Тонкие губы. Читаем по лицу: советы опытного кадровика

19.10.2016 13:00

Перед взором HR-руководителя проходят тысячи лиц, поэтому его опыт в распознавании черт характера по глазам, губам и мимике особенно интересен. Владимир Малёшин, возглавлявший службы персонала в компаниях и банках, поделился своими открытиями в области физиогномики.

- Когда вы впервые заинтересовались физиогномикой?

Году так в 1968-м, когда еще студентом-первокурсником прочитал книгу Вересаева. В ней были следующие слова: «Глаза - зеркало души. Какой вздор! Глаза - обманчивая маска, глаза - ширмы, скрывающие душу. Зеркало души - губы. Хотите узнать душу человека, смотрите на его губы... Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто ошибаются в людях. Губы не обманут».

Сейчас, за 47 лет наблюдений за людьми и после 50 000 проведенных собеседований при найме, у меня сложилась классификация губ, за которой стоят определенные черты личности и паттерны поведения. Вот фрагменты моей методики «Губные гармошки».

По губам можно судить о мягкости или жесткости характера. Это определяется степенью прикрытия губами зубов. Если при разговоре виден верхний ряд зубов - то это мягкий, позитивный человек. Если нижний ряд - наоборот, жесткий, твердый, требовательный, «кусачий». Общаться с такими людьми гораздо сложнее, но они добиваются многого в жизни. Если при разговоре видно и верхний, и нижний ряды зубов, в человеке сочетаются и те и другие качества. Он может быть и жестким, и мягким в зависимости от ситуации.


Четкий признак сексуальности, как у мужчин, так и у женщин, - это хорошо развитый желобок над верхней губой. Чем лучше выражен он - тем сильнее у человека репродуктивная функция. А линии желобка указывают на сосредоточенность или подвижность ума.

Ярко проявляется зависимость характера человека от полноты губ. Возьмем противоположности: очень тонкие губы и полные, «сердечком». Тонкогубые люди рассудительны, а обладатели полных губ чувственны и эмоциональны.

У людей с ровным и дружелюбным характером верхняя и нижняя губа будут одинаковой полноты (следует учесть, что в норме у мужчин нижняя часто бывает полнее верхней). Оттопыренная нижняя губа говорит о капризности и чванливости человека, а верхняя накинутая - о нерешительности.

Линия смыкания губ тоже несет информацию. У спокойных людей она ровная, горизонтальная, а у чрезмерно эмоциональных, - волнистая. Например, обратите внимание на эту линию у Владимира Жириновского или Григория Лепса. Второй яркий признак эмоциональности - сильно развитая носогубная складка.

У неэмоционального человека мимика во время разговора остается слабо выраженной. В свою очередь у людей излишне эмоциональных все лицо движется - «ходит ходуном».

Контуры губ - так называемая линия Купидона - тоже заслуживают внимания. У простых, бесхитростных людей эти контуры плавные и спокойные. Четко и ярко очерченная линия верхней губы свидетельствует об изощренном уме, способности генерировать идеи, остроумии. В то же время человек может быть очень язвительным и резким. Среди обладателей выраженной линии Купидона - много неординарных личностей, в том числе склонных к изощренной мести, умеющих утонченно унизить.

Поднятые вверх уголки рта говорят об оптимистичности, а ямочки в уголках губ и на щеках - о доброжелательности. У эгоцентриков и скептиков уголки губ опущены вниз.

Когда человек в разговоре кривит губы, это говорит о его высокомерии, апломбе, чувстве превосходства над другими людьми. Характер сложный.

Запомните: у людей с красивыми губами красивая душа, хороший характер!

- Есть ли яркие, проверенные практикой характеристики, связанные с другими чертами лица?

Мое главное наблюдение - люди с одинаковыми лицами похожи характерами. Увидели того, кто напоминает вашего знакомого, - ищите одинаковые черты. Схожесть характера и поведения человека будет тем сильнее, чем больше вы найдете общих внешних признаков: в фигуре, походке, голосе, манере одеваться, почерке и так далее.


Истоки физиогномики уходят корнями в далекое прошлое. Когда-то наши предки заметили сходство поведения людей с животными. Похожие на свинью имели повадки свиней, на кошку - кошек, на обезьяну - обезьян, на осла - ослов. И в этом есть доля правды!


Форма головы и лица отражает характер. Самые доброжелательные - люди круглолицые. Вспомните лица нашего прекрасного артиста Евгения Леонова или Юрия Куклачева. Люди с квадратной формой головы, прямоугольным подбородком, такие как Уинстон Черчилль, - как правило, жесткие, требовательные и волевые. Квадратный подбородок в физиогномике так и называется - подбородок Черчилля, или «бульдожья челюсть». Его обладатели - это суровые, неуступчивые бойцы, способные переносить большие физические нагрузки. А вот треугольная форма головы, заостренный или выдающийся вперед подбородок говорит о том, что человек не склонен переносить большие физические нагрузки. Зато у него хорошо развита склонность к риторике.

Оттопыренность ушей означает упрямство. Прижатая ушная раковина - покладистость. Крупная ушная раковина - признак долгожительства.


Ямочка на подбородке свидетельствует об очень сложном характере. Чем глубже она, тем серьезнее проблемы внутри человека. У мужчин ямочка на подбородке более выражена, но и женщины с намеком на нее тоже есть.

Еще один верный признак хорошего, веселого характера человека - «гусиные лапки», складочки во внешних уголках наших глаз, образующиеся от смеха и частых улыбок.

Если нос с горбинкой (у славянского типа лиц) - это проявление холерического темперамента. Если приподнят кверху и верхняя губа вместе с ним - это признак вздорности. А если его кончик опущен вниз? Тут можно сказать «сует свой нос в чужой вопрос». Доброжелательные, мягкие люди имеют нос «картошкой», а обладатели сложного характера - узкий и прямой.

Такое качество, как хитрость, можно распознать по четырем признакам. Это наследственная лысина у мужчин, «утиный нос» - расширяющийся книзу от узкой переносицы, «лисье ухо» - заостренное кверху, а также «рот Буратино» - когда после смыкания губ еще идет разрез в два-три миллиметра.

Психология 1

Приветствую Вас, дорогие гости блога! Часто после знакомства с человеком у нас создается определенное представление о его личности, характере, особенностях поведения. Мы понимаем, на какие темы с ним можно общаться, уместен ли юмор, как вести себя, чтобы не обидеть его чувства.

Но часто наше мнение бывает и ошибочным, и в процессе общения мы начинаем удивляться некоторым моментам. Чтобы лучше узнать человека недостаточно того, что он о себе рассказывает и какое у него при этом выражение лица. Опытные физиогномисты могут узнать практически все о личности, глядя на особенности лица.

Сегодня я поделюсь секретами, как по чертам лица определить характер человека.

О чем расскажет физиогномика?

В основном, большинство людей считает, что характер – это нечто очень сложное, чтобы его можно было с легкостью раскрыть по носу и губам. Да, это действительно так, но есть связь между нашими внешними данными и внутренними особенностями.

Попробуйте оценить своих знакомых, используя метод физиогномики, и вы поймете, что эта наука открывает нам все карты.

