Ты совсем ты совсем снеговая. Анализы других стихотворений

Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Однообразные мелькают…»

История романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше - трагизма, боли и погибших надежд. Гумилев был влюблен в свою будущую супругу с 19 лет, но долго не мог добиться взаимности. Когда же Ахматова дала свое согласие на брак, счастье молодых супругов было недолгим. Начинающий поэт хотел видеть в своей избраннице мать и хранительницу домашнего очага, в то время как сама Ахматова мечтала об успехе на литературном поприще. В итоге два по-настоящему талантливых человека попросту не смогли ужиться под одно крышей, и этот брак был обречен. Ахматова осознала это практически сразу же после замужества. Что касается Гумилева, то ему понадобилось довольно много времени, чтобы отказаться от идеи счастливой семьи.

Произошло это в 1917 году, когда поэт, ушедший на фронт добровольцем, оказался после революции в Париже вместе с группой белогвардейцев. Пребывание во французской столице, где у Гумилева случилось несколько необременительных романов, навело его на мысль о том, что в браке с Ахматовой следует поставить жирную точку. Забегая вперед, следует отметить, что развод состоялся уже в 1918 году, однако прежде на свет появилось стихотворение «Однообразные мелькают…», в котором поэт искренне сожалеет о том, что ему так и не удалось найти общего языка с возлюбленной.

Ему тяжело дается само решение о предстоящем разводе, и дни, оставшиеся до возвращения в Россию, «все с той же болью» проносятся своим чередом. Однако Гумилев знает, что и его супруге в данный момент тяжело, так как речь идет о разрушении пусть хрупкой и ненадежной, но все же семьи, в которой подрастает маленький сын. «Но и она печальна тоже, мне приказавшая любовь», — отмечает поэт, отмечая, что кровь супруги также отравлена этим чувством. Гумилев не пытается понять, почему же два человека, которые любят друг друга, не могут быть счастливы вместе. Для этого ему пришлось бы открыто признать свою неправоту и переступить через собственную гордыню. Поэтому автору остается лишь сожалеть о том, что вот-вот должно произойти, хотя он не теряет надежды на примирение.

«Мы оба, как слепые дети, пойдем на горные хребты», — мечтает поэт, подразумевая, что только взаимопонимание способно стать фундаментом для прочных семейных отношений. Однако он отдает себе отчет, что «искать увянувшие розы и слушать мертвых соловьев» никто не будет, потому что чувства остыли, оставив после себя горечь разочарования и боль от неизбежной разлуки.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Родина»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Лагерь»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Чудный град порой сольется. »

Все с той же болью дни мои,

Как будто розы опадают

И умирают соловьи.

Но и она печальна тоже,

«Отравленный» Н.Гумилев

«Отравленный» Николай Гумилев


Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?»

Отвернулась печальной и гибкой…
Что я знаю, то знаю давно,

Но я выпью, и выпью с улыбкой
Все налитое ею вино.

А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Я смертельный почувствую хмель…

И приду к ней, скажу: «Дорогая,
Видел я удивительный сон.
И совсем золотой небосклон.


Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко - не плачь, дорогая,-
Знать, что ты отравила меня».

Анализ стихотворения Гумилева «Отравленный»

Мотив любви как ядовитого зелья, знаковый для лирики Гумилева, характеризуется автобиографичностью. Известно по крайней мере о трех попытках самоубийства, которые предпринимал поэт в юношеские годы, в период увлеченности Анной Горенко. Женский образ отравительницы возникает и в творчестве Ахматовой, однако опьяняющая горечь в трактовке поэтессы скорее характеризует сложность отношений, чем конкретные свойства напитка. «Терпкая печаль» душевной дисгармонии приносит страдания обоим героям.

Произведение Гумилева 1911 г. сходно по тематике с ахматовским «Сжала руки под темной вуалью… » Непростые отношения влюбленной пары здесь развиваются по-другому. Бледность «печальной и гибкой» героини становится страшной, характеризуясь эпитетом «снеговая». Лирический субъект замечает и дрожание рук, и странность в поведении избранницы. Он сознательно выпивает отравленное возлюбленной вино, сопровождая жест мужественной «улыбкой».

Остальная часть лирического повествования относится к будущему времени. Герой, наделенный даром предвидения, уверенно моделирует дальнейшие события. Прощальная речь не содержит обвинений: он предоставляет свободу возлюбленной. Лирический субъект, находящийся на пороге смерти, ощущает себя путником, который направляется в «прохладный рай». Сакральное место кажется бескрайней равниной с колористической доминантой - «золотым небосклоном».

Содержание финального катрена объясняет секрет всеведения героя: мысленно находясь в горнем мире, он проникает в тайную суть земных деяний. Невозмутимость и отстраненность позиции лирического «я» позволяет встретить смерть мужественно и даже насладиться ей. Показательно, что в поэтическом тексте не упоминается о боли: переход в иной мир сродни кошмару, который «медленно душит» спящего.

Новое состояние способствует избавлению от отрицательных черт - жестокости, злобы, печали. В художественном мире «Отравленного» смерть является выходом из лабиринта мучительной любви. Неслучайно вино охарактеризовано эпитетом «золотое»: отравленное питье трактуется как средство, приближающее выпившего к заветному золоту райских небес.

Тем же периодом датирован «Акростих», посвященный Ахматовой. Одна из деталей цветастой восточной картины, изображенной в произведении, - загадочный взор, исполненный «отравы и обманов». Невыносимая горечь высокого чувства передается метафорой «отравленная кровь» в стихотворении «Однообразные мелькают… », которое создано шестью годами позже анализируемого текста.

Размышления о Романсе на стихи Н. Гумилева

В инете нынче - фейерверк восторгов по поводу романса на стихи Н.Гумилева, в исполнении Н.Носкова.
Вот на это стихотворение Н.Гумилева поет он романс:

* * *
Однообразные мелькают
Всё с той же болью дни мои,
Как будто розы опадают
И умирают соловьи.

Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под её атласной кожей
Бежит отравленная кровь.

И если я живу на свете,
То лишь из-за одной мечты:
Мы оба, как слепые дети,
Пойдём на горные хребты,

Туда, где бродят только козы,
В мир самых белых облаков,
Искать увянувшие розы
И слушать мёртвых соловьёв.

июль 1917
---------
А это - мой экспромт на стих Гумилева.
Но - в мажорном варианте:

Если ты меня полюбишь,
Зацветет зимой сирень,
Пусть сто крат не верят люди -
Соловья услышу трель.

Запоет он, воскрешенный,
Уведет от горькой прозы,
Оживут, его услышав,
Все увянувшие розы.

Если грезы станут былью,
Боль рассеется как пыль,
Если ты меня полюбишь,
Буду весел, не уныл.

И очистится любовью
Кровь, отравленная страстью,
Поплывут в ней эндорфины -
Корабли с дарами счастья.

Полетим в обнимку с Лирой
Мы на горные хребты.
Обещаю: в этом мире
Будешь всех счастливей ты!

Опьянеешь в дивных розах,
Среди белых облаков,
И собьются в стадо козы -
Слушать музыку стихов.
===========

Согласна: исполнение "Романса" Н.Носковым блистательно - там есть вся глубина выраженных поэтом чувств, и лучше спеть, пожалуй, нельзя, не потеряв каких-то нюансов чувств поэта.
И все же, почему исполнитель поменял "козы" на "грезы"? Н.Носков поет первую строку последней строфы:
"Туда, где есть лишь только грёзы", хотя в оригинале у поэта - "Туда, где бродят только козы".
Думаю, в романсе, в отличие от прочтения стиха, это звучит более романтично и традиционно в смысле поэтической лексики. Трудно объяснить слушателям, что у Гумилева "козы" в стихе потому, что он всегда восхищался экзотическими животными и вообще был склонен к экзотике, а кроме того, козы всегда обитают "на высоте", к которой так стремился поэт. А чем "горные" козы - не экзотика? У них копыта из двух половинок, а между ними - подушечка и полно всяких приспособлений, чтобы бегать по крутым и отвесным склонам. Это природа и эволюция сотворили такое чудо - дикие козы прекрасны! Я специально поискала их фотки в инете. Просто диву даешься их завораживающей "акробатике", потому так и восхищался ими Гумилев - все здесь понятно! А в пении такое не будет понято, да и выбиваться будут "козы" из лексики романсов.
Кстати, вот прекрасная иллюстрация из инета по горным козам: http: -
называется "Козы, которым не ведома боязнь высоты". Потрясающее зрелище!

О самом стихе Гумилева.

Помечен он в издании июлем 1917 года. Это Париж, когда Гумилев был безумно влюблен в Елену Дюбуше, француженку русского происхождения, работавшую сначала переписчицей, затем секретаршей в Русской военной миссии в Париже. На его страстную любовь она не ответила взаимностью, хотя он посвятил ей массу прекрасных стихов, которые писал прямо в ее альбом. Конечно, это было ей приятно - быть Музой прославленного поэта. Но затем она благополучно и хладнокровно вышла замуж за американца, после чего Гумилев посетовал в стихах - "и зачем только Колумб открыл Америку?"

И все же, кому посвящено это стихотворение - Анне Ахматовой, Елене Дюбуше или другой женщине?

Но об этом ниже. По словам близко знавшего его С. Маковского (поэта и критика, они вместе работали в "Аполлоне"), Гумилев был "повесой из повес", его донжуанские похождения и романы не удивляли современников: он влюблялся буквально в каждую красавицу-современницу и. покорял. И его - некрасивого по классическим канонам, слабого, болезненного - женщины любили, обожали и даже рожали от него внебрачных детей. И порой, по свидетельству его друзей, он даже перепосвящал некоторые стихи: написав его одной, позже переадресовывал другой, и таких случаев было немало.

А. Ахматова тоже нередко меняла посвящение в стихах или стирала посвящения. Но она делала это, чтобы скрыть от современников и потомков свою личную жизнь, не делать ее достоянием общества. А Н. Гумилев делал это совершенно по другой причине: только когда влюбившись и не имея еще какого-то достойного посвящения "милой барышне", не желал что-то писать наспех и абы как. Он вообще был рыцарем, обожествлял всех женщин, поклонялся им, никому и никогда не отказывал в совете и помощи, в том числе и материальной, оставаясь даже и без копейки. Или брал в долг под проценты, но иначе поступать не мог!

Интересно, что стихотворение "Однообразные мелькают" не выделено, как заслуживающее внимания, ни одним биографом, литературоведом, критиком или поэтом-современником. Никакой информации о нем нигде нет, кроме даты написания, хотя и в датах при составлении биографии случались ошибки и неточности.

Но вот, понравилось оно певцу Николаю Носкову, и он решил спеть на эти стихи романс. Резонанс огромный: получился романс-шлягер! В каждом концерте он присутствует в его репертуаре. Лучшее исполнение - там, где он поет со струнным квартетом. Послушайте, кто пропустил, стоит того!

Итак, кому посвящено стихотворение?

Нет, не А.Ахматовой (былая страсть прошла, остались родственные отношения, общий сын), а Елене Дюбуше. И это неопровержимый факт. Доказательство этому - книга "К синей звезде", выпущенная в 1923 г. Там абсолютно все стихи посвящены его возлюбленной Елене, "синей звезде", как он ее называл. И это стихотворение - там же, размещено в начале книги. Все они помечены июлем 1917 года. Стихов, посвященных другим женщинам, там нет.

Еще не прочитав эту книгу, а зная все стихи из нее лишь разрозненно, я сомневалась и гадала - кому же оно посвящено: Ахматовой или Е. Дюбуше? И вот почему.

Несмотря на влюбленность в Е.Дюбуше, он еще не только не разведен со своей женой, Анной Ахматовой, но и писал ей из каждого населенного им пункта. Вполне мог, конечно, посвятить и ей, потому что только две любви у него были самые сильные и настоящие. И все же первая - по давности и продолжительности любви - к А. Ахматовой, самая сильная. Там были: и любовь-страсть(уже в прошлом, правда), и уважение, и поклонение, и любовь-дружба. Юность, проведенная вместе в Царском селе, да и общий сын, и совпадающие интересы по творчеству. Но вот тем не менее. - разошлись. Не сложилась у них общая Судьба и семья. Была немало удивлена, что Гумилев запрещал жене печататься в журналах, и она, гордая Ахматова(!), была послушна! Только Маковский смог убедить ее напечататься в его"Аполлоне" (взяв на себя ответственность перед ее мужем, когда тот отсутствовал - был в Африке). И что же? - успех! Потом уже, вернувшись из Африки, Гумилев не только не запрещал жене писать стихи, но даже приветствовал и помог издать ей первый сборник стихов - "Вечер". А запрещал он ей (в кавычках, конечно весьма условно: можно ли что-то запретить любимой жене, к тому же столь своенравной?) и шутил при этом, что хорошо бы ей научиться танцевать, коли она такая тонкая и уникально гибкая. Настоящая же причина была в том, что ее прежние стихи, несмотря на талант, были еще слабыми, что подтвердила в дневнике и сама Ахматова: художественный вкус ее только формировался (заслуга в этом - ее мужа, Н.Гумилева, и критика Н. Недоброво), когда она оказалась, благодаря Гумилеву, в литературной среде.

Жаль, конечно, что и семьи-то у них с А. Ахматовой, по сути, не было. Уже через 5 месяцев после свадьбы он отправился в путешествие по Африке, несмотря на то, что добился ее согласия на брак лишь с четвертой попытки, после трех неудачных суицидов, от любви к ней. Но. завоевал-таки!)

А Е. Дюбуше была последней страстью поэта - сильной, страстной, мучительной, неутоленной любовью Н. Гумилева. И то, что это стихотворение помечено июлем 1917 года и находится в сборнике " К синей звезде", где все стихи посвящены ТОЛЬКО ей - неопровержимый факт. И нет уже никаких сомнений и вопросов по поводу посвящения - да, женщине, которая его не любила, причинив ему много тяжких мук, не одарив его даже человеческой теплотой.

А о чем же само стихотворение, которое Н.Носков сделал потрясающе пронзительным романсом?

О любви, безусловно, - страстной и безответной. Там два лирических героя - сам поэт и его Любовь, у которой "под атласной кожей бежит отравленная кровь". От этого увяли розы и умерли, не поют соловьи. И все же поэт пойдет на "горные хребты" с ней - петь о ней же, о трагической любви, если нет счастливой: "искать увянувшие розы и слушать мертвых соловьев". "Горные хребты" в данном случае - не символ его скитаний и увлечения экзотикой странствий, а символ пребывания на Высоте - в творчестве, с Музой. Как себя ощущает, что чувствует он - о том и поет. В этом стихотворении - о горькой Любви, отравившей кровь.

Как горько, что слишком рано прервалась его просто-таки героическая, удивительная и насыщенная жизнь, и он не успел стать совершенным во всех своих стихах, обладая большим поэтическим талантом и стремлением к совершенству. Не успел стать общепризнанным Гением, хотя и был им!

Но вот чем я поражена и сражена. тем, что из слабого, робкого, некрасивого, болезненного человека он сделал себя сильным, интересным, бесстрашным и уверенным "ЗАВОЕВАТЕЛЕМ". Еще та работа над ХАРАКТЕРОМ! Потрясающий пример.) Это ж надо так: курить папиросу под вражескими пулями на войне, не прыгать в окоп, как все, чтобы воспитать в себе мужество и бесстрашие. И эти его путешествия по Африке, со столькими опасностями для жизни - все он преодолел! И на фронт сам упорно просился, побеждая все препоны, хотя по мед. показаниям ему отказывали, но - добился-таки! Не сиделось ему на месте: это человек действия и глубоких чувств, ранимый, насмешливый, иронизирующий над собой, завоевавший толпы поклонников своим мужеством, энергетикой и талантом. ОН - Поэт, мужественный прапорщик и путешественник. Мое уважение к нему безмерно!)))

Нет, не встречала я таких биографий. Человек он - уникальный из уникальных!)

Как жаль, как больно и горько, что наш настоящий ГЕНИЙ - Николай Гумилев, не дожил до своей нетленной славы при жизни, так рано ушел от нас.

И только одно утешение: его поэзия, прекрасные стихи, его незабываемый Образ - навсегда с нами!)

Лариса Савельева 2. 2014
214021901970

стихотворение Гумилева "Отравленный"

Патагония Мыслитель (7741) 9 лет назад

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Николай Гумилев
Отравленный
«Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина? »

Отвернулась печальной и гибкой.
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью, и выпью с улыбкой,
Всё налитое ею вино.

А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель.

И приду к ней, скажу. «Дорогая,
Видел я удивительный сон.
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.

Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня.

Знать, что ты отравила меня».

Пользователь удален Мыслитель (7437) 9 лет назад

Трое абитуриентов на экзамене по истории. Один поступает по большому блату, второй просто по блату, а третий без блата.
Вопрос первому:
- Над Японией.
- Пять!
Вопрос второму:
- Над какой страной впервые была взорвана атомная бомба?
- Над Японией.
- В каком году?
- В 1945.
- Пять.
Третьему те же вопросы плюс:
- Над каким городом?
- Хиросимой
- Сколько погибло?
- Двести девяносто четыре тысячи.
- Перечислите имена погибших.

Будучи еще студентом как то забрл я в столовую, а все столики заняты, подсаживаюсь к профессору, а тот говорит:
- Гусь свинье не товарищ.
- Ну ладно, я полетел.
Профессор обиделся и решил на экзамене меня завалить. Дал он мне самый трудный билет, а я отвечаю на "отлично".
Профессор задал мне еще однин, дополнительный вопрос:
- Идёте вы по дороге и видите 2 мешка: один с золотом, другой с умом. какой выберете?
- С золотом.
Профессор:
- А я бы с умом взял.
- Это кому чего не хватает.
Профессор рассердился и пишет в зачтке "тупица", Я не посмотрел и ушел. Через некоторое время возвращаюсь и говорю:
- Профессор, вы тут расписались, а вот оценку поставить забыли.

Чем мне близка любовная лирика Н. С. Гумилева

Слепая музыка моей любви.
Н. Гумилев

Николай Степанович Гумилев - прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков - трагедия нашего народа.
Всей своей жизнью - и реальной и поэтической - Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам “муза дальних странствий”. Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста.
В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, “открыватель новых земель”, либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение:

Я вас люблю, забудьте сны! - В молчанье
Она, чуть дрогнув, веки подняла,
И я услышал звонких лир бряцанье
И громовые клекоты орла.

Орел Сафо у белого утеса
Торжественно парил, и красота
Бестенных виноградников Лесбоса
Замкнула богохульные уста.

Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью.
Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу.
Например:

Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: “она”,
И вновь душа пьяна и сметена.

Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин:

Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
Я думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, - и хочет топиться.

Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси - чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милует, любовь зачастую обладает таким же свойством.
Хочу также отметить, на мой взгляд, очень важный момент в стихах о любви этого поэта. В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив - доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева “Отравленный”:

Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня.
И мне сладко - не плачь, дорогая, -
Знать, что ты отравила меня.

Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера - реальная в космосе, Венера - богиня любви и Венера - судьба.

На Венере, ах, на Венере,
Нету смерти, терпкой и душной.
Если умирают на Венере -
Превращаются в пар воздушный.

Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому великому и таинственному чувству.

1689 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Послушать стихотворение Гумилева Отравленный

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Отравленный

«Отравленный» Николай Гумилев

«Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?»

Отвернулась печальной и гибкой…
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью, и выпью с улыбкой
Все налитое ею вино.

А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель…

И приду к ней, скажу: «Дорогая,
Видел я удивительный сон.
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.

Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко - не плачь, дорогая,-
Знать, что ты отравила меня».

Анализ стихотворения Гумилева «Отравленный»

Мотив любви как ядовитого зелья, знаковый для лирики Гумилева, характеризуется автобиографичностью. Известно по крайней мере о трех попытках самоубийства, которые предпринимал поэт в юношеские годы, в период увлеченности Анной Горенко. Женский образ отравительницы возникает и в творчестве Ахматовой, однако опьяняющая горечь в трактовке поэтессы скорее характеризует сложность отношений, чем конкретные свойства напитка. «Терпкая печаль» душевной дисгармонии приносит страдания обоим героям.

Произведение Гумилева 1911 г. сходно по тематике с ахматовским « » Непростые отношения влюбленной пары здесь развиваются по-другому. Бледность «печальной и гибкой» героини становится страшной, характеризуясь эпитетом «снеговая». Лирический субъект замечает и дрожание рук, и странность в поведении избранницы. Он сознательно выпивает отравленное возлюбленной вино, сопровождая жест мужественной «улыбкой».

Остальная часть лирического повествования относится к будущему времени. Герой, наделенный даром предвидения, уверенно моделирует дальнейшие события. Прощальная речь не содержит обвинений: он предоставляет свободу возлюбленной. Лирический субъект, находящийся на пороге смерти, ощущает себя путником, который направляется в «прохладный рай». Сакральное место кажется бескрайней равниной с колористической доминантой - «золотым небосклоном».

Содержание финального катрена объясняет секрет всеведения героя: мысленно находясь в горнем мире, он проникает в тайную суть земных деяний. Невозмутимость и отстраненность позиции лирического «я» позволяет встретить смерть мужественно и даже насладиться ей. Показательно, что в поэтическом тексте не упоминается о боли: переход в иной мир сродни кошмару, который «медленно душит» спящего.

Новое состояние способствует избавлению от отрицательных черт - жестокости, злобы, печали. В художественном мире «Отравленного» смерть является выходом из лабиринта мучительной любви. Неслучайно вино охарактеризовано эпитетом «золотое»: отравленное питье трактуется как средство, приближающее выпившего к заветному золоту райских небес.

Тем же периодом датирован «Акростих», посвященный Ахматовой. Одна из деталей цветастой восточной картины, изображенной в произведении, - загадочный взор, исполненный «отравы и обманов». Невыносимая горечь высокого чувства передается метафорой «отравленная кровь» в стихотворении « », которое создано шестью годами позже анализируемого текста.

Гумилев и другие мужчины «дикой девочки» Бояджиева Людмила Григорьевна

Глава 6 «Ты совсем, ты совсем снеговая, Как ты странно и страшно бледна!» Н.Г.

«Ты совсем, ты совсем снеговая,

Как ты странно и страшно бледна!» Н.Г.

Из Парижа Анна вернулась почти через три месяца. Виноватая, но с вызовом: «как ты ко мне, так и я к тебе!»

Узкие юбки, ровная, незавитая челка, папироса в длинном мундштуке - не узнать. «Парижская штучка»! А главное, Николай же видел: она была словно отполирована вожделенными взглядами другого мужчины. Он ненавидел Модильяни - пьяницу, фиглярствующего модерниста, наглого выскочку.

Николая бесил этот роман жены. Если бы не возведенная временем в культ свобода семейных нравов, следовало бы немедля разорвать отношения! Но что станут говорить о Гумилеве? «Тиран, ретроград и пошляк». Следовало жить проще: ну, отдохнула молодая жена в Париже, развлеклась, так и вы, господин Гумилев, не упускайте шанса - все так делают! На людях он наигрывал легкую иронию в отношении к увлечениям жены, дома - просто сходил с ума. Как пережить это? Твоя Ева - шлюха. Вроде так оно и занесено в современный кодекс морали нынешней женщины: «грешница - святая».

Он старался соблюдать холодный, официальный тон общения, но однажды все же сорвался - увидал зарисовки «ню», сделанные французом, и представил все! Комнату с осой в выцветшей занавеске, голую Анну на смятых простынях и его жадный взгляд…

Сцена была громкая, в жанре трагикомедии - оба нападали, оба просили прощения и снова норовили уязвить побольнее. Он грозил сжечь рисунки, но она успела их спрятать, повторяя: «Дикарь! Дикарь!» В результате - бессонная ночь и стихи. Оба, как накануне дуэли, строчили свои декларации в разных комнатах, в тишине, под перезвон уходящих часов, на фоне светлеющих оконных занавесей.

Я и плакала и каялась,

Хоть бы с неба грянул гром!

Сердце темное измаялось

В нежилом дому твоем.

Боль я знаю нестерпимую,

Стыд обратного пути…

Страшно, страшно к нелюбимому,

Страшно к тихому войти.

А склонюсь к нему нарядная,

Ожерельями звеня,

Только спросит: «Ненаглядная!

Где молилась за меня?»

Свои стихи Гумилев назвал «Отравленный»:

Ты совсем, ты совсем снеговая,

Как ты странно и страшно бледна!

Почему ты дрожишь, подавая

Мне стакан золотого вина?

Отвернулась печальной и гибкой…

Что я знаю, то знаю давно,

Но я выпью, и выпью с улыбкой,

Всё налитое ею вино.

