Учеба в ярославской гимназии. Ярославская гимназия

Ярославская гимназия. Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.

Фото 13 из презентации «Николай Некрасов» к урокам литературы на тему «Некрасов»

Размеры: 241 х 101 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Николай Некрасов» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 732 КБ.

Скачать презентацию

Некрасов

«Некрасов песня» - Этапы проведения проекта. Дидактические материалы Тест «А Некрасов… Типология проекта – информационный Категория учащихся – 9 «Б» класс Предметные области – литература. Автор: Смирнова Марина Андреевна – учитель литературы. Почему песни на стихи Н.А. Некрасова стали народными? Мотивы народной песни в лирике Н.А. Некрасова.

«Жизнь и творчество Некрасова» - Родился Н. Николай Алексеевич Некрасов. В 1846 году Николай Некрасов с И. А. 1821 – 1877 гг. Г. Жизнь и творчество. Выполнил ученик 6ж класса Горошко Александр Учитель И.П. Фукс. Некрасов. А.Некрасов. Н.

«Некрасов поэт» - Выяснить, в чём же неповторимость, новаторство поэзии Некрасова? Ход исследования: «Я лиру посвятил народу своему…». Николай алексеевич некрасов. Цели и задачи: Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди..» посвящено Панаевой. Ирония – сильное оружие некрасовской поэзии. Назначение поэта и поэзии. Сделать заключительные выводы о своеобразии лирики Н.А.Некрасова.

«Биография Некрасова» - За усадьбой была псарня. Несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала тело поэта. Алексей Сергеевич Некрасов - отец поэта. За поместьем в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. Много проникновенных строк посвятил поэт великой матушке Волге. Родовое поместье Некрасова состояло из большого неуклюжего дома

«Некрасов лирика» - Любуйся, а нам не мешай!». В чём особенность поэзии и новаторство Н.А. Некрасова? Детская тема. «Тройка»В.Перов. В.Г.Белинский. Некрасов Алексей Сергеевич. «Мужичок с ноготок» («Крестьянские дети»). Тема поэта и поэзии. Посмотрит-рублём подарит!». «Орина, мать солдатская». «На Волге». Писатели - сотрудники журнала «Современник».

«Поэзия Некрасова» - Не случайно Пушкин говорил, что память о прошлом, прежде всего «светла». Введение. Михаила Юрьевича Лермонтова поправу можно назвать последователем таланта А.С.Пушкина. I. Введение. 1. Россия и поэзия XIXвека. Церкви, соборы, монастыри…Их так много у нас, в России. Пушкин видит в образ Петра I образцового правителя государства.

Всего в теме 30 презентаций

Текст стихотворения Некрасова «Школьник» был создан в 1856 году, когда его автор находился на родине Ломоносова под Ораниенбаумом. Эти места невольно ассоциируются с Ломоносовым, который по своему рождению был обычным простым русским мужиком. Однако благодаря своему стремлению к знаниям сумел выбиться в люди и стал великим ученым. Именно эту идею и заложил в свое стихотворение Некрасов. Для того, чтобы ученикам в классе было интересно читать стих «Школьник» Некрасова Николая Алексеевича, а потом и учить произведение наизусть, необходимо раскрыть тему.

Поэта очень глубоко волновали вопросы образования простых крестьянских детей, когда далеко не каждая семья могла позволить себе выучить своего отпрыска в школе. Композиция стихотворения состоит из трех частей. В начале произведения автор описывает встречу лирического героя с бедно одетым крестьянским мальчиком. У него в котомке лежит книга, поэтому поэт предполагает, что тот идет учиться в школу. Автору интересно происхождение мальчика, из каких крестьян он, из дворовых или из отпускных. Далее он начинает рассуждать о том, какие преимущество дает образование, что если приложить труд, то можно выбиться в большие люди, как это получилось у Ломоносова. Если стихотворение задали на уроке по литературе, то его скачать онлайн можно на нашем сайте.

– Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!


Памятник Н. А. Некрасову, установленный в Грешневе на месте усадьбы. Фото К. В. Сезонова. 2005 г.

«Я рос, как многие, в глуши, у берегов большой реки»: грешневское детство поэта

Совершив большое путешествие, Некрасовы прибыли в Ярославль. Здесь они переправились через Волгу и выехали на Костромской тракта , соединявший по левому берегу реки Ярославль и Кострому. Преодолев по нему последние 19 верст пути, Некрасовы прибыли в Грешнево.

Семья Некрасовых поселилась в усадьбе, построенной, судя по всему, С. А. Некрасовым в самом начале XIX в. Она находилась на т. н. «костромском конце» Грешнева; усадьба старшего брата Алексея Сергеевича, отставного штабс-капитана С. С. Некрасова, располагалась на противоположном, «ярославском конце»37 .

Изображений грешневской усадьбы не сохранилось. Представление о том, как она выглядела за одиннадцать лет до приезда семьи Некрасовых, дает опись от 27 мая 1815 г. Согласно ей, в господском доме «деревянного строения» было восемь «малых покоев» (комнат), сени и два чулана. В число этих «покоев», скорее всего, входили: прихожая, зал (столовая), гостиная, кабинет, спальня, детская и девичья. В доме имелось семь окон с двойными рамами. Отапливался он голландской печью, имевшей изразцовую лежанку. Наверху находилась светелка с голландской печью38 . Дом был крыт тесом. Кроме господского дома в состав «усадебного строения» также входили: баня, два каретных сарая, конюшня с денником, амбар с погребом, флигель с сенями, людская изба, скотный двор, погреб и др. (все эти постройки, за исключением крытых соломой людской избы, скотного двора и погреба, были покрыты тесом). К барскому дому примыкал сад, обнесенный «досчатым и бревенчатым забором», в котором имелась «беседка на столбах»39 .

