Уайт. Церемониальная магия

Обратимся теперь к Руководству Папы Льва Ш (Enchiridion), которое, как уже говорилось, не относится к книгам Церемониальной Магии; однако, чтобы установить его истинный характер, необходимо включить его в настоящее исследование и подробно проанализировать. Вообще говоря, недоразумения и ошибки в таком малопонятном предмете, каким являются Магические Ритуалы, вполне простительны, но в этом конкретном случае промахам нет оправдания, потому что они допущены именно теми людьми, которые взяли на себя обязанность дать оценку этой работе. Католические библиографы оккультных наук, или во всяком случае анонимный автор энциклопедии оккультизма из серии Migne, очень раздражены тем обстоятельством, что авторство этого произведения приписывается понтифику; они клеймят Руководство как отвратительный образец Черной Магии. Элифас Леви, который, если и читал эту книгу, почему-то не придал значения тому, кто ее автор. Он подчеркивает оккультный характер книги, утверждая, что впервые произведение напечатано полностью: со всеми символами.

Ангелы Семи Планет, их Печати; Знаки и Дома Планет; названия Семи Небес, согласно Магическим Элементам Питера Абано; имена Олимпийских Духов Планет, согласно Магии Arbatel; Адские Знаки Злых Духов Планет, согласно Красному Дракону. Имя Михаила, Ангела Дня Господня, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Солнца, Зодиакальный Знак Льва, который является Домом Солнца, название Четвертого Неба, Machen. Имя Габриэля, Ангела понедельника, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Луны, Зодиакальный Знак Рака, который является Домом. Луны, название Первого Неба, Shamain. Имя Samael, Ангела вторника, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Марса, Зодиакальные Знаки Овена и Скорпиона, которые являются Домами этой Планеты, название Пятого Неба, Machon. Имя Рафаэла, Ангела среды, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Меркурия, Зодиакальные Знаки Близнецов и Девы, которые являются Домами этой Планеты, название Второго Неба, Raquie. Имя Sachiel, Ангела четверга, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Юпитера, Зодиакальные Знаки Стрельца и Рыб, которые являются Домами этой Планеты, название Шестого Неба, Zebul. Имя Anael, Ангела пятницы, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Венеры, Зодиакальные Знаки Тельца и Весов, которые являются Домами этой Планеты, название Третьего Неба, Sagun. Имя Cassiel, Ангела субботы, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Сатурна, Зодиакальные Знаки Козерога и Водолея, которые являются Домами этой Планеты.

У этой точки зрения нет доказательств, поэтому воспринимать ее всерьез нельзя. Несомненно, что Руководство не имеет отношения ни к Черной Магии, ни к появлению новых символов, а те, что есть, - немногочисленны и просты. Наконец, и Альфред Мори (Alfred Машу) в своей работе Магия и Астрология античности и средневековья (La magie et la VAstrologie dans I"Antiquite et аи Moyen Age) описывает Руководство как труд о колдовстве, в котором прослеживается влияние не только неоплатонизма, но и других течений. Очевидно, он не читал эту книгу; критика подобного рода непростительна для такой влиятельной фигуры, как Мори.

Легенда о Руководстве такова. После своей коронации Карл Великий (Charlemagne, 742 - 814), покидая Рим, получил в подарок от короновавшего его папы Льва III сборник молитв, обладавших чудодейственной силой. Тот, кто носит с собой эту небольшую книгу и относится к ней с не меньшим уважением, чем к Библии, и кто ежедневно читает эти молитвы во славу Господа, тот не узнает поражения и невредимым преодолеет все опасности, и Божья милость не оставит его. Это событие происходило в 800 году, а приблизительно в 1523 г. Руководство было впервые напечатано в Риме. Вот, в общих чертах, легенда, в которой нет ничего оскорбительного и которая не вызывает никаких сомнений относительно авторства Руководства. Кажется, главное недоверие вызывает приписываемая ему связь с оккультной наукой, ведь ни одна из литератур не построена на подлогах так, как это имеет место в Магической литературе; сравниться с ней может разве что родственная ей Алхимия. Однако все проясняется, если исследовать само Руководство. Это не магический Ритуал, но и не простой набор молитв, укрепляющих человека Милостью Господней против опасностей, угрожающих его душе и телу. Скорее, это собрание заклинаний, облеченных в форму молитв, и по своему духу совершенно противоположных благочестивому духу Церкви; в этих молитвах более звучит озабоченность делами мирскими, нежели духовными. Работа начинается с утверждения, которое сводит на нет ее собственные притязания: из всех суверенных государей прошедших столетий не было правителя более удачливого, чем Карл, а об источнике своих величайших успехов он собственноручно пишет в благодарственном письме к Папе Льву, которое хранится в библиотеке Ватикана. В э-том письме говорится, что с тех пор, как Карл получил от Его Святейшества небольшой томик, озаглавленный Руководство и содержащий особые молитвы и таинственные символы, удача никогда не покидала его; и что ни одна из сил Вселенной, способной нанести вред человеку, не выступила против него, в благодарность за что он предлагает свою преданность и все, что ему принадлежит, к услугам своего благодетеля. Письмо написано на латыни, себя император именует Карлом Великим (Carolus Magnus), что кажется весьма маловероятным, а первосвященника он называет Summus Antistitum Antistes, а это уже не так неправдоподобно, потому что в начале IX в. уже было полностью разработано Папское Утверждение Епископального Верховенства.

Нет необходимости говорить о том, что подобного письма нет в Ватиканской библиотеке; более того, писем Карла вообще не сохранилось, и кроме напутствия, данного им учащимся Академии и упоминаемого Алкуином (Alcuin), нет свидетельств того, что Карл умел читать или писать. И, наконец, в то время как абсолютно достоверно то, что его Империя включала в себя Германию, Голландию, Бельгию, Швейцарию и часть Италии, скорее всего после коронации он именовался бы Римским императором. На самом же деле, нет никаких правдоподобных сведений, что такое письмо, якобы собственноручно написанное Карлом, существовало. Но если бы оно и было, то его содержание, изобилующее неточностями, сказало бы само за себя.

Установив этот факт, мы обратимся к предполагаемой дате публикации Руководства- Рим, 1523 год. Это издание упоминается Пьером Кристианом (Pierre Christian) в его работе История Магии (Histoire de la Magie), где он отстаивает подлинность Руководства на том основании, что эта работа не вызывала сомнений в Ватикане во времена папства Климента VII. Считается, что второе издание вышло в Риме в 1606 году; между 1584 и 1633 годами эта книга издавалась еще четыре раза в Лионе и однажды в Майнце (Маупсе). Последний раз она была опубликована в Риме в 1660 году. К сожалению, для данного критического обзора оказались доступными только издания 1633 и 1660 гг. Первое претендует быть nuperrime mendis omnibus purgatum (свободным от ошибок), но совершенно очевидно, что к нему приложил руку какой-то составитель Гримуара, отредактировав и расширив его с колдовским уклоном17. Невозможно определить, что именно из текста этого издания, кроме Семи Таинственных Молитв (Seven Mysterious Orisons), связанных с именем Папы Льва, входило в оригинальное издание, и был ли оригинал датирован задним числом. За исключением Молитв, в остальной части работы безошибочно угадывается современный язык, так что любой специалист, даже меньший библиофил, чем г-н Кристиан, вряд ли мог быть введен в заблуждение этим трудом. Правда, когда П. Кристиан обращается к упоминаниям в книге тайных наук, он гораздо более полагается на собственное воображение, чем на знания или на научные исследования.

Как мы уже сказали, эта работа представляет собой просто сборник религиозных заклинаний против всяческих опасностей, которым любой человек может подвергнуться на земле и на воде, против явных и тайных врагов, против укусов диких и бешеных зверей, против ядов, огня, ураганов. Являясь, таким образом, гарантией от всех несчастий и бедствий, сборник дарует счастье в домашних делах и в деловых предприятиях. Но при условии, что все указания "будут соблюдены с такой точностью, на какую только способен человек". К счастью, сами указания гораздо проще, чем предписания Гримуаров. Обладатель этой книги должен поместить ее в маленький мешочек из новой кожи, чтобы она хранилась в чистоте. Следует принести обет всегда иметь книгу при себе и ежедневно читать не менее одной страницы. В случае предчувствия или ожидания особой опасности, необходимо выбрать для чтения страницу, соответствующую характеру этой напасти. Читать надо коленопреклоненно, обратясь лицом на восток, "ибо так неизменно поступал Карл". Далее говорится о том, что в честь божественных духов следует поступать благочестиво, ибо тем самым привлекается их благорасположение; необходимо подавать милостыню бедным, так как "из всех деяний это - наиболее приятное духам, ведь таким образом мы становимся помощниками и друзьями тех, кому Создатель поручил управление вселенной".

Доктрина планетарных сущностей связывает Руководство с Arbatel, а упоминание о "второстепенных божествах" сТритемиусом (Trithemius)18.

In Principle, или первая глава Евангелия от Иоанна, провозглашается самой действенной в этой книге, ее следует знать наизусть и повторять как можно чаще. Далее говорится, что тайные символы в этих редчайших древних рукописях не только обладают могучей силой, но так просты в обращении, что любой с должным к ним благоговением может воспользоваться ими. "Опыт избавит от всех сомнений, какие могут возникнуть в этом отношении, а колебания по поводу того, есть ли это магия или суеверия, устранены будут при недолгом размышлении".

В последнем из этих двух замечаний говорится, что можно понять, как с помощью магических символов Божественные разумные сущности, управляющие бескрайней Вселенной, могут ориентироваться в бесконечном множестве тайных человеческих симпатий и антипатий.

Едва ли необходимо отмечать, что именно доктрина о симпатиях и антипатиях является сущностью Естественной Магии и связывает ее с весьма темными сферами. Тайных символов, на которые была сделана ссылка, первоначально насчитывалось девять, в большинстве своем они повторяются. Самыми подозрительными являются Labarum Константина и символ Таи, который Леви связывает с Таро.

Явно бессмысленное перечисление различных Божественных Имен- это характерный признак Церемониальной Магии, и несомненное свидетельство принадлежности Руководства к такой литературе. Действительно, молитвы в Руководстве и заклинания Ритуалов почти ничем не отличаются. Следует также добавить, что перечень Божественных Имен сопровождается той же ложной ссылкой на Ангелическую Теологию Дионисиуса (Angelical Theology of Dionysius).

На этом заканчивается вводная часть. Далее следует прозаичная часть благоповествования от Иоанна, с антифонами (короткими стихотворениями) и молитвой. Затем идут Семь Покаянных Псалмов с Литанией Святых, а также Таинственные Молитвы Папы Льва и другие, не менее таинственные, направленные преимущественно на преодоление человеческих слабостей, и т. п. Это молитвы для путешествий; молитвы, обращенные к распятию, а затем, под символом Таи, начинающееся с любопытного восклицания Per signum? Domini Таи, libera me, следует длинное заклинание, такое же выразительное, как и все в Магии, предназначенное предохранить просителя сего от ранения любым стальным оружием. Составная часть этого обряда - псевдоапостольское послание Иисуса Христа Царю Абгару, объясняющее, почему наш Спаситель не смог Сам прийти к этому монарху, и обещание отправить к нему апостола Thaddeus, когда Он исполнит работу, данную Ему Отцом Его. Далее говорится, что Иисус написал его собственной рукой и что где бы ни находился получатель: дома или в поле, плывет ли он по реке или по морю, sive inproelio Paganorum seu Christiano-rum (христианин он или нет) - по крайней мере, это подразумевается - враг его никогда не восторжествует над ним19. Царь воспринял это послание со слезами и молитвами; все это должным образом описывается, а затем приводится заклинание baculi, gladii, lanceae, enses, cultelli, sagittae, claves, Junes, et omnia alia genera armorum (перечисление разных видов оружия из металла).

Трудно сказать на самом деле, где Руководство начинается и где оно заканчивается. Так или иначе, в нем есть множество разнообразных молитв, приписываемых святым, о которых абсолютно точно можно сказать, что они жили при Иннокентии IV, Иоанне XX, и много позднее, но не в период правления Карла, что, впрочем, к молитве великого Папы Льва не имеет никакого отношения. Далее идут "любопытные тайны" - как снискать любовь и открыть собственную гениальность, стать неуязвимым, стрелять без промаха, как найти будущего супруга - и все это посредством узаконенных молитв - этакая широкая дорога к главной цели Магии и явно без превышения благочестивого порядка Церкви.

Для полноты исследования этого курьезного сборника молитв ниже приводится его наиболее важная практическая часть.

Гримуары

Вокруг гримуаров ходило множество слухов и легенд, в часности знаменитый «Некрономикон» согласно утверждениям был написан в Дамаске в 730 г. Абдулом Альхазаредом (или Безумный араб), многие скептики утверждают что Некрономикон был написан гораздо позже и даже в 20 веке, в частности писатель Г.Ф.Лавкрафт утверждал что, является автором некрономикона. Великий гримуар также содержит мифы про его вторство, происхождение Великого гримуара иногда связывают с Ла Веем (основателем «церкви Сатаны» в США) которую Лавей мог написать для популяризации «церкви Сатаны», другие же не сомневаются в подлинности Некрономикона, писатель Г.Ф.Лавкрафт даже утверждал что является автором Некрономикона.

Нужно отметить что данный и многие другие гримуары не могут быть полностью достоверны, в часности потому, что, написаны очень давно и с тех пор многократно переписывались, и многие «переписчики» могли вносить в его текст свои «исправления», и современные гримуары могут существенно отличатся от древних гримуаров.
Мифы
Вокруг гримуаров ходили самые невероятные мифы и легенды, например согласно поверьям «читать гримуары может только их хозяин, так как бумага этих книг имеет багряный цвет, обжигающий глаза», «изменялись страницы лишь для владельца», но и то, даже хозяин подвергался страшной опасности, читая книгу, так как она способна поставлять самых разнообразных демонов, от мелких духов, до верховных существ адской иерархии, которые отнюдь не были услужливыми, а напротив имели непокорный и злой нрав, было достаточно лишь раскрыть гримуар на нужной странице, как дух тут же являлся, и если книга откроется случайно, то её неподготовленный к встрече с демоном владелец оказывался в большой опасности.
Не смотря на некоторую абсурдность или даже глупость такой идеи (иногда оправданной) некоторые маги в полне могут закрыть книгу для непосвященных, книга может быть спрятана в другое измерение или просто заколдована и если не посвященный попытается открыть ее то книга будет «защищаться» тут уже зависит от мага иногда книга может просто оттолкнуть иногда нечто по серьезнее, только такие гримуары скорее личные книги мага и врядли будут напечатаны или изданы.
Обзор
Ниже приводиться обзор книг (многие из которых можно скачать в нашей библиотеке непознанного) которые принято называть гримуаром, по сути любая книга по магии это гримуар.
Некрономикон

Некрономикон — вместе с «Великим гримуаром, наверно самый известный гримуар, история которого содержит множество мифов, легенд, и иногда просто лжы.

В первую очередь, «Некрономикон» известен своими рассуждениями об «изначальных временах». Автор некрономикона, согласно легенде имел доступ ко множеству ныне утраченных источников и смог детально изучить события, на которые лишь намекают Книга Бытия, апокрифическая Книга Еноха и другие традиции, некоторые даже пытались отнести книгу к «историческим», только множество явно магических текстов в книге, говорят болше про магическую чем историческую направленность.

История некрономикона

Оригинальной арабской рукописи «Некрономикона» не сохранилось, исследователь Идрис Шах безуспешно пытался разыскать ее в библиотеках Деобунда в Индии, Аль-Азхара в Египте, и в библиотеке священного города Мекки. Латинский перевод Некрономикона вероятно был сделан в 1487 году доминиканским монахом Олаусом Вормиусом.

Почти сто лет спустя, в 1586 году, экземпляр латинского перевода Вормиуса нашелся в Праге. Доктор Джон Ди, знаменитый английский алхимик, находился в то время со своим помощником Эдвардом Келли при дворе императора Рудольфа II, обсуждая с ним планы по добыче алхимического золота. Келли купил этот экземпляр у так называемого «Черного Рабби» - каббалиста Якоба Елиезера, который бежал в Прагу из Италии после того, как его обвинили в занятиях некромантией. В те времена в Прагу стекалось множество магов, алхимиков и шарлатанов всякого рода, поскольку Рудольф покровительствовал адептам тайных наук. Едва ли можно представить себе другое место в Европе, более подходящее для очередного появления на свет текста «Некрономикона».
Великий гримуар

Великий гримуар — Вероятно самый извесный гримуар, происхождение Великого гримуара неизвестно, описанные в нем способы церемониальной магии дали возможность многим, утверждать что гримуар «считается одной из наиболее?отвратительных из всех подобных книг», многие способы Великого гримуара действительно достаточно жестки, причем с точки зрения некоторых магов, иногда сделаны чтобы «впечатлить» чем для реальной эффективности, тем не мение не стоит и недооценивать книгу.
Древние гримуары сохранили для нас записи магических церемоний и ритуалов, созданных в глубокой древности. С их помощью посвященные пытались обрести власть над ангелами и демонами, дабы получить знание и сравниться могуществом с Богом. Маги нашего времени не только продолжают традиционную работу с этими ритуалами, но и не боятся экспериментировать с ними.
Не стоит прямо следовать указаниям гримуаров, многие из них писались в глубокой древности и способы описанные в них, часто применялись для большего эпатажа науки, и для скрытия истины от непосвященных, поэтому перед тем как что либо делать подумайте, на что направленно это действие, может результат достигается проще. Некоторые приёмы обучения магии направлены на то, чтобы вызвать у ученика определенное психологическое состояние, но способы могут быть разные, вы должны научиться понимать суть магических действий их смысл, только тогда вы сможете достичь желаемого.
Руководство папы Льва III
Руководство Папы Льва III - авторство данного гримуара весьма спорно, вокруг него ведутся множество споров, в частности, многие служители церкви не хотели и не хотят признавать автором этой книги понтифика. Легенда о «Руководстве» говорит следующее: «Карл Великий получил в подарок от папы Льва III, короновавшего Карла, сборник обладавший чудодейственной силой.»
Гримуар «Руководство Папы Льва III» действительно содержит молитвы, однако по форме не приемлемые церковью. Скорее, это заклинания, направленные на улучшение земной жизни, но облечённые в форму молитв.
Позже «Руководство Папы Льва III» модифицировалось, и со временем получило весьма дурную славу, как и автор Гримуара, обвинённого неоднократно в причастности к колдовству и чёрной магии.

Завещание Соломона
Написан на греческом языке, и повествует о том, как царь Соломон получил власть над демонами при помощи магического кольца, подаренного архангелом Михаилом. Все существующие на сегодняшний день рукописи этого гримуара относятся к XV-XVII векам. Точная дата написания данного труда неизвестна, и среди историков существуют разногласия. Основываясь на анализе архаизмов текста, Кохлер относит этот текст к I-II векам. Гюндель, утверждал, что глава с перечислением зодиакальных деканов была распространена ещё в дохристианском Египте.
Согласно другой версии, эту работу следует отнести к IV веку нашей эры, так как текст схож с трактатами Оригена «Против Цельса» и Лактанция «Божественные установления». В поддержку этой версии свидетельствует и то, что «Завещание Соломона» написано на разговорном общенародном языке «койне», который был широко распространён в то время. Этот гримуар примечателен тем, что книга стала своего рода родоначальницей западной магической традиции и является свидетельством становления системы демонологии.

Legemeton (Малый ключь Соломона)
Самый подробный и самый труднодоступный трактат гримуальной магии. Самые ранние рукописи «Лемегетона» относятся к XVII столетию. Однако, этот популярнейший сборник текстов по магии имеет более ранее происхождение. Корнелий Агриппа в своей работе «О неопределённости и суетности всех наук и искусств» (De incertitudine et vanitate omnium scientarum et atrium), изданной в 1531 году в Париже, упоминает три из пяти книг «Лемегетона»: Ars Almadel, Ars Notoria, и Ars Paulina. Очевидно, название «Лемегетон»»Малый Ключ Соломона» (в отличие от более древнего «Большого Ключа Соломона») является попыткой невежественного компилятора перевести на латинский язык название сборника.

Большой ключ царя Соломона (Clavicula Salomonis)
Вероятно один из самых известных и самых важных магических гримуаров,ценные сведения о подготовке и проведении магических операций.

Гримуар Гонория
Знаменитый гримуар христианской магии. Заклинания и молитвы содержали исключительно имена святых ангелов, Иисуса Христа и Святой Троицы. Магические символы и печати были добавлены лишь в издание 1760 годаХотя авторство приписывается Папе Гонорию III, занимавшему свой пост в начале XIII века, такая версия крайне сомнительна. Впервые в печатном издании книга вышла во второй половине XVII века. Хотя авторство приписывается Папе Гонорию III, занимавшему свой пост в начале XIII века, такая версия сомнительна.
Впервые в печатном издании книга вышла во второй половине XVII века.

Истинный Гримуар (Grimorium Verum) — Итальянское издание «Истинного гримуара» вышло в свет в 1880 году, немного позднее вышло французское издание. Идрис Шах считает, что этот гримуар намного проще своих «собратьев», так как представляет собой, своего рода, учебник магического искусства, авторство и его рукописи, окутывается тайной. Истинный Гримуар содержит множество заклинаний, молитв, рецептов и рекомендаций для мага.Истинный Гримуар написан в понятной и простой форме для обычного обывателя и содержит подробные указания относительно магических действий.

Магия Арбателя
Духовная мудрость древних — как мудрецов, поклоняющихся богу, так и магов-язычников, раскрывающая славу бога и его любовь к человечеству. книга о магии колдовстве, магическом искустве.Это довольно загадочный гримуар. Ничего определённого относительно его происхождения сказать нельзя. Автор обещает читателю раскрыть тайны магии в девяти томах, однако существует только одна единственная книга, в которой даются своего рода «заповеди» для мага, причём они базируются на христианской морали. К магии в этом томе имеет отношение только описание планетарных духов и описание очень простого рецепта их вызова. Впервые книга увидела свет в печатном виде в Базеле (1575 год).

Гептамерон
Своё название гримуар получил за то, что в нём описаны заклинания на семь дней недели, которые позволяют вызывать ангелов соответствующего дня. Впервые книга была издана на латинском языке в Лионе на рубеже XVI-XVII веков, в этом гримуаре содержатся принципы Магического общения. И поскольку Круги обладают очень большой силой (они являются своего рода защитными крепостями для оператора, охраняя его от злых духов), в первую очередь мы изучим создание Круга. От издателя (Робер Тернер (Robert Turner). В предыдущей книге, которая является четвертой книгой Агриппы [Гептамерон был издан в одном томе с Агриппой - прим. перев.], уже достаточно было сказано о Магических Церемониях и Инициациях. Но он [Агриппа] не разбирал Церемонии подробно, а говорил о них лишь в общем, считая, что пишет для людей знающих и имеющих опыт в этом искусстве, так что появилась неплохая мысль — добавить сюда Магические Элементы Петра де Абано: чтобы те, кто до сих пор несведущи в этом вопросе и не познали вкуса к Магическим Суевериям, могли бы получить их, чтобы использовать для себя. И как мы видим, изучив эту книгу [имеется в виду четвертая книга Агриппы], то было всего лишь определенное введение Магического тщеславия; и если бы они познакомились с этой работой, то могли бы узнать различные обязанности духов, как их можно вызывать для разговоров и общения; что следует делать каждый день и каждый час, и как их следует читать, как если бы они были описаны слог за слогом

Меч Моисея
Древняя ивритско-арамейская книга по магии (около X века н.э.) авторство книги приписывается Моисею принцу египта и основателю Иудаизма.

Шестая книга Mоисея
Книга найдена в начале XIX века и изданы в 1849 году. Название, очевидно, намекает на то, что гримуар являются продолжением «Пятикнижия» Моисея. Хотя очевидно, что это не больше, чем легенда. Книги содержат семь печатей и двенадцать таблиц духов.Гримуар охватывает все Белое и Черное Искусство (Черную Магию) или Некромантию. книга была скрыта от Давида (отца Соломона) первосвященником Садоком (SADOCK) из-за Великих Тайн, содержащихся в них. И только в 330 году н.э. Гримуар получил «второе рождение» при первом христианском императоре Константине Великом, который отправил их в Рим Папе Сильвестру для перевода. Затем эти книги попали к императору Карлу Великому и после того, как получили одобрение Римского Папы Юлия II, были опубликованы.

Седьмая книга Моисея
Гримуар содержит 12 Таблиц: Воздуха, Огня, Воды, Земли, Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Духов, Schemhamforasch. К тому же имеются объяснения, для каких целей лучше использовать эти таблицы и соответствующих Духов. Вторую часть книги составляют формулы магической каббалы или магического искусства Шестой и Cедьмой книг Моисея вместе с Извлечением из истинного Ключа Соломона. В самом начале следуют изображения табличек с надписями, которые Моисей, его брат Аарон и его сын Елиезер помещали на своей одежде (в качестве нагрудников или нарукавников) при выполнении магии.

Книга священной магии Абрамелина-Мага
Считается, что автором книги является некий немецкий еврей родом из Ворса, живший в XIV-XV веках. Из данных приведённых в книге и тому, что известно из истории, можно предположить, что за псевдонимом Абрамелина скрывается учёный раввин Авраам Иаков бен Моисей ха Леви Моэллин, однако это только гипотеза.

Малый Алхимический свод — Гримуар по алхимии. Важнейший труд Альберта Великого-одного из наиболее известных алхимиков.

Оккультная философия Aгриппы
Вероятно амый знаменитый из средневековых гримуаров одного из самых знаменитых средневековых магов

Книга Ангелов, Колец, Печатей и планетарных Символов
Гримуар по Планетарной магии был найден среди работ Осберна Бокенхема, августинского монаха, жившего в Англии в монастыре Stoke Clare, и, возможно, бывшего доктором богословия в Кембридже.

Красная книга Апина
Гримуар по черной магии и демонолатрии из коллекции Джозефа Аппина Говорят, что «Красная Книга» продиктована самим Владом Тепешем некоему монаху-отступнику Кириллу. Так это или нет, но дьяволопоклонство великого румынского полководца неоспоримый факт, который ни один серьезный черный адепт не станет отрицать.

Магическая книга доктора Фауста
Посредством этой книги и тайных обрядов, указанных в ней, великий маг Иоганн Фауст подчинил себе всех духов ада и элементов зла. Этот гримуар, является творением Соломона и состоит главным образом из шестой и седьмой книг Моисея и таблицы Рабелины (Tabbela Rabelina) — великих книг нигромантии (черной магии).

Черная курочка
Это издание «Черной Курочки» не стоит путать с ранними собраниями фантазий и заблуждений, к которым многие обращались, чтобы добиться сверхъестественных эффектов. Принципы, представленные здесь, основаны на доктринах, которыми располагали древние и современные искатели. И здесь цитируются только те, кто получил признание за свое проницательное служение Божеству.

;Чёрный дракон
Гримуар сборник магических талисманов В нашей литературе по оккультизму очень бедной по количеству сочинений, мы до сих пор не встречали ни одного подобного труда,по этому мы льстим себя надеждой, что сборник будет полезным для начинающих оккультистов, как дающий некоторое представление об этом вопросе.

Красный дракон
Гримуар смог собрать в одну, столь малую книгу основную суть того, что из-за бесчисленных повторов, пересказов и двусмысленностей делали чрезвычайно трудными для выполнения; гримуар компиляции вызывательных каббалистических техник. Не является самостоятельной книгой и может рассматриваться, как дополнительная, притом с большим недоверием.

Енохианские ключи
Создание гримуара Енохианских ключей связано с именами английских оккультистов XVI в. Джона Ди и Эдварда Келли. Джон Ди был довольно известным ученым тех времен, он занимался астрономией, математикой, алхимией и астрологией. Но главным делом жизни Ди были его оккультные эксперименты, из-за которых над ним постоянно висело обвинение в связях с Дьяволом.
Джон Ди задумал новую серию магических опытов, имеющих целью войти в непосредственный контакт с духами и получить от них новое знание.
Ди не считал свои магические способности достаточными для столь сложной операции. Поэтому он пригласил для совместной работы алхимика Эдварда Келли, который обладал даром ясновидения. Первые из сведений, полученных Ди и Келли, мало чем отличались от традиционной средневековой мистики. Они общались с духами, соответствующими каждой из 7 известных в то время планет (включая Солнце) - так называемыми ‘королями’ планет, узнавали их имена, а также имена их ‘принцев’ и ‘министров’. Кроме того, Ди и Келли, также с помощью общения с духами, составлляли магические квадраты и таблицы. Но, наконец духи начали открывать терпеливым исследователям нечто принципиально новое. Это были 19 магических текстов на неизвестном ранее языке, которые впоследствии были названы Енохианскими ключами (Ди и Келли не использовали это название). Тексты диктовались духами по букве, задом наперед. Переводы давались позже, отдельно. Несколько раз полученные тексты пугали Эдварда Келли, и он порывался отказаться от опытов, но Джону Ди удалось настоять на своем.

Черная сова (Сокровище Старца Пирамид)
Впервые вышла во Франции в 1839 году (сразу вслед за «Черной курочкой»). Подлинная наука Талисманов, чтобы вызывать духов всех видов,управлять ими, получать всё желаемое и рассеивать их злые чары.

Церемониальная магия
За рамками обычных психологических исследований, являющихся основным занятием психиатрии, скрыт мир таинственных и сомнительных опытов, на которые психиатры отваживаются лишь изредка, оставляя их почти целиком неформальным исследователям. Этот мир - легендарная и чудесная Теургия, царство Магии и Колдовства

Запретные Ритуалы -
Руководство по некромантии гримуар рассказывает о том, как вызвать демона в форме лошади с помощью заклинаний, кольца, с выгравированном на нем именем Tetragrammaton, и диаграммы, нарисованной кровью удода или летучей мыши.

Тайны Червя
Автором «Тайн Червя» считается римлянин Тэрций Сибеллиус (р. 280 г н.э.) В молодости он нес военную службу в Египте. Отличался живым и острым умом, а также страстью к собирательству разного рода артефактов. За небольшие суммы он приобретал, но чаще изымал силой у местного населения статуэтки, амулеты, свитки папируса с информацией религиозного и философского содержания. К христианству, как большинство здравомыслящих людей того времени, он относился резко отрицательно, но и в поклонении римским богам, вероятно, не видел никакой пользы.

Пифагор Золотые стихи
Наиболее знаменитым из всех фрагментов Пифагора являются » Золотые стихи», приписываемые ему самому, содержащую ту часть его учения которую его ученики сочли возможным для не посвящённых.

Золотая ветвь — книга известного религиоведа Джеймса Фрэзера принадлежит к числу фундаментальных исследований, по соей сути не является гримуараом, тем не менее содержит информацию нужной магу.

– Тогда вперед. – Ева вскочила со стула. – Мне просто не терпится посмотреть ваш Мехико.

– Чтобы показать вам мой Мехико, не хватит и дня, а нам завтра рано вставать. – Левин благоразумно напомнил своей спутнице о предстоящем отъезде. – Предлагаю просто небольшую прогулку.

– Ерунда, хочу в ваш Мехико, – капризно протянула Ева.

– Не смею возражать. – Левин жестом подозвал официанта.

Они расплатились за ужин и вышли на улицу.

9

Томи открыла глаза, и в то же мгновение яркий солнечный свет хлынул ей в лицо. Она сомкнула веки. Через прикрытые ресницы по ее смуглому лицу скатилась слеза. Томи сцепила зубы, чтобы не разрыдаться в голос, но сиделка, сидящая рядом с ее постелью, заметила, что Томи проснулась. Женщина быстро встала и скрылась за дверью. Через минуту она уже вернулась, прижимая к груди небольшой сверток. Томи рванулась с постели, намереваясь встать. Но женщина опередила ее.

– Лежи, милая, ты еще очень слаба, и тебе нельзя вставать. На вот, покорми-ка лучше его. А то он голодный. – Женщина бережно положила Томи на кровать маленький сверточек.

Томи схватила его и откинула покрывало.