В чем помогает физиогномика:

  • лучше узнать своих близких, чтобы сглаживать острые углы в конфликтных ситуациях;
  • тайно узнать больше информации об интересующем вас человеке;
  • с легкостью распознавать социально опасных личностей;
  • узнать о себе больше, а также, насколько ваш внутренний мир гармоничен с внешними данными.

Таким образом, разбираясь хоть немного в искусстве физиогномики, вы получаете только одни преимущества .

Общественная черта – лоб

Считается, что нижняя часть олицетворяет личность, а верхушка социум. Если они гармоничны, тогда человек легко адаптируется в обществе и находит новые знакомства. Вытянутый верх лба свидетельствует о характере лидера.

Если лоб как бы поделен на две зоны: верх и низ, тогда это может указывать на то, что человеку .

Если линии прямые, четырехугольные, это признак доброго сердца. Крутой лоб свидетельствует о высоком интеллекте. Чрезмерная выпуклость является признаком ограниченности и недалекости.

Личность с покатым лбом волевая, не привыкла подчиняться другим. Об этом свидетельствует и углубление у носа. Если оно отсутствует, человек дисциплинирован.

Выраженные надбровья указывают на расхлябанность. Круглая форма присуща покладистым, гибким людям, способным располагать к себе окружающих.

Особенности лба:

  • небольшой с зигзагоподобной границей волосистой части – горячая и жесткая натура;
  • выпуклость в углах, широта – интеллект;
  • напоминающий собой полумесяц – недалекая личность;
  • у лживых, алчных, хитрых людей лоб низкий, стремящийся назад;
  • чрезмерная выпуклость характерна для приземленных особей;
  • прямота – широкая душа, доброта.

Невозможно судить о человеке по одному только лбу. В физиогномике важны все детали, ведь все состоит из мелочей. Итак, двигаемся дальше.

Черта энергии – нос

Хотите узнать энергетический потенциал личности? Обратите внимание на нос. Размер не важен. У людей с огромным носом могут наблюдаться такие качества, как нерешительность, безынициативность. А маленький носик может быть у настойчивых, сильных.

Нужно смотреть на форму. Нос с горбинкой у основы свидетельствует о жестком характере. Ямка в этой зоне говорит о робости, застенчивости. Горбинка наблюдается у волевых и страстных. Такие носы характерны для римского народа, а значение доказывает его история.

Также незначительный горбик может свидетельствовать и о творческой натуре.

Особенности носа:

  • большой и прямой наблюдается у гордых, талантливых, спокойных;
  • как у орла – властность;
  • заостренный – выносливость и сила воли;
  • когда нос продолжает лоб, это тщеславие;
  • длинный – эгоцентризм;
  • стремящийся ко рту – ранимость, обидчивость;
  • вздернутый на конце – напористость, любопытство, хитрость;
  • курносость говорит о чрезмерной легкомысленности;
  • толстый орган свидетельствует о том, что человек любит выпивать.

Понаблюдайте за людьми из своего окружения, соответствует ли описание их носа характеру. Вы будете очень удивлены, когда научитесь расшифровывать данные природы.

Черта красоты – глаза

Наиболее привлекательной особенностью человека считаются глаза. Они принимают участие в коммуникации и говорят о нас больше, чем мы думаем. Это олицетворение духовности.

Чтобы расшифровать значения, необходимо уметь трактовать у мужчин правый глаз, а у женщин левый. Так, если у человека более развит правый глаз, тогда он склонен к самоотдаче. Прозрачные глаза наблюдаются у чистых, добрых людей.

Темные и с блеском у хитрых и коварных. Самой лучшей формой глаза считается овал, который олицетворяет гармонию души. Глаза, посаженные вглубь, как правило, наблюдаются у медлительных, но глубоких личностей.

Глаза, которые находятся вблизи друг от друга, свидетельствуют о том, что у их обладателя стерта грань между негативом и позитивом. Для людей же с гармонично посаженными глазами данной проблемы не существует. Эти люди определены в своих намерениях.

Выпуклые огромные глаза с небольшими ресницами – вспыльчивая, вздорная личность, которая во время хорошего настроения чувствительна и весела.

Суженные веки, брови приподнятые, взгляд острый – человек хитрый, наблюдательный, эгоцентричный.

Узкие глаза с полуопущенными веками – бесстрашие, принципиальность, неподкупность.

Глаза сонные с опущенными веками и густыми бровями – мягкость, пассивность, лень.

Широко открытые глаза, брови с изломом, ресницы загнуты вверх – личность волевая, честная, открытая, самостоятельная.

У мелочных и хитрых людей глазки маленькие с тяжелыми веками.

Скулы – олицетворение силы

Наши скулы рассказывают, как дух проявляет себя в жизни. По ним можно говорить о коммуникабельности личности, умении правильно понимать и использовать информацию. Эта черта ярко выражена у многих восточных народов, поэтому они способны между собой объединяться.

По скулам говорят о таких качествах, как хитрость, склонность к лжи, корыстность. Люди, чьи углы глаз опущены к низу, а скулы ярко выражены при плохо развитой лобной зоне, именно такие и с ними следует быть бдительными. Выпуклость скул свидетельствует о жестокости и злости.

Читаем по ушам и щекам

Если у человека щеки худые, это свидетельствует о душеной ограниченности. Но и в огромных щеках мало позитива. Они говорят о сильной уязвимости, ранимости.

Уши – это очень важная черта в физиогномике. По своей конфигурации они напоминают человеческий эмбрион, и специалисты видят в них великий смысл. Если мочка отвисшая, это говорит о душевной свободе. У зависимых и скованных личностей мочки прилегают к телу. Если мочек вовсе нет, что также встречается, эти люди завистливы и опасны.

Верхушка ушей говорит об способностях адаптироваться. Если она прилегает к голове, тогда эта личность медлительна, но если что-то начинает изучать, то отдается по полной. У ушлых, шустрых людей верхушки ушей слегка отходят в стороны.

Большие раковины ушей говорят о магнетизме. То есть, такие личности умеют манипулировать, воздействовать на людей.

Чувственные рот и губы

Небольшие губы и рот указывают на педантичность. Сжатые губы наблюдаются у эгоистичных людей. Правильная форма губ, пропорциональность, гармоничность, одинаковая выпуклость свидетельствуют о честности, волевой личности, склонной думать.

Если нижняя губа шире верхней, это говорит о лени, обжорстве. И когда верхняя больше нижней – особенность доброго человека.

Остерегайтесь людей с очень тонкими, сжатыми губами. Они эгоистичны, жестоки, язвительны. Люди с пухлыми губами очень чувствительны.

Изучаем внутренний стержень по подбородку

Это олицетворение выдержки, стойкости. Если у человека подбородок вытянутый, он отличается рассудительностью. Выпуклый и округлый наблюдается у практичных. У коварных заостренный подбородок. Выдвигающийся вперед говорит о целеустремленности.

Ямка на подбородке свидетельствует об упрямстве, замкнутости, самовлюбленности. Мягкий присущ чувственным натурам, а костлявый жадным. У страстных людей в центре подбородка наблюдается бугорок. У надежного человека подбородок в меру округлый и выпуклый.

