Тютчев я помню время золотое проблематика. Анализ стихотворения Федора Тютчева «Я помню время золотое

Исследователи русской литературы XIX века не выделяли как-то по-особенному Фёдора Ивановича Тютчева. Печатался он нечасто, любил использовать различные псевдонимы. От этого и не был знаком обширной публике. И только после выхода в одном из журналов статьи Некрасова, где он давал характеристику каждому начинающему поэту, Тютчева заметили.

После этого последовала и поддержка Тургенева, который помог начинающему поэту издавать свой первый сборник. В этом же, 1854 году, сам Тургенев написал положительную статью о тютчевских стихотворениях. Но Федор Иванович, несмотря на свои неповторимые и чудесные произведения, так и не смог стать героем своего времени, так как он сам не стремился к славе, да и все его стихотворения не соответствовали поэтическим законам стихосложения того времени.

История создания стихотворения «Я помню время золотое…»

О тютчевском стихотворении "Я помню время золотое... " известно немного. Но точно установлено, что написано оно было в 1836 году и посвящалось прекрасной женщине, настоящей светской красавице – баронессе Амилии фон Крюденер.

Первая их встреча состоялась, когда они были еще совершенно молодыми людьми, практически детьми. Так, Федору Тютчеву на тот момент едва исполнилось восемнадцать лет, а Амалии - 14 лет. Эта неожиданная встреча состоялась в Мюнхене.

Девушка по своему рождению считалась незаконной дочерью известного графа, немецкого аристократа М.Лерхенфельда. Но носила она другую фамилию - Штернффельд. Она знала, что приходится кузиной русской императрицы.

Как только молодой Тютчев увидел Амалию, то сразу же влюбился в нее. Она отвечала ему взаимностью. Поэтому им так сильно нравилось проводить время вдвоем, прогуливаясь по руинам замка или же бродить вдалеке от шумной компании. Известно, что они настолько сильно были увлечены друг другом, что в какой-то момент обменялись еще и крестильными цепочкам, которые носили на шее.

Амалия в любые свои годы выглядела просто великолепно, но природа дала не только этот подарок ей. Она всегда была благодарна Тютчеву за те чувства, которые некогда она испытала, поэтому в те дни, когда поэт умирал, она опять пришла к нему. Поэт-философ настолько сильно был эти потрясен, то в своем письме к дочери описал подробно этот визит:

«Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адтерберг... В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».


Ему было очень приятно оттого, что эта прекрасная женщина всегда помнила о нем и в минуты, когда ему нужна была моральная поддержка, оказалась рядом с ним.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Сюжет тютчевского произведения


Это произведение лириком было написано через 13 лет после их расставания. И при встрече Фёдор многое вспоминал: прогулки по старинным предместьям, берега прекрасного и широкого Дуная.

К сожалению, сведений о том, что происходило с поэтом-философом и молодой девушкой практически не осталось, но зато эту картину прекрасно воссоздаёт сам Тютчев в своем произведении, говоря о том, что помнит прекрасно то время «золотое». Лирик утверждает, что навсегда в его памяти остался тот край, где он был так счастливы. День быстро катился к закату, но это было не главное, так как они были вдвоем. Они уединялись от всего мира туда, где шумел Дунай, а на холме, словно белое пятно, стоял старинный разрушенный замок. Амалия, как фея, стояла там, опираясь на прибрежный гранит. Ее молодые и прекрасные ноги слегка касались обломков. А солнце, словно жизнь человека, быстро исчезало прощаясь со всеми этими приятными воспоминаниями.

Но ветерок продолжал играть, дотрагиваясь до одежды прекрасной девушки, ее прекрасных плеч. Взгляд лирической героини беззаботно смотрит вдаль. Тютчевское описание природы прекрасно! День подходил к завершению и медленного угасали его последние лучи. Но это лишь только веселило и забавляло прекрасную героиню. И как этот день, славный и сладкий, также пробежала и вся жизнь самой героини, и автора этих восхитительных строк.

Несмотря на чувства, более чем дружеские, Тютчеву было отказано в женитьбе. Он был не самой хорошей партией для Амалии. Поэтому вскоре она выходит замуж за барона Крюденера. Потрясение и горе испытал тогда тончайший лирик, он даже дрался с кем-то на дуэли. Но эта история имела хороший финал. Амалия всю жизнь помогала поэту, оказывая ему и его семье какие-то услуги. Поэту порой неловко было, но отказаться он не мог. Ему всегда казалась, что эта прекрасная и добрая женщина очень несчастна в браке.

Вскоре Тютчев, благодаря усилиям Амалии, ищет для себя новый предмет вдохновения, а она сама, выйдя второй раз замуж, покидает его. Но жизнь подарила им еще две незабываемые встречи.

Анализ стихотворения


Многие критики отмечали, что это тютчевское стихотворение является подражанием зарубежной поэзии – Гейне. Но зная личную историю автора, и его необычный стиль письма, нельзя рассуждать так однозначно.

По своему содержанию тютчевское стихотворение очень интимное. Автор рассказывает в нем о том, какие воспоминания из прошлого, после встречи с Амалией, вдруг ожили в его душе. Он вспомнил былые чувства и переживания, когда был сильно влюблен в эту женщину. Как тончайший лирик он желает показать своему читателю, насколько сильной и глубокой может быть любовь к женщине.

Композиция тютчевского стихотворения состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже в первой части лирик показывает, что его герой возвращается в своих мечтах и грезах в прошлое, которое он сам называет "золотым" временем. Именно это время было счастливым для него, ведь он сам очень сильно любил. Во второй части поэт-философ переходит к описанию природы. Он описывает весну, так как именно она очень сильно похожа на молодость самого человека.

Осень, которую описывает лирик – это время настоящего периода в жизни героя, когда любовь ушла в прошлое и ему остается лишь только вспоминать о том, что было в его жизни. Но весна пробуждает в душе человека новые чувства, наполняет энергией, даже молодит. В заключение герой снова встречается с той женщиной, которую некогда любил и он оживает, его душа становится моложе.

Тютчевское счастье заключается в тихом и спокойном вечере, в невероятной красоты и живописности закате, в прекрасном весеннем цветении диких яблонь. Особо выделяется из всего сюжета тема времени: это и день, который заканчивается, и поэтому так медленно и неярко уже горит солнце. Для автора дорога каждая минута, когда длится это счастье. Самый счастливый день – это день любви. Но время постоянно идет, не останавливаясь. Необратимость времени в тютчевском стихотворении можно заметить бросив взгляд на замок, от которого остались только руины.

Художественно-выразительные средства тютчевского произведения


Многие исследователи тютчевского творчества отмечали, что в своем поэтическом творении "Я вспомнил время золотое..." автор использует немецкий синтаксический оборот. В русском языке так не говорят и не пишут. Использует автор и местоимения, но только во множественном числе, показывая, что его история любви может произойти с любым человеком.

Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он так показывает силу любви к женщине, о которой говорит. Заставляет понять, что это реальность, которую он все еще пытается принять за сон. Стихотворный размер тютчевского произведения – четырехстопный ямб. Многие литературоведы того времени, поэты и писатели отмечали и напевность стихотворения «Я помню время золотое…», которая достигается тем, что автор использует самые различные средства выразительности литературной речи.

Много выразительных средств речи использует автор, чтобы показать красоту любимой женщины и той поры, когда он был счастлив:

⇒ Эпитеты: если ветер, то он теплый, если гром, то, по мнению автора, он дальний, а вот земля у лирика смятенная.
⇒ Метафоры: прекрасный пламень у поэта окаймил, а все та же смятенная земля у лирика потонула в сиянии.
⇒ Сравнение: пыль у лирика летит, да еще и вихрем.

Критические оценки творчества Тютчева


Многих критиков не смогло оставить равнодушным тютчевское творчество. Так, Добролюбов отмечал одновременную знойность и строгость его произведений, в которых отражены все нравственные вопросы. Толстой утверждал, что вся лирика Тютчева носит серьезный и вдумчивый характер, что поэт-философ никогда не шутит с музой.

