Творческая мастерская учитель Шутова Татьяна Геннадьевна «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине.

“Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”
Г. Гегель

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни. Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человека.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Основные задачи речевого развития:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Словарная работа.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи: диалогической и монологической.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельные вес той или иной задачи тоже меняется при переходе от группы к группе. Нужно представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и в последующей возрастной группе, и комплексный характер каждой задачи.

Актуальность.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специалистам, психологам. К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Различия в речи детей решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Все вышесказанные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т.к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога. Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что при списочном составе в 18 детей, шесть из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников). Десять- средний уровень(в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий). И лишь два человека владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребенок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас). Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Я считаю, чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов. В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения, а также с применением приемов, методов, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Я давно заметила, что если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатленным на бумаге, но и вообще к речевой деятельности. Создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во- вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения. Я заметила, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями. Например, при рассматривании картин детям предлагалось задание подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению. Например, к слову «большая» при рассматривании медведицы на картине «Купание медвежат» дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник дети к слову «стремительная» подобрали слова: неспокойная, быстрая. При составлении рассказа по картине «Кошка с котятами» дети упражнялись в подборе слов-действий к слову «кошка». Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, ловит мышей, лазает по деревьям. В заключительную часть занятия я включаю развивающие игры на развитие внимания , памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как «Чья команда быстрее соберет такую же картинку», «тренировка памяти» и др. вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи. В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни- в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально- организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы- консультирование, помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека»- подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также рассказы детей по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребенка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.

Игротека

«Только веселые слова».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун», второй «Радость», третий «Смех» и т.д..Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зеленые слова (Огурец, елка).

«Волшебная цепочка».

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет слово например, «мед» и спрашивает у игрока стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из семьи отвечает например, « пчела». Следующий например, «Боль». Что может получится: мед –пчела- боль- больница- врач и т.д.

«Слова мячики».

Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово например, «широкий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «узкий». Затем игроки меняются ролями, ребенок говорит слово, а взрослый подбирает к нему слово.

«Если вдруг».

Ребенку предлагается необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, если вдруг на земле исчезнут: все книги, все птицы, все ручки и т. д.Ребенок может ответить: «если вдруг на земле исчезнут все ручки, ничего страшного не произойдет, потому что их можно заменить: карандашами».

«Веселые рифмы».

Играющие должны подбирать к словам рифмы: маша- каша, свечка- печка, ракетка- пипетка.

Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

“Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьют духовную силу и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить не один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог познакомить не один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которые не мог бы дать ни один философ”.

В этих словах великого педагога К.Д. Ушинского указан не только, ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку – учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко.



Творческая мастерская.

учитель Шутова Татьяна Геннадьевна

«Речь – удивительно сильное

средство, но нужно иметь много

ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель.

Сегодня мы поговорим с Вами о такой науке, как риторика и узнаем, кто такой оратор.

Что же значат эти слова?

Обратимся к совре­менным толковым словарям русского языка. В них напи­сано, что риторика-теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

А кто же такой оратор?

В “Словаре современного рус­ского языка” (в 17-ти томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-ни­будь; 4) человек, обладающий даром речи.

Ребята, а вы себя можете назвать ораторами?

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить пуб­лично приходится каждому школьнику, который готовит сообще­ния к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах, посвященных началу учебного года, его окончанию, праздникам, и т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудач­ные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей.

В риторике обобщены определенные приемы, которые позво­лят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздейство­вать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к ка­ким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя.

Что же может узнать слушатель? (в каждой группе лежат листы – свои варианты записывают. Приложение № 1)

И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих инте­ресов, своего поведения не собирается часто выступать публич­но, то слушать выступления других приходится в современной жизни каждому человеку. Вы слушаете учителей и учеников в школе, лекторов, дикторов радио и телевидения и т. д. Из пуб­личных выступлений можно почерпнуть богатую информацию , поэтому надо их запоминать. То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать : убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному и т. д. Внимательно слушая оратора, вы развиваете свое мышление . Часто публич­ные выступления воздействуют на ваши чувства . Надо ли разде­лить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору - все это должен решить слушатель.