А потом, когда свечи потушат

И кошмары придут на постель,

Те кошмары, что медленно душат,

Я смертельный почувствую хмель…

Знай, я больше не буду жестоким,

Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним.

Я уеду далеким, далеким,

Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая

Видны белые отсветы дня…

И мне сладко - не плачь, дорогая, -

Знать, что ты отравила меня.

Обмен поэтическими ударами вышел почти равноценный. Анна прямо назвала мужа «нелюбимым», но наделила его благородством святого юродивого, он же великодушно прощал ей все - даже убийство. Это уязвляло гордость Гумилева больше всего.

Блудница унижала в нем мужчину! В узком кругу слухи разносятся быстро, тем более что Анна и не таилась - супружеская верность не в моде. Женские успехи Гумильвицы лишь поднимали ее престиж. Николай страдал, старался заглушить боль иными лирическими привязанностями, доказывая, что вовсе не нуждается в верности норовистой жены. Но скрыть накипавшее раздражение ему удавалось плохо. Видимо, в упорном нежелании признать талант Анны немалую роль играло и ущемленное мужское достоинство Гумилева.

И все же в четвертом номере «Аполлона» Николай Степанович великодушно поместил стихи Гумильвицы, а вскоре она была приглашена на собрание Общества ревнителей художественного слова, проходящее в «Башне» у Вячеслава Иванова…

Среди пришедших Анна сразу заметила бледного Блока - живого классика, мэтра, икону. Сонный взгляд, подвядшие кудри, безмолвное безразличие ко всему.

Анна сидела рядом с мужем и загадочно молчала. Гумилев представлял тип настоящего денди: подчеркнуто аристократические манеры, фрак, жесткий, до самых ушей, воротник с шелковым черным галстуком.

Присутствующие, располагавшиеся на диванах и за столом, по очереди читали свои новые опусы. Гумилев настаивал на подробном обсуждении услышанного. Неожиданно он обратился к жене:

Анна Андреевна, может быть, вы что-то прочтете? Мы еще ни разу не слушали вас. - Николай любезно улыбался жене. - Просим, просим!

У Анны вспыхнули на смуглых щеках красные пятна. Вот он - момент решительно заявить о себе! Сейчас стихи Ахматовой услышат все эти искушенные и знаменитые. Услышит сам Блок! Она глубоко вздохнула, опустила глаза, тихо объявила:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

На лицах присутствующих появились любезные улыбки. Она не видела никого, она слышала только тишину. Опустив ресницы, крутила на пальце агатовый перстень.

Конечно, несерьезно, но мило, не правда ли? - Гумилев затушил в пепельнице недокуренную папиросу. - А вам, господа, кажется, понравилось? Очень рад, моя жена и по канве прелестно вышивает.

Он публично приравнял ее стихи к чепухе домашнего рукоделия! Но слез на лице Анны не было. Рот сомкнут - она умела молчать, не вступать в споры. Только два пятна горели еще ярче.

Вячеслав Иванов с минуту молчал. Потом встал, подошел к ней, поцеловал руку:

Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Вы - настоящий поэт. - Все знали, что Иванов в натянутых отношениях с Гумилевым, и посему полагали, что его преувеличенно торжественный жест - скорее провокация, желание вызвать реакцию у аудитории, и вряд ли выражает истинное отношение к стихам Гумильвицы. - Но ведь неплохие же стихи, господа!

Враги и завистники Гумилева зашептались - мол, Николай Степанович завидует дару своей жены и потому так привередлив.

Впрочем, есть и другая версия этого эпизода, восстановленная через несколько десятилетий самой Ахматовой: «Не было ничего такого. Гумилев не хвалил меня. А Иванов подошел ко мне и снисходительно улыбнулся: «Ох, какой густой романтизм!»

Здесь заметно желание обелить образ Гумилева, вырисовывающегося в первом варианте истории каким-то мелким ехидным завистником. Анна Андреевна настаивает, что зависти к ней как к поэту со стороны Николая Степановича никогда не было. Этому можно поверить.

Гумилев был очень требователен к чужим и собственным творениям. К Анне он относился с повышенным вниманием, стараясь быть объективным. Но и как личностям, и как поэтическим единицам им было трудно найти точки соприкосновения. Поэтическая тема и нота Анны - изначально женственная и как бы бытовая резко расходилась с брутальной, декоративной поэтикой Гумилева. Чем лиричней и тоньше становились стихи Анны, тем жестче укоренялся в поэзии Гумилева культ воина и конкистадора.

По мере того как ты углубляешься, как женщина, я хочу укреплять и выдвигать в себе мужчину, - объяснил он жене свою позицию на заседании Общества.

Мужчина - не значит хам! Вы сознательно унизили меня перед всеми. И только подчеркнули этим свою предвзятость! Вы хоть подумали о моей репутации - ведь там был Блок!

Блока давно не волнует ничего, кроме собственной персоны. К тому же он, кажется, скрылся по-английски еще до твоего триумфального чтения.

Это вы все испортили! Ничего, Гумилев, у меня есть защитники!

В принципе программе акмеизма ты соответствуешь.

Спасибо. А что такое акмеизм, знаете вы один, - продолжила нападение Анна. - Надуманный бред.

Нисколько. Скорее, хитрая заморочка для будущих исследователей. - Выбивая трубку, Николай улыбался. К сценам с женой он привык и сейчас с удовлетворением отмечал плоды своего воспитания: ни истерики, ни звучного скандала Анна не устроила.

…Организованный Гумилевым «Цех поэтов» должен был противостоять уже отжившему символизму под новым лозунгом - «акмеизм». Термин «акмеизм», происходящий от греческого «акмэ» (вершина, высшая степень совершенства), по мнению Гумилева, говорил сам за себя. Но многие отмечали созвучие названия нового течения с фамилией Ахматовой. Последователями акмеизма считали себя шестеро: Гумилев, Мандельштам, Термин, Городецкий, Зенкевич и Нарбут. И, естественно, Ахматова.

Мы поставили своей целью реформировать символизм, направивший основные силы в область неведомого и попеременно братавшийся то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Посему - никакого мистицизма: мир должен предстать таким, каков он есть, - зримым, вещным, плотским, живым и смертным, красочным и звучащим. - Гумилев, обожавший теоретизировать, который раз рассуждал на излюбленную тему.

Похоже, ты придумал эти тезисы для нас с тобой. Меня лично не тянет ни в теософию, ни в оккультизм.

Но нам не чуждо и второе условие акмеизма - адекватность формы содержанию. Трезвость и здравая реалистичность взгляда на мир должны выражаться конкретным языком реальных людей: конкретные предметы и конкретные свойства.

Уж куда конкретней:

Я написала слова,

Что долго сказать не смела.

Тупо болит голова,

Странно немеет тело.

Милым простила губам

Я их жестокую шутку…

О, вы приедете к нам

Завтра по первопутку.

Свечи в гостиной зажгут,

Днем их мерцанье нежнее,

Целый букет принесут

Роз из оранжереи.

Николай замялся - это были давние стихи, написанные ему Анной после очередной ссоры. Он разозлился:

Неужели ты не слышишь - дамское рукоделие! Трогательно - да! Но для девиц.

Когда-то тебе нравилось. - Она отошла к окну, отдернула штору, сказала покрытому дождевыми потоками стеклу: - Ты все врал! Ты просто завлекал меня! Это подло! И вовсе не трогательно.

Я что, должен писать о своих рогах? Это, милочка моя, уже Шекспир или Рабле - как повернуть. Но не акмеизм! Художник может подходить к самой границе «непознаваемого», в особенности там, где имеет дело с человеческой психикой, тайнами чувств и смятенностью духа. Но - никакой «неврастении»; объективность, твердость и мужество - вот черты личности художника-акмеиста. - Гумилев широко шагал из угла в угол, ощущая растущую в себе правоту.

Ну и сидите один на своих чемоданах с теориями! И не лезьте, никогда больше не лезьте ко мне! - Грохнув о пол ни в чем не повинную вазу, Анна метнулась прочь.

Вульгарность - не ваша сильная сторона! К несчастью, вас все время тянет в дурную компанию. С кем поведешься… - Не мог он не помянуть парижского «хама». Какое тут благотворное воздействие, если она так и норовит сорваться в грязь!

Гумилев старался «воспитать жену». Он прекрасно понимал, что двадцатитрехлетней молодой женщине, выросшей в хорошей семье, но не получившей серьезного светского воспитания, проводившей время с рыбаками и рыночными торговками, трудно общаться с маститыми поэтами столицы, тяжело быть центром внимания. Если издали и молча она всегда производила впечатление утонченной особы, то при близком общении простоватые ухватки босоногой приморской девчонки бросались в глаза. Жест одесского Привоза - с хлопком по колену и выставленной к собеседнику ладонью - бесил Гумилева. Интонации простонародного говора юга России прорывались у Анны, особенно в моменты волнения и в пылу семейных перепалок. Николай требовал от нее медленной, обдуманной, безукоризненной речи. Пусть предельно лаконичной, но способной привлечь и удержать внимание собеседника.

Пауза! Пауза! Пауза важна в речи не меньше, чем цензура в поэзии. Держи паузу, если хочешь подчеркнуть значительность высказывания, - повторял он.

Анна справилась с поставленными задачами - до конца жизни она произносила слова раздельно, словно обдумывая каждое. И эта особенность придавала ее речи весомость. К тем годам, когда ее начнут величать Королевой, облик, осанка, сдержанные манеры и значительность высказываний сольются в органичное единство. Пока же Николай частенько называл жену «дворняжкой» - а она старалась запомнить урок и думала о том часе, когда покажет всем, кто здесь самый «породистый» и по светскости, и по дарованию.

