Тита ливия. Ливий - биография, информация, личная жизнь

Историография для римлян была больше искусством, чем наукой. В ее основу были положены скорее гимн величию Родины, призыв к преклонению перед доблестью соотечественников, обращения к сокровищнице выдающихся примеров прошлого, нежели историческая точность и научная объективность.

ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (102 – 44 гг. до н. э.), выдающийся политический и военный деятель Древнего Рима, был замечательным оратором и писателем. Мировую знаменитость получили его «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Оба произведения остались незаконченными.

«Записки о галльской войне» в Древнем Риме сочинение Цезаря считалось образцом лаконичной, суховатой аттической прозы. Традиционно является первым произведением классической латыни, которое читают на уроках этого языка.рассказывают о деятельности Цезаря в Галлии, где он был проконсулом почти десять лет, ведя многочисленные войны с галльскими и германскими племенами, сопротивлявшимися римскому вторжению.

«Записки о гражданской войне» повествуют о начале войны между Цезарем и Помпеем. В первом произведении Цезарь хочет представить в выгодном свете свою деятельность в Галлии, показать себя непобедимым полководцем и мудрым политиком. В строго обдуманном изложении читателя внушается мысль, что война в Галлии была направлена исключительно на защиту законных интересов Рима и союзных с ним племен. В отношении фактической стороны повествования Цезарь старается избежать прямой лжи, но часто действует методом умолчания.

В «Записках о гражданской войне» он стремится показать, что вина за начало гражданской войны в Риме лежит не на нем, а на его противниках – Помпее и сенатской партии.

Сочинения Цезаря являются ценным историческим источником. Так, в «Записках о галльской войне» он сообщает важные этнографические сведения о жителях Европы того времени – галлах, германцах, британцах.

Цезарь пользовался славой выдающегося стилиста. Его сочинения отличаются простотой и ясностью стиля. Однако эта лаконичность, строгий отбор лексических средств не уменьшают выразительности текста.

ГАЙ САЛЛЮСТИЙ КРИСП (86 – 35 г. до н. э.) – римский историк I в. до н. э. Он принадлежал к партии популяров, возглавляемой Юлием Цезарем. Саллюстий занимал ряд важных должностей вплоть до проконсула римской провинции Новая Африка. После гибели Цезаря отходит от политики, всецело посвятив себя литературному труду. Из его ИСТОРИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ сохранились «Заговор Катилины», «Война с Югуртой», и отрывок «История».

Живя в эпоху острого политического и соц. кризиса римского полиса, крушения республики, Саллюстий ищет в истории объяснение событиям современности. Он обращается, в частности, к теории «упадка нравов», которая видела причину гибели общества в двух главных пороках – властолюбии и алчности. Саллюстий хочет представить себя беспристрастным наблюдателем событий, но в действительности он глубоко тенденциозен. Виновником упадка Римского государства он изображает римскую знать, развращенность, продажность и безнравственность нобилитета. он обличает пороки современного ему общества.

Первая монография Саллюстия - «Заговор Катилины» - посвящена событиям недавнего прошлого. Центральная фигура – Катилина. Изложение открывается его характеристикой и заканчивается рассказом о его героической гибели. Но Катилина подан на фоне разложения римского общества как продукт этого разложения.

В несколько более отдаленное прошлое уводит вторая монография - «Война с Югуртой» . Основывая выбор темы, Саллюстий указывает, что «тогда впервые началась борьба с высокомерием нобилитета». Ход войны излагается в связи с борьбой партий в Риме.

ТИТ ЛИВИЙ (59 -17 гг. до н. э.) – выдающийся римский историк.

В период республики историография была уделом гос. Деятелей, обладавших политическим и военным опытом. Ливий – историк-литератор.

Он создал огромный труд, насчитывавший 142 книги, из них полностью сохранилось 35, остальные известны лишь в кратком изложении. В основе исторического труда Ливия лежит идея величия Рима, прославления нравов, патриотизма и героизма предков, характерная для идеологической политики принципата Августа.

