Творческая деятельность в жизни человека. Творчество в каждом из нас

Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество - книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.

Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.

Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.

Классическая отговорка таких людей - нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.

Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.

Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.

Однако все ваши труды могут с лихвой компенсироваться, если вместо регулярных бессмысленных развлечений, избавляющих вас от скуки и определенной суммы денег, вы потратите частичку своего времени на реализацию давно вынашиваемой идеи. Но не стоит тратить время возможного творчества на сверхурочную работу. Быть может, таким способом вы сможете пополнить семейный бюджет, но в душе от этого радости не прибавится.

И все же иногда возникают сомнения, насколько важна роль творчества в жизни человека - надо ли это кому-то? А ведь в первую очередь это нужно вам и порой даже просто необходимо. Поскольку погружаясь в мир собственных идей, человек исключает возможность испытывать постоянный стресс от реальных событий, происходящих в мире.

Более того, далеко не каждый современный человек, отдавая своей работе по 8-12 часов в сутки, может видеть результаты своего труда. Даже кипы документов обрабатываемых в процессе рабочего дня человек может не видеть в реальности, их заменяют некие виртуальные электронные файлы. И лишь только творчество может позволить испытать удовольствие от результата своего труда.

И как сказал Джордж Принц: «Еще одно слово для творчества - это мужество». Мужество в творчестве - это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией.

И несомненно то, что каждый человек - творческая личность. Жизнь каждого человека индивидуальна, никто никогда не повторит жизненный путь другой личности. Значит, жизнь - это творчество, а творчество - это жизнь.

Александр
Задание №7
Тренинг общения

1.Уделить время для творчества. Вот так вот просто.

Творчество, почти никогда не задавался этим вопросом. В последнее время меня интересовал авиамоделизм. Мне нравиться работа с чертежами и создавать, что-то новое. Вот я и прикупил материал для изготовления модели самолета на радио управлении. Товары для творчества есть, приступим!

Есть чертежи, и есть желание. Возможность собирать модель будет только дома, а сейчас я на вахте на работе. Вот фотографии пенопласта, который я купил (держит моя дочка Ника) и фотографии чертежей и модели которая получится.
(IMG:https://pp.vk.me/c629214/v629214714/157d4/s0JMKoC7G5g.jpg)

Nursultan
Задание №7
Тренинг общения
Возвращаюсь с города Актау, вот таким я его запомнил в этот раз, как не нарисовать берег Каспийского моря. Нет под рукой хорошего фотоаппарата, немного поиграл с фильтрами
(IMG:https://pp.vk.me/c623722/v623722159/4a8ae/zQN6KDsU9n4.jpg)

Денис
Отчёт по 7-му заданию!
Тренинг общения
Давненько я не занимался своим творчеством. Помню, я еще центр детского творчества посещал. Детского! Как давно это было!

Суть моего творчества в пении, очень сильно люблю петь, раньше включал свои любимые песни и пел днями напролет, но вот как-то последние полгода, забросил это дело, по причине критики со стороны, типа, у меня нет голоса, а не туда тяну. И я, дуралей, поверил этим завистникам (говорю, именно завистникам, потому что сейчас понимаю, что они мне завидовали, что я могу петь без голоса, а они нет). Так вот, ближе к делу, сегодня пел одну из своих любимых песен, которая очень сильно берет за душу. Эмоции как всегда непередаваемые!

Но выход есть! Попробовать самому! Сегодня стал еще счастливее после того, как вспомнил то, что приносит мне массу удовольствия! Да простят меня мои соседи! Всем Счастья!

Павел
Это просто абзац, никак по-другому не назовешь.

Задание 7. Тренинг общения

Задание сделать что-то творческим мне сразу показалось не самым быстрым делом. Вначале я подумал сделать пару эскизов вида из окна (ранее окончил художественную школу, да и музыкальную тоже). Эти жанры творчества мне хорошо знакомы не только в теории.

