Ты помнишь алеша автор. Константин Симонов — Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины: Стих

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. М. Симонова

Прочти стихотворение сначала про себя. Затем в исполнении профессионального чтеца.

Какие картины предстают перед тобой?
Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.

Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли тебя, вызвали самые сильные переживания?
Стихотворение передает чувство горя,огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну.

Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какими словами он прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека?
(Три последние строфы).

Обратимся вновь к началу стихотворения. Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?
Последовательно разбери первые четыре строфы. Сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи эпитетов, метафор,сравнений. Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси». Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...»
- Что такое кринка?
Кринка - глиняный горшок для молока.
- Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?

Обрати внимание на метафоры :
«Слезами измеренный чаще, чем верстами, /Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз», «...Крестом своих рук ограждая живых...».
- Что такое тракт?
Тракт - большая проезжая дорога.
- Что означает выражение: тракт, измеренный верстами ?
В старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, обозначающие расстояние.
- Почему тракт слезами измерен «чаще,чем верстами»?
- Что такое погост?
Сейчас так называют сельское кладбище, в старину погост - это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села.
- Для чего Симонов использует повторение: «...Деревни, деревни, деревни с погостами, / Как будто на них вся Россия сошлась...»?

Что такое околица ?
Окóлица - изгородь вокруг всего селения.
В Советском Союзе церковь была отделена от государства и фактически запрещена. Активно велась атеистическая пропаганда, и почти все жители были неверующими.
- Как вы понимаете следующие строки?

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.

Что означает выражение: «Всем миром сойдясь...»?
Слово мир имеет много значений. Одно из них устаревшее: сельская община с ее членами. Всем миром означает «сообща».
Строки Симонова перекликаются с поговоркой«На миру и смерть красна», то есть нестрашно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.

Как эта поговорка углубляет смысл симоновских строк?
Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за Русскую землю. Даже если они остались одни, то их деды все равно словно бы смотрят на них всем миром, помогая сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Симонов описывает Смоленщину, и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против Наполеона, в котором,может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами.

Незнакомые слова:
Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.
Салóп -
широкое женское пальто особо гофасона.
Плúсовый -
сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Пáжить -
пастбище, место, где пасут скот.

Как ты думаешь, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины, и избу под городом Борисовом?

О чем говорят поэту слова старухи?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли.
В заключение перечитаем стихотворение еще раз.

