Ученый павлов иван петрович биография. Жизнь и научная деятельность

Иван Петрович Павлов, краткая биография которого будет нами рассмотрена, - русский физиолог, психолог, лауреат Нобелевской премии. Он занимался процессами регуляции пищеварения, создал науку о Обо всем этом, а также о многом другом, связанном с его именем, мы и поговорим в этой статье.

Происхождение и обучение в Рязани

26 сентября 1849 г. в городе Рязани родился Иван Петрович Павлов. Краткая биография его была бы неполной, если бы мы не сказали пару слов о его семье. Отец Дмитриевич, был приходским священником. Варвара Ивановна, мать Ивана Петровича, вела домашнее хозяйство. На фото ниже представлен дом Павлова в Рязани, который сейчас является музеем.

Будущий ученый начал обучение в рязанском духовном училище. Окончив его в 1864 году, он поступил в рязанскую духовную семинарию. Позже Иван Петрович с теплотой вспоминал этот период. Он отмечал, что ему повезло учиться у замечательных преподавателей. Иван Павлов познакомился на последнем курсе семинарии с книгой "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченова. Именно она определила его дальнейшую судьбу.

Переезд в Петербург для продолжения обучения

В 1870 г. будущий ученый решил поступить на юридический факультет Петербургского университета. Правда, Иван Павлов проучился здесь только 17 дней. Он решил перевестись на естественное отделение другого факультета, физико-математического. Иван Петрович учился у профессоров И. Ф. Циона, Ф. В. Овсянникова. В особенности его заинтересовала физиология животных. Кроме того, Иван Петрович много времени уделял изучению нервной регуляции, являясь истинным последователем Сеченова.

После окончания университета решил продолжить обучение Иван Петрович Павлов. Краткая биография его отмечена поступлением сразу на третий курс Медико-хирургической академии. В 1879 г. Павлов закончил это учебное заведение и стал работать в клинике Боткина. Здесь Иван Петрович возглавил лабораторию физиологии.

Стажировка за границей, работа в клинике Боткина и Военно-медицинской академии

К периоду с 1884 по 1886 год относится его стажировка в Германии и Франции, после чего ученый возвращается к работе в клинике Боткина. Павлова в 1890 году решают сделать профессором фармакологии и направляют в Военно-медицинскую академию. Через 6 лет ученый уже возглавляет здесь кафедру физиологии. Он покинет ее лишь в 1926 году.

Эксперимент с мнимым кормлением

Одновременно с этой работой Иван Петрович изучает физиологию кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. Он проводит в 1890 г. свой знаменитый эксперимент с мнимым кормлением. Ученый устанавливает, что нервная система играет в процессах пищеварения большую роль. К примеру, процесс сокоотделения происходит в 2 фазы. Первая из них - нервно-рефлекторная, за которой следует гуморально-клиническая.

Изучение рефлексов, заслуженные награды

После этого принялся тщательно исследовать Иван Петрович Павлов. Краткая биография его дополняется новыми достижениями. Он достиг значительных результатов в изучении рефлексов. В 1903 г., в возрасте 54 лет, выступил на проходившем в Мадриде Международном медицинском конгрессе со своим докладом Павлов Иван Петрович. Вклад в науку этого ученого не остался незамеченным. За достижения в изучении процессов пищеварения в следующем, 1904 году, ему вручили Нобелевскую премию.

Ученый в 1907 г. становится членом РАН. Лондонское королевское общество в 1915 г. вручает ему медаль Копли.

Отношение к революции

Павлов называл Октябрьскую революцию "большевистским экспериментом". В первое время он воспринимал с энтузиазмом перемены в жизни и хотел непременно увидеть завершение начатого. Его считали на Западе единственным в России свободным гражданином. Власти отнеслись благосклонно к гениальному ученому. В. И. Ленин даже подписал в 1921 году специальный декрет о создании условий для нормальной работы и жизни Павлова и его семьи.

