основе.
- Светский характер педагогической деятельности в муниципальных и государственных учреждениях соответствующего профиля.
- способа обучения с учетом потребностей и склонностей человека, формирование условий для самореализации.
- Обеспечение права на получение образования в течение жизни в соответствии с нуждами субъекта, адаптивность системы к особенностям развития, уровню подготовки, интересам личности.
- Автономия учебных заведений, академические свободы и права работников и обучающихся, публичная отчетность и информационная открытость учреждений.
- Демократичность при управлении образованием.
- Недопустимость устранения или ограничения конкуренции.
- Сочетание договорного и госрегулирования отношений.
Субъекты
Законодательство определяет круг лиц, которые уполномочены работать в сфере обучения. Основными из них выступают образовательные организации. В случаях, предусмотренных в нормативных актах, обучение может проводиться индивидуальными предпринимателями. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создаются в форме, предусмотренной в ГК для некоммерческих структур. Духовные учреждения формируются по правилам, установленным нормативными актами о объединениях.
Виды учреждений
Классификация проводится в зависимости от субъекта, создавшего учебное заведение. По этому признаку организации разделяются на:
- Государственные. Эти учреждения формируются РФ или регионом страны.
- Муниципальными. Они создаются МО.
- Частными. Такие заведения формируются гражданами либо юрлицами в порядке, установленном в законодательстве.
Типы учебных учреждений
Образовательные организации классифицируются в зависимости от содержания планов, реализация которых выступает в качестве их основной деятельности. По данному признаку выделяют:
- ДОУ. Они представляют собой учреждения, в которых ведется дошкольное обучение, предусматривается уход и присмотр за воспитанниками.
- Общеобразовательные учреждения, ведущие обучение по программам НОО, ООО и СОО.
- Профессиональные учреждения. В них проводится обучение по программам среднего профобразования.
- Вузы. В этих учреждениях ведется обучение по программам в/о и научная деятельность.
Право преподавания
Им обладают субъекты, имеющие высшее либо среднее профобразование и отвечающие требованиям, предусмотренным в квалификационных справочниках, а также профстандартам. Нормативными актами предусмотрена номенклатура должностей работников и руководителей учебных заведений. Она утверждается Правительством.
Юридический статус специалистов
Под правовым положением педагогического работника следует понимать комплекс его трудовых, социальных гарантий, компенсаций, ограничений, ответственности и обязанностей. Они устанавливаются в законодательстве. В России статус педработников считается особенным в обществе. В соответствии с этим формируются надлежащие условия для осуществления ими своей педагогической деятельности. В России специалистам предоставляются свободы и права, государственные гарантии, социальная поддержка, направленные на обеспечение высокого профессионального уровня сотрудников, повышения их значимости, а также престижа работы.
Юридические возможности
Осуществляя образовательную деятельность, работники организаций пользуются правами на:
- Свободу преподавания, выражения своего мнения, независимость. Под последней следует понимать невмешательство в их работу сторонних субъектов.
- Свободу выбора и применения научно-обоснованных средств, методов и форм воспитания и обучения.
- Творческую инициативу, выработку и использование авторских программ и методик в пределах конкретных предметов, курсов, дисциплин, планов.
- Выбор учебников и методических пособий, материалов и прочих средств в соответствии с образовательной программой в порядке, определенном в законодательстве.
- Участие в выработке календарных графиков, курсов, предметов, дисциплин.
- Осуществление научно-технической, исследовательской, творческой, международной и экспериментальной деятельности, внедрения и разработки инноваций.
- Бесплатное использование информационных ресурсов, посещение библиотек.
- Участие в управлении учебным заведением, в том числе в составе коллегиальных органов, в порядке, предусмотренном в уставе.
- Объединение в общественные профорганизации в формах и по правилам, установленным законом.
- Участие в обсуждении вопросов, касающихся деятельности учебного заведения, в том числе через управляющие органы и
- Обращение в комиссию, уполномоченную на урегулирование споров между субъектами образовательного процесса.
