Total war warhammer зверолюди юниты. Total War: Warhammer — Зверолюды — армия

Жанр: Action RPG
Издатель: 2K Games / 1C
Разработчик: Bethesda softworks
Похожесть: Morrowind, Gothic, Dagerfall
Мультиплеер: Нет
Системные требования: : Процессор с частотой 2 ГГц; Direct3D видеокарта с 128 мб ОЗУ; 512мб ОЗУ; DirectX совместимая звуковая карта; привод DVD-ROM; 4,6 Гб свободного места на жестком диске; клавиатура; мышь.

«Я был рождён 87 лет назад. 65 лет я правил Империей Тамриеля, но все эти годы я не был правителем своих собственных снов. Я видел врата Обливиона, заглянуть за которые лишь может спящий в своих самых страшных кошмарах».

Так и начинается, пожалуй, самая амбициозная Action-RPG современности. После 3 лет ожидания, всяческих переносов и других неприятных вещей разработчики из Bethesda Softworks выпускают на свет божий четвертую часть из серии «старых свитков» - игру The Elder Scrolls 4: Oblivion. Фанаты сметали заветные коробки с игрой из магазинов, играли, делились впечатлениями, разочаровались и восторгались. Лишь небольшая кучка людей на земном шаре, которые не владеют ненавистным английским языком, зато знакомы с великим и могучим русским, ещё ждали, жадно смотря на ту часть населения, которая уже вовсю играла в Oblivion. И ждали они около полугода, пока локализаторы 1C не выпустили русскую версию TES4: Oblivion.



«Вот они, стоящие во тьме, извергающие зло. Сегодня 27 число месяца, 433 год Акатоша, это последний день Третьей Эпохи, последние часы моей жизни»

Уриель Септим

Эх, забвение, эх, Oblivion!

Первое впечатление от игры - красиво, технологично, реалистично! В Oblivion ваша видеокарта будет отрабатывать каждый рубль, затраченный на неё. Все игры, в которые вы играли до Oblivion покажутся простоватыми в плане графики. Даже спустя полгода, после выпуска четвертой части The Elder Scrolls у неё нет конкурентов. Шейдеры третьей версии, модное ныне HDR освещение, детализированные текстуры обретают силу только на открытых пространствах. Стоит вам выйти из душных тюремных катакомб, как Вы сразу будете с открытым ртом рассматривать окрестности. Технология SpeedTree так и вообще творит чудеса! Такого густого, детально смоделированного леса, который не так сильно тормозит, ещё нигде не было. Увы, из-за той же технологии SpeedTree деревья состоят из большого количества спрайтов, если вы встанете под деревом и покрутите головой, то сразу заметите, что ветки будут поворачиваться в такт ваших движений (не обращайте внимания на мои придирки). Небеса, закаты и рассветы, как и в Morrowind, выполнены на очень высоком уровне!
Стоит ли говорить об игровом мире? Думаю, да! Игры от Bethesda Softworks всегда славились глубокой, проработанной вселенной. Oblivion, как ни странно, не исключение. Архитектура в каждом городе, коих в доступной нам локации насчитывается 9, уникальна. В одном городе всюду расположены уютные деревянные виллы, в другом - мощные постройки из камня, в третьем - шаткие лачужки. В каждом поселении проживает много интересных людей, с которыми можно завязать знакомство, выполнить их задания, заручится поддержкой, стать настоящим героем в каждом городе. Именно побочные квесты представляют наибольший интерес в игре. Задания настолько разнообразны и интересны, что хочется выполнять их одно за другим. Даже сюжет так не притягивает, как эти квесты. Да, кстати о сюжете, он присутствует в игре для галочки. Да, нам, как и в Morrowind, снова придётся спасать мир. Да, и эпические сражения будут. Всё бы ничего, но сюжетные задания однотипны - принеси то, найди то, закрой врата Oblivion (это надо будет повторить n-ое количество раз). Удались только начало и конец, остальное - крайняя скукотища, радует, что мучиться разработчики заставили не долго. Игра проходится часов за 15, если четко следовать сюжету.


Капля нового, море старого.

Поклонники TES серии после ознакомления с Oblivion останутся довольными. Тут вам и любимые даедрические доспехи, и атронахи на любой вкус, и другое знакомое по предыдущим частям. О сходствах Oblivion и Morrowind можно писать бесконечно, лучше поговорим о различиях. RPG-система претерпела несколько изменений. Схема развития персонажа осталась такая же, как и в Morrowind: чем больше Вы, например, машете мечом или кастуете заклинания, тем лучше у Вас будет это получаться в дальнейшем. Отличия в том, что количество умений резко подсократилось, и теперь при достижении определенного уровня умения вашему персонажу открываются новые возможности: спецудары, бонусы и прочее. Очень приятное нововведение.
В Oblivion, как и в Daggerfall, можно покупать недвижимость и лошадей. Также вернули Fast Travel - быстрое перемещение по карте в уже посещенные раннее локации, добавили своеобразный "GPS" - места, куда вам необходимо отправится для выполнения квеста, отмечаются на карте. Игра от этого стала менее хардкорной, в Morrowind"e вся прелесть и была в том, что Вам необходимо было в буквальном смысле искать локации, куда Вас посылали, пользоваться общественным транспортом (siltstrider"ами, и кораблями). В Oblivion каждый вновь созданный персонаж развивается по-разному. Большинство подземелий, сокровища, которые хранятся в них, генерятся на ходу. Теперь весь мир завязан вокруг уровня вашего персонажа. У Вас теперь не получится на первых этапах игры разжиться деньгами, хорошими шмотками, как это было в Morrowind"е после пары ходок к Dagoth Ur"у. Спорное решение. Вроде бы теперь игровой баланс не страдает, но играть иногда становится неинтересно - Вы знаете, что в любом подземелье вы способны расправиться с любым противником.
Неплохо вписались в геймплей мини-игры, любимые консольщиками, и физика. Открывание замков и убалтывание NPC, дабы увеличить к себе расположение, стали увлекательными занятиями. Физика же чуть огорчила - в самом начале игры она используется на полную катушку и имеет тактическое применение, а после того, как Вы выберетесь из тюрьмы, физическая модель почти не используется.



Родной язык, чужая речь.

Локализация выполненная компанией 1C нареканий не вызывает. Перевод литературный, досадных ляпов не было замечено. Шрифты подогнаны идеально. Всё хорошо, если не одно но. В Oblivion от 1C переведён только текст и мультики, озвучка осталась не тронутой. Ни в коем случае не стоит думать, что локализаторы из 1С совсем обленились. Они просто решили оставить профессиональную озвучку таких именитых актёров, как Шон Бин, Патрик Стюарт и других и оставили, всё как есть, в неизменном виде.
Раз зашел разговор о озвучке, то поговорим о звуковом оформлении Oblivion. Музыка, написанная Джереми Соулом, отлична, звук тоже. Тут всё на уровне и было бы странно искать какие-то недочёты - композиторы из Bethesda Softworks всегда делали всё на «отлично».
После изучения Oblivion оставляет очень непонятное ощущение. Вроде бы перед нами всё тот же Morrowind, но что-то тут не то, тут нет той затягивающей силы, которая манила игроков к третьей части TES. Да и ещё подвела PR-компания игры, все ждали от Oblivion какой-то революции, а в итоге мы получили ещё одну раскрученную игру. В Oblivion всё-таки стоит играть, она увлекательна, чертовски красива, да и к тому же игры из серии The Elder Scrolls уже часть игрокультуры, в которые нужно играть, наслаждаясь и не обращая внимания на всякие недочёты.

Плюсы:
+ Отличная графика
+ Глубокий, проработанный мир
+ Интересные побочные квесты

Минусы:
-Высокие системные требования
-Слабый сюжет

Резюме:
Пока что лучшая Action-RPG 2006 года.

сайт благодарит компанию 1С за предоставленный диск с игрой.