Однако через некоторое время пришло разочарование. Массовая высылка за границу выдающихся представителей интеллигенции, аресты друзей и коллег показали всю бесчеловечность этого "эксперимента". Не раз Иван Петрович выступал с позиций, нелицеприятных для властей. Он шокировал своими речами партийное руководство. Павлов не соглашался "укреплять трудовую дисциплину" в лаборатории, возглавляемой им. Он говорил, что научный коллектив нельзя приравнивать к фабрике, а умственный труд не следует принижать. В Совнарком начали поступать обращения Ивана Петровича с требованиями освободить арестованных, знакомых ему, а также прекратить террор, репрессии и гонения на церковь в стране.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться Павлову

Несмотря на то что Павлов не принимал многое из происходящего в стране, он всегда трудился изо всех своих сил на благо родины. Его могучий дух и волю ничто не могло сломить. В годы гражданской войны ученый работал в Военно-медицинской академии, где преподавал физиологию. Известно, что лаборатория не отапливалась, поэтому на опытах приходилось сидеть в шубе и шапке. Если не было света, Павлов оперировал с лучиной (ее держал ассистент). Иван Петрович даже в самые беспросветные годы поддерживал своих коллег. Лаборатория выстояла благодаря его усилиям и в суровые 20-е годы не прекратила своей деятельности.

Итак, Павлов воспринял революцию в целом негативно. Он бедствовал в годы Гражданской войны, поэтому неоднократно просил советскую власть выпустить его из страны. Ему было обещано улучшение материального положения, однако власть делала очень мало в этом направлении. В конце концов было объявлено о создании в Колтушах Института физиологии (в 1925 году). Этот институт и возглавил Павлов. Он проработал здесь до конца своих дней.

В Ленинграде в августе 1935 года прошел 15-й Всемирный конгресс физиологов. Павлова избрали его президентом. Все ученые единодушно склонились перед Иваном Петровичем. Это стало научным триумфом признанием огромного значения его деятельности.

К последним годам жизни относится поездка Ивана Петровича на родину, в Рязань. Здесь он также был встречен очень приветливо. Ивану Петровичу устроили торжественный прием.

Смерть Ивана Петровича

Иван Павлов скончался в Ленинграде 27 февраля 1936 года. Причина смерти - обострившаяся пневмония. Он оставил после себя множество достижений, о которых стоит поговорить отдельно.

Основные достижения ученого

Труды Ивана Петровича Павлова по физиологии пищеварения, заслужившие высшее международное признание, послужили толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности. Данному направлению ученый Павлов Иван Петрович посвятил около 35 лет своей жизни. Он является создателем метода Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности. В 1913 году для осуществления экспериментов, связанных с условными рефлексами, было построено здание с двумя башнями, которые получили название "Башни молчания". Здесь сначала были оборудованы три специальные камеры, а с 1917 г. в строй вступили еще пять.

Следует отметить и еще одно открытие Павлова Ивана Петровича. Заслугой его является разработка учения о том, какие существуют Ему же принадлежит учение о (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.

Павлов Иван Петрович, вклад в медицину которого трудно переоценить, в 1918 г. начал проводить исследования в психиатрической больнице. По его инициативе в 1931 г. была создана при отделе и клиническая база. И. П. Павлов с ноября 1931 г. проводил научные заседания в психиатрической и нервной клиниках - так называемые "клинические среды".

Таковы основные достижения Ивана Петровича Павлова. Это великий ученый, имя которого полезно запомнить.

Иван Петрович Павлов - лауреат Нобелевской премии и признанный во всём мире научный авторитет. Будучи талантливым учёным, внёс существенный вклад в развитие психологии и физиологии. Именно его считают основателем такого научного направления, как Сделал ряд крупнейших открытий в сфере регуляции пищеварения, а также основал в России физиологическую школу.

Родители

Биография Павлова Ивана Петровича начинается в 1849 году. Именно тогда будущий академик появился на свет в городе Рязань. Его Дмитриевич, был выходцем из крестьянской семьи и работал священником в одном из маленьких приходов. Самостоятельный и правдивый, он постоянно конфликтовал с начальством, поэтому и жил небогато. Пётр Дмитриевич любил жизнь, обладал крепким здоровьем и обожал работать в огороде и саду.