Все считали, что именно тютчевское творчество стало началом в России поэзии романтизма. Многие критики относились к поэзии лирика негативно, называли его жертвой хаоса, а его лирику – поэзией ночи. Брюсов первым изучил тютчевское творчество и пришел к выводу о том, что он является необычным началом символизма. Тургенев утверждал, что те, то не читал тютчевскую лирику, тот, соответственно, не чувствует и не знает, что такое поэзия.

Действительно, для того чтобы научится чувствовать красоту слова и души, нужно прикоснуться к творчеству великого поэта - Фёдора Ивановича Тютчева.

Стихотворение Ф.Тютчева «Я помню время золотое...» посвящено A.M. Крюденер. Увлечение поэта ею относится к первым годам его пребывания в Баварии. Сюжет произведе­ния описывает радостную сцену свидания влюбленных. Но эти светлые жизненные минуты находятся лишь в воспомина­ниях. Лишь мысленно лирический герой может перенестись в то почти уже нереальное время и пространство, где был счаст­лив: «Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край».

Романтический пейзаж окружает лирического героя и его младую фею (само это обращение к лирической героине прив­носит в произведение мотив волшебной сказки).

Тихий вечер, живописный закат, цветение диких яблонь - все эти художественные детали призваны создать идилличе­скую картину безмятежного счастья.

Особое значение в стихотворении приобретает тема вре­мени. На протяжении развития лиро-эпического сюжета бал­лады день вечереет, солнце медлит, день догорает. Тем самым создается эффект растянутости каждой минуты этого радост­ного дня любви и счастья.

Тему неотвратимости хода времени подчеркивает в произ­ведении образ полуразрушенного замка. Контраст юной лири­ческой героини и вековых обломков еще раз подчеркивает, что от вечного до временного в мире - один шаг.

Особую атмосферу в произведении создает игра света и тени («Внизу, в тени, шумел Дунай», «Край неба дымно гас в лучах», «Река в померкших берегах»). Тема борьбы света и тени, дня и вечера органично завершается в заключительной строфе произведения ключевым в философском отношении образом: «И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень».

Таким образом, счастье ассоциируется у лирического ге­роя с беззаботностью, с веселой беспечностью. Даже воспо­минание о гаком радостном дне, проведенном наедине с лю­бимой женщиной, способно оживить душу лирического героя вдохновением.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 10 класс

    • А.А. Фет "Весенний дождь" анализ стихотворения

      Стихотворение «Весенний дождь» - типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ве­дущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Веду­щим мотивом здесь является свет («Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет»). Запоминается образ ку­пающегося воробья. Во второй строфе А. Фет акцентирует вертикальные коор­динаты...

    • А.А. Фет "Ива" анализ стихотворения

      В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя. Его восторженное состояние подчеркивают восклицатель­ные предложения: «Что за...

    • А.А. Фет "Какая грусть! Конец аллеи" анализ стихотворения

      Стихотворение А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи...» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело». Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим...

    • А.Н. Островский "Гроза" анализ произведения

      А.Н. Островский пришел в литературу, имея много ново­го, непривычного материала. Проработав несколько лет в Мо­сковском совестном суде, он был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и самодурство, совершались бесчестные сделки и...

    • А.П. Чехов "Вишневый сад" анализ произведения

      Символично, что первая реплика в пьесе принадлежит Е. Лопахину. Это подчеркивает важность данного персонажа для раскрытия идейного содержания пьесы. Примечательно, что герой сам себе дает характеристику. Выясняется, что со­стоятельным человеком он стал сравнительно недавно: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд...». Эта реплика...

    • А.П. Чехов "Ионыч" анализ произведения

      Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной крити­ке в периодической печати того времени. Сразу же после пуб­ликации произведения в 1898 году посыпались многочислен­ные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен. В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой об­разованной и талантливой в городе С. Живут они на главной улице. Образованность их выражается прежде всего в...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" анализ произведения

      «История одного города» - одно из центральных произ­ведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869- 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Ос­новными средствами сатирического обличения действитель­ности в произведении являются гротеск и гипербола. В жан­ровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Карась-идеалист" анализ произведения

      Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естест венное состояние общественног о устройства. Идеалистом М.Е. Салтыков-Щедрин называет карася...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Коняга" анализ произведения

      Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоев­ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Медведь на воеводстве" анализ произведения

      Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве». Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе­ния - Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит на­меком на первое лицо в государстве. Этот намек подчеркива­ется и в дальнейшем рассказе о...