- Защиту достоинства и чести, справедливое и объективное разбирательство нарушений правил профессиональной этики.
Рабочее время
Оно формируется в соответствии с занимаемой должностью специалиста. В рабочее время сотрудника учебного заведения входит:
- Образовательная педагогическая деятельность.
- Воспитательная работа.
- Индивидуальное взаимодействие с учениками.
- Исследовательская, научная и творческая работа.
- Прочая деятельность, предусмотренная в должностной инструкции или в индивидуальном плане. К ней, например, относится диагностическая, методическая, подготовительная работа и пр.
Конкретные обязанности специалиста устанавливаются в трудовом договоре и должностной инструкции. Соотношение преподавательской и прочей образовательной деятельности в рамках рабочей недели либо учебного года устанавливается соответствующими организации. При этом учитываются квалификация и специальность сотрудника, а также число часов по плану.
Непосредственно образовательная деятельность
Она осуществляется совместно с взрослыми. Образовательная деятельность - это, простыми словами, работа по обучению и воспитанию ребенка. Она может проявляться в различных формах: игровой, исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной и пр. Образовательная деятельность - это взаимодействие с обучающимся, направленное на освоение ими определенного материала в одной или нескольких областях.
Работа с дошкольниками
Образовательная деятельность в ДОУ ведется с использованием различных методов и форм взаимодействия. Их выбор зависит от:
- Решения конкретных задач в обучении.
- Содержания учебного плана.
- Степени освоения образовательной программы ДО.
Классификация
Различают следующие виды работы в зависимости от содержания учебных программ:
- Комбинированная образовательная деятельность - это сочетание различных методов и форм либо дидактических задач, которые не имеют логической связи. К примеру, после рисования проводится подвижная игра.
- Комплексная образовательная деятельность - это работа, предполагающая реализацию задач разными средствами при наличии между ними Например, после беседы о правилах пожарной безопасности начинается рисование тематического плаката. В данном случае одно действие доминирует, а следующее его дополняет.
- Интегрированная образовательная деятельность. Она предполагает соединение знаний из разных дисциплин на равной основе. При этом интеграция не является механической либо произвольной. Программа образовательной деятельности в этом случае должна формироваться так, чтобы знания обогащали и дополняли друг друга в процессе решения дидактических задач.
В настоящее время приоритетной считается комплексная работа. Она позволяет решать несколько задач одновременно.
Структура работы
Осуществление образовательной деятельности условно разделяется на три части. Они неразрывно связаны общей методикой и содержанием. Этими частями выступают: начало, ход и завершение деятельности. Ключевая задача преподавателя состоит в четком определении цели процесса. Специалист должен установить, какой характер будет носить образовательная деятельность: развивающий или исключительно обучающий. В последнем случае при взаимодействии со взрослым происходит накопление необходимого опыта. При развивающем характере деятельности дети сами добывают знания, используя полученные навыки. В процессе занятия преподаватель привлекает к участию всех детей с учетом индивидуальных особенностей каждого из них. В ходе взаимодействия у детей формируются навыки, способность анализировать и контролировать свое поведение.
Специфика занятий
Образовательная деятельность детей имеет определенную специфику. В первую очередь она проявляется в самой структуре занятий. В частности, в раннем возрасте они проводятся в форме игр. Количество детей, принимающих участие в занятии, будет зависеть не только от конкретного их возраста, но и от содержания учебного плана. Работа должна обладать наглядно-действенным характером. В старших группах дети привлекаются к организации обстановки занятия. Это очень способствует усилению познавательного интереса. Между тем ключевое значение будут иметь характер постановки и содержание задач. С течением времени дети приучаются к установленным правилам поведения. Специалист регулярно напоминает о них до и во время занятия. По завершении преподаватель вместе с детьми формирует общий вывод. При этом специалист создает такие условия, при которых итоговый вывод стал бы результатом умственной работы обучающихся.