Обсуждаем статью в


– это одна из самых увлекательных и самых интересных RPG во всём нашем ярком мире. Эта часть является продолжением такой же увлекательной игры как The Elder Scrolls III: Morrowind. Обе эти игры до сих пор популярны по сей день. Разрабатывали эти игры всеми известная компания Bethesda Softworks. Но не будем отвлекаться на других, а лучше поговорим об Обливионе.

Об игре

Что можно сказать о самой игре. Официальная дата выхода проекта в России 23.06.2006. Ну, эта игра разрабатывалась достаточно долго как для RPG (целых 4 года), но от этого она хуже не стала, я вас уверяю. Напомню, что игрой занималась всеми любимая компания Bethesda Softworks, которая и по сей день не перестаёт радовать нас хорошими проектами. Разработчики постарались на славу! Игра вышла просто сногсшибательной. Столько людей затаив дыхание ждали ее. Сразу же после релиза, The Elder Scrolls IV: Oblivion стала Бестселлером в игровой индустрии. За первые две недели продаж было реализовано около 1,7 миллионов копий этой великой эпической игры. Она вышла на PC, Xbox 360 и PS3.

Основной сюжет и квесты

Я начну с основного сюжета. Он настолько интересен, что когда начинаешь его проходить, оторваться просто невозможно. Хотя поначалу он кажется довольно примитивным. Как будто разработчики делали игру для детей дошкольного возраста, но со временем он хорошо развивается и возникает ощущение, что ты не играешь в игру, а читаешь книгу про фэнтези (да и к тому же книга бестселлер:D). А начинается всё с того, что ваш главный герой находится в провинции Тамриэль и, как ни странно, в тюрьме. Но тут происходит чудо – к вам врывается сам император этой провинции со своими телохранителями. После недолгого разговора с императором вам предстоит отправиться с ним. Я забыл упомянуть, что после того как вы начнёте новую игру, вам предстоит создать своего персонажа, но об этом мы поговорим позже. Перед смертью император даст вам свой амулет и небольшое поручение (всего-то спасти родную провинцию от вторжения демонов:D). Но вскоре подлые ассасины убьют несчастного императора, и сразу же после этого наступит ваш основной квест. Вообще в игре огромное количество всевозможных заданий. Вы можете наняться на роботу в гильдию воинов, или же помочь какому-нибудь бедному крестьянину за спасибо. Кстати, после того как вы пройдёте основной квест, игра на этом не закончится. Вы сможете пройти другие побочные квесты.

Персонажи

Персонажей в игре огромное количество и на любой вкус:) Вначале вам предстоит создать своего персонажа. Выбор у вас будет большой: для начала вы должны будете выбрать расу вашего главного героя. Это может быть тёмный эльф, высший эльф, имперец т.д. Продвигаясь по квестовой линии вы будете прокачивать любые навыки, которые только захотите. Это может быть рукопашный бой, мечи, тяжёлое оружие, магия и т.д. Вскоре вам придётся сделать выбор. Вы должны будете выбрать знак зодиака. Это может быть знак тень, воин, маг и т.д.

Графика

Графика в The Elder Scrolls IV: Oblivion просто радует глаза. Она настолько мягкая и красивая, что хочется играть в игру дальше и дальше. Но чтобы воистину насладиться ею, вам потребуется видеокарта ATI X800 или NVIDIA GeForce 6800 с 512 МВ памятью. Особо меня впечатлил один момент – плавная смена дня и ночи. Она очень красиво происходит, что иногда даже останавливаешься, что бы полюбоваться прекрасным пейзажем. Например, красивым закатом солнца или прекрасным ранним расцветом. Графика в The Elder Scrolls IV: Oblivion на высоте!

