Тувинские пословицы на русском языке. Пути постижения рубаи омара хайяма через переводы и тувинские пословицы

Исследовательская работа:

ЛЕКСИКО – СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК С КОМПОНЕНТОМ «ПУТЬ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО, РУССКОГО И ТУВИНСКОГО ЯЗЫКОВ)

Выполнила ученица 8 класса

Дугданова Арюна Ж.

Руководитель: Монгуш А.С

  • Шеми 2015

Введение

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа. Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют эти народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению.


  • Введение

Необходимо отметить:

  • многие английские, русские и тувинские пословицы и поговорки многозначны, что делает их трудными для толкования и сравнения;
  • в каждом языке существуют фразы и выражения, которые нельзя понимать буквально, даже если известно значение каждого слова и ясна грамматическая конструкция. Смысл такой фразы остается непонятным и странным.

Введение

Национальная специфика пословиц и поговорок наиболее ясно выявляется при сопоставлении разных языков. Известно, что русские, англичане и тувинцы - люди, живущие в разных социальных и природных условиях и имеющие разную историю, религию, нравы, принципы морали, психологию.

Вместе с народом и его языком рождается пословица, народ ею живет; в ней - его переживания, житейский опыт, его философия.


Введение

Актуальность работы:

Сравнительный культурологический анализ русских, английских и тувинских пословиц и поговорок.

Несмотря на повышенный интерес к фольклору в последние годы, данная область остаётся мало изученной сферой. В настоящее время возможно

говорить лишь о попытках анализа культурно-национальной специфики пословиц и поговорок русского и английского языков в сравнительно-типологическом аспекте. Вместе с тем тувинские пословицы и поговорки до сих пор мало исследованы, особенно в лингвистическом плане.


введение

Цель данной работы:

  • исследование особенностей русских, английских и тувинских пословиц и поговорок
  • проведение сравнительного анализа с точки зрения их происхождения и структурно-семантической характеристики

Введение

Задачи данной работы:

  • Изучить научную литературу, содержащую необходимые сведения по интерпретации пословиц и поговорок.
  • Охарактеризовать принципы классификации пословиц и поговорок русского и английского языков.
  • Провести сопоставительный анализ русских, английских и тувинских пословиц и поговорок на основе созданной нами предметно-семантической классификации.

Введение

Объект исследования:

русские, английские и тувинские пословицы и поговорки

Предмет исследования: лингвокультурологическое содержание пословиц и поговорок в русском, английском и тувинском языках


Сведения по интерпретации

пословица

Сведения по интерпретации

законченность и дидактическое содержание

пословица


Результаты исследования:

группы

английские пословицы и поговорки, которые полностью переводятся одинаково на русский и тувинский, то есть английский вариант полностью соответствует русскому и тувинскому;

английские пословицы и поговорки, которые частично переводятся на русский и тувинский, то есть английский вариант несколько отличается от русского и тувинского;

английские пословицы и поговорки, которые полностью отличаются переводом на русский и тувинский, то есть английский вариант не соответствует русскому и тувинскому.


Заключение

Хотелось бы отметить: пословицы, по утверждению В. Даля, «свод народной премудрости и суемудрия - это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

«Западная душа» гораздо более рационализирована, упорядочена, организована разумом цивилизации, чем русская и тувинская душа. Если англичане пользуются здравым смыслом, то русский народ подвластен чувствам и эмоциям.


Заключение

  • мы попытались применить все приобретенные нами в ходе работы знания путем подробного анализа, переосмысления и, наконец, перевода английских пословиц и поговорок с компонентом «Путь и дорога» на русский и тувинский языки.
  • К сожалению, тувинские пословицы и поговорки с теоретической точки зрения малоизученны. И это стало причиной нашей попытки рассмотрения их только при помощи перевода с русского и английского языков.
  • Многие пословицы и поговорки легко переводятся на русский и тувинские языки, другие же нуждаются в объяснении, так как наоборот, не имеют ничего общего, хотя можно иногда догадаться о смысле, что же англичане хотят сказать.

Заключение

  • Первоначально стояла задача в сравнении двух языков, но фактически материал позволил нам расширить границы двух языков и сравнить три языка, добавив наш родной тувинский язык.
  • Данный аспект языка раньше не исследовалось, и мы сделали попытку сравнить пословицы на трёх языках и у нас появилось желание продолжить исследование.

Английские пословицы

  • Where there is a will there is a way.

Русские пословицы

Тувинские пословицы

  • Где есть желание, там есть и выход (дословный перевод ).
  • Где хотенье, там и уменье (русская пословица ).
  • Жаждущий достигнет,
  • Кузел бар-ла болза орук ажык (дословный перевод)

Ищущий найдет. (дословный перевод)

  • Не захочешь – силы нет,

Не посолишь – вкуса нет

  • Кузээнин чедер,

(дословный перевод)

Сураанын тывар (тувинская пословица)

  • Дус чокта амдан чок,
  • Самый длинный путь - ближайший путь домой.

