Тургенев иван сергеевич. Предлагаем вашему вниманию письмо читателя о встречах с русалками в кабанском районе бурятии



В мифах и легендах народов мира существует много поверий и сказаний о различных мистических существах, таких как лешие, сирены, русалки и другой нечисти.

В древней Руси существование русалок не вызывало ни у кого сомнения, это было вполне обычным явлением. Во многих старинных русских книгах очень часто описывается поведение этих загадочных существ, их внешний вид и повадки, среда обитания и контакты с человеком. Даже такие известные поэты и писатели, как Пушкин, Тургенев, Лермонтов и Гоголь в своих произведениях упоминают русалок.

С Иваном Сергеевичем Тургеневым в молодости произошел интересный случай. Как-то, купаясь в реке, ему довелось видеть русалку, которая начала преследовать его в воде, а затем и в поле. Отстала она от него только тогда, когда Тургенев попросил помощи у пастуха, который прогнал её кнутом. Впоследствии писатель рассказал эту историю своим коллегам Флоберу и Мопассану, произведя на них очень сильное впечатление.
Мопассан даже написал новеллу под названием "Ужас", в которой описал эту встречу.

По народным поверьям раз в году была так называемая Русалочья неделя, когда люди не купались в реке и не рыбачили. Начиналась она сразу после троицы. Многие очевидцы встреч с русалками рассказывали, что они могут воровать гребни в деревенских банях для того, чтобы расчесывать свои длинные волосы.

В Америке русалок называют "Пери", в Чувашии - "Ар-сурри", в Грузии-"Каджи". Славяне звали их "Дивы". Говорят, русалки в молодости очень красивы. В старости русалки становятся безобразными и страшными, поэтому их называли кикиморами. Русалок издавна боялись; они заманивали мужчин в озера, реки или болота, вступали с ними в интимную связь, а потом топили. Некоторые из мужчин все-таки вырывались из их плена и после чего рассказывали о том, что с ними произошло.

Эта история произошла в Западной Сибири на одном из лесных озер в 1952 году. На берегу озера отдыхала молодая пара. Парень пошел купаться и вдруг, неожиданно рядом с ним, вынырнула русалка. У нее были большие синие глаза и длинные черные волосы. Русалка с улыбкой протянула к парню руки. Испугавшись, молодой человек поплыл к берегу, где ему помогла выбраться из воды его жена, которая наблюдала за всем происходящим на берегу озера. Русалка вырвала у неё платок и, рассмеявшись, нырнула в воду. Местные старожилы часто наблюдали в этом озере русалок и никогда в нем не купались.

В Сибири 1958 года девочка, проживавшая в небольшой сибирской деревне, видела русалку. Впоследствии, уже взрослой женщиной, спустя 29 лет в 1987 году, она рассказала про этот случай корреспонденту одной из местных газет: "Я прогуливалась неподалеку от озера, и увидела на берегу незнакомую женщину. У нас деревня маленькая была, все друг друга знали, поэтому я решила подойти поближе, и познакомиться. И как только я подошла к ней, женщина прыгнула в воду. Впоследствии русалку убил один из жителей деревни П. Сафонов и после чего, вытащив из воды, показывал всей деревне. Руки, голова и тело у русалки были человеческие, а вот вместо ног - черный рыбий хвост, покрытый чешуёй."

Люди встречали русалок не только в старые времена, но и до сих пор встречают в наше время.

Музыкант Вячеслав Тетрус, лидер группы "Орел", в августе 1991 года отдыхал возле мыса Айя. Вечером 21 августа он с друзьями решил прогуляться к морю, чтобы искупаться. Лежа в воде и любуясь на полную луну, метрах в ста от берега, он почувствовал, как кто-то его гладит по плечу. Сначала, рассказывает он, у меня промелькнула мысль, что это друзья решили подшутить надомной, я резко обернулся, но услышал только всплеск. В панике я начал плыть к берегу, и у самого берега опять почувствовал удар сзади по плечу. Обернувшись, при свете луны я увидел девушку, которая манила меня к себе. Я в панике и с криком вылез на берег. Подбежавшим друзьям, при свете лунной дорожке, удалось разглядеть мелькнувший в брызгах воды темный рыбий хвост. Вячеслав целый час приходил в себя. Спустя некоторое время ему захотелось снова повидать русалку. Теперь он часто приезжает летом на отдых в Батилиман, но больше с русалкой так и не встречался.