Перейти на... Объявления Былинный мир Что такое фольклор? Вопросы по теме фольклор Былины как отражение исторических событий Кто главный богатырь на Руси Прочитай о былинах Скульптура Баяна Одень и вооружи богатыря Картины известных художников Послушай Изложите в правильном порядке ход событий в былине Расставьте в последовательности Образные выражения Особенности киевского и новгородского циклов Расположите названия событий Расставьте фрагменты из былины Соотнесите былинные эпитеты с определяемыми словами Ответьте на вопросы теста Повесть временных лет Картина В. М. Васнецова "Нестор-летописец" «Сказание о белгородском киселе» «Сказание о кожемяке» Комментарии к тексту "Сказание о кожемяке" Вопросы по тексту "Сказание о кожемяке" Вступление Биография писателя Глоссарий Историческая справка Послушай басню Ларчик Послушай басню Осел и соловей Ответь на вопросы Введение в XIX век Александр Сергеевич Пушкин Лицейские годы Друзья мои, прекрасен наш союз Ответь на вопросы по Лицейским годам поэта Южная ссылка. "Узник" Вопросы к стихотворению «Узник» Южная ссылка А. С. Пушкина Светлое чувство дружбы Анализ стихотворения "И. И. Пущину" Двусложные размеры стиха Определи стихотворный размер стихотворения "Зимний вечер" Определи стихотворный размер "Няне" Анализ стихотворения "Зимнее утро" Подумай Звукопись Соотнесите цитаты из стихотворений А.С. Пушкина с их названиями Распределите по рубрикам Болдинская осень О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» Задание Повесть "Выстрел" Отрывок из повести Вопросы к повести "Выстрел" Задание к повести "Выстрел" Барышня-крестьянка Вступление к уроку История создания романа Ответь на вопросы по истории создания романа Историко-культурный контекст О русской усадьбе Дай толкование слов Вопросы по дворянским усадьбам Анализ текста 1 тома, 1 главы Том 1. Глава 1 Ответь на вопросы по отрывку Какой характер у Троекурова? Характер Троекурова Отрывок №2 Вопросы к отрывку №2 Отрывок "Случай на псарне" Случай на псарне. Анализ Вопросы к отрывку "Случай на псарне" Вопрос к размышлению Рассмотри иллюстрацию Сговор Шабашкин и Троекуров (отрывок) Суд (отрывок) Анализ эпизода "Суд" Задание по отрывку "Суд" Отрывок №3 Заполни пробелы Анализ эпизода "Владимир в Кистеневской роще" Отрывок "Письма матери" Ответь на вопросы по отрывку "Письма матери" Пожар в усадьбе Дубровского. Вопросы Пожар в усадьбе Дубровского Узнай персонажа по реплике Разбойники Вопросы по отрывку "Разбойники" Знакомство с Дефоржем Ответь на вопросы по отрывку "Знакомство с Дефоржем" Начало 8-й главы Ответь на вопросы по началу восьмой главы Неожиданное проишествие Вопросы к отрывку "Неожиданное проишествие" Задание по главам IX – XI Композиционный и сюжетный планы произведения Праздничный обед в Покровском Вопросы по эпизоду "Праздничный обед в Покровском" Романтическая история любви Троекуров и князь Верейский Вопросы к встрече Маши Троекуровой и Владимира Дубровского Вопросы к эпизоду объяснения Марьи Кирилловны со своим отцом Вопросы к XVIII – XIX главам Тема крестьянского бунта Итоговые вопросы Заключение Вступление Детство и юность Детство и юность. Вопросы Трехсложные размеры стиха Стихотворение "Три пальмы" Анализ стихотворения "Три пальмы" "Три пальмы". Вопросы Развернутый ответ Тема одиночества в лирике поэта Анализ стихотворения "Тучи" Стихотворение "Тучи". Вопросы Стихотворение "Листок" Анализ стихотворения "Листок" Стихотворение "Листок". Вопросы Стихотворение "Утес" Анализ стихотворения "Утес" Стихотворение "Утес". Вопросы Итоговые задания Найди соответствие Иван Сергеевич Тургенев Вступление к уроку Бежин луг (текст произведения) Конфликт в рассказе Ответь на вопросы по "Бежину лугу" Это интересно Образы крестьянских мальчиков Федя Ваня Илюша Костя Вопросы по уроку Дай развернутый ответ Тютчев. Биография Тютчев. Биография (продолжение) Послушай стихи Проверь себя Анализ стихотворения Найди соответствие Вступление к уроку Вопрос Афанасий Фет Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Вопросы к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Стихотворение "Еще майская ночь" Вопросы к стихотворению "Еще майская ночь" Стихотворение "Учись у них" Вопросы к стихотворению "Учись у них" Найди соответствие Вступление к уроку Николай Алексеевич Некрасов (презентация) Николай Алексеевич Некрасов Железная дорога. Текст Анализ I главы стихотворения Вопросы к первой части Работа над II главой стихотворения. Словесное рисование Анализ III и IV глав Композиция На Волге Крестьянские дети Найди соответствие между стихотворным размером и отрывком стихотворения Глоссарий Николай Семенович Лесков Биография писателя Изображение Александра I и атамана Платова Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров Комментированное чтение Итоги. Образ левши Ответь на вопросы Урок развития речи. Итог Творческая работа Глоссарий Аудиоматериалы Баратынский. Чудный град порой сольётся Баратынский. Весна А.К. Толстой. Где гнутся над омутом лозы Полонский. По горам две хмурых тучи Полонский. Посмотри какая мгла Никитин Иван Саввич Майков Аполлон Николаевич Плещеев Алексей Николаевич Найди соответствие между стихотворным размером и отрывком стихотворения Историко-культурный контекст XX века. А. С. Грин. Алые паруса. История Ассоль Проверочная работа История Грэя. «Делать... чудеса своими руками» Образ Ассоль «Алые паруса» - произведение романтическое Алые паруса Вопросы к первой главе произведения "Алые паруса" Вопросы ко всему произведению "Алые паруса" Вступление к уроку Биография писателя Задание по биографии автора Вопросы по произведению "Неизвестный цветок" Сочинение-рассуждение М. М. Пришвин: становление писателя Биография М.М. Пришвина Вопросы по биографии «Кладовая солнца» (текст) «Кладовая солнца» «Кладовая солнца» М. М. Пришвина как сказка-быль Составление плана произведения. Образы Насти и Митраши Образы Травки и Антипыча Смысл названия произведения Творческое задание Вопросы для самопроверки Сделаем выводы Разгадай кроссворд Разгадай кроссворд по терминам В. Г. Распутин «Уроки французского» Александр Трифонович Твардовский Нагибин Юрий Маркович Д. С. Самойлов. «Сороковые» "Сороковые". Задание Д. С. Самойлов. Домашнее задание Константин Симонов Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... К. М. Симонов. Домашнее задание В. М. Шукшин и его фильмы В. М. Шукшин (биография) Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Вопросы по рассказу "Срезал" Фазиль Искандер. Биография Ахматова Анна Андреевна А. А. Ахматова. Перед весной бывают дни такие А. Блок. Летний вечер А. Блок. О, как безумно за окном С. Есенин. Мелколесье Найди соответствие между стихотворным размером и отрывком стихотворения Антуан де Сент-Экзюпери Жорж Санд Стивенсон и Дефо Шиллер

Константин Михайлович Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения.

Константин Симонов (слева) и Алексей Сурков. 1941 г. Фото: РГАКФД

Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «Землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году, ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.

Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае . Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента. Самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала. Однако, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.

Отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты - традиционные деревенские кладбища, где покоятся участники многих войн. И у Симонова складывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые - те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы Россия была свободной страной.

Уже в первые месяцы войны, пройдя пыльными дорогами Смоленщины, поэт начинает осознавать, что родина для него - это не уютный мирок столичной квартиры, где он чувствует себя беззаботно и безопасно. Родина - это «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою . Симонов видит, как гибнут его товарищи и понимает, что на войне это неизбежно. Но его поражает не столько смерть, сколько вера простых сельских женщин, которые вновь стали солдатками, в то, что их родная земля будет освобождена от врагов. Эта вера формировалась столетиями, и именно она составляет основу русского духа и вызывает у поэта неподдельную гордость за свою страну. Симонов рад тому, что ему довелось родиться именно здесь, и его матерью была русская женщина — такая же, как и сотни других матерей, которых ему довелось повстречать в селах. Обращаясь к Алексею Суркову, поэт не хочет ничего загадывать наперед и не знает, будет ли судьба к нему так благосклонна, что подарит жизнь на этой страшной и беспощадной войне. Однако он видит, с какой надеждой и верой провожают их в бой русские женщины, трижды обнимая по старой доброй традиции, словно бы пытаясь защитить от всех невзгод и напастей. И именно эта вера укрепляет силу духа русских солдат, которые понимают, что, отступая, оставляют свою родину на растерзание врагу.

Пройдет еще совсем немного времени, и советские войска смогут одержать свои первые победы. Однако осень 1941 года - это страх, боль и ужас вчерашних мальчишек, которые столкнулись с войной лицом к лицу. И лишь мудрые русские женщины, все понимающие и тонко чувствующие чужую боль, вселяют в молодых солдат надежду, заставляя их поверить в собственные силы ради того, чтобы не только выжить, но и победить.

Сурков годами старше: полтора десятка лет разницы в эпоху, когда год может идти за три, и все боевые. Сурков добрался до призывного возраста в 1918 году - и застал кончик Гражданской войны.

Вовремя родился!

"На белый снег по кромке клеша густая кровь стекает вниз. А ну-ка, мальчик мой, Алеша! Вперед, в штыки, за коммунизм!"

Атака. Бой. Плен.

"Бараки. Проволока в три ряда. Бетонный мусор крепостных развалин. Идут дожди. Проходят поезда. Три раза в день из Гапсала на Таллин".

Так события воспроизведены поэтом.

А вот как агитатором-пропагандистом, который, по собственному признанию Суркова, несколько мешал в его душе поэту, ибо соблазнял слишком простыми и ясными решениями. Советская власть открыла путь в поэзию, но прежде провела по маршрутам все той же науки ненависти: рядовой агитпропа, избач, уездный селькор, волостной стенгазетчик, борец с кулачеством, самогонщиками и хулиганьем, рядовой политпросвета, редактор комсомольской газеты, активист Пролеткульта...

Симонов в эту пору - усилиями отчима (отец, генерал царской армии, погиб на фронте) становится в ряды курсантов советского военного училища. От отчима с раннего детства - солдатский образ жизни: мыл пол... чистил картошку... опаздывать нельзя... возражать не полагается... данное слово надо держать... ложь, даже самая маленькая, презренна...

Правда - в стихах. Стихи - о грядущей войне. Сорок первый год все ближе.

Он-то и сделает Симонова великим поэтом.

Я помню , как это было. Эвакуация. Отец на фронте. Мать и тетка (подрабатывавшая машинисткой) смотрят листик из машинки и утирают слезы. Уловив момент, тайком смотрю, что за листик. Третья (или четвертая) копия. Но прочесть можно:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди...

Сколько потом разгадывали силу этих строк! Допытывались: почему дожди желтые... Другие отвечали (например, Эренбург): если что и есть в этом стихе, так желтые дожди. Россия знать не хотела этих тонкостей: она прочла стихи и умылась слезами.

Но и Алексея Суркова ждал на этом фронте звездный час.

Константину Симонову передает он обет ненависти: "Когда я первый раз ходил в атаку, ты первый раз взглянул на белый свет". Теперь побратались - на Смоленщине. Слез нет. Сухая ярость.

Как надо было скрутить душу для обета ненависти? Куда схоронить жалость, нежность, любовь? Или их уже не было?

Были. Спрятанные в письме к жене шестнадцать "домашних" строк, которые запросто и сгинуть могли вместе с письмом тогда же, осенью 1941го, когда Сурков прорывался из окружения под Истрой со штабом одного из полков.

Вышел к своим, вынес написанное ночью, в окружении, упрятанное от ненависти:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Где пряталась эта улыбка, эти глаза? В какие закоулки сердца загонялись чувства?

Софья Кревс - вот кому посвящена эта песня. Как и все лирические стихи Суркова - за всю его жизнь. Софья Кревс - возлюбленная, невеста, жена. Нет ли потаенной символики в ее фамилии? Не древние ли славяне - кривичи - дремлют в слове "Кревс", сохраненном балтийскими народами?

Ни одна из боевых песен Суркова, которые наизусть знала страна, не сделалась такой любимицей, как "Землянка". Апофеоз любви и преодоление ненависти - этим шедевром и суждено было Суркову войти в вечный синодик русской лирики.

Симонов ответил. И именно Суркову:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась.

И в смертный свой час, как и завещал, лег тут, на этом поле, под могильный камень. "Под Борисовом"...

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
"Мы вас подождем!" - говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!" - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

"Жди меня!" - пронзило страну. "Мы вас подождем..." - страна откликнулась.

МУЖСКОЙ РАЗГОВОР

"Старик расчувствовался. Я - тоже"

"В маленькой комнатке я застал Верейского, Слободского и Суркова, которого в первую минуту даже не узнал - такие у него были бравые пшеничные, с подпалинами чапаевские усы. Расцеловавшись, мы посидели минут десять, спрашивая друг друга о событиях, происшедших с нами за те несколько месяцев, что мы не виделись после Западного фронта. Потом я прочитал Алеше посвященное ему стихотворение "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...". Старик расчувствовался. Я - тоже. Из-под койки была вытащена бутылка спирта, который мы и распили без всякой закуски, потому что закуски не было..."

Из фронтовых дневников Константина Симонова

Сегодня мы будем размышлять о стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанном Симоновым в самый трудный и трагический для Советского Союза период. Это 1941 год. Почему это время называют трагическим?

С 22 июня 1941 года до самой зимы продолжалось отступление Советской армии от западных рубежей СССР вплоть до столицы его — Москвы. Только под Москвой было остановлено гитлеровское движение в глубь страны. Наша армия несла колоссальные потери. Горели города и сёла, гибли люди, по всем дорогам текли бесконечные потоки беженцев.

Симонову, посланному на западную границу — главное направление удара гитлеровских армий, довелось воочию увидеть трагическое начало войны: с растерянностью, суматохой, неразберихой, испытать горечь отступлений. Он видел наглую силу врага, который не встречал достойного отпора.

Будучи в самой гуще событий, среди тысяч людей, военных и невоенных, он не мог не испытывать горьких чувств, которые в ту трагическую пору разрывали сердце. Мог он не задаваться вопросами: что будет с Родиной? Удастся ли остановить врага? Где взять силы для отпора?

Эти вопросы звучат во многих стихотворениях Симонова 1941 года, и в частности в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины … ». Оно обращено к фронтовому товарищу Симонова — поэту Алексею Суркову, автору знаменитой «Землянки», вместе с которым он прошёл по военным дорогам Смоленщины.

Стихотворение написано в 1941 г., поэтому в нём встречаются слова и выражения, незнакомые современному читателю.

Кринка — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Верста — русская единица измерения расстояния, чуть больше километра.
Тракт — большая наезженная дорога (большак), соединяющая важные населенные пункты.
Околица — край деревни.
Погост — сельское кладбище, обычно рядом с церковью.

Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Салоп — верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами.
Плис — хлопчатобумажный бархат. Плисовый — сшитый из плиса.
Пажить — луг, поле, пастбище с густой травой.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Каким чувством оно проникнуто? С чем связано это чувство?

Стихотворение не оставляет равнодушными и производит на ребят сильное впечатление. Может быть, они впервые проникаются теми переживаниями, которые испытывали их прадеды в горький 1941-й год … Учащиеся говорят о чувстве боли и горечи, которое связано с отступлением, с тем, что бойцы вынуждены были оставлять родную землю на поругание врагу, страшно даже представить, что ожидало беззащитных людей в тылу врага …

Обратим внимание на первые слова стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины … «. Что важно для автора? (Увиденные тогда картины нельзя забыть, нельзя никогда этого допустить снова…)

Прочтите строчки, где боль и горечь звучат особенно остро. Какие художественные детали усиливают чувство всеобщего горя?

Кринки, которые выносят проходящим бойцам «усталые женщины», прижимая к груди, как детей; слёзы, вытираемые украдкой; погосты с простыми крестами на околицах деревень, «девичий крик» по мёртвому, старик «весь в белом, как на смерть одетый», седая старуха, напутствующая уходящих воинов.

Почему, кстати, женщины стараются спрятать слёзы?

Они понимают, что красноармейцам и так тяжело, что их гнетёт чувство вины, и стараются поддержать дух мужчин. Однако мужчины замечают женские слёзы.

Какое чувство они вызывают у бойцов? Какие строчки подсказывают нам это?

Слёзы усиливают чувство вины и желание вернуться, отомстить за поруганную землю и страдания людей: за овдовевших женщин, за осиротевших детей, за беспомощных стариков… Для бойцов тракт, по которому они уходят, «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», просёлки слиты «со вдовьей слезою», да и «бесконечные злые дожди», сопровождающие их горький путь, можно тоже ассоциировать со слезами — только мужскими — слезами досады и бессилия.

Какие художественные средства помогают нам почувствовать состояние отступающих бойцов? (Метафора «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», эпитеты «бесконечные злые дожди», «усталые женщины»).

Почему дожди названы бесконечными злыми? Эти эпитеты передают отношение героя к происходящему: даже дожди кажутся бесконечными и злыми, потому что отступление тянется долгие недели, месяцы, мелькают деревня за деревней, погост за погостом, околица за околицей, где стоят молчаливые женщины, украдкой смахивающие слёзы, дети, старики. Хмурое небо, раскисшие дороги, деревья, опустившие ветви под тяжестью дождя …

Сердце сжимается при виде этой картины, и злые слёзы наворачиваются на глаза. Почему чем дальше тянется тракт, чем дальше уходит дорога, тем острее становится чувство родины? С каких строки начинает звучать всё отчётливее?

Чем дальше остаётся оставленная врагу земля, тем больнее сердцу, тем острее понимание её страдания, её ожидания защиты и возвращения воинов, чувство долга перед ней. Со строк: Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил, — чувство родины звучит всё отчётливее.