Звук

Звук в игре есть. Да и еще какой звук. Музыка очень приятная (и лиричная). Подходит ко всем моментам игры. Например, когда вы ведёте бой с врагом, музыка становится динамичной и энергичной. Когда вы исследуете какие-то пещеры или древние руины, музыка становиться мрачной и пугающей. Ну а когда вокруг вашего главного героя ничего не происходят, то играет спокойная (умиротворяющая) мелодия. Всю музыку к The Elder Scrolls IV: Oblivion написал композитор Джереми Соул. Также был издан отдельно диск с саундтреком.

ИТОГИ: Что ж, игра The Elder Scrolls IV: Oblivion действительно хорошая RPG. Всё в ней заделано на 5+ без исключения! Красивая графика, хороший звук и интересный сюжет. Всеми этими качествами игра наделена. Недочётов практически нет. Я уверен, Oblivion стоит вашего внимания. Играйте в неё с удовольствием!!!

Дождались
Четыре года мы с вами играли в Morrowind, который вышел в 2002 году, и вот вышел Oblivion. Игра эта, несомненно, долгожданная, всё в ней притягивает и великолепная графика и первоклассный геймплей, а чего только один звук стоит, который поражает нас своей реалистичностью. Да, Bethesda потрудилась на славу, игра получилась - что надо, она не надоест и через год, кстати, разработчики говорят, что над прохождением Oblivion нам придётся просидеть около 100 часов, сразу вспоминается Sam Houser со своим заявлением, по поводу прохождения GTA: San Andreas.

It’s Cyrodiil baby…
Начало игры какое-то мутноватое, мы появляемся в тюрьме, причём не совсем ясно, за что мы там сидим. Вдруг к нам в камеру решает зайти Император, оказывается, что именно из вашей камеры есть какой-то тайный ход. Вскоре Императора убивают, что вполне не удивительно, и вы должны доставить Амулет Королей единственному наследнику, то бишь сынишке Императора. Сказано, сделано, отправляемся в путь по просторам Кайродила. Кайродил – это провинция, находящаяся в самом сердце Тамриэля, так же в Кайродиле находится Империал Сити – столица Тамриэля, где собственно и мотал срок наш герой. Земли Кайродила огромны, а точнее примерно как в Morrowind, но гораздо плотнее заселены. Если передвигаться пешком, то вы потратите очень много времени, гораздо лучше на лошадке, кстати, когда вы выйдете из подземелья, то совсем не далеко сможете найти конюшню, где и обзаведётесь копытным средством передвижения. Лошадь это конечно хорошо, но быстро надоедает, сюжет вас постоянно кидает то в один, то в другой конец карты, вот тут то разработчики и припасли систему Fast Travel. Стоит вам выбрать пункт на карте, как вы мгновенно перенесётесь в выбранную точку.

На рожу и её цвет, товарищей нет…
Как и во всех предыдущих играх, в Oblivion вы сами творите себе героя, лицо которого собирается аж из 15 отдельных элементов. Огромный выбор навыков позволяет создать уникального в своём роде персонажа, каким будет ваш герой, зависит только от вас. Это может быть войн, знающий толк в сражениях, такой игрок обычно может отправить гоблина в нокаут одной левой или маг, который прекрасно владеет алхимией и носит с собой кучу всякой дряни, от крысиных шкурок до заячьего помёта (прим. это шутка). Игровой мир полон разнообразных предметов, которые можно растереть/сжечь/сварить из них какую-нибудь парашу, типа слабенького магического снадобья ну и т.д. и т.п.

«Название всем этим играм – ХИТ!»
Ну и напоследок стоит отметить, что Oblivion – полностью оправдал ожидания, даже больше, в некоторых аспектах он их превзошел. Oblivion можно поставить в один ряд с такими играми как Need For Speed: Most Wanted, Gothic3, GTA: San Andreas, Prince Of Persia3, и название всем этим играм – ХИТ!

Первое серьезное – если, конечно, судить о серьезности по ценнику – дополнение к Total War: Warhammer добавляет новую доступную фракцию – зверолюдей. Если желания играть за минотавров и прочих адских чертей нет, то покупать это DLC не стоит: зверолюди в качестве управляемой ИИ стороны появятся в главной кампании и так – спасибо бесплатному обновлению!