В 1928 году восьмидесятилетний грешневский крестьянин П. О. Широков вспоминал о барской усадьбе: «Усадьба-то забором была обнесена, крашена в желтый цвет, да с черными дугами. Барский дом (…) одноэтажный, небольшой. На дорогу он выходил да в сад. Перед ним-то палисадник. Терраса длинная. С нее же ход в дом был. Всего-то в доме четыре комнаты. Прямо налево столовая, а потом спальня (это угловая, она и в сад уходила), а еще вроде как бы девичья, да еще комната. А под домиком-то погреб… А за домом-то – кухня господская, а потом баня. А так же, как барский дом, дальше, вдоль дороги, была людская…»40 .

Алексей Сергеевич и Елена Андреевна Некрасовы приехали в Грешнево с пятью детьми: Андреем (1820 – 1838 гг.), Елизаветой (1821 – 1842 гг.), Николаем (1821 – 1877 гг.), Анной (1823 – 1882 гг.) и Константином (1824 – 1884 гг.). Уже на новом месте родились Федор (1827 – 1913 гг.) и Ольга (р. 1838 г.)41 . Обременённый большой семьёй, А. С. Некрасов в 20-е годы являлся типичным представителем помещичьей мелкоты. В 1829 году за ним числилось всего 52 души крестьян42 (т. к. учету подлежали только мужские «души», то всего у отца поэта имелось чуть больше сотни крепостных). Детям же его впоследствии грозила самая настоящая нищета. Однако постепенно Алексей Сергеевич смог встать на ноги. В 1832 году умер его брат Дмитрий Сергеевич, и его наследство (50 душ) поделили между собой братья и сестры. В 1834 году А. С. Некрасов приобрел два имения во Владимирской губернии – сельцо Алешунино (Гороховецкий уезд) и село Клин (Муромский уезд), одно в Симбирской – село Знаменское, и одно в Саратовской – д. Ивановка. Во всех четырёх имениях насчитывалось 77 душ (т. е. не менее 160 человек)43 . По переписи 1834 года, у А. С. Некрасова было 69 душ (142 человека)44 , а по переписи 1850 года, он являлся уже владельцем 325 душ в Ярославской губернии и 70 во Владимирской, Симбирской и Саратовской губерниях45 . Таким образом, к началу 50-х годов отец поэта превратился в помещика средней руки. В советское время немало писали о жадности Алексея Сергеевича, что в каком-то отношении является справедливым, но при этом обычно упускались из виду его семеро детей, которых надо было поставить на ноги и не пустить по миру.

Для дополнительного заработка А. С. Некрасов некоторое время держал на Костромском тракте «почтовую гоньбу», т. е. он обслуживал своими лошадьми определенный участок тракта – от Грешнева до Костромы и обратно. В двух номерах «Ярославских губернских ведомостей» (№ 51 за 1847 г. и № 1 за 1848 г.) было помещено объявление: «1-го января сего 1848 года, Ярославского уезда, в сельце Грешневе, на 23 версте от Ярославля выставлены будут от помещика майора Некрасова лошади для вольной гоньбы, в перемене коих никто из проезжающих из Ярославля прямо на Кострому и обратно не встретят ни малейшего замедления; плата же назначается в 8 копеек, полагая на ассигнации на версту»46 .

По-видимому, с конца 30-х годов семья Некрасовых, как и было принято у многих помещиков, на зиму стала переезжать в Ярославль, снимая здесь квартиру. Лето же и осень они проводили в Грешневе.

Традиционно считается, что А. С. Некрасов был необразованный и некультурный человек. Однако подобное мнение явно преувеличено. Известно, что в Грешневе была библиотека (о ней чуть ниже), хозяин усадьбы любил музыку, на склоне лет регулярно читал издаваемый сыном «Современник» и другие журналы. Наконец, Алексей Сергеевич писал стихи. По воспоминаниям дворового П. А. Прибылова (р. в 1838 г.), однажды, узнав о любовных похождениях своего управляющего Карпа Матвеевича, А. С. Некрасов написал тому угрожающую записку в стихах47 . Данный эпизод произошел в конце 50-х годов, но, надо думать, что Алексей Сергеевич баловался стихами и в более раннее время (то, что отец Н. А. Некрасова был стихотворцем, в советском некрасоведении являлось чуть ли не государственной тайной). Логично предположить, что сыновья Алексея Сергеевича, Николай, а также и Константин, начали писать стихи по примеру отца.

Особый отпечаток на жизнь грешневского дома накладывало то, что Алексей Сергеевич был страстным охотником. Особенно он любил псовую охоту с гончими и борзыми (всем нам хорошо знакомую по охотничьим сценам из «Войны и мира» Л. Н. Толстого). Его бывший выжлятник (старший псарь) Платон Прибылов много лет спустя вспоминал о своем барине: «Страстный охотник он был. Была у нас псовая охота (22 охотника, сам 23-й), охотились на дичь; редко на волков и медведей. Раз, помню, затравили пару медведей. У того места затравили, где теперь Понизовники, у Овсянников, у Николы-Бора. Беда, как любил охоту. Хлебом не корми, а устрой ему охоту. Бывало, с вечера призовет меня к себе, чтобы решить, куда ехать на охоту. (…) Рано утром все и отправлялись. Ловчий (главный псарь – Н.З.) выйдет на крыльцо и будит всех рогом. Встанет и играет:

Вы, охотники, вставайте, Там бывают русачки.

Лошадей своих седлайте! Скидывай с гончих смычки,

Мы поедем в те местечки, Вдаль гляди. Ату, ату,

Где есть озими, лужечки. Ату, матерой русак!

Костюму охотничьего сколько было. Кожаны были вроде бурки, кивера с лакированными козырьками, черные с железными петлицами поддевки…»48 .

Об охотничьих выездах барина вспоминала крестьянка А. Пургина из д. Кощевки: «Бывало, проезжает Алексей Сергеевич мимо наших окон на охоту. На статном коне, в белом барашковом башлыке, плотного сложения, красивый, полный (…). За ним охотники, тоже на лошадях, в синих венгерках, с гончими собаками на поводках»49 .

В 40-е годы А. С. Некрасов неоднократно бывал в Костроме. Будучи страстным собачником, он, скорее всего, посещал и примыкающую к городу б , известную в XVIII-XIX вв. как центр разведения костромской породы гончих собак50 . А. С. Некрасов, вероятнее всего, бывал в Татарской слободе и в числе своих собак, возможно, имел и костромских гончих.