Этот случай произошел в июле 1987г. Антоний Азаманский в полнолуние около двух часов ночи возвращался из деревни Васильевка в соседнюю деревню Малиновка Белогорского района. По дороге домой, возле старой мельницы, Антоний услышал шум воды в канале. Подойдя поближе к берегу, он увидел на другой стороне канала, под терновыми кустами красивую белокурую женщину с длинными волосами. Стоя по пояс в воде, она протягивала к нему руки. Загипнотизированный взглядом русалки, Антоний направился к ней в воду. Канал был неглубокий, около восьмидесяти сантиметров, на дне которого находился черный мягкий ил. Погружаясь дальше в ил, он приближался к русалке. Русалка отступила под свисавшие над водой ветви терновника. Уколовшись о терновник, Антоний пришел в себя от гипноза и ему стало страшно. Антоний поспешно вернулся обратно на берег и побежал в Малиновку. На следующее утро, рассказав об это случае друзьям, они пошли на заброшенную мельницу, но русалки не увидели. Исследовав это место, обнаружили вход в грот, который вел из воды под мельницу.

Спустя несколько дней, на том же месте русалку видел и Юрий Танылин. Несколько минут он наблюдал за ней, но в воду так и не пошел, вовремя вспомнив рассказы Антония.

Спустя месяц в том же канале утонул тракторист Иван, который ночью возвращался той же дорогой домой. Его тело обнаружили под старым арочным мостом. Иногда, обычно после троицы, около полуночи, проходящие мимо люди, до сих пор встречают завораживающую своим взглядом русалку.

В 1986 году, в начале августа месяца, судно Одесской морской компании “Узлен” направлялось из Одессы в Сингапур. В водах индийского океана, приблизительно около полуночи, Виктор Танилин сменился с вахты, он отдыхал в каюте, читая свою любимую книгу. В определенный момент Виктор ощутил на себе чей-то взгляд. Подняв голову, он увидел в окне иллюминатора лицо смуглой длинноволосой девушки. С его слов, глаза у русалки были светлые, немного больше обычных, волосы темные. Русалка пристально на него смотрела несколько секунд. Виктор очень испугался и выбежал из своей каюты в соседнюю, к друзьям. Через некоторое время, вернувшись уже втроем, они так больше никого и не увидели.

Особенно часто моряки встречают русалок, но многие молчат о таких случаях, так как боятся, что их посчитаю ненормальными или сумасшедшими. Очень часто встречали русалок в районе бермудского треугольника, в основном солнечную погоду, когда солнце находится в зените и в полнолуние.

Итак, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки», Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. Ильюша сидел рядом с Костей и все так же напряженно щурился. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Ваня не шевелился под своей рогожей. Я притворился спящим. Понемногу мальчики опять разговорились.

Сперва они покалякали о том и сем, о завтрашних работах, о лошадях; но вдруг Федя обратился к Ильюше и, как бы возобновляя прерванный разговор, спросил его:

Ну, и что ж ты, так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, - отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты - фабричные!..

Ну, так как же ты его слышал? - спросил Федя.

А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие ребятишки; всех было нас ребяток человек десять - как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите». Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал - дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим - ничего… Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

Вишь как! - промолвил Павел. - Чего ж он раскашлялся?

Не знаю; может, от сырости.

Все помолчали.

А что, - спросил Федя, - картошки сварились?

Павлуша пощупал их.

Нет, еще сыры… Вишь, плеснула, - прибавил он, повернув лицо в направлении реки, - должно быть, щука… А вон звездочка покатилась.

Нет, я вам что, братцы, расскажу, - заговорил Костя тонким голоском, - послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.

Ну, слушаем, - с покровительствующим видом сказал Федя.

Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?

Ну да; знаем.

А знаете ли, отчего он такой все невеселый, все молчит, знаете? Вот отчего он такой невеселый. Пошел он раз, тятенька говорил, - пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел - Бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, - а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный… Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он все невеселый ходит.