Основные средства
Образовательная (педагогическая) деятельность реализуется с использованием различных приемов. Их принято разделять на 5 категорий:
- Информационные и материальные средства. В традиционном понимании к ним относят наглядные пособия, оборудование и прочие предметы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.
- Языковые средства. Эта категория считается достаточно обширной. В нее входят не только разговорные (родной и иностранные) языки, но и специализированные. К последним, например, относят языки дорожных знаков, электрических схем, чертежей, искусства и так далее.
- Логические средства. считается высшей степенью проявления умственных способностей. Логические средства формируются у человека постепенно посредством наглядно-действенного и образного восприятия. Они способствуют формированию умений ставить и понимать вопросы, находить варианты их решения, производить необходимые для этого операции в уме и делать верные выводы.
- Математические средства. Они формируются с появлением у ребенка представлений о числах и счете. Развитие математических средств продолжается в процессе изучения точных наук.
Стоит сказать, что совершенствование указанных выше инструментов является достаточно обширной и почти не изученной проблемой. Ее исследование крайне необходимо в настоящее время. Совершенствование средств будет оказывать влияние на развитие образовательной деятельности в целом.
Миссия нашей школы : Создание личностно-ориентированной модели школы , в которой согласуются цели , ценности и интересы учеников , учителей и родителей . Приоритетом выступают информационно-коммуникационная , творческая , исследовательская и научная деятельность субъектов образования , поддерживается фундаментальное образование и духовность , как залог личностного развития и богатства нации .
1. Образовательные цели и задачи (из образовательной программы школы )
Цель : Создание воспитательно-образовательной среды , способствующей получению обучающимися современного качественного образования , духовному , нравственному , физическому развитию и социализации личности .
Задачи :
- Обеспечение современного качественного образования в соответствии с государственными стандартами
- Реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем (дошкольной , школьной , дополнительного образования ), предоставляющих каждому обучающемуся сферы деятельности , необходимые для его развития .
- Построение образовательной практики с учетом региональных , социокультурных условий , воспитание обучающихся в духе гражданственности и патриотизма ; уважения к своей школе , городу , региону , России ;
- формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся .
2. Цели образовательного процесса , типы и виды реализуемых образовательных программ (из Устава школы )
2.1. Целью деятельности Школы является обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного , начального общего , основного общего и среднего (полного ) общего образования .
2.2. Основными задачами Школы являются :
2.2.1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья обучающихся .
2.2.2. Обеспечение общедоступных дополнительных образовательных услуг .
2.2.3. Формирование общей культуры личности обучающихся .
2.2.4. Воспитание , социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного , ответственного , творческого , инициативного , компетентного гражданина России .
2.3. Предметом деятельности Школы является :
2.3.1. Реализация программ дошкольного , начального общего , основного общего и среднего (полного ) общего образования .
2.3.2. Оказание дополнительных платных образовательных услуг , не предусмотренных соответствующими образовательными программами и федеральными образовательными стандартами .
2.3.3. Осуществление приносящей доход деятельности , предусмотренной настоящим Уставом .
Школа осуществляет деятельность , подлежащую лицензированию , только после получения соответствующей лицензии .
2.4. Целями образовательного процесса являются :
2.4.1. Адаптация обучающихся к жизни в обществе .
2.4.2. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ обучающимися .
2.4.3. Формирование здорового образа жизни обучающихся .
2.5. К компетенции Школы относится :
2.5.1. Осуществление материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса , оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями , осуществляемое в пределах собственных финансовых средств .
2.5.2. Привлечение для осуществления деятельности , предусмотренной настоящим Уставом , дополнительных источников финансовых и материальных средств .
2.5.3. Предоставление департаменту образования и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств , а также отчёта о результатах самооценки (самообследования ) деятельности Школы .
2.5.4. Подбор , прием на работу и расстановка кадров , ответственность за уровень их квалификации .
2.5.5. Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий , в том числе дистанционных образовательных технологий . Школа вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .
2.5.6. Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов.