Ездил ли А. С. Некрасов, как позднее его сын, на охоту также и в соседний Костромской уезд, неизвестно, но вполне вероятно, что в своих охотничьих странствиях по Костромскому краю Н. А. Некрасов пошел по его стопам.

И до революции, и в советское время об охотничьем увлечении Алексея Сергеевича писали почти исключительно негативно, в то время как об этой же страсти его сына речь шла в самых почтительных тонах. В первом случае, согласно общепринятой точке зрения, имела место барская прихоть жестокого крепостника, во втором – средство познания народа поэтом-демократом. Однако, даже если бы дело и обстояло так, мы обязаны быть благодарны Некрасову-старшему за его страсть. Безусловно, что пример отца способствовал превращению увлечения охотой для Некрасова-младшего в страсть на всю жизнь. Не стань же Н. А. Некрасов охотником, он не написал бы своих лучших вещей («Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и др.).

Разумеется, в жизни Коли Некрасова огромную роль играла мать, но достоверно нам о ней почти ничего неизвестно. А.Ф. Тарасов пишет: «…мы очень мало знаем о (…) Елене Андреевне, матери поэта. (…) Мы не знаем её облика, можем смутно представить её себе только по воспоминаниям крестьян, записанным через 60 лет после её смерти»51 . В 1902 году 83-летний грешневский крестьянин Э. М. Торчин вспоминал о Елене Андреевне: «…небольшого роста, беленькая, необыкновенно добрая, умная, тихая барыня была. Многих она избавляла от побоев – просила мужа за всех и иногда вызывала этим гнев его, всегда страдала. Из дома редко выходила, часто сидела на террасе, а если и ходила гулять в деревню одна или с детьми, то только когда муж уезжал в город или далеко на охоту». Крестьянка Феоктиста Сорокина из д. Кощевки также вспоминала о своей барыне: «…небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая», она «следила за тем, чтобы больные женщины не работали и вообще не брали непосильных работ и не поднимали тяжестей. Все женщины, когда не было дома барина, шли за советом, лекарством к барыне, и она с каждым поговорит, расспросит, как живет, о детях, о муже; помогала советом и давала, что могла. Много-то не могла помогать – потому что всё было в руках мужа, и принимала-то женщин и всех с просьбами, чтобы не знал барин»52 .

В поэме Некрасова «Мать» говорится, что Елена Андреевна играла на рояле (II, 421) (отсюда же мы узнаем, что в Грешневе был рояль).

Судьбе было угодно перенести маленького Колю Некрасова с Западной Украины в коренную Россию, на Волгу. Естественно, что с первых лет жизни в Грешневе он много времени проводил на реке. «От барского дома до Волги, – пишет А. В. Попов, – по прямой линии было 6 верст, но здесь никто не ходил, потому что болото и теперь затрудняет движение в этом месте. Обычный путь, более далекий, шел через деревни Ермольцыно и Тимохино к волжскому левому берегу против Бабайского монастыря. Берег Волги против монастыря, от Туношенского острова вниз до деревни Рыбницы, можно назвать классическим некрасовским местом (…). Сюжеты ряда его произведений связаны именно с этим местом»53 .

Своё детство будущий поэт провел на лоне природы. Одной из главных особенностей грешневской округи было то, что ежегодно после весеннего ледохода Волга широко разливалась, затопляя низменный левый берег от Ярославля вплоть до Костромы. Возле Грешнева половодье заливало даже тракт на Кострому. В вышедшей в 1848 году части «Военно-статистического обозрения Российской империи», посвященной Костромской губернии, сказано: «…поёмное пространство Костромского уезда, непосредственно соединяется с таковым же разливом Даниловского уезда Ярославской губернии, и составляет пространство в длину по р. Волге, от Костромы до Тимохинской почтовой станции, лежащей на луговой Ярославской дороге, около 35 верст, а в ширину около 25 верст. Разлив начинается с общим движением весенних вод и продолжается вообще около 5 недель; возможность одиночного проезда для обывателей получается не ранее конца апреля или начала мая, (…) но при большой воде и значительных повреждениях устанавливается проезд не ранее половины июня»54 . Известно, как, вспоминая своё детство, описывал подобные величественные картины природы С. Т. Аксаков. Некрасов любил и чувствовал природу не меньше Аксакова, но он воспринимал окружающий его мир иначе и, став взрослым, о разливах Волги у Грешнева упомянул только в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»:

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля… (III, 54) .

Разумеется, родители с детьми часто посещали свой приходской храм в Абакумцеве. По-видимому, в детстве Коля Некрасов был очень верующим. Позднее в стихотворении «Тишина» (1857 г.) он писал:



Петропавловский храм в Абакумцеве. Фото К. В. Сезонова. 2005 г.

Храм Божий на горе мелькнул

И детски-чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул… (II, 41) .


Как справедливо полагает А. В. Попов, храм на горе – это церковь в Абакумцеве55 . Позднее поэт, конечно, во многом отошел от веры, но, тем не менее, целиком с ней так и не порвал.

Абакумцевский храм стоял на высокой горе, откуда открывалась незабываемая панорама на десятки верст вокруг. Еще более дальний обзор открывался с подымающейся за храмом Теряевой горы. Ф. В. Смирнов писал в 1902 г.: «Если стать (…) спиной к церкви, лицом к Волге, то перед глазами будет бесконечная равнина, вся зеленая летом. Равнина эта низка, она далеко, почти до горы заливается полою водою. На ней всё лето остаются в лугах озера, следы, вероятно, прежнего русла Волги. Теперь Волга отошла далеко к правому берегу, и плесо её синеет вдали, обозначенное, где оно скрыто берегом, дымом бегущих пароходов и мачтами идущих судов. Там Волга быстро несет свои воды в берегах, воспетых поэтом (…). Лесу в этой местности мало, везде только луга да пашни, и на их зелени разбросаны местами темные пятна селений. Белеют тут и там колокольни сельских церквей (…). Вдоль всей этой равнины под горою тянется костромская большая дорога»56 . «Эта замечательная панорама края, – писал в конце 30-х гг. XX в. А. В. Попов, – и теперь развертывается с вершины горы за селом Абакумцевым в трех-четырех километрах от Грешнева. Отсюда невооруженным глазом виден Ярославль, а в ясную погоду и Кострома, на расстоянии более сорока километров, а между ними светлая лента извивающейся Волги»57 .



Николо-Бабаевский монастырь. Вид с Волги. Фото начала XX в.

Не подлежит сомнению, что родители Некрасова со своими детьми ездили по праздникам за Волгу в Николо-Бабаевский монастырьв , позднее воспетый поэтом в стихотворении «На Волге». Этот стоящий между Костромой и Ярославлем монастырь был объектом массового паломничества местных жителей, привлекаемых его главной святыней – древним явленным образом Николы Бабаевского (напомним, что вплоть до 1928 года Николо-Бабаевский монастырь относился к Костромскому уезду).

Скорее всего, Н. А. Некрасов с детства вместе с родителями посещал и Кострому, до которой напрямую по тракту от Грешнева было около сорока верст. Хотя Кострома лежала в два раза дальше, чем Ярославль, но по дороге до неё не требовалось переправляться через Волгу.

Коля Некрасов рос в большом кругу братьев и сестер. Несомненно, что товарищами его детских игр являлись близкие по возрасту братья Андрей и Константин и сёстры Елизавета и Анна. Николай был очень близок с братом Андреем, позднее на его раннюю смерть он написал стихотворение. Он очень любил и Елизавету. С сестрой Анной Николай был близок до конца своих дней и умер у неё на руках.

Как и было принято в дворянских семьях, за маленьким Колей Некрасовым ходила няня. Позднее поэт вспоминал её в двух своих стихотворениях («Родина» и «На Волге»). Логично предположить, что няня оказала известное влияние на своего питомца, правда, в отличие от большинства дворянских детей, которые, став писателями, вспоминали о нянях с нежностью, Некрасов в стихотворении «Родина» отозвался о «бессмысленной и вредной доброте» (I, 29) своей няни почти что с ненавистью.

От няни дворянский мальчик обычно переходил в руки дядьки. Скорее всего, именно о нём поэт позднее вспоминал в стихотворении «В неведомой глуши, в деревне полудикой», где говорилось:

И мне дала судьба по милости великой

В руководители псарей (I, 31) .

Из этих строк можно предположить, что дядькой у него, вероятнее всего, был кто-то из охотников.

По-видимому, Коля Некрасов получил какое-то домашнее образование, но в чем оно состояло и кто был его первым учителем (например, местный священник или какой-нибудь бывший семинарист), нам неизвестно.

В грешневской усадьбе имелась библиотека. Некрасов вспоминал: «У нас в библиотеке нашел я два стихотворения: произведение Байрона “Корсар”, перевод Олина, и оду “Свобода” Пушкина» (XII, 21). Судя по всему, это воспоминание относится к началу 30-х годов. О библиотеке в Грешневе, хотя о ней упомянул сам поэт, в советское время почти никогда не писали. Причина этого понятна: наличие в Грешневе библиотеки не работало на устоявшийся образ Алексея Сергеевича, как жестокого и малограмотного помещика. Кажется, единственный, кто не обошел грешневскую библиотеку молчанием, был В. Е. Евгеньев-Максимов. «Заслуживает большого внимания и интереса, – писал он, – самое упоминание о том, что в Грешневе была “библиотека”. Конечно, понятие это растяжимое: под “библиотекой” можно подразумевать и особую комнату, уставленную книжными шкафами, и одну-единственную полочку с книгами, стоящую в уголке какой-либо жилой комнаты. По всему тому, что нам известно об обиходе грешневской усадьбы, второе предположение представляется несравненно более вероятным (…)»59 .

Об оде «Вольность», прочитанной Некрасовым в детстве, напротив, писали много, подчеркивая то впечатление, которое это свободолюбивое произведение произвело на будущего поэта-демократа. Напомним, что ода «Вольность», написанная Пушкиным в 1817 г., впервые была опубликована много лет спустя после смерти её автора, а до того ходила в рукописных списках. Несомненно, что Некрасов ознакомился именно со списком оды. Как он попал в Грешнево, мы не знаем, но логично предположить, что его мог привезти со службы А. С. Некрасов, вращавшийся в среде офицеров-декабристов. «Возникает вопрос, – писал В. Е. Евгеньев-Максимов, – каким образом в библиотеку грешневской усадьбы (…) попал список столь “крамольного” произведения, как ода “Вольность”. Был ли он привезен родителями Некрасова, или кем-нибудь из них, из района расположения второй армии, среди офицерства которой декабристские настроения были очень сильны, а следовательно, и запрещенные стихотворения Пушкина пользовались широким распространением?»60 .

Вероятнее, что «Вольность» привёз в Грешнево А. С. Некрасов: после окончания Отечественной войны среди молодых офицеров ходило немало таких стихотворений. Вопроса о том, как попала в Грешнево пушкинская ода, в советское время старались не касаться по той же причине, по какой избегали говорить о грешневской библиотеке.

Коля Некрасов очень рано начал писать стихи (как писалось выше, логично предположить, что он стал делать это по примеру отца). В предсмертных заметках поэта в одном месте говорится: «Начал писать с 6-ти лет» (XII, 21). В другом месте сказано: «Писать стихи начал с семи лет, помню, я что-то посвятил матери в день её именин» (XII, 20).

Не без влияния примера отца с детских лет Некрасовым овладела неудержимая страсть к охоте. Его сестра, А. А. Буткевич, вспоминала: «Брат мой всю жизнь любил охоту с ружьем и легавой собакой. 10-ти лет он убил утку на Печельском озере; был октябрь, окраины озера уже заволокло льдом, собака не шла в воду. Он поплыл сам за уткой и достал её. Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»61 . «Отец брал его на свою псовую охоту, – продолжала А. А. Буткевич, – но он её не любил»62 . Уже в детстве будущий поэт научился хорошо ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды 18 раз в день упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца»63 . Охота оставила заметный след в творчестве Некрасова.

