Ток где отделяют зерна от плевел. Отделять плевелы от пшеницы значение

Отделить зерна от плевел

Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24-30) рассказывается, как некий человек посеял на своем поле хорошие семена пшеницы, а его враг на том же поле разбросал ночью и семена сорняков. Когда поле зазеленело, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и плевелы - сорняки, и предложили выдернуть их. Хозяин решил иначе: «Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

«Плевелы» в переводе со старославянского «сорняки».

Иносказательно: отделить хорошее от дурного, вредное от полезного.

  • - кого-что от кого-чего. Отделить желток от белка. Отделить хорошее зерно от плохого. Отделить правду от лжи. Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти вперед. На перекрестке колонна военных грузовиков.....

    Управление в русском языке

  • - ся ▲ превратиться во, отдельный, объект от... . отделять, -ся - делать, -ся отдельным от кого-л. отъединять, -ся. отсоединять. отграничивать, -ся. отгораживать, -ся. отмежевываться. обособлять...

    Идеографический словарь русского языка

  • - отделю/, -де/лишь,...

    Орфографический словарь русского языка

  • - отдели́ть I сов. перех. см. отделять I II сов. перех...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - отдели́ть глаг., св., употр. сравн...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - отдел"ить, -ел"ю, -"...

    Русский орфографический словарь

  • - ОТДЕЛЯТЬ ЗЛАКИ ОТ ПЛЕВЕЛ. ОТДЕЛИТЬ ЗЛАКИ ОТ ПЛЕВЕЛ. Книжн. Отделять полезное от вредного...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Из Библии. Евангелие от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См....
  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Книжн. Разделять полезное и вредное. Ф 2, 25...
  • - Книжн. Отделять вредное от полезного, хорошее от плохого. /i> Восходит к Евангелию. БМС 1998, 450; Ф 2, 30; Мокиенко 1989, 184...

    Большой словарь русских поговорок

  • - C/A гл см. _Приложение II отделю́ отде́лишь отде́лят отделённый A/B пр; 246 иск, 254 см. _Приложение II отделён отделена́ отделено́ отделены́ Когда я уйду, Я оставлю мой голос На черном кружке...
  • - Á сущ...

    Словарь ударений русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"Отделить зерна от плевел" в книгах

Как отделить овец от козлищ

Из книги Искусство коммуникации в сетевом маркетинге автора Пиз Алан

Как отделить овец от козлищ Искренность и глубина ответов клиента на Пять Золотых Вопросов покажут вам, насколько мотивированным он окажется в бизнесе. Если ответы клиента уклончивы, случайны и неубедительны, то теперь уже вам придется задуматься, а подходит ли он для

Как 10% отделяют зерна от плевел

Из книги Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса автора Хау Джефф

Как 10% отделяют зерна от плевел Все, что вы захотите узнать о краудсорсинге, можно найти в вечерних передачах по вторникам и средам на телеканале Fox. Именно тогда показывают телешоу «Американский идол» (American Idol), невероятно популярный конкурс исполнителей. На сцене

Глава 22. Об умении отделять зерна от плевел, или Чем отличается стратегия от тактики

Из книги Практическое пособие по охоте за счастьем автора Ильин Андрей

Глава 22. Об умении отделять зерна от плевел, или Чем отличается стратегия от тактики Масштабами отличается. Как если, допустим, сидеть по уши в окопе или находиться в НП на холме со стереотрубой.Непонятно?Тогда обратимся к словарям, которые определяют стратегию как

Плевел

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Плевел Плевел (Lolium L.) – родовое название растений из сем. злаков (Gramineae), группы ячменных (Hordeae). Это однолетние или многолетние травы, растущие густыми дерновинами или по одиночке; колосья у них верхушечные, сплюснутые и иногда довольно длинные. На выступах простого,

Плевел

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 7. 18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 7.18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а

автора Автор неизвестен

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАКУПКЕ, ХРАНЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА СТАТЬЯ 11. Права граждан и юридических лиц в области

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 12. Обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность

КАК ОТДЕЛИТЬ БЕЛОК ОТ ЖЕЛТКА

Из книги Все об обычных яйцах автора Дубровин Иван

КАК ОТДЕЛИТЬ БЕЛОК ОТ ЖЕЛТКА Легко отделить желток от белка, если яйцо холодное.Если вы хотите отделить белок, не нарушив целостность желтка, осторожно разбейте яйцо и вылейте его в бумажную воронку с маленькой дырочкой на конце, поместив ее в стакан. Белок постепенно

Как отделить истинное от иного

Из книги Достигатор на халяву автора Курамшина Алиса

Как отделить истинное от иного Очень важно уметь отделять свои истинные желания от остальных. Иногда человек что-то хочет, но не принимает своего желания, отрицает его в душе. Например, у солидного мужчины возникает желание пойти попрыгать по лужам, но он думает: «Нет, я

Как отделить вербальное от невербального

Из книги Все способы раскусить лжеца [Тайные методы ЦРУ, которые применяются на допросах и при расследованиях] автора Крам Дэн

Как отделить вербальное от невербального Я понимаю, что пока все это кажется сложным и запутанным, а может быть, даже страшным. Но со временем вы натренируетесь, а натренировавшись, лучше научитесь распознавать и вербальные, и невербальные признаки обмана.Пока что для вас

Отделяем зерна от плевел, или Что взять в дорогу

Из книги Как за 50 евро слетать в Европу [Готовые решения для экономных путешественников] автора Бородин Андрей

Отделяем зерна от плевел, или Что взять в дорогу Как показывает практика, в дороге можно обойтись практически без всего. Примерно третья часть вещей, которые новички кладут в свой рюкзак, оказывается затем невостребованной. Зато его вес в таком случае заметно

62. Отделить от себя

Из книги Автоматический уничтожитель иллюзий, или 150 идей для умных и критичных автора Минаева Екатерина Валерьевна

62. Отделить от себя Чрезвычайно полезно научиться отделять все программы от себя, то есть видеть свой ум со стороны, как нечто отдельное. К тому же это интересный чувственный опыт - то, что ты считал своей неотъемлемой частью, вдруг раз - и уже болтается неподалеку. Можно

Образ станет более понятен, если прояснить значение слова «плевелы». Оно пришло к нам из старославянского языка и означает сорную траву.

Ну а сама поговорка про «пшеницу и плевелы» восходит к евангельской притче, которую рассказал в одной из своих проповедей Иисус Христос.

В ней говорилось о человеке, который посеял на своем поле пшеницу. Но ночью пришел его враг, и, желая досадить хозяину,- посеял между пшеницею сорняки. Через какое-то время они взошли и слуги предложили хозяину поля тут же выдернуть сорную траву. Однако тот остановил своих работников сказав: «Как бы вместе с сорняками вы не выдернули и пшеницу. Подождем, когда взойдет урожай и наступит время жатвы».

Так слуги и поступили. Оставили сорняки до времени сбора урожая и лишь потом отделили их и бросили в огонь.

Сам Иисус дал ученикам такое толкование этой притчи.

Сеятель - это Он сам. Поле – весь мир. Пшеница – добрые люди, следующие Божиим заповедям. А плевелы – люди творящие беззаконие.

Жатва – это конец земной истории, а жнецы – Ангелы. Когда наступит конец мира, Ангелы Божии соберут всех людей и отделят друг от друга, взяв праведников в Небесное Царство.

Пока существует наш мир, добро и зло часто перемешаны. Злое маскируется под добро. Ростки плевелов порой выглядят точно так же, как и ростки пшеницы. Праведники живут на одной лестничной площадке с грешниками, и все они - обычные люди.

Но в будущей жизни добро и зло отделятся друг от друга. И лишь от каждого из нас зависит на какой стороне мы окажемся. А, значит, и жить нам стоит так, чтобы не оказаться вдруг в числе бесполезных и вредных для других людей сорняков.

«Отделю зерна от плевел», что означает это выражение? Как Бог собрался отделить зерна от плевел? Ведь это его выражение касается «всех и вся», то есть, Бог решил отделить добро от зла на уровне всего человечества! Как это возможно без системной работы?

Кончено, озвучив этот принцип, Господь заранее знал, как это событие должно произойти.

А почему раньше невозможно было отделить здоровое зерно от мусора? Возникает много вопросов и, если не понимать смысла происходящего, то невозможно и осознать идею Бога.

Огненный поток исходящий от Бога ()

На картине апокалипсиса изображен огненный поток, идущий от Бога в сторону людей. Неужели это кара Божья, которая и должна очистить зерна от плевел, испепелить всех, кто сопротивляется Божьему порядку, Божьему промыслу? Нет, Господь не агрессор, чтобы жечь людей напалмом. Да и напалм разве выбирает только злых людей? Он сжигает все живое.

