Тютчев с поляны коршун поднялся. «С поляны коршун поднялся…», анализ стихотворения Тютчева

«С поляны коршун поднялся…» Фёдор Тютчев

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся…»

Молодому Тютчеву пришлось начинать свою карьеру со службы за границей, и за несколько десятилетий он успел побывать во Франции и Германии. Последние годы за границей поэт служил в Мюнхене – городе, который стал для него почти родным. Автор не мечтал о возвращении в Россию, хотя понимал, что рано или поздно это все равно произойдет. В этот момент его больше всего занимали мысли философского свойства, поэт пытался постигнуть суть вещей и найти ответы на вопросы о том, почему даже в любимом Мюнхене рядом с обожаемой супругой время от времени он испытывает чувство всепоглощающей тоски.

В 1835 году Тютчев создает стихотворение под названием «С поляны коршун поднялся…», в котором попытался понять причину тех противоречивых чувств, которые периодически обрушивались на него, мешая наслаждаться светской и семейной жизнью. Поводом для написания этого стихотворение стало наблюдение за коршуном, который на глазах поэта взвился в небо, поднимаясь все выше и выше, пока совсем не «ушел за небосклон». За его полетом Тютчев наблюдал с восхищением и некоторой тайной завистью, так как понимал, что этой гордой птице дано то, что неподвластно человеку. Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств . Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит в высь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», — отмечает Тютчев, восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..», — отмечает автор. В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом. Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно. Именно по этой причине Тютчеву грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.

В 1835 и представляет собой небольшую зарисовку из обыденной жизни - наблюдение за полётом птицы. Время написания стихотворения совпадает с периодом, когда поэт жил заграницей. Поэтому в произведении можно отметить наличие нескольких границ - условных и реальных. Поэт ощущает себя в определенных рамках, что и нашло отражение в его стихотворении.

Своеобразный, характерный Тютчеву художественный прием - проведение параллели между явлением природы и состоянием души - основа композиции стихотворения. Практически любая мысль человека может найти отражение в окружающей его природе. Размышления поэта о способности птиц свободно парить в воздухе противопоставляются статичному состоянию человека: Мысль человека не обладает такой же свободой, как птица, для которой не существует границ. Коршун вскоре скрывается из виду, и вместе с ним заканчивается возможность лирического героя узнать, что там дальше, вне поля его зрения, так как полет человеческой мысли ограничен знаниями самого человека - существуют некие границы разума.

В строке «Я, царь земли, прирос к земли!..» прочитывается ироничное отношение автора к положению человека на земле - хоть и находится на высшей ступени развития, человек не всесилен. Природа наделила человека разумом, но дала коршуну два «живых» крыла, которые подарили птице свободу, в то время как человек словно «прирос» к земле.

Употребление глаголов в форме настоящего времени подчеркивает, что действие происходит в этот самый момент - коршун «поднялся», «взвился», «ушел». И путем противопоставления поляны и неба, которые описаны в стихотворении, поэт разделяет понятия земного мира и мира свободы и простора. Так же в стихотворении противопоставляются реальная картина действительности и размышления лирического героя. В первой строфе перед читателем появляется коршун, который поднимаясь с земли, устремляется в небо. Во второй строфе перед читателем раскрывается внутренний мир человека, который размышляет о том, как мать-природа наградила свободой передвижения птицу, а его оставляет на месте:

«А я здесь в поте и пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..»

Необычайно тонкое чувство природы, которое выражается в конкретных понятных всем словах и образах, является отличительной чертой поэзии Тютчева. Природа для поэта становится источником вдохновения, раскрывая мысли и чувства самого Тютчева через природные явления, поэтому практически все стихотворения композиционно напоминают быстрое движение мысли на фоне пейзажных зарисовок.

Ф. И. Тютчев известен не только как поэт, но и как философ. В своих стихотворениях русский мыслитель не раз обращается к теме величия природы и ничтожества человека. Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» можно прочесть в этой статье. Именно в нем поэту особенно глубоко удалось постичь данное противоречие.

История создания стихотворения

Произведение написано Тютчевым в 1835 году. Главным делом его жизни была политика, он писал статьи на злободневные темы. В 1835 г. он только начинает карьеру дипломата и служит в городе Мюнхен (Германия). Здесь происходит знаменательное событие в жизни поэта - знакомство с великими Гете и Шиллером.

С этого момента Тютчев начинает по-философски относиться к жизни. Без понимания этого полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» невозможен. Поэт зреет как новая личность и пишет новое стихотворение.

Композиция стихотворения и его ритмика

В произведении поэтом нарисована картина полета коршуна. Строки льются свободно и спокойно, как бы передавая картину полета вольной птицы. Автор делит стих на две строфы, звучащие по-разному.

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» позволяет заметить, что первая строфа звучит плавно. Можно сказать, что звучание повествовательно. Длинные слова здесь создают пиррихии, что помогает передать величие птицы. Чтение возможно почти без пауз. Ключевым словом строфы можно назвать глагол «ушел». Он придает картине законченность.

Вторая строфа реальный мир не изображает. Здесь лирический герой размышляет о непохожести человека и птицы. Внимание заостряется на мощных крыльях коршуна, затем коршун скрывается. Финальные строки звучат с печалью, герой сожалеет о том, что лишен крыльев.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся»: тематика

Произведение Ф. И. Тютчева - это размышление лирического героя о возможностях людей. Если человек - царь земли, то почему же ему недоступно небо? Последняя строка говорит о жгучем желании человека покорить небо.

Мысль хочет постичь неизведанное, но ей не дано выйти за пределы «земного круга». Именно поэтому так горьки думы героя, ведь он «прирос к земле» и должен трудиться здесь, внизу, чтобы прокормить себя и семью. А коршуну доступно бескрайнее и чистое небо!

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся»: языковые средства

Главная особенность произведения - использование автором архаических слов. Форма «к земли» подчеркивает человеческую слабость по отношению к природе. Форма «дале» делает текст приподнятым, приближает его к высокому стилю. Глаголы в стихотворении помогают передать динамику картины, ее живость. «Природа-мать» - это намек на связь коршуна-сына и его матери. Все это позволяет повести анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся». Эпитетами здесь можно назвать описания крыльев - они мощные и живые.

В стихотворении можно увидеть созвучия со сделанным Ф. И. Тютчевым переводом фаустовского монолога «У ворот». Там речь идет о присущем человеку стремлении смотреть ввысь и вдаль. Пробуждение этого чувства Гете связал именно с птицами: звенящим жаворонком, парящим орлом и журавлем, любящим Родину.

Своим философским стихотворением автор пытается сказать читателю то, что несмотря на все желания - его доля - это жизнь на земле. Пусть пыльной, но родной, приносящей хлеб. Небо - для птиц, а для человека это непостижимая стихия. И не надо желать большего, остается понять простые истины - человек является царем на земле, а коршун в небесах.

По этой причине в душе поэта живет легкая грусть. Он знает, что от суматохи будничных дней, сложной политической обстановки и лжи в жизни избавиться тяжело, скорее невозможно. Но он не хочет мириться с ситуацией, поэтому и написал такое противоречивое произведение.

Федор Иванович Тютчев всю свою жизнь провел на государственной службе, и главным делом его жизни была политика – он работал дипломатом за границей, а затем цензором в министерстве иностранных дел, писал публицистические статьи на злободневные политические темы. Стихи же поэт создавал в свободное от важных дел время – и это были не оды, а короткие, емкие стихотворные блоки из нескольких четверостиший. Периодически он их печатал, но без особого успеха.

Особого значения написанию стихов Тютчев не предавал – был период, когда он был занят публицистикой и писал трактат на тему политических взаимоотношений России и Запада, и о стихосложении практически не вспоминал. О творчестве Тютчева заговорили только тогда, когда господину статскому советнику было лет пятьдесят.

Как же он вообще стал этим заниматься?

Вроде бы склонность у Федора Ивановича была больше к прозе, и вовсе не к литературной. А дело было вот в чем. Тютчев, как и многие юноши его времени, обучался дома. Среди занимавшихся с ним учителей был один – поэт Сергей Раич, который старался поощрять стихотворные наклонности своего воспитанника. Потом поэт продолжил свое гуманитарное образование в Московском университете на факультете словесности, а также был членом «Общества любителей российской словесности», в котором состоял и Александр Сергеевич Пушкин.

С поляны коршун поднялся...

Анализ стихотворения

В первом четверостишии перед читателем развертывается картина – коршун, до этого мирно сидящий на поляне, решил взлететь. Он поднимается в небо, взлетает все выше и выше в небесную синь. Слова звучат размеренно, плавно, передавая спокойствие и безмятежность полета коршуна. Даже можно провести аналогию с кинофильмом – идет показ общего плана, одной из картинок, подсмотренных в природе.

В первой строчке идет описание коршуна в начале полета, как он поднимается вверх. Во второй строчке передано движение птицы в определенном направлении, а именно «в небо». Третья строчка продолжает описывать процесс движения, на что указывает слова «выше» и «дале». Картина становится более широкой – небесный простор занимает большую часть картины, а коршун становится все меньше. В четвертой строке коршун уходит за пределы возможностей человеческого зрения.


Логическим завершением первого четверостишия становится слово «ушел», на котором происходит смена кадра, как в кинофильме – вот только что коршун взлетал в вышину и раз! – он исчезает из поля зрения лирического героя.

Во втором четверостишии картина меняется – на первый план выходят размышления поэта о том, что он увидел. Здесь описывается противопоставление природы и человека. А общий план меняется на крупный, правда, только в воображении лирического героя.

В первых двух строках раскрыт образ коршуна, как части природы. Сначала все заслоняет фигура птицы, у которой «два мощных, два больших крыла». Здесь поэт отмечает силу коршуна, данную ему самой природой, и затем сравнивает свободную птицу с человеком. И сравнение получается не в пользу последнего.

В третьей строке поэт пишет про то, где находится сам человек и как он себя ощущает. Птица сильна, у нее огромные могучие крылья, позволяющие взлететь высоко в небеса. А что же человек? Да вот же он сидит, «в грязи и в пыли», мечтает воспарить так же, как и увиденная им птица, да никак не может. А все потому, что «прирос к землипЂ‰». Выражение «царь земли» поэт употребляет в ироническом смысле, так как тот, кто обладает властью над землей, не может сидеть в грязи и не иметь возможности сдвинуться со своего места.

А в четвертой строке выражена самая главная мысль стихотворения. Так называемый царь земного мира, титул, который человек сам себе присвоил, лишен настоящей свободы, которая есть у настоящих детей природы. И участь человека – быть навечно приросшим к земле, к грязи и пыли и лишь мысленно возноситься в небо.

Если в первом четверостишии читателю показана величественная и торжественная картина летящего коршуна, в которой поэта обуревают восторженные эмоции, то во второй строфе все меняется. Здесь проявляются нотки сожаления об отсутствии у человека возможности стать подобным этой птице, а также зависть к тому, что коршун может быть полностью свободным и имеет для этого все данные ему матерью-природой возможности. В финале идет грустная мысль о том, что человек лишен тех возможностей, которые есть у настоящих детей природы, и вынужден существовать навечно приросшим к среде своего обитания.

Основная мысль

Стихотворение «С поляны коршун поднялся» с одной стороны отражает философский взгляд человека на природу, раздумья о месте человека в ней. Коршун, природное творение, может взлетать в небеса, когда только захочет. И нет никого, кто мог бы ему это запретить.

Поэт с восторгом наблюдает за процессом полета до тех самых пор, пока коршун не исчезает из виду. Он восхищается способностью птицы свободно возноситься над миром и хотел бы так же точно воспарить над всей суетой. Небо в данном случае представляет собой символ свободы, той самой свободы, до которой никогда не дотянуться человеку.

Но почему же человек, тот самый венец творения, высшее существо, не может быть столь же свободным, как этот коршун, который поднялся ввысь и улетел туда, куда ему самому захотелось. Ведь человек тоже часть природы, но не дано ему стать с ней одним целым.

Основная мысль стихотворения заключена как раз в его последней строчке. В ней присутствует противоречие – «царь земли», владеющий и повелевающей ею, не может существовать без нее до такой степени, что сам к ней и прирос. И сжигает его тоска по небесным просторам, и завидует он детям матери-природы, способным парить над землей.

Тяжело быть царем земным, ведь земля не отпускает, а небо ему неподвластно. Прирос человек к юдоли земной, всеми своими чувствами и мыслями, и никак не может вырваться за пределы так называемого круга земных забот.

Особенности стиха

Стихотворение короткое и состоит всего из двух четырехстрочных блоков. Эти блоки строгие и весьма емкие, насыщенные образами, в них нет ничего лишнего. Этими восемью строчками поэт смог показать картину противопоставления человека и природы.

Оно написано четырехстопным ямбом, имеет четкий ритм и практически лишено пауз между словами. Глаголы «взвился», «поднялся» и «вьется» призваны передать динамику повествования. Поэт намеренно использует ударения на окончания слов - поднялсяпЂ‰, взвилсяпЂ‰. Это придает торжественность стиху и не позволяет прерваться размеренному ритму строк, что обязательно бы произошло, если бы ударение стояло там, где обычно.