С детских же лет Некрасовым овладела еще одна сильная страсть – к картам. Удивительного в этом ничего нет, игра в карты тогда (как и сейчас) была широко распространена в России. Большую дань картам отдал и отец поэта. И до революции и особенно после неё о страсти поэта-демократа к картам, как явно не соответствующей образу певца народной скорби, старались не упоминать.

В Ярославской гимназии

В августе 1832 года Николай Некрасов вместе с братом Андреем были отданы учиться в Ярославскую гимназию. Директором гимназии в то время являлся П. П. Абатуров, позднее переведенный на ту же должность в Костромуг .

Братья Некрасовы поступили в первый класс, однако в 1833 году ярославскую гимназию из четырехклассной преобразовали в семиклассную, в силу чего Николай и Андрей вместо второго класса перешли сразу в четвертый65 .

В гимназии Некрасов активно писал стихи. «В гимназии, – вспоминал он, – я ударился во фразерство, начал почитывать журналы, в то же время писал сатиры на товарищей. Один из них, Златоустовский, сильно отдул меня…» (XII, 21). В гимназические годы не ослабевала и страсть Некрасова к охоте. Одноклассник Некрасова М. Н. Горошков вспоминал: «Ездил я, помню, несколько раз с ним в его деревню (Грешнево) на охоту. Охотник я был страстный. Сговоримся, бывало, ехать с ним на почтовых, заедет он за мной, и поедем. Охотились мы за утками около Тимохина у Туношенского острова. Место было тинистое, и часто прилетали туда даже дикие гуси. (…) У Некрасова в доме я ночевал (…). Комнатка была небольшая, на левой руке от входа в дом. Помню я и самый дом: небольшой он был, невзрачный, в один этаж»66 .

Много времени (по-видимому, гораздо больше, чем учеба) у гимназиста Некрасова занимали также карты. Позднее поэт вспоминал, что они с братом «учением не занимались, а занимались больше кутежом, и я сильно приударял в картеж и в прочие забавы»67 . Некрасов учился всё хуже и хуже. В 1835 году на выпускных экзаменах в пятом классе он получил следующие отметки: закон Божий – 2, словесность – 3, логика – 2, математика – 1, история – 1, латынь – 3, география – 2, немецкий язык – 2, французский – 268 . В результате в пятом классе его вначале оставили на второй год, а затем и на третий, причем третий год Некрасов учился еще хуже, чем в предыдущие два69 .

Летом 1837 года Алексей Сергеевич, терпению которого, видимо, пришёл конец, забрал сына из гимназии. Таким образом, официальное образование Некрасова было завершено, и он на всю жизнь остался недоучившимся гимназистом. «Успехами» в учебе поэт постоянно ставил своих биографов, особенно советских, в весьма затруднительное положение. В литературе о гимназическом периоде его жизни обычно писали вскользь. Вот если бы Некрасов учился отлично, то об этом трубили на всех углах. Подрывать же авторитет великого поэта-демократа сообщением о том, что он просидел в пятом классе три года, было, разумеется, недопустимо, и этот прискорбный факт в его биографии обычно окутывала пелена молчания.

В «третьегодничестве» Некрасова, разумеется, нет ничего особо его порочащего: мало кто из поэтов и деятелей искусства вообще блещет в школе успехами, радуя сердца своих родителей. Неуспеваемость юного поэта, с одной стороны, показывает известную относительность школьных отметок, ведь, несмотря на них, Некрасов сделал блестящую карьеру, стал редактором ведущих литературных журналов, классиком русской литературы и очень богатым человеком. С другой стороны, факт неуспеваемости нельзя и недооценивать. Со временем этот недоучившийся гимназист стал одним из главных «властителей дум» нескольких поколений русской молодёжи, в своих произведениях учивший, как надо жить, всю страну и сделавший необычайно много для приближения трагического – в 1917 г. – перелома в судьбе нашей Родины.

Судьбы двух преподавателей ярославской гимназии, у которых учился Некрасов, тесно связаны с Костромой. Первый из них – учитель российской словесности Петр Павлович Туношенский.

П. П. Туношенский (р. ок. 1790 г.) в 1798-1807 гг. учился в Ярославской духовной семинарии, с 1823 г. он стал служить в ярославской гимназии, преподавая в ней российскую словесность. В 1836 г., за год до ухода Некрасова из гимназии, он был назначен инспектором костромской гимназии70 .

В 1833-1839 гг. инспектором ярославской гимназии служил Порфирий Иванович Величковский (1807 – 1876 гг.), окончивший в 1826 году Московский университет. В 1839 году он был переведен директором гимназии в Кострому (сменив на этом посту П. П. Абатурова), инспектором которой уже работал П. П. Туношенский71 . Б. В. Мельгунов отмечает, что учениками П. П. Туношенского и П. И. Величковского в Костроме являлись «А. Ф. Писемский, братья Алексей и Николай Потехины, С. В. Максимов. Все они, как выясняется, были не только сотрудниками Некрасова по его журналам, но и в некотором роде однокашниками – воспитанниками одних учителей»72 .

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт-демократ, автор блистательных образцов гражданской лирики, сделавший поэзию «народной лирой» и орудием в борьбе за права угнетенного народа. Его поэтическая муза - муза «мести и печали», боли, борьбы с несправедливостью по отношению к крестьянству.

Поэт родился 28 ноября 1821 года в городе Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии, ныне - территория Украины). В Немирове познакомились его родители - отец служил в полку, квартировавшем в этом городе, мать, Елена Закревская, была одной из лучших - красивейших и образованнейших - невест городка. Родители Закревской не собирались отдавать дочь за офицера Некрасова, который явно женился по расчету (к моменту знакомства с Закревской у него образовались карточные долги и желание решить финансовый вопрос за счет выгодной женитьбы). В результате Елена выходит замуж против воли родителей, и, конечно, замужество оказывается несчастливым - нелюбящий муж сделал её вечной затворницей. Образ матери, светлый и нежный, вошел в лирику Некрасова как идеал женственности и доброты (поэма «Мать» 1877 г., «Рыцарь на час» 1860-62 гг.), а образ отца трансформировался в образ дикого, необузданного и тупого деспота.

Литературное становление Некрасова не может быть отделено от фактов его трудной биографии. Вскоре после рождения поэта семья переезжает в родовое имение отца, в Грешнев Ярославской области. У поэта было 12 братьев и сестер, большинство из которых умерли в раннем возрасте. Отец был вынужден работать - поместного дохода на нужды большой семьи не хватало - и он стал служить в полиции исправником. Сына часто брал с собой на работу, поэтому ребенок с малолетства стал свидетелем выбивания долгов, страданий и мольбы, смертей.

1831 год - Николая Некрасова отправляют учиться в гимназию в Ярославль. Мальчик был способным, но отношения с коллективом умудрялся испортить - был резок, остер на язык, сочинял про одноклассников ироничные стихи. После 5 класса обучение прекратил (есть мнение, что отец перестал оплачивать обучение, не усмотрев для не слишком прилежного сына необходимости в образовании).

1837 год - 16-летний Некрасов начинает самостоятельную жизнь в Петербурге. Против воли отца, видевшего в нем скромного чиновника, Николай пытается поступить в университет на филологический факультет. Экзамены не сдал, но с упорством 3 года штурмовал факультет, посещая занятия вольнослушателем. В это время отец отказался поддерживать его финансово, поэтому жить приходилось в страшной нищете, порой с ночевками в приютах для бездомных, в постоянном голоде.

Первые деньги удалось заработать на должности гувернера - Некрасов служит учителем в зажиточной семье, параллельно сочиняя сказки и редактируя азбуки для детских изданий.

1840 год - Некрасов зарабатывает как драматург и критик - петербургский театр ставит несколько его пьес, а «Литературная газета» издает несколько статей. Накопив денег, Некрасов в этом же году издает за свой счет сборник стихотворений «Мечты и звуки», который попал под такой шквал критики, что поэт выкупил почти весь тираж и сжег его.

1840-е годы: Некрасов знакомится с Виссарионом Белинским (который незадолго до этого беспощадно раскритиковал его первые стихи) и начинает плодотворное сотрудничество с журналом «Отечественные записки».

1846 год: улучшившееся финансовое положение позволило Некрасову самому стать издателем - уходит их «Записок» и покупает журнал «Современник», в котором начинают печататься молодые и талантливые литераторы и критики, покинувшие «Записки» вслед за Некрасовым. Царская цензура пристально следит за наполнением журнала, набравшего высокую популярность, поэтому в 1866 году его закрывают.

1866 год: Некрасов выкупает журнал «Отечественные записки», в котором прежде трудился, и намерен довести его до того же уровня популярности, до которого ему удалось довести «Современник». С этого времени он более активно публикуется сам.

Выходят такие произведения:

  • «Саша» (1855 г. Поэма о думающей женщине. Саша близка к народу и любит его. Она находится на жизненном перепутье, много размышляет о жизни, когда ей встречается молодой социалист. Агарин рассказывает Саше о социальном мироустройстве, неравенстве и борьбе, он позитивно настроен и ждет «солнышка правды». Проходит несколько лет, и Агарин разуверился в том, что народом можно управлять и дать ему свободу, он может только философствовать на тему того, как дать крестьянам свободу, и что они с ней будут делать. Саша же в это время занимается пусть мелкими, но реальным делами - она оказывает крестьянам медицинскую помощь).
  • «Кому на Руси жить хорошо» (1860 - 1877 гг.. Эпическая крестьянская поэма, обличающая неспособность самодержавия обеспечить народу подлинную свободу, несмотря на отмену крепостного права. Поэма рисует картины народной жизни и живо наполнена народной речью).
  • «Коробейники» (1861).
  • «Мороз, красный нос» (1863 г. Поэма, воспевающая силу духа русской крестьянки, способной на тяжелую работу, верность, самоотверженность, выполнение долга).
  • «Русские женщины» (1871-71 гг. Поэма, посвященная мужеству декабристок, отправившихся в след за мужьями в ссылку. Содержит 2 части «Княгиня Волконская» и « Княгиня Трубецкая». Две героини принимают решение последовать за сосланными мужьями. Княгини, которым неведома голодное нищее существование, тяжелая работа, отказываются от своей прежней жизни. Они демонстрируют не только любовь и взаимовыручку, присущие всем хранительницам домашнего очага по умолчанию, но и открытое противостояние власти).

Стихотворения:

  • «Железная дорога»
  • «Рыцарь на час»,
  • «Несжатая полоса»
  • «Пророк»,
  • циклы стихов о крестьянских детях,
  • циклы стихов о городских нищих,
  • «панаевский цикл» - стихотворения, посвященне гражданской жене

1875 год - поэт тяжело заболевает, но, борясь с болью, находит силы писать.

1877 год: последние произведения - сатирическая поэма «Современники» и цикл стихотворений «Последние песни».

Поэт скончался 27 декабря 1877 года в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище. Несмотря на страшный мороз, проводить поэта в последний путь пришли тысячи почитателей.

Имя: Николай Некрасов (Nikolay Nekrasov)

Возраст: 56 лет

Деятельность: поэт, публицист

Семейное положение: был женат

Николай Некрасов: биография

Николай Некрасов – прародитель новой литературной речи, которую современники в начале 20 века успешно воссоздали и усовершенствовали.

Революция Николая Алексеевича шла сразу по двум направлениям: содержательному (писатель затрагивал в произведениях темы, о которых не принято было говорить даже в прозе) и метрическому (поэзия, зажатая в ямб и хорей, благодаря ему получила богатейший арсенал трехстопных размеров).


