Трактовка понятия сотрудничество. Партнерство – основные виды партнерства в малом бизнесе

Общество представляет собой согласованную деятельность, сотрудничество.
Общество результат сознательного и целеустремленного поведения. Это не означает, что индивиды путем заключения договоров учредили человеческое общество. Действия, приведшие к общественному сотрудничеству и ежедневно их воспроизводящие, не преследовали ничего, кроме сотрудничества и взаимной помощи друг другу для достижения конкретных единичных целей. Весь комплекс взаимоотношений, созданный этими согласованными действиями, называется обществом. Оно заменяет совместной работой по крайней мере представимую изолированную жизнь индивидов. Общество суть разделение и соединение труда. В своей ипостаси действующего животного человек становится общественным животным.
Отдельный человек рождается в социально упорядоченной среде. Только в этом смысле мы можем принять высказывание, что общество логически или исторически предшествует индивиду. В любом другом смысле это изречение либо бессодержательно, либо бессмысленно. Индивид живет и действует в обществе. Но общество есть не что иное, как объединение индивидов для совместных усилий. Оно существует только в действиях отдельных людей. Искать его вне поведения индивидов заблуждение. Разговоры об автономном и независимом существовании общества, его жизни, душе, поведении являются метафорой, которая легко приводит к грубым ошибкам.
Споры о том, что следует считать конечной целью общество или индивида и следует ли интересы общества подчинять интересам индивида или интересы индивида интересам общества, бесплодны. Деятельность есть всегда деятельность отдельного человека. Общественный, или социальный, элемент представляет собой определенную ориентацию поведения отдельных людей. Категория цели имеет смысл только тогда, когда применяется к деятельности. Приверженцы теологии и метафизики истории могут обсуждать цели общества и замыслы, которые Бог желает воплотить в обществе, точно так же, как они обсуждают предназначение всех остальных частей Вселенной. Представителям науки, которая неотделима от разума и представляет собой инструмент, явно непригодный для трактовки этих проблем, не следует ввязываться в отвлеченные рассуждения, касающиеся этих проблем, это бесперспективно.
В рамках общественного сотрудничества между членами общества может возникнуть чувство симпатии и дружбы, чувство сплоченности. Эти чувства являются источником самого восхитительного и возвышенного опыта человека. Они самые драгоценные украшения жизни; они поднимают животных особей рода человеческого до высот действительно человеческого существования. Тем не менее вопреки утверждениям некоторых они не являются факторами (действующими силами), формирующими общественные отношения. Они суть плоды общественного сотрудничества и расцветают только в его рамках; они не предшествуют установлению общественных отношений и не являются семенами, из которых те произрастают.
Сотрудничество, общество, цивилизация и трансформация зверо-человека в человеческое существо являются порождением того фундаментального факта, что работа, выполняемая в условиях разделения труда, является более производительной, чем изолированная работа, а также того, что разум человека способен осознать эту истину. Если бы не эти обстоятельства, люди навсегда были бы обречены оставаться друг для друга смертельными врагами, непримиримыми соперниками в попытках отстоять свою долю скудных средств к существованию, предоставляемых природой. Любой человек был бы вынужден видеть во всех остальных людях своих врагов; его стремление удовлетворить собственные аппетиты ввергло бы его в состояние острого конфликта со всеми соседями. А в подобных обстоятельствах не может возникнуть никакой симпатии.
Одни социологи утверждают, что исходным и элементарным фактом в обществе является осознание рода. Другие считают, что никакие общественные системы не были бы возможны, если бы не существовало чувства общности, или сплоченности. С этим можно согласиться при условии правильного понимания этих весьма неопределенных и неясных терминов. Мы можем назвать осознание рода, чувство общности или сплоченности признанием того, что все остальные человеческие существа являются потенциальными соратниками в борьбе за выживание, поскольку они способны осознать обоюдную пользу сотрудничества, в то время как у животных этот дар отсутствует. Однако мы не должны забывать, что именно два упомянутых выше факта и вызывают это чувство или осознание. В гипотетическом мире, где разделение труда не повышало бы производительность труда, не существовало бы никакого общества. Не было бы чувства благожелательности или доброй воли.
Принцип разделения труда является одним из величайших основополагающих принципов космического становления и эволюционных изменений. Биологи были правы, позаимствовав концепцию разделения труда из социальной философии и адаптировав ее к своей области исследований. Между разными частями любого живого организма существует разделение труда. Более того, существуют органические целостности, состоящие из сотрудничающих особей животных; подобные скопления муравьев и пчел принято метафорически называть животными сообществами. Но никогда не следует забывать, что отличительной чертой человеческого общества является целенаправленное сотрудничество; общество есть результат человеческой деятельности, т.е. сознательного стремления к достижению цели. Насколько нам известно, в процессах, приводящих к возникновению структурно-функциональных систем растительных и животных тел, и в функционировании сообществ муравьев, пчел и шершней этот элемент отсутствует. Человеческое общество это интеллектуальное и духовное явление. Оно является результатом сознательного использования универсального закона, определяющего космическое становление, а именно более высокую производительность разделения труда. В каждом примере действия, признание законов природы означают постановку их на службу человеческих усилий по улучшению условий существования.

Введение

Тема реферата «Экономическая сущность понятий «сотрудничество» и «партнерство»» по дисциплине «Основы экономики».

Сотрудничество и партнерство, конечно, не только экономические категории. Никто не запретит человеку употреблять эти слова и в понятных ему внеэкономических значениях. И все же они прежде всего касаются экономических отношений и наиболее активно используются в экономической науке. Более того, многие экономисты-теоретики рассматривают сотрудничество как основное экономическое отношение коммунистической формации; партнерство же в производстве прибавочной стоимости может, на мой взгляд, выступать как основное экономическое отношение капитализма.

Экономическая сущность понятий «сотрудничество» и «партнерство»

В данном вопросе некоторые моменты зависят от языка употребления этих понятий. На Западе партнерство трактуется преимущественно как правовое отношение. В русском языке отсутствует отдельное понятие, отвечающее украинскому "співпраця".

В работе наша точка зрения излагается с позиций украинского языка и политической экономии Украины.

В официальных материалах и документах сложилась достаточно непростая ситуация с употреблением рассматриваемых понятий.

Необходима трактовка этих категорий специалистами, а не журналистами, как это происходит в настоящее время.

Подобные экономические категории перекочевывают из теоретических экономических изданий в журнальные и газетные публикации, и наоборот а в результате -- широко применяются и используются государственными органами власти в их официальных документах.