Тура чокта куш чок. (тувинская пословица)

(русская пословица)

  • Хотел прямиком, потерял девять дней (дословный перевод)
  • Торопливая мышь в молоке утонет
  • Эн-не кыска орук аал – чуртунче орук

(дословный перевод)

  • The furthest way about is the nearest way home

Дортааш тос хонар (тувинская пословица)

  • Далашкан куске сутке дужер

(тувинская пословица)

Примеры анализа и перевода английских пословиц и поговорок с компонентом «путь, дорога» на русский и тувинский язык


  • . Don’t halloo till you are out of the wood.

Не радуйся, пока не выбрался из лесу ( дословный перевод ).

  • Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь (русская пословица) .

Арыгдан унмейн чыткаш амырава (дословный перевод)

Не радуйся раньше времени (русская пословица) .

Эрте дээре амыравас

Не переходи моста, пока ты до него не добрался ( дословный перевод ).

  • Наперед не загадывай (русская пословица) .
  • Не дели не убитого медведя (русская пословица).
  • Утро вечера мудренее

Лучше сегодня -ливер

Don’t cross a bridge till you come to it.

Чем завтра – сало (досл перевод)

Ковуругге четпейн чыткаш ону кешпе.(дословный перевод)

Не увидев воды, не снимай сапоги, не увидев горы, не откидывай подол (тув нац-ая одежда,похожая на халат)

Уши первыми вырастают,

Да рога их потом обгоняют

(дословный перевод)

Даартагы чагдан

Богунгу окпе дээре (тувинская пословица)

Суг корбейн, идиин ужулба

Даг корбейн,эдээн азынма,

(тувинская пословица)

баштай унген кулакты,соннай унген мыйыс эртер (тувинская пословица)


. Harm watch, harm catch.

Часы вреда, выгода вреда

Будешь лихо караулить - лихо и подхватишь. Ср. За недобрым пойдешь - на беду набредешь. За худым пойдешь - худое найдешь. Не ищи беды: беда сама тебя сыщет.

  • Багай орук оруктава багай чувеге чедирер

Не верти зря вещь-сломаешь

Не ссорься с другом-разойдешься (досл перевод)

Злая мысль самому навредит (досл перевод)

За плохое не держись,

Хорошее не отпускай

(досл перевод)

Зди биле зттежирге,урззринин демдзз, эжи биле урелдежирге, чарлырынын демдзз (тувинская пословица)

Бак сагыш башка халдаар

(тувинская пословица)

Бак келзе,туттунма,

Эки келзе, салдынма. (тувинская пословица)

Ондар Алина

В исследовательской работе "Тувинские пословицы о маме" мы раскрыли смысл тувинских пословиц о маме, проанализировали пословицы о маме, провели анкетирование учеников 6 "Е" класса. Определили место данного слова в пословицах тувинского народа. Изучая тувинские пословицы о маме, мы пополнили свои знания, узнали побольше о культуре тувинского народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3Г КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Исследовательская работа

Тувинские пословицы о маме

Выполнила: ученица 6 «Е»класса

МБОУ СОШ №3 г. Кызыла РТ

Ондар Алина Ачытыевна

Руководитель: учитель русского языка и

Литературы МБОУ СОШ №3 г Кызыла

Ким-оол Чечек Семеновна

Кызыл

2016 год

Введение 3-4

Глава 1. О слове «мама» 5

Глава 2. Ассоциирование слова «мама» 6-7

Глава 3. Тувинские пословицы о маме . 8-12

Социологический опрос 13-15

Заключение 16

Список литературы 17

Приложение 18-23

Введение.

«Мама» - первое слово человека, который только что явился в мир. Так может быть, оно и было первым словом всего человечества? Не с него ли и ему подобных «детских» слов начался в глубокой древности наш язык?

Наше исследование посвящено слову «мама».

Цель : раскрыть смысл тувинских пословиц о маме;

Достижению поставленной цели способствуют задачи:

1. Изучение информации о тувинских пословицах о маме;

2. Анализ и систематизация тувинских пословиц о маме;

3. Провести анкетирование учеников 6 «Е» класса нашей школы.

Объектом нашего исследования являются тувинские пословицы.

Предмет исследования: тувинские пословицы, в состав которых входит слово «мама».

Методы исследования : поисковый метод, систематизация материала; обобщение

Актуальность данной темы состоит в том, что изучение тувинских пословиц о маме, их трактовка помогут глубже проникнуть в культуру и узнать мировоззрение тувинского народа.

Гипотеза: мы предполагаем, что изучая тувинские пословицы о маме, мы пополним свои знания, узнав побольше о культуре тувинского народа.

Практическая значимость : материалы могут быть представлены в форме сообщений, презентаций на уроках, на НПК, также могут быть помещены в школьной газете или в стенгазете.

Практическая часть работы : провели анкетирование среди учеников 6 «Е» класса нашей школы, собрали пословицы о маме.

Объём и структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, социологического опроса, библиографического списка, заключения. Объём работы составляет 17 страниц. Исследование дополнено приложением.

Глава 1. О слове «мама».

В языковой картине мира слово «мама» занимает особое место, потому что издревле она, то есть мать, имела в семье большой авторитет. Ее все уважали, потому что мать – самый главный человек в семье. Она рожает детей, кормит, воспитывает самым лучшим образом, чтобы ее дети выросли добрыми, хорошими, уважали и взрослых, и детей. Каждая мать желает своим детям только лучшее. Мать – начало всех начал.

Считается, что слово «мама» относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. Эти слова происходят из детского лепета и обозначают важнейшие для каждого человека понятия. К таким понятиям относятся, прежде всего, термины родства. Слог «ма» - самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово «мама» произошло, как предполагают, из повторения этого слога.

В тувинском языке слово «мама» переводится «авай». Это самое дорогое, самое нежное слово, которое произносит ребенок. Мама ассоциируется с солнцем, с теплом, с молоком.

Мама самая нежная, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, мудрая и заботливая. Мама всегда защищает, оберегает .

О маме очень много пословиц и поговорок, песен, стихотворений. Много рассказов и повестей разных народов о маме, о мамах, потому что нет главнее мамы на всем земном шаре!

Глава 2. Ассоциирование слова «мама»

Добро, тепло, солнце, улыбка, любовь, нежность, родина …

Мама у каждого из нас одна. В пословице говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Родина, Мать – это неразделимое целое, источник силы души каждого человека. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем Матери. Мать подарила жизнь каждому из нас и готова сберечь, защитить своё дитя в минуту опасности.

Мама – это самое священный человек, что есть на Земле.

Не случайны такие тувинские пословицы о маме:

  1. Если солнце – мать,

Отец – луна.

(Авазы хун болза,

Ачазы ай болур)

  1. Самый благодетельный человек – мать.

(Авыралдыг кижи – ава)

  1. Матери подражают.

(Иезин уктаар)

  1. Родная земля – матушка,

Чужая земля – мачеха.

(Оскен чери – торээн ие,

Оскелернии – сонгу ие)

Мама - самое прекрасное слово на земле.

Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы - самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь!

Глава 3. Тувинские пословицы о маме.

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. О пословице хорошо сказал Я.А. Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль.) В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др. Пословицы учат молодежь ценить дружбу, избегать плохих поступков, соблюдать правила этики в семье и обществе, быть всегда твердыми в своих решениях, оправдывать высокое звание человека, быть патриотом.

Пословицы и поговорки являются важной составной частью духовной культуры тувинского народа, образным элементом речевого обихода. Они отличаются своей меткостью, сжатостью и силой. Пословицы и поговорки - краткие образные изречения-отражают историческое прошлое, житейский опыт, уклад жизни, мировоззрение, поэтическую одаренность, мудрость тувинского народа. В них содержатся факты реальной жизни, хозяйственной деятельности (в основном кочевого скотоводства), наблюдения над окружающим миром и размышления о нем. Они – бесценный источник для этнографов, историков, философов и лингвистов.

Изучение пословиц обогащает речь, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Следует помнить, что пословицы воспитывают у всех чувство любви к родителям, стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, уважения к народу, создавшему такие пословицы.

Как и в русском языке, многие тувинские пословицы вошли в современную тувинскую речь, широко используются во всех сферах - политиками, в книгах, фильмах, песнях, газетах, журналах, в рекламе и в быту. Пословицы актуальны в любые времена, они были, есть и будут в нашей речи, поэтому мы их и учим.

Особое место в тувинском языке занимают пословицы о самом дорогом на земле человеке – маме.

Мама рожает и воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, создает семейный уют, согревает членов семьи теплом души и заботой, улаживает ссоры. Особое значение матери в семье отразили тувинские пословицы и поговорки. Бережное, нежное отношение к матери, народ передавал из уст в уста, из поколения в поколение.

  1. Среди толпы

Глаза матери добры.

  1. Если солнце – мать,

Отец – луна.

Хорошая вещь – пиала.

(Авыралдыг чуве – ава,

Аянныг эди – сава)

(Авазы хун болза,

Ачазы ай болур)

  1. Отца наследуют,

Матери подражают.

Какие качества матери подчеркивает народная мудрость?

Нежность, ласку, трудолюбие, терпимость, мудрость, любовь к детям, заботливость. Мать защищает, оберегает .

  1. Матери дети дороги,

(Авага ажы-толу артык,

Анчыга алды-киш артык)

  1. Думы матери о детях,

Мысли детей в степи.

(Ава кижи «толум» дээр,

Ажы толу «шолум» дээр)

  1. Среди толпы

Глаза матери добры.

(Улус аразындан ие караа чымчак)

Мама заботится обо всех в семье, старается создать уют, подарить всем внимание, заботу, тепло. Мы нашли подтверждение этому в таких пословицах:

  1. С матерью дочь – умелая,

С отцом сын – послушный.

(Иелиг кыс шевер,

Адалыг оол томаанныг)

  1. Наказ отца запоминай,

Слова матери уважай.

(Ада созун ажырап болбас,

Ие созун ижип болбас)

  1. Когда вспомнишь отчий дом,

То еды вкус теряется.

(Ада-ие сагынганда,

Аъш-чемде амдан чок)

  1. Имя, данное отцом,

Прозвище, данное матерью.

(Адан адаан адын,

Иен адаан шолан)

  1. Главное слово отца – «жить»,

Матери – «трудиться»

(Ада созу – амыдырал, ие созу – «ажыл-иш»)

Уважение и ответственность перед старшими мы наблюдаем в следующих пословицах тувинского народа:

  1. Наказ отца запоминай,

Слова матери уважай.