Эка! - проговорил Федя после недолгого молчанья, - да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить, - он же ее не послушался?

Да вот поди ты! - сказал Костя. - И Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький, жалобный, как у жабы.

Твой батька сам это рассказывал? - продолжал Федя.

Сам. Я лежал на полатях, все слышал.

Чудное дело! Чего ему быть невеселым?.. А, знать, он ей понравился, что позвала его.

Да, понравился! - подхватил Ильюша. - Как же! Защекотать она его хотела, вот что она хотела. Это ихнее дело, этих русалок-то.

А ведь вот и здесь должны быть русалки, - заметил Федя.

Нет, - отвечал Костя, - здесь место чистое, вольное. Одно - река близко.

Предлагаем вашему вниманию письмо читателя о встречах с русалками в Кабанском районе Бурятии

— С детства я слышал от стариков суеверия о том, что русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно. Говорили, что во время русальной недели русалок можно увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и кладбищах, — начинаетсвой рассказ Николай Агапов.

— Я не верил, пока не нашел свои рыбацкие сети запутанными и рваными. Дедушка объяснил, что это русалки так балуются. Мой дедушка был приезжим, из Читинской области. И любил рассказывать «былички» тех мест. Каково же было мое удивление, когда я студентом в Новосибирске купил книгу этнографа Валерия Зиновьева. В ней обнаружил рассказы своего деда.

«Здесь луг большой, и колхозники всегда тут сено косили. Палатку ставили, в ней и спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди. На следующее утро все ушли на покосы, оставив в лагере молодого Ваньку. Посмотрел он на речку: из омута русалка выходит и идет к палатке. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней... взяла хлеб и ушла. А Ванька сидит ни жив, ни мертв.

Когда все собрались, он стал про все рассказывать. Ему не поверили: какая такая русалка! И вот сел другой караулить. А остальные тоже решили посмотреть. И увидели... Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они — в деревню. Заскочили в клуб (там раньше была церковь) — она за ними. И вот все увидели, как она встала, шагу сделать не может. И вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы и совсем пропала с глаз...», — написал Зиновьев со слов забайкальских гуранов.

Тащили на дно

В один из приездов на родину предков я позвал друзей купаться на Селенгу. Девушек с нами не было. Чисто мужской компанией мы выпили немало спиртного, благо купание в реке заставляло быстро трезветь. Начало темнеть, и мы услышали девичий смех и всплески будто на том берегу Селенги или на одном из ее островков.

Как реагируют одинокие мужчины на манящий женский смех и песни? Как самый трезвый и лучший пловец, я кинулся в воду с желанием пригласить девушек к нашему костру. Пьяному море по колено, и я не рассчитал свои силы и течение реки. Отплыл от берега так далеко, что не видел друзей. Но и девушек, чей смех и песни слышал совсем недавно, не обнаружил. Совсем стемнело, когда я стал плыть обратно. И вдруг с ужасом почувствовал, что стягивает ноги. К этому прибавилось жуткое ощущение того, что кто-то тянет меня за ноги на дно!

От страха я начал бить ногами и сопротивляться. Но становилось только хуже, меня начинали тащить на дно сильнее. Иногда я оказывался под водой. Когда удавалось выныривать, я кричал изо всех сил друзьям на берегу. Но никто не слышал меня из-за громкой музыки…


Фото: magazin-pics.ru

Я уже думал, что погибну. К счастью, мой друг заметил наконец-то, что я странно плыву: то резко ныряю, долго не всплывая, то пытаюсь кричать. Друзья подплыли ко мне на лодке и вытащили. Трясло меня долго. Не от холода, а от ужаса. Не помогла и выпитая водка. А пьяные друзья не верили и смеялись надо мной, когда я чертил крест на земле перед палаткой. Вокруг нее я нарисовал круг, как герой фильма ужасов «Вий». Только после этого обиженный смехом друзей я уснул. Ночью в темноте я не заметил синяков на ногах. Только утром друзья ахнули: на ногах синяки — отпечатки от огромных рук.