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Стихотворение «Я помню время золотое...» - посвящение баронессе Амалии фон Крюденер……………………………………………………….…..4

2.Творчество Ф. Тютчева в оценках критиков…………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

Введение

Как известно, 1840-е годы историки литературы считают неудачными для русской поэзии. Но именно в это десятилетие начал раскрываться дар великого лирика – Фёдора Тютчева. Парадоксальным образом читатели его как будто не замечали, а его лирические стихи не вписывались в распространённое представление о том, каким должно быть «правильное» поэтическое сочинение. И лишь после того, как в самом авторитетном литературном журнале той поры – в «Современнике» появилась статья Николая Алексеевича Некрасова «Русские современные поэты» (1850), у читателей словно пелена спала с глаз.

Среди прочих Н.А. Некрасов написал о выдающемся даровании Фёдора Тютчева, а потом перепечатал 24 его стихотворения, впервые опубликованные в «Современнике» 14 лет назад. В 1854 г. стараниями Ивана Сергеевича Тургенева в свет вышел первый сборник тютчевских стихотворений. Незадолго перед этим в виде приложения к третьему тому «Современника» за 1854 год были опубликованы 92 стихотворения Тютчева, а в четвёртом томе журнала за тот же год Некрасов поместил восторженную статью Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева»...

И всё-таки Тютчев не стал поэтом пушкинской или хотя бы лермонтовской эпохи. Не только потому, что равнодушно относился к славе и почти никаких усилий для публикации своих сочинений не прилагал. Ведь даже если бы Тютчев усердно носил свои стихи по редакциям, ему всё равно пришлось бы долго стоять в «очереди» за успехом, за читательским откликом. Почему так вышло? Потому что у каждой литературной эпохи есть свои стилистические привычки, «стандарты» вкуса; творческое отклонение от этих стандартов иногда кажется художественной победой, а иногда – непоправимым поражением.

В контрольной работе будет представлен анализ стихотворения Ф. Тютчева «Я помню время золотое».

Конечно, в то «золотое» время, когда восемнадцатилетний Федор Тютчев и четырнадцатилетняя Амалия встрети­лись в Мюнхене, она не была светской львицей. Незаконная дочь немецкого аристократа графа Максимилиана Лерхенфельда, хотя и приходилась кузиной русской императрице, жила в скромной бедности и носила фамилию Штернфельд из Дарнштадта. Правда, по смерти отца единокровный брат Амалии выхлопотал ей высочайшее разрешение именоваться графиней Лерхенфельд.

Тютчев влюбился с первого взгляда, да, кажется, и Амалия была тронута. Иначе не стала бы вдвоем с совсем не импозантным русским юношей отрываться от путешествующей компании, чтобы, взобравшись к руинам ста­ринного замка, взглянуть оттуда на воспетый Генрихом Гейне Дунай. (Дунай находится довольно далеко от Мюнхена, конечно, по баварским, а не российским масштабам.) Молодые люди даже обменялись шейными крестильными цепочками...

Природа одарила Амалию Лерхенфельд не только не стареющей, словно бы заколдо­ванной красотой, но и даром долгой и благодарной памяти. Она без приглашения пришла к умирающему Тютчеву. Потрясенный поэт описал этот визит в письме к дочери: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адтерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».


Влюблённого Тютчева и его избранницу восхищали поездки по дышащим стариной предместьям, и дальние прогулки к прекрасному Дунаю, с шумом пробивающему себе дорогу сквозь восточные склоны Шварцвальда. О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности, написанные спустя 13 лет после первой встречи с Амалией и посвященное ей:

«Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мглистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолётом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела…

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень».

Набравшись смелости, Федор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. По настоянию родителей Амалия, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, всё же дала согласие на брак с Крюденером.