(Ада созун ажырап болбас,

Ие созун ижип болбас)

  1. Самый благодетельный человек – мать,

Хорошая вещь – пиала.

(Авыралдыг чуве – ава,

Аянныг эди – сава)

  1. Отца наследуют,

Матери подражают.

(Адазын дозээр, иезин уктаар)

  1. Родители – упор, опора,

Выращенный скот – подпорка.

(Ада-ие – даянгыыш,

Азыраан малы - чоленгииш)

Социологический опрос.

Проделанную работу, связанную с пословицами о маме, мы дополнили опросом, проведенным на основе анкетитования сверстников.

Анкета для учащихся.

  1. Какие тувинские пословицы о маме знаете?
  2. К кому из родителей вы чаще обращаетесь с какими – либо вопросами?
  3. Каким словом вы чаще всего пользуетесь при обращении к матери и почему?
  4. Кого считаете самым близким в семье?

В социологическом опросе участвовали ученики 6 «Е» класса. Всего в классе – 27 человек.

На вопрос: «К кому из родителей вы чаще обращаетесь с какими – либо вопросами?» ученики 6 «Е» класса все (27 человек) ответили, что обращаются к маме (100%)

Ребята чаще всего при обращении к матери используют литературное слово мама - 27 человек.

При разговоре со сверстниками некоторые учащиеся при упоминании мамы употребляют следующие производные от слова мама :

Мамочка -12 учеников;

Мамуля – 5 учеников;

Мамаша -2 ученика

Маманя – 3 ученика

В трудной ситуации (личные вопросы, выполнение уроков) 27 человек обращается к матери, приводя следующие причины:

Маму чаще можно застать дома,

Почти все секреты она знает,

Может понять и помочь,

Лучше разбирается в изучаемых предметах, чем папа.

Все ученики класса (27 человек) из опрошенных ответили, что именно мама является самым близким человеком для них в семье.

Сколько тувинских пословиц и поговорок о маме знают учащиеся 6 «Е» класса?

Ученики 6 «Е» класса знают 13 пословиц.

  1. Ие созун ижип болбас
  1. Ава – алдын,

Ача – монгун.

(Мама – золото,

Отец - серебро)

  1. Среди толпы

Глаза матери добры.

(Улус аразындан ие караа чымчак)

  1. Отец не видел – сын увидит,

(Ада корбээнин оглу коор,

Ие корбээнин уруу коор)

  1. Наказ отца запоминай,

Слова матери уважай.

(Ада созун ажырып болбас,

Ие созун ижип болбас)

  1. Родная земля – мать,

Чужая земля – мачеха.

(Оскен чери – торээн ие,

Оскелернии – сонгу ие)

  1. Ие созун ижип болбас

Ада созун ажырып болбас.(нет литературного перевода)

При письменном опросе 6 учеников 6 «Е» класса написали наряду с тувинскими пословицами и русские пословицы о маме. Вот некоторые из них:

  1. Повторенье – мать ученья.
  2. От солнышка тепло, от матушки добро.
  3. Материнская ласка конца не имеет.
  4. Родина – мать.
  5. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  6. Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.

Результаты анкеты показали огромную роль матери в воспитании ребенка, её ответственность за благосостояние семьи.

Заключение

В нашем исследовании мы раскрыли смысл русских и тувинских пословиц о маме, изучили и проанализировали тувинские пословицы о маме, провели анкетирование учеников 6 «Е» класса нашей школы. Цели и задачи выполнены.

Мы определили место данного слова в пословицах тувинского народа, сделали подборку пословиц о маме.

На основе социологического опроса сверстников было выявлено, что мама для большинства является самым близким человеком в семье, чаще всего при обращении к матери используется литературное слово мама.

Мама - самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы - самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь! И сколько бы ни было человеку лет - пять или пятьдесят - ему всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Список литературы

1.Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2. Б.К. Будуп. Пословицы и поговорки тувинского народа. Тувинское книжное издательство им. Ю.Ш. Кюнзегеша. Кызыл – 2010. – 124 стр.

3.Мудрость народа. Тувинские пословицы и поговорки. Составители: О.К. Саган-оол, М.А.Хадаханэ. Кызыл – 1994.

4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азъ, 1994.

5.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., Альта - Принт, 2006.

6.Пустовалова В.И. Языки и картина мира. М., 1988

7.Я познаю мир: Уроки литературы: Энциклопедия./С.В.Волков; Худож.. Н.Е.Щербаков.- М.ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

Приложения

Приложение №1.

Тувинские пословицы о маме.

  1. Матери дети дороги,

Охотнику черные соболя дороги.

(Авага ажы-толу артык,

Анчыга алды-киш артык)

  1. Думы матери о детях,

Мысли детей в степи.

(Ава кижи «толум» дээр,

Ажы толу «шолум» дээр)

  1. Ребенок к отцу ластится,

Козленок к сосцу тянется.

(Адазынга кызы чассыг,

Авазынга анай чассыг)

  1. Отец не видел – сын увидит,

Мать не видела – дочь увидит.

(Ада корбээнин оглу коор,

Ие корбээнин уруу коор)

  1. Наказ отца запоминай,

Слова матери уважай.