Но как-то не очень пошло. Мой друг Алексей, который в этом тренинге тоже участвует, решил написать рассказ. Ну, это уже было действительно забавно. Так как мы, в принципе, тут немного веселимся, и этот тренинг вроде как развлечение, то я решил, что это действительно круто - что-то написать. Это и своеобразно, и ново, и небанально, и откровенно некомфортно. Поэтому действительно в какой-то степени дерзко, что не может не привлекать.

И решил сочинить сказку!

Для дополнительного бала сам текст и является подтверждением, но фото какое-то я все же вставить решил.

Я все еще сомневаюсь, что такого рода занятия мне не аукнутся боком, так как все же эта страница может читаться не только моими близкими друзьями и участниками тренинга, но и другими пользователями. Но пока мне последствия предвидеть сложно. В конечном счете, это мое лично пространство, а не анкета работодателя или наемного сотрудника. В общем, жгем!

Читайте, кому не лень. А я пока будут прибывать в состоянии и «хочется и колется». Итак, сказка!

Сразу скажу, писал за один подход, не переписывал, ничего особо не исправлял, только перечитал одни раз. Предварительно сочинив небольшую идею, в виде сказки-притчи с черным юморком. В общем, ошибок будет много! Времени и так убил часа 3-4. Творчество художника красного словца.

История одного хомяка.

Жил был в одной светлой и зеленой долине хомяк по имени Хомяк. У него было много друзей, он был в меру упитанным и неплохо преуспевал в делах сельскохозяйственных. То есть, был зажиточным таким хомяком, выращивал бобы, горох и другие, полезные и пользующиеся популярностью в их краях продукты. Жил хомяк в удобной норке на краю опушки. Вечерами любил побегать за кузнечиками и бабочками, и часто устраивал встречи с другими хомяками у себя на поляне. Бобы и горох росли сами собой, поэтому он особо не напрягался днем, а ходил, набивал бока и думал о предстоящих мероприятиях с друзьями. В одни такой прекрасный солнечный день в его голову пришла идея отметить очередной успешный сбор урожая. Да, прочие хомяки любили его за это. За то, что он устраивал интересные вечеринки. В этот раз наш хомяке решил устроить очередную зернопати, на них обычно хомяки изрядно набивали себе щеки зерном и весело катались по земле. В этот раз хомяк решил превзойти все ожидания. И пригласил на встречу всех известных в его долине хомяков. Намечалась настоящая хомякотусовка.

Накануне вечерники погода сильно испортилась. Начал дуть ветер и в воздухе пахло приближающимся дождем. К тому же, стало холодать, что хомяки не особо любят. Наш хомяк Хомяк начал негодовать, бросаться на кузнечиков на поляне, а когда прискакал в нору, раскидал зерно по всему полу. Так был недоволен наш Хомяк. Начал ныть и причитать, что погода такая плохая.

Говорит про себя: «Что же это за нехорошее дело такое творится, что за муйня такая!» (цензура, сами думайте, что за муйня будет по тексту идти) «Вот же надо было так, Дождь совсем оборзел!» Дождь был дядька суровый, но сентиментальный. Отвечал он за все, что с ветром, дождем связано на то время. Должность у него такая была дождливая.

Хомяк был не глуп и хитер бобер, хоть и хомяк. После нескольких часов нытья пошел писать жалобу в «небесную канцелярию» - то место где всякие хомячки и бобры могли связать с силами природы. В общем, накатал наш хомяк нормальную «телегу» на Дождя, за что тот, в скором времени, поимел неприятный разговор с вышестоящим руководством и был наказан. Не будем вдаваться в дела хомяковые и бюрократическую систему небесного управления, но сможем лишь предположить, что хомяк изрядно приукрасил историю с жалобой на Дождя.

