Традиция крещения корабля. Спуск кораблей на воду, судоремонту и ликвидации аварий с использованием пневматических ролик-мешков

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Связано это с тем, что крещёный ребёнок получает покровительство и защиту Бога. Уподобляя церемонию спуска корабля на воду крещению, моряки хотят получить защиту Бога для себя и своего корабля.

Крещение представляет собой таинство посвящения в христианскую церковь . В католической церкви крещение символизирует собой конец старой жизни и появление на свет нового человека, нареченного новым именем. Форма церемонии и связанные с ней ритуалы могут незначительно отличаться в разных церквях, однако крещение всегда включает в себя использование воды и обращение к Святой Троице: «Я крещаю тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа». Кандидат полностью или частично погружается в воду, либо священник окропляет его голову святой водой.

В основе уподобления спуска корабля крещению лежит взаимодействие двух концептуальных областей, в ходе которого сфера-источник «крещение человека» частично проецирует свой сценарий на сферу-реципиент «спуск корабля на воду». Сфера-источник может быть представлена как фрейм-сценарий, в котором выделяются следующие составляющие: дитя, крёстные, призыв, молитва к Троице, мимя и святая вода. Изначальная цель метафорического уподобления - получение кораблем покровительства Бога.

На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. - «поручитель »). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крёстный (англ. - «godfather») и крестная (англ. - «godmother»). В силу того, что в период Реформации церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей выступали представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины. История засвидетельствовала имя первой крестной на американском флоте Лавинии Уотсон, дочери именитого жителя Филадельфии. 22 августа 1846 года она крестила парусное судно «Germantown» на филадельфийском кораблестроительном заводе.

Ключевым моментом церемонии спуска является наречение корабля именем, которое символизирует переход корабля в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крёстный торжественно обращается к кораблю со словами: «In the name of the United States I christen thee…» , произносит имя корабля, далее следует разбитие бутылки с какой-либо жидкостью. В роли «святой воды» может использоваться вода, сидр, вино, но традиционно предпочитают светский напиток - шампанское . Бутылка разбивается о носовую часть корабля: «As „Constitution“ ran out, Captain Sever broke a bottle of fine old madeira over the heel of the bowsprit» . Место разбития выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека. Именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.

После наречения именем корабль по стапелям спускается в воду, что тоже порождает образную метафору погружения ребёнка в купель со святой водой. Любопытно, что стапеля , на которых покоится корабль, репрезентируются лексемой «cradle» - колыбель, люлька, что ещё раз подчеркивает антропоцентричный характер судна. Корабль, подобно ребенку, покидает свою «колыбель», когда он способен передвигаться в пространстве.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Просмотров:

Спуск корабля на воду

процесс перевода корабля из положения на поддерживающих опорах в положение на плаву. Осуществляется после окончания постройки корпуса, ремонтных и других работ, связанных с докованием корабля. По принципу используемых сил подразделяется на гравитационный спуск корабля на воду, методом всплытия в доке и методом перетягивания корабля по наклонной плоскости при помощи лебедок. Спуск корабля на воду малого водоизмещения (катеров) может осуществляться подъемным краном.

  • - численно равна расстоянию, проходимому кораблём в единицу времени; определяется лагом. Для надводных кораблей различают: наибольшую; полную; экономическую; наименьшую...

    Словарь военных терминов

  • - участок дороги, имеющий продольный уклон вниз по направлению движения транспортных средств - нанадолнище - spád - Gefälle - lejtő - уруудалт - spadek drogi - pantă - padina - pendiente - fall - descente...

    Строительный словарь

  • - совокупность операций, производимых для спуска судна со стапеля на воду. Когда постройка судна на стапеле достигла требуемой степени готовности, то судно посредством специального...

    Морской словарь

  • - отрезок жел.-дор. пути, двигаясь по к-рому, поезд переходит с более высокого на более низкое место...

    Технический железнодорожный словарь

  • - в полиграфии - 1) отступ в нач. полосах книг, журналов и т. п. от верхнего края до начала текста...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - спуск корабля на воду путем его перемещения кормой к воде вдоль наклонной плоскости. Наклон стапеля не превышает 3-3,5°...

    Морской словарь

  • - Отступ в начальных полосах издания от верхнего края страницы до начала текстовых строк или его разделов и других структурных частей, который может быть заполнен заголовками и книжными украшениями...

    Краткий толковый словарь по полиграфии

  • - ...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Мореходные суда строятся или в доке или на стапеле, т. е. наклонном помосте, на месте, укрепленном забивкой свай в грунт. В первом случае, по окончании постройки наполняют док водой и судно всплывает. В...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I в космонавтике снижение космического летательного аппарата или спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы или в безатмосферной среде перед посадкой на поверхность небесного тела. При С. на...
  • - осуществляется либо после полной постройки судна, либо после завершения основных судовых работ.Спуск всплыванием применяется при постройке или ремонте судов большого водоизмещения в сухих и плавучих Доках...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в полиграфии,1) отступ в начальных полосах книг, журналов и т. п. от верхнего края до начала текста...

    Большой энциклопедический словарь

  • - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: чего? спу́ска и спу́ску, чему? спу́ску, что? спу́ск, чем? спу́ском, о чём? о спу́ске...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Спуск корабля на воду" в книгах

Спуск на воду «Бисмарка»

автора Белов Николаус фон

Спуск на воду «Бисмарка» Спуск со стапелей «Бисмарка», крупнейшего построенного до той поры в Германии линейного корабля, был назначен на 14 февраля 1939 г. на верфи судостроительной компании «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Гитлер сам выбрал линкору это имя. В своих застольных

Спуск на воду «Тирпица»

Из книги Я был адъютантом Гитлера автора Белов Николаус фон

Спуск на воду «Тирпица» Вечером 31 марта мы снова сели в спецпоезд, чтобы выехать в Вильгельмсхафен на спуск на воду второго крупного линкора. В пути Гитлер постоянно получал сведения о речи, произнесенной Чемберленом в этот день в палате общин. Ситуация была похожа на ту,

Стапельный период и спуск на воду

Из книги Броненосец «Слава». Непобежденный герой Моонзунда автора Виноградов Сергей Евгеньевич

Стапельный период и спуск на воду Постройка «Славы» - превосходная иллюстрация преимуществ серийного создания крупнотоннажных боевых кораблей по единому рабочему проекту, силами одного подрядчика и коллектива техников и мастеровых. После «Императора Александра III» и

Спуск судна на воду

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

3.4. Спуск на воду. Остановка на стапеле

Из книги Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». автора Цветков Игорь Федорович

3.4. Спуск на воду. Остановка на стапеле Спуск на воду второго легкого крейсера для Черного моря «Адмирал Лазарев» был намечен на 28 мая 1916 г.Перед спуском на корабле тщательно опробовали под давлением всю наружную обшивку согласно ведомости водо- и нефтенепроницаемых

5. Закладка и спуск на воду

Из книги Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг. автора

5. Закладка и спуск на воду Официальную закладку французы провели 14/27 марта 1906 г.Любившие оригинальничать (огромная коллекция разнотипных кораблей, сооружавшихся в зависимости от воззрения сменявших друг друга министров, увлечение одноорудийными башнями, немыслимые

21. Спуск "Славы" на воду

Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил Михайлович

21. Спуск "Славы" на воду Многократно в продолжение всех работ напоминавшая о себе противоестественность осуществления чужого проекта и разрыв с хорошо освоенными отечественными прототипами начинали зримо тормозить работы. К осложнениям и неувязкам при проектировании и

Строительство и спуск на воду

Из книги Броненосец “Наварин”. 1888-1905 гг. автора

Строительство и спуск на воду Сразу же после заключения контракта Общество приступило к работам. В мастерских начали изготовление составных частей киля, шпангоутов и стрингеров. В конце мая 1889 г. корпус броненосца “Император Николай I”, также строившийся Обществом

3. Спуск на воду и достройка

Из книги автора

3. Спуск на воду и достройка Постройка корпуса, несмотря на вышеупомянутые изменения, продвигалась без больших задержек, так, что спуск смог состояться 29 августа 1893 г., не создавая особых проблем. За три года нахождения на стапеле, корпус был закончен полностью, включая

Спуск на воду

Из книги автора

Спуск на воду Корабль должен был нести имя “Лазар-Карно”, но но Морской министр решил, что он будет называться “Карно”, чтобы эта фамилия была бы посвящена памяти как Организатора Победы, так и Президента Республики, жертвы долга, павшей от кинжала убийцы. Министерская

Глава 42 Спуск на воду

Из книги Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни автора Кэмерон Джулия

Глава 42 Спуск на воду Помимо начала работы над собственным романом, пьесой или фильмом, мало что приносит мне столько радости, как выпуск новой группы писателей. Когда класс собирается вместе, я переполнена счастьем и сгораю от нетерпения. Я преподаю уже более двадцати

Спуск на воду и вооружение яхты

Из книги Школа яхтенного рулевого автора Григорьев Николай Владимирович

Спуск на воду и вооружение яхты Для спуска швертбота на воду нужен деревянный или бетонный слип-пологий спуск, уходящий в воду. Но можно спускать судно и просто с пологого берега, подложив, если нужно, пару досок. Удобнее всего спускать и вытаскивать швертбот на

8. Спуск на воду

Из книги автора

8. Спуск на воду Одна из древнейших традиций судостроения – ритуал спуска корабля на воду. Спуск на воду "Петра Великого" являлся большим торжеством, на которое собралось огромное число зрителей.15 августа 1872 года около одиннадцати часов утра по обе стороны пристани, у

10. Спуск на воду и достройка

Из книги "Броненосец "Император" Александр II" автора Арбузов Владимир Васильевич

10. Спуск на воду и достройка Спуск корабля на воду с древнейших времен проходил в торжественной обстановке, имевшей в каждой стране практически один и тот же сценарий. Корабль спускали в присутствии царствующих или других именитых особ при большом скоплении народа.Все

2. Строительство и спуск на воду

Из книги Броненосец "Наварин" автора Арбузов Владимир Васильевич

2. Строительство и спуск на воду Сразу же после заключения контракта Общество приступило к работам. В мастерских начали изготовление составных частей киля, шпангоутов и стрингеров. В конце мая 1889 г. корпус броненосца "Император Николай I", также строившийся Обществом

В настоящее время предприятия должны быть гибкими и иметь высоко-универсальное оборудование, чтобы адаптироваться к постоянно меняющейся экономике. Технология MAX является чрезвычайно гибкой морской технологией, она может поднимать тяжелые конструкции (корабли, катера, плавающие причалы, кесисоны), судоремонтные дальнемагистральные модули и морские аварийные спасательные блоки.

Являются чрезвычайно экономически эффективными, . Кроме того, при надлежащем уходе и обслуживании они проработают долгие годы. Пневматические ролик-мешки обеспечивают мягкую и гибкую поддержку корпуса судна и помогают при его запуске в воду, что происходит гораздо безопаснее, чем при большинство других способов. . Внесите свой вклад в защиту окружающей среды, инвестируя в более экологичные MAX пневматические ролик-мешки для спуска и подъема судов.

Как это работает?

Все, что вам нужно, это стапель без каких-либо острых предметов; , чтобы обеспечить необходимое тяговое усилие, ; и несколько резиновых подушек безопасности. Спущенные резиновые подушки безопасности вставляются под корпус и накачиваются, чтобы поднять конструкцию. MAX надувные резиновые подушки безопасности разработаны с большой несущей способностью и облегчают спукс судна на воду (или его подъём из воды, в зависимости от трубований), используя свою способность к скручиванию.

Популярные способы применения:


Торговые суда общего назначения: Первый в истории спуск корабля с помощью пневматического ролик-мешка прошел в Турции, судно 8600DWT OFMAR Атасой было запущено в Стамбуле при помощи подушек и полной технической поддержки от MAX в 2007 году.

Баржа: Баржи часто заземлены (особенно в Юго-Восточной Азии) и спускаются на воду при помощи надувных резиновых подушек безопасности, а не другими способами, так как это наиболее универсальный и экономически эффективный метод.

Резиновые подушки безопасности предназначены для всех типов судов, весом менее 10 000 тонн в том числе и легких судов, но не ограничиваясь якорными буксирными судами снабжения, танкерами, химическими танкерами, плавучими доками, тяжелыми сельскохозяйственными сооружениями, строительными кессонами и т.д.

Технология MAX резиновых подушек безопасности практикуется даже некоторыми крупнейшими судостроителями в Северной Америке и .

Мы занимаемся всеми проектами – от начальной консультации до завершения работ, а также поставками лебедок, аксессуаров, резиновых подушек безопасности, чтобы убедиться в хорошей скоординированности и спецификации на месте запуска. Мы помогли многим компаниям по всему миру снизить затраты на спуски кораблей и ремонт проектов, просто напишите нам, и мы будем рады вам помочь!

Резиновые подушки безопасности для судоремонта и запуска с верфей дешевле, безопаснее и экологичнее, чем традиционные методы. Tweet this!

Хотя мы и не можем раскрывать подробности расчетов в связи с профессиональной конкуренцией, это руководство стремится создать общее представление о том, что MAX советует своим клиентам.

Раздел: Спуск Корабля на Воду

MAX резиноые подушки безопасности являются экономически эффективным решением для спуска различных судов – от небольших барж до крупногабаритных грузовых судов. Но важно понимать, что пневматические ролик-мешки для спуска и подъема судов не является методо, при котором один размер подходит для всех. На самом деле, команда MAX должна понимать все необходимые технические характеристики судна (или конструкции, так как этот метод может быть использован и для спуска кессонов, плавающих причалов и т.д.) и принимать во внимание внешние факторы.

Первый шаг заключается в определении размера и объёмов.

Определение основных размеров и типа судов

В MAX мы сначала слушаем, и только потом говорим.

Перед консультацией наши сотрудники, как правило, просят вас заполнить некоторые технические формы по характеристике. Такие факторы, как общая длина (LOA), балка, проект, вес спуска (легкий вес) судна и рабочая высота (расстояние между землей и корпусом судна) будут учитываться. Это позволяет нашей команде оценить вес конструкции во время спуска на воду и узнать основные размеры для того, чтобы эффективно структурировать резиновые подушки безопасности. Различные конструкции играют важную роль при выборе типа надувных резиновых подушек безопасности.

После определения типа судна и его основных размеров, мы сможем дать вам совет по типам, размерам и количеству надувных подушек безопасности. Вес, определяемый по проценту от массы судна,также принимается во внимание. Это помогает MAX обеспечить безопасный процесс спуска на воду, не перегружая резиновые подушки безопасности, а также создать запас прочности, так как во время спуска кораблей на воду переносится дополнительный вес судна.

На основании размеров и структурного проекта команда может помочь вам советом о размерах резиновых подушек безопасности с точки зрения длины, диаметра и типа. Затем, на основании расчетов и тщательных прогнозов, мы можем определить гарантированную несущую способность надувных подушек безопасности. В этот момент дополнительные пневматические ролик-мешки будут включены в наши рекомендации.

Процесс спуска также проверяется нашим программным обеспечением “MAX Smart Ship launching” .

В связи с профессиональным конкурентным преимуществом этот скриншот только часть программного обеспечения.

Это программное обеспечение разработано нашей командой разработки программного обеспечения и дважды проверяет наши расчеты, чтобы убедиться, что рекомендуемый тип и количество являются оптимальными.

Подготовка конструкции на земле

MAX пневматическому ролик-мешку для спуска требуется твердая повехность, чтобы вся конструкция не утонула во время запуска.

Если земля мягкая или состоит из плавучего песка, то существует много вариантов, которые наши сотрудники смогут вам порекомендовать. Мешки с песком – широко используемый вариант. Мы также помогли многим нашим клиентам подготовить землю для спуска стапель. Это потребует очень детального изучения природы земли и углубленного анализа на индивидуальной основе. Этот аспект не следует упускать из виду. Мы помогаем нашим клиентам решить эти проблемы в течение многих лет на основе нашего опыта в спуске кораблей. Свяжитесь с нами, если вы столкнулись с проблемами при спуске стапеля.

Другие условия предварительного запуска и проблемы энергетики, в том числе будут обсуждаться с клиентом.

Выбор лебедки

Усилие, необходимое для поддержки движения судна в воду, определяется с учетом угла наклона и веса. Команда должна определить , необходимую для сохранения конструкции на месте. . Тали и необходимые оснастки оборудования также будет рекомендованы, если это необходимо.

Наличие сильной лебедки, которая способна обеспечить достаточное тяговое усилие, является жизненно необходимым. Это особенно важно для некоторых спусковых проектов, которым требуется лебедка с длительным сроком службы.

Размещение резиновых подушек безопасности

Мы используем 3D проекции, чтобы определить размещение резиновых подушек безопасности на стартовой позиции.

Этот 3D вид помогает понять, как распределить вес судна / конструкции равномерно для максимальной безопасности. MAX принимает во внимание расстояние между компонентами и способы координации места “блоков поддержки”.

Спуск корабля

В первый раз, как правило, клиентам требуются услуги нашей консультационной команды и её присутствие на месте для оказания помощи при спуске судна на воду. Мы можем содействовать всему процессу подготовки, а также наблюдать за процессом спуска для наших клиентов за небольшую оплату нашей консультации. С многолетним опытом и тщательными прогнозами наша команда гарантирует успех проекта и безопасность экипажа. Имея многочисленные преимущества, спуск конструкций до 10000 тонн с использованием этого метода, довольно распространён в наши дни. Широко признано, что эти резиновые мешки безопасности могут быть использованы в течение долгих лет и являются гораздо более экономически эффективными по сравнению с другими традиционными методами спуска кораблей на воду.

Это простая иллюстрация процесса спуска катера на воду при помощи резиновых подушек безопасности. Все начинается со удерживанием корабля на месте при помощи лебедки, когда резиновые подушки безопасности расположены между корпусом судна и землей, а затем надуваются. Когда лебедка включена, трос медленно разматывается, и конструкция может скользить по направлению к береговой линии при помощи силы тяжести. В назначенном пункте связь между лебедкой и судном будут сокращена с помощью “быстрого выпуска скоб”. Судно при помощи силы тяжести и пневматических ролик-мешков для спуска и подъема судов будет безопасно запущено в море. Это метод с минимальным риском. Пожалуйста, обратите внимание, что существует множество различных сценариев, чтобы соответствовать конкретной ситуации и судну, так что это всего лишь общее представление о методе спуска. Для консультации по вашему проекту, напишите нам, чтобы наша команда смогла вам помочь.

Раздел: Морское Аварийное Спасение

Морское аварийное спасение – это процесс/проект восстановления судна (корабля), его груза или предметов после крушения судна. Включает в себя буксировку судна, латание судна или подъем затонувших /заземленных кораблей. MAX тяжелые аварийные подушки безопасности для подъёма являются популярным продуктом для подъема затонувших / заземленных кораблей. Морское аварийное спасение происходит при помощи резиновых подушек безопасности, но в ависимости от конкретного случая наша техническая команда предоставляет консультации на основе известных фактов. Далее мы хотим дать вам основное представление о том, как мы оказываем помощь в утилизации судов.

Поплавки, необходимые для поднятия судна

Будут проведено исследование и подготовлены расчеты поплавков, которые будут необходимы на глубине. При этом MAX способен консультировать по размеру и типу MAX тяжелых аварийных подушек безопасности для подъёма (разработка производится по заказу, они существенно различаются от подушек для спуска с большим упором на плавающую способность и т.д.).

Глубина или давление воды

MAX должны понимать масштаб проекта и его величину, чтобы определить силу и тип мобилизационных / плавающих резиновых подушек безопасности.

Мы тесно сотрудничаем с командами по морской утилизации во многих частях света, поскольку ураган Катрина в 2005 году добавил нам опыта в этих проектах, и мы сможем обеспечить успех ваших морских спасательных проектов. Если вы представляете команду по морской утилизации, для получения MAX тяжелых аварийных подушек безопасности для подъёма высокого качества и по разумным ценам.

Просмотрите дополнительную информацию о MAX Резиновых Подушках Безопасности .

«Современная церемония спуска судна на воду — яркое впечатляющее зрелище — ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако во время великолепного праздника с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом о мистическом значении обряда никто особо не вспоминает.

Так, о традиции разбивать при спуске корабля о его нос бутылку шампанского или вина знают все. Но мало кто задумывается над тем, что вино когда-то символизировало кровь, и эта «кровь» должна была «оживить» фигуру, поддерживавшую бушприт.

Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И так поступали не только викинги: вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, использовавшихся в качестве катков.

Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови: еще в 1784 году в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.

С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников: некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.

В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников. Позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.

Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая церемония: судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал — его благословляли, а затем заливали палубу кровью белых петухов, кур, овец, а также черных коз.

Со временем кровь заменило вино, а затем и шампанское. Вплоть до XVII века вино выливали на нос корабля из серебряного кубка, который потом бросали в дар Посейдону: до наших дней этот дорогостоящий обычай не дожил.

Суда миссионеров крестились молоком. В период «сухого» закона в США вино заменялось имбирным пивом. Королева Елизавета II в 1976 году окрестила корабль «Инвинсибл» при помощи бутылки местного бузинного вина. Для крещения судов «Леди Гвендолен», «Леди Грациа», «Леди Патриция» и «Миранда Гиннес», предназначенных для перевозки пива, их хозяин — известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес», использовала продукт собственного производства. А папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.

Однако не рекомендуется крестить суда водой, иначе они будут неудачливыми. Предание гласит, что первая попытка спустить на воду после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры».

Впрочем, в 1858 году корабль ВМС США «Хартфорд» безо всяких задержек сошел в воду после тройственного «помазания» водой: сперва дочь коммодора Даунса разбила о его нос бутылку минеральной воды, затем дочь коммодора Стрейнхема разбила о носовую фигуру бутылку с водой из реки Коннектикут, а лейтенант Пребл облил палубу морской водой.

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Крестя корабль, моряки хотят получить защиту Всевышнего для себя и своего корабля.

На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крестный (англ. - «godfather») и крестная (англ. - «godmother»). В силу того, что в период Реформации эта церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей стали выступать представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины. История засвидетельствовала имя первой крестной на американском флоте — Лавинии Уотсон, дочери именитого жителя Филадельфии. 22 августа 1846 года она крестила парусное судно «Germantown» на филадельфийском кораблестроительном заводе.

Неудивительно, что «крестные матери» пуще огня боялись оконфузиться.

До войны одна знатная англичанка была удостоена чести крестить крейсер. Случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль медленно пополз по стапелю к воде. Поняв, чем это грозит, решительная леди оборвала шнур, схватила бутылку и ринулась вслед за кораблем. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в праздничном платье кинулась в воду. Держа над головой бутылку, отважная «крестная» доплыла до остановившегося крейсера и под одобрительный рев многотысячной толпы разбила ее о форштевень. Вот до чего доводят традиции!

Ключевым моментом ритуала является наречение корабля именем, которое символизирует его переход в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крестный торжественно обращается к кораблю, произнося его имя, далее следует разбитие бутылки. В роли «святой воды» может использоваться сидр, вино, но моряки традиционно предпочитают шампанское. Место разбития бутылки выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека: именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.

После наречения именем корабль по стапелям спускается в воду, что тоже образно соотносится с погружением ребенка в купель со святой водой: корабль покидает свою «колыбель» и начинает передвигаться в пространстве.

Лет сто назад крестной матери судна приходилось не только разбивать бутылку с вином и нарекать корабль, но и непосредственно участвовать в его спуске на воду. Журнал «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» за 1860 год рассказывал, как в присутствии пяти тысяч зрителей проходил спуск на воду 90-пушечного парусно-винтового корабля «Ансон»: «25 минут второго пополудни леди Сидней осуществила церемонию крещения корабля, разбив бутылку о нос судна под одобрительные крики собравшихся. Через пять минут, по сигналу, ее превосходительство получила от коммодора-интенданта особый молоток и зубило, специально изготовленные для этого случая. После того, как она перерубила трос, который лишь один удерживал опорную стрелу спусковых полозьев, великолепное судно под звуки гимна «Правь, Британия, на морях», медленно сошло со стапеля в воды Темзы». Эти молотки и зубила дарили на память крестным матерям кораблей. Позже дам, однако, вообще освободили от забот орудовать такими, совсем не женскими, инструментами.

Если бутылка не разбивалась, это не сулило ничего хорошего. Поэтому некоторые американские верфи держат в штате специальных людей – ловцов бутылок, которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.
К слову сказать, несчастье или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки, чтобы осколки не разлетались в разные стороны.

Церемониальные казусы.

Одна из первых крестных матерей, крестивших судно в Англии, принцесса королевской крови, пытаясь разбить бутылку шампанского о нос корабля, промахнулась и разбила ее о голову одного из присутствовавших на церемонии гостей. Последний получил серьезную рану, и подал на принцессу в суд, а английская королева выплатила ему щедрую компенсацию. С тех пор при спуске судна бутылку привязывают к шнуру.

До войны одна знатная англичанка была удостоена чести быть крестной матерью крейсера на верфи Джона Брауна в Глазго. Но случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль стал двигаться по стапелю к воде. Оторвав шнур, привязанный к верху форштевня, англичанка схватила бутылку, устремилась с церемониальной площадки вниз и побежала по стапелю вслед за крейсером. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в платье, держа одной рукой бутылку, поплыла за кораблем. Доплыв до остановившегося крейсера, отважная крестная под одобрительный рев многотысячной толпы разбила бутылку шампанского, как это и положено, о форштевень корабля и поплыла к устремившемуся к ней катеру.

Однажды во время торжественной церемонии рождения нового парохода в присутствии многих зрителей играла музыка, говорились высокопарные речи, и крестная уже была готова бросить висевшую на шнуре бутылку в форштевень, как вдруг, ко всеобщему удивлению, судно сдвинулось с места и скрылось в тумане, из-за которого не было видно конца спусковой дорожки. Через час оно, некрещеное, благополучно было поставлено к достроечному причалу.

Скандальное крещение связано с именем знаменитого американского кораблестроителя Дональда Маккея, которого в 1853 году при спуске его клипера «Грейт Рипаблик» журналисты обвинили в скаредности. В тот момент, когда бутылка разбилась о нос клипера, представители прессы «не услышали хлопка и не увидели пены шампанского» и написали немало злых слов в адрес удивленного корабела. Как потом выяснилось, рабочие стапеля за час до торжества тайком распили бутылку и вместо шампанского налили в нее речной воды. Нет необходимости объяснять, почему многие церемониальные бутылки шампанского не разбиваются с первого раза…

Задержка судна при спуске предвещает трудности в его судьбе. Ни одно «счастливое» судно не застревало на спусковой дорожке! Издавна полозья заранее тщательно смазываются, в основном, конечно, для практических целей, однако моряки не забывают и об этой примете: при спуске «Королевы Мэри» было использовано 150 тонн жира и 50 тонн мягкого мыла. Хорошо, если во время спуска деревянные полозья вспыхнут — это значит, что судно будет «живым, как языки пламени».