Варвара Ивановна, мать Ивана, происходила из духовной семьи. В молодые годы она была жизнерадостной, весёлой и здоровой. Но частые роды (в семье было 10 детей) сильно подорвали её самочувствие. У Варвары Ивановны не было никакого образования, но трудолюбие и природный ум превратили её в умелую воспитательницу собственных детей.

Детство

Будущий академик Павлов Иван был в семье первенцем. Детские годы оставили в его памяти неизгладимый след. В зрелые годы он вспоминал: «Я очень ясно помню свой первый визит в дом. Удивительно то, что мне был всего год, и няня несла меня на руках. За то, что я рано себя помню, говорит и другое яркое воспоминание. Когда хоронили брата матери, меня вынесли на руках проститься с ним. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами».

Иван рос задорным и здоровым. Он охотно играл с сёстрами и младшими братьями. Также помогал матери (в домашних делах) и отцу (при постройке дома и в огороде). Его сестра Л. П. Андреева рассказывала об этом периоде жизни так: «Иван всегда вспоминал папу с благодарностью. Он смог привить ему привычку к труду, аккуратности, точности и порядку во всём. У нашей матери были квартиранты. Будучи большой труженицей, она старалась всё делать сама. Но все дети её боготворили и старались помочь: принести воды, истопить печь, наколоть дров. Всем этим приходилось заниматься маленькому Ивану».

Школа и травма

Грамоту он начал изучать с 8 лет, но в школу попал лишь в 11. Всему виной случай: однажды мальчик раскладывал для просушки яблоки на помосте. Оступившись, он сорвался с лестницы и упал прямо на каменный пол. Ушиб был довольно сильный, и Иван заболел. Мальчик побледнел, похудел, потерял аппетит и стал плохо спать. Родители пытались вылечить его дома, но ничего не помогало. Как-то в гости к Павловым приехал игумен Троицкого монастыря. Увидев болезненного мальчика, он забрал его к себе. Усиленное питание, чистый воздух и регулярные занятия гимнастикой вернули Ивану силу и здоровье. Опекун оказался умным, добрым и весьма образованным человеком. Он вёл и много читал. Эти качества произвели на мальчика сильное впечатление. Первой книгой, которую академик Павлов получил в юности от игумена, стали басни И. А. Крылова. Мальчик выучил её наизусть и пронёс любовь к баснописцу через всю жизнь. Эта книга всегда лежала на столе учёного.

Обучение в семинарии

В 1864 году под влиянием опекуна Иван поступил в духовную семинарию. Там он сразу стал лучшим учеником, и даже помогал своим товарищам как репетитор. Годы обучения познакомили Ивана с трудами таких русских мыслителей, как Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и т. д. Юноше нравилось их желание бороться за свободу и прогрессивные перемены в обществе. Но со временем его интересы переключились на естествознание. И здесь огромное влияние на формирование научных интересов Павлова оказала монография И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». После окончания шестого класса семинарии юноша понял, что не хочет делать духовную карьеру, и начал подготовку к вступительным экзаменам в университет.

Учёба в университете

В 1870 году Павлов переехал в Петербург с желанием поступить на физико-математический факультет. Но пройти получилось на юридический. Причиной этому - ограничение семинаристов в плане выбора профессий. Иван обратился с прошением к ректору, и через две недели его перевели на физико-математическое отделение. Юноша учился весьма успешно и получал самую высокую стипендию (императорскую).

Со временем Иван всё больше увлекался физиологией и с третьего курса полностью посвятил себя этой науке. Окончательный выбор он сделал под влиянием профессора И. Ф. Циона - талантливого учёного, блестящего лектора и искусного экспериментатора. Вот как вспоминал тот период своей биографии сам академик Павлов: «В качестве главной специальности я выбрал физиологию животных, а добавочной - химию. В то время огромное впечатление на всех произвёл Илья Фадеевич. Нас поражало его мастерски простое изложение сложнейших физиологических вопросов и артистический талант при проведении опытов. Этого учителя я буду помнить всю жизнь».

Исследовательская деятельность

Первые Павлова датируются 1873 годