толстого “детство”. Сочинение на тему: образ матери в повести л

ВОРОНОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕМА УРОКА:

(8 класс )

РАЗРАБОТАЛА: учитель русского языка и литературы

Пашутко Ирина Борисовна

ЦЕЛИ:

1) Образовательная: продолжить изучение текста произведения,

расширить представление о главных героях повести;

2) Развивающая: развивать навыки комментированного чтения, умения

выделять главное, сопоставлять, анализировать, выделять главное,

делать выводы на основе личностных наблюдений;

3) Воспитательная: воспитывать нравственные качества: любовь к

Матери, доброту, заботу о близких.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

1) Наглядность: портреты матерей поэтов, писателей;

2) Тема урока: «Образ матери в повести Л.Н.Толстого «Детство»

«…Это не человек был, а ангел небесный»

3) ЭПИГРАФ: На земле хороших

людей немало,

Сердечных людей

немало,

Но всё-таки лучше

всех на земле

Мама. Моя мама.

(Р.Рождественский)

4) Словарная работа: мама – маменька - матушка

ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

П. Подготовка к восприятию:

Звучит музыка (Витас «Мама»). После проигрывания 1-го куплета

учитель читает стихотворение И.А. Бунина «Помню долгий зимний

вечер».

Ребята, какое главное ключевое слово, объединяющее стихотворение

Бунина и песню в исполнении Витаса сейчас прозвучало?

(Ответ: мама )

Итак, как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь на уроке?

(Ответ: о матери Николеньки)

Учитель: Конечно, о маме. Мы продолжаем изучение повести

Л.Н. Толстого «Детство», и тема урока: «Образ матери в повести

Л.Н.Толстого «Детство»

(Запишем тему урока)

Ш. Работа по теме.

1. Учитель: Л.Н.Толстой – 19 век, И.А.Бунин – 20 век, Витас – 21 век.

Что вы можете сказать по этому? Какой сделать вывод?

(Ответ: во все века и времена всем людям знакомо, близко, дорого и

понятно самое родное слово – мама)

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова Р.Рождественского, знакомые, наверное, каждому человеку.

Прочитаем их.

(Дети читают)

Согласны ли вы с поэтом?

(уч-ся высказывают своё мнение)

2. Учитель: Каждую секунду в мире рождается 3 человека, и каждая мама начинает жить дыханием ребёнка, его слезами и улыбками. На свете не существует человека, роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своём ребёнке, где бы он ни находился, что бы он ни делал.

А вот как дети относятся к самому близкому и родному человеку на земле.

Послушайте такую историю.

Случилось это в одной школе. Шёл урок русского языка. Дети писали сочинение на тему «Самый главный в жизни человек». Когда учительница раздала проверенные работы, то у одного мальчика во всём тексте было подчёркнуто красными чернилами слово «мама», которое он везде написал с большой буквы. Одноклассники стали над ним смеяться: «Такое простое слово, а ты не знаешь, как его писать». Учительница спросила мальчика, почему он так написал. Он встал и гордо и очень серьёзно сказал: «А как же иначе. Ведь «мама» - это самое главное слово на земле».

Проблемный вопрос: Как вы думаете, посчитала ли учительница это за ошибку или согласилась с мальчиком?

(Дети отвечают)

Учитель: Учительница не вынесла это ошибкой, она лишь указала на

правильность написания, а за сочинение поставила оценку «5»

за безграничную любовь мальчика к маме.

3. Учитель: Образ матери проходит через творчество многих поэтов, писателей, музыкантов, художников. Обратимся к портретам. А знаете ли вы, портреты чьих родителей перед вами (каких поэтов и писателей?)

(Дети называют)

Учитель: Толстой тоже обратился в своей автобиографической повести к образу матери.

Чьими глазами мы её видим?

(Ответ: глазами Николеньки)

Учитель: (Словарная работа ) Мама – маменька – матушка.

Чем отличаются эти однокоренные слова?

(Ответ: эмоционально-экспрессивной окраской.