(Ада созун ажырап болбас,

Ие созун ижип болбас)

  1. Без отца – полусирота,

Без матери – круглая сирота.

(Ада чокта – чартык оскус,

Ава чокта – будун оскус)

  1. Среди облаков лучи солнца теплее,

Среди людей глаза матери ласковее.

(Булут аразындан хун караа чылыг,

Улус аразындан ава караа чымчак)

  1. С матерью дочь – умелая,

С отцом сын – послушный.

(Иелиг кыс шевер,

Адалыг оол томаанныг)

  1. Птица любит свое гнездо,

Жеребенок любит свою мать.

(Куш уязынга ынак,

Кулун иезинге ынак)

  1. Имеющий сыновей прямо говорит,

Имеющий дочерей – намеками.

(Оолдуг кижи оя соглээр,

Кыстыг кижи кыя соглээр)

  1. Родная земля – мать,

Чужая земля – мачеха.

(Оскен чери – торээн ие,

Оскелернии – сонгу ие)

  1. Перекормлен щенок – на хозяина лает,

Перехвален сынок – он и мать обругает.

(Тоткан эник ээзин ээрер,

Доруккан оол иезин чанчаар)

  1. Среди толпы

Глаза матери добры.

(Улус аразындан ие караа чымчак)

  1. Если солнце – мать,

Отец – луна.

(Авазы хун болза,

Ачазы ай болур)

  1. Самый благодетельный человек – мать,

Хорошая вещь – пиала.

(Авыралдыг чуве – ава,

Аянныг эди – сава)

  1. Отца наследуют,

Матери подражают.

(Адазын дозээр, иезин уктаар)

  1. Родители – упор, опора,

Выращенный скот – подпорка.

(Ада-ие – даянгыыш,

Азыраан малы - чоленгииш)

  1. Когда вспомнишь отчий дом,

То еды вкус теряется.

(Ада-ие сагынганда,

Аъш-чемде амдан чок)

  1. Имя, данное отцом,

Прозвище, данное матерью.

(Адан адаан адын,

Иен адаан шолан)

  1. Главное слово отца – «жить»,

Матери – «трудиться»

(Ада созу – амыдырал,

Ие созу – «ажыл-иш»)

  1. Наследство отца – золото,

Наследство матери – серебро.

(Ада тоогузу – алдын,

Ие тоогузу - монгун)

  1. Мать сравнивают с коровой,

А отца – с конем.

(Иезин «инээм» дээр,

Адазын «аъдым» дээр)

  1. Лежанка коровы –

Родина матери,

Лежанка коня –

Родина отца.

(Инээм одээ –

Ием чурту,

Аъдым одээ –

Адам чурту)

  1. Ава – алдын,

Ача – монгун.

(Мама – золото,

Отец - серебро)

  1. Ие созун ижип болбас

Ада созун ажырып болбас. (нет литературного перевода)

Приложение №2.

Анкета для учащихся.

1.К кому из родителей вы чаще обращаетесь с какими – либо вопросами?

2.Каким словом вы чаще всего пользуетесь при обращении к матери и почему?

3.Кого считаете самым близким в семье?

4.Какие тувинские пословицы о маме знаете?

Значение ТУВИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki

ТУВИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ

Data: 2008-10-27 Time: 07:08:50

* Жалость не накажешь.

* За злом не гоняйся, добра не чурайся.

* Не всякий горбатый — верблюд, не всякий виноватый — я.

* От лени — баловство, от жадности — воровство.

* Путь народа широк.

* Табуну нужен пастух, человеку товарищ.

* У народа учись, из земли добывай.

* У ручья холодное дыхание, у скупца холодные глаза.

* Хоть силен — грудь не выпячивай.

* Человек смертен, доблесть бессмертна.