^ Где возникла риторика?

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское ис­кусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стре­мительно развивается, и впервые здесь появляются систематиче­ские работы по его теории. (V в. до н. э.)

^ Риторика в России 17-19 вв.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 в. Предполагается, что ее автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий.

Первый учебник риторики на русском языке был написан М.В. Ломоносовым (1711-1765). Состоит из трех частей: «О изобретении», «О украшении», «О расположении».

^ Ораторская речь: ее роды и виды.

В Древней Греции и Древнем Риме выделя­ли эпидейктические, или торжественные, речи, совещательные и судебные.

В современной риторике существует следующая классификация. (см. таблица № 1)

Задание 1:

Где мы ежегодно слышим приветственные речи? (на 1 сентября). Придумайте интересную приветственную речь по этому поводу.

^ Каким должен быть оратор?

Оратор должен владеть высокой культурой речи. Ему не­обходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выраже­ния мысли.

Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, не­верного выбора слова или формы слова и ошибочного построе­ния синтаксической конструкции.

От оратора требуется не только владение нормами правильной речи, но и умение ощущать речь в звуке.

1. Темп -это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в секунду).

Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. А ведь им нужно осознать поступающую информацию, т. е. понять ее и запомнить основное содержание высказывания.

Как считают исследователи, оптимальное условие легко вос­принимаемой речи - это средний темп произнесения (при­мерно 100-120 слов в минуту).

Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Оратор, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение.

2. Очень важна для оратора сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. До остальных суть его речи не доходит. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается зна­чительно сниженным. Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, ора­тор должен избегать монотонности.

3. Во время выступления перед большой аудито­рией понимания с полуслова быть не может. Слова должны про­износиться четко и ясно, т. е. выступающий должен обладать хо­рошей дикцией . Приобрести такую дикцию можно упорным трудом. Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки.

Отчетливость произношения зависит часто и от пространства, в котором говорит оратор. Чем больше помещение, тем речь дол­жна быть медленнее, чтобы все было слышно.

Хорошая дикция предполагает умение “держать паузу”. Паузы (оста­новки в речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее.

Однако паузы в речи оратора не всегда несут смысловую на­грузку (прерывистость устной речи).

Задание 2:

Поработаем над темпом речи. У каждой группы есть стихотворения.

Задание 3:

Работа над дикцией, работа со скороговорками. (приложение № 2).

Совет:

1) Позаботьтесь о хорошей дикции - четком и ясном произ­ношении слов, особенно их окончаний. Для этого выполните ряд упражнений:

а) произнесите слова по слогам;

б) произносите предложения, разделяя все самостоятельные слова паузами;

в) читайте скороговорки, убыстряя их темп в 2, 4, 8 раз.

^ 2) Старайтесь избегать монотонности! Для этого один и тот же текст прочитайте:

а) меняя темп речи: быстро, средне, медленно;

^ 3) Учитесь выражать голосом чувства и переживания! Для этого одну и ту же фразу произнесите, вкладывая в нее разные чувст­ва и выражая это голосом.

Приложение № 1.

Слушающий

Выступающий

Приложение № 2. Скороговорки

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Ткет ткач ткани на платке Тани.

Стоит копна с подприкопеночком.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

По семеро в сани уселись сами.

Приложение № 3.


^ Пушкин А.С.

К *** (Я помню чудное мгновенье)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.


Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай, улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Я вас любил: любовь еще, быть может

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Не надо иметь много ума, чтобы обвинять Путина. Гораздо больше усилий требуется, чтобы вникнуть в логику его действий: он принял исторический вызов Запада, но дал на него неправильный ответ. Либеральная же оппозиция настолько увлеклась борьбой с Путиным, что вообще выпустила из поля зрения тему национальных интересов

К политической катастрофе, как правило, приводит безукоризненная цепочка логически выверенных и беспристрастно просчитанных шагов безупречно компетентных людей…

Однако доминирующими тенденциями в интерпретации нового курса Кремля стали психологизм и мистицизм. В той или иной форме большинство критически настроенных граждан склоняется к гипотезе о войне как об «иррациональном выборе» российский власти — не обусловленном никакими объективными причинами волюнтаристском решении, объяснение которого находится скорее в области психоанализа, чем анализа экономического или политического. Расхождения возникают лишь в вопросе о том, как много человек «сошло с ума» — один, целая группа или вся страна.