До сих пор каждая сторона конфликта в Total War: Warhammer была уникальна, но зверолюды нарушают эту традицию, так как они во многом напоминают хаоситов и орков. Во-первых, эта раса – кочевая, городов у нее нет, а главная ее цель – сеять Хаос и разрушение. Во-вторых, если дела у чудищ идут особенно хорошо, то рядом с ними возникнет дополнительная армия, управляемая ИИ – ревущее стадо. По сути – тот же Вааагх! орков.

Есть и приятные новости: две орды могут спокойно находиться рядом друг с другом, зверолюды умеют перемещаться на большие расстояния благодаря «звериным тропам» (понятно у кого позаимствованный принцип) и имеют походный режим, позволяющий почти при любой стычке устраивать засаду в живописном лесу. Иными словами, зверолюды – партизаны Хаоса, главная задача которых – выскочить из кустов, побить людишек, если получится – еще и города их сжечь, а потом убежать обратно.


В честном бою у монстров шансов на выживание не так много: длительное генеральное сражение для них очень опасно. Но до такого доводить не стоит: как показала практика, лучший способ добиться успеха – разорить несколько мелких поселений, получить ревущее стадо и уже с ним браться за крупные города и серьезные армии. Технологическое древо у чертяк небольшое, особых забот у орды нет, так что управляться с ней очень лекго.

А как же иначе? У нее нет недостатков хаоситов, ведь орда может держать армии рядом, кроме того, зверолюды хороши, если нужно замаскироваться. А с ревущим стадом лесные жители намного опаснее орков: у них нет городов, которые нужно защищать, а значит, что можно вести войну хоть со всеми соседями разом – им и догнать-то вас очень сложно, а шансов навредить орде у них практически нет.


Зверолюды – отличный выбор для тех, кто обожает партизанить. Кроме того, им часто приходится выбирать последствия различных случайных событий, поэтому отсутствие менеджмента полноценных поселений отчасти компенсируется временными эффектами (как позитивными, так и негативными) – расплатой за то или иное решение.

Понятное дело, что одной новой стороной, во многом слепленной по образу и подобию уже существующих фракций, высокую цену дополнения никак не оправдать: фракция Хаоса стоит примерно в 2 раза дешевле. Поэтому в дополнение включили отдельную кампанию. И очень зря.

«Око за око» повествует о мести Хазрака Одноглазого роду человеческому в целом и Борису Мудрому в частности. Карта представляет собой небольшой прямоугольник, заселенный несколькими фракциями людей, орками и другими зверолюдами. Задача Хазрака – уничтожить как можно больше имперцев и покарать Бориса.


Кампания получилась унылой до невозможности. ИИ не может оказать сопротивления, вместо этого он (очевидно, по велению сценаристов) объявляет нам войну от имени ближайшей фракции, мы ее спокойно уничтожаем, затем войну объявляет ее сосед, с ним повторяется та же история. И так до тех пор, пока на карте почти никого не останется. Играть можно только за зверолюдов, ИИ разрушенные города не отстраивает (что странно: в большой кампании он постоянно пытается восстановить свои поселения), настоящего сопротивления ждать не от кого.

Во время прохождения этой кампании со мной приключилась забавная история: Борис оказался слишком Хитрым, поэтому я до него не добрался, а просто разрушил всего его города и через один или два хода автоматически победил. На мой взгляд, эта маленькая ущербная карта со скучными соперниками не идет ни в какое сравнение со стандартной кампанией Total War: Warhammer.


Очень жаль, что вместо экспериментов – King Arthur? Dark Omen? Shadow of the Horned Rat? – Creative Assembly предлагает нам под видом чуть ли не полноценного аддона всего лишь одну новую расу и бестолковую, непонятно кому нужную мини-кампанию. О прочих нововведениях особо говорить нечего: как и в случае с Blood for the Blood God (Кровища! Отрубание голов! Всего за 129 рублей!) такие вещи должны были быть в игре изначально или же добавляться в нее бесплатными патчами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!