Участники проекта «Мир глазами художников»: Мы говорим на одном языке - языке искусства.

В самом начале истории человечество, возможно, говорило на одном языке. Но со временем этот основной язык (или группа языков) изменился.

Вначале на этом основном языке говорило небольшое число людей. Постепенно число людей увеличивалось, стала ощущаться нехватка пищи. Поэтому они объединялись в поисках новых районов обитания.

Прибывая в новые места и обживаясь, они говорили на языке своих предков. Со временем произношение изменялось. Изменялось название некоторых предметов и звучание слов.

Старые и ненужные слова выходили из употребления на новом месте. Новые условия требовали новых слов для их описания. Менялся порядок построения предложения. А если люди переселялись в места, уже кем-то заселенные? Два языка сливались, оба языка изменялись.

Вначале, когда речь вновь прибывших претерпела незначительные изменения, это называется «диалектом». Со временем, с изменением в словах, звуках, грамматике, мы говорим о появлении нового языка.

Примерно таким образом появились из латинского языка английский, норвежский, шведский, датский. Голландский произошел из раннегерманского языка.

Ученые считают, что язык появился около полумиллиона лет назад и, возможно, сначала все люди говорили на одном языке. Но со временем этот основной язык изменился. Число людей увеличивалось, они начали объединяться в большие группы и путешествовать в поиске новых земель. Старые и ненужные слова выходили из употребления. Новые условия жизни требовали и новых слов для их описания. Таким образом и начали зарождаться разные языки.

По различным данным, сейчас человечество использует от 2500 до 6000 различных языков. Такая неоднозначность вызвана тем, что сосчитать все множество практически невозможно. Иногда языком могут владеть всего несколько сотен человек, а иногда многие миллионы. Например, во времена Николая Миклухо-Маклая в Австралии на 300 000 аборигенов приходилось примерно 500 языков - по языку на каждые 600 человек. Кроме того, есть неоднозначность в определении, что такое язык и что такое диалект. Иногда носители диалектов одного и того же языка, например нижнесаксонского и баварского диалектов немецкого, плохо понимают друг друга, а носители разных языков, скажем русского и украинского, понимают друг друга довольно легко. Носители тюркских языков также разговаривают друг с другом без переводчика. Тут все дело оказывается в этнической самоидентификации. Иными словами, если люди считают, что они используют язык, а не диалект, приходится с этим соглашаться. Довольно надежным признаком отличия языка от диалекта служит наличие литературы, хотя есть и диалектные литературные произведения, обычно эпические.

Само определение «иностранный язык» восходит к представлению «один этнос - один язык». В нынешнее время такое представление несколько устарело. Известны народы, которые используют несколько языков. Например, в Швейцарии четыре языка: немецкий, французский, итальянский, ретороманский. Известны языки, которыми пользуется много народов. Например, сейчас при настройке компьютера применяют 15 версий английского, четыре версии немецкого и две русского языка.

Всего на Земле насчитывается более 20 различных языковых семей. Каждая из них восходит к уникальному праязыку. Хотя есть и теория, предполагающая единый источник у всех языков. По мере расселения людей по Земле вследствие приспособления их к ландшафту осваиваемых земель праязык модифицировался и разветвлялся на языки народов. Языки и диалекты непрерывно рождались и исчезали. Эволюция языка - объективный естественный процесс, хотя борьба за его чистоту идет уже несколько тысячелетий. Наблюдаем мы ее и сейчас. Правда, в этой борьбе кажется более естественным обсуждать не чистоту языка, то есть какие слова можно говорить, а какие нельзя, а чистоту помыслов, намерений и дел. А уж потребуются для этого какие-то новые слова или можно будет обойтись известными - другой разговор.

По числу говорящих наиболее мощной считается семья индоевропейских языков, к которой относится и русский. Эта «семья» объединяет 2,5 млрд человек. Кстати, индоевропейский праязык реконструирован, и на основе строгих математических методов выявлены время и место его возникновения - 8–10 тысяч лет назад на востоке современной Турции.

Вообще, за последний век лингвистика - наука, изучающая языки и закономерности их развития, - добилась огромных успехов благодаря взаимодействию с другими науками: математикой, филологией, психологией, нейрологией и акустикой. Огромное влияние на междисциплинарное развитие лингвистики оказал русский ученый Роман Якобсон - тот самый «Ромка Якобсон», который упоминается в стихотворении Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

Итак, новые языки появляются, если его носители попадают в специфические, относительно изолированные условия, например осваивают новый ландшафт. Люди приспосабливают свой язык под эти условия. Кроме того, происходят заимствования у ближайших соседей. Язык постепенно изменяется вплоть до того, что становится самостоятельным и именно так осознается его носителями.

Ч ЦЙЪОЙ МАВПЗП ЮЕМПЧЕЛБ СЧМСЕФУС ТЕЪХМШФБФПН ХНЕМПЗП ПВЭЕОЙС. ъОБС ПУПВЕООПУФЙ УЧПЕЗП ЧПУРТЙСФЙС Й ЧПУРТЙСФЙС УПВЕУЕДОЙЛБ, ЧЩ НПЦЕФЕ ВПМЕЕ ФПЮОП ДПОЕУФЙ УЧПА НЩУМШ Й ДПВЙФШУС ОЕПУРПТЙНЩИ ТЕЪХМШФБФПЧ.

вЩЧБМП МЙ Х ЧБУ ФБЛ, ЮФП, Ч РЕТЧЩК ТБЪ ЧУФТЕФЙЧ ЮЕМПЧЕЛБ, ЧЩ ФХФ ЦЕ ЙУРЩФБМЙ ОЕРТЙСЪОШ РП ПФОПЫЕОЙА Л ОЕНХ? юФП ЗПЧПТЙФЕ ПДОП Й ФП ЦЕ ХЦЕ Ч ДЕУСФЩК ТБЪ, Б ЧБУ ОЕ РПОЙНБАФ ЙМЙ ДЕМБАФ ОБПВПТПФ? юФП Х ЧБУ ЧПЪОЙЛБЕФ ПЭХЭЕОЙЕ, ЛБЛ ВХДФП ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ УП УЧПЙН РБТФОЕТПН ОБ ТБЪОЩИ СЪЩЛБИ? ъБЮБУФХА РТЙЮЙОБ ЬФПЗП ЙНЕООП Ч ФПН, ЮФП ЧЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЙУРПМШЪХЕФЕ ТБЪОЩЕ СЪЩЛЙ Ч ПВЭЕОЙЙ.