Следует отметить, что у названных категорий еще нет надлежащего теоретического обоснования, по крайней мере, в современной научной литературе.

Экономическая наука сегодняшнего дня, в отличие от классической, уделяет недостаточно внимания качественным характеристикам категорий.

Рассмотрим подробнее эти понятия.

1. Сотрудничество

Здесь стоит еще раз подчеркнуть: речь идет о явлении, противоположном эксплуатации, об исключительно добровольном сотрудничестве, о сотрудничестве без какого-либо расчета на какую-то экономическую или другую конкретную личную выгоду. Конечно, ни одно новое экономическое явление не может рассматриваться как объективное, неизбежное, необходимое, если оно не несет определенный экономический эффект. При сотрудничестве же обязательно должен быть определенный общий экономический эффект, единый для всех его участников.

2. Партнерство

В реальной жизни партнерство -- полная противоположность сотрудничеству.

Это -- продуманное корыстное взаимодействие партнеров, возникающее как явление лишь тогда, когда есть уверенность в получении определенной экономической выгоды -- сегодняшней или будущей, и выгода должна быть обязательной для каждого из его участников.

Партнерство существует, как правило, до тех пор, пока есть уверенность в такой выгоде. Как только экономическая выгода участников исчезает, партнерство распадается.

Сотрудничество и партнерство -- достаточно распространенные и эффективные общественные процессы. При других равных условиях благодаря концентрации и централизации экономики они способствуют (прежде всего своим содержанием) развитию общественных производительных сил. Крупные предприятия, как известно, имеют бесспорные преимущества над малыми и средними. У них самые низкие, при других равных условиях, удельные затраты на производство продукции, более развитая рыночная инфраструктура, более высокая конкурентоспособность и др.

Когда же речь идет о сотрудничестве и партнерстве, нет оснований отрицать создание при этом оптимальных по размеру форм бизнеса -- бизнеса высокой эффективности. Сотрудничество и партнерство несут большую способность объединений к инновациям, к их внедрению в практику, к НТП.

Сотрудничество предполагает постоянную творческую деятельность всех участников процесса, достижение наивысшего результата каждым работником, при этом все они должны постоянно ориентироваться на предмет производства.

Партнерство, повышая уровень обобществления экономики, не разрешает противоречие между общественным характером производства и частной формой собственности, поэтому развивается циклично. С ним связаны хитрости, конкуренция, которая не всегда конструктивна, а из-за устранения со временем конкурента общество несет прямые потери.

В сотрудничестве -- ведущая роль общества (общественного взаимодействия) в развитии человека. В партнерстве -- наоборот: ведущая роль партнера в развитии общества.

Сотрудничество и партнерство схожи в том, что предполагают взаимодействие определенного количества лиц.

Именно из-за этой похожести происходят необоснованное употребление данных понятий и неверная трактовка соответствующих явлений экономики, особенно когда речь идет об эксплуататорских отношениях.

Между тем эти понятия отражают не просто разные, а противоположные социально-экономические явления.

Сотрудничество нельзя представить иначе, чем сугубо общественный процесс. Сотрудничают непосредственные участники хозяйственных процессов -- исполнители хозяйственных работ.

Партнеры же, как правило, не непосредственные работники, а собственники средств производства. Если сотрудничество представляет собой общественную деятельность, то партнерство обязательно предполагает социально-экономическую обособленность участников. Если сотрудничают только участники единого экономического процесса, объединенного единой общественной формой собственности, то партнерами могут быть субъекты индивидуальной, частной и кооперативной форм собственности.

Чаще всего партнерами являются частные собственники.

При сотрудничестве в хозяйственном процессе непосредственное участие принимают несколько работников, образующих хозяйственный коллектив. Так, и большой коллектив также может создавать сотрудничество трудовых коллективов; трудовые коллективы сотрудничают в пределах отрасли, региона, страны, стран.

Сотрудничество характеризует коллективизм. Это -- добровольное, заинтересованное в наибольшем общем количестве и качестве произведенного результата взаимодействие трудовых коллективов.

При сотрудничестве все его участники работают на общий результат так, как если трудятся непосредственно на себя.

Как наиболее эффективное товарищеское взаимодействие экономических субъектов сотрудничество всегда предполагает взаимопомощь. Проявляется она (при необходимости) и как взаимовыручка (например, при выполнении женщиной "мужской" работы, когда она способна выполнить простую работу даже качественнее).

Причины взаимопомощи могут быть разными. Она нужна, если необходимо приложить больше усилий (проще и быстрее сделать работу вдвоем, чем одному) или в случае неравномерного распределения работ в коллективе при неравных физических данных, умениях и навыках работников. Взаимопомощь -- одна из самых существенных характеристик сотрудничества.

Сотрудничество обязательно включает состязательность.

Состязательность - естественная характеристика способности человека к труду. Она отражает естественное желание выполнять работу быстрее и качественнее. Пока труд не стал первой потребностью здорового организма, до тех пор он может быть для человека тяжелым, монотонным, осуществляемым силой воли.

При современном уровне развития производительных сил и способностей человека труд становится физически все легче, интереснее, чаще увлекает своим содержанием, приносит определенное удовольствие.

Состязательность -- социально-экономическая и естественная характеристика целесообразных действий живых организмов. Ее можно заметить и в природе при параллельных хозяйственных процессах. Например, на ипподроме кони бегут не только благодаря действиям наездников, но и из-за инстинктивного поведения животных. Преимущественное количество людей также хотят быть первыми.

Партнерство порождает как суррогат коллективности, под которым понимают не настоящую коллективность, а вынужденную, так и суррогат взаимопомощи, которая реализуется до того момента, пока существует прямая выгода от партнерских взаимоотношений.

При отсутствии выгоды разрушаются сформированные партнерством коллективность, взаимопомощь и планомерность, из-за чего они объективно не присущи партнерству.

Стоит также упомянуть о естественном свойстве коллективного труда -- желании каждого быть впереди. Речь идет о разном желании -- о большем при работе на себя и на общество и заметно меньшем при работе на частного собственника, на эксплуататора.

Сотрудничество основывается на общей неделимой собственности участников экономического процесса на средства производства и обмена, обеспечивающей их планомерную организацию. Это могут быть общенародная и коллективная формы в зависимости от уровня развития коллективности. Речь идет лишь о неделимых формах общественной собственности. Традиционно считалось, что сотрудничество может базироваться и на кооперативной форме собственности.