– Сын! Мой сын! – Она жадно вглядывалась в его крохотное личико и никак не могла насмотреться. Вдруг губы ее задрожали, лицо сморщилось в страдальческой гримасе, и из глаз хлынули слезы.

– Прости меня, мой сыночек, – шептала Томи сквозь слезы, – прости, что не уберегла твоего брата. Ведь вас было двое, но твой маленький братик умер. Он никогда не сможет увидеть этот прекрасный мир. Прости, мой мальчик, свою мать за это.

– Ну, вот еще, что за слезы, – недовольно заворчала сиделка, – хватит убиваться-то. Бога благодарить надо, что хоть одного ребенка оставил. И скажи спасибо доктору, если бы не он, еще не известно, была бы ты сама жива. Оставила бы сына сиротой. Так что радоваться надо, а не рыдать.

Слова сиделки возымели свое действие, Томи вытерла слезы, и, как оказалось, вовремя. Дверь распахнулась, и на пороге возник Диего. Сиделка тут же выскользнула за дверь, оставив их вдвоем.

Диего стремительно приблизился к Томи и в нерешительности остановился около нее. Ему так хотелось сжать ее и своего новорожденного сына в объятиях, но он не осмелился. От его взгляда не укрылась боль, затаившаяся в глазах жены. Диего опустился перед Томи на колени и робко заглянул в лицо сына. Томи протянула ему ребенка, Диего неловко принял крошечный сверточек и стал с жадностью всматриваться в его черты.

– Настоящий испанец! – удовлетворенно воскликнул он.

– Настоящий воин, достойный сын моего народа. – Томи выхватила ребенка из рук Диего и прижала к своей груди.

Диего не стал возражать. Он понимал Томи. Она родила двойню, и один ребенок умер при родах. Она тяжело переживает смерть их сына, и ей сейчас лучше не возражать. Но настанет день, и он докажет ей, что их первенец достойный сын не ее, а его народа.

Диего поднялся с колен. Его рука скользнула под плащ. Он пошарил в складках своего походного костюма и извлек оттуда небольшой сверток.

– Это тебе, подарок за сына. – Диего протянул сверток Томи.

Она приняла сверток и развернула его. На ее ладони сверкало редкой красоты ожерелье. Томи узнала его. Это ожерелье принадлежало дочери императора Монтесумы. Томи видела его на ее шее, когда была еще девочкой. Они приезжали с отцом в столицу ацтеков Теночтитлан на празднество в честь бога Уицилопочтли.

Теночтитлан поразил Томи богатыми кварталами, застроенными зданиями, сложенными из красного кирпича, площадями, великолепными дворцами и храмами. В их небольшом городке, скромно приютившемся между гор, не было ничего подобного. Но самое большое впечатление на нее произвела главная пирамида столицы ацтеков, располагавшаяся на большой торговой площади города, или тьянкес. К вершине этой гигантской пирамиды с четырех сторон света вели четыре каменные лестницы. Ступени этих лестниц были завалены человеческими черепами, а на самой вершине пирамиды стоял величественный храм с высеченными на всех стенах изображениями извивающихся змей. На то, что происходило на жертвенном алтаре храма, Томи старалась не смотреть. Вид жертв и льющейся рекой человеческой крови не привлекал ее внимания. Ей было достаточно слышать предсмертные вопли обреченных на смерть. Она смотрела совсем в другую сторону. Ее взор был прикован к семье императора Монтесумы, которая пришла на этот праздник смерти, по обычаю сопровождающийся песнями, цветами и танцами. Монтесума был в окружении знатных мужчин и женщин. Среди них была его дочь. Томи жадно впилась глазами в принцессу и с любопытством провинциалки рассматривала ее во все глаза. Дочь Монтесумы была почти ровесница Томи, пожалуй, всего на несколько лет старше. На вид ей было не больше шестнадцати лет. Девушка была необычайно красива и облачена в дорогую одежду, украшенную драгоценными камнями. Но больше всего сразило Томи ожерелье, украшавшее тонкую шейку принцессы. Оно было очень массивным. Казалось, оно вот-вот переломит нежную шею принцессы. В самом центре ожерелья выделялся огромный рубин, который больше напоминал каплю крови, а не драгоценный камень. Ожерелье плотно охватывало шею и плечи девушки. Складывалось впечатление, что на принцессе надето не ожерелье, а воротник, богато украшенный драгоценными камнями. Этот воротник-ожерелье ослепительно сверкал и переливался на солнце, и Томи казалось, что само светило сошло с неба и примостилось на секунду на плечах у принцессы…

У Томи закружилась голова, ей казалось, что она перенеслась в пору своего детства, в тот далекий день, когда она имела счастье любоваться этим ожерельем на плечах принцессы.

– Ну, как тебе мой подарок? – Диего не выдержал продолжительного молчания Томи. Он ожидал от нее совсем другой реакции. Всего, чего угодно: бурной радости, изумления, восторга, но никак не молчания. Томи в очередной раз поставила его в тупик.

– Откуда у тебя это ожерелье? – тихо спросила она.

– Это наше фамильное, – с гордостью ответил Диего, – оно принадлежало еще моей бабушке.

– Твоя бабка, оказывается, была индианкой! – не удержалась и воскликнула Томи.

– Что? Почему индианкой? Она чистокровная испанка и никогда не была на вашей земле, – не понял Диего жену. – Тебе что, не нравится мой подарок? Тогда давай я отвезу его в Испанию.

Диего даже протянул руку, чтобы взять ожерелье.