Суф. – ушк, -еньк – уменьшительно-ласкательные. Указывают на то, что герой с любовью относится к своей матери)

4. Учитель: Давайте докажем это, опираясь на текст произведения. (Работа с текстом)

Обратимся к тексту гл. «Маman ».

Задание: Найдите лирические отступления, в которых говорится о матери. Зачитайте.

(Уч-ся читают)

Что в образе матери наиболее запечатлелось в памяти героя и почему?

(Ответ: Глаза - …зеркало души, руки - …нежные, заботливые, улыбка - …ласковая)

Как вы понимаете слова «Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком смог увидеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»?

(Уч-ся отвечают).

А кто прочитал весь текст? Найдите в главе 15 описание ещё одного важного элемента, запомнившегося Николеньке в матери.

Учитель: Таким вы увидели портрет матери (её внешние черты). А каким она была человеком? Какие черты характера были ей присущи?

Задание: (работа в группах)

1-я группа - напишите черты характера, которые присущи матери вообще, в идеале.

2-я группа – опишите черты характера, которые были присущи матери Николеньки, и подтвердите примерами из текста.

(Дети работают 3-5 минут)

Учитель: А теперь давайте сравним. (Уч-ся зачитывают)

Учитель: Вывод: перед нами идеальный образ матери, которая всю себя, свою любовь и нежность отдаёт детям и мужу.

Мать тонко чувствует своих детей. Как и всякая мать, наша героиня боится оставить своих детей сиротами. Горячая любовь к матери исторгает из души ребёнка чистую молитву.

Какую?

(Ответ: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку» - гл.15)

С чем сравнивается любовь к матери?

(Ответ: с любовью к Богу. Потому что Бог, его заповеди были высшей ценностью человека, мерилом его нравственности и порядочности)

Учитель: Да! Мы убедились в том, что Николенька очень любит свою мать. Поэтому смерть мамы - сильнейшее душевное потрясение для ребёнка.

Задание: Прочитайте письмо матери, которая пишет его, предчувствуя смерть (Гл.25). ?? Из скольки частей состоит это письмо?

(Ответ: из 2: на русском языке и франц.)

Зачитайте 1-ю часть , где говорится о том, как она себя чувствует, и где проявляется забота матери о ближних.

Учитель: Всего несколько слов о себе (всё хорошо) и столько заботы о ближних!

Зачитайте 2-ю часть. ?? Почему на французском языке она написала совсем другое, чем на русском?

(Ответ: не хотела пугать детей. Снова великая забота о близких: даже на пороге смерти мать думает не о себе, а о детях)

?? Какие черты характера раскрываются в этом отрывке?

(Ответ: доброта, забота, тактичность, безграничная любовь к детям и мужу)

5. Учитель: Мать для ребёнка – высший идеал, она наделена чувством прекрасного, бескорыстной любовью, тактом, полным самоотвержением ради близких людей.

(Работа со словами, отражёнными в заглавии темы)

Как вы понимаете слова Натальи Савишны, отражённые в заглавии темы: «…Это не человек был, а ангел небесный».

(Уч-ся отвечают)

6. Учитель: А часто ли люди просто так вспоминают о своих матерях, думают, беспокоятся о них? Как часто нам приходится слышать слова, что не успел всё сказать и сделать для самого родного человека. Только в горькие минуты жизни начинаешь осознавать, что дороже человека нет на свете. Мама спасёт и поможет. Мама выдержит всё то, что другому не под силу.

Вот одно из солдатских писем: (связь с современностью)

(Читает учащийся)

«Милая мама! Не хватает всех ласковых слов, чтобы рассказать о моей любви к тебе…

Мама! Наверное, слаще и роднее этого имени нет на белом свете. С самого рождения до конца дней ты единственная, которая не способна предать, обидеть, разлюбить. Я дорожу теплотой твоих рук. Иногда ты бываешь сердитой, грустной, да и я порой веду себя не примерно, но даже в такие минуты твои глаза всегда выражают безграничную доброту и понимание. Нет судьи справедливее тебя!

