Тургенев иван сергеевич бежин луг анализ произведения. Отзыв о рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг

Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

Жанр, направление

Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.

Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.

Суть

Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.

Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.

Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в , там описаны основные события из рассказа.

Главные герои и их характеристика

  1. Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша , является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья , по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя , мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня . Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.
  6. Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

    Темы и проблемы

  • Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
  • Отдельной строкой можно выделить тему народных верований , примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
  • Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

Чему учит?

Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.

Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Комплексный анализ рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

«Бежин луг» вошёл в сборник «Записки охотника». Но мне кажется, что этот рассказ отличается от других, и не столько главными героями или сюжетом, сколько настроением. Строчки дышат спокойствием и красотой, атмосфера народных сказаний захватывает, почти околдовывает читателя…

Как и большинство тургеневских рассказов, «Бежин луг» начинается пейзажем. Всё в картине этого «прекрасного июльского дня» создаёт ощущение гармонии природы: и «приветно лучезарное» солнце, и «золотисто-серые, с нежными белыми краями» облака, и постоянно «лёгкого, бледно-лилового» цвета небо. Но вот наступает ночь, и лирический герой — охотник — оказывается в совершенно незнакомых ему местах. Его охватывает «неприятная, неподвижная сырость», над головой носятся летучие мыши… но, несмотря на это, в рассказе нет тревоги: в монологе охотника нет страха или паники («Вот как только я выйду на тот угол… тут сейчас и будет дорога»). Однако появляется новое настроение, ночное ожидание необычного и загадочного, природа олицетворяется:

«с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак…», белые камни «сползлись… будто для тайного совещания». Ночью мир изменяется, герой видит, казалось бы, реальные предметы по-иному, и это отражается в эпитетах: «стальные отблески воды», «синеющая воздушная пустота».

Но в середине этой ночи, «под самой кручью холма», светятся два костра, зажженные людьми. Кажется, что эти огоньки контрастируют с царящей вокруг темнотой, как и само появление людей здесь, на Бежином лугу… Но так ли это?

У костров сидели крестьянские ребята из соседней деревни, пригнавшие лошадей в ночное. «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Лирический герой знакомит читателя с каждым из них: и с сыном богатого крестьянина Федей, и с мечтательным Костей, и с тихим, молчаливым Ваней. Но особенно охотник обращает внимание на Павлушу и Илью, не только в момент встречи, но и после. Почему?

На первый взгляд, их характеры противоположны: Павел прям, активен, смел (это он первым бросается к табуну, когда волки подбираются слишком близко), а Илья - болезненен, задумчив, он лучший рассказчик среди этих ребят, «знаток народных преданий».

Охотник притворяется спящим, и ребята возобновляют прерванный приходом барина разговор. Разговор о русалках, утопленниках и домовых… А рядом «мрак борется со светом»: то исчезает, то появляется пламя костра, то приходят, то уходят тени — и настроение волшебства, таинственности усиливается.

Рассказ Кости о русалке прерывается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком». Природа оживает: «казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким острым хохотом…». И в реакции ребят на эту ночную перекличку отражаются их характеры. Илья шепчет молитву, веря, что это разговор лесной нечисти, но крик Павла «Эх вы, вороны… чего всполохнулись» отгоняет страхи ребят. Позже, когда залают собаки, Павел бросится в лес за ними, вызывая восхищение рассказчика: «он был очень хорош в это мгновение… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».

Разговор заходит о самом загадочном — о Тришке, «таком удивительном человеке, что и взять его нельзя будет, и ничего сделать ему нельзя будет». Но если Илья «с жаром» рассказывает о его чудесной силе, Павел более прозаичен: его описание паники в деревне вызывает у ребят смех. Непонятно, действительно ли он верит в рассказы Ильи: на рассказ о страшном голосе из «бучила» он спокойно «замечает», что это может быть душа утопленного лесника; несмотря на то, что слышит зов водяного, набирает воды из реки. Он негласный лидер мальчишечьей компании: у него Костя спрашивает совета («ты, может быть, знаешь…»); когда рассказчик уходит, он «один… приподнялся до половины и пристально посмотрел» на охотника. Смерть Павла, о которой говорится в коротком эпилоге, ещё раз подчёркивает ту «смелую удаль», которую почувствовал в нём лирический герой:

«он не утонул: он убился, упав с лошади…».

Рассказы ребят удивительно гармонично вписываются в окружающий ночной пейзаж. И сами они кажутся частью Бежина луга, где словно действительно бродят утопленники, а в речке живут водяные и русалки. Та ночь, в которой заблудился охотник-барин, для Павла привычна: он уходит к реке один, легко находя дорогу.

Мне кажется, Бежин луг — это олицетворение, символ красоты души русского крестьянина, его поэтичности, которая отражается в характере Кости, и его силы, «твёрдой решимости», которыми пронизан образ Павла.