Уважаемые гости, применяйте эти знания на практике и подписывайтесь на обновления моего интернет портала, делитесь информацией в социальных сетях. До новых встреч!

А.В. Степанченко М.Н. Пузин

Электронная копия UU 5 JBB

http://home-page-uu5jbb.narod.ru

В этой книге рассказывается о науке физиогномика. Изучив ее основы, вы сможете «читать» по лицу человека: составлять представление о его характере, привычках, способностях и даже болезнях. Кроме того, авторы (кандидаты медицинских наук) да­ ют практические советы по уходу за кожей лица, приводят рецепты различных компрессов и косметических масок, рассказывают о гимнастике для глаз и массаже.

Предисловие 3

Азбука физиогномики 4

Лицо в криминалистике и медицине 20

Уход за лицом 35

ПРЕДИСЛОВИЕ

Интерес к человеческому лицу появился давно. Великий мыс­литель древности Аристотель, проводя связь между строением лица человека и чертами его характера, писал: «У кого широкий рот, тот смел и храбр, у кого толстый, как у быка, нос, тот ленив, а ноздри у кого широкие, как у свиньи, тот глуп, у кого нос ост­рый, как у собаки, тот холерического темперамента, а у кого нос торчащий, как у ворона, тот неосторожен».

Природная наблюдательность - качество крайне редкое. И все-таки развить его путем постоянных тренировок можно. А знание азов мимики и физиогномики помогает разгадать на­строение человека, дает ключ к «чтению» по его лицу характера, привычек, способностей. Вот почему первый раздел и часть второго данной книги посвящены именно этому вопросу.

Есть и другой, не менее важный аспект познания особенностей человеческого лица - его врожденная патология и заболевания, нередко связанные с пренебрежением простейшими мерами предосторожности или отсутствием элементарных зна­ний по профилактике заболеваний лицевой области. Каждому хотелось бы оставаться вечно молодым. Но как сохранить кожу лица гладкой и здоровой? Как по лицу определить заболевание, распознать больного алкоголизмом, наркомана? Есть ли у пре­ступников свое «лицо»?. На все эти и некоторые другие вопросы авторы постарались дать ответ.

АЗБУКА ФИЗИОГНОМИКИ

Конец XVIII века. Старый замок на юге Франции. Слуга докладывает графу Лебрену о прибытии гостя. Вскоре друзья оживленно беседуют в библиотеке, где старинные фолианты соседствуют с картинами в богатых, хотя уже ветхих золоченых рамах, охотничьи трофеи - с античными скульптурами. Раздается бой часов, распахиваются дверцы в них и появляются механические человечки - музыканты, исполняющие менуэт... Гость поднимается и откланивается, хо­чет уйти, но... учтивый хозяин вдруг бросается на него, заламывает ему руки и выхватывает спрятанный у гостя писто­лет. Приятель сознается, что решил покончить жизнь самоубий­ством и приехал повидать друга в последний раз.

    Но как Вы об этом узнали? - недоуменно вопрошает он. И в ответ слышит:

    Я ученик великого Лафатера.

Другой ученик Лафатера - Кюбисси, проходя через гостиную парижского судьи Ланжа, был поражен одним из висевших на стене женских портретов и остановился, чтобы лучше рассмот­реть его. Спустя четверть часа судья, не дождавшись Кюбисси, принялся искать его и нашел стоящим на том же месте с устрем­ленным на портрет пристальным взором. «Что Вы скажете об этом произведении? - спросил судья. - Не правда ли, красивая женщина?» - «Несомненно, - отвечал Кюбисси, - но если портрет сделан удачно, то его оригинал обладает, по-види­мому, черной душой; это, должно быть, сам дьявол?!» То был портрет знаменитой отравительницы Бренвилье, столь же про­славившейся своей красотой, сколь и злодеяниями, которые и привели ее на эшафот.

Скорее всего это легенды, но слава швейцарского пастора, богослова, моралиста и поэта Иоганна-Гаспара Лафатера (1741- 1801 гг.), стоявшего у истоков физиогномики, была действительно велика. Несмотря на множество ошибок и заблуждений, он был первым исследователем, доказавшим взаимосвязь между «движе­ниями души», психическими процессами и эмоциями, выражае­мыми мимикой.

Все свободное время Лафатер отдавал писанию портретов сво­ей паствы, которые выполнял в филигранной манере мастеров эпохи Возрождения. Часами он изучал черты их лица, старался разгадать характер, склонности, особенности. При тогдашней религиозности людей и тайне исповеди он всегда имел возможность проверить свои предположения. Популярностью Лафатер затмил императоров и королей. На его физиогномиче­ские сеансы съезжались со всей Европы, ему привозили детей, возлюбленных, больных, присылали портреты, маски, слепки. Им восторгались, его боготворили, но и побаивались. По свидетельству современников, знаменитый авантюрист, блестя­щий граф Калиостро избегал встречи с Лафатером, хотя, оставаясь до конца своих дней простодушно-наивным и рассеян­ным, пастор стремился увидеть европейскую знаменитость, о которой ходили слухи, что ему 350 лет, что он маг и чародей и может превращать простые металлы в золото. Лафатер дружил с Гёте и оставил восторженное описание его лица. «Его разум всег­да пронизан теплым чувством, а чувства всегда ярко освещены разумом. Обратите внимание на форму этого теплого лба, на этот быстрый, пронзительный, влюбленный и подвижный глаз, не очень глубоко сидящий под чуть изогнутыми веками, на вырази­тельный нос, на этот по существу очень поэтический переход К. верхней губе, на мужественный подбородок и открытое крепкое ухо. Да найдется ли человек, который не видел бы, что это лицо гения!» Искусство Лафатера субъективно. Талант, по­множенный на кропотливый многолетний труд, позволил ему достичь блестящих результатов. Но это было искусство интуиции, догадки, которое умерло вместе с ним.

Лафатер утверждал, что по чертам лица можно узнавать внутреннюю сущность человека. Это учение, или «система», по­лучило название физиогномонии (совр. - физиогномика). Вот как сам Лафатер определял, что он понимает под этим термином: «Я называю физиогномонией способность познавать внутреннюю сущность человека по его внешности, замечать некоторые естественные признаки, не сразу бросающиеся в глаза».

Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о его характере вообще, потому что люди сами «отрабатывают» свою внешность в зависимости от того, каким, по их представлению, должно быть выражение лица соответст­венно общественному положению. Поэтому существуют харак­терные черты придворного, юриста, врача, военного, государ­ственного деятеля и др.

Учение Лафатера произвело большое впечатление на совре­менников. Популярность его как автора философских и этиче­ских сочинений еще более способствовала этому. Среди приверженцев нового учения был и великий Гёте, который помо­гал Лафатеру при создании его сочинений по физиогномике.

В России у Лафатера также было много сторонников. К ним, в частности, принадлежал Н. М. Карамзин. Путешествуя в 1789-1790 гг. по Европе, он посетил Лафатера и получил от него рукопись «Сто физиогномических правил», о чем рассказал в своих «Письмах русского путешественника». Вернувшись в Россию, Карамзин усиленно пропагандировал учение Лафатера и распространял его сочинения.