пВЭЕОЙЕ ЦЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ФПМШЛП ФПЗДБ, ЛПЗДБ ЕУФШ ДПЧЕТЙЕ, УЙНРБФЙС, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ Ч ЮЕН - ФП РПИПЦ ОБ ЧБУ, ЛПЗДБ ПО ЗПЧПТЙФ У ЧБНЙ ОБ ПДОПН СЪЩЛЕ.

"зПЧПТЙФШ ОБ ПДОПН СЪЩЛЕ" ЕУФШ РПМОПЕ ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ УПВЕУЕДОЙЛПЧ, УПЧРБДЕОЙЕ ЙИ УХВЯЕЛФЙЧОЩИ РТЕДУФБЧМЕОЙК П НЙТЕ. уХВЯЕЛФЙЧОЩЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС ЮЕМПЧЕЛБ ЖПТНЙТХАФУС Ч РТПГЕУУЕ ЕЗП ЦЙЪОЕООПЗП ПРЩФБ, ЛПФПТЩК ПО РПМХЮБЕФ ЪБ УЮЕФ ЪТЙФЕМШОЩИ ПВТБЪПЧ, ЪЧХЛПЧ, ФЕМЕУОЩИ, ЧЛХУПЧЩИ ПЭХЭЕОЙК, ЪБРБИПЧ, ЮХЧУФЧ. фП ЕУФШ ПУПВЕООПУФЙ ЧПУРТЙСФЙС НЙТБ ЧП НОПЗПН ЪБЧЙУСФ ПФ ФПЗП, ЛБЛЙН ПВТБЪПН ЮЕМПЧЕЛ РПМХЮБЕФ Й РЕТЕТБВБФЩЧБЕФ ЙОЖПТНБГЙА.

вПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОБУ ДПУФБФПЮОП УЮБУФМЙЧЩ Ч ФПН, ЮФП ПВМБДБАФ ЧУЕНЙ РСФША ЮХЧУФЧБНЙ (Б ЛФП - ФП Й ЫЕУФША), ОП Ч ПУОПЧОПН НЩ ПРЙТБЕНУС ОБ ФТЙ ЗМБЧОЩИ ЛБОБМБ РПМХЮЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ: ЪТЙФЕМШОПЕ, ЛЙОЕУФЕФЙЮЕУЛПЕ (ПУОПЧБООПЕ ОБ ПЭХЭЕОЙСИ ФЕМБ) Й УМХИПЧПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ. еУФЕУФЧЕООП, ЮФП ВПМШЫЙОУФЧП МАДЕК ЙУРПМШЪХАФ ЧУЕ ФТЙ ЛБОБМБ, ОП ПДЙО ЙЪ ОЙИ ПЛБЪЩЧБЕФУС ДПНЙОЙТХАЭЙН ОБД ДЧХНС ДТХЗЙНЙ. оБ ПУОПЧЕ РТЕПВМБДБАЭЕЗП ЧЙДБ ЧПУРТЙСФЙС ЧЩУФТБЙЧБАФУС УМПЧБТОЩК УПУФБЧ ТЕЮЙ, НЙНЙЛБ, ЦЕУФЩ, РПЧЕДЕОЮЕУЛЙЕ ТЕБЛГЙЙ, ПТЗБОЙЪБГЙС НЕЦМЙЮОПУФОПЗП РТПУФТБОУФЧБ ПВЭЕОЙС.

рП ЬФЙН ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБН Й НПЦОП ПРТЕДЕМЙФШ ЧЕДХЭЙК ЛБОБМ ЧПУРТЙСФЙС УЧПЕЗП РБТФОЕТБ РП ПВЭЕОЙА Й УППВЭЙФШ ОХЦОХА ЙОЖПТНБГЙА ОБ ЕЗП "ТПДОПН" СЪЩЛЕ.

мАДЙ, Х ЛПФПТЩИ ЧЙЪХБМШОПЕ (ЪТЙФЕМШОПЕ) ЧПУРТЙСФЙЕ СЧМСЕФУС РТЕПВМБДБАЭЙН, УЧПЕ РТЙЧЕФУФЧЙЕ ОБЮЙОБАФ УП УМПЧ: "тБД ЧБУ ЧЙДЕФШ!" лЙОЕУФЕФЙЛ УЛБЦЕФ ЧБН: "тБД ЧБУ ПВОСФШ", "тБД ЧБН РПЦБФШ ТХЛХ", "лБЛ РПЦЙЧБЕФЕ?" (ЮФП, УПВУФЧЕООП ЗПЧПТС, ПЪОБЮБЕФ: "лБЛ ЧЩ УЕВС ЮХЧУФЧХЕФЕ?").

бХДЙБМ - ЮЕМПЧЕЛ У ЧЕДХЭЙН УМХИПЧЩН ЧПУРТЙСФЙЕН - ЧПУЛМЙЛОЕФ: "с ТБД ЧБУ УМЩЫБФШ!", "с УМЩЫБМ, ЮФП ЧЩ ДПМЦОЩ РТЙЕИБФШ УЕЗПДОС" ЙМЙ "уМЩЫБМ, ДЕМБ Х ЧБУ ЙДХФ ИПТПЫП". фБЛЙН ПВТБЪПН, ХЦЕ У РЕТЧЩИ ЖТБЪ РТЙЧЕФУФЧЙС УПВЕУЕДОЙЛБ НПЦОП "ОБУФТПЙФШУС ОБ ЕЗП ЧПМОХ".