Тит Ливий был представителем художественно-дидактического направления античной историографии. Для него были важны не столько исследовательские, сколько назидательно-нравственные задачи; принцип: «история – наставница жизни». Эта целевая установка вела автора по чисто художественному пути, он отбирал более яркие, эмоционально выразительные факты, стремился к увлекательному худож. изложению.

Гай Светоний Транквилл (l - ll вв. н.э.). Светонию не повезло во мнении филологов и историков. Как историка его всегда заслонял Тацит, как биографа - Плутарх. Сравнение с ними было для него слишком невыгодно. Недостатки и несовершенства светониевских биографий установлены давно, и перечень их переходит неизменным из книги в книгу. Светоний не заботится о психологической последовательности: он перечисляет добродетели и пороки каждого императора по отдельности, не задумываясь, как могли они вместе жить в одной душе. Светоний не заботится о хронологической последовательности: он соединяет в одном перечне факты начала и конца правления, без логики и связи. Светоний лишен понимания истории: образы императоров он представляет в отрыве от исторического фона и, детально разбирая мелочи их частной жизни, лишь мимоходом упоминает о действительно важных исторических событиях. Светоний лишен литературного вкуса: он не заботится о художественной отделке слога, он однообразен и сух.

«Жизнь 12 цезарей» - Римских императоров очень часто наивно представляют как неких героев и мудрых государственных деятелей, денно и нощно заботящихся о благе Отечества. Однако древнеримский историк Гай Светоний Транквилл в своей книге полностью опроверг это представление.

Это «золотой век» римского искусства и литературы, создавший классический римский стиль, который оказал большое влияние на последующее развитие европейской культуры. В области литературы понятие «золотой век» связано, прежде всего, с расцветом римской поэзии, давшей тогда великих Вергилия , Горация , Овидия , Тибулла , Проперция . Что касается литературной прозы, то в период принципата Августа она по сравнению с поэзией отходит на второй план, а из многих представителей прозаического жанра выделяется имя писателя историка Тита Ливия.

Среди писателей-прозаиков этого времени можно назвать историков Гая Азиния Полиона, Помпея Трога, Юлия Гигина, грамматика Веррия Флакка, архитектора Витрувия, но их труды плохо сохранились и оказались менее значительными в истории развития литературы, чем «История» Тита Ливия – крупнейшего представителя римской прозы «века Августа».

Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) происходил из города Патавии (современной Падуи), славившегося патриархальными нравами и симпатией к республиканским порядкам. Ливий и в жизненной биографии, и в творчестве сохранял приверженность к старине и республиканскую настроенность. Август иронически называл его «помпеянцем» за симпатии к Помпею и за независимость в суждениях. Однако республиканизм Ливия носил несколько отвлеченный характер и не противоречил официальной идеологии принципата. Государственным деятелем Тит Ливий не был, всю жизнь он провел за книгами.

Тит Ливий написал «Историю от основания города» (Рима) в 142 книгах. Из них сохранилось лишь 35. Однако содержание утраченных книг нам известно по сжатым пересказам и по сохранившимся у разных авторов извлечениям из труда историка.

Ливий создал своего рода «поэтическую эпопею в прозе». Он прославляет величие мировой державы Рима, римскую добродетель, гражданскую доблесть и патриотизм древних римлян.

Волчица, кормящая Ромула и Рема, рядом с духами Тибра и Палатина. Древнеримский рельеф II в. н. э. на сюжет рассказов из "Истории" Тита Ливия

Тит Ливий живо и увлекательно рассказывает о легендарных героях Ромуле и Реме, о первых римских царях , а затем и о выдающихся деятелях эпохи республики. Ливий прославляет римские республиканские доблести, красочно описывает массовые сцены, бои и собрания, вводит в повествование много эффектных речей выдающихся политических и военных деятелей. Историю он считает «наставницей жизни». Сам Тит Ливий во вступлении ко всей «Истории» формулирует эту цель своего труда следующим образом: «В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода поучительные примеры в обрамлении величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдешь, чему подражать, здесь же – чего избегать» (Предисловие, ст. 10–11; пер. В. Смирина).