Пока началось разбирательство, Дождь временно перестал исполнять обязанности. Хомяк был доволен. Вечеринка должна была пройти хорошо. Так и случилось. Хомяки погуляли, изрядно приняли зерна, в среднем по пол кг на брата, отчего наш герой заснул еще до окончания вечеринки. Друзья-хомяки поблагодарили хозяина, хотя тот их уже не слышал, и разбежались. В общем, все прошло неплохо.

Утром Хомяк вышел на поляну пожевать травки, как всегда забил щеки зерном и прочей съестной штукой, потом отдыхал. Стало жарко, тут он понял, что к нему спускается солнце. Солнце, в своей озорной манере подкралось к хомяку и говорит: «Эй, добрый хомяк, скажи, будь милостив, ты накатал жалобу на Дождя?» Хомяк утвердительно откликнулся. Солнце продолжало:

Может, спустим это дело на тормоза, а то как-то нехорошо получается. Дождь недоволен и считает, что это все лишнее и даже больше похоже на клевету.
- Пусть отвечает за свои поступки – ответил хомяк, иронично ухмыльнувшись.

Да, наш хомяк был тот еще «душка». Злился на Дождь, что-то ему мог так помешать, хотя это и была его работа. Но что больше не понравилось хомяку, что с его мнением Дождь не считался. За это он и затаил злобу. Ведь предварительно Хомяк лично просил Дождь прекратить свои дела! В общем, разговор не пошел и солнце улетело.

На следующий день стало совсем жарко. Хомяк стало немного не по себе от томящего зноя. Ему уже самому хотелось, чтобы Дождь быстрее приступил к своему делу, а то и так было несносно жарко. Свою оголтелую выходку с заявлением он считал успешной, но в душе уже Дождя мучить желания не было. «Пусть бы его там быстрее отпустили, и он начал поливать землю, старый хлыщ», - думал Хомяк. Но идти, отзывать дело, ему было как-то неудобно. Он надеялся, что его снова попросят это сделать, и вот тогда он с барского плеча даст прощение Дождю.

В обед, Хомяк, как всегда, сидел и хомячил, прибывая в своих мыслях. И тут появилось солнце.
- Ну что, Хомяк, Дождю выписали неслабых звезлюлей, может, отзовешь свое дело? – сказало Солнце, мягко улыбнувшись.
Хомяк был рад. Все, что он хотел, сбывалось. Он утвердительно кивнул. Солнце ответило: «Да кому это дело нужно, ведь пустяк, отзови дело, и все будет нормально». Тут нужно внести ясность, Хомяк наш был героем иностранного происхождения, и его кивания имели совсем другой смысл.

Может, таки отзовешь? – спросило Солнце еще раз.
Хомяк кивнул еще раз, он понимал, что его не так поняли, но по привычке его ответ снова был принят не так.
- Да ты, я смотрю, Хомяк, совсем берега попутал! – уже недовольно ответило Солнце (ему было неприятно, что хомяк себя так плохо ведет, ведь они с Дожнем неплохие друзья, и многие годы работали вместе). Солнце развернулось и полетело к себе обратно, в негодующем настроении.

Хомяк хотело уже что-то сказать вслед, но напихал за щеки столько зерна, что не мог произнести и слова. А выплевывать было совсем не интересно. Он был тот еще жлоб.
«Ладно вам. Пойду, заберу заяву. – решил хомяк. – Разговаривать еще с вами во время обеда, нет, чтобы заранее предупредить?»

Через пару часов хомяк пошел забирать телегу. Сообщил, что, мол, хоть Дождь и редкостный гад, но хомяк его готов простить и отозвать заяву. «Пусть уже работает, старая скряга» - сказал наш хомячелло. Так и было решено.