Из книги Тостуемый пьет до дна автора Данелия Георгий Николаевич

СОВСЕМ ПРОПАЩИЙ Но вернемся к сюжету романа. Место действия - американский городок на берегу реки Миссисипи. Маленького бродяжку Гекльберри Финна, сына местного алкаша, взяла к себе в дом богатая вдова Дуглас, умыла, одела и занялась его воспитанием. Геку тяжко жилось у

Из книги Встречи автора Галлай Марк Лазаревич

СОВСЕМ НЕ ТАКОЙ… Лётчик-испытатель Ануфриев - в комбинезоне, шлеме, с поднятыми на лоб очками, с надетым парашютом, при кислородной маске, болтающейся у плеча, - словом, в полной лётной экипировке, - садился в самолёт. Сделав шаг к машине, он взялся рукой за борт кабины,

Из книги Суперфрау из ГРУ автора Колпакиди Александр Иванович

Глава 6 От Москвы до Польши совсем недалеко Прибыв в Москву, Урсула сразу отправилась в разведцентр. Туманян сердечно приветствовал ее, но уже через пять минут заметил:- Вы плохо выглядите.Действительно, за полтора года, прошедшие с момента отъезда из Москвы Урсула

Из книги Мое взрослое детство автора Гурченко Людмила Марковна

СОВСЕМ БЕЗНАДЕЖНО Вернулся раненый Паштетик, он сильно хромал. Паштетик работал в пивной на базаре, зарабатывал неплохо. Он предложил папе тоже поработать в пивной, чтобы продержаться, но мама об этом и слышать не хотела.А в доме у нас было совсем безнадежно... Кончилась

Из книги Лев Толстой: Бегство из рая автора Басинский Павел Валерьевич

Не совсем пустыня В предыдущей главе мы говорили, что в начале 1880-х годов Толстой в своих исканиях был одинок. Это не совсем точно. Толстой чувствовал себя одиноким, лишившись поддержки семьи. «…вы не можете и представить себе, до какой степени я одинок, до какой степени то,

Из книги Довлатов автора Попов Валерий

Глава пятнадцатая. Совсем другие берега В Америке я тоже оказался - но не совсем так, как планировали мы в переписке с Довлатовым. Хотели обняться, выпить, вместе выступить, посетить знакомые ему фонды и издательства… сорвалось. Я не успел, а он - поторопился… Но все же я

Из книги Прощайте, мама и папа. Воспоминания автора Бакли Кристофер Тэйлор

Глава 18 Он выглядит совсем неплохо Наутро я поехал в Стэмфорд. Мне не захотелось ехать поездом, чтобы не плакать и не сморкаться всю дорогу, беспокоя других пассажиров «Амтрака». К тому же в долгой и одинокой автомобильной поездке хорошо думается. Подъезжая к Балтимору, я

Из книги Философ с папиросой в зубах автора Раневская Фаина Георгиевна

Совсем не изменилась Хозяйка дома показала Раневской свою фотографию детских лет. На ней была запечатлена маленькая девочка, сидящая на коленях пожилой женщины.- Вот такой я была тридцать лет назад, - сказала хозяйка.- А к-хто тогда эта маленькая девочка? - с наивным

Из книги Щёлоков автора Кредов Сергей Александрович

Глава двенадцатая …И СОВСЕМ НЕИЗВЕСТНЫЙ Щёлоков и правозащитники. Щёлоков и диссиденты.Что могло быть общего между членом ЦК КПСС, убежденным коммунистом, политруком - и людьми некоммунистических, а то и антикоммунистических убеждений, подопечными ведомства Юрия

Из книги Прекрасная Натали автора Горбачева Наталия Борисовна

Глава 2. Поэт и красавица «Я совсем огончарован…»

Из книги Человек, который бросил Битлз автора Уильямс Алан

Из книги Фрейд: История болезни автора Люкимсон Петр Ефимович

Глава первая ВОЙНА - СОВСЕМ НЕ ФЕЙЕРВЕРК Известие о начале Первой мировой войны застало Фрейда в Карлсбаде, горячими водами которого он пытался лечить свои многолетние анально-кишечные проблемы. Как и большинство европейцев, он далеко не сразу осознал всей глобальности

Из книги Ярослав Домбровский автора Дьяков Владимир Анатольевич

Из книги Дочь Сталина автора Салливан Розмари

Глава 35 Моя дорогая, они совсем не изменились! В середине сентября 1995 года Светлана решила переехать в Корнуолл, где они вместе с дочерью Ольгой несколько раз отдыхали в начале восьмидесятых. Светлана стала понимать, что средств, которые она получала от общества

Из книги Муслим Магомаев. Преданный Орфей автора Бенуа Софья

Глава 23. Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь… Эта пара познакомились в солнечном Баку в 1972 году, на декаде русского искусства в Азербайджане, где артистка Большого театра Тамара Ильинична была гостьей. А ведь певица не хотела приезжать в Баку!Ранее

Из книги Жизнь Юрия Казакова. Документальное повествование автора Кузьмичев Игорь

Глава 3 «Тоска, совсем не хочется писать…» Принято думать, что в творчестве Казакова не было ученического периода, – он объявился в литературе неожиданно, как сложившийся мастер.Ю. Трифонов в связи с пятидесятилетием Казакова, обращаясь к нему, говорил: «Ты ведь



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!