Следуя этой идее, Тит Ливий не только сообщает факты, но и стремится выбирать наиболее наглядные и убедительные примеры, старается оказать определенное влияние на читателя. Отсюда и внимание писателя к художественной обработке материала. Большое внимание он уделяет стилистической обработке материала; следует принципу «обилия» речи, установленному Цицероном , сохраняя при этом равномерность и текучесть в повествовании. Эмоциональность, необходимая для убедительности, достигается введением речей, которые Ливий вкладывает в уста действующих лиц. Речи не реальные, а составленные автором. Здесь Тит Ливий проявляет свои риторические способности: он обладает убедительной аргументацией и способностью эмоционального воздействия. Признавая достоинства речей, составленных Титом Ливием, следует, вместе с тем, отметить, что и повествовательная часть его труда не менее действенна по силе своей выразительности. Поэтому о Ливии нужно говорить прежде всего как о писателе, а затем уже как об историке.

Тит Ливий (лат. Titus Livius) 59 до н. э., Патавиум - 17 н. э. Один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

О жизни Тита Ливия известно немного. Он родился в Патавии (современная Падуя) - одном из богатейших городов Апеннинского полуострова после Рима. Дату рождения Ливия обычно относят к 59 году до н. э. Хронист Иероним Стридонский сообщает о Ливии два противоречивых факта: по его сведениям, он родился в 59 году, но при этом был ровесником Марка Валерия Мессалы Корвина, который родился пятью годами ранее. По мнению историка Рональда Сайма, рождение Ливия следует относить к 64 году до н. э. По его мнению, Иероним прочёл в своём источнике «консульство [Гая Юлия] Цезаря и Бибула» (Caesare et Bibulo - 59 год до н. э.) вместо «консульство [Луция Юлия] Цезаря и Фигула» (Caesare et Figulo - 64 год до н. э.). Впрочем, могла произойти и противоположная ошибка. В целом, как замечает британский историк, Иероним нередко ошибался в датах.

Скорее всего, историк происходил из состоятельной семьи. Ливий, вероятно, получил образование в родном городе: внутренние конфликты 50-х и гражданские войны 40-х препятствовали получению образования у лучших риторов в Риме и путешествиям в Грецию. Свидетельств прохождения им военной службы нет. Скорее всего, вскоре после окончания гражданских войн Ливий перебрался в Рим (впрочем, Г. С. Кнабе полагает, что историк прибыл в столицу уже в 38 году до н. э.). Неизвестно, чем Ливий занимался в столице: он никогда не занимал никаких должностей, однако мог позволить жизнь в Риме и занятия историей. В Риме он познакомился с Октавианом Августом. Вероятно, их знакомство произошло благодаря образованности Ливия: первый император выступал активным покровителем наук и искусств. Тацит даже называет их отношения дружбой. Известно и о том, что Ливий советовал будущему императору Клавдию заниматься историей; тот внял его советам. Поскольку в то время Клавдий жил в Палатинском дворце, Ливий наверняка был знаком и со всей семьёй Августа.

По свидетельству Иеронима Стридонского, Ливий умер в Патавии в 17 году н. э. Эта дата является традиционной. Рональд Сайм же, предполагая ошибку Иеронима на пять лет, предлагает в качестве даты смерти 12 год н. э. О семье Ливия известно немного: есть сведения, что двое его сыновей также занимались литературной деятельностью (по другой версии, его старший сын умер ещё в детстве), а дочь вышла замуж за ритора Луция Магия.