Уже в городе знакомый врач скептически отметил, что мой случай можно объяснить галлюцинацией от нехватки кислорода.

— Ты тонул, выныривал, еще и выпил хорошо перед этим, курил. Типичное голодание мозга. Вот и померещилось всякое, — посмеялся надо мной врач.

Но я больше поверил в мистику, когда узнал, что купался с друзьями в канун Троицына дня. Оказалось, это самая приятная пора земной жизни русалок. Они бегают по ржи, хлопают в ладоши и громко кричат: «Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!». В эту пору русалки чаще всего нападают на людей.

Что говорят в народе о русалках

Во многих старинных русских книгах очень часто описываются поведение этих загадочных существ, их внешний вид и повадки, среда обитания и контакты с человеком. Даже такие известные поэты и писатели, как Пушкин, Тургенев, Лермонтов и Гоголь, в своих произведениях упоминают русалок.

С Иваном Сергеевичем Тургеневым в молодости произошел интересный случай. Как-то, купаясь в реке, ему довелось видеть русалку, которая начала преследовать его в воде, а затем и в поле. Отстала она от него только тогда, когда Тургенев попросил помощи у пастуха, который прогнал её кнутом. Впоследствии писатель рассказал эту историю своим коллегам Флоберу и Мопассану, произведя на них очень сильное впечатление. Мопассан даже написал новеллу под названием «Ужас», в которой описал эту встречу.

По народным поверьям, раз в году была так называемая русальная неделя, когда люди не купались в реке и не рыбачили. Начиналась она сразу после Троицы. Многие очевидцы встреч с русалками рассказывали, что они могут воровать гребни в деревенских банях для того, чтобы расчесывать свои длинные волосы. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг.


Фото: proza.ru

Если во время русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы уберечься от приворота русалок, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Русалки считались речными богинями, требовавшими жертв, и владелицами сокровищ, чаровницами. Их сообщество пополнялось за счет утопленниц и самоубийц, а также девочек, родившихся мертвыми или умерших без крещения.

Некрещеные младенцы, обратившиеся в русалок, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, они уносятся из воды на воздух и трижды просят себе крещения. Кто услышит это, должен сказать: «Я тебя крещаю, Иван и Марья, во имя Отца и Сына и святого Духа». Тогда детскую душу возьмут ангелы, а если никто не услышит ее призыва, то нечистая сила.

Становились русалками и дамы, имевшие привычку купаться без нательного креста. Они вечно юны, красивы и живут в кристальных дворцах на дне водоемов. Командует ими царица, назначаемая Водяным (нередко она же становится и его супругой). Считается, что без ее указания русалки не имеют права ни погубить, ни испугать человека. А еще они превосходно поют. Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русальную неделю получают свободу и скрываются на дне речном.

С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи. Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия.


Фото: gtksuzdal.ru

В разных местах русалка погребалась по-своему — в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

А вот новая история про русалку, случившаяся с нашим известным писателем Тургеневым. Всё описанное в статье является правдой до последней запятой и каждый желающий сможет это проверить, если захочет.

Тургенев был большим любителем охоты и постоянно бродил по местным лугам и оврагам в надежде чего-нибудь подстрелить. Однажды он забрался довольно далеко от своего поместья в места, ему незнакомые. Была середина лета и стояла удушающая жара. В лесу, где бродил писатель, он наткнулся на уединённое озеро. Измученный жарой, он решил искупаться. Разделся и прыгнул в воду. Плескался-плескался, и вдруг почувствовал, что сзади кто-то дотронулся до его спины. Он обернулся и увидел...

А вот это надо описать подробнее, что именно он увидел. Существо напоминало карикатурное изображение женщины: всё покрытое волосами, на голове волосы были перемешаны с водорослями, лицо наполовину человечье и наполовину обезьянье, и прямо перед ней на воде плавали её огромнейшие груди в форме небольших бочонков. А в глазах стояла непередаваемая похоть. Существо явно намерилось испытать с человеком все радости любви.