Юный дипломат был совершенно убит горем. Тогда-то и должна была, по всей вероятности, произойти та самая загадочная дуэль Федора Ивановича с кем-то из его соперников или даже с одним из родственников Амалии. Но в конце концов, по словам дядьки Федора Тютчева Николая Афанасьевича Хлопкова, для него «всё кончилось благополучно». Неизвестно, пожалела ли потом Амалия Максимилиановна о своём замужестве, но дружеские чувства к поэту сохранила и при каждом удобном случае оказывала Федору Ивановичу любую, хоть маленькую услугу. Уже после отъезда Крюденеров Тютчев пишет в письме родителям: «Видите ли вы иногда г-жу Крюденер? Я имею основание предполагать, что она не так счастлива в своём блестящем положении, как бы я для неё желал. Милая, прелестная женщина, но какая несчастливая! Она никогда не будет так счастлива, как она того заслуживает.

Спросите её, когда Вы её увидите, помнит ли она ещё о моём существовании. Мюнхен очень изменился со времени её отъезда».

Располагая большими связями при русском дворе, будучи близко знакомой с всесильным графом Бенкедорфом, она через него не раз оказывала Федору Ивановичу и его семье дружеские услуги. Амалия Крюденер во многом, например, способствовала переезду Тютчева в Россию и получению Федором Ивановичем новой должности. Поэт всегда страшно неудобно чувствовал себя, принимая эти услуги. Но иногда выбора у него не было.

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. Ещё в 1842 году барон Крюденер был назначен военным атташе при русской миссии в Швецию. В 1852 году он скончался. Через некоторое время Амалия Максимилиановна выходит замуж за графа Н.В. Алерберга, генерал-майора. У Тютчева же были свои заботы – увеличение семьи, служба, которая так и осталась ему в тягость… И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Поскольку стихи к Амалии были опубликованы в «Современнике» еще при жизни Пушкина, Некрасов, перепечатывая их, предположил: «От такого стихотворения не от­казался бы и Пушкин». На самом деле стихотворение совершенно не пушкинское. Тютчев был очарован поэзией Гейне и упорно пытался разгадать секрет этого очарования. Пере­водил, перекладывал... Однако по-настоящему вольно дух Гейне дышит не в тютчевских переводах и подражаниях, а в стихотворении «Я помню время золотое...», хотя в данном случае русский поэт меньше всего думал о Гейне, хотел лишь как можно ярче осветить прожектором памяти меркнувшую картину «лучших лет» своей жизни. Однако типичный для раннего Гейне ландшафт с руиной старого замка, в который вписана фигурка «младой девы», сместил личное воспоминание в сторону народной немецкой песни, слегка упрос­тив его.

Еще Ю. Тынянов отметил, что синтаксический оборот «мы были двое» чисто немецкий, по-русски так не пишут и даже не говорят. Но это, конечно же, не грам­матическая ошибка, а то самое «чуть-чуть», которое в искусстве все и решает.

Стихотворение «Я помню время золотое» очень интимное, и он в нём рассказывает про то, как воспоминания о прошлом, вызванные этой встречей, оживили душу старого поэта, заставили его чувствовать, переживать, любить. В нём он раскрывает свои самые искренние чувства и показывает читателю, как сильно может любить человек. Композиция этого стихотворения включает в себя три логические части: вступление, основная часть и заключение, прощание с читателем.

Во вступлении он показывает, что его «отжившее сердце» погрузилось в мир счастья, жизни, во «время золотое». Говоря о золотом цвете некоторого времени, Тютчев выражает среду, сумевшую растопить лёд в сердце поэта и заставившего его испытать чувство любви, что выражается и в словах автора: «я», «вас», «я», «вас» – человек не знает, как выразить свою любовь.
Во второй строфе к любви подключается описание природы весной – они сравниваются поэтом: весна у поэта очень похожа на молодость у человека. Здесь весне противостоит осень: в то время, когда для пожилого человека в жизни уже началась осень, молодость ушла в прошлое, любовь, как весна природу, пробуждает его, молодит и наполняет энергией. Употребляя местоимения во множественном числе, автор объединяет всех людей, говорит что - то, что он рассказал, распространяется на всех людей.

В третьей строфе лирический герой встречается со своей любимой, он оживает, к нему приходит та самая весна. Здесь он часто употребляет слова с суффиксами -ань, -ень, что делает стихотворение «милее», показывает читателю, что автор очень любит женщину, о которой говорит. Автор не верит в то, что он встречается со своей любимой, он думал, что расстался с ней навек, он не может себя заставить принять это за реальность, для него это «как будто бы во сне».

Стихотворение «Я помню время золотое...» написано самым «разговорным» из ямбов - четырехстопным. Тем не менее, в данном тексте даже нетренированный слух отмечает его напевность, или, как говаривал Жуковский, «певкость». Чем, с помощью каких художественных средств автор добиваетсяпевкости?

Во-первых, тем, что здесь, как и в песне, повторяются с небольшими вариациями важные в смысловом и ритмическом отношении группы слов: я помню время - я помню край; день вечерел - день догорал; руина вдаль глядит - ты вдаль глядела.

Во-вторых, тем, что текст гармонически озвучен звуками самой природы: «Звучнее пела река в померкших берегах».

В-третьих, тем, что большинство ударений в строфе падает на одни и те же гласные, например, в первом катрене звукообразующим элементом яв.ляется чередование ударных «о» и «е».

2. Творчество Ф. Тютчева в оценках критиков

Талант Фета, по Добролюбову, может «проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы», а Тютчеву «доступны, кроме того, - и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

В совершенстве поэтической логики Ф. И. Тютчева мы можем убедиться, наслаждаясь его человечнейшей лирикой, даже не обладая специальными знаниями и талантом Тургенева, Некрасова (в отличие от Некрасова, Тютчев не проникает в глубины народной крестьянской жизни, для него важно состояние природы и то, какие чувства она вызывает у человека), Добролюбова.

Да, в последней трети XIX века Тютчев оказался забытым поэтом. Правда, в середине 90-х годов и начале ХХ века о нём снова заговорила критика, но философское содержание его поэзии осмысливалось тогда в духе эстетических теорий конца века; всё настойчивее говорилось о Тютчеве как о «предтече символистов», всё чаще писали о влечении поэзии Тютчева к «ночи», «хаосу», «безумию». Критики словно соревновались в нагнетании и сгущении красок, пытаясь подчеркнуть «ночное», а не светлое, «зловещее», а не «отрадное» в направлении мысли и чувства поэта. Поэзию Тютчева называли «поэзией ночи», а самого поэта - «жертвой» бездны тайн и бесконечности. В это время и Брюсов, один из первых положивших начало научному изучению тютчевского наследия, рассматривал Тютчева как одного из предшественников символизма. Однако Брюсову во многом удалось преодолеть односторонность и ограниченность в истолковании поэзии Тютчева.

Стремясь «приблизить» Тютчева к символистам, выделяя мир ночного таинственного материала, Брюсов заново открыл читающей публике поэта. Его внимание приковывали строки известного стихотворения:

Душа хотела б быть звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи

Сии светила, как живые очи,

Глядят на сонный мир земной, -

Но днём…

Хотя Брюсов называл Тютчева первым поэтом «новой школы», у которого «разрыв с пушкинской традицией» был «сильнее, нежели у Фета», понимание значительности сделанных Тютчевым поэтических открытий приводило к мысли о продолжении, развитии великой пушкинской традиции. «Пушкин, Тютчев Баратынский, - писал Брюсов, - вот три заветных имени для всех, кто любит русские стихи, их произведения - великие образцы нашей поэзии».

Время отбросило всё случайное, субъективное и одностороннее в истолковании поэзии Тютчева и оправдало оценку, данную его творчеству Пушкиным, Некрасовым, Толстым, революционными демократами. Его творчество, отмеченное глубиной философской мысли, способностью проникать в тайны природы и души человеческой, получило широкое признание. Всё Небесное у Тютчева отражалось в земном. Образом земного был человек, вечного - Природа.

По мнению Ю.Н. Тынянова, стихи Тютчева являются как бы ответами на совершенно реальные философские и политические вопросы эпохи. И. Аксаков в свою очередь протестовал против этого простого оперирования «тютчевской мыслью»: «У него не то что мыслящая поэзия, - а поэтическая мысль». От этого внешняя художественная форма не является у него надетою на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом, сотворена вместе и одновременно, одним процессом: это сама плоть мысли».
Здесь хотя и не особенно убедителен термин «внешняя художественная форма» и образ «кожа на теле», но очень убедителен отрицаемый подход к «мысли» и «стиху» как к руке и перчатке.