Ефремова Татьяна, 10 класс, 2002

Иван Тургенев - подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.

Особенности пейзажа

Природа занимает в небольшом рассказе Тургенева особое место, словно становится еще одним его действующим лицом. Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия, что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины. Посмотрим, как описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает воплотить в жизнь авторский замысел.

Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту в Тульской губернии, при этом время действия также указывается - «прекрасный июльский день». Какая же картина встает перед глазами читателей, знакомящихся с рассказом?

  • Раннее ясное утро. Интересно, что, будучи настоящим знатоком народных примет, Тургенев обозначает, что такая погода, как правило, устанавливается ненадолго.
  • Утренняя заря заливается кротким румянцем, будто робкая стыдливая девушка.
  • Солнце - приветливое, лучезарное, доброжелательное, сам образ дарит хорошее настроение.
  • Описывая небо, Тургенев активно использует уменьшительно-ласкательную лексику: «облачка», «змейкой», сравнивает облака с разбросанными по бескрайней морской глади островами.

Картина действительно восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.

Композиция

Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:

  • Описание прекрасного утра, которое переходит в погожий день, будто идеально созданный для охоты.
  • Охотник заблудился, вокруг него сгущается тьма.
  • Встреча с мальчиками, мир вновь обретает свои прекрасные краски.
  • Ночь становится торжественной и величавой.
  • Наступает утро.

Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.

Природа и настроение героя

Итак, сначала Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое настроение персонажа. Он настрелял много добычи, насладился удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.

Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным - окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился. И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса - летучие мыши, ястреб. Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.

Картина ночи

Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:

  • Ночь приближается, «словно грозовая туча».
  • Темнота «льется».
  • «Все кругом чернело».
  • Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в кустах.
  • Мрак становится угрюмым.
  • Жалобно пищит испуганный зверек.

Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.

Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.

Встреча с мальчиками

В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:

  • Небо стало торжественным и таинственным.
  • Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей - лошади и собаки. При этом очень важны звуки - если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.

Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.

Способы художественного рисования

Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.

Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:

  • «Круглое красноватое отражение».
  • «Длинные тени».

Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:

  • пыль несется;
  • тени добегают;
  • мрак борется со светом.

Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах - «запах русской летней ночи».

В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.

Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

…мрак боролся со светом…

За окном зима, а нам предстоит окунуться в магию летней ночи, встретить яркое летнее утро. Ребята, вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» из книги «Записки охотника». Сегодня мы будем работать над анализом данного художественного произведения, постигать его своеобразие.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времен Ивана Грозного. Мать писателя – богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. До конца жизни Тургенев сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. Но в то же время он стал рано замечать несправедливое отношение к крепостным крестьянам. И русский дворянин, барин, дал себе клятву, бороться с крепостничеством до конца.

И вот 1852 году в свет выходит книга, принесшая Тургеневу всемирную известность. Это книга «Записки охотника». Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и делится с читателем личными впечатлениями от увиденного.

В «З.о.» Тургенев выступает против крепостного права. За эту книгу Тургенев был выслан в собственное имение Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год, без права появления в Москве и Петербурге в течение двух лет. Он не только выказывает сочувствие лишенным свободы крестьянам, а показывает, как много интересных, талантливых, душевных людей среди них.

В 1864 году Тургенев был приглашен на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника Н. Милютина было сказано: «Государь лично объявил, что чтению «Записок охотника» Тургенева он обязан в сильной степени своей решимостью отменить крепостное право».

    Текстуальный анализ.

    Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

В рассказе Тургенева Ильюша рассказывает о том, что работает. Где работает Ильюша вместе со своим братом? «Мы в лисовщиках состоим». Как к этому отнеслись другие ребята? Мы видим реакцию Павлуши, который говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!»

    Начнем с характеристики мальчиков. Ориентируемся на данные вам вопросы. О чем говорит внешность мальчика, на какие портретные детали обращает внимание автор. Как характеризует героя его манера рассказывать. Каково авторское отношение к герою, в чем оно выражается. Кто из мальчиков вам понравился больше всего и почему?

Федя. Единственный из ребят, кто выехал в поле не по нужде, а для забавы, потому что принадлежит к богатой семье. Это видно по одежде. Пестрая ситцевая рубаха, новый армячок, сапоги его …были точно его сапоги, не отцовские. Внешне красив и статен, кроме того, он старший, сознает сове превосходство и значимость, ведет себя соответственно, об этом нам говорят авторские замечания. Федя деловито управляет разговором – «сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство », «с покровительствующим видом сказал Федя».

Костя: мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, ….Автор обращает особое внимание на глаза Кости: «странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, по крайней мере, - не было слов». Почему автор обращает особое внимание на глаза Кости? Взгляд характеризует мальчика как очень интересного человека, в его глазах скрыта какая-то тайна.