Физиогномика как наука пока не получила всеобщего признания, однако судить об истинности ее основных положе­ний следует исходя из опыта. Воспользуемся трактовкой фи­зиогномических данных (носа, бровей, глаз), которую приводит в своей книге американский психолог профессор Т. Map, и попытаемся использовать ее пусть сначала для характеристики своих знакомых и близких. Итак, проверим, можно ли судить о характере и способностях человека по форме элементов его лица.

Рис. 1. Форма носа.

НОС. Длинный нос характерен для человека консервативного, гордого, обладающего большими творческими возможностями, однако лишенного деловых качеств. Люди, у которых нос с горбинкой, заносчивы, у них плохие отношения с подчиненны­ми. Кончик носа в форме капли знаменует успех в делах. «Орли­ный» нос - признак человека неустойчивого, мстительного. Курносый нос свидетельствует о не очень крепком здоровье, а слишком курносый встречается у тех, кто живет беспечно, не заботясь о завтрашнем дне.

Согласно концепциям восточных физиогномистов, нос отра­жает особенности духовной жизни человека. Считается, что идеальный нос имеет округлый кончик и оформленные крылья. Слишком большие ноздри свидетельствуют о личностных дефектах. Человек с идеальным носом имеет натуру льва - отли­чается мужеством, страстностью, напористостью. Окружающим нравятся люди с красивым носом. Отсюда следует, что обла­датель красивого носа - сильная личность.

Длинный нос, как правило, считается признаком ярко выра­женной индивидуальности. Здесь выделяются самые различные оттенки: длинный нос, хорошо сбалансированный с глазами, ртом и подбородком, свидетельствует о сильной натуре. Корот­кий нос говорит об открытости души и оптимизме. Костлявый длинный нос - показатель гордости, высокомерия, неуживчиво­сти. Костлявый длинный нос с выраженной горбинкой нередко принадлежит хмурому человеку; если переносица у такого носа слишком впалая, деформированная или испещрена горизонталь­ными рытвинами, - это признак недомогания, однако при общей сбалансированности лица этот признак не доминирует. У японцев идеальной считается высокая и ровная переносица - кстати, такая переносица бывает у здоровых людей. .

Многое может сказать кончик носа. Человек, у которого кончик носа напоминает подвешенную каплю, обычно жизнера­достен, следовательно, он процветает; если кончик носа напоми­нает клюв орла, такой человек проницателен, хитер и нередко злопамятен. Полный, большой луковицеобразный кончик носа - свидетельство сердечности и теплоты. Поднятый, с выпячен­ными ноздрями нос означает своеволие, несдержанность, распущенность. Раздвоенный кончик носа - свидетельство робости. Слишком маленькие ноздри говорят об уступчиво­сти, широкие крылья носа - о самомнении. Красный нОс - непорядочность, красный пористый нос («испорченный апель­син») часто принадлежит пьяницам. Темные пятна на носу - признак физического неблагополучия. Резко выделяющийся на лице нос у женщин, как правило, указывает на неблагополуч­ную жизнь в молодости, однако это становится явным только после 35-40 лет.

БРОВИ. Брови, поднимающиеся к центру лба, - признак пылкого воображения. Брови, поднятые вверх треугольником, свидетельствуют о сильном характере, их обладатель легко превращает свои замыслы в дела. Брови, образующие одну линию, предвещают неспокойную жизнь в возрасте 30-35 лет, однако человек с такими бровями в силах преодолеть все трудности. Идеальные брови - продолговатые, широкие, густые, гармонично обрамляющие глаза - признак человека разумного. Маленькие, бесформенные брови обычно встречаются у людей неуравновешенных.

По мнению японцев, идеальными следует считать широкие, длинные брови. Пропорциональность развития бровей (форма, цвет, густота) указывает на сбалансированность эмоций, ума и характера. Жесткие, щетинистые брови свидетельствуют о противоположном. Согласно мнению физиогномистов брови отражают взаимоотношения с ближайшим окружением. Прият­ная форма бровей сигнализирует о том, что их обладатель ладит с окружающими.

Когда густые брови на внешних концах вздыблены, говорят, что это признак щедрости души и мужества. Такого человека считают рожденным для успеха. Опущенные внешние концы бро­вей указывают на застенчивость. Когда же по структуре и Цвету такие брови кажутся безжизненными, считается, что это следствие истощения внутренней энергии. Если у мужчины ровные и длинные брови, да притом приятная на вид кожа, он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями считается кокеткой, от нее можно ждать любой выходки. Короткие брови всегда означают противоположное. Однако короткие, но густые брови говорят о взрывной натуре их обладателя. Если брови густые и щетинистые, их хозяин - «дьявольская» натура. Щетинистые брови всегда указывают на строптивость, упрямство, бескомпромиссность. Густые, тяжелые, соединяющиеся на пере­носице брови означают неодолимое стремление к лидерству. Женщина с такими бровями обладает сильным характером, она не подходит для традиционной роли домашней хозяйки. Высоко расположенные брови - признак целеустремленности. Брови, расположенные очень низко, говорят об обратном.

Рис. 2. Форма лба.

ЛОБ. Если верхняя сторона треугольника широкая, это приз­нак верного товарища, практичного, делового человека, ко­торый больше интересуется служебными делами, чем домом, семьей. Узкая верхняя сторона треугольника свидетельствует о возможности семейных неурядиц. Такой лоб говорит о незави­симом характере. Волосы артиста, художника, словом, человека творческого часто растут в форме буквы М. Такие люди не забо­тятся о завтрашнем дне. Ломаная линия волос говорит о трудном детстве.

Рис. 3. Морщины лица.

МОРЩИНЫ. Короткие, с неправильными очертаниями мор­щинки на лбу - признак здоровья. Одна, но четко выраженная морщина поперек лба - признак везения. Две или три попереч­ные морщины и пересекающая их вертикальная говорят об ус­пехах в будущем. Это знак долголетия и славы. Две короткие, но глубокие морщинки между бровями бывают у мыслителей и хороших администраторов. Глубокие складки, идущие от ноздрей к губам, - признак долгой жизни и больших успехов.

В начале XX века крупнейший исследователь мимики К. Хутер дал подробное описание того, как по пропорциям основных частей человеческого лица можно понять сущность личности, увидеть напряжение силы воли и стремление к самовоспитанию, противоречие между благоразумием и идеальными устремления­ми, с одной стороны, и чувственными импульсами и низмен­ными инстинктами - с другой. Ученый считал, что исходя из пропорции лица можно судить о склонности к само­дисциплине и самовоспитанию, к спокойному сознательному или инстинктивному и неосознанному образу жизни.

Человеческое лицо Хутер делит на три основные части: 1) лоб, форма которого определяет образ мыслительной деятельности, реальное понимание жизни; 2) средняя часть, отражающая степень чувственности и нрав, душевную глубину и внутреннее содержание. В частности, глаза и рот информируют о преобла­дающей в данный момент мыслительной деятельности, направ­лении мысли, нос - о жизненной воле или обусловленном ею характере, на форму и выразительность носа существенно влияет внешний вид лба и нижней части лица; 3) нижняя часть, которая дает представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и о низменных инстинктах, выявляет стрем­ление к собственной выгоде и эгоизм.