Архаичное даже для того времени, в котором проживал Тютчев, слово «дале» только подчеркивает торжественность всего стихотворения. Указание на то, что природа является для коршуна матерью, призвано отметить связь гордой, свободной птицы и породившей ее вселенной. Синтаксическое удвоение – повторение «два мощных, два больших» указывает на величие и силу коршуна.

История написания

Находясь на дипломатической службе, Тютчев провел за границей более двадцати лет. Его жизнь вдали от родных пенат не была тяжелой – он занимался любимым делом, вместе с ним была его семья, а город Мюнхен за такой долгий период времени так и вообще стал как родной. Казалось бы – все прекрасно, живи да радуйся! Но все же поэта посещали грустные думы относительно существующего порядка вещей, что понятно по творчеству того периода.

Ибо любой творческий человек - как приемник, поглощающий сигналы, приходящие из внешнего мира. Что-то проходит мимо, а что-то задевает так сильно, что становится поводом для осмысления, а поразившее поэта событие становится источником переживаний, выливающихся затем в стихотворную форму.

Вот и обычная, в общем-то, картина взлетающего с земли коршуна стала для поэта предлогом для размышлений о том, что на самом деле нет у человека свободы. Вся его жизнь подчинена правилам и предписаниям, он всегда вынужден поступать как должно, а не так, как ему хочется. Он привязан к своему земному существованию и даже мысленно не в силах воспарить над суетой сует и уйти «за небосклон», в мир чистой истины.

Если брать все стихи, написанные в тоже время, что и стихотворение «С поляны коршун поднялся» - а это 1835 год, то все они посвящены природе. Поэт наблюдает за ней, пытаясь понять тайные силы, которые движут всем живым в природе и место человека в ней. Не всегда его размышления грустны и полны сожалений, но всегда в его произведениях человек отделен от природы, хотя и стремится увидеть себя в ней.
Заключение

Несмотря на относительно спокойную жизнь достаточно обеспеченного, а главное, занятого любимым делом человека, Тютчев не мог избавиться от грустных размышлений о несправедливости земной жизни, и о том, что человек лишен настоящей свободы. Возвысившись над природой, человек утратил связь с ней, потерял возможность получать от нее силы и поддержку. Положение «царя земного», властвующего над всеми остальными природными формами, вовсе не гарантирует свободы в действиях. Царь даже не может сверху посмотреть на свои владения, а вот коршун может обозреть землю с высоты.

Здесь можно провести параллель с библейским рассказом об изгнании из райского сада. Зависть к коршуну в небе – это тоска по утраченному раю, грусть по тому, что давным-давно потеряно и невозможно вернуть. И эта неразделимость человека с землей как раз и является наказанием за непослушание Богу. Человек «в поте и в пыли» должен работать, дабы прокормить себя и обеспечивать свое существование. И ему останется только с тоской наблюдать за летящими в небе птицами, горько сожалея об утраченном рае.

Фёдор Иванович Тютчев

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

Молодому Тютчеву пришлось начинать свою карьеру со службы за границей, и за несколько десятилетий он успел побывать во Франции и Германии. Последние годы за границей поэт служил в Мюнхене - городе, который стал для него почти родным. Автор не мечтал о возвращении в Россию, хотя понимал, что рано или поздно это все равно произойдет. В этот момент его больше всего занимали мысли философского свойства, поэт пытался постигнуть суть вещей и найти ответы на вопросы о том, почему даже в любимом Мюнхене рядом с обожаемой супругой время от времени он испытывает чувство всепоглощающей тоски.

В 1835 году Тютчев создает стихотворение под названием «С поляны коршун поднялся…», в котором попытался понять причину тех противоречивых чувств, которые периодически обрушивались на него, мешая наслаждаться светской и семейной жизнью. Поводом для написания этого стихотворение стало наблюдение за коршуном, который на глазах поэта взвился в небо, поднимаясь все выше и выше, пока совсем не «ушел за небосклон». За его полетом Тютчев наблюдал с восхищением и некоторой тайной завистью, так как понимал, что этой гордой птице дано то, что неподвластно человеку. Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств . Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит ввысь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», — отмечает Тютчев, восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..», — отмечает автор. В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом. Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно. Именно по этой причине Тютчеву грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!