Спуск судна утром, при восходящем солнце обеспечивает «новорожденному» удачу. Неплохо, если поблизости находятся чайки и дельфины: чтобы обеспечить их присутствие, в воду в качестве приманки бросают куски рыбы. Для обеспечения удачи буксиры, разворачивающие судно, после того как задержники остановят его на воде, должны выполнять поворот только по часовой стрелке.
В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.»

Спуск судна на воду - знаменательное событие в жизни судна и трудовых буднях судостроителей. Но почему именно спуск на воду является знаменательным? Ведь это не более чем промежуточный этап постройки судна.

После спуска постройка судна продолжается иногда годами. Дело здесь, вероятнее всего, в двух обстоятельствах. Первое из них заключается в том, что в момент спуска на воду судно переходит из одной среды в другую, попадая в свою родную стихию. Второе обстоятельство: спуск судна на воду - единственный момент в процессе его постройки, который имеет четкую временную привязку. Действительно, когда начинается постройка судна, не знает никто, а вот окончание постройки четко определено. Этим моментом является подписание акта о приемке судна в эксплуатацию и подъем на нем флага заказчика. Однако, это только документальная сторона дела. А фактически судно в этот момент может быть еще не «построено». Явные недоделки и скрытые дефекты не так уж редки в практике судостроения, и их устраняют (по существу - достройка судна) уже после сдачи судна в эксплуатацию.

Спуск судна на воду однозначно соответствуют год, день и час. Именно поэтому спуск торжественно отмечался в судостроении во все века. Вначале торжества носили характер религиозного обряда. Затем все религиозное выветрилось, а своеобразный «обряд крещения» остался. И сегодня при спуске «крестная мать», как правило, женщина в присутствии большого числа свидетелей разбивает о борт судна традиционную бутылку шампанского.

Для спуска судов на воду в настоящее время используются различные способы и применяются разнообразные сооружения.

СПОСОБЫ СПУСКА СУДОВ НА ВОДУ

Спуском судов на воду завершается стапельный период постройки судов и начинается достроечный период. Современная технология предусматривает максимальную готовность судна перед спуском на воду. Момент выбирается в зависимости от принятой технологии, производственных условий завода-строителя и времени года. До спуска должны быть выполнены обязательные работы: сборочно-сварочные, обеспечивающие непроницаемость и прочность судна; окраска подводной части корпуса и нанесение грузовых марок; установка и испытание забортной арматуры; монтаж дейдвудного устройства; установка рулей, гребных валов и винтов, поворотных насадок; установка необходимых деталей швартовного устройства и аварийно-спасательного оборудования; закрепление механизмов и грузов, поданных на судно.

Существует несколько способов спуска судов : свободный - по наклонной плоскости под действием сил тяжести; всплытием - при поднятии уровня воды в спусковых сооружениях; принудительный - механизированный.

спуск судна на воду под действием силы тяжести

Спуск под действием силы тяжести (продольный и поперечный) наиболее сложен. Период собственно спуска при этом очень мал, а подготовительные работы занимают много времени.

продольный спуск

Продольный спуск судов осуществляется с продольных наклонных стапелей длиной от 100 до 350 м, расположенных перпендикулярно к береговой линии или под некоторым углом к ней. Стапель представляет собой сложное инженерное сооружение, имеющее железобетонное основание для размещения спусковых дорожек. Он состоит из надводной и подводной частей.

поперечный спуск

Поперечный спуск обычно применяют для спуска судов малого и среднего тоннажа на верфях, расположенных на реках. Для поперечного спуска судна на воду используют сооружения, состоящие из горизонтального стапельного места (предспусковой позиции) и наклонных спусковых дорожек, направленных перпендикулярно оси-стапеля. Уклон спусковых дорожек значительно больше, чем на продольных стапелях. Спусковые дорожки размещают на грунте или на железобетонном основании и заглубляют в воду на 1,5 м или совсем не заглубляют.