Мама! Когда другие не понимают меня, ты находишь оправдание моим просчётам, а потом, конечно же, учишь меня правильно поступать. В самую трудную минуту я обращаюсь к тебе за помощью, зная наперёд, что не получу отказа. Страшными для меня бывают минуты, когда тебе нездоровится, когда ты устаёшь. Я жизни не представляю без тебя!»

Учитель: Итак, вы только что услышали отрывок из солдатского письма. А вам задание:

(1 уровень): напишите письмо от лица Николеньки к его маме,

(2 уровень): кто не сможет от лица героя, тот напишет письмо, обращаясь к своей маме с самыми добрыми нежными и ласковыми словами.

(Творческое разноуровневое задание)

(Уч-ся выполняют в течение 5-7 минут. Зачитывают полученные работы)

!У. ВЫВОДЫ:

Учитель : Итак, мы сегодня поговорили о самом дорогом на земле человеке – о маме. Всё, что нам дорого, что свято, связано с её именем (Родина –мать, Мать-земля кормилица). По отношению к матери судят, каков человек.

Скоро вы вырастете, разъедитесь в разные уголки страны, но где бы вы ни были, всегда помните о том, что есть на земле человек, который не спит, тревожась за вас, волнуясь каждую минуту.

И закончить урок хочется также словами Р.Рождественского

(Учитель читает стихотворение «В комнате звучит надрывный кашель…»

У. Д/З Написать небольшое сочинение:

1-й уровень – о своей маме (сочинение-описание).

2-й уровень – «Что общего между моей мамой и матерью Николеньки» (сочинение со сравнительным анализом).

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Помню – долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, - шепчет мама, -

Если хочешь задремать,

Чтобы бодрым и весёлым

Завтра утром быть опять, -

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шёпот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят берёзы,

А за лесом у межи,

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи».

И знакомому совету

Я доверчиво внимал

И, обвеянный мечтами,

Забываться начинал.

РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

В комнате звучит надрывный кашель –

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала: «Детки,

Вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, постарела:

Что ж поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, забыли,

Вот поди же всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не успевал кричать:

Дети, срочно, толь очень срочно приезжайте –

Заболела мать.

Из Одессы,Талина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую седеющую прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго между нею стать?

Мать ждала вас в дождь и непогоды,

Тягостны бессонницы ночей,

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

/ / / Образ матери в повести Толстого «Детство»

Часть большого недописанного романа Льва Николаевича Толстого. Каждая отдельная книга запланированного произведения – повествование об одном определенном этапе в жизни героя. Соответственно, повесть «Детство», которую автор закончил писать в 1852 году, повествует нам о прекрасной поре детства.

Именно здесь, в этой части, мы знакомимся с матерью Николеньки Иртеньева, Натальей Николаевной, героиней второго плана. О ней мы и будем говорить, анализируя образ матери на страницах знаменитой повести Толстого «Детство».

Жизнь любого человека начинается с матери. Навсегда в сердце сохранится ее добрый душевный образ. Мама – родной человек, который с самого рождения и на протяжении долгих лет жизни сопутствует каждому из нас, помогает, поддерживает, учит. Это такая опора и поддержка, без которой было бы очень тяжело. И, тем не менее, матери бывают разными. Каким же видит образ матери Лев Николаевич Толстой на страницах своей повести? Обратимся к самому произведению.

Мальчик , от лица которого ведется повествование, вспоминает маму с теплотой и нежностью, эти воспоминания окрашены теплыми тонами и светлыми красками, в них нет ничего негативного и темного.

Ребенок запомнил нежный и ласковый голос матери, который никогда не звенел громко и резко, а был тих и спокоен. А еще Николенька вспоминает мамины руки, такие теплые, родные. И ее взгляд, на детей она всегда смотрела с любовью и добротой. Ни одного резкого окрика или упрека не услышали они от мамы.

– источник всего прекрасного в мире для своего сына Николеньки. Автор на страницах повести воплощает образ своей мамы, доброй, чуткой, отзывчивой женщины, всегда спокойно с пониманием и любовью относящийся к детям.