Так какой огонь изображен на фреске апокалипсиса, и почему его поток устремлен в левую сторону сверху вниз — в сторону материального построения человека?

Здесь надо точнее объяснить принцип построения самого человека. Ведь, человек создан по образу и подобию Бога из двух начал: духа и материи. Его материальная часть — физическое тело. Это известно всем, ибо форма видна каждому. Но в человеке, кроме формы, есть еще и Дух Божественный, его духовное начало. Оно не видно физическим зрением, но ощущается духовно, энергетически, нравственно. В наше время уже существуют и приборы, которые видят полевую систему человека, его ауру.

Само слово «чело-век» имеет двухсложное значение, ибо человек обладает двойственной натурой: животным началом и духовной сутью. Если до второго пришествия все внимание человек уделяет своему физическому телу (даже духовное посвящение в христианство осуществляется с помощью таинства физического, путем погружения в заряженную воду), то во времена второго пришествия Иисуса Христа предполагается одухотворение человека, то есть подключение его полевой структуры Духа к Всемирной системе Божественного Управления.

В молитве «Отче Наш» говорится: «да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, так и на земли».

Так может, на картине апокалипсиса, где огненный поток спускается с небес, изображает именно этот момент? Нет, думаю, такое мышление не верно. Огненный поток, исходящий от Бога, это уже конечный этап, Его Суд, момент, когда каждый человек сделает свой осознанный выбор между добром и злом, духом и материей.

Западный мир применяет против человечества оголтелую политику подчинения телесным порокам, внедряя повсеместно ювенальную юстицию, применяя половое принуждение к греху с пеленок. Но вот порядок заключается в том, что на картине Божественного Суда во главе человечества на Троне Власти расположен белый голубь – символ Святого Духа. Значит, все же духовное начало в человеке победит.

Белый голубь — символ Святого Духа на троне власти. (Воронецкий монастырь. Фрагмент фрески страшного суда на фасаде храма св. Георгия Победоносца )

А каким образом Бог сможет отделить зерна от плевел, то есть духовное от плотского? Очень просто, путем Божественного Посвящения. Если во времена первого пришествия Иисуса Христа применялось физическое посвящение путем крещения святой водой, то есть физическим началом, то во времена второго пришествия это начало сменилось на духовное. То есть, происходит то, что произошло с учениками Иисуса Христа на пятидесятый день, когда они с помощью святого Духа из простых смертных превратились в пророков.

Человек на 80% состоит из воды. Наверное, его подключение к мировому океану, напоминающему банк данных, был оправдан в период, когда наша солнечная система находилась в руках Люцифера. В то же время, одухотворение человечества Огнем Духа было еще невозможно. Необходимо было подготовить на планете новую критическую массу духовных сущностей, через которых и должен был войти в систему человечества Святой Дух. Энергия Бога, всесильная и всепобеждающая, но человек, не готовый к ее приему, не в состоянии выдержать мощный потенциал Бога. Поэтому был необходим подготовительный период Homo sapiens. Новый человек, человек одухотворенный — это уже существо новой формации, которое способно, согласно духовно нравственным основам, существовать не только на земле, но и во Вселенной. Поэтому время Божественного суда определяет коренной переход к иной форме существования самого человека.

Информация космологического уровня уже не будет поступать к человеку через физический банк данных, которым является наш Океан. Мозг в жизни человека уже не будет играть реальную роль, так как ум — это прерогатива мира животного.

Человек духовный действует на уровне развернутого сознания, то есть знания, связанного с Творцом на уровне истины, а не придуманной человеком иллюзии. Таким образом, приход на землю иного качества и способа управления полностью и однозначно отменяет прошлое понимание мира и привносит в жизнь человека новое качество — полевое духовное мышление, находящиеся за пределами человеческого физического организма. Иными словами, все физические носители современного мира перестают быть актуальными. Это и интернет, и физические матрицы созданные Люцифером, формирующие идеологию и политику во всем мире. И связано это с тем, что система Люцифера полностью перестала существовать и взаимодействовать с человечеством.

Новая система духовного строительства мира принесла человечеству и новое отношение ко всему происходящему.

Из всего выше сказанного можно сделать один вывод: тот, кто выберет Бога, будет подключен к новой реальности через огонь Духа и будет иметь возможность оперировать новой истинной информацией как тактического, так и стратегического уровня. Поэтому можно однозначно сказать, что и мир денег, и современные религиозные течения будут однозначно реформированы, ибо полностью потеряли смысл и свою первооснову в новой духовной реальности. Привнеся в мир человека принципиально новое качество Бог таким образом отделяет зерна от плевел.

Святослав Мазур В.М.С.О.Н.В.П.

Пшеница и плевелы

"Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришед же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?.. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою" - Мф. 13, 24- 30.

Господь Иисус Христос оставил множество примеров, которые изъясняют очень важные истины, относящиеся к Царствию Божию. Благодаря этому разнообразию мы имеем неисчерпаемый источник духовной пищи, который никогда не истощится. Причем Христос говорил о глубоких истинах богопознания и о смысле человеческого бытия очень просто и ясно; Его слова были доступны простым людям, и это отличает проповеди Небесного Учителя от поучений и высказываний мудрецов и философов. Знакомясь с трудами последних, мы невольно убеждаемся в бесконечном превосходстве простого изложения Иисуса Христа. В Его проповедях неоднократно упоминаются рыбаки и пахари, сеятели и жнецы, люди многих других профессий, которые были хорошо известны всем жителям земли во все времена. И еще очень важно отметить, что в устах Христа их неприметный труд становится интересным и значительным, и описание звучит в высшей степени поучительно и преисполнено особой прелести.
Однако возвратимся к рассматриваемой притче. В ней Царство Небесное уподоблено человеку, посеявшему доброе семя на поле своем.Мы можем легко представить себе эту картину - огромное поле золотой пшеницы. Если смотреть на него издалека, то видно, как оно волнуется, словно море. Поле радует глаз, и кажется на первый взгляд совершенно однородным. Однако если более пристально вглядеться, то можно увидеть, что на поле рядом растут полновесные колосья пшеницы и пустые плевелы. Последние бывает нелегко отличить неопытному человеку, специалисты же делают это без особых затруднений. Налитые зерном колосья пшеницы склоняются к земле, плевелы же, как правило, поднимаются кверху. Возникает вопрос: откуда взялись плевелы? Человек не сеял их, более того, он не хотел, чтобы на его поле появились сорняки. Оказывается, ночью, когда люди спали, пришел враг, посеял между пшеницею плевелы и ушел.В ответ на просьбу учеников изъяснить значение этой притчи, Спаситель сказал им: "Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это - сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого" - Мф. 13, 37-38.Теперь нам нужно усвоить сказанное Господом. Первая истина, которая вытекает из притчи, состоит в том, что нам приходится считаться с фактом наличия зла в этом мире. Заметим, что Господь не уподобил церковь полю, как некоторые то полагают, но сказал, что поле представляет собой мир. Как на полях растут рядом пшеница и плевелы, так и в мире вместе живут сыны Царствия небесного и сыны лукавого. Эта истина очевидна и беспрекословна. Далее Христос пояснил, что враг, посеявший плевелы, есть диавол, и что жатва представляет собой кончину века, а жнецы суть ангелы Божии. "Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит" - Мф. 13, 40-43.Итак, на поле мира до времени растут вперемежку пшеница и плевелы.В притче сказано, что враг человек пришел, когда люди спали, и посеял плевелы. И результат налицо: люди не хотели, чтобы на поле появились плевелы, но это произошло. И из этого мы можем извлечь для себя еще одно поучение.