Философская и политическая мысль должны быть здесь осознаны как темы, и, конечно, функция их в лирике совсем иная, нежели в прозе. Вот почему, хотя и несомненно, что они являлись значащим элементом в поэзии Тютчева, вовсе не несомненен характер этого значения, а стало быть, и незаконно отвлекать их изучение от общего литературного, стало быть, необходимо учитывать их функциональную роль. Нет темы вне стиха, так же как нет образа вне лексики. Наивный же подход к стиху как к перчатке, а к мысли - как к руке, при котором упускалась из виду функция того и другого в лирике как особом виде искусства, привели в изучении Тютчева к тупику мистических «тайн» и «чудесных вымыслов». То же направление изучения привело к не совсем ликвидированной и теперь легенде об историческом «одиночестве» Тютчева. На смену «тайнам» должен встать вопрос о лирике Тютчева как явлении литературном…


Заключение

Тютчев – очень известный русский поэт. Он жил в одно время со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на мой взгляд, ничем им не уступает. Он описывает в своих стихотворениях уникальные моменты, однажды произошедшие или периодически происходящие в жизни природы или человека, в своих стихотворениях он показывает гармонию в нашем мире.
Одно из первых мест в его творчестве Тютчева занимает любовная лирика, так как её очень много среди всех его стихотворений, и слагал он их в течение всей своей жизни.

Одним из самых известных стихотворений Тютчева является стихотворение «Я помню время золотое», написанное к светской красавице баронессе Амалии фон Крюденер, в которую Тютчев был влюблён.Эта женщина покорила поэта своей красотой ещё в молодости.

Демократическая критика XIX века высоко ценила поэзию Ф. И. Тютчева. И.С. Тургенев утверждал: «О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии». Высоко оценивал совершенную лирику Ф. И. Тютчева и Добролюбов, противопоставляя поэта «чистому» лирику А. Фету.

Список использованной литературы

1. Марченко А.М. Ф. Тютчев: жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 2004. С. 18.

2. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников.- М.: «Правда», 1998. – 322 с.

Марченко А.М. Ф. Тютчев: жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 2004. С. 18.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 38-51.


Это произведение было посвящено одно из возлюбленных поэта.В стихотворении отражены настоящие отношения поэта с молодой девушкой. Можно считать автобиографическим. Когда-то чистый и сильной любви Тютчев предложил выйти замуж австрийской красавица. К сожалению или к счастью, родители Амалии отказали поэту. Это не повлияло на отношения возлюбленных, они стали настоящими друзьями и общались На протяжении всей жизни. Героини в стихотворении представляется хрупкой, юные девушкой.

Герои произведений молоды и несчастливы находиться друг с другом наедине не думай о проблемах и печалях жизни. И только в последней строфе над ними пролетает тень, который олицетворяет обычную жизнь и полная сложных ситуаций и не зависящих от человека обстоятельств. Тем самым вернулся из чудесного сна в реальность. Данное произведение посвящено женщине, занимавшей важное место в жизни поэта - Амалии Крюденер. Сюжет открывает читателю радостную сцену свидания двух влюбленных. Лишь воспоминания герои, воспоминания о том счастливом времени герой был Наедине с возлюбленной. Это чувства передает окружающей лирического героя и его младую фею: пейзаж, "тихий ветер", "край неба дымно гас в лучах". Особую атмосферу создает игра света и тени. Тема борьбы света и тени можно интерпретировать Как Тема борьбы добра и зла, дня и ночи. Это противоположные понятия которые олицетворяют собой свет, радость и, конечно же, смятение и тоску. Каким образом можно подвести итог что счастье у лирического героя ассоциируется с Весенней беспечностью. Тёплые Воспоминания всегда бодрят душу И радуют сердце. Так случилось историческим героем, воспоминания о проведенном с возлюбленной времени дарят ему вдохновение и надежда на счастливое будущее.

Обновлено: 2017-12-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!