Величина и ширина лба и нижней части лица позволяют судить о силе эмоций, а средней части - наоборот, о тонко­сти чувств и нежности. Маленькая, узкая средняя часть лица указывает на тонкие душевные чувства, массивная - на волю и самолюбие, любовь к внешним проявлениям и недостаточно тонкие чувства. Утончение и дифференцирование внутренней жизни оживляют среднюю часть лица, особенно вблизи носа и глаз. Обеднение, огрубение внутренней жизни также отражаются на форме лица.

По соотношению частей лица Хутер предлагает определять характер и темперамент человека (рис. 4). Вот несколько примеров.

1. Лоб, средняя и нижняя части лица одинаковой высоты. Человек с таким лицом обладает гармоническим равновесием между физиологией и эмоционально-интеллектуальной сферой. Активность, стремление к наслаждению и ощущение радости жизни управляются у него мыслительной деятельностью. Ему свойственно правдолюбие в сочетании с жизнерадостностью и любовью к труду. Он непринужден, но сдержан, серде­чен, оживлен и коммуникабелен, но с развитым чувством

Рис. 4. Соотношение частей лица.

собственного достоинства, не скован и благодаря врожденной диспозиции находится в гармоническом равновесии.

    Лоб и нижняя часть лица имеют одинаковые размеры, а средняя часть несколько длиннее. Длинный нос в данном случае не нарушает гармонии форм, и, поскольку они достаточно утонченны, здесь также мы видим гармоничное жизненное направление и благородную жизнь чувств. Такой человек обла­ дает представительностью, его отличают выдержка и талант, гар­ монично-благородная сущность.

    Лоб маленький, средняя и нижняя части лица большие. Такой человек импульсивен и груб, стремление к проявлению силы и воли у него доминирует над чувствами и разумом. Он проявляет смелость, отвагу и пытливость, обладает агрессив­ ностью и большой силой убеждения, склонен к безрассудному применению энергии, способен пренебречь даже наслаждения­ ми, очень взыскателен к себе.

    Лоб и средняя часть лица длинные, нижняя часть лица короткая. Такой человек силой воли, острым и холодным интеллектом добивается большего, чем позволяют его физичес­ кие способности. Он упорен, не признает «нежностей», форма­ лист, строг, педантичен. Наряду с выдающимися способностями проявляет отрицательные склонности.

    Нижняя часть лица длинная, средняя несколько короче, лоб еще короче. Полная, мягкая и большая нижняя часть лица указывает на жажду наслаждений. Вся мыслительная и умственная деятельность такого человека ориентирована на это. Он практичен и приземлен, не склонен к перемене мест, консервативен во взглядах. У него нет ни эмоциональных, ни духовных взлетов. Его трудно расшевелить, однако если это удается, то так же трудно остановить.

6. Нос маленький, лоб и нижняя часть лица большие. Интеллектуальная жизнь у такого человека столь же высока, как и стремление к удовольствиям. Он впечатлителен, мягкосерде­ чен, добродушен. Ему свойственны душевное тепло и эмоцио­ нальное сопереживание. Он с трудом делает карьеру.

7. Нос слишком маленький, курносый, лоб и нижняя часть ли ца длинные. Разум и чувственные инстинкты у этого человека сильны и расходуются необузданно. Он агрессивен, нагл и полон внутреннего беспокойства, обладает пробивной силой, вспыльчив, внутренне анархичен. Мыслительная жизнь бывает активной, но в работе отсутствуют дисциплина и терпение. Обладая высоким интеллектом, он любит «вставлять шпильки», поднимает проблемы и высказывает острые критические заме­чания, но сам не может устранить недостатки и создать что-то лучшее, однако богат идеями, что придает ему известный блеск.

8. Нижняя и средняя части лица маленькие, лоб высокий. Такие пропорции. характеризуют человека мысли и чувств. Активность и жажда наслаждений у него отстают. Он прост и скромен, обладает интуицией, нежен в чувствах, склонен к самоотречению и бескорыстию, жертвенности, верен своему иде­ алу. Психическая глубина сочетается у этого человека с честностью.

9. Лоб длиннее, чем нос, а нос длиннее, чем нижняя челюсть. Такие пропорции характеризуют человека с высоким духом, который разумно регулирует жизнь чувств, владеет инстинктами и при этом служит высоким жизненным идеалам.

Профили 1, 2, 8 и 9 свойственны натурам творческим, верным жизненным идеалам. Они гарантируют идеальный жизненный прогресс и счастливое развитие. Профили 3 и 5 харак­терны элементарным личностям, сильным в деятельности, а также в покое и наслаждении. Они ориентируются на реаль­ную жизнь и хорошо чувствуют себя в ней. Профиль б занима­ет промежуточное положение между двумя названными груп­пами. Профили 4 и 7 принадлежат интеллектуально одарен­ным людям, но «проблематичным» по характеру и в общем действующим скорее отрицательно (из-за твердости и критично­сти натуры).

ГЛАЗА. Издавна они считались «окнами души». По глазам всегда определяли внутренние переживания людей. Считается, что человек с красивыми и притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза, по мнению физиогномистов, излучают свет и тепло. Они хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку.

В оценке характера и судеб людей глаза занимают централь­ное место. Трактаты по физиогномике рекомендуют начинать «чтение» лица именно с глаз. Однако следует иметь в виду, что наиболее достоверную информацию можно получить от глаз человека, которому уже за 40, т. е. когда все личностные признаки устоялись.

Большие глаза обычно указывают на чувствительность души, нередко на мужество и даже на стремление к лидерству. Глаза малого размера чаще принадлежат замкнутым, иногда самодо­вольным и упрямым людям. Нередко такие люди отличаются удивительным постоянством. Широкая радужная оболочка - признак мягкости и спокойствия, узкая - свидетельствует) о несбалансированности внутренних процессов, что неблагоприят­но отражается на взаимоотношениях с окружающими. По цвету радужной оболочки можно судить о наличии или отсутствии жизненной силы: черный, коричневый и зеленый - энергич­ность, голубой - чувствительность, светло-коричневый - застенчивость.

Посадка глаз также говорит о многом: оба глаза на одной горизонтальной линии - благоприятный признак; глаза скошены книзу - у мужчин решительность, у женщин неблагоразумие; если верхнее веко слегка опущено - это признак зрелости, если сильно, то у мужчин это означает истощение энергии. Неприятный цвет опущенного века свидетельствует о физиологи­ческих отклонениях; разбухшее нижнее веко - признак бурной жизни; слишком провисшее нижнее веко говорит о бесконтроль­ности влечений; вздутые веки (верхние и нижние) - усталость от жизни. Если внешние уголки глаз утопают в сети расходящих­ся морщинок - это признак проницательности.