Именно такой и рисует нам свою маму Наталью Николаевну главный герой повести Николенька Иртеньев. По происхождению она была княжной. Робкая и уступчивая, она была несчастлива в браке, потому что любит мужа всепрощающе и слепо, терпит его крупные проигрыши в карты, хотя в тайне всегда переживает, что он оставит семью в нищете.

Давая характеристику этой женщины, можно назвать ее ангелом, всегда добра и искренна, с неизменной улыбкой на губах,которая делает и ее лучше, и вокруг все становится будто веселее.

Еще одна черта отличает Наталью Николаевну Иртеньеву – отзывчивость. Ее жизнь складывается из заботы за детьми и постоянной помощи нуждающимся, юродивым и бродягам, она пускает их в дом, кормит. Няне своих детей, а ранее своей собственной, Наталье Савишне, барышня дает вольную. Служанка принимает такое решение с обидой, считая, что надоела господам и от нее хотят избавиться. Но Наталья Николаевна, пытаясь искупить нечаянно нанесенную рану, уговаривает добрую женщину остаться, приводя самый весомый аргумент – без нее дом станет совсем другим.

Из увлечений матери Николеньки можно отметить два: игру на рояле и вышивание.

Вот только умерла эта очаровательная и добрая женщина очень рано и в муках. Николеньке было всего лишь десять лет на тот момент. Со смертью матери мальчику просто пришлось повзрослеть.

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

Детство — это повесть Толстого, которая является частью его большого недописанного романа. Каждая часть романа — это определенный этап в жизни героя и вот как раз повесть Детство, которую писатель написал в 1852 году, ведает нам о детстве. Здесь же мы знакомимся с второстепенной героиней, матерью Николеньки Иртеньева. О ней мы и поговорим в нашем , давая характеристику образа матери Николеньки из повести Детство Толстого.

Образ и характеристика матери в повести Детство

В жизни любого человека главными ключами является образ матери и ее добрые, душевные характеристики. Мама — это тот человек, который на протяжении всей жизни сопутствует нам, является опорой и поддержкой каждому человеку.

Какой же образ матери создает Толстой в своем произведении? На этот вопрос мы найдем ответ в самой повести. И здесь мы видим только светлые воспоминания героя. Николенька вспоминает маму с любовью и нежностью. Ее голос нежный, спокойный, ласковый запомнился навсегда. Ее взгляд полный нежности и любви, и нежные руки будут помниться всегда. Мама для Николеньки стала источником всего прекрасного.

Автор в повести создает добрый, чуткий, любящий образ матери, где передал все черты своей мамы. Из работы Толстого мы знаем, что по происхождению это была княжна Наталья Николаевна. Она была воплощением ангела, добрым, ласковым человеком с искренней улыбкой. Она была робкой и уступчивой, отзывчивой, поэтому всегда помогала бродягам, нуждающимся и юродивым. Мать Николеньки увлекалась вышиванием, любила играть на рояле. Эта женщина, хоть и была несчастна в браке, любит мужа и все ему прощает.

Изучив повесть Детство, мы узнаем, что жизнь ее была недолгой. Мать героя умирает в муках, когда Николеньке было всего десять. С ее смертью мальчик вмиг повзрослел.

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с неж­ностью, любовью и благодарностью, как о чем-то са­мом светлом в своей жизни. С детства врезались в па­мять мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветли­вого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие мате­ри даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».

Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время «ничьи равнодушные взоры» не стесняли ее и она не боялась излить на него «всю свою нежность и любовь». Обра­щения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя ду­шечка», «мой ангел».

Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.

С любовью относясь к детям, мать старалась воспи­тывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.

Нежность натуры матери проявляется и в ее отно­шениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в се­бе все черты матери писателя.

Сочинение на тему: ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»

3.9 (78.25%) 57 votes

На этой странице искали:

  • ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ ДЕТСТВО
  • сочинение детство толстой
  • Образ матери в повести Толстого Детство
  • сочинение на тему детство толстого
  • сочинение детство толстого


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!