Однако у войны с Западом есть не только субъективные (о чем много говорят), но и объективные причины. Она возникла из клубка экономических и политических противоречий в отношениях России и Запада, которые накапливались десятилетиями, не находя своего разрешения, и которые прижатый давлением Запада к кремлевской стенке Путин решил разрубить «новороссийским мечом», как гордиев узел.


Нужно ли убивать ракового больного?

Спасать Россию — все равно что лечить лихорадку Эбола в Центральной Африке: не так страшен вирус, как невежество. Отношение к украинской войне раскололо общество. Публичные дебаты все больше напоминают кафкианскую дискуссию у постели ракового больного: «прогрессивные» доктора предлагают немедленно убить пациента, чтобы уничтожить опухоль, а деревенские родственники не пускают их к постели умирающего, говоря, что гордятся «самой лучшей на свете опухолью». Россия тем временем лежит, распростертая между либералами и националистами, как больной на полотнах Гойи.

Хорошей новостью для русских националистов является то, что Россия вовсе не сошла с ума, как это кажется многим порядочным людям, а пытается таким весьма спорным и диким образом защитить свои национальные интересы. И в этом, а не только и не столько в эффекте от деятельности контролируемых властью средств массовой информации, кроется разгадка тайны пресловутых «86 процентов», голосующих за войну, за власть и «за все хорошее против всего плохого». Списывать сегодняшние общественные настроения исключительно на пропаганду — значит заниматься успокоительным и бесполезным либеральным самообманом. Плохая новость для националистов, однако, состоит в том, что затеянная ради национальных интересов война на Украине — это самый неудачный и практически самоубийственный способ их защиты.

Негативное отношение к существующему в России политическому режиму (разумеется, у тех, кто к нему относится негативно) не должно заслонять видение того, что Россия, как и любое другое государство в мире, имеет определенные экономические, геополитические (в том числе военные) интересы, которые не совпадают с интересами других государств, и, соответственно, имеет право предпринимать активные усилия по их защите.

Представления о том, в чем в данный конкретный момент времени состоят национальные интересы России, о возможных и допустимых способах их защиты, а также об их сравнительной эффективности, могут существенно различаться. Но это не значит, что сами по себе национальные интересы России могут быть проигнорированы в рамках общественной дискуссии как нечто второстепенное и несущественное. А именно это сегодня происходит. Чтобы дискуссия была продуктивной, надо начинать разговор с вопроса о национальных интересах России, а не заканчивать им. Только в этом случае у «докторов» и «родственников» появится шанс услышать друг друга.


Удар по солнечному сплетению

Просматривая книги на стенде крупнейшего лондонского магазина Waterstonе, я наткнулся на интересную брошюрку по истории Великобритании. Автор перечислял события, которые стали краеугольным камнем формирования национального самосознания современных британцев, — кстати, этих событий оказалось не так много, как мы могли себе бы вообразить. Разумеется, все начиналось с Билля о правах. Но было там и создание национальной системы здравоохранения после Второй мировой войны (большевики создали ее в России за несколько десятилетий до этого).

Последним пунктом значилась победа в войне с Аргентиной за удержание под британским контролем далеких Фолклендских островов. Это было для меня несколько неожиданно.

Украина является крайне чувствительной, можно сказать — критически важной зоной сосредоточения российских экономических, политических и военных интересов, и имперский синдром, хотя и присутствует в поведении Кремля, отнюдь не является единственным и даже доминирующим мотивом его поведения. Украина так же важна для России, как Ближний Восток для США, и куда важнее, чем уже упомянутые выше Фолклендские острова для Британии. Можно сколько угодно не любить Путина, но трудно оспорить тот факт, что любое, даже самое либеральное и демократическое русское правительство, будучи поставлено перед фактом присоединения Украины к экономической системе Европейского союза, оказалось бы в весьма затруднительном положении.