Цитатник Wiki. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТУВИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОСЛОВИЦЫ в Высказываниях известных людей:
  • ПОСЛОВИЦЫ в Словаре Одно предложение, определения:
    - зеркало образа мыслей народа. Иоганн …
  • ПОСЛОВИЦЫ в Афоризмах и умных мыслях:
    зеркало образа мыслей народа. Иоганн …
  • РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • АРАБСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ/TEMP-1 в Цитатнике Wiki.
  • ТРУСОСТЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-02 Time: 18:46:30 * Никогда не бывает проявлением трусости подчинение силе, стоящей над вами. (Александр Дюма-отец) * …
  • ОШИБКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-13 Time: 12:04:53 * Если твой друг делает важные ошибки, упрекай его не стесняясь, — это первая обязанность дружбы. …
  • АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ в Цитатнике Wiki.
  • КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ
    Крылов Иван Андреевич - знаменитый русский баснописец. Родился 2 февраля 1768 г., по преданию - в Москве. Отец его "наукам …
  • ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Даль, Владимир Иванович - известный лексикограф. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля: …
  • ПОГОВОРКА
    - жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход меткое образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного …
  • АФОРИЗМ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч, aphorismos - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный …
  • ПОСЛОВИЦА в Литературной энциклопедии:
    [лат. — proverbium, adagium, франц. — proverbe, немецк. — Sprichwort, англ. — proverb. От греческого названия П. — paroim?a — …
  • КАЛМЫЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Калмыцкая лит-ра насчитывает всего несколько лет существования, т. к. возникла после создания новой калмыцкой письменности. До Октябрьской революции калмыцкая лит-ра …
  • ЗАГАДКА в Литературной энциклопедии:
    может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры. По Аристотелю, З. — «хорошо составленная метафора». Веселовский рассматривает …
  • ЧЫРГАЛ-ООЛ АЛЕКСЕЙ БОКТАЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1924-89) тувинский композитор, народный артист СССР (1984). Первые тувинские музыкальные комедии, оратория "Воинская слава" (1975), симфонические поэмы и …
  • ТУВИНСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Автономная Советская Социалистическая Республика (Тыва Автономнунг Совет Социалистическая Республика), Тува (Тыва). В составе РСФСР. 13 октября 1944 образована Тувинская АО; …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • САНТИЛЬЯНА ИНЬИГО ЛОПЕС ДЕ МЕНДОСА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Santillana) Иньиго Лопес де Мендоса (19.8.1398, Каррион-де-лос-Кондес, - 25.3.1458, Гвадалахара), маркиз де, испанский поэт. Автор первой испанской поэтики "Предисловие и …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    медицина, совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыков, а также их практическое применение для …
  • ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Иванович [ 10(22).11.1801, Луганск, ныне Ворошиловград, - 22.9(4.10).1872, Москва], русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в семье врача. Окончил медицинский …
  • БЕРЕГ СЛОНОВОЙ КОСТИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Слоновой Кости, Республика Берег Слоновой Кости (франц. Republique de Côte d"lvoire), государство в Западной Африке. Граничит на З. с Либерией …
  • ТУРЕЦКИЕ НАРЕЧИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ
    Т. наречиями говорят в настоящее время многочисленные племена и народы, начиная от якутов и кончая населением Европейской Турции — османами. …
  • СИМОНОВ МАТВЕЙ ТЕРЕНТЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    малорусский этнограф, более известен под псевдонимом Номис (анаграмма фамилии). Род. в 1823 г., окончил курс в Киевск. универ. по словесному …
  • РОССИЯ. НАСЕЛЕНИЕ: РОССИЯ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Первые сколько-нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Р. (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших …
  • ПСАЛТИРЬ ИЛИ КНИГА ПСАЛМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    одна из библейских книг Ветхого Завета, — ????????? по-гречески, tehillim по-еврейски. Книга состоит из 150, а по греческой (и славянской) …











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тыва (раньше Тува) – молодая республика в центре Азии. Она имеет богатую историю, культуру. Жители республики двуязычные – владеют в равной степени и тувинским, и русским языками. В последнее время возникла проблема преподавания русского языка и литературы в условиях билингвизма. Есть и минусы и плюсы у этого явления, потому что в сельской местности нет русскоязычной среды. Поэтому учителя русского языка и литературы сталкиваются с определенными проблемами в преподавании русского языка и литературы.

Сосуществование языков и культур непременно предполагает знание другого языка или других языков, что не дает личности замкнуться в исключительно одной культуре. Известно, что факт овладения вторым языком сам по себе формирует более глубокое языковое мышление и сознание, более правильное, обязательно уважительное отношение ко всем языкам вообще. Мудрецы издревле утверждали, что, изучая другой язык, человек начинает лучше, тоньше разбираться в своем родном. Язык теснейше связан с национальной психологией, с самобытностью народа, его самопознанием, т.е. пониманием им самого себя в прошлом и настоящем. За каждым языком стоит целая культура, особое видение мира.

Человек, имеющий обширный материал, знания и своей родной культуре, нации, этносе, может понять, принимать другую культуру, историю, может и непременно заинтересоваться другим народом, особенностями его культурного и национального наследия. Поэтому художественное произведение должно изучаться в контексте национальной и мировой литературы. Через постижение художественного слова учащиеся должны увидеть национальную картину мира, национально-культурную специфику речевого поведения, национальный менталитет и ценностные ориентации.

Для достижения этих целей, для того, чтобы привлечь учащихся к чтению произведений хотя бы школьной программы, наиболее приемлемым сочла использовать на уроках переводы произведений на тувинский язык.

На Ваше внимание предлагаю урок зарубежной литературы в 10-м классе. Этот урок – заключительный этап – защита межпредметного исследовательского проекта по творчеству Омара Хайяма. Заинтересовала ребят тема – творчество выдающегося представителя Востока, классика персидско-таджикской поэзии, философа, ученого, астролога.

Рубаи Омара Хайяма. Меня заинтересовала, изумила необычная форма и логическая точность, весомость мысли, которую содержит это короткое четверостишие. При знакомстве рубаи сразу напоминают тувинские пословицы, которые очень похожи и по форме, и по содержанию. В книгах о зарубежной литературе я не нашла материалов по интересующим меня вопросам. Поэтому объектом моего исследования стала близость рубаи и тувинских пословиц.

На подготовительном этапе разработаны “Правила успешной деятельности для участников проекта”:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносит свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Учащиеся овладевают умениями самостоятельно ставить и определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий. Существенным в этом процессе является умение реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

Во время работы над проектом класс разделился на 3 группы. Группы работали соответственно над темами:

1-я – “История возникновения жанра рубаи”,
2-я – “Переводы рубаи на тувинский язык”,
3-я – “Сопоставление тем и философских мотивов рубаи и пословиц и поговорок тувинцев”.