На следующий утро хомяк вышел на крыльцо своей норы, в надежде потянуться и вдохнуть свежего утреннего воздуха, но учуял только запах сухой травы и нехватки кислорода. Создавалось впечатление, что дышать просто нечем. Днем стало совсем невмоготу. В то время когда наш герой ходил за порцией специй, на рыночной площади собрались зеваки и сплетники. Многие поговаривали о текущей засухе. От одного совсем плохо одетого и, откровенно говоря, дурно пахнущего хомяка, он услышал, что Дождь подался в бега, обидевшись по какому-то поводу на всех, скрылся за Высокие Горы.

Скажем к слову, что Высокие горы были таинственным местом для хомячиного отродья, и многие хомяки побаивались тех мест. В хомячих кругах ходило немало сплетен и дивных историй насчет них.

По пути домой он слышал, что кто-то поговаривает о том, что все это из-за того что какой-то засранец накатал заяву в «небесной канцелярии. Многие хаяли неизвестного, что пришлось делать и нашему Хомяку, чтобы не выглядеть подозрительно. В итоге нашему хомяку стало немного страшно, что его вычислят и потом никакого уважения в долине ему уже не сыскать. Да и урожаю его грозил полный и лаконичный корень одного полезного растения.

Наш хомяк решил идти искать Дождя. И чтобы не рассказывать долгих истории о его походе, так как и сам автор уже изрядно подофигел, что его короткая истории уже стала совсем не короткой, а идея была совсем простая. Решил упустить все мысли и прочие рассуждения нашего Хомячины. А тем более заниматься описанием всех прелестей и прочего окружающего его пространства.

В общем, Хомяк шел к «Высоким Горам». По дороге ему встретился боб. Да, самый настоящий разговаривающий боб. Такого наш хомяк еще не встречал. Звали боба, как не странно, Бобом, как одного старого зернозависимого и закадычного друга нашего Хомяка. Боб и Хомя быстро нашли общий язык. Боб был одиноким ковбойским бобом, ну вы таких, наверняка, знаете. Такие бобы постоянно улыбаются и много разговаривают. Таков был и наш новый знакомый. В общем, во всех смыслах того слова. Самый что не наесть настоящий разговаривающий боб – БОБ.

Они решили идти вместе к «Высоким Горам». Так как бобу приятно было болтать с хомяком, а узнав о причине надвигающейся засухи, он уверенно вызвался помочь своему новому другу Хомке в его деле.

Шли они весело и болтали, хоть уже было жарко невмоготу. Тут мимо мелькнула чья-то тень. Наши герои испугались, но собрав свои страхи в кулаки, они решали посмотреть, что это было. Оказалось, что это была большая сдобная булка. Да, и булка тоже разговаривала. Булка представилась и рассказала, что любит гулять по полям и собирать грибы. В общем, булка создала впечатление доброй и миролюбивой представительницей злаковой породы. Нашим героям нечего было бояться.

У Хомяка появились некоторые вопросы. Раньше ему не приходилось встречаться с говорящими бобами, сдобными и забавными булками. Он и не догадывался, что они могут говорить.

Но тут Боб внес ясность. «Ты, Хомяк, - сказал Боб – Хомяк из 10 поколения хомяков-джедаев, у вас есть много особенных талантов, в том числе и умение разговаривать с такими, как мы».

Ничего себе! - подумал Хомяк – так, значит, я супер-герой?
- Ты - избранный! Ты Избранный! я жду тебя уже много лет, чтобы помочь тебе в решающем деле – ответил Боб
- В каком еще деле?
- Ты должен спасти долину от засухи.
- Нифига себе ирония! - подумал Хомяк.
- Такова судьба. Я помогу тебе, Хомя, тем более, ты мне реально приятен.
Булка тоже хотела помочь, но Хомяк ее одернул:
- Нам не нужны в таком ответственном деле какие-то булки. Я хомяк-джедай 10 поколения с выдающимися способностями, а это мой друг Боб, Разговаривающий Боб, который специально ждал меня тут, чтобы помочь в великом деле. А ты просто булка. Иди, гуляй дальше по своим полям.