Важнейшее сочинение Ливия - «История от основания города» в 142 книгах. Если бы до наших дней сохранилось всё произведение, оно насчитывало бы около 8 тысяч печатных страниц. До наших дней сохранилось всего 35 книг полностью или почти целиком (подробнее о сохранности сочинений Ливия см. ниже). Книги сгруппированы по десять в декады (от латинского decem или греческого δέκα - десять), а также по пять в полудекады. В начале каждой декады или полудекады обычно, но не всегда помещалось специальное введение. Впрочем, точно неизвестно, ввёл ли это деление сам автор или оно появилось позднее.

Общепринятое название работы «История от основания города» является условным - настоящее название неизвестно. Сам Ливий называет своё сочинение «Летописью» (лат. Annales); впрочем, это может быть не название, а лишь характеристика. Плиний Старший называет работу Ливия «Историей» (лат. Historiae - историческое сочинение в нескольких книгах). Название «Ab urbe condita libri» (Книги от основания города) встречается лишь в поздних рукописях. Возможно, это название заимствовано из приписки «Книга Тита Ливия от основания города закончена» в конце каждой книги в манускриптах. По предположению Г. С. Кнабе, сочинение историка могло вообще не иметь названия.

Традиционно считается, что Ливий начал работать над своим важнейшим сочинением около 27 года до н. э. Это выводится на основании датировки первой книги. Её составление Ливия традиционно относят к периоду между 27 и 25 годами до н. э. Предпосылки для датировки следующие: историк упоминает третье закрытие ворот храма Януса (29 год до н. э.), но не упоминает четвёртое (25 год до н. э.); кроме того, он называет императора Августом (после 16 января 27 года до н. э.). Впрочем, использование термина Augustus не обязательно обозначает именно титул Октавиана (оно может быть лишь эпитетом). В 1940 году Жан Байе (фр. Jean Bayet) предположил, что все места в «Истории», где упоминается Август, представляют более поздние вставки. В частности, одна из возможных вставок, упоминающая Августа, прямо противоречит основному тексту Ливия, и по крайней мере она наверняка вставлена позднее.

Третья декада традиционно датируется между 24 и 14 годам до н. э.: в 28-й книге упоминается победа над испанцами. Впрочем, неясно, имеется в виду либо победа Агриппы над кантабрами (19 год до н. э.), либо кампания Августа 27–25 годов до н. э. Книга 59 была написана после 18 года до н. э.: упоминается закон этого года (впрочем, это содержится не в самой книге, а лишь в периохе). Книги, рассказывавшие о жизни Гнея Помпея Магна, были написаны ещё при жизни Августа: Тацит сохранил рассказ, что император нашёл их предвзятыми в пользу этого военачальника, и даже называл Ливия помпеянцем. Книга 121, если верить периохе, появилась уже после смерти Августа. Всего Ливий работал около 40 лет, и не остановился даже когда прославился на всю империю. По словам Плиния Старшего, «он уже достаточно приобрёл себе славы и мог бы покончить, если бы мятежный дух его не находил пищи в труде».

Как и большинство римских историков своего времени, Ливий опирается преимущественно на сочинения предшественников, а к изучению документов прибегает достаточно редко. Свои источники он называет редко: обычно это происходит лишь когда их свидетельства не совпадают. В любом случае, Ливия не интересовало исследование истинности описываемых событий и установление причинно-следственной связи. Обычно Ливий выбирал наиболее правдоподобную версию из нескольких и следовал ей. Степень правдоподобности определялась им субъективно, о чём он сообщил: «Раз дело касается столь древних событий, я буду считать достаточным признавать за истину то, что похоже на истину».

Традиционно считается, что для написания первой декады Ливий использовал труды анналистов Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария, Валерия Анциата, Лициния Макра, Элия Туберона, Цинция Алимента. Впрочем, они использовались в различной степени: Валерий Анциат и Лициний Макр, вероятно, были важнейшими, Элий Туберон и Клавдий Квадригарий - менее значимыми. Историк, возможно, использовал не оригинальные сочинения Кальпурния Пизона и Фабия Пиктора, а их более поздние обработки. Отмечено, что Ливий всегда предпочитал использовать более новых авторов.