еУМЙ ЦЕ ЧБЫ РБТФОЕТ РТПУФП УЛБЦЕФ: "ъДТБЧУФЧХКФЕ!" ЙМЙ "рТЙЧЕФ!", ФП ТБУРПЪОБФШ ЕЗП "ТПДОПК" СЪЩЛ НПЦОП Ч РПУМЕДХАЭЙИ ЖТБЪБИ. фБЛ, ЧЙЪХБМ ВХДЕФ ЮБЭЕ ХРПФТЕВМСФШ ЖТБЪЩ УМЕДХАЭЕЗП ФЙРБ: "у НПЕК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЬФП ЧЩЗМСДЙФ", "чЙДЕФШ УНЩУМ", "нОЕ ЧЙДЙФУС", "вМЙЪПТХЛЙК РПДИПД", "у ЗМБЪХ ОБ ЗМБЪ" Й Ф. Р. фБЛПК ЮЕМПЧЕЛ ЧЩВЙТБЕФ УМПЧБ, ПВПЪОБЮБАЭЙЕ ФП, ЮФП НПЦОП ХЧЙДЕФШ, Б РТПЙЪОПУЙФ ЙИ ПЮЕОШ ВЩУФТП, ЧЩУПЛЙН ЗПМПУПН: ЧЙДЕФШ, УНПФТЕФШ, ЪБНЕЮБФШ, ТЙУПЧБФШ, ЛТБУЙЧП, СТЛП, РЕТУРЕЛФЙЧБ, ХЗПМ ЪТЕОЙС Й Ф. Р., ФП ЕУФШ ЕЗП ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС "ЧЩЗМСДСФ" ЛБЛ ПРЙУБОЙЕ ЛБТФЙОЩ, ЛПФПТХА ПО РТЕДУФБЧМСЕФ Ч УЧПЕН УПЪОБОЙЙ.

лЙОЕУФЕФЙЛ ОЙЪЛЙН ЗПМПУПН ЧЩЗПЧБТЙЧБЕФ УМПЧБ, ПВПЪОБЮБАЭЙЕ ЧЛХУ, ЪБРБИ, ДЧЙЦЕОЙЕ, ПЭХЭЕОЙЕ ФЕНРЕТБФХТЩ. оБРТЙНЕТ, ЮХЧУФЧПЧБФШ, ДЕТЦБФШУС, ЛПОФБЛФЙТПЧБФШ, ДЕКУФЧПЧБФШ, ФЕРМЩК, ОБРТСЦЕООЩК, ДБЧМЕОЙЕ Й Ф. Р.: "ьФП ХУЛПМШЪОХМП ПФ НПЕЗП ЧОЙНБОЙС", "с ЮХЧУФЧХА, ЮФП ЬФП РТБЧЙМШОП", "хИЧБФЙФШ УНЩУМ", "дБЧБКФЕ ЧЩМПЦЙН ЧУЕ ЛБТФЩ ОБ УФПМ", "тХЛБ ПВ ТХЛХ". оП ЮБЭЕ ЛЙОЕУФЕФЙЛ ОЕНОПЗПУМПЧЕО ЙМЙ ЗПЧПТЙФ Ч ПЮЕОШ НЕДМЕООПН ФЕНРЕ, ФБЛ ЛБЛ ЕНХ ФТХДОП РПДВЙТБФШ ФПЮОЩЕ УМПЧБ, ЛПФПТЩНЙ ПО НПЗ ВЩ ЧЩТБЪЙФШ УЧПЙ ЮХЧУФЧБ.

бХДЙБМ, ОБПВПТПФ, ФЭБФЕМШОП ЧЩВЙТБЕФ, ИПТПЫП Й НЕМПДЙЮОП РТПЙЪОПУЙФ УМПЧБ, ПВПЪОБЮБАЭЙЕ ЪЧХЛЙ: ЪЧХЮЙФ, ЗТЕНЙФ, ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ, ФЙЫЙОБ, НЕМПДЙЮОП, ФПОБМШОПУФШ Й Ф. Р. еЗП ЛМАЮЕЧЩНЙ ЖТБЪБНЙ НПЗХФ ВЩФШ: "ьФП ЪЧХЮЙФ ХВЕДЙФЕМШОП", "с УМЩЫБМ, ЮФП ЧЩ ИПФЕМЙ УЛБЪБФШ", "зТПНЛП Й ПФЮЕФМЙЧП", "уМПЧП ЪБ УМПЧП".

юФП ЧЩ НПЦЕФЕ УДЕМБФШ, ЕУМЙ ЙУРЩФЩЧБЕФЕ ЪБФТХДОЕОЙС Ч ПВЭЕОЙЙ У МАДШНЙ, ЙУРПМШЪХАЭЙНЙ ДТХЗПК СЪЩЛ, ДТХЗХА ДПНЙОБОФХ ЧПУРТЙСФЙС? чБН ОХЦОП ЙЪНЕОЙФШ УЧПК СЪЩЛ, ФП ЕУФШ ЙУРПМШЪПЧБФШ УМПЧБ, ЛПФПТЩЕ ВМЙЪЛЙ Й РПОСФОЩ ДМС УПВЕУЕДОЙЛБ.

фБЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ ПФОПУЙФУС ЛБЛ Л ХУФОПК, ФБЛ Й Л РЙУШНЕООПК ТЕЮЙ. оБРТЙНЕТ, ЕУМЙ Х ЧБЫЕЗП УПВЕУЕДОЙЛБ ДПНЙОЙТХЕФ ЪТЙФЕМШОПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ, Б Х ЧБУ - ЛЙОЕУФЕФЙЮЕУЛПЕ, ФП ЧНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ ЗПЧПТЙФШ: "с ЮХЧУФЧХА ЬФП ФБЛ" ЙМЙ "нОЕ ЬФП ЛБЦЕФУС ОЕХДПВОЩН", ОБДП РЕТЕЧЕУФЙ ОБ СЪЩЛ ЧЙЪХБМБ: "с ЧЙЦХ ЬФП ФБЛЙН ПВТБЪПН" ЙМЙ "ьФП ЧЩЗМСДЙФ ОЕ УМЙЫЛПН ХВЕДЙФЕМШОП".