Булке пришлось покинуть забавную компанию.
- Да ты расист – сказал Боб.
- Я не расист, я просто не люблю злаковые и овсяное печенье. В особенности ненавижу картофель. А так я ко всем отношусь одинаково.
- Ладно, идем дальше. - предложил Боб.

Долго они еще шли, но автору совсем рассказ показался долгим, поэтому упустим их добрые беседы на тему расизма и прочего, главное впечатление о Хомяке уже сложилось. (Автор продолжает свое прикладное творчество в сфере фантастических историй).

В конном счете наши герои устали, до «Высоких гор» оставалось пару часов пути. Они оказались в каменистой пустыне. Хомяк был без сил, он попросил Боба сгонять к Дождю и передать свои извинения. Боб слетал, и вернулся.

Ну как прошло? – спросил Хомяк.
- Дождь ничего не понял, я же БОБ. Только ты меня понимаешь. Ты же хомяк-джедай 10 поколения. Придется идти тебе.

Все бы ничего, но они уже сильно устали, и Боб и Хомяк лишились сил пока один ходил, а другой без толка игрался на своем мобильном в зомби-хомяков.

Выход быт только один - съесть своего верного друга Боба, который предложил положить себя на алтарь во благо великой миссии. В первый в жизни хомяка стоял такой жестокий выбор. Отведать верного друга или вернуться назад в поле, и там, подкрепившись с новыми силами пойти в горы. Но Боб сообщил, что Дождь скоро из-за обиды совсем иссякнет, выплакав себя. Поэтому времени на это нет. Пришлось хомяку смириться с ужасной судьбой Боба. (Далее творчество для детей заканчивается – примечание автора).

Перед тем, как быть съеденным, Боб дал совет: «Пообещай больше не быть таким чудаком на букву м, если бы ты не обижался попусту, то ничего бы этого не произошло. Если бы ты умел прощать, ты бы сразу дал согласие Солнцу, если бы ты не был таким жлобом, ответил бы ему во второй раз, и если бы ты не был таким горделивым заразой, то булка была бы с нами (она была большая, и откусив от нее кусок, ничего бы не стало), а еще таким ленивым, у которого бы до игры в «зомби-бобов» еще хватило сил дойти. А теперь ты вынужден есть меня. Не будь больше таким!» - с печалью сказал друг Боб.

Хомяк плакал и раскаивался, доедая останки друга, он пообещал, что больше никогда не будет таким чудаком на букву м. Через боль и страдания он понял все. В конечном счете, он добрался к Дождю, и попросил у него прощения. В долине стало все как прежде хорошо.

Мораль сей сказки такова – не будь самолюбивым кренделем! Иначе будет хуже. А если уже стало хуже, лучше все равно не быть чудаком на букву м и решить проблему, пусть и сложным путем, но пока еще приемлемым, пока не пришлось лопать знакомых.

После разговора с Дождем Хомяк уснул. Проснулся он в своем доме в обнимку со стручком бобов. Заява на Дождь еще не была отправлена в «небесную канцелярию». Это был сон. Но Хомка теперь был совсем другим хомяком. Вместо насыщенной вечеринки в тот вечер шел дождь, Хомка посадил боб, и долго с ним разговаривал. Другие хомяки посчитали его странным, но это было терпимо. Главное - он все понял! - Не будь говном!

Теперь точно конец, кто читал - тот молодец!
Фуф. Не знаю, даже перечитывать не буду. То, что с первого раза вышло, пусть так и будет. Хотя перечитал таки и немного поправил. Не судите мои произведения творчества строго, я от души!

Семинарское занятие

Вопрос 1. Что такое творчество и в чём оно проявляется?

Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П. Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Вопрос 2. Может ли человек прожить без творчества?