Говорить начинают не только люди, но и сама земля. Докажите это. Где голос земли звучит особенно щемяще и трогательно, проникая в сердце русского солдата? Сердце сжимают строки: «Мы вас подождём!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождём!» — говорили леса. Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. Почему голоса оставленных во вражеском тылу людей и родной земли идут «следом» за героем, не отпускают его? В самом ли деле говорят леса и пажити?

Конечно, герой слышит всего лишь шелест листвы деревьев и трав, но этот шелест для него говорящий: ведь он связан с родной землёй, это её олицетворение. И голоса людей, пажитей, лесов становятся голосом его совести, голосом народа, голосом исторической памяти, который призывает к исполнению долга воина и гражданина перед Отечеством.

Ещё только начало войны, ещё долгих четыре года до Победы, но уже в эти месяцы герой многое испытал. Чем это можно доказать? Он трижды прощался с жизнью: «Но, трижды поверив, что жизнь уже вся … » И понимает, что на родной земле ему «умереть …завещано».

Почему это не сломило его духа? Герой знает, что нужен родине, что и от него зависит её будущее, знает, что его возвращения ждёт родная земля, и потому у него нет права на слабость.

Найдите в стихотворении слова-синонимы, которыми поэт называет родную землю. (Великая Русь, Россия, Родина, Русская земля, самая милая, горькая земля.) Что связано у лирического героя с каждым названием? Какие слова вы бы назвали ключевыми? Почему?

Ключевое слово в этом ряду синонимов — Родина: оно вбирает в себя очень важные для всех нас понятия род, народ, природа, родник и вызывает мысль о преемственности поколений, об исторической и генетической памяти; Великая Русь отсылает нас к временам Древней Руси, к нашей тысячелетней истории, Россия — к эпохе Российской империи. Русская земля одновременно звучит и более обобщённо, и более сокровенно. Она родная, наша, политая кровью и потом наших предков.

Какие слова кажутся вам самыми проникновенными? Почему они звучат в финале стихотворения?

А вот слова самая милая, горькая земля исполнены особой любви, проникновенности и силы, потому что в них прочитывается сыновнее отношение автора к этой земле. Милая читаем мы у него и слышим за этим: любимая; читаем горькая и понимаем: многострадальная, политая слезами вдов, сирот, матерей…

Не случайно они употреблены в финале произведения: герой словно по-новому открывает для себя Родину, познаёт её через личный горький опыт войны. Чувство родины становится для него не абстрактным, а глубоко личным, и происходит это на фронтовых дорогах, проходящих через покидаемые сёла и деревни, мимо древних погостов, благодаря встречам с простыми людьми, старухами, которые благословляют бойцов, делятся с ними последним.

Можно их, живых и мёртвых, оставить навсегда под врагом, бросить на произвол судьбы?

Ни за что нельзя, потому что
… за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
3а в Бога не верящих внуков своих.

Чувство родины рождается при виде слёз детей-сирот, матерей, потерявших сынов- защитников, в слезах разорённых деревень; слезами «измерены» километры дорог, пройденных отступающими бойцами:

Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,
Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась …

Поэтому и меняется от строфы к строфе определение родной земли, начинаясь с традиционного официального Великая Русь, Россия и заканчивая сердечным милая, горькая земля … Вот эту «милую, горькую землю» и нельзя никому отдать, ибо «на ней … умереть завещано». Умереть, защищая и освобождая …

Какое слово чаще других повторяется в стихотворении? (Русский.)

Найдите словосочетания с этим словом. (Русская околица, русские могилы, русские обычаи, Русская земля, русская мать, русская женщина.)

Почему это слово так значимо для поэта?

Оно — воплощение исторической памяти народа, его самого, культуры, обычаев и традиций.

Перечитаем ещё раз две последние строфы:

Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
3а горькую землю, где я родился,
3а то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Каким чувством исполнены эти строфы? Изменилось ли настроение стихотворения по сравнению с его началом? Почему? Что открыли лирическому герою тяжёлые дни отступления?

В этих строфах звучит гордость родной землёй, её народом и историей. Она сменила настроение горечи и боли. Почему рядом со словом горд употреблено наречие всё-таки?