Урок-защита проекта.

“Созвучие тем и философских мотивов в рубаи О.Хайяма и в пословицах тувинского народа”.

Цели урока:

  • через рубаи исследовать взгляды, мировоззрение классика персидской поэзии О.Хайяма;
  • познакомиться с переводами рубаи на тувинский язык;
  • раскрыть особенности рубаи как поэтического жанра и сравнить с пословицами тувинцев;
  • развивать умения и навыки публичного выступления, аргументировать свое мнение и защищать его;
  • расширить поле литературных ассоциаций и параллелей и связей, обеспечивающих интерес к чтению;
  • на примере рубаи постичь логику чужой мысли;
  • формировать толерантность, внимание к разным культурам.

План урока:

  1. Слово учителя о плане работы на этот день, постановка целей и задач урока.
  2. Защита работ групп.
  3. Определение основных тем и мотивов обоих жанров.
  4. Сравнение формы и содержания рубаи и пословиц.
  5. Выводы исследования учащихся.
  6. Подведение итогов проекта.

Учитель: Сегодня подводим итоги работы проекта. Каждая группа ответит на вопросы, поставленные в начале работы над проектом, и продемонстрирует выводы своих наблюдений и исследований.

1) Краткое содержание выступления представителей групп.

1-я группа: Как возник жанр рубаи?

Существует две легенды о происхождении этой поэзии.

По одной из них венценосный баловень судьбы шах Бахрам Гур Сасанид, живший в V веке, объясняясь в любви со своей “отрадой сердца” –Диларам, заговорил стихами.

Предание о дворцовом происхождении поэзии отражает реально исторический факт расцвета раннесредневековой поэзии (не фарси, а на среднеиранских языках) под покровительством могущественной династии Сасанидов (III–VII вв.), имевший своих придворных певцов музыкантов (самый известный – Барбад, имя которого стало нарицательным).

Не менее реальные факты выражает и вторая легенда, о народном происхождении классической поэзии. В арабоязычных исторических хрониках зафиксирован в сообщении о 789 г. следующий любопытный факт: жители Балха изобразили бегство надменного арабского военачальника от восставших горцев Хатлана в насмешливой песне. И в легенде, и в точно датированном факте содержится глубокий исторический смысл и самой сути становления классической поэзии .

(Слайд 2).

Встречаются также “профессиональные” четверостишия, слагаемые и передаваемые погонщиками караванов, длительное время странствующими вдали от дома. Эти стихи называются “чужбинными” (гариби) и, естественно, имеют свой устойчивый круг тем, главным образом “разлучных”. Часто четверостишия, бытующие устно, складывались в большие тематические циклы, которые исполнялись под музыку как песни.

Персидское четверостишие по самой своей природе предназначено для устного распространения и бытования, поэтому наш выдающийся отечественный востоковед Е.Э.Бертельс назвал его “одной из наиболее летучих форм персидской поэзии” . По словам того же Бертельса, эта поэтическая форма “Выполняет в Иране до известной степени роль нашей частушки”. Для своих логически выстроенных философских афоризмов и дерзких эпиграмм Хайям выбрал “простонародную”, “мужицкую” форму поэзии.

И все же есть во всей тематической и жанровой разноголосице, объединенной именем Хайяма, довольно узкий круг четверостиший, изумляющий своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. В этих стихах, как бы помеченных одной печатью, поэтический почерк Хайяма, крамольного философа, скептика и богоборца, неповторим и узнаваем. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный ученый, вечно сомневающийся и бунтующий, вел всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму (а четверостишие, как правило, пелись) не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии .

Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного литературного красноречия, Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

Резкий пасквильный тон Хайяма берет в стихах, направленных против ханжества и показного благочестия духовных наставников общества – проповедников, законоведов, судей. В знаменитом четверостишии он обращается к муфтию, верховному судье, вершителю шариатского закона:

О законник сухой, неподкупный судья!
Хуже пьянства запойного – трезвость твоя.
Я вино проливаю – ты кровь проливаешь.
Кто из нас кровожаднее – ты или я?
(Перевод Г. Плисецкого)

Выступление 2-й группы:

Благодаря искусству талантливых поэтов-переводчиков рубаи стали известны широкому кругу читателей-тувинцев. Самыми распространенными среди читателей являются переводы рубаи Артык Ховалыг, поэтом, журналистом, редактором газеты “Эне созу” – “Слово матери”. Ей особенно близки проблемы воспитания молодого поколения, вопросы нравственности и морали. Она сделала переводы многих произведений русских и зарубежных писателей, стихотворений Анны Ахматовой. Рубаи Хайяма в переводах А.Ховалыг точно передают многомерность, философский смысл, народность звучания.

Еще одним исследователем творчества Хайяма является Борис Казырыкпай. Он интересен нам разносторонностью своей деятельности: поэт, критик, литературовед, переводчик произведений зарубежной литературы на тувинский язык. У него вышла статья о творчестве Хайяма, где поэт пытается глубже понять мотивы и особенности жанра рубаи. (Переводы прилагаются.)

Показ Слайда 3.