дПНЙОЙТХАЭЕЕ ЧПУРТЙСФЙЕ ФБЛЦЕ РТПСЧМСЕФУС Ч ДЕКУФЧЙС, Ч РПЧЕДЕОЙЙ. уПВЕУЕДОЙЛ УЧПЙН ЧЙДПН, ДЧЙЦЕОЙСНЙ, НЙНЙЛПК НПЦЕФ УЛБЪБФШ ВПМШЫЕ, ЮЕН УМПЧБНЙ. чЙЪХБМ ЮБЭЕ ЧУЕЗП РТЙРПДОЙНБЕФ РПДВПТПДПЛ ЧЧЕТИ, ЕЗП ЧЪЗМСД ФПЦЕ ОБРТБЧМСЕФ ЧЧЕТИ; РТЙ ПВЭЕОЙЙ УФБТБЕФУС ДЕТЦБФШУС РПДБМШЫЕ ПФ УПВЕУЕДОЙЛБ, ЮФПВЩ ЧЙДЕФШ "РПМОХА ЛБТФЙОХ".

лЙОЕУФЕФЙЛ, ОБПВПТПФ, ПРХУЛБЕФ ЧЪЗМСД ЧОЙЪ, ЛБЛ ВЩ РТЙУМХЫЙЧБСУШ Л УПВУФЧЕООЩН ПЭХЭЕОЙСН; Ч ПВЭЕОЙЙ РТЕДРПЮЙФБЕФ УБНХА ВМЙЪЛХА ДЙУФБОГЙА, РТЙ ТБЪЗПЧПТЕ НПЦЕФ РТЙЛБУБФШУС Л УПВЕУЕДОЙЛХ - РПИМПРЩЧБФШ ЙМЙ РПЗМБЦЙЧБФШ ЕЗП РП РМЕЮХ, ВТБФШ ЮЕМПЧЕЛБ РПД ТХЛХ Й Ф. Р.

бХДЙБМ ОБЛМПОСЕФ ЗПМПЧХ ЧВПЛ, ЧЩУФБЧМСС ПДОП ХИП ОЕНОПЗП ЧРЕТЕД, РТЙУМХЫЙЧБСУШ, Б ПФ УПВЕУЕДОЙЛБ ДЕТЦЙФУС ОБ УТЕДОЕК ДЙУФБОГЙЙ. пВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ, ОБ ЛБЛПН ТБУУФПСОЙЙ РТЕДРПЮЙФБЕФ ОБИПДЙФШУС ЧБЫ УПВЕУЕДОЙЛ, ЙОБЮЕ ЧЩ ТЙУЛХЕФЕ ЧФПТЗОХФШУС Ч ЕЗП МЙЮОПУФОПЕ РТПУФТБОУФЧП, Б РПДПВОПЕ ЧФПТЦЕОЙЕ ЮБЭЕ ЧУЕЗП ЧЩЪЩЧБЕФ ОЕПУПЪОБООХА ФТЕЧПЗХ, ЮФП, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, ПФТБЪЙФУС ОБ ТЕЪХМШФБФЕ РЕТЕЗПЧПТПЧ.

еУМЙ ЦЕ ЧЩ ЧЩУФХРБЕФЕ РЕТЕД ВПМШЫПК БХДЙФПТЙЕК, Ч ЛПФПТПК, ЛПОЕЮОП ЦЕ, РТЙУХФУФЧХАФ Й ЧЙЪХБМЩ, Й ЛЙОЕУФЕФЙЛЙ, Й БХДЙБМЩ, ФП Й ЧБЫБ ТЕЮШ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩУФТПЕОБ ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЮФПВЩ ЙОЖПТНБГЙС РТПЪЧХЮБМБ ОБ "СЪЩЛЕ" ЛБЦДПЗП, ЮФПВЩ МАДЙ ХЧЙДЕМЙ, ХУМЩЫБМЙ Й РПЮХЧУФЧПЧБМЙ.

дМС ЧЙЪХБМПЧ, ЛПФПТЩИ ПВЩЮОП Ч БХДЙФПТЙЙ ВЩЧБЕФ ВПМШЫЕ ЧУЕИ, МХЮЫЕ РТЙНЕОСФШ ОБЗМСДОЩЕ НБФЕТЙБМЩ - УМБКДЩ, ФБВМЙГЩ, РМБЛБФЩ, ВХЛМЕФЩ Й Ф. Р.

дМС БХДЙБМПЧ - ЙУРПМШЪПЧБФШ Ч УЧПЕН ДПЛМБДЕ ЧПРТПУЙФЕМШОЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС, ЧЩЪЩЧБС ФЕН УБНЩН ЙИ ЧОХФТЕООЙЕ ПФЧЕФЩ: "лБЛЙН ЦЕ ПВТБЪПН НЩ НПЦЕН ТЕЫЙФШ ЧЩУЛБЪБООХА НОПК РТПВМЕНХ?".

юФПВЩ ЛЙОЕУФЕФЙЛЙ ОЕ ВЩМЙ РБУУЙЧОЩНЙ ХЮБУФОЙЛБНЙ Ч ПВЭЕК ТБВПФЕ, ОБДП РТПУМЕДЙФШ, ЮФПВЩ Х ЧУЕИ ВЩМЙ МЙУФЩ ВХНБЗЙ Й ТХЮЛЙ, Б РТПЙЪОПУС ЗМБЧОЩЕ, ПУОПЧОЩЕ НЩУМЙ, БЛФЙЧЙЪЙТПЧБФШ БХДЙФПТЙА: "рТПЫХ ЧБУ ПУПВП ПФНЕФЙФШ ДБООПЕ РТЕДМПЦЕОЙЕ".