Мы довольно часто в своем повседневном разговоре затрагиваем тему творчества. Будь то чья-то хорошо исполненная песня, написанная музыка, либо стих, а может даже нарисованная картина. Но и это не все, творчество проявляется в нашей жизни в мелочах. Это и с любовью приготовленный обед для мужа, и веселая мордашка на тарелке у ребенка, и перестановка в доме, это и свежая идея, которая ждет воплощения. Хотим мы этого или нет, но творчество неразрывно связано с жизнью человека, потому что сам человек – творец и своей жизни, и своего счастья.

Творчество – это мощный поток энергии, которую только нужно разглядеть в себе и направить в нужное русло. Этот поток есть в каждом, возможно, в ком-то он развит лучше, в ком-то еще спит. Я, к примеру, люблю рисовать, а кто-то увлекается фотографией или скульптурой. В любом случае, это внутренняя работа, которая хочет видеть свои плоды. Когда мы смотрим на работы талантливых художников, разве не завораживает нас игра красок, простота сюжета, некая недосказанность, некая тайна, которую хочется разгадать. Когда мы видим, читаем творение, то мысленно говорим с автором, с его душой. А разве наша душа не просыпается после этого, не наполняется дикой жаждой жизни и ее познания? Только раскрывая себя в творчестве, мы можем лучше прочитать и свою и увидеть чужую душу.

Почему человек не может жить без творчества? А разве без творчества бывает человек? Человек-творец всегда очень чуток к окружающему миру, он отзывается на все его благие порывы и перемены. В то же время он видит всю дисгармонию вокруг себя и хочет ее понять, упорядочить, упростить. Красота всегда в гармонии, поэтому человек в гармонии с собой и окружающим миром способен на великие творческие порывы и достижения, нужно только желание непрестанно трудиться как внешне, так и душой. Тем более, что в настоящее время есть все средства для творчества, а также большое количество информации, которую можно понять, осознать и выразить по-своему с дополнениями.

Вопрос 3. Какую роль играет творчество человека в жизни общества?

Хотим мы этого или нет, но творчество неразрывно связано с жизнью человека, потому что сам человек – творец и своей жизни, и своего счастья.

Творческая энергия - это то, что двигает прогресс. Гений или просто творческий человек может придумать, изобрести или оптимизировать то, без чего или на что миллионы людей тратят безумное количество физических и моральных сил.

Вопрос 4. Как соотносится духовное, социальное и телесное в жизнедеятельности человека?

Духовная составляющая человека представляет собой внутренние, духовные состояния, отражающие устремленность личности к определенным ценностям и идеалам. Сюда же включают силу воли и характер.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности:

- «деятели» (Для таких личностей присуще активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя.)

- «мыслители» (ученые);

- «люди чувств и эмоций» (деятели литературы и искусства).

- «гуманисты и подвижники» (Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.)

Социальная структура человека представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является; основные качества человека, приобретенные в процессе жизнедеятельности (образованность, воспитание и т.д.)

Физическая составляющая человека - это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической составляющей личности часто относят одежду и домашний очаг, которые являются важной характеристикой сущности человека. Итоги:

В понятии человеческого организма подчеркивается его биологическое начало.

В понятии человека - его биосоциальное начало.

В понятии личности оттеняются прежде всего социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли и т.д.

Выводы. Основу человека составляет стойкая система общественно значимых черт, которые проявляются в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и возможности определенного влияния на события, происходящие в обществе, а иногда и в мире. Существуют 3 основные составляющие человека: Физическая, Социальная, Духовная. Человеку необходимо гармоничное (равномерное и равноразмеренное) развитие всех своих составляющих, чтобы избежать возникновения проблем в той, или иной части его жизнедеятельности.

Вопрос 5. Существует ли связь между образом жизни человека и творчеством?

Конечно. Любой образ жизни человека связан с творчеством. Например, человек, увлечением которого является программирование, тоже может творить в своей сфере деятельности: например, создавать программы, совсем необычные, выходящие за рамки стандартных. Образ жизни и творчество, безусловно, связны.

Общества.

Образовательная.

Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты;

заинтересовать учащихся личностью М. Цветаевой, увлечь поэтическим творчеством.

Развивающая.

Продолжить формирование умений кратко высказывать мысль и доказывать её; сравнивать и анализировать тексты .

Воспитательная.

Формировать у учащихся нравственные качества души на примере творческих личностей; принимать участие в дискуссии , умение слушать, слышать, задавать вопросы, вступать в диалог и пробуждать воображение.


Тип урока: интегрированный, работа с использованием элементов методики обучения сочинению по ассоциативному воображению.

Творчество – это работа для души

Н. Сапунов

Ход урока.

I. Этап урока. Организационный.

II. Мотивация. Побуждение к действию.

Индуктор. Пробуждение воображения. Вода – великая стихия.

III. Написать слово «Марина» так, чтобы линии и формы букв отражали различные сущности этой стихии.

(На фоне песни «Кто создан из камня» в исполнении Киры Малыгиной

в творческий процесс включаются учащиеся: они пишут смысловые ассоциации. Рисуют буквы в виде завитушек , капель, водопадов: идёт чувственно-образное оживление слова)

IV. Индивидуальная работа. Творчество – изысканный вид наслаждения. (Раздаются карточки с заданиями, где собирается материал для мини-сочинения "Слово о М.Цветаевой")

Карточка


1. Что для вас означает образ Марины Цветаевой?

2. Какие ассоциации возникают при прочтении стихотворений М. Цветаевой?

3. Попытайтесь составить план варианта мини- сочинения «Слово о Марине Цветаевой»

После чего учащиеся прослушивают работы одноклассников и записывают наиболее понравившиеся фразы и словосочетания для мини-сочинения.

V. Работа в парах. (Учащиеся отвечают на вопросы).

5. Существует ли связь между образом жизни человека и творчеством?

VI. Просмотр презентации "Елабуга".

Вывод: Любое самоубийство – тайна, замешанная на непереносимой боли. Но увидеть изнутри человека в этой предельной ситуации – задача почти невозможная. И тем более, когда это касается личности столь незаурядной , как личность Марины Цветаевой. Загадка Елабуги остаётся; быть может, она останется навсегда. «Есть лишь убийства на свете – запомните./ Самоубийств не бывает вообще» (Е.Евтушенко).

Фронтальный опрос:

1. Какую роль играют деревья в природе.

2. Что такое фотосинтез?

3. Что происходит с деревьями, когда они погибают?

2. Вспомните случай из своей жизни, когда пришлось испытать подобное эмоциональное состояние?

3. Напишите отклик на стихотворение.

VIII. Работа со стихотворением.

Август – астры,

Август – звёзды,

Август – грозди

Винограда и рябины.

Ржавый – август!

Задание. Прочесть и прослушать стихотворение, представить образ человека по имени Август и составить короткие рассказы-характеристики.

IX. Работа над мини-сочинением "Слово о М. Цветаевой".

Марина Цветаева – царственная, свободная женщина, трагически одинокая душа, находящая отзвук в траве, в цветах, в море. Благодаря Марине, наша душа полна мечтаний и надежд, стремления противостоять трудностям, готова строить свою судьбу.

X. Рефлексия. Синквейн.

1. Название.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Предложение.

5. Существительное.

XI. Домашнее задание. 1.Написать сочинение по творчеству Марины Цветаевой. 2.Изучить параграф 13 из учебника «Общая биология» и составить вопросы-понятия , вопросы-суждения по теме «Творчество в жизни человека и общества»

Литература:

1. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэзия XX века. М. «Профиздат».1998г.

2. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дрофа: Вече, 2002г.

3. Ж. «Русский язык и литература» №6 2007. Биография писателя.