Об основных источниках для 3–5 декад единого мнения нет. С. И. Соболевский отводит важнейшую роль «Истории» Полибия, указывая, что он «даже переводил прямо некоторые места из неё». М. Альбрехт предполагает, что для третьей декады Полибий сперва использовался ограниченно (основную роль играли Целий Антипатр и Валерий Анциат, в меньшей степени - Клавдий Квадригарий), но ближе к концу декады его свидетельства приводятся всё чаще; для четвёртой и пятой декад широкое использование Полибия не отрицается. Возможно, использовались и «Начала» Катона Старшего, но редко.

Несохранившиеся книги Ливия, вероятно, опирались на Посидония - на продолжателя Полибия, а также на Семпрония Азеллиона и Корнелия Сизенну. Скорее всего, привлекались сочинения Саллюстия Криспа, Юлия Цезаря, Азиния Поллиона, мемуары Корнелия Суллы. Однажды Ливий ссылается и на свидетельство императора Августа, сообщённое ему лично:

«Следуя всем предшествующим мне писателям, я написал было, что Авл Корнелий Косс принёс вторые полководческие доспехи в храм Юпитера Подателя, будучи военным трибуном. Однако, не говоря о том, что под «тучными» мы разумеем доспехи, снятые с вождя вождём, а вождя мы знаем только того, под чьим началом ведется война, главное, ведь и надпись, сделанная на доспехах, показывает в опровержение наших слов, что Косс добыл их, будучи консулом. Когда я услышал от Августа Цезаря, основателя или восстановителя всех храмов, что, он, войдя в храм Юпитера Феретрия, который разваливался от ветхости и был потом им восстановлен, сам прочитал это на льняном нагруднике, то я почёл почти что за святотатство скрывать, что Цезарь, тот, кому обязаны мы самим храмом, освидетельствовал эти доспехи Косса».

Из 142 книг «Истории» до наших дней дошло 35: Книги I-X о событиях от мифического прибытия Энея в Италию до 292 года до н. э.; Книги XXI-XLV (книги 41 и 43 сохранились не полностью) о событиях от Второй Пунической войны до 167 года до н. э. Кроме того, частично уцелела книга 91 о войне с Серторием.

Называются различные причины, по которым сочинение Ливия не дошло до наших дней целиком, несмотря на огромную популярность в античную эпоху. Огромный объём работы при переписывании требовал значительных затрат и, как следствие, каждая полная копия должна была стоить целого состояния. Кроме того, в VI веке римский папа Григорий I приказал сжечь все книги историка за многочисленные рассказы об «идольском суеверии».

До наших дней также дошли многочисленные сокращения труда Ливия, сделанные в позднеантичную эпоху. Первое подобное извлечение было составлено уже в I веке н. э.: о нём упоминает Марциал. Наиболее известные из сохранившихся эпитоматоров (от др.-греч. ἐπιτομή - сокращение, извлечение, краткое изложение) Ливия - Граний Лициниан, Евтропий, Фест, Павел Орозий. Известен также папирус неизвестного автора III - начала IV века с очерком римской истории за 150-137 годы до н. э. Были и тематические извлечения: Луций Анней Флор сконцентрировался на описании войн, Юлий Обсеквент - на сверхъестественных событиях и знамениях, представления о которых играли значительную роль в общественной жизни Рима; Кассиодор заимствовал у Ливия списки консулов. Впрочем, эти извлечения могли составляться на основании не оригинального сочинения, а некоего промежуточного сокращения (возможно, упомянутого Марциалом).