Японцы так различают типы глаз. Большие, с живым блеском - глаза дракона. Такими глазами наделен человек, пользующийся властью. Удлиненная форма глаз с загнутыми вверх венчиками - глаза сфинкса, утонченная натура. Большие глаза с многочисленными складками на веках - глаза льва, ими наделены лидеры. Узкие, вытянутые по форме глаза с двой­ными, тройными веками бывают у слона, они, как правило, характерны для тучных людей, спокойных по характеру. Круглые, с желтоватым блеском - глаза тигра. Узкие, малень­кие глаза с черно-желтой радужной оболочкой - глаза овцы; глаза с треугольным разрезом и провисшими веками - глаза лошади; глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой - глаза вепря; глаза с чрезмерно широкой радужной оболочкой - глаза волка. В Японии различают до 40 типов глаз, и все они отождествляются с глазами животных. Поведение, характерное для такого животного, приписывается обладателям соответствующего типа глаз.

УШИ. Восточная физиогномика уделяет внимание и ушам. При «чтении» лица опираются на общее правило: хорошо оформленное ухо Свидетельствует о счастливом детстве, бесформенность и бледность ушей говорят о влиянии неблаго­приятных факторов. Слишком большие уши почти всегда сви­детельствуют об изъянах личности, слишком малые - тоже о неблагополучии.

По ушам и их положению на голове судят об интеллекте и характере. Верхняя кромка ушей: выше уровня бровей - высокий интеллект; на уровне глаз - интеллект выше среднего; ниже уровня глаз - средний или даже низкий интеллект. Ухо без хо­рошо оформленной мочки указывает на несбалансированность личности. Мочка длинная - беспечность, мочка маловы-раженная - щепетильность. Люди с очень большими мочками на Востоке считаются мудрецами. Если мочка уха слегка подается вперед - это душевность. Внутренний ободок уха является показателем эмоциональных переживаний: если ободок втянут - сдержанность, если выпячен - несдержанность. Предпочтение отдается розовому цвету ушей; желтизна или голубизна ушей считается признаком недомогания. Темный цвет кожи около передней и верхней части уха - скрытое заболевание. Родинки внутри уха - неблагополучие.

РОТ. Это наиболее выразительная часть лица. Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о реши­тельности, настойчивости, плотно закрытый рот - о целе­устремленности человека, его решимости, твердости. Напротив, расширение ротовой щели (особенно некоторое отвисание нижней челюсти) выражает снижение психической актив­ности личности. Особое значение имеют уголки рта. Ч. Дарвин справедливо считал опущенные книзу уголки рта рудиментом плача. Действительно, при плаксивом настроении и депрессии уголки рта опущены. Человек может шутить, казаться активным, но уголки рта выдают его подавленное состояние. Искривление одного угла рта, сопровождающееся временной асимметрией лица, - выражение иронической усмешки.

Физиогномика позволяет по форме и размеру рта определять внутреннюю энергию человека. Японцам импонирует большой рот у мужчин и маленький у женщин. Женщина с большим ртом считается мужественной, что не очень нравится

Рис. 5. Усмешка и смех (рисунок П. Рубенса).

мужчинам. Общее мнение: люди с малым ртом озабочены борьбой за выживание, наделены слабым характером. Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Человек с большим ртом и опущенными уголками губ обладает сильной волей, трудно поддается влиянию. Посто­янно подергивающийся рот («рот лошади») является признаком невротичности.

Небольшой по размеру рот в форме дуги (уголки губ проявляют тенденцию опускаться) принадлежит чувствительной натуре. Выпуклые, большие губы - свидетельство успеха. Симметричное (без ■ перекосов) открывание рта говорит о сба­лансированности эмоций. Если к обеим сторонам рта спускаются морщины - это признак нелегкой жизни. Если же такие морщины идут к уголкам губ от крыльев носа (создается кольцо рот - нос) - это свидетельство коварства. Рот, одна сторона которого опущена, часто при­надлежит упрямцу. Верхняя губа явно выступает над нижней - нерешительность, нижняя выпячена дальше верхней - эго­истичность. Морщины над губами - естественный признак старения. Часто тонкие морщины сигнализируют о слабом здоровье. Морщины, глубоко врезавшиеся в губы, иногда говорят о процветании в молодости и лишениях в зрелые годы.

Тонкие губы

Тонкие губы (рис. 7.9) наделяют их обладателей одними из самых отрицательных характеристик.

Скрытность, хитрость, часто коварство и прагматизм – вот качества, которые олицетворяют люди с тонкими губами. Они могут быть дружелюбными и общительными, но сути это не изменит. Единственное, что может смягчить такую нелицеприятную характеристику, – это наличие смягченных черт лица, например круглое лицо или курносый нос.

Рис. 7.9. Тонкие губы

Из книги Практика интегральной жизни автора Уилбер Кен

Тонкие телесные практики для управления внутренними состояниями Тонкие телесные практики предоставляют нам инструменты для управления состояниями ума и эмоциями. Они позволяют преодолеть субъективность и прямо соотнестись с непосредственной энергетической

Из книги Читаем лица. Физиогномика автора Шварц Теодор

Тонкие энергетические тела Духа Божественность проявляется не только в физической природе мира, но и в энергетическом теле Духа. Динамическая жизненная сила пронизывает всё живое. Вы можете видеть энергию в каждом живом существе – пульсирующую и текущую по его чакрам и

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Полные губы Обладатель полных губ (рис. 7.10) является полной противоположностью тонкогубому человеку. Он способен очаровать любого, не прилагая особых усилий, только благодаря открытости, интеллекту, жизнелюбию, щедрости и сексуальности. Рис. 7.10. Полные губыБольше всего

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Выпуклые губы Выпуклые губы (рис. 7.11) как бы нависают над подбородком, часто из-за выступающих передних зубов (так называемая лошадиная челюсть), и характеризуют своего обладателя как умную, активную, импульсивную и решительную личность. Рис. 7.11. Выпуклые губыЛюди с

Из книги Как заключить любую сделку автора Шук Роберт Л.

«Рыбьи» губы «Рыбьими» называют губы, уголки которых слегка опущены (рис. 7.17). Иногда они слегка приоткрыты, что дополнительно создает впечатление грусти и невинности, особенно у женщин. Рис. 7.17. «Рыбьи» губыНи грусть, ни невинность не имеют к характеру людей, обладающих

Из книги автора

Губы в форме лука Такие губы могут быть и полными, и тонкими, но чаще все же встречается их полная форма. Самое главное – у них отсутствует ложбинка в классическом ее понимании, а есть небольшое углубление, из-за чего верхняя губа по форме напоминает лук. Уголки расположены

Из книги автора

Девичьи губы Вы видели когда-нибудь, как маленькие девочки надувают губки? Эти капризные маленькие ротики, похожие на нежные бутоны розы (рис. 7.22), – умиляющее зрелище. А ведь некоторые девочки, даже вырастая, остаются маленькими капризными созданиями, стремящимися

Из книги автора

Если снятся губы… Слишком яркие, чувственные губы предвещают ссору с любимым, развод и разлуку по собственной вине.Красивые, четко очерченные губы снятся к взаимности в любви.Увидеть во сне толстые некрасивые губы на чьем-то лице – к поспешным и необдуманным

Из книги автора

Губы и язык Родинка на кайме губ говорит о слабоволии человека, его неспособности брать на себя ответственность за совершаемые поступки, привычке все откладывать на потом. Такие люди часто являются рабами вредных привычек, особенно мужчины. Примечание Такая родинка

Из книги автора

Губы Как много можно сказать с помощью губ! И в прямом, и в переносном смысле. Как богата их мимика! Благодаря ей выражаются положительные и отрицательные эмоции, а кроме того, равнодушие. Именно рот является сосредоточением радостной улыбки и непереносимой боли. Что же

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения» !