Более глубокий и принципиальный анализ показывает, что кооперативная форма собственности, которая не может не предполагать деление собственности участников кооператива, не способна быть экономической основой сотрудничества.

Формируя экономическую обособленность субъектов экономики, она выступает в качестве экономической основы партнерства.

Сотрудничество может быть только согласованным. Согласование может достигаться только в результате планирования сотрудничества.

Процессу сотрудничества свойственен закон планомерного развития. Обмен между субъектами сотрудничества также носит планомерный характер (и не только в основе, но и в поверхностных формах). Бесспорное доказательство высшей целесообразности планомерной организации обменов между коллективами при сотрудничестве предоставляют их четкая организация в СССР, которая обеспечила 11 - процентный прирост чистого общественного продукта страны в 1922-1987 гг., с одной стороны, и кризисный характер развития реформированных партнерских экономик (спад ВВП Украины в 2009 г. составлял 15,1%, его послекризисный рост в 2010 г. -- только 4,2 %) -- с другой.

Сотрудничество как явление преодолевает отчуждение членов общества от собственности, труда, общества. Оно предполагает непосредственное участие членов экономического процесса в организации и управлении процессом, поэтому оно всегда самоуправляющееся явление.

Последнее не изолирует общество и государство от участия в обеспечении сотрудничества в обществе. Отрицая командование общественным процессом, сотрудничество в обществе, регионе, отрасли, на предприятии должно организовываться управленческим органом. Принципиальное значение имеет полное согласие участников процесса с решениями управленческого органа.

Партнерство, основанное на частной собственности, сопровождает отчуждение членов общества от собственности, труда, государства, общества, даже если оно социально ориентировано (поскольку и социально ориентированное общество при партнерстве предполагает эксплуатацию производителей жизненных благ и торговых служащих).

Партнеры, не культивирующие эксплуатацию, преодолевают на предприятиях отчуждение работников от собственности, труда и общества. Они могут развивать внутри предприятий элементы сотрудничества.

Как уже отмечалось, партнерство основано на социальной и экономически обособленной собственности его участников. Поскольку оно предполагает исключительно эквивалентный обмен трудом и его продуктами и труд остается неоднородным в социально-экономическом отношении, партнерству свойственна эквивалентная товарно-денежная форма связей.

Партнерство не исключает конкуренцию его участников.

Различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Под первой понимают конкуренцию между предприятиями отрасли. Партнеры конкурируют между собой с целью поддержания конкурентного тонуса, получения нового опыта, чтобы противостоять конкуренции извне. Эта конкуренция, как известно, ведет к формированию рыночной (общественной) стоимости и рыночной цены товара. Конкуренция между партнерами из разных отраслей экономики предполагает получение самой высокой прибыли. Поскольку к этому стремятся все партнеры, нормы прибыли выравниваются, создаются средняя прибыль и цена производства, что исследовано и доказано К. Марксом и никем не опровергнуто.

Сотрудничество и партнерство -- взаимодействия субъектов экономики. Они взаимодействуют на разных уровнях -- отдельных субъектов, групп субъектов (предприятий, отраслей, регионов), народов внутри страны, народов разных стран и континентов. Количество участников определяется объемом необходимых совместных работ.

Сотрудничество - форма общественной деятельности, которая выше партнерства. Его характеризует общая цель, цель определенной совокупности участников хозяйственного процесса, ее социальный характер; это не обычная экономическая выгода, не цель отдельного человека.

И то, и другое предполагают выполнение разных работ и разных форм деятельности.

Например, для ремонта квартиры нужно осуществить определенные подготовительные, штукатурные, шпаклевочные, покрасочные и другие работы. При этом задействованы разнорабочие, штукатуры, шпаклевщики, плиточники, маляры или одни и те же работники, готовые к выполнению названных и других ремонтных работ. Это происходит также в сферах предоставления услуг и обмена. На этом сходство и различия сотрудничества и партнерства как социально-экономических процессов заканчиваются.

Слабое партнерство в Украине -- дань нашему менталитету, точнее, нашей тенденции к самостоятельности. К тому же, украинской нации присуща тенденция к натурализации экономических связей. Но развитие производительных сил неумолимо. Оно ведет к повышению уровня обобществления экономики, к общественной коллективной и общенародной формам собственности, к сотрудничеству, которое объективно приходит на место партнерства.

Промежуточным процессом на этом пути выступает экономическая, а в дальнейшем -- и другая (политическая, духовная) интеграция стран. Таков объективный ход исторического процесса, и его не сдержать, не остановить.

Общество сотрудничества -- общество наивысших условий функционирования и развития общественного строя. Это общество научной организации производства материальных благ и предоставления услуг, оптимизированного обмена трудом и его продуктами, оптимизированных распределения жизненных благ и их личного потребления, оптимизированных микро- и макроэкономических процессов.

Выше речь шла о сотрудничестве и партнерстве в развитых формах. Общество, выходящее из капитализма, не способно сразу ввести такую форму сотрудничества.

Как пишет К. Маркс, здесь мы имеем дело не с обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с обществом, которое только что вышло из капитализма и сохраняет во всех отношениях родимые пятна последнего. Самое существенное из них, конечно, предприимчивость, которую СССР не культивировал, но которая принесла успех Китаю. Таким образом, вероятно, социализму на начальной стадии свойственно сочетание сотрудничества и партнерства. Это же подсказывает присущее ему разделение труда.

Очевидно, прав был К. Маркс, который трактовал социализм как общество со специфическими товарными отношениями, когда оно будет обеспечивать эквивалентный обмен трудом и его продуктами, но не в среднем, что дает капиталистический рынок, а "в каждом отдельном случае". Именно такую форму обмена развивал, в основном, СССР, обходя, правда, предпринимательство (оно не культивировалось, но и не запрещалось).

Начальной стадии социализма свойственны только две формы собственности -- общегосударственная и кооперативная, а далее кооперативная отомрет, как и партнерство. Поэтому коммунистическое общество стоит трактовать как общество сотрудничества людей труда.

Партнерство -- важное экономическое отношение капитализма, поэтому, бесспорно, что в производстве прибавочной стоимости оно достойно играть роль основного экономического отношения капитализма.

Выводы

В работе рассмотрено понятие "сотрудничество" и "партнерство " с точки зрения их содержания (как экономических категорий) и влияния на структуру экономических отношений соответствующего им общественного строя.

Источники

1. Демьяненко С. К вопросу современной экономической терминологии. "Экономика Украины" № 8, 2011, с. 93.

3. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 22 июня 2011 г. "О назначении... Правительственным уполномоченным по вопросам сотрудничества с международными финансовыми организациями"

4. Макконнелл К. Р., Брю С.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика. 11-е изд. К., Хагар-Демос, 1993, с. 777, 782

7. Маркс К., Енгельс Ф. Соч., т. 19, с. 18.

Лейтмотивом принятого в 1986 г. Единого европейского акта была введенная им новая для того времени законодательная про­цедура,- процедура сотрудничества. Данная процедура более слож­ная, чем процедура консультаций, и роль Европейского парламента

" В рамках третьей опоры, при использовании процедуры «Комиссия - Со­вет», законодательная инициатива принадлежит не только Комиссии, но и любо­му государству-члену.


при принятии решений в процедуре сотрудничества рчачительно выше. Определенное сходство процедура сотрудничества имеет с процедурой совместного принятия решений, однако процедура со­трудничества значительно проще нее. Справедливо будет отметить, что «процедура совместного принятия решений является логическим продолжением процедуры сотрудничества». Так же как и процедура совместного принятия решений, процедура сотрудничества описы­вается в специальной статье - ст. 252 Договора о ЕС.

Процедура сотрудничества начинается, что совершенно естест­венно, с правотворческой инициативы Комиссии. Проект решения направляется в Европейский парламент и в Совет. Далее Европей­ский парламент дает заключение по проекту решения (так называе­мое первое чтение) и направляет его Совету. В случае получения по­ложительного заключения парламента Совет утверждает решение. При негативном заключении Европейского Парламента Совет на ос­нове изложенных в заключении замечаний вырабатывает общую по­зицию (одобряя ее квалифицированным большинством) по проекту решения и направляет ее Европейскому парламенту.

Европейский парламент рассматривает общую позицию (так на­зываемое второе чтение), и по результатам рассмотрения далее про­цедура может развиваться следующим образом.

Если Европейский парламент дает положительное заключение по общей позиции или не рассматривает ее в течение трех месяцев, то Совет безусловно утверждает решение квалифицированным боль­шинством голосов.

Если Европейский парламент дает отрицательное заключение по общей позиции, на основе абсолютного большинства голосов откло­няет ее (отлагательное вето), то Совет единогласно может утвердить решение, игнорируя отрицательное заключение Европейского пар­ламента по общей позиции.

Если Европейский парламент абсолютным большинством голо­сов вносит поправки к общей позиции, то данные поправки направ­ляются Комиссии. Комиссия в течение месяца рассматривает дан­ные поправки и направляет предложения по ним в Совет. Совет либо квалифицированным большинством утверждает решение с поправ­ками Европейского парламента и с учетом предложения Комиссии, либо единогласно, отклоняя поправки с предложениями, утверждает решение в редакции общей позиции. На каждую стадию процедуры дается не более трех месяцев (за исключением специального срока для рассмотрения Комиссией поправок Европейского парламента по общей позиции - один месяц). По общему согласию Совета и Евро­пейского парламента имеется возможность продления срока макси­мально еще на один месяц.

9. 11097. Кашкич 129


Некогда процедура сотрудничества была одой из наиболее рас­пространенных при принятии решений. Маастрихтский, а затем Ам­стердамский договоры свели применение данной процедуры к мини­муму. Сегодня она используется только при принятии некоторых ре­шений по экономическому и валютному союзу (ст. 99, 102, 103, 106 Договора о ЕС). Снижение значимости процедуры сотрудничества не позволяет включить ее в число основных законодательных про­цедур Европейского Союза. Нельзя исключить также того, что в бли­жайшем будущем процедура сотрудничества вообще будет вытеснена из Договора о ЕС, хотя Ниццкий договор 2001 г. ее сохранил.

73. Как осуществляется процедура совместного принятия реше­ний?

В отличие от процедуры консультации, процедура совместного принятия решений относительно новая и наиболее сложная из всех процедур Союза. Она была введена Маастрихтским договором 1992 г. Специально описанию процедуры совместного принятия решений посвящена ст. 251 Договора о ЕС. Отличительной чертой процедуры также является влиятельная роль в ней Европейского парламента, выступающего вместе с Советом в качестве «созаконодателя» в про­цессе принятия решений. Данная процедура сегодня наиболее широ­ко распространена (например, применение ее предусматривают ст. 47, 95, 141, 156 Договора о ЕС). Она применяется при принятии многих решений Сообщества и является одной из основных законо­дательных процедур.

Процедура инициируется Комиссией, которая вносит проект ре­шения в Совет и Европейский парламент. Европейский парламент рассматривает проект (так называемое первое чтение), и в зависимо­сти от результатов рассмотрения процедура развивается следующим образом. Если Европейский парламент одобряет проект решения или вовсе не рассматривает его, то решение квалифицированным большинством утверждается Советом. Если Европейский парламент вносит поправки в проект решения (либо другим образом выражает свое несогласие с проектом решения), то Совет может согласиться с поправками Европейского парламента и утвердить квалифицирован­ным большинством решение или, действуя также на основе квали­фицированного большинства, выработать общую позицию по проек­ту решения. Данная общая позиция по проекту решения направляет­ся Европейскому парламенту на рассмотрение (так называемое второе чтение).

Рассмотрев общую позицию. Европейский парламент может, во-первых, одобрить общую позицию (или не рассматривать ее) и ут­вердить решение, во-вторых, абсолютным большинством голосов от­клонить общую позицию и проект решения в целом (абсолютное вето). Наконец, в-третьих. Европейский парламент абсолютным 130


большинством голосов может внести поправки к общей позиции по проекту и направить их на рассмотрение в Совет и Комиссию. По получении всех материалов из Комиссии Совет либо квалифициро­ванным большинством одобряет поправки Европейского парламента к общей позиции с учетом мнения Комиссии (а если мнение Комис­сии было отрицательным, то Совет действует единогласно) и утвер­ждает решение, либо не одобряет поправки к общей позиции, и тогда Председатель Совета и Председатель Европейского парламента со­зывают Согласительный комитет.