4. И. Понамарёва. Общая биология. М. Вентана-Граф. 2005

5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. Просвещение

6. Газета «Биология». ИД Первое сентября

С самого рождения нас учат жить по определённым правилам и устоям. Даже самые либерально настроенные родители придерживаются стандартных схем и ценностей: образование, работа, семья (и дети, как следствие). Вырваться из этой схемы впоследствии не так-то просто. В подростковом возрасте, конечно, наступает период своеобразного бунтарства, но он проходит (часто даже совершенно бесследно), как проходит и сам этот возраст. Человек, что называется, взрослеет и берётся за ум. А на деле – просто принимает правила игры, начинает вписываться в систему и выполнять её условия взамен на определённые «блага»: возможность учиться, работать – одним словом, «самовыражаться».

Почему и зачем он это делает? Человеку жизненно необходимо иметь какое-то своё место и свои «зацепки». Это даёт ощущение уверенности и безопасности. Таких зацепок и систем может быть огромное множество, но самые сильные и влиятельные из них – это те, которые подкреплены связями с другими людьми: работа, друзья, семья, дети… Так легче выжить. Это поняли ещё наши предки, когда решили перейти к племенному образу жизни.

Жить в племени, в обществе – легче. Это факт. Но к этому факту также примешивается ещё и то, что, получая те самые «блага» и возможности, человек постепенно утрачивает индивидуальность, перестаёт задумываться над тем, что, как и зачем делает. «Система» сама даёт готовые ответы и сценарии, сводя на нет потребность думать.

Существует даже такая «примета» среди тех же выпускников и студентов: «если ты НЕ поступаешь в институт сразу же после школы, т. е. прерываешь процесс 10-летнего обучения – то ты навряд ли и на следующий год будешь стремиться поступить». И добавляют при этом - «…просто отвыкаешь учиться». Но дело тут не только в отвыкании. Выпадая, даже случайно, из какой-либо системы, сознание человека оказывается в экстремальных условиях, когда зацепиться за то, за что предполагалось и за что все цепляются, не получилось… И именно этот «экстрим» способствует своеобразному «пробуждению», когда вдруг приходится решать и думать самому, без системы и её готовых ответов. И тот же не поступивший, к примеру, начинает САМ задумываться: «А зачем мне вообще учиться именно на того-то, может, сначала поработать/сходить в армию/заняться тем-то…?». И появляется желание решать самому, а не просто брать готовые ответы системы и действовать по инерции.

Примерно так и получаются истинно творческие люди. Люди, не включенные в системы, не живущие по сценариям, а посему умеющие видеть и выражать собой, через себя, те стороны жизни и духа, доступ к которым остальным попросту закрыт их же собственной зависимостью.


Ведь что вообще такое - творчество?

Творчество, любое – это само по себе величайший бунт. Творческий человек избавлен от любой обусловленности; иначе его творчество будет не более чем копированием. Творческим можно быть, только являясь индивидуальностью; невозможно творить, оставаясь частью психологии толпы, системы.

Творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

А как обычно обстоят дела у человека, который на определённом жизненном этапе по тем или иным причинам оказывается вне нормальной системы, вне зацепок (исключительно тяжелая судьба, какое-либо серьезное потрясение, нетрадиционная сексуальная ориентация и другие)? Не получается принятия «правил игры», а, следовательно, и как такового включения в распространённые системы тоже не происходит…

Как бы сильно этот человек ни был завязан с каким-либо обществом, компанией, которые могли бы дать ему эти самые «зацепки», по сравнению с большинством он всегда один. Нет готовых сценариев, нет ничего того, что даёт ощущение безопасности и блокирует мыслительный процесс у этого большинства.

Даже совершая привычные для «обычных» людей вещи в жизни, будь то учеба, работа, дружба, любовь - да что угодно, он в силу обстоятельств своего понимания, делает, просто вынужден делать это «вне системы», как-то по-своему.

Отсюда и рождается тяга к творчеству, к творческим профессиям. К оригинальному мышлению и нестандартному подходу к привычным вещам и явлениям!

Бесспорно – нестандартное мышление уже само по себе творчество.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!