В духовном смысле ночь означает время небодрствования, духовного сна, которое чревато печальными последствиями и опасностями для наших бессмертных душ - Мф. 25, 5-6. Ведь плевелы могут заглушать добрые всходы. Чтобы этого не случилось с нами, нужно бодрствовать, оберегать сердечное поле. Повторяем, мы должны считаться с тем фактом, что в этом мире добро и зло, будучи по своей сути противоположными, находятся очень близко, подобно тому, как на поле корни пшеницы и плевелы переплетены. Всякие попытки искоренить зло своими силами приводили и приводят к неудачам. Они могут даже привести к тому, что зло еще более увеличится.Иисус Христос пояснил, почему нужно оставить расти и то, и другое до жатвы: "чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы". При вырывании плевел есть опасность вырвать или, в лучшем случае, повредить пшеницу. Напрашивается в высшей степени удивительный вывод: для сохранения пшеницы остаются расти и плевелы. Какое бережное отношение к душам со стороны Небесного Делателя! Мы слишком слабо укоренены в любви и недостаточно утверждены во Христе. Ради сынов Царствия оставлены расти по соседству плевелы и, говоря словами Христа, сыны лукавого. Итак, если мы представляем пшеницу, то те, кого мы считаем плевелами, не изымаются по причине нашей слабости. Если же мы в сути своей есть плевелы, то, по милости Божией, тоже пользуемся благополучием и не искоренены до срока, пока созреют колосья пшеницы. Но придет время, и Господь отделит плевелы от пшеницы. Прежде всего, Он соберет отдельно плевелы, символизирующие зло. Участь их - быть брошенными в огонь неугасимый, где будет плач и скрежет зубов. Затем будет тщательно собрано отборное зерно. Произойдет конечное отделение его от мякины и от плевел, чтобы чистое и полновесное зерно вошло в житницы Господни.И здесь необходимо оговориться, что эти суровые слова не являются угрозой. Для верующих они служат предостережением, еще раз напоминающим, чтобы мы со страхом и трепетом проходили наше земное поприще. Только бодрствуя и не позволяя лукавому посеять в нас семена сомнения, зависти, злобы, искушения, мы сможем избежать печальной участи быть вверженными во тьму внешнюю, где ожидают невыразимо ужасные мучения. Если бы мы чаще размышляли об этом, то не были бы так беспечны в деле спасения. Поэтому будем стараться сохранять себя неоскверненными в этом мире, чтобы нам войти полновесным зерном в житницы Господни."Как вы приняли Христа Иисуса, - поучает апостол Павел, - так и ходите в Нем, будучи укоренены в Нем" - Кол. 2, 6-7. Тогда никакие стихии не смогут нас вырвать до времени, определенного Господом, когда Он пошлет Своих ангелов, чтобы взять нас к Себе от земли.Дадим возможность доброму Сеятелю Христу сеять семена Слова Божия. Распахнем сердца, приготовим их для принятия семени жизни, чтобы нам принести добрый плод для Царствия Божия. Будем, как сказано в другой притче, вставать ночью и днем, ожидая, пока зелень взойдет, покажется колос и созреет сторичный плод - Мр. 4, 26-29. Будем бодрствовать, трезвиться, будем охранять посевы и не позволять врагу душ человеческих прийти в сумрачное время и совершить свое пагубное дело.С верою и терпением будем ожидать жатвы, как ожидает земледелец, будучи уверен, что труд его непременно увенчается успехом. "Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы" - Иак. 5, 78.Испытаем себя, проверим, не давали ли мы врагу душ человеческих посеять в нас худое семя?Будем помнить, что худые посевы появляются вследствие нашего небодрствования. Поэтому будем постоянно стоять на страже нашего сердца. И если мы пребудем в Слове Божием, в молитве, в общении верующих, то враг душ человеческих не причинит нам никакого вреда.Посвятим себя целиком и полностью Господу. Будем жить для Него, делать добро всем, а наипаче своим по вере, ожидая блаженной вечности.