2) Работа 3-й группы : участники этой группы приготовили выводы по 2-м направлениям – определить темы и мотивы рубаи и пословиц. 1-й – тувинских пословиц, 2-й – рубаи. (Ниже даны выводы обоих представителей в краткой форме )

В тувинских пословицах громада житейских советов, пожеланий, наставления на добрые нравы и правила хорошего тона. В таких пословицах-поучениях содержится огромный материал для размышлений. В них нашли отражение и образ мужчины-кочевника, который должен перейти девять рек, десять перевалов – он никогда не сидит дома. Есть по этому поводу старинная пословица: “Хороший конь умирает в степи, хороший мужчина – в пути”. У О.Хайяма есть четверостишие, которое отражает суть человеческой личности:

Вместо злата и жемчуга с янтарем
Мы другое богатство себе изберем:
Сбрось наряды, прикрой свое тело старьем,
Но и в жалких лохмотьях – останься царем!

Испокон веков наши предки внушали детям: “Ручьи сольются – реки, люди сольются – сила”. Тувинцы хорошо знали и понимали настоящую силу слова. Вот почему наши пословицы о добре и зле, разумном и глупом, полезном и вредном звучат тысячелетиями.

  • Особенно схожи с рубаи пословицы, в которых содержатся нравственные кодексы:
  • О вечности и счастье
  • О правде и несправедливости
  • О добре и зле
  • О мироздании и личности
  • величие человеческого духа
  • назначение человека
  • скоротечность жизни

Пороки:

  • властолюбие
  • корысть
  • любовь к славе
  • эгоизм

3) Учащиеся по ходу работы определяют, что входит в форму художественного произведения, а что – в содержание.

Ответы учащихся.

Учитель: Теперь сравним свои знания с таблицей. Слайд 4.

Сравнения и наблюдения сделаны по следующим критериям:

4) Пример:

Показ Слайдов 5, 6.

Общаясь с дураком, не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама .

Перевод этого же четверостишия:

Ме рген кижи хоран берзе ойталава,
Ме легей сээ дашка сунза, ону тутпа –
Хайямнын бо ийи чагыы сенээ ур-ле
Ме дерелдиг чурттаарынын оруу болзун!

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало .

Ча лыы оолак! Дыннап кор даан:
Ча гыг бар-дыр, огбе чагыы –
Унези чок хоозун ишче сундулава,
Чу у-даа билбес мирит-биле чоокшулашпа.

Заметим, что в тувинском стихе рифмуются начальные звуки первого слова строк.

Тувинская пословица:

Бедняк перед бедностью не унизится,
Богатому золотом не насытиться.

Словно бабочка, труслив,
Словно коршун, пуглив,
Как сорока, болтлив,
А уж глуп, как налим.

Аътты баглап ооредир,
Аныяан сургап ооредир.

Будуктуг яышка куш чыглыр,
Буянныг огге чон чыглыр.

На уроке это выглядело так: показ Слайдов 7, 8.

Выводы: (выводы делаются на уроке всеми вместе – учащимися всех групп с помощью учителя ) пословицы, как и рубаи, отличаются краткостью, параллельными синтаксическими конструкциями, лексическими повторами –краткими формами прилагательных.

По наблюдениям Е.Э.Бертельса, востоковеда, исследователя творчества поэта, рубаи имеют следующие черты:

  • “простонародная” и “мужицкая” формы
  • фольклорная основа
  • исполняет роль частушки

Пословицы (по самостоятельным наблюдениям и исследованиям самих учащихся)

  • малый устный жанр
  • устное распространение и бытование
  • фольклорная основа
  • сочинение самого народа

Учитель: Давайте оформим свои выводы в виде таблицы.

Слайды 9, 10.

Учитель: Добились ли вы желаемого результата? Что удалось или не удалось у нас?
Теперь пусть каждый сделает вывод, каков его вклад в решение проблемы.
Что еще хотелось бы узнать по этому вопросу?

Ответы учащихся.

5) Проект оправдал свои цели – ребята приобщились к персидской культуре и литературе, вместе с этим и к родной тувинской культуре.

Есть вера, что они научились выстраивать образно-мотивные цепочки внутри единого пространства мировой литературы, формировались представления о важных жизненных и нравственных ценностях обоих народов, их мировоззрении, менталитете, национальных особенностях.

Использованная литература:

  1. Составитель М. Рейснер. “Омар Хайям. Как чудесен милой лик”, М,изд-во ЭКСМО-Пресс,1999.
  2. Валов С., Храмков А. “О.Хайям и звезды поэзии Востока”, М, Вече, литература, 2002.
  3. Литературно-художественное издание “Улуг-Хем”, № 3, 2008.
  4. Казырыкпай Б.О. “Сеткилимнин челээштери”, Кызыл, 2008.
  5. Составители Сегленмей О.К., Хадаханэ М.А. “Мудрость народа. (Тувинские пословицы и поговорки)”, Кызыл, 1976.
  6. Журнал “Русский язык в национальной школе”, № 7, 1990.
  7. Журнал “Русский язык в национальной школе”, № 9, 1990.
  8. Журнал “Башкы”, № 2, 2009.
  9. Журнал “Русский язык в Туве”, № 1, 2009.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!