Ильюша внешне непримечателен. «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно». Но Ильюша самый талантливый рассказчик, «лучше других знал все сельские поверья».

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит:

«-Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, …гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!». «Он выставил свой свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза». Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Павлуша : «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу». Дальше автор называет мальчика Павлом, что говорит о его уважении к мальчику. И ТОЛЬКО О ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ сообщает Тургенев.

В Павле есть рискованное начало.

«Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Русское слово храбрость не равнозначно слову героизм. Это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. Добрый человек в русском представлении удалой, а не просто смелый или отважный, т.е. не расчетливо идущий на смелый поступок, а тот, кто личным выбором решается на рискованный шаг. Тургенев обращает внимание на то, что Павел – удалой наездник, найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль: «Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша».

Павел действительно смелый мальчик: «Ну, ничего, пущай! – произнес Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь». Он один не испугался поехать за собаками, которые подняли лай. «Я думал, волк, - прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью ».

Манера рассказывать мальчиков.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали….. «с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…», «с жаром подхватил Ильюша».

Костя, который действительно верит в то, что рассказывает. Костя очень выразительно рассказывает о горе Феоктисты, у которой сын утонул, сочувствует её горю: «уж как же она его любила, Васю-то!».

Павел немногословен, делает наблюдения, что происходит за пределами узкого круга ребят, изредка интересуясь предметом разговора «Вишь как! …Чего же он [домовой] раскашлялся?». Павел деловит. В то время, как Илья с жаром рассказывает про Тришку, несколько раз повторяя одно и то же: «такой удивительный человек», Павел: «продолжал своим неторопливым голосом».

    Проанализируем пейзажные зарисовки. Посмотрите, какие картины природы вдохновляли Тургенева. Это места его родовой усадьбы Спасское-Лутовиново. Наша задача – понять, какую роль играют описания природы в рассказе. Для этого нам нужно знать функции пейзажа в художественном произведении. Давайте их вспомним.

психологическая

Ункции пейзажа в художественном произведении.

2 Второй ряд выписывает слова и словосочетания, характеризующие цветовую гамму утра в конце рассказа.

3 Третий ряд работает с описанием ночи. Выписываете цветовую гамму ночи, ночные образы и звуки.

Цветовая гамма утра:

Нежно-розовый, золотистый, блеск кованого серебра, серебристо-янтарный.

Цветовая гамма другого утра:

Алые, красные , золотые потоки молодого горячего света, лучистыми алмазами, по зазеленевшим холмам. Мерно всплывает (солнце) и «свет лился потоком».

Чем отличается цветовая гамма первого утра от цветовой гаммы второго утра? Краски первого утра приглушенные, спокойные, слабо мерцающие, краски второго утра яркие, насыщенные, наполнены энергией и жизненной силой. Какой цвет, в первую очередь, говорит об этом? красно-алый цвет вызывает у человека состояние активности, смелости; является воплощением радости, пульсирующей энергии, жара. Это самый яркий цвет, цвет мужества, волевой, жизнеутверждающий.

6. Почему автор, описывая утро в начале и в конце рассказа, рисует контрастную картину? Первый пейзаж мы видим до встречи охотника с мальчиками, а второй – после встречи, которая о многом заставила задуматься и охотника, и читателя. Второй пейзаж – жизнеутверждающий, поэтому в нем так много живого, яркого света, он побеждает ночной мрак.

С каким героем вы бы ассоциировали красный цвет? С Павлушей. Какому герою больше подходит серебристый мерцающий звездный свет? Ване, который восхищается красотой звезд.

7. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча , отовсюду лилась темнота . Всё кругом быстро чернело и утихало. С каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак , небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи . Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука.

Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Какими запахами наполнена русская летняя ночь?

Каково душевное состояние охотника с наступлением темноты?

«Вошел, точно в погреб», «жуть», «чувство таинства», «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «немо», «уныло висело небо», «пискнул жалостно». Охотник очутился над бездной.

Как меняется описание ночи, когда охотник присаживается к костру крестьянских мальчишек? Почему?

Детский костер является теплым, живым островком в необъятном мраке ночи. «Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

«торжественно и царственно сияла ночь; бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Мы видим красоту и величие природы, которые доступны любому человеку, независимо от сословия, над нами всеми огромное небо с бесчисленными звездами.

8. Давайте сделаем вывод и определим функции пейзажа в рассказе «Бежин луг».

      Эстетическая. Тургенев показывает красоту природы, используя выразительные средства языка. Например, много эпитетов: чудесный, золотой, томительный запах, кротким румянцем.

      Функция контраста. По контрасту строится описание первого утра и второго. И в целом описание пейзажа – день и ночь, мрак и свет.

      Функция психологическая, когда мы видим душевное состояние охотника с наступлением ночи.

      Культурологическая. Автор продолжает пушкинские традиции в описании русского самобытного пейзажа, показывая его бинарность, двойственность – кротость и буйство (приглушенность красок и их яркий разлив в утреннем небе), печаль и просветленность (угнетенное состояние с наступлением ночи и победу света в финале рассказа).

      Философская функция.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. Мрак боролся со светом. Объясните, пожалуйста, прямой и переносный смысл противопоставлений в тексте – день и ночь, мрак и свет. В прямом смысле – свет огня и свет утра борются с мраком ночи. В переносном смысле огонь – одна из стихий, символ защиты. В рассказе будто звучит голос духа природы. Происходит борьба добра и зла, побеждают добрые силы, мы видим это по жизнеутверждающему финалу рассказа.

В рассказе Бежин луг все движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу. Источником этого движения является природа. В жизни есть темная сторона и светлая сторона. Любовь и ненависть. Забота о ближнем и жестокость, крепостное право. Жизнь и смерть. В конце рассказа автор сообщает нам о гибели Павлуши.

9. В жизни крестьянских ребятишек, о которых рассказывает Тургенев есть и печали, и радости. Какие это радости и какие печали?

Печали

    Тяжелая работа

    Частые болезни

    Недоедание

    Отсутствие возможности учиться

Радости:

    Возможность выходить в ночное, общаться со сверстниками, с природой.

    богатоевоображение

    поэтическая сторона жизни

    ребята проходят настоящую школу жизни, учатся быть добрыми, сильными, не бояться трудностей.

    10. О чем вас заставил задуматься рассказ Тургенева?

Домашнее задание. Составить кинокадр по одному из эпизодов рассказа.

Широкой кистью рисовал многие бытовые черты современного ему крестьянства, останавливаясь на тех сторонах его жизни, которые наиболее бросались в глаза. Так, в повести «Бежин Луг » из сборника «Записки охотника» изобразил он невежество русской деревни, с её верою в приметы, предчувствия, – словом, с тем суеверным мистицизмом, который граничит еще с языческим представлением о жизни природы.

Рассказы о домовом, лешем, водяном, о русалках, об оборотничестве, о таинственных голосах и привидениях, – рассказа, вложенные в уста крестьянских детей, рассказанные ночью, у трепещущего огнем костра – полны своеобразной мистической прелести. Дети верят тому, что рассказывают сами, и таинственная обстановка, в которой происходит их своеобразная беседа, покоряет воображение читателя, увлекает и его за собой в чудесный мир народных верований... Автору удалось удивительно верно уловить настроения ночной природы, в которых некоторую роль всегда играет таинственное чувство страха. Это мистически приподнятое настроение возбуждает фантазию детей и помогает им с особой силой творить соответствующие образы.

И. С. Тургенев. Бежин луг. Аудиокнига

Все рассказчики обрисованы, в психологическом отношении, удивительно тонко; в их детских лицах уже намечаются все те черты, которые, со временем, разовьются и в зрелом возрасте резко определят их. Один из мальчиков, Павлуша – самый зрелый в умственном отношении; подобно Хорю , он – натура уравновешенная, человек ума, способный ко многому отнестись критически, с лукавым здравомыслием. В нем намечается уже будущий работник, спокойно, без страха смотрящий в жизнь.

Этому спокойствию особенно способствует тот «фатализм», который укрепляет его душу несокрушимою верою в то, что «от судьбы не уйдешь». Когда все его товарищи, запуганные рассказами и впечатлениями ночи и непонятным лаем собаки, – совершенно растерялись, он один, с хворостиной в руках, идет в ночную тьму разузнать причины беспокойства. Это стремление всему найти естественную причину, и, в то же время, отсутствие страха перед «судьбой» – характерная черта его трезвого ума.

В лице Ильюши вывел Тургенев человека, рабски покорившегося всем, самым нелепым представлениям народного мистицизма: он знает множество фантастических поверий, верит в сны, в приметы, – словом, являет собою яркий образец народного невежества, в самой дикой, нелепой его форме.

В рассказах третьего мальчика, Кости, эта вера в фантастические образы принимает несколько иной характер, – он умеет прочувствовать красоту всех этих народных представлений, – он является поэтом-мистиком.

В своей повести Тургенев дает понять, сколько зла причиняет темному деревенскому люду его невежество, сколько жертв приносит необразованный люд своему дикому суеверию: плотник Гаврила, увидевший русалку, стал томиться какой-то тяжелой думой; баба Ульяна ночью на паперти увидела своего «двойника», поверила тому, что умрет скоро, и до такой степени прониклась ожиданием, что действительно умерла. Красавица-Акулина сошла с ума, увидев водяного. Приметы, предчувствия, таинственные, зовущие голоса, – все это тяжелым гнетом лежит на темном человеке и жизнь его делает «несвободной»...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!