фБЛЙН ПВТБЪПН, ЧЙЪХБМЩ ВХДХФ РПМХЮБФШ ЙОЖПТНБГЙА ЙЪ ХЧЙДЕООПЗП, БХДЙБМЩ ПФ ХУМЩЫБООПЗП, Б ЛЙОЕУФЕФЙЛЙ ПФ ЙНЙ ЦЕ УБНЙНЙ ЪБРЙУБООПЗП. ч ЬФПН УМХЮБЕ ЧУЕ ХЮБУФОЙЛЙ ВХДХФ ЧОЙНБФЕМШОП УМХЫБФШ ЧБУ, Б ОЕПВИПДЙНБС ЙОЖПТНБГЙС ВХДЕФ РПОСФОБ ЛБЦДПНХ.

ч ЧБЫЕН ЛПММЕЛФЙЧЕ ТБВПФБАФ ТБЪОЩЕ МАДЙ, РП - ТБЪОПНХ ЧПУРТЙОЙНБАЭЙЕ Й ЧЪБЙНПДЕКУФЧХАЭЙЕ У ПЛТХЦБАЭЙН НЙТПН. х ЛБЦДПЗП ЙЪ ОЙИ ЕУФШ УЧПЙ "РМАУЩ" Й УЧПЙ "НЙОХУЩ". еУМЙ ЧЩ ХЮЙФЩЧБЕФЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ Й РТБЧЙМШОП ТБУРТЕДЕМСЕФЕ ПВСЪБООПУФЙ, ФП НПЦОП ЙЪВЕЦБФШ ОЕДПРПОЙНБОЙС, ЛПОЖМЙЛФОЩИ УЙФХБГЙК Й ДПВЙФШУС ВПМШЫЕЗП ПФ УЧПЙИ РПДЮЙОЕООЩИ ЙМЙ ОБЮБМШУФЧБ.

пУПВЕООПУФЙ ЧЙЪХБМБ РТПСЧМСАФУС Ч ФПН, ЮФП ЕНХ ОЕПВИПДЙНБ ХЧЙДЕООБС ЙОЖПТНБГЙС, ФБЛ ЛБЛ ПО У ФТХДПН ЪБРПНЙОБЕФ УМПЧЕУОЩЕ ЙОУФТХЛГЙЙ. лТПНЕ ЬФПЗП, ПО МАВЙФ, ЮФПВЩ ЧУЕ ЧЕЭЙ ВЩМЙ "ОБ УЧПЙИ НЕУФБИ", ЮФПВЩ ЛБТФЙОЛБ ВЩМБ ЛТБУЙЧПК. лЙОЕУФЕФЙЛ ПЮЕОШ НЕДМЕООП ЗПЧПТЙФ Й НЕДМЕООП ПВТБВБФЩЧБЕФ РПМХЮЕООХА ЙОЖПТНБГЙА, ОП ЪБРПНЙОБЕФ ПВЭЕЕ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ПФ РТПЙУИПДСЭЕЗП; ЕНХ ЧУЕ ТБЧОП, ЛБЛ ЮФП ЧЩЗМСДЙФ, ЗМБЧОПЕ - ЮФПВЩ ВЩМП ХДПВОП.

бХДЙБМ ИПТПЫП ЪБРПНЙОБЕФ ХУМЩЫБООЩК НБФЕТЙБМ. дМС ОЕЗП ЧБЦОБ УФТХЛФХТБ, РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ - ЮФП РЕТЧПЕ, ЮФП ЧФПТПЕ Й ЮФП ФТЕФШЕ; ЕУМЙ РТЕТЧЕФЕ ЕЗП Ч УЕТЕДЙОЕ НПОПМПЗБ, ФП ПО НПЦЕФ ОБЮБФШ ТБУУЛБЪЩЧБФШ ЧУЕ УОБЮБМБ, "ПФ РЕЮЛЙ".

тБУРТЕДЕМСС ЦЕ ПВСЪБООПУФЙ, ХЮФЙФЕ, ЮФП ЧЙЪХБМ ЙНЕЕФ ЦЙЧХА ЖБОФБЪЙА, ИПТПЫП ЧЙДЙФ ЧПЪНПЦОПУФЙ, ДЕФБМЙ; ЛЙОЕУФЕФЙЛ ПВМБДБЕФ УЙМШОПК ЙОФХЙГЙЕК, ОП УМБВ Ч ДЕФБМСИ; БХДЙБМ МЕЗЛП ЧМБДЕЕФ ТЕЮША Й ХНЕЕФ ИПТПЫП ЧЕУФЙ ДЙУЛХУУЙЙ.

дМС ФПЗП ЮФПВЩ ПЧМБДЕФШ РПДПВОПК "ДЙБЗОПУФЙЛПК", ЧЩСУОЙФШ, ЛФП ЕУФШ ЛФП, Й РТЙНЕОСФШ ЬФП ХНЕОЙЕ Ч ТБВПФЕ У МАДШНЙ, ОБЮОЙФЕ У УЕВС. лБЛПК ЧЙД ЧПУРТЙСФЙС СЧМСЕФ ДПНЙОЙТХАЭЙН Х ЧБУ, Х ЧБЫЙИ ВМЙЪЛЙИ?

еУМЙ, Л РТЙНЕТХ, ЧЩ МАВЙФЕ РПТСДПЛ Ч ДПНЕ, ЮФПВЩ ЧЕЭЙ МЕЦБМЙ ОБ УЧПЙИ НЕУФБИ, ЮФПВЩ ВЩМП ЛТБУЙЧП, Б ЧБЫ УХРТХЗ (ЙМЙ УХРТХЗБ) НПЦЕФ УРПЛПКОП ОБИПДЙФШУС Ч ПВУФБОПЧЛЕ "ТБВПЮЕЗП ВЕУРПТСДЛБ", Й ЧБУ ЬФП ТБЪДТБЦБЕФ, ФП ОЕ УФПЙФ ПФЮБСООП ВПТПФШУС - УНЙТЙФЕУШ МЙВП ТБЪПКДЙФЕУШ: РТПУФП ЧЩ - ЧЙЪХБМ, Б ЧБЫБ РПМПЧЙОБ - ЛЙОЕУФЕФЙЛ. еУМЙ ЧЩ ОЕ РПОЙНБЕФЕ, РПЮЕНХ ЧБЫ ТЕВЕОПЛ ОЕ НПЦЕФ ЪБРПНОЙФШ РТПУФПК ЙУФЙОЩ, ИПФС ЧЩ ЕНХ ЗПЧПТЙМЙ ПВ ЬФПН ХЦЕ ОЕ ТБЪ Й ОЕ ДЧБ, Б ПО ЪБВЩЧБЕФ УОПЧБ Й УОПЧБ, ФП МХЮЫЕ ОБРЙЫЙФЕ ЕНХ, РПЛБЦЙФЕ ЛБТФЙОЛХ, ЛБЛ ЬФП ЧЩЗМСДЙФ.