Русская литература, как и русская общественная жизнь, вплоть до конца 60-х годов развивалась в рамках дихотомии. Некрасов в своем творчестве раздвигал границы сознания, объясняя людям то, что на один и тот же вопрос есть как минимум три точки зрения.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в Подольской губернии, где квартировал 36-й егерский пехотный полк, в котором его отец служил капитаном.

Глава семейства Алексей Сергеевич был деспотом, гордившимся своим дворянским происхождением. Заядлый картежник не интересовался ни поэзией, ни прозой. Психически неуравновешенный мужчина был хорош только в двух вещах – охоте и рукоприкладстве. Несмотря на то, что Алексею были чужды интеллектуальные запросы, именно в библиотеке отца юный Некрасов прочитал запрещенную в то время оду «Вольность».


Мать Елена Алексеевна была полной противоположностью супруга. Нежная с тонкой душевной организацией барышня все время музицировала и читала. В иллюзорном мире книг она спасалась от суровых будничных реалий. Впоследствии этой «святой» женщине Некрасов посвятит поэму «Мать» и «Рыцарь на час».

Некрасов был не единственным ребенком. В тяжелой обстановке зверских расправ отца над крестьянами, бурных оргий Алексея Сергеевича с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице» жене росло еще 13 детей.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел только до 5 класса. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным. В 1838 году 17-летний Николай отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.


В культурной столице юноша повстречал своего земляка – Андрея Глушицкого, который рассказал поэту о прелестях учебы в высшем учебном заведении. Воодушевленный Некрасов, вопреки наставлениям отца, решает поступить на филологический факультет Петербургского университета. Однако амбициозный парень заваливает вступительный экзамен и зарабатывает статус вольнослушателя (1831-1841 года).

Будучи студентом, Николай Некрасов терпел страшную нужду. Оставшись без материального обеспечения, он ночевал в подворотнях и подвалах, а полноценный обед видел только во снах. Ужасные лишения не только подготовили будущего литератора к взрослой жизни, но и закалили его характер.

Литература

Первым сборником стихов юного Некрасова стали «Мечты и звуки». Книга была подготовлена в 1839 году, но Некрасов не спешил публиковать свое «детище». Литератор сомневался в поэтической зрелости своих стихов и искал строгого советчика.

Имея на руках корректуру, начинающий писатель попросил основоположника романтизма ознакомиться с ней. Василий Андреевич посоветовал не печатать книгу под своим именем, объяснив это тем, что в дальнейшем Некрасов напишет великие произведения, и за этот «непрофессионализм» Николаю Алексеевичу будет стыдно.


В итоге сборник вышел в свет под псевдонимом Н.Н. Этот сборник не имел успеха у публики, и после критики Виссариона Григорьевича Белинского в литературном журнале «Отечественные записки» был уничтожен лично Некрасовым.

Совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым на взятые взаймы деньги зимой 1846 года поэт арендовал «Современник». В издании публиковались передовые литераторы и все те, кто ненавидел крепостное право. В январе 1847 года состоялся первый выпуск обновленного «Современника». В 1862-ом правительство приостановило работу неугодного высшим чинам журнала, а в 1866 году закрыло его вовсе.


В 1868-ом Николай Алексеевич купил права на «Отечественные записки». Там классик публиковался все последующие годы недолгой жизни.

Среди великого множества произведений литератора особенно выделялись поэмы «Русские женщины» (1873 год), «Мороз, Красный Нос» (1863 год), «Крестьянские дети» (1861 год), «На Волге» (1860 год) и стихотворения «Дед Мазай и зайцы» (1870 год), «Мужичок с ноготок» (1861 год), «Зеленый шум» (1862-1863 годf), «Внимая ужасам войны» (1855 год).

Личная жизнь

Несмотря на успешную литературную политику и фантастический объем информации, который писатель ежемесячно выдавал (больше 40 печатных листов корректур) и перерабатывал, Некрасов был крайне несчастным человеком.

Внезапные приступы апатии, когда поэт неделями ни с кем не контактировал, и многоночные «картежные баталии» делали обустройство личной жизни практически невозможным.


В 1842 году на поэтическом вечере Николай Алексеевич знакомится с супругой писателя Ивана Панаева – Авдотьей. Женщина была хороша собой, имела незаурядный ум и великолепные ораторские способности. Будучи хозяйкой литературного салона, она вокруг себя постоянно «собирала» именитых деятелей литературы (Чернышевского, Белинского).


Несмотря на то, что Иван Панаев был заядлым повесой, и любая женщина была бы рада избавиться от такого горе-мужа, Некрасову пришлось приложить немалые усилия, дабы заслужить расположение обворожительной барышни. Достоверно известно, что в красавицу был влюблен и , однако взаимности добиться ему не удалось.

Поначалу своенравная женщина отвергла ухаживания 26-летнего Некрасова, отчего тот едва не покончил с собой. Но во время совместной поездки в Казанскую губернию обаятельная брюнетка и подающий надежды писатель все же признались друг другу в чувствах. По возвращении они на пару с законным мужем Авдотьи стали жить гражданским браком в квартире Панаевых.

Тройственный союз просуществовал 16 лет. Все это действие вызывало порицание со стороны общественности – про Некрасова говорили, что он живет в чужом доме, любит чужую жену и при этом еще и закатывает сцены ревности законному мужу.


Несмотря на злословие и непонимание, Некрасов и Панаева были счастливы. В тандеме возлюбленные пишут стихотворный цикл, именуя его «Панаевским». Биографические элементы и диалог то с сердцем, то с рассудком, вопреки расхожему мнению, делают произведения в этом сборнике абсолютно не похожими на «Денисьевский цикл» .

В 1849 году муза именитого поэта родила ему сына. Однако «наследник талантов» писателя прожил всего пару часов. Через шесть лет барышня вновь рождает на свет мальчика. Ребенок был крайне слаб и по истечении четырех месяцев скончался. На почве невозможности иметь детей в паре Некрасова и Панаевой начинаются ссоры. Некогда гармоничная пара более не может найти «общих точек соприкосновения».