Россия и Украина во многом продолжают оставаться частью единой экономической системы (хотя формально их экономики независимы). Дело в том, что разделение советских экономических «сиамских близнецов» на практике так окончательно и не произошло. Поэтому все, что происходит с экономикой Украины, способно очень болезненно сказаться на состоянии экономики России — и наоборот, кстати, тоже. Подключение Украины, пусть даже только частичное, к экономике Евросоюза действительно создает головную боль для России. Это реальная проблема, а не «отмазка».

Нет ничего удивительного в том, что Кремль в этих условиях поделился «своей болью» с другими.

Конечно, вызывает возмущение, что Москва использовала это обстоятельство как предлог для военной агрессии и произвела под этим предлогом аннексию Крымского полуострова. Но это не значит, что само по себе это обстоятельство теперь должно замалчиваться. Как не должно замалчиваться и то, что потенциальная угроза размещения военных баз НАТО на территории Украины ни одним политическим руководством России (будь то Путин или Ходорковский) проигнорирована быть не может. НАТО перестанет быть проблемой для России только в одном случае — если Россия в НАТО вступит. Но об этом речи пока не идет.

Украина — это не просто зона повышенного внимания со стороны России. Это солнечное сплетение российских национальных интересов. Так или иначе, но в нынешнем формате Россия без Украины существовать не может. Было серьезным упущением со стороны США и Евросоюза (и тем более самой Украины) предположить, что Россия отреагирует на смену Украиной своей политической ориентации в том же ключе, как она отреагировала на действия Запада на Балканах или на Ближнем Востоке. В принципе, реакцию России можно было просчитать, но этого сделано не было, потому что на Западе сложилось весьма стереотипное представление о России как о заурядной автократии.

Слабые начинают и проигрывают

На протяжении всех двадцати пяти лет посткоммунизма Запад медленно, но последовательно «отжимал» Россию от участия в решении крупных международных проблем, в том числе тех, где Россия имела свой собственный существенный интерес. Ни на Балканах, ни в Ираке, ни в Ливии, ни в Сирии российская точка зрения не была принята во внимание. Я не затрагиваю здесь вопрос о том, была ли эта точка зрения правильной или даже просто адекватной, — я лишь констатирую неоспоримый факт, что ею пренебрегли.

Выяснилось, что гораздо легче сломать «железный занавес», чем научиться жить без него. Россия оказалась неконкурентоспособной по отношении к Западу в условиях свободного рынка. Существует точка зрения, и она не лишена оснований, что война России с Украиной есть реакция на украинскую революцию. Это и так, и не так одновременно. Революция была лишь поводом к войне. Украинский блицкриг Запада стал последней каплей, упавшей в море русских обид, после которой оно вышло из берегов. Настоящей причиной войны является хронический конфликт России и Запада, суть которого сводится к тому, что Россия, экономически и политически давно пересевшая из первых рядов партера в амфитеатр мировой политики, считает, что находится не на своем месте, а Запад не видит уважительных причин, по которым он должен продолжать держать в партере государство, неспособное оплатить полную стоимость билета.

Война началась не столько от избытка сил, сколько от их недостатка. Это отчаянный демарш слабого против сильного. В формате открытой экономики Россия просто не в состоянии эффективно защитить свои экономические и политические интересы в Украине. Если Украина действительно станет свободной экономической площадкой, Россия, скорее всего, в течение нескольких лет будет из Украины вытеснена. При определенных условиях Украина может даже превратиться в плацдарм экономической экспансии ЕС на внутренний российский рынок, о чем политическое руководство России не устает повторять. Кроме того, России станет гораздо труднее вести с Украиной традиционный спор о ценах на энергоносители. Украина и раньше пыталась использовать свое уникальное положение страны-транзитера для того, чтобы получить газ с дисконтом. В одной связке с ЕС она, безусловно, будет делать это эффективнее.

Украинская революция лишила Путина комфортной возможности и дальше ничего не предпринимать. Перед ним возникла дилемма: либо сделать Россию действительно сильной, то есть конкурентоспособной, проведя глубокие экономические и политические реформы, либо, ничего не меняя внутри страны, отбросить Запад от русских границ при помощи военной силы и спрятаться за «китайской стеной». Кремлевские войны — это имитация ответа на исторический вызов, способ уйти от решения насущных вопросов внутренней политики. Ирония истории состоит в том, что Путину оказалось намного проще начать «горячую» войну, чем войну с кооперативом «Озеро».