вЕЪ ХЮБУФЙС ДТХЗЙИ МАДЕК, ВЕЪ ПВЭЕОЙС У ОЙНЙ, ВЕЪ ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙС ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ДПУФЙЗОХФБ ОЙ ПДОБ ГЕМШ. дПВЙФШУС ВПМШЫЕЗП ХУРЕИБ НПЦОП ФПМШЛП ФПЗДБ, ЛПЗДБ ГЕООПУФША ЧБЫЕЗП ПВЭЕОЙС У ДТХЗЙНЙ УФБОПЧЙФУС ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ. б ЬФП ПЪОБЮБЕФ ХНЕОЙЕ РПОСФШ УПВЕУЕДОЙЛБ, ХНЕОЙЕ ЗПЧПТЙФШ У ОЙН ОБ ПДОПН СЪЩЛЕ Й ФПЮОП ДПОЕУФЙ УЧПА НЩУМШ.

Все мы с вами говорим на русском языке. И даже иногда русским языком неоднократно повторяем сказанное. При этом часто умудряемся не понимать друг друга, говорить на разных языках. Случается, не так ли?
Согласно большому словарю фразеологизмов,говорить на разных языках значит не понимать друг друга. И, хоть этого словосочетания и нет в данном словаре, наоборот, говорить на одном языке − это понимать друг друга.
Хотите ли вы говорить на одном языке со своими собеседниками, будь то один человек или аудитория? Если да, то это уже половина дела, так как это желание является главным условием его осуществления. Но не единственным. Я выделила шесть основных составляющих:
— честность и порядочность;
— уважение;
— общий словарный запас;
— использование образов, понятных аудитории;
— общий жизненный опыт;
— сомнение во взаимопонимании.

Давайте по порядку.

1. ЧЕСТНОСТЬ И ПОРЯДОЧНОСТЬ
«Ближе всего к великому стоит честность».
Виктор Гюго

Мне кажется странным об этом упоминать, но все же…
Говорить на одном языке – это, в том числе, и быть честным и порядочным со своими собеседниками, аудиторией. Говорить правду, не забывая про чувство такта, выполнять свои обещания, заботиться о том, чтобы не причинить намеренного вреда.

2. УВАЖЕНИЕ
«Нельзя одного человека уважать больше другого. У уважения нет категорий. Уважение, как и рыба (помните Воланда из романа «Мастер и Маргарита»?), либо первой свежести, либо есть нельзя».
Сергушенкова Татьяна

Однажды одна моя знакомая рассказала мне, что решив поговорить с бомжом на его языке, попросила его, почему-то матом, чтобы он от нее и ее друзей отстал. Что-то он у них клянчил: то ли денег, то ли прикурить, то ли еще что. Как вы думаете, какова была его реакция? Правильно. За секунду из достаточно мирного бездомного он превратился в агрессивно настроенного, сыплющего ругательствами и угрозами в ответ. Эта история меня бы нисколько не удивила, если бы эта моя знакомая не задала мне вопрос: «Почему он так себя повел? Ведь я последовала твоему совету. Ты всегда повторяешь, что надо с человеком разговаривать на его языке». Хм… Как оказалось, именно с ней в какой-то момент мы разговаривали на разных языках. На очень разных языках.

Но, все-таки, ответить мне ей что-то надо было. Изумления на моем лице ей было явно недостаточно. Прежде чем читать мои мысли по этому поводу, решите, а как бы ответили вы на этот вопрос.

Была ли такая реакция бездомного на матные слова в его адрес? Или даже на направление его этими словами в места широко известные? Думаю, нет. Безусловно, не стоит налево и направо использовать эту лексику только потому, что некоторые «матом не ругаются, а на нем разговаривают», но все же, я уверена, что не это ключ. Ключ в положении этой девушки по отношению к просящему. Она возвышалась над ним. Смотрела на него сверху вниз. Она чувствовала себя выше него. Она не испытывала к нему не то что уважения, а даже простого сострадания. Только презрение. А это всегда оскорбляет самолюбие любого человека (ну, не будем говорить о тех единицах, которые достигли, так называемого, просветления).
Наше эго, самолюбие, гордость, достоинство, неважно, как это вы называете, это наше самое уязвимое место. Мы не любим когда нас унижают, принижают, вытирают о нас ноги, смешивают с грязью, растаптывают, роняют в чьих-то глазах ниже плинтуса. Чувствуете? Все эти слова в очередной раз подтверждают, что мы не любим быть внизу. Когда кто угодно считает нас ниже себя, мы испытываем массу самых разных эмоций, но, так или иначе, все они трансформируются в злость на того самого, считающего себя лучше нас.

Необходимым условием взаимопонимания является проявление к своему собеседнику, будь то один человек или группа людей, уважения. Даже не только проявление, сколько, действительно, уважение. Согласно толковому словарю Ушакова, уважение – это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств. Согласно моим ощущениям, это находится с человеком в позиции равный с равным. Не помню, где я встретила объяснение уважения, как принятие человека со всем его жизненным опытом, без осуждения, без оценки. Опять же, не так важно точное определение, сколько прочувствование слова и сути, которая за ним стоит.