Наречие всё-таки подсказывает нам, что автор (лирический герой), несмотря на боль потерь, отступление, гордится своей землёй, потому что это его земля, потому что на ней живёт его народ, много терпеливый, мужественный, сильный, самоотверженный, милосердный. И этот народ непременно победит. Не может не победить!

В последней строфе возникают образы русской матери и русской женщины. Как они связаны между собой? Какую идею воплощают в себе?

Эти образы становятся символами родной земли, Родины-матери, которая благословляет на подвиг своих сыновей.

Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

УЧИТЕЛЬ: ДОЛМАТОВА Н. А. ТЕМА: К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».

Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны.

А.Прокофьев

Льется свет по ночам из мерцающих чаш.

Колыбели плывут в тишине.

Начеку,

словно мира спасенного страж,-

Наша память о прошлой войне.

Расул Гамзатов.

Цели урока:

Обучающие:

Знакомство со стихотворением К. М. СИМОНОВА «Ты помнишь,Алеша,дороги Смоленщины» периода Великой Отечественной войны;

Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями;

Развивающие:

развивать познавательные способности учащихся;

коммуникативные и информационные компетентности;

раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

Способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2007г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

Используемая методическая литература:

1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2004

2. Литература в таблицах 5-11 класс.АСТ "Астрель" Москва

3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2004

4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2006

Используемое оборудование:

1. Компьютер

2. Проектор

3.Экран

Электронная презентация

Краткое описание:

Данный урок для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией К. Симонова, анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа стихотворения,выделяют лексические и изобразительно-выразительные средства языка.

ХОД УРОКА.

1 Вступительное слово учителя

1СЛАЙД. Звучит музыка (тихое звучание песни «Священная война») . Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии Вов.

Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало - война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.(1915-19789).

2 СЛАЙД(биография и фото К.М.СИМОНОВА) II. Выступления учащихся

1. К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.

2. К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...» и

3 СЛАЙД (ФРАГМЕНТЫ ВОЙНЫ).

3. Учитель. Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии.

“Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище - эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен”.

Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».

29 июля - новоржевское направление... И - как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.

4. Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Словарная работа(УСТАРЕВШИЕ СЛОВА)

кринка - глиняный удлинённый горшок для молока;

тракт - большая проезжая дорога;

погост - кладбище;

салопчик - женская одежда.

3. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.

Сколько частей в стихотворении?

(В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...”)

К кому обращается К.Симонов?

(Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны.)

Учитель. Алёша - это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка» (обращаем внимание учащихся на портрет А.Суркова).

1ЧАСТЬ- Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?

. Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.)

Что такое эпитеты?(Художественное,образное определение) НАЙТИ В 1ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО. - Какие эпитеты передают настроение поэта?

(“Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” и др.)

Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?

(Ответ на этот вопрос даёт поэт строками:

Всё-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...)

Какой видится Родина поэту?

(Это “...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”.)

2ЧАСТЬ - Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?

(Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)

ЧТО ТАКОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ(ТРОП,КОТОРЫЙ НЕОДУШЕВЛЕННОМУ ПРЕДМЕТУ ПРИПИСЫВАЕТ КАЧЕСТВА ЖИВОГО СУЩЕСТВА) - Найдите олицетворения, усиливающие эту веру.самостоятельно.

(“Мы вас подождём!” - говорили нам пажити. // “Мы вас подождём!” -говорили леса.)

Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?

(“...седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.)

Как меняется образ солдата к концу стихотворения?

(Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”.)

Чей образ предстаёт в последней строфе?

(Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)

Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?

(Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)

4 слайд.

Учитель: Какой период войны описан в данном стих – ии?

Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны.

Учитель: Какую проблему открывает нам автор?

Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг. Учитель: К чему призывает читателя автор? -Верить в победу. УЧИТЕЛЬ: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? НА ДОСКЕ:

Тревогу

Сострадание

Радость

Страх

Восхищение Я чувствую

Горе

Боль

Тяжесть испытаний

Сочувствие

V. Заключительная часть.

Учитель. Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» обращено и к нашей памяти. Более шестидесяти лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца или брата на фронт...

Весь под ногами мир земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою

Д.з: отрывок наизусть. Оценки.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!