<сточник: Главная истраница Библиотеки

Зерна плевела необходимо отделять от пшеницы. В разговорной речи и в статьях журналистов встречаем трансформированное выражение: отделить зерно от плевел. Отделять зерна от плевел значит отделять, отбрасывать ненужное, вредное из множества чего-либо. К этой группе следует отнести выражение отделять плевелы от пшеницы.


Во многих языках плевел называют «ржаной травой» (англ.Ryegrass, дат.Rajgræs, исл.Rýgresi, нидерл.Raaigras, фин.Raiheinä). Декоративная ценность плевела невелика, но некоторые виды используются как газонныетравы. Особенно это касается плевела многолетнего, который не боится вытаптывания.

Плевел — род трав семейства злаков, насчитывающий порядка 10 видов. Произрастает преимущественно в умеренном поясе Евразии и в Сев. Африке. Отделять важное от второстепенного. Авторы сборника «Крылатые слова» Н. С. Ашукин и М. Г. Ашукина (4-е издание, 1988) отмечают, что выражение отделять плевелы от пшеницы возникло из евангельской притчи о человеке, посеявшем пшеницу.

Оставьте расти то и другое до жатвы, а во время жатвы жнецы соберут плевелы, свяжут их в связки и сожгут, а пшеницу уберут в житницу. Синонимично выражение отделять овец от козлиц. Нарушен порядок слов. На первом месте следует указывать то, что необходимо убрать (плевелы, сорные травы). Плевел, заимствованное из старославянского языка, было образовано с помощью суффикса -еот- от плъва «сорняк, мякина» (в диалектах полова). Имеется существительное полова и в украинском языке. Слова плевел и полоть исторически однокоренные.

А потом вы вдруг поняли, что не знаете точного значения слова «плЕвелы». Понятно лишь, что это нечто нехорошее — раз зёрна надо от этого очистить. Это выражение всплывает в сознании, когда мы хотим сказать нечто вроде: «Здесь надо выделить главное, отделить важное от неважного, от чепухи, от всего лишнего».

Отмечу, правда, что есть еще один «плЕвел» — вот так, в единственном числе, это растение такое. Но это совсем другое, нас совсем не ботанический плЕвел интересует.

В русский язык слово «плевел» попало из церковнославянского (в значении «сорняк»), при том, что в древнерусском языке имелось аналогичное слово с полногласием - «половел» в том же значении. Губанов И. А., Киселёва К. В., Новиков В. С., Тихомиров В. Н. Иллюстрированный определитель растений Средней России. При этом злак может попадать как сорняк в урожай. В прямом и переносном значении могут употребляться не только слова, но и словосочетания.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Ночью его враг посеял среди пшеницы сорные, вредные травы (плевелы). 2) переносное — только во мн. числе — что-то дурное, вредное, засоряющее что-нибудь. Слово полова употребляют и как сельскохозяйственный термин «отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков и некоторых других культур; мякина» (овсяная полова). Журналисты и социологи, употребляя меткое крылатое выражение отделять плевелы от пшеницы, часто пишут о явлениях, которые мешают развитию нашего общества.

Под видом мигрантов в Европу проникают террористы

Ага, вот и вы встрепенулись, услышав знакомое слово в совершенно новой для вас интерпретации. Мир Вам! Если это Ваш первый визит к нам, то Вы можете посмотреть как пользоваться форумом в справке. Это действительно проблема -искушение разумом и опытом. Как вы думаете: может ли (например) человек, серьёзно практикующий йогу, идти по пути христианства и надеяться на Спасение? Я слышал, что православие осуждает йогу, и строго. Бог благ (т.е. добр, милосерден), поэтому даже не исповедующий Иисуса Христа Спасителем может получать Его утешение, обратившись к Нему в молитве.

Граждане других государств пытаются проникнуть в Европу под видом сирийцев

Если он возлюбит её, т.е. жизнь по истине, в послушании Богу станет для него приоритетом номер 1, то это будет хранить его от уклонения с узкого пути спасения. По ее словам, “подобной статистики пока нет ни у кого”. Члены Amnesty International, опросившие сотни и тысячи человек, сходятся в том, что люди бегут именно от войны и религиозного преследования. Есть отработанная процедура получения политического убежища, которая заключается в том числе в удостоверении личности человека”.

В русскоязычной литературе также иногда встречается аналогичное название рода - рейграс, райграс. Длина колосков - 8-16 мм, в каждом 3-20 цветков. Все колоски, кроме самого верхнего в колосе, только с одной колосковой чешуей (наружной). Ахиллесова пята нередко укрыта в голове. Примесьь его в муке дает т. н. пьяный хлеб, вызывающий отравление. При этом выражение в непрямом значении может стать фразеологическим, крылатым.

Что, собственно, и требовалось. Дремоту как рукой сняло, правда ведь? Вам стало интересно, да? То есть сначала, может быть, стало смешно — действительно, забавно и совершенно нелепо звучит: «плёвел». Так же полагает и Орфоэпический словарь под редакцией Р. Аванесова, которым мы так любим пользоваться.

Однако плевел в нашей жизни не становится меньше. В газоне виды плевела требуют частой стрижки. То, что именно так оно и есть, подтверждает и Толковый словарь В. Даля. «ПлЕвел, плЕвелы» — это сорные или вредные растения в хлебе. Вот оно откуда — отделение зёрен от плЕвел. Итак, «плЕвелы» (во множественном числе) — это нечто вредное, уверенно говорит нам словарь. Выражение родилось в связи с тем, что некоторые виды ядовиты, напр. плевел опьяняющий.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!