спуск судов всплытием

Спуск судов всплытием осуществляют в сухих доках, камеры которого наполняются водой, поступающей из акватории, в наливных доках и док-камерах, заполняемых водой при помощи насосных станций. Доки заполняют водой до уровня, при котором под днищем всплывшего судна будет обеспечен достаточный зазор для снятия его с кильблоков.

принудительный механизированный спуск

Принудительный механизированный спуск осуществляют с помощью следующих сооружений: поперечных и продольных слипов, вертикальных судоподъемников, кранов и плавучих доков.

поперечный свободный спуск

В основу поперечного спуска положен принцип свободного движения судна по наклонной плоскости под действием собственного веса. Конструкция спусковых устройств при этом способе значительно проще и спусковые дорожки короче, чем при продольных спусках. Сокращению протяженности дорожек способствуют большой уклон и применение особых разновидностей поперечного спуска: спуск прыжком, спуск броском и спуск с помощью понтона.

В зависимости от расположения стапельных мест поперечный спуск можно осуществлять по нескольким схемам.

Спуск непосредственно с места постройки (стапеля) происходит при помощи спусковых устройств, состоящих из нескольких поворотных балок (балансирных столов) и являющихся одновременно опорной поверхностью строительного стапеля.

Устройство, показанное выше, состоит из поворотной балки, поддерживаемой на удлиненном конце в сторону пусковых дорожек гидравлическим домкратом, шарнирной опоры и куркового зажима. Под действием опрокидывающего момента от веса судна балка наклоняется до совмещения спусковых салазок со спусковыми дорожками. Затем с помощью пневмоцилиндров освобождают курки задержников, и судно по насаленным дорожкам спускается на воду.

Спуск с перемещением судна на спусковые косяки. Для спуска судно на судовозных тележках перемещают на предспусковую позицию, где под него заводят косяки и спусковые полозья, закрепляемые специальными задержниками. Судно с тележек пересаживают на спусковые полозья и приспускают с помощью лебедок на спусковую позицию, откуда производится свободный спуск по насаленным дорожкам. Поскольку спусковые дорожки при поперечном спуске имеют уклон, то вес судна и спускового устройства создает движущую силу судна и силу нормального давления на стапель. Увеличение площади опоры полозьев влечет за собою увеличение веса спускового устройства и, следовательно, его стоимости. Особенностью поперечного свободного спуска является то, что с момента начала движения судна по спусковым дорожкам процесс спуска становится практически неуправляемым. С момента входа корпуса в воду в направлении движения появляется сила сопротивления, а в вертикальном направлении - сила поддержания. Судно не только движется поступательно, но начинает вращаться вокруг продольной оси, проходящей через центр тяжести его поперечного сечения. При равенстве веса и сил поддержания судно всплывает.

Поперечный спуск судна на воду включает в себя множество операций: подготовку стапеля и спускового устройства; составления спускового расписания и распределения рабочих, участвующих в спуске; осмотра водолазами подводной части спусковых дорожек; просушки дорожек и полозьев, нанесения насалки; перемещения на спусковую позицию судна с помощью специальной лебедки; заводки и закрепления под судном полозьев; устройства тросовой проводки для предупреждения заносов оконечностей; подъема судна гидравлическими домкратами и окончательной установки на штатных местах полозьев вместе с установленными на них кильблоками; закрепления полозьев на задержники и установки специальных закусок; пересадки судна на спусковое устройство с помощью гидравлических домкратов и выкатывание транспортных тележек из-под судна.

После спуска судна на воду специальная бригада, прибывшая с буксиром, производит тщательный осмотр отсеков всплывшего судна и устраняет замеченные дефекты. Судно переводят к пирсу для достройки и испытаний.

Возможно, в будущем появятся новые способы спуска судов на воду. Например, строящиеся суда будут спускать на воду по частям с последующей стыковкой их секций на плаву. Стыковка судов на плаву осуществляется уже давно. Для сварки стыкуемых частей судна используют кессоны или различные патентованные герметизирующие устройства. Кроме сварки для соединения частей возможно применение механических замковых устройств, подобных тем, которые используются при сцепке океанских барже-буксирных составов. В будущем, очевидно, способы и средства стыковки судов на плаву могут быть усовершенствованы. Здесь весьма широкий простор нашим потомкам для изобретательской и инженерной деятельности. Поэтому стыковка на плаву станет в XXII веке рядовой технологической операцией и прочно войдет в практику работы верфей крупнотоннажного судостроения. Это позволит ограничить грузоподъемность и размеры спусковых сооружений конструктивно и экономически разумными пределами. Такие сооружения позволят спускать на воду большие корабли и составные части крупнотоннажных судов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!