Эту статью я посвящу эзотерике.

Но не в том смысле, что будем управлять судьбой посредством мыслей и энергией привлекать события. Нет. А вот использовать интересные и полезные эзотерические знания для развития наших качеств это мы попробуем.

Возьмем к примеру такое качество как, наблюдательность .

Ведь по сути дела уметь наблюдать — означает уметь видеть детали в предмете/явлении, которые не замечают другие.

Но как можно заметить, а тем более отличить одно от другого, если не знаешь — а из каких собственно частей состоит предмет и как правильно он описывается. Ведь нужно не только иметь возможность видеть, но и знать – что нужно видеть в том или ином объекте наблюдения .

Типологии

С давних времен люди пытались классифицировать однотипные свойства объектов в так называемые Типологии .

Например, существуют типологии человека по темпераменту: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По типу строения тела: астеник, нормостеник, гиперстеник.

Или деление по знакам Зодиака или году китайского календаря.

Аналогично типовые свойства замечали в линиях ладони – возникла хиромантия , в расположении предметов — фэн-шуй , в почерке – графология и тд.

Было также подмечено, что люди с одинаковыми чертами лица очень часто имеют и схожие черты характера. Так возникла физиогномика.

О ней сегодня и пойдет речь в нашем «Книгообзоре».

Понятие Физиогномика

Физиогномика – это метод определения типа личности и характера человека и даже судьбы по внешним чертам лица. Это если кратко.

Первые упоминания о физиогномике приписывают Аристотелю. Еще ранее этим интересовался и Гиппократ.

В русский язык сначала пришло слово физиономия (от фр. physionomie) – искусство распознавать характер человека по чертам его лица.

Сегодня физиономией называют лицо, а вместо «физиономика » употребляют слово «физиогномика ».

Позже из понятия «физиономики» выделились кинесика (жесты, мимика), френология (изучение структуры черепа), окулесика (язык глаз) и др.

Принципы физиогномики

Выделим основные принципы физиогномики человека, чтобы использовать их как фундамент дальнейшего изучения.

1. Баланс и пропорции.

Изучаются пропорции одних черт лица по отношению к другим. В идеале они должны быть сбалансированы.

Для изучения лицо делят горизонтальными линиями на 3 части: верхнюю, среднюю и нижнюю зону.

2. Зоны и формы – это второй принцип.

Каждая зона управляет своим возрастом, так например, верхняя расскажет о периоде от 15 до 30 лет и от 64 до 93 лет.

Изучаются также формы лица. Какие они – продолговатые, квадратные, треугольные или другие, что позволяют дополнить характеристику человека.

Интересные исследования, провел в начале XX века К. Хутер. Он также разделил лицо на 3 части и показал, что верхняя часть (лоб) определяет мыслительную деятельность, средняя — чувственную и духовную, нижняя – любовь к наслаждениям и выгоде.

Арабский физиогномист Абуль-Фарадж (1226—1286) в «Книге занимательных историй» привел описание внешности человека и ее связь с характером.

Некоторые выдержки:

— Сильный, смелый человек: слегка продолговатое лицо, глубоко сидящие глаза, большой лоб, «орлиный» нос, жесткие волосы, густые брови, узкие губы.

— Любитель мудрости: красивое лицо, светящиеся силой глаза, тонкие губы.

— Медлительный человек: толстый кончик носа, большие уши.

3 . Сис тема позиций.

В китайской системе чтения лица – выделены специфические позиции на лице и они отвечают за определенный возраст. Всего 99 позиций.

Например, 37 лет – позиция 37 (зрачок левого глаза). Особенности этой позиции будут характеризовать человека в 37 лет.

Каждая позиция имеет свои особенности, а некоторые из них являются наиболее важные.

Так позиция 19 (в области лба) отражает судьбу и характер, унаследованный с материнской стороны. А позиции 44 связана со средним возрастом (это середина носа).

4. Пять важнейших черт.

Их выделено пять: брови, глаза, нос, рот и лоб .

Изучаются и другие черты лица: желобок на верхней губе, морщины, родинки, скулы, челюсти, подбородок.

В целом, это очень интересный способ анализа и самоанализа. Лишний повод взглянуть на себя и отвлечься от суеты. А при тщательном изучении — это и возможность саморазвития.

Вот такая небольшая справка. Для расширения кругозора.

И хотя физиогномика лица за тысячелетия накопила огромный массив наблюдений и гипотез, но тем не менее большинство из них не выдерживает серьёзной научной проверки. Т.е. не считается научно доказанной.

Хотя в Китае Физиогномика считалась полноправной отраслью медицины.

Однако попытки использовать физиогномику не прекращаются. Ведь многим работающим в системе «человек-человек » необходимо умение моментально получать информацию о клиенте, партнере, собеседнике. Это нужно педагогам и врачам и бизнесменам и …., да всем это нужно.

Ведь даром ясновидения обладают немногие, а о наблюдательных людях иногда говорят как о ясновидящих, ведь они видят то, что не видят другие. Потому что они знают, — как нужно видеть (наблюдать).

Вот этому навыку – учиться наблюдению и читать по лицу, я думаю можно уделить внимание и время. Никакой магии, а просто умение работать с визуальной информацией.

Хотя я не исключаю, что длительные занятия и опыт в изучения физиогномики позволит заглянуть и в будущее человека, т.е. прочесть его судьбу. Ведь физиогномика заявляет, что это также возможно. Есть шанс проверить.

Зная будущее, его можно изменить, если оно не устраивает. Ведь что такое судьба , — это колея по которой идет человек, а поскольку все мы пассивны и действуем на автомате (спим по Гурджиеву), то что-то изменить не в состоянии, пока не проснемся.

Но проснувшись и взяв на себя ответственность за свою судьбу мы можем изменить то, что не устраивает в этой колее и даже перейти в другую, более предпочтительную, собственно выстроенную.

Вот это уже некая магия, но магия осознанная, а не такая, когда «управляют энергией» не понимая, что за этим стоит и как это скажется.

У А.Маловичко, есть такая фраза «мы и с 2 % нашей физической сущности не можем разобраться, а пытаемся работать с совершенно непонятными 98 % ».

Я не против энергетики, сам в этой теме уже не один десяток лет, но то что я понял – это не стоит лезть через забор, когда рядом — калитка.

Способности будут даны человеку, когда его состояние будет готово их принять. Вот достигать такого состояния – это задача достойная и перспективная.

Подходы к изучению физиогномики

Не буду навязывать подходы, но я бы выделил три уровня ее изучения.

Первый уровень – качество наблюдения.

Знания физиогномики позволяют запоминать лица человека. Ведь так часто мы просто не можем описать или вспомнить кого-то. Для этого необходимо знать – что и как описывать, по какому алгоритму.

И здесь очень удобны подходы физиогномики – делящие лицо на зоны, области, ключевые черты и дающие краткие характеристики всего этого.
Так легче запомнить и легче описать.