Либерализм и национальные интересы

Не надо иметь много ума, чтобы беспрестанно обвинять Путина. Гораздо больше усилий требуется, чтобы вникнуть в логику его действий. Он понял и принял исторический вызов Запада, но дал на него неправильный ответ. Вместо того чтобы осуществить глубокую модернизацию России и повысить ее реальную конкурентоспособность, он решил остановить историческое время и отгородиться от Запада «вежливыми людьми». Россия стала похожа на рыбу-черта — в целом довольно мелкого и не очень опасного хищника, — которая легла на дно и устрашающе раздулась. Она отчаянно жжет авиационный керосин, посылая к далеким берегам свои бомбардировщики, чтобы отпугнуть «стервятников» от своих границ. Но никто не пугается. Воевать с Россией и так никто не будет — будут ждать, пока кончится керосин.

Путин — не Сталин. Войны, которые вел Сталин, были частью его жестокой программы модернизации России, а войны, которые ведет Путин, являются их заменой. У Путина пока нет ни сталинского замаха, ни сталинской одержимости, ни сталинской идеологической и психологической базы. Путин не великий инквизитор, а великий имитатор, который создает иллюзию исторической жизни в зацветшем болоте. Он проводит спиритические сеансы, взывая к духам умерших эпох (причем всех сразу — Московии, Империи и СССР), в надежде получить помощь из загробного исторического мира. Но духи прошлого не умеют делать микрочипы, необходимые для современного оружия.

Война может вывести Россию на непродолжительное время на плато стабильности. Но в долгосрочной перспективе шансов удержаться на этом плато без технологического рывка у России нет. А технологический рывок без эффективно работающих государственных институтов невозможен. Конечно, чисто теоретически Путин мог бы стать «великим инквизитором», но для этого он должен вслед за Ли Кван Ю посадить за решетку всех своих ближайших друзей. Причем поскольку Россия — не Сингапур, то их вряд ли будет всего двадцать шесть. Если это случится, то это будет уже совсем другая история. Но пока это также выглядит маловероятным.

Путин выбрал вариант ответа на вызов, выгодный не столько России, сколько правящему режиму. При этом он сумел убедить большинство населения в том, что интересы России и интересы режима полностью совпадают, обеспечив себе таким образом беспрецедентную общественную поддержку. Как это ни парадоксально звучит, но сделать это ему не составило никакого труда. И причина вовсе не в гениальности Путина, а в недальновидности, эгоистичности и догматичности либеральной оппозиции, продолжающей дискутировать на тему об отношении к русскому национализму, вместо того чтобы встать во главе национального движения.

Либеральная оппозиция настолько увлеклась борьбой с Путиным, что в пылу борьбы вообще выпустила из поля зрения тему национальных интересов России, оставив их защиту «ненавистному режиму». Она не просто отрицает выбранный Путиным вариант ответа на вызов (в чем с нею можно согласиться), но ведет себя так, как будто никакого вызова вовсе не существует.

В России господствует целомудренный либерализм, для которого Россия существует в экономическом и политическом вакууме, наполненном флюидами любви и взаимопомощи (но это невозможно не только в мире реальной политики, но и согласно законам физики). А реальный мир с его жесткой конкуренцией и борьбой за рынки, ресурсы и влияние полностью выпал из либерального дискурса.

В результате Путин оказался на уступленном ему без боя политическом поле практически вне конкуренции (все нелиберальные оппозиционные группы к нему в данный момент примкнули). В то время как Кремль под предлогом войны произвел экстренную социальную мобилизацию русского общества, либеральная оппозиция продолжает настаивать на его немедленной «демобилизации». Нет ничего удивительного в том, что она остается не понятой своим народом. Население инстинктивно чувствует угрозу и инстинктивно предпочитает того, кто предлагает ошибочную стратегию защиты, тому, кто не предлагает ничего.