3. ЛЕКСИКА, ТЕРМИНОЛОГИЯ И ИНОЯЗЫЧНЫЕ СЛОВА
«С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадигматических связях предикатов».
Неизвестный автор

Наша лексика – это наш словарный запас. Все слова, которые мы знаем и понимаем. Помните: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью»? С высокой вероятностью наша с вами лексика умещается в указанный диапазон от 30 до 12 000 слов.Общаясь с годовалыми детьми или Эллочкой-людоедкой, нам не то, что нет необходимости использовать все известные нам слова, а, наоборот, есть необходимость попасть в те 30-1000 слов, известные им. Только тогда может возникнуть взаимопонимание.
Опять же, постоянно увеличивая свой лексический запас, мы увеличиваем количество людей, с которыми можем говорить в одном словарном поле.
Есть еще один аспект. Невозможно не заметить, что современный русский язык вбирает в себя всё больше и больше чужих, заимствованных слов. Не будем вдаваться в причины и оценку этого процесса, отметим только, что большое количество таких слов в речи только одного из собеседников, крайне ухудшает взаимопонимание. А иногда сводит его вовсе на нет.
Конечно же, в речи нельзя избежать всех слов иноязычного происхождения, но, для большинства из них, в случае необходимости, можно найти синоним или эквивалент в русском языке. Хоть, как я понимаю, слово «себяшечка» так и не получила признания, были хотя бы предприняты попытки замены «сэлфи». Кстати, помню, что лично у меня (хоть мне еще и нет семидесяти и я не так уж далека от современных технологий) пару лет назад при чьем-то публичном выступлении возник вопрос «что же такое это сэлфи?». И если значение одного неизвестного слова можно понять из контекста, то при их злоупотреблении смысл сказанного даже не то, что ускользает, а просто вообще для человека непосвященного отсутствует.
Понятно, что это также относится к профессиональной терминологии и сленгу (о, и тут не обойтись без заимствований).Однажды приятель пытался мне объяснить, как нужно сохранять тепло в доме в морозы. Тогда, при температуре -25 градусов по Цельсию, это было очень актуально. Из его двухминутной речи чуть более знакомым мне было слово «конвекция». Обо всем остальном я могла только догадываться. Так же, как и о том, что он хотел этим всем сказать. То ли блеснуть своей эрудицией, то ли выставить меня полной дурой (хотя, это я исключаю, просто уточняю, что со стороны можно и так увидеть), то ли реально хотел научить, но не сумел.
Есть и другая сторона вопроса, а именно, расширение моего словарного запаса. Быть может, если бы я в свое время озаботилась изучением соответствующей терминологии, взаимопонимания было бы больше.

Говорить с людьми на одном языке – это, в том числе, использовать в речи понятные им слова. При необходимости, пояснять используемые термины и слова иноязычного происхождения. Быть может, стоит их пояснить еще до того, как вам задали вопрос, что же это такое. Особенно важно это при публичном выступлении. И, конечно же, постоянно увеличивать свой словарный запас.

4. ОБРАЗЫ, ПОНЯТНЫЕ АУДИТОРИИ
В качестве эпиграфа:
«Сапожник напивается в стельку.
Портной - в лоскуты.
Пожарный - в дымину.
Плотник - в доску.
Стекольщик - вдребезги.
Извозчик - в дугу.
Гробовщик - вусмерть.
Свинарка - до поросячьего визга.
Охотник - в дупель.
Шофер - в баранку.
Железнодорожник - в дрезину.
Футболист - в аут.
Ассенизатор - в говно.
Повар - в сосиску.
Бондарь - в бочку.
Лесник - в шишку.
Музыкант - в дудку.
Электрик - в отключку.
Математик - в ноль.
Физкультурник - в лежку.
Медик - до потери пульса.
Физик - до потери сопротивления.
Химик - до выпадения в осадок.
Писатель - до ручки.
Журналист - до точки.
А астрофизик - до звезд из глаз. Зато красиво…»
(По чьему-то тонкому наблюдению, автор мне неизвестен)

Представьте, что вы Принцесса на горошине. Вас спрашивают: «А каково это вам спать на горошине?» Вы отвечаете: «Это очень неудобно». «Неудобно?» — уточняют у вас. «А насколько неудобно?» Вы начинаете судорожно придумывать, как же им, бестолочам, объяснить степень неудобства. Ага, вспоминаете вы, ведь можно использовать образы: «Ну, это как идти в туфлях, у которых один каблук сломан». Вам-то, как принцессе, вечно вынужденной ходить на каблуках совершенно очевидно, что это жутко неудобно. Нет. Ходить, конечно, можно. Но никакого удовольствия, сплошные мучения. На лицах ваших собеседников ни проблеска. Вы обращаете свое внимание на их ноги и замечаете, что на них кроссовки. Поднимаете взгляд вверх и осознаете, что спрашивающие выше вас практически в два раза. А у одного в руках мяч, который он постоянно бьет об пол. Вас осеняет очередная догадка: «Это как играть сдутым мячом». В яблочко! Команда баскетболистов разделила с вами весь ужас положения и искренне посочувствовала. Эти ребята знают, каково это, играть сдутым мячом…

Если вы хотите кому-то что-то понятно объяснить, найдите образ, сравнение близкие конкретному человеку, конкретной аудитории.
В случае с нашим примером, если ваш собеседник любит кататься на коньках, скажите ему «что это как кататься по очень неровному льду». Для практикующего йогу подходящим образом будет занятие на скользящем по полу коврике. Для ораторов – забывать через слово, что же хотел сказать.

Тоже самое, когда в качестве собеседников выступает группа людей, как при публичных выступлениях. Есть всегда несколько характеристик, объединяющих всех. Это может быть возраст, род деятельности, общие знакомые, принадлежность к роду человеческому, в конце концов.

Говорить на одном языке – это, в том числе, и умение найти понятный и близкий твоему собеседнику или аудитории образ.

5. ОБЩИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
«Узость собственных взглядов мешает видеть широту чужих мыслей».
Сергушенкова Татьяна

Знаете ли вы, что такое шоры? На всякий случай, «шоры - боковые щитки на уровне глаз животного, недающие возможности глядеть в стороны», гласит толковый словарь Ожегова.
Каждый из нас, время от времени, носит эти самые шоры. Выберет себе тропинку и чешет прямо по ней, не обращая ни на что и ни на кого внимания. У него есть цель, ему надо как можно быстрее ее достигнуть. Нечего тратить время на пустяки.
- Пойти в театр? Нет. Что вы! У меня времени на это нет.
- Танцую ли я сальсу? Да за кого вы меня принимаете?
-Плетение из бисера? Да это самое бесполезное дело, которое только может быть.
- Резьба по дереву? Это занятие для дураков, а не для серьезных людей.
- Походы? Ни за что на свете вы не заманите меня туда, где нет душа.
- Экскурсия по Эрмитажу? Ох, та еще скукотища. Нет. Я не был. Но точно знаю.
- Какие такие красоты природы? Старый дуб у дороги? Нет. Не видел.

А после всего этого в диалоге со своим знакомым он вынужден констатировать: «Вы не знаете, что такое абандон? Хм… Тогда я просто не знаю, о чем с вами разговаривать». Кстати, следуя его логике, со мной ему тоже не о чем разговаривать.

Насколько легче найти общий язык с человеком, с которым у нас есть общие интересы, знакомые, схожий опыт, близкое мировоззрение. Правда? Мы всегда знаем, о чем с ним поговорить, что обсудить, быть может, о чем подискутировать. Поделимся друг с другом полезными знаниями, хорошими эмоциями, новыми контактами.

Как расширить этот круг людей? Продолжать познавать этот мир с искренним интересом. Погружаться, хотя бы на время, в различные сферы. Знакомиться с новым. Приобретать знания и опыт. Не ради получения ярких эмоций, хотя это всегда приятный бонус. Ради поиска своего, ради понимания чужого. Ради того, чтобы больше занятий и людей в этом мире находили отклик в наших сердцах. Чем больше интересов и знаний у нас, тем больше людей имеют с нами что-то общее. Тем с большим количеством людей мы можем с радостью и обоюдной пользой взаимодействовать.

Не говоря уже об ораторском мастерстве.
Сколько времени вы готовитесь к выступлению? Три часа, дня, месяца? А вот и нет! Подготовкой является вся ваша жизнь. Все ваши чувства, мысли, действия, знания, ошибки. Весь ваш полученный опыт. Чем он богаче, тем больше шансов найти общий язык как с аудиторией в целом, так и с каждым ее участником в отдельности.

Говорить на одном языке – это, в том числе, и иметь жизненный опыт, схожий с опытом собеседника и аудитории.
Хм… Любопытно, а вы заглянули в словарь, чтобы узнать, что же это за зверь «абандон»?

6. СОМНЕНИЕ ВО ВЗАИМОПОНИМАНИИ
«Когда тебе кажется, что ты кого-то очень хорошо понимаешь, то, действительно, тебе кажется».
Сергушенкова Татьяна

Однажды я была свидетелем вот такого диалога. Упомянув о присвоении себе чиновниками пенсионных денег, две женщины стали обсуждать, почему же «сверху ничего не видят и ничего не делают», чтобы это предотвратить или, хотя бы, наказать. А через три минуты выясняется, что одна о Боге, а другая о начальстве. До тех пор они были абсолютно уверены, что прекрасно понимают друг друга.
Знакомо, не правда ли?

Второй случай. В детстве, когда мама заплетала мне очень тугие прически, которые делали мой разрез глаз практически азиатским, на мои всхлипывания и стоны мама всегда произносила свое коронное «терпи коза, атаманом будешь». Нет, конечно же, второе слово было «казак», но в моем сознании это словосочетание долго жило именно в таком варианте. Ни как не могла понять, почему, если коза будет терпеть такие заплетания, она станет атаманом. Да и кто вообще, этот туманный атаман… Не помню, в какой момент разрешился этот вопрос, но помню, что с таким заблуждением жила много лет. Когда, уже будучи взрослой, поделилась с мамой этой историей, она была искренне удивлена не только самим фактом моего непонимания, но еще и тому, что я ни разу не выразила его вслух. Хм… Действительно, почему? Вопрос, скорее, ко мне, чем к вам, читающим эти строки.

Можно ли избежать всех подобных ситуаций? Думаю, нет. Но свести их количество к минимуму не так уж сложно. Что для этого нужно делать?

Во-первых, как ни странно это, быть может, звучит, отказаться от мысли, что степень вашего взаимопонимания с кем-либо изначально высока. Лучше быть уверенным, что она ближе к нулю и ошибиться в этом, чем напрасно и необоснованно считать, что вы понимаете друг друга с полуслова. И понимаете правильно.

Во-вторых, время от времени интересоваться у своих собеседников правильно ли они вас поняли или правильно ли вы поняли их. Фразы «правильно ли я вас понимаю?» или «все ли понятно?» (и им подобные вам в помощь). Очевидно, что значение нужно уделять и тону, чтобы ваш вопрос был действительно заботой о взаимопонимании, а не звучал едкой иронией.

Говорить на одном языке – это, в том числе, периодически уточнять, а так ли это на самом деле, задавая дополнительные вопросы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если повторить все это коротко, то для того, чтобы говорить с кем-либо на одном языке необходимо:
- быть честным и порядочным;
- уважать своего собеседника и аудиторию;
-использовать в речи понятные имслова;
- находитьблизкие собеседнику или аудитории образы;
-иметь схожий жизненный опыт;
- периодически уточнять, а действительно ли вы говорите на одном языке.
Дает ли выполнение всех этих условий гарантию на взаимопонимание? Думаю, вы уже ответили на этот вопрос. Верно. Ответ «нет». Используя общие советы, не забывайте, что каждый случай частный. К тому же, процесс общения зависит от всех его участников, а не только от вас.
Но зная и применяя все это, вы совершенно точно повысите качество общения с каждым человеком и с любой аудиторией. Зарекомендуете себя чутким собеседником и прекрасным оратором.

Душевного вам общения, глубокого взаимопонимания и публичных разговоров на одном языке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!