– Нет… нравится… очень… спасибо, – поспешно сказала Томи и спрятала ожерелье под одеяло, чтобы Диего не отобрал его. – Просто я никогда не видела такой красоты.

– То-то же. – Лицо Диего самодовольно вспыхнуло. – Для любимой жены мне ничего не жалко, даже фамильных драгоценностей.

Когда Диего ушел, Томи откинула одеяло и провела рукой по бесценным камням. Ее пальцы задержались на рубине. И в тот же момент какое-то странное ощущение пронзило Томи. Ей показалось, что она гладит не камень, а ощущает под пальцами теплую человеческую кровь. Томи поспешно отдернула руку. Она бережно завернула ожерелье в холщовую тряпицу, в которой привез его Диего, и спрятала подарок мужа под подушку.

10

Оказавшись на улице, Ева почувствовала легкое прикосновение руки Левина.

– Если уж говорить о моем Мехико, то я бы хотел показать вам Шочимилько.

– Шочимилько? – оживилась Ева. – Я слышала об этом живописном районе Мехико. Я так мечтала туда попасть, когда приезжала сюда несколько лет назад.

– Вы были в Мехико и не были в Шочимилько? – изумился Левин.

– Не была, к большому моему сожалению, – грустно вздохнула Ева. – График командировки был очень жестким, а времени дали в обрез.

– Тогда решено, мы едем в Шочимилько. – Левин поднял руку, и около них тут же притормозила машина. Белозубый водитель, широко улыбаясь им, как самым дорогим гостям, распахнул переднюю дверцу машины, как будто они уже договорились о цене и маршруте и эта поездка дело уже решенное. Левин произнес только одно слово – Шочимилько. Водитель улыбнулся еще шире и в знак согласия кивнул головой. Левин и Ева сели в салон, и водитель, резко рванув с места, понесся по ночному городу, рассекая воздух и встречный поток машин.

– Мне кажется, что мы сейчас взлетим. – Ева непроизвольно вцепилась в руку Левина, вспомнив сегодняшнюю дневную поездку от аэропорта до гостиницы. – Они что, тут так всегда ездят?

– Я давно не был в Мехико, но манера вождения местных водителей осталась неизменной. Так что потерпите немного, мы скоро приедем.

– Я не первый год за рулем и сама люблю погонять, – зябко передернула плечами Ева, – но я никогда не позволяла себе разгоняться до такой скорости.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Чёрная библиотека

Гримуары

В средние века чёрные библиотеки состояли из томов Гримуаров (Grimoire) – это были книги с изображением духов, заклинаниями для вызова духов и различными магическими рекомендациями.

В Западной Европе наибольшее хождение имели такие книги:

Ключ Соломона (XVI или XVII вв.) – формулы и заклинания иудейских правителей. Самый известный учебник магии в средневековой Западной Европе. В книге царь Соломон наставляет учеников в искусстве заклинаний и вызове духов.

Пикатрикс – собрание арабских магических теорий.

Истинный Гримуар "Grimoirium Verum" (издан в 1517 году) – учебник магии. Включает в себя заклинания, магические рецепты и рекомендации для магов.

Шестая книга Моисея (издана в 1849 году) – книга описывает черную и белую магию.

Седьмая книга Моисея (издана в 1849 году) – в книге описывается работа с духами стихий – Огня, Воздуха, Земли, Воды, с духами планет – Солнца, Меркурия, Венеры, Марса, Сатурна, Юпитера.

Гримуар Гонория (XVII в.) – книга содержит заклинания и способы вызова духов.

Гептамерон (XVI–XVII вв.) – в книге описаны заклинания на семь дней недели, которые позволяют вызывать ангелов соответствующего дня. Описывается создание магического круга.

Книга святой магии Абрамелина (XVIII в.) – книга описывает этапы подготовки мага, создание места для вызова духов на природе и в городе, вызов духов.

Малый ключ Соломона (?) – книга содержит перечень 72 злых демонов, описание инструментов и заклинания для их вызова. Содержит главы о духах дневных и ночных часов, о зодиакальных и планетарных духах, о духах, управляющих четырьмя мирами вселенной.

Руководство Папы Льва III – книга содержит молитвы и заклинания на разные случаи жизни.

Малый Красный Дракон – копия "Ключей Соломона".

"Каноны медицины" Авиценны – часть канонов описывала тайные искусства.

Существуют и другие Гримуары:

Чёрная курочка, Малый Альберт, Чёрный Дракон, Красный Дракон, "Древняя высшая магия" Пиобба, труды по магии Генриха Корнилия Агриппы и другие.

Не смотря на то, что средневековые Гримуары кажутся устаревшими, некоторые маги до сих пор используют их в своей практике. В Гримуарах, как и в любых других книгах по магии, есть рабочие и нерабочие заклинания, есть ложь и правда.

Опытный маг сразу чувствует в каком заклинании есть сила, а в каком пустое сотрясание звука, какая печать несёт в себе энергию и смысл, а какая является простым рисунком, бурной фантазией автора, даже не являющегося магом.

Поэтому если человек встал на путь магии , изучает труды древних, пытается понять суть магии, ему, конечно же, желательно изучить Гримуары. И только лишь после многолетних опытов, поисков, путём проб и ошибок, он научится отличать правду от вымысла.

В магии, как и в любом другом деле, нужны хорошие наработки, которые создают талант, нужно много труда и целеустремленности.

Олег и Валентина Световид

Наша новая книга "Энергия фамилий"

Книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!