Абстрактные рассуждения о свободе при этом мало что дают. Идеологи «русского либерализма» ведут себя сегодня так, как будто не было никаких «90-х» с их поддержанной Западом варварской приватизацией, с развалом экономики и государственно-правовых институтов, криминализацией общественной и государственной жизни, разгромом систем образования и здравоохранения. Но они были, и все вышеперечисленное было сделано именно под лозунгом строительства демократии и свободного рынка. Глупо и недальновидно рассчитывать на то, что у общества память такая же короткая, как у «креативного класса».

Все «миротворческие» усилия будут утекать в песок до тех пор, пока объективные причины, приведшие Россию к войне с Западом (на данный момент — в «украинском формате»), не будут проанализированы беспристрастно и честно во всей их сложной неоднозначности. Когда рушится мир, будь то в семье или на планете, не бывает одной виноватой стороны. Клин клином выбивают — либеральная оппозиция либо должна предложить свою программу национальной мобилизации, альтернативную путинской, либо будет вынуждена навсегда сойти с исторической сцены.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Гегель

Считается, что одним из основных отличий человека от животного, наряду с разумом, является способность говорить. Речь значительно облегчает нашу жизнь. С её помощью мы можем выразить свои чувства, пожелания. Слово является мощнейшим орудием (а вернее – оружием) в наш век информации. Все знают, что словом порой можно ранить значительно больнее, нежели силой.

А нам, мусульманам, как никому другому важно быть обладателем правильной речи.

Рассмотрим, какой должна быть речь мусульманина.

1. Приятной для слуха, а именно не содержать жаргонных, и тем более матерных выражений.

2. Мягкой и спокойной.

3. Обширной (богатой), т. е. мусульманин должен обладать большим словарным запасом.

4. Наполненной смыслом.

«Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое », – говорил Вольтер. И вправду, остаётся только удивляться, когда люди порой говорят только ради того, чтобы говорить.

Не стоит заниматься пустыми бесполезными разговорами. В Исламе это порицается. Помните, что по тому, как и что мы говорим, у других складывается впечатление обо всех мусульманах. По нашей речи судят обо всей умме.

5. И, конечно же, речь мусульманина должна быть правдивой, не содержать лживые слова.

Имам Саджад сказал: «Не лгите ни в большом, ни в малом, ни в шутку, ни всерьёз. Человек, солгавший в малом, пойдёт и на большую ложь ».

Есть очень мудрое высказывание, наталкивающее на размышления: «Не всегда говори, что знаешь, всегда знай, что говоришь » (Клавдий).

6. В речи должно проявляться уважение к собеседнику, которое проявляется в желании слушать и услышать его. Не стоит перебивать собеседника.

Арабская пословица гласит, что нам дан лишь 1 орган для речи и 2 органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить.

А почему эти качества должны быть присущи именно речи мусульманина? Потому что, во-первых, по нашей манере говорить складывается представление об Исламе у людей, далёких от религии. Во-вторых, крикливая, срывающаяся речь неприятна для слуха, а в дискуссии способность спокойно донести до оппонента свою позицию может стать дополнительным преимуществом. В-третьих, обладая богатым словарным запасом, мы можем приводить неопровержимые доводы и уникальные примеры при отстаивании исламских принципов.

Да и, наконец, просто потому, что в настоящее время в СМИ ведётся активная пропаганда отсталости мусульманской общины и её отставании от остального общества в развитии.

Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является для нас примером. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

1. Не лгите в речах.

2. Не отступайтесь от своих обещаний.

3. Не подводите тех, кто вам доверился.

4. Отводите глаза.

5. Храните свой стыд.

6. Не давайте воли рукам и языку.

Я думаю, других доводов и приводить не стоит.

Иногда в гневе можно сказать что-то, даже не задумавшись о том, что эти слова могут обидеть собеседника, причинить ему боль, изменить его жизнь. А ведь не зря народная мудрость гласит: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь ».

Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много. Это старая истина, всем известная и многими обыкновенно забываемая. Так давайте, братья и сёстры, не будем попусту бросать слова на ветер, не будем говорить того, чего не знаем, будем следить и отрабатывать правильную речь. Да поможет нам Аллах!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!