Согласительный комитет создается из числа членов Совета (или их представителей) и такого же числа представителей Европейского парламента при участии в заседаниях комитета представителей Ко­миссии. Целью Согласительного комитета является доработка про­екта решения, приведение его текста в такое состояние, которое мог­ло бы удовлетворять интересы каждой из сторон. Если в течение ус­тановленного срока Согласительный комитет не одобрит доработанный проект решения (или даже не сможет доработать текст), то проект решения считается отклоненным. Если Согласи­тельный комитет квалифицированным большинством представите­лей Совета и простым большинством представителей Европейского парламента одобряет доработанный проект, то он направляется на одновременное голосование в Совет и Европейский парламент (так называемое третье чтение). Для утверждения решения необходимо абсолютное большинство голосов депутатов Европейского парла­мента и квалифицированное большинство членов Совета. Если дора­ботанный проект решения не набирает необходимого числа голосов хотя бы в одном из институтов, проект считается отклоненным.

Для прохождения каждой стадии процедуры Договором о ЕС предоставляется три месяца, за исключением созыва Согласительно­го комитета и периода его работы (на эти действия дается по шесть недель).

Процедура совместного принятия решения является результатом компромисса между демократизацией законодательного процесса в Европейском Союзе путем усиления позиций Европейского парла­мента и сохранением традиционной роли Совета как основного за­конодательного органа. Чрезвычайная запутанность данной про­цедуры - результат такого компромисса.

74. В каком порядке осуществляется процедура санкционирова­ния?

Процедура санкционирования распространена незначительно (ст. 105, 161, 190 Договора о ЕС), ее характерной чертой является ключевая роль Европейского парламента в процессе принятия реше­ний.


Процедура санкционирования протекает аналогично процедуре консультаций, но, в отличие от последней, Совет запрашивает не мнение Европейского парламента по проекту решения, а согласие, санкцию на утверждение решения. В случае отрицательного ответа Европейского парламента решение отклоняется.

Описанный выше порядок олицетворяет так называемую пози­тивную процедуру санкционирования. Договору о ЕС известна также негативная процедура санкционирования (ст. 195), в которой Совет и Европейский парламент как бы меняются местами - Европейский парламент запрашивает одобрение и полномочен утверждать реше­ние, а Совет дает санкцию на утверждение решения.

Вместе с процедурой совместного принятия решений, процедура санкционирования является процедурой, в которой роль Европей­ского парламента наиболее высока.

Точное логическое определение понятий - условие истинного знания.

Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей колесо.

Наполеон Хилл

Чтобы определить, что необходимо для эффективного сотрудничества с коллегами, руководителями и подчиненными, нужно вначале определить само понятие сотрудничества. Что это такое? О чем идет речь?

Слово «сотрудничество» довольно широко используется в бизнесе, в политике, в повседневной жизни, в самых различных сферах. в разнообразных ситуациях и контекстах, поэтому кажется интуитивно понятным и не требующим объяснения. Можно встретить разнообразные сочетания: «международное сотрудничество», «внутрифирменное сотрудничество», «конкурентное сотрудничество», «сотрудничество в бизнесе», «сотрудничество в обучении», «стратегическое сотрудничество», «межкультурное сотрудничество», «равноправное сотрудничество», «долговременное сотрудничество», «эффективное сотрудничество», «стратегия сотрудничества», «отношения сотрудничества», «атмосфера сотрудничества» и др.

Несмотря на кажущуюся самоочевидность и привычность в употреблении этого понятия, дать точное его определение оказывается не так просто. Частое использование термина в самых разных ситуациях размывает его семантику и делает ее зависимой от контекста. В результате каждый понимает сотрудничество по-своему.

Но мы не можем мириться с таким положением. Нам необходимо четкое понимание того, о чем мы будем говорить на страницах этой книги.

Чтобы разобраться, обратимся для начала к словарям.

Возможно, именно самоочевидность термина привела к тому, что определение сотрудничества во многих словарях отсутствует. Например, этого слова нет в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Зато в нем дается определение понятию «кооперация», которое дефинируется с помощью понятия «сотрудничество»: «Кооперация - сотрудничество нескольких лиц для достижения какой-либо общей цели». (Легче не становится.)

«Толковый словарь русского языка» [Ожегов. Шведова. 1993) определяет лишь глагол «сотрудничать» как «1. Работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. 2. Быть сотрудником...». «Большой толковый словарь русского языка» также дает определение только слову «сотрудничать» - «заниматься какой-либо деятельностью совместно с кем-либо».

Словарь современного английского языка Лонгмана определяет сотрудничество (cooperation) как совместную работу с кем-то по достижению цели, которую вы хотите достичь вместе. В качестве синонима в английском языке часто используется термин «collaboration», имеющий, однако, в русском языке весьма негативный оттенок.

На первый взгляд все просто и понятно. И многие с таким определением согласятся.

Но что-то нас в таком понимании термина не устраивает. Возникает чувство, что словари не учитывают какого-то существенного компонента сотрудничества, упрощая его и сводя лишь к совместной работе людей. Однако наш опыт говорит нам, что люди называют сотрудничеством не любую совместную работу. Неслучайно руководители хотят, чтобы в уже работающих группах их подчиненных было больше сотрудничества. Одного факта совместной работы им мало.

Чтобы понять, в чем дело, проанализируем упомянутые определения подробнее. Попробуем порассуждать логически, призывая на помощь здравый смысл и лингвистическую интуицию.

Анализ дефиниций сотрудничества, дающихся в словарях, позволяет выделить три основных признака этого понятия. Во-первых. при его определении всегда имеется в виду наличие двух или нескольких человек. Без этого сама ситуация сотрудничества невозможна. Во-вторых, важным признаком сотрудничества является их совместная деятельность (участие в общем деле).

Однако для точного определения нашего понятия этих призна­ков недостаточно. Если учитывать только их. то невозможно раз­личить. например, репетицию музыкального дуэта и казнь осужденного. В обоих случаях присутствуют два человека, участвующие в общем деле, которое без их участия невозможно. При этом вряд ли найдется человек, который наберется смелости назвать вторую из описанных ситуаций сотрудничеством. Тем не менее само понятие совместной деятельности важно, поскольку не любая деятельность нескольких лиц может называться совместной. Очевидно, не следует называть сотрудничеством такую деятельность нескольких лиц, в которой каждый из них совершает действия без соотнесения с действиями других, например совместный просмотр кинофильма в кинотеатре или выполнение каждым сотрудником отдела своего индивидуального задания без взаимодействия с другими сотрудниками. Совместность действий означает взаимодействие между участниками деятельности, в ходе которой они согласовывают и координируют свои действия с действиями других.

Определение сотрудничества только как совместной деятельности явно недостаточно. Этому определению также легко соответствует ситуация конфликта или борьбы, поскольку им описывается только процесс (совместная деятельность), а не направленность их действий и не результат этого процесса. В борьбе участники тоже координируют свои действия с действиями другой стороны, но трудно назвать такую ситуацию сотрудничеством.

В гораздо большей степени позволяет разграничить различные ситуации совместной деятельности третий признак: наличие общей цели . То есть не любые совместные действия рассматриваются как сотрудничество, а только те, которые направлены на достижение совместной цели участников, согласованной и принятой ими в качестве таковой.

Сочетание этих трех признаков дает следующее определение: «Сотрудничество - это совместная деятельность нескольких (двух и более) лиц. направленная на достижение обшей (совместной) цели».

Однако данное определение также оказывается уязвимым. Логически оно непротиворечиво, но интуитивно чувствуется, что в нем чего-то не хватает. Любое сотрудничество - это совместная деятельность. направленная на достижение общей цели. Но не любую совместную деятельность, направленную на достижение общей цели, можно назвать сотрудничеством. Например, заключенные ГУЛАГа и их надсмотрщики участвовали в связанных между собой процессах труда, в совместной деятельности и имели общую цель, но их отношения никак не назовешь сотрудничеством. Либо это вынужденное сотрудничество. В любом случае это «сотрудничество с оговорками".

Возникает ряд вопросов. Достаточно ли такого определения для современного понимания сотрудничества? Любая ли совместная работа может быть названа сотрудничеством? Если один из двух людей. делающих что-то вместе, делает это по принуждению другого, назовем ли мы это сотрудничеством? Если общая цель навязана одним из них, будет ли эта ситуация сотрудничеством?

«Сотрудничество» предполагает совместный труд двух и более людей. Если оставаться только в рамках такого «функционального» определения, то за его пределами оказываются многие аспекты и оттенки современного понимания этого термина. Как, скажем, понимать такие устойчивые выражения, как «дух сотрудничества», «атмосфера сотрудничества», «готовность к сотрудничеству», «отношения сотрудничества»?..

Очевидно, простого «функционального» определения, фиксирующего только факт совместного труда, даже при наличии совместной цели недостаточно для более глубокого понимания феномена сотрудничества.

Например, участники могут решать общую задачу - раздел ресурса, действуя совместно (деля его), но находясь в конфликте и борясь за этот ресурс. Такое взаимодействие никак нельзя назвать сотрудничеством. О нем можно говорить лишь в том случае, когда каждый из участников будет стремиться учесть не только свои интересы и цели, но и интересы и цели другого.

Очевидно также, что в процессе эволюции языка произошло изменение смысла понятия «сотрудничество", оно приобрело дополнительные признаки. Эти признаки носят «идеологический", ценностный характер, то есть описывают отношение к понятию и его эмоциональное значение в обществе. Именно это и отражается в вышеперечисленных выражениях, таких как «дух сотрудничества". Само понятие «сотрудничество" в современном языке не является нейтральным и функциональным, описывающим только совместную деятельность как некоторый феномен, подобно физическим терминам, таким, например, как «атом", «теплоемкость" или «электромагнитное поле".

В этом понятии неявно присутствует признак, характеризующий социальную приемлемость. Сотрудничество - это нечто позитивное и социально одобряемое, в отличие от конфликта. Это то, к чему нужно стремиться и что необходимо улучшать, в отличие от конфликта, который следует уменьшать и преодолевать.

Этот признак социальной приемлемости проявляется в ситуации взаимодействия. И именно он наделяет понятие «сотрудничество" современным социально приемлемым смыслом. Речь идет о признаке, характеризующем отношения партнеров. Не всякая совместная деятельность, направленная на достижение общей цели, будет названа людьми сотрудничеством, а только такая, где между участниками присутствуют позитивные отношения, выражающиеся в добровольном принятии цели каждым из них и готовности достигать этой цели совместно. Именно наличие такого позитивного отношения друг к другу становится дополнительным и существенным признаком сотрудничества. Именно такие отношения мы называем отношениями сотрудничества. При этом речь не идет о дружбе или взаимной симпатии участников. Хотя последние, несомненно, повышают его эффективность.

В связи с этим, правда, возникает вопрос: необходимы ли для сотрудничества позитивные эмоциональные отношения между его участниками? На первый взгляд нет. Сотрудники предприятия могут не иметь симпатий по отношению друг к другу и даже относиться неприязненно, но они могут принимать общую цель и стремиться к ее достижению, поскольку это им выгодно. Однако существует некоторая граница интенсивности негативных отношений, когда даже при принятии общей цели и личной выгоде от ее достижения кто-то отказывается действовать совместно только потому, что ненавидит другого или имеет «такие неприязненные отношения, что кушать не хочет". То есть существует некая индивидуальная граница эмоциональных отношений, определяющая начало сотрудничества. Ниже некоторого «порога" негативного эмоционального отношения сотрудничество невозможно. Конечно, этот порог индивидуален для каждого человека и для каждой ситуации.

Компания А занималась дистрибуцией в большом количестве регионов. У нее было достаточно много крупных клиентов по всей стране. Во многом долгосрочное и взаимовыгодное партнерство было заслугой генерального директора и основателя фирмы. Хорошие (искренние и часто дружеские) отношения с руководителями компаний-клиентов позволят ему решать многие проблемы, возникавшие со срывами сроком поставки из-за трудностей с таможней. При возникновении сложностей он связывался с директорами клиентских кампаний и мирно улаживал конфликтную ситуацию. Директора понимали возникшие сложности и соглашались подождать, конечно принимая компенсацию неудобств в соответствии с условиями договора. Но однажды один из них, руководитель компании В, неожиданно сам позвонил генеральному директору компании А и «с порога» набросился на него с упреками, личными обвинениями и негодованиями, не выбирая выражений. Возможно, он просто был не в духе. Возможно, у него «накопилось". Но его эмоциональный тон был оскорбителен. Генеральный директор ответил: «Мы с тобой давно знакомы и находимся в хороших отношениях. Но даже это не дает тебе права так разговаривать со мной». Это, к сожалению, подлило еще больше масла в огонь. Теперь оскорбился директор компании В, отреагировав гораздо более эмоционально. Услышав в ответ новые оскорбительные реплики, директор А положил трубку, сказав, что не хочет продолжать разговор в таком духе. Отношения были испорчены. После этого компания В нашла себе другого поставщика, несмотря на менее выгодные условия с новым партнером. Директор А сделал для себя вывод: «Я понимаю, что потерял выгодный контракт и что рационально и стратегически - это неверное решение. Но я не готов все продавать за деньги. Мне важны отношения, в там числе и отношение ко мне. Для меня это тоже ценность. Если этого нет, то я готов отказаться от сотрудничества. С другой стороны, мне стало понятно, как важны отношения. И если я не хочу повторения этой ситуации с другими, я должен быть менее эмоционален и стараться сохранить отношения".

Этот пример - один из многих, иллюстрирующих важность отношений для сотрудничества: их «величина» может повлиять на начало совместной деятельности, на продолжение или прекращение отношений партнерства. Анализируя влияние эмоциональных отношений на кооперативное взаимодействие, можно выделить три ситуации.

· Эмоциональные отношения между участниками позитивны. Тогда с этой стороны нет препятствия для инициации и продолже­ния сотрудничества. Оно может состояться при наличии общей цели и желании ее достигать.

· Эмоциональные отношения между участниками нейтральны. В этом случае также нет препятствия для партнерства. Если есть общая цель и желание ее реализовывать, то оно состоится.

· Эмоциональные отношения между участниками негативны.

Эта ситуация сложнее. При определенном уровне негативного отношения друг к другу сотрудничество все же может состояться, если его цель очень важна для каждого из участников, и выгода от ее достижения достаточно велика. То есть значимость цели «перевешивает» значимость негативных эмоций участников взаимодействия по отношению друг к другу. Так вынуждены сотрудничать работники одного подразделения организации, поскольку они объединены общей целью, а выгода проявляется в вознаграждении организацией результатов их работы. Хотя высокой эффективности такого сотрудничества ожидать трудно, совместная деятельность в этом случае возможна. Однако при достаточно высокой степени негативных отношений взаимодействие становится проблематичным. Даже при наличии выгод от достижения общей цели негативные эмоции перевешивают позитивные выгоды, и человек может отказаться от партнерства.

Проведенный мысленный эксперимент, основанный на личном опыте, показывает, что для сотрудничества определяющим является не столько сам «знак эмоций» (положительных или (отрицательных), сколько соотношение значимости цели и значимости эмоций, или отношений, между участниками. При высокой важности цели сотрудничество возможно даже в случае негативных эмоциональных отношений.

Если мы потерпели кораблекрушение, нам нужно построить плот, чтобы спастись. Это настолько важно, что мы забудем все распри между нами. Цель объединит нас. Но при сильных негативных отношениях между партнерами сотрудничество не состоится, даже если оно выгодно каждому из них.

Если отношения между нами испорчены настолько, что мы ненавидим друг друга, то даже в ситуации кораблекрушения мы можем так и не построить плот. Или даже вообще не начнем его строить, а будем топить друг друга. При хороших же отношениях мы построим его быстрее и быстрее доплывем до цели. Правда, после спасения мы можем разбежаться в разные стороны или даже начать враждовать, если отношения не сложились.

Эмоциональные отношения оказываются еще более значимыми для сотрудничества, когда речь идет не просто о совместной работе, а об ее эффективности. Для эффективного взаимодействия, кроме общей цели и координации действий, важны взаимопонимание, взаимопомощь, поддержка и доверие. А они возможны только при позитивном отношении партнеров друг к другу. Эффективное сотрудничество подразумевает позитивные отношения между участниками и даже требует их наличия. То же самое относится к формированию долгосрочных и устойчивых партнерских отношений.

Если говорить о сотрудничестве как о долговременном и устойчивом взаимодействии и долговременных и устойчивых отношениях, то позитивные эмоциональные отношения являются для него необходимыми, а для эффективного сотрудничества - обязательными.

Как уже говорилось, сотрудничество может быть более или менее эффективным. В повседневных ситуациях люди обычно понимают под сотрудничеством именно эффективное сотрудничество. Если оно протекает неэффективно, то говорят, что «нам не хватает сотрудничества" или «то, что происходит, это не сотрудничество". Тем самым в это понятие включаются такие признаки, как доверие, взаимопомощь, уважение, поддержка друг друга, хорошие или доброжелательные отношения, взаимопонимание, долговременность партнерских отношений и желание продолжить их. Когда люди говорят об отношениях сотрудничества, они говорят именно о таких отношениях.

Одного только совместного решения задачи для сотрудничества недостаточно. Как недостаточно для сотрудничества одних «хороших отношений". К сотрудничеству приводит только их взаимное дополнение. Дружба предполагает хорошие отношения, но не обязательно ведет к сотрудничеству. Сколько угодно жизненных примеров говорят о том, что часто дружба разрушается из-за неэффективного взаимодействия, когда друзья начинают что-то делать вместе. Так же и совместная деятельность, если в ней начинают превалировать отношения. часто «вырождается» в «хорошие отношения», но без какого-либо результата. Либо отношения, испорченные в процессе совместной деятельности, приводят к ее прекращению. Поэтому эффективное сотрудничество должно включать в себя и успешное совместное достижение общей цели, и позитивные отношения между участниками.

Сотрудничество - это интегральный процесс, объединяющий два других процесса: 1) процесс достижения совместной цели и 2) процесс формирования позитивных отношений.

В сотрудничестве оба этих процесса необходимы и сбалансированы.

Таким образом, следует различать «сотрудничество» вообще (1) и «эффективное сотрудничество» (2).

Такое различение позволяет нам дать два определения.

· Сотрудничество - это взаимодействие людей, направленное на достижение совместной (общей) цели.

· Эффективное сотрудничество - это взаимодействие людей, направленное на достижение совместной (общей) цели и формирование позитивных отношений между ними.

Скорее всего, словари упрощают определение этого понятия по сравнению с тем, какой смысл вкладывают в него люди. Вероятнее всего, люди понимают под сотрудничеством второе - эффективное сотрудничество.

Для того чтобы проверить, так ли это, мы провели небольшое исследование, описанное в следующем разделе.