В 1862 году умирает законный муж Авдотьи – Иван Панаев. Вскоре женщина осознает, что Николай Алексеевич – герой не ее романа, и уходит от поэта. Достоверно известно, что в завещании писателя есть упоминание о «любви всей его жизни».

В заграничной поездке в 1864 году Некрасов на протяжении 3 месяцев жил в апартаментах со своими спутницами – родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен, с которой он познакомился еще в Петербурге в 1863-ем.

Селина была актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре, и из-за своего легко нрава не воспринимала всерьез отношения с поэтом. Летом 1866 года Лефрен провела в Карабихе, а весной 1867-го вновь отправилась заграницу с Некрасовым. Однако на этот раз роковая красавица в Россию больше не вернулась. Это не прервало их отношений – в 1869 году пара встретилась в Париже и весь август провела у моря в Диеппе. В предсмертном завещании писатель упомянул и ее.


В 48-летнем возрасте Некрасов познакомился с простодушной 19- летней деревенской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой. И хоть барышня не имела выдающихся внешних данных и была крайне скромна, мэтру литературного слова она сразу приглянулась. Для Феклы поэт стал мужчиной всей ее жизни. Он не только открыл женщине превратности любви, но и показал мир.

Пять счастливых лет прожили вместе Некрасов и его юная подруга. Их история любви напоминала сюжет пьесы «Пигмалион». Уроки французского, российской грамматики, вокала и игры на рояле преобразовали гражданскую жену литератора настолько, что вместо чересчур простонародного имени поэт стал величать ее Зинаидой Николаевной, дав отчество от своего имени.

Поэт испытывал к Фекле самые нежные чувства, но на протяжении всей жизни тосковал как по беззаботной француженке Селине Лефрен, с которой у него был роман заграницей, так и по строптивице Авдотье Яковлевне.

Смерть

Последние годы жизни великого писателя были преисполнены агонии. «Билет в один конец» публицист приобрел еще в начале 1875 года, когда тяжело заболел.

Не особо заботившийся о здоровье классик обратился к врачу только в декабре 1876 года после того, как дела его стали совсем худы. Осмотр проводил работавший тогда в Медико-хирургической академии профессор Николай Склифосовский. При пальцевом исследовании прямой кишки он отчетливо определил новообразование величиной с яблоко. Об опухоли именитый хирург немедленно сообщил как Некрасову, так и ассистентам, дабы коллегиально решить, что делать дальше.


Хотя Николай Алексеевич понимал, что серьезно болен, он до последнего отказывался от увеличения дозы опиума. Уже немолодой писатель боялся потерять работоспособность и стать обузой для семьи. Достоверно известно, что в дни ремиссии Некрасов продолжал писать стихотворения и дописывал четвертую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». На просторах интернета и по сей день можно найти фотографии, где «порабощенный болезнью» классик лежит на кровати вместе с листком бумаги и вдумчиво смотрит вдаль.

Применявшееся лечение теряло эффективность, и в 1877 году отчаявшийся поэт обратился за помощью к хирургу Е.И. Богдановскому. Сестра писателя, прознав о хирургическом вмешательстве, написала в Вену письмо. В нем женщина слезно просила именитого профессора Теодора Бильроту приехать в Петербург и прооперировать горячо любимого брата. 5 апреля пришло согласие. За работу близкий друг Иоганна Брамса запросил 15 тысяч прусских марок. Готовясь к приезду хирурга, Н.А. Некрасов занял у брата Федора необходимую сумму денег.


Лечащим врачам пришлось согласиться с принятым решением и ожидать приезда коллеги. Профессор Т. Бильрот прибыл в Петербург 11 апреля 1877 года. Светилу медицины немедленно ознакомили с историей болезни классика. 12 апреля Теодор произвел осмотр Некрасова и назначил операцию на вечер этого же дня. Надежды семьи и друзей не оправдались: мучительная операция ни к чему не привела.

Весть о смертельной болезни поэта в мгновение ока разнеслась по стране. Люди со всех концов России посылали Николаю Алексеевичу письма и телеграммы. Несмотря на страшные мучения, именитый деятель литературы продолжал вести переписки с небезразличными гражданами вплоть до полного паралича конечностей.

В написанной за это время книге «Последние песни» литературный деятель подводил итоги, проводя незримую черту между жизнью и творчеством. Произведения, вошедшие в сборник – литературная исповедь человека, который предчувствует скорую кончину.


В декабре состояние публициста резко ухудшилось: наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянно нарастающие боли в ягодичной зоне, озноб, припухлость на задней поверхности бедра и отеки на ногах. Помимо прочего из прямой кишки стал выделяться зловонный гной.

Перед смертью Некрасов решил узаконить отношения с Зинаидой. У больного не было сил ехать в церковь, и венчание состоялось на дому. 14 декабря наблюдавший больного Н.А. Белоголовый определил полный паралич правой половины тела и предупредил родных о том, что с каждым днем состояние будет прогрессивно ухудшаться.

26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое «прощайте». Вскоре сознание покинуло его, и вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) именитый публицист скончался.


30 декабря, несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала поэта «в последний пусть» от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения – кладбища Новодевичьего монастыря.

В прощальной речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и . Толпа прервала писателя криками «Да выше, выше Пушкина!»

Сразу после похорон Зинаида Николаевна обратилась к настоятельнице монастыря с просьбой продать ей место рядом с могилой мужа для своего будущего захоронения.

Библиография

  • «Актер» (пьеса, 1841 год)
  • «Забракованные» (пьеса, 1859 год)
  • «Чиновник» (пьеса, 1844 год)
  • «Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке» (пьеса, 1841 год)
  • «Юность Ломоносова» (драматическая фантазия в стихах одном действии с эпилогом, 1840 год)
  • «Современники» (поэма, 1875 год)
  • «Тишина» (поэма, 1857 год)
  • «Дедушка» (поэма, 1870 год)
  • «Кабинет восковых фигур» (поэма, 1956 год)
  • «Кому на Руси жить хорошо» (поэма, 1863-1876 год)
  • «Коробейники» (поэма, 1861 год)
  • «Недавнее время» (поэма, 1871 год)


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!