2.5.7. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
2.5.8. Разработка и утверждение по согласованию с департаментом образования годовых календарных учебных графиков.
2.5.9. Установление структуры управления деятельностью Школы, штатного расписания, распределения должностных обязанностей.
2.5.10. Установление заработной платы работников школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.
2.5.11. Разработка и принятие Устава Школы, дополнений и изменений к нему коллективом Школы для внесения его на утверждение.
2.5.12. Разработка и принятие правил внутреннего распорядка Школы, и иных локальных актов.
2.5.13. Самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2.5.14. Самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с настоящим Уставом, лицензией и свидетельством с государственной аккредитацией.
2.5.15. Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Школы в соответствии с настоящим Уставом и законодательством Российской федерации.
2.5.16. Создание в Школе необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, осуществление контроля их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников Школы.
2.5.17. Координация в Школе деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом.
2.5.18. Определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных, допущенных к использованию в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.
2.5.19. Обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в Школе.
2.5.20. Осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной настоящим Уставом.
2.5.21. Обеспечение создания и ведения официального сайта Школы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2.6. Школа обеспечивает открытость и доступность следующей информации:
1) Сведения:
О дате создания Школы;
О структуре Школы;
О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой стоимости обучения;
Об образовательных стандартах;
О персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;
О материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);
Об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;
О поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года.
2) Копии:
Документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
Свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
Утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы Школы.
3) Отчет о результатах самообследования.
4) Порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг.
5) Отчёт о своей деятельности в объёме сведений, представляемых в департамент образования (публичный отчёт).
2.7. Информация о Школе подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.
2.8. Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2.9.Основным видом деятельности Школы является образовательная деятельность, направленная на воспитание, обучение и развитие обучающихся.
2.10. Уровень и направленность реализуемых общеобразовательных программ. Основными видами образовательных программ являются:
2.10.1. Общеобразовательные программы:
Дошкольное образование
Школа на данном этапе и в установленные сроки (1год) предусматривает следующий тип программы:
образовательная программа дошкольного образования
1 ступень - начальное общее образование
Школа на данном этапе и в установленные сроки (4 года) предусматривает следующие типы образовательных программ:
Образовательная программа начального общего образования;
2 ступень - основное общее образование
Школа на данном этапе и в установленные сроки (5 лет) предусматривает следующие типы образовательных программ:
образовательная программа основного общего образования;
3 ступень - среднее (полное) общее образование
Школа на данном этапе и в установленные сроки (2 года) предусматривает следующие типы образовательных программ:
а) образовательная программа среднего (полного) общего образования;
б) образовательная программа среднего (полного) общего образования с профильным изучением предметов.
2.10.2. Программы дополнительного образования следующих направленностей (согласно лицензии):
Образовательные программы художественно-эстетической направленности:
«Юный художник», «Умелые руки», «Чистый голос», «ГриММаССы», «Сотворим сами»,
« Арабеск»;
Образовательные программы физкультурно-спортивной направленности:
«Малая Спортландия», «Школа здоровья», «Ритмика», «Баскетбол»;
Образовательные программы культурологической направленности:
«Всезнайка», «Умники и умницы», «Я - исследователь», «Я - познаю Родину», «Духовно-православная культура»;
Образовательные программы военно-патриотической направленности:
«Сокол», «Я и Родина - едины»;
Образовательные программы туристско-краеведческой направленности:
«Юный краевед», «Программа обучения актива комплексного музея»;
Образовательные программы социально-педагогической направленности:
«Хозяюшка», «Основы журналистики», «Безопасное колесо»;
Образовательные программы научно-технической направленности:
«Основы легоконструирования».
2.10.3. Дополнительные образовательные программы реализуются в рамках внеурочной деятельности следующих направленностей:
Художественно-эстетическая;
Физкультурно-спортивная;
Культурологическая;
Военно-патриотическая;
Туристско-краеведческая;
Социально-педагогическая;
Научно-техническая.