- 17 н. э.) - один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» ( «Ab urbe condita» ) несохранившихся , историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

О жизни Тита Ливия известно немного. Он родился в Патавии (современная Падуя) - одном из богатейших городов Апеннинского полуострова после Рима . Дату рождения Ливия обычно относят к 59 году до н. э. Хронист Иероним Стридонский сообщает о Ливии два противоречивых факта: по его сведениям, он родился в 59 году, но при этом был ровесником Марка Валерия Мессалы Корвина , который родился пятью годами ранее. По мнению историка Рональда Сайма , рождение Ливия следует относить к 64 году до н. э. По его мнению, Иероним прочёл в своём источнике «консульство [Гая Юлия] Цезаря и Бибула » (Caesare et Bibulo - 59 год до н. э.) вместо «консульство [Луция Юлия] Цезаря и Фигула » (Caesare et Figulo - 64 год до н. э.) . Впрочем, могла произойти и противоположная ошибка . В целом, как замечает британский историк, Иероним нередко ошибался в датах .
Скорее всего, историк происходил из состоятельной семьи . Ливий, вероятно, получил образование в родном городе: внутренние конфликты 50-х и гражданские войны 40-х препятствовали получению образования у лучших риторов в Риме и путешествиям в Грецию. Свидетельств прохождения им военной службы нет . Скорее всего, вскоре после окончания гражданских войн Ливий перебрался в Рим (впрочем, Г. С. Кнабе полагает, что историк прибыл в столицу уже в 38 году до н. э. ). Неизвестно, чем Ливий занимался в столице: он никогда не занимал никаких должностей, однако мог позволить жизнь в Риме и занятия историей . В Риме он познакомился с Октавианом Августом . Вероятно, их знакомство произошло благодаря образованности Ливия: первый император выступал активным покровителем наук и искусств . Тацит даже называет их отношения дружбой. Известно и о том, что Ливий советовал будущему императору Клавдию заниматься историей ; тот внял его советам. Поскольку в то время Клавдий жил в Палатинском дворце, Ливий наверняка был знаком и со всей семьёй Августа .
По свидетельству Иеронима Стридонского, Ливий умер в Патавии в 17 году н. э. Эта дата является традиционной. Рональд Сайм же, предполагая ошибку Иеронима на пять лет, предлагает в качестве даты смерти 12 год н. э. О семье Ливия известно немного: есть сведения, что двое его сыновей также занимались литературной деятельностью (по другой версии, его старший сын умер ещё в детстве), а дочь вышла замуж за ритора Луция Магия [
Важнейшее сочинение Ливия - «История от основания города» в 142 книгах. Если бы до наших дней сохранилось всё произведение, оно насчитывало бы около 8 тысяч печатных страниц . До наших дней сохранилось всего 35 книг полностью или почти целиком (подробнее о сохранности сочинений Ливиясм. ниже ). Книги сгруппированы по десять в декады (от латинского decem или греческого δέκα - десять), а также по пять в полудекады . В начале каждой декады или полудекады обычно, но не всегда помещалось специальное введение . Впрочем, точно неизвестно, ввёл ли это деление сам автор или оно появилось позднее.
Общепринятое название работы «История от основания города» является условным - настоящее название неизвестно . Сам Ливий называет своё сочинение «Летописью» (лат. Annales ) ; впрочем, это может быть не название, а лишь характеристика . Плиний Старший называет работу Ливия «Историей» (лат. Historiae - историческое сочинение в нескольких книгах). Название «Ab urbe condita libri» (Книги от основания города) встречается лишь в поздних рукописях. Возможно, это название заимствовано из приписки «Книга [номер] Тита Ливия от основания города закончена» в конце каждой книги в манускриптах . По предположению Г. С. Кнабе , сочинение историка могло вообще не иметь названия .
Традиционно считается, что Ливий начал работать над своим важнейшим сочинением около 27 года до н. э. Это выводится на основании датировки первой книги. Её составление Ливия традиционно относят к периоду между 27 и 25 годами до н. э. Предпосылки для датировки следующие: историк упоминает третье закрытие