Второй уровень знаний – это умение делать выводы о характере человека по анализу его лица.

Третий уровень читать по лицу судьбу человека .

Можно ограничиться и одним уровнем, но можно при желании углубить свои знания и стать настоящим физиогномистом.

В любом случае знания, почерпнутые из изучения Физиогномики могут оказаться полезными в повседневной жизни.

Искренний интерес к изучению физиогномики – это возможность естественного запоминания, а не того механического по типу «5 шагов к запоминанию лица человека». Ведь проявляя искренний интерес к изучению лиц людей – вам не придется себя напрягать, все происходит естественно, а память в таких условиях работает гораздо лучше.

Книги по физиогномике

Для изучения физиогномики написано множество книг. И среди них есть такие с которых можно начать введение в физиогномику.

Начну с двух – которых в принципе для начала достаточно.


Физиогномика. Серия «Четвертое измерение». Составитель Г.М. Новоселова. 1993 г.

В этой книге содержатся:
Тимоти Мар. Чтение лица, или китайское искусство физиогномики.
Элдар Разроев. Зеркало души.
Г. Дюрвиль, А. Дюрвиль. Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположений.
М. Гибадуллин. Физиогномика.
Ф. Томас. Тайны лица Физиогномика.

В качестве источника информации для выработки навыка наблюдения за лицами следующая книга, наиболее подходящая для этой цели.

Попов С.В. Визуальное наблюдение .2002 г.

Помимо множества интересной и полезной информации, помогающей в визуальном наблюдении за человеком в книге приводятся подробные сведения и ориентиры для запоминания лица человека, о чем я говорил в начале – это первый уровень использования знаний физиогномики. Практичные и наиболее применимые в жизни знания.

И. Лафатер. Сто правил физиогномики .2008 г

Иоганн Каспар Лафатер (1741—1801) - швейцарский писатель, богослов и поэт.
С 1769 г. он собирал материалы для «Физиономики», которая вышла в 1772-78 гг., с множеством рисунков лучших граверов.
Публикуемый труд явился квинтэссенцией всего физиогномического опыта и гениальных прозрений Лафатера.

Иван Сикорский. Всеобщая психология с физиогномикой. 1912 г

Иван Алексеевич Сикорский (1842—1919 гг) — русский психиатр и антрополог.

Фулфер М. Искусство чтения по лицам. 2004 г
Автор — юрист с двадцатилетней адвокатской практикой, изучив множество книг по физиогномике он на практике получил опыт занимаясь тем, что более 2-х лет на различных ярмарке и фестивалях предлагал «Чтение лиц с гарантией». Это позволило ему набрать практический опыт.
Затем его стали приглашать в различные компании, он проводил обучение среди учителей, художников, фотографов, психологов, врачей, адвокатов. Его приглашали в качестве консультанта подбирать присяжных в суде. Это человек, получивший практический опыт, поэтому почитать его интересно и полезно.

Нами Тикл. Лицо- зеркало души. Физиогномика для всех. 2010 г
Интересно почитать, как автор книги пришла к физиогномике. Много примеров и описаний относящихся к психологии.

Вельховер Е, Вершинин Б. Тайные знаки лица. 2002 г

Ближе к научному и системному изложению. Исторический ракурс этой науки и глубокая детализация описаний.

Рошаль В.М. Физиогномика. Сигнатуры жизни. 2006 г
Речь идет о четырех сигнатурах: первая – лицо человека, этим занимается физиогномика. Вторая – руки, занимается хиромантия. Третья – шишки и выпуклости на голове, занимается френология. Четвертая – отпечатки на теле (родинки и тд), называется морфоскопия.
В книге:

Западный метод анализа по форме лица. Индусский метод деления на касты. Китайский метод пяти элементов. Основы классической физиогномики.

Теодор Шварц. Читаем лица Физиогномика. 2010
Популярное изложение, в качестве примеров — описание лиц известных личностей.

К книге прилагается программа на компакт диске PiterFizio, позволяющая составлять портреты.

Физиономизм. Элдар Разроев. 2005 г
Ознакомившись с Типологией, Соционикой и ТИВ (теорией информационного взаимодействия) автор нашел много общего со своей техникой анализа. Что и описал в своей книге, предложив восьмисекторную структуризацию. На рис. ниже.


Каждый сектор несет информацию о свойствах человека в определенной сфере:
1. Проницательность. 2. Духовность.
3. Настойчивость. 4. Обучаемость.
5. Практичность. 6. Адекватность.

7. Задатки. 8. Перспективность.

Следующий блок книг – книги также интересные, и хотя во многих информация повторяется, но в каждой есть что-то свое. Это тоже полезно для расширения знаний.

Список книг этого блока:

1. Б. Хигир. Физиогномика. 2006 г.
2. Анджело Репосси. Физиогномика или искусство определения характера человека по чертам его лица. 2003 г.
3. Френсис Томас. Секреты на лице. 1993 г. (Особенность книги — о связи физиогномики и астрологии).
4. Паршукова Л.П., Карлышев В.М. Шакурова З.А. Физиогномика. 2004 г (Учебник для высших учебных заведений в сфере сервиса. Интересен уже тем, что это учебник. Чему же он учит студентов — можно почитать).
5. Паршукова Л.П., Шакурова З.А. Физиогномика: читай по лицу. 2004 г. (Это уже популярное издание тех же авторов).
6. С. Панфилов. Физиогномика человеческих эмоций и характеров. 2007 г.
7. Т. Клипина, В. Леонкин, И. Грибулина. Как читать человека по лицу. Доступная каждому физиогномика. 2008 г.
8. Джонатан Ди. Китайская физиогномика. 2004 г.
9. Куай Ч. Как научиться читать по лицам. 2003 г.
10. Джонатан Ди. Читаем по лицу. Как узнать характер человека. 2007 г.
11. Джеффри Форд. Физиогномика. 2005 г.
12. Хомич Е.О. Как читать мысли человека: физиогномика. 2006 г.
13. Морок А, Разумовская К. Читаем по лицу. 2000 г.
14. Щеголев И. Тайны лица: Физиогномика для всех. 2006 г.
15. Л. Нимбрук. Физиогномика для всех. 2006г.
16. Джин Ханер. Мудрость твоего лица. Измени свою жизнь с помощью китайского искусства физиогномики. 2013 г.
17. Роза Роузтри. Чтение по лицам. Искусство видеть людей насквозь. 2011 г. Серия: Менталист.
18. Б. Лин Генри. Чтение по лицам. 2003 г.
19. Менте Бой Лафайет. Азиатские методы чтения по лицу.2005 г.

Физиогномика несет много интересных впечатлений тому, кто подойдет к ней непредвзято.

Конечно можно сказать, что это не научно, тем более, что попытки моделировать на компьютере связь облика человека и его характера не дали положительного результата.

Но все же человек не машина и наблюдательность заключается не только в том, что он по формальным признакам оценил человека и все.

Нет, он добавляет к этим признакам и свой опыт и знания в других областях, т.е. имеет целостную картину того, что видит.

Именно поэтому есть люди проницательные и действительно читающие человека как книгу.

Почему бы не попробовать?

С уважением, Медведев Николай.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!