  • § 2. Методы исследования в педагогической психологии
  • Частьii. Образование – глобальныйобъект педагогической психологии
  • Глава 1. Образование в современном мире § 1. Образование как многоаспектный феномен
  • § 2. Основные направления обучения в современном образовании
  • § 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
  • Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе § 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе
  • § 2. Обучение и развитие
  • § 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
  • Частьiii. Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса
  • Глава 1. Субъекты образовательного процесса § 1. Категория субъекта
  • § 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
  • Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности § 1. Педагог в мире профессиональной деятельности
  • § 2. Субъектные свойства педагога
  • § 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога
  • § 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
  • § 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
  • Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности § 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности
  • § 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности
  • § 3. Студент как субъект учебной деятельности
  • § 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учеб­ной деятельности
  • Часть IV. Учебная деятельность
  • Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности § 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности
  • § 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности
  • § 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
  • Глава 2. Учебная мотивация § 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации
  • § 2. Учебная мотивация
  • Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося § 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения
  • § 2. Навык в процессе усвоения
  • Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности § 1. Общая характеристика самостоятельной работы
  • § 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
  • Частьv. Педагогическая деятельностьв разных образовательных системах
  • Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности § 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, со­держание
  • § 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации
  • Глава 2. Педагогические функции и умения § 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
  • § 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
  • Глава 3. Стиль педагогической деятельности § 1. Общая характеристика стиля деятельности
  • § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
  • Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога § 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога
  • § 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ
  • § 3. Схема психологического анализа урока
  • Часть VI учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе
  • Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса § 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория
  • § 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие
  • Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция
  • § 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
  • Глава 3. Общение в образовательном процессе § 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
  • § 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
  • Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности § 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
  • § 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии
  • Литература
  • Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция

    Вся система образования в России, и высшее образование в том числе, в настоящее время находится под влиянием идей, кото­рые были сформулированы в работах теоретиков общей и педа­гогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль­конин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухо­млинский и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение в ут­верждении сотрудничества как одной из определяющих основ со­временного обучения. «Сотрудничество - это гуманистичес­кая идея совместной развивающей деятельности детей и взрос­лых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духов­ный мир друг друга, коллективным анализом хода и результа­тов этой деятельности...

    В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимули­рования и направления педагогом познавательных интересов уча­щихся» .

    Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический про­цесс как педагогику сотрудничества.

    Проблема учебного сотрудничества (коллективных, коопе­ративных, групповых форм работы) активно и всесторонне раз­рабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за ру­бежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.).

    Для обозначения учебной работы, основанной на непосредст­венном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учеб­ная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятель­ность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечествен­ной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозна­чающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Сотрудни­чество как совместная деятельность, как организационная сис­тема активности взаимодействующих субъектов характеризует­ся: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) един­ством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием по­зитивных межличностных отношений.

    Основные линии сотрудничества

    Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет со­бой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель - ученик (ученики), 2) ученик - ученик в па­рах (диадах) и в тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодей­ствие учеников во всем учебном коллективе, например, в языко­вой группе, в целом классе и 4) учитель - учительский коллек­тив. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других линий - сотрудничество ученика «с са­мим собой» (а может быть, это справедливо и для учителя).

    При анализе сотрудничества необходимо отметить, во-первых, что линия учитель - ученик(и), как правило, дополняется вза­имодействием по линии ученик + ученик, что обусловливается самим групповым характером учебной деятельности. Во-вто­рых, основные исследования направлены на изучение влияния сотрудничества на личностное развитие обучающегося (обучаю­щихся), на эффективность его (их) учебной деятельности. В ре­зультате убедительно показано, что учебное сотрудничество уче­ник - ученик как организационная форма обучения предостав­ляет значительные резервы не только для повышения эффектив­ности обучения конкретному учебному предмету, но и для раз­вития, формирования личности учащегося.

    Сотрудничество с разными субъектами

    Анализируя в целом специфику учебного сотрудничества с разными людьми на примере его осуществления детьми млад­шего школьного возраста, Г.А. Цукерман подчеркивает его важ­ ные особенности.«Построение учебного сотрудничества со взрослыми тре­бует создания таких ситуаций, которые блокируют возмож­ность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия.

    Построение учебного сотрудничества со сверстниками тре­бует такой организации действий детей, при которой сторо­ны понятийного противоречия представлены группе как пред­метные позиции участников совместной работы, нуждающи­еся в координации.

    Для того чтобы возникло учебное сотрудничество с самим собой, нужно учить детей обнаруживать изменения собствен­ной точки зрения» (выделено мною. -И.З.).

    Другими словами, сотрудничество обучающегося с разными субъектами учебного процесса характеризуется особенностями его содержания, структуры, что необходимо учитывать при его ор­ганизации.

    Общая характеристика влияния сотрудничества на деятельность

    Подавляющее большинство исследований сравнительной эф­фективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) сви­детельствует о положительном влиянии специально организован­ного учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается, в частности, в том, что в усло­виях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслитель­ные задачи (Г.С. Костюк и др., В. Янтос), лучше усваивается новый материал (В.А. Кольцова и др.). В работах Х.И. Лийметса, например, было показано активизирующее и мотивирующее влияние групповой работы учеников на повышение уровня их ком­муникативных умений .

    Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схе­ме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в реше­нии тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%. Исследования показали также неоднозначность решения вопроса однородности (гомогенности) или разнородности (гетеро­генности) состава сотрудничающей группы и преимущества ор­ганизации внутригруппового сотрудничества по диадному, триадному или общегрупповому принципу. Однако, по данным мно­гих исследований, триада продуктивнее диады (Л.В. Путляева, Р.Т. Сверчкова, Я.А. Гольдштейн, Т.К. Цветкова) и общегруппового (7-12 человек) взаимодействия (Я.А. Гольдштейн), хотя коллективообразующие преимущества группы трудно переоце­нить (Л.А. Карпенко). Но в любом варианте организации сотруд­ничества оно эффективнее индивидуальной работы.

    Характеризуя преимущества триады, Л.В. Путляева и Р.Т. Сверчкова отмечают большую коллегиальность, большую аргументированность (за счет большего, чем в диаде, количест­ва возникающих мыслей), большую контактность и лабильность группы. Существенно, что появление в системе общения треть­его лица придает ей новое качество - рефлексивность. Отмечен­ные преимущества триады важно учитывать при организации об­разовательного процесса, ибо в практике обучения все еще наи­более распространены индивидуальные и диадные (работа в па­рах) формы работы при фоновой, часто не точно управляемой, фронтальной работе класса.

    Организация общегруппового сотрудничества представляет, конечно, еще большие (по сравнении с триадной организацией) трудности, но именно она может подготовить формирование группы как совокупного коллективного субъекта для равно-партнерского сотрудничества с учителем, где формируется коллективная деятельность. При этом принцип коллективной дея­тельности реализуется в трех планах: установкой обучающихся на коллективное творчество, активным участием каждого уча­щегося в решении поставленной задачи и выбором каждым уча­щимся личностно-значимого предмета деятельности в смысле зна­ния средств обозначения этого предмета, способов его выраже­ния и его предпочтения, что обеспечивает индивидуализацию учеб­ного процесса.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!