Фамилия: Ливий
Гражданство: Италия

Родился на севере Италии в городе Патавий (совр. Падуя), в пору наивысшего процветания города – как экономического, так и культурного. Детство и юность Ливия совпали с временем стремительного продвижения Юлия Цезаря к власти и прошли под знаком его галльских походов и последовавших за ними гражданских войн, завершившихся установлением империи под властью Августа. Ливий стоял в стороне от бурных событий эпохи, предпочитая замкнутую жизнь ученого человека. В какой-то достаточно ранний период своей жизни Ливий перебрался в Рим, поскольку здесь находились источники, без которых невозможно было заниматься историей. О частной жизни Ливия мы знаем крайне мало. Известно, что он руководил занятиями будущего императора Клавдия. Большое значение в жизни Ливия занимала его дружба с Августом, который любил Ливия как человека и восхищался его книгой, несмотря на ее республиканский дух.

В молодости Ливий писал философские диалоги, которые до нас не дошли, а ок. 26 до н.э. взялся за главный труд своей жизни, Историю Рима. Ливий работал над ним до конца жизни и успел довести изложение до смерти Друза (9 до н.э.). Этот огромный труд состоял из 142 книг, по современным меркам – 15–20 томов среднего размера. Уцелело около четверти, а именно: книги I–X, охватывающие период от легендарного прибытия Энея в Италию до 293 до н.э.; книги XXI–XXX, описывающие войну Рима с Ганнибалом; и книги XXXI–XLV, продолжающие повествование о завоеваниях Рима вплоть до 167 до н.э. Содержание прочих книг мы знаем по краткому их пересказу, составленному позднее.

По умонастроению Ливий был склонен к романтизму, и потому в предисловии к Истории он говорит, что целью историка является содействие нравственности. Когда Ливий писал свою книгу, римское общество во многих отношениях переживало упадок, и историк с восхищением и тоской оглядывался на времена, когда жизнь была проще, а добродетель выше. Ценность любого исторического исследования заключается, по Ливию, в его применимости к жизни. Прочтите историю великого народа, призывает он, и вы найдете в ней и примеры, и предостережения. Величие Рима покоилось на строгом следовании долгу как в личной, так и в государственной сфере, а все беды начались с утратой верности установленным правилам. Покорение чужих земель принесло богатство, с богатством возрастала роскошь и терялось уважение к нравственным заветам.

К старинным народным легендам Рима, «принадлежащим, – как справедливо отмечает сам Ливий, – скорее к области поэзии, нежели истории», он относился с любовным скептицизмом. Он пересказывает эти сюжеты, зачастую очень добротные, и предлагает читателю самому решать, следует ли им верить. Что касается фактической стороны дела, положиться на него можно далеко не всегда. Ливий не принимает во внимание некоторые важные источники; очень слабы его представления о функционировании государственного механизма, о военном деле.

Язык Ливия богат, изящен, в высшей степени красочен, Ливий – художник до мозга костей. Он прекрасно обрисовывает своих персонажей, так что его книга – это галерея ярких, запоминающихся портретов. Ливий великолепный рассказчик, на страницах его книги читатель найдет множество знакомых с детства историй. Здесь и пересказанная Т.Маколеем в стихах легенда о том, как Гораций Коклит в одиночку удержал мост при нападении этрусского царя Порсенны, и повесть о захвате Рима галлами во главе с Бренном, и трагедия Тарквиния и Лукреции, послужившая сюжетом для одной из ранних поэм Шекспира, и рассказ о Бруте-освободителе и о том, как перешла через Альпы армия Ганнибала. Свои сюжеты Ливий излагает немногословно, добиваясь мощного драматического звучания. Ливию свойственна широта, он воздает должное даже врагам Рима. Как и прочие римские авторы, он замалчивает длительный период этрусского господства, но вполне признает величие Ганнибала, самого опасного из врагов Рима. Тем восхищением, которое мы и поныне испытываем к этому великому полководцу, мы обязаны почти исключительно Ливию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!