Тургенев выскочил на берег, схватил одежду с ружьём и бросился в панике бежать. Но волосатая тварь бегала явно быстрее. Она от писателя не отставала, постоянно держалась сразу за ним, на ходу по-прежнему дотрагивалась до его спины и издавала какие-то хрюкающие звуки с явным оттенком удовольствия. Судя по всему, тварь воспринимала этот бег как некое начало любовных приключений. И от этого писателю становилось только страшнее.

Не известно, что было бы дальше, но тут наши спринтеры выскочили на лужайку, где местный пастушонок пас коров из соседней деревни. Он огрел волосатую тварь своим кнутом и та повернула назад. Тургенев наконец смог перевести дух. После того, как он оделся, он разговорился с пастушонком и тот поведал следующее. Будто местные называют эту волосатую тварь дикой бабой или сумасшедшей бабой и никогда не ходят к озеру, в котором она живёт и где решил искупаться писатель. На этом приключение писателя и закончилось.

Тургенев потом написал рассказ на эту тему, но так и не решился его опубликовать. А когда он был в Париже в салоне местной певицы Полины Виардо, там он этот рассказ прочитал. Среди гостей был французский писатель Мопассан (вроде как Мопассан, но точно я уже не помню). Он записал услышанный рассказ и потом его опубликовал. Поэтому сегодня этот рассказ можно найти в полном собрании сочинений Мопассана, а не Тургенева. К сожалению, уже не помню точно, как именно называется рассказ. То ли "Дикая баба", то ли "Сумасшедшая баба", то ли "Ужас" или как-то похоже. Поэтому тот, кто хочет узнать все детали сего происшествия, должен обратиться к сочинениям французского писателя и искать его рассказ.

Если проанализировать, как выглядят русалки в местных народных преданиях, то выяснится интересная особенность. Оказывается, вид русалок очень явно изменяется в направлении север-юг. В преданиях степной и лесостепной Украины русалки всегда выглядят как привлекательные красивые девушки (хотя бы в рассказах Гоголя). Но чем дальше к северу, тем отвратительнее становится русалка. На широте Москвы русалки уже красавицами не бывают, а на Севере они вообще жуткие уродины. И что самое интересное, в некоторых преданиях и быличках упоминаются огромнейшие молочные железы этих водных тварей и их привычка щекотать попавшего к ним человеком. В случае с Тургеневым именно так всё и было. И огромные молочные железы и постояные прикосновения водной твари к его коже, что можно было воспринять и как щекотку.

Моё мнение состоит в том, что эти безобразные русалки из русских сказок и быличек являются последними представителями неандертальского племени. Вспомните о так называемых палеолитических Венерах: это женские фигурки с огромными обвисшими грудями. Официально такая особенность объясняется желанием древнего скульптора подчеркнуть женскую сущность фигурки. Я же объясняю это тем, что такова была истинная фигура женщины того времени: как человек видел женщину, так он её и изображал.

Читать стих «Русалка» Лермонтова Михаила Юрьевича можно на нашем сайте. Литературоведы считают, что М.Ю. Лермонтов - последователь А.С. Пушкина. Однако, в отличие от своего кумира и предшественника, Лермонтов не столь увлекался старыми русскими сказками, легендами и преданиями. И всё же в его поэтическом наследии можно найти несколько работ, посвященных народному творчеству. Среди них и стихотворение «Русалка», которое он написал в 1836 году. Исследователи его творческого наследия полагают, что сюжет данного произведения, хотя и опирается на древнюю легенду о владычицах морских глубин, всё-таки имеет конкретного адресата. Речь идет о Екатерине Сушковой, бывшей возлюбленной поэта.

Текст стихотворения Лермонтова «Русалка» можно условно разделить на две части. Первая - это рассказ от третьего лица о ночном появлении русалки, её тщетных попытках дотянуться до луны и обрести долгожданное счастье с земным мужчиной. Вторая - грустная песнь самой русалки. Она рассказывает о прекрасном подводном мире с «хрустальными городами», о которых только можно мечтать. Но они, к сожалению, не могут принести ни счастья, ни любви. В них - только вечный покой для прекрасных «витязей чужой стороны».

Учить стихотворение Лермонтова можно онлайн на уроке литературы в классе. На нашем сайте можно полностью скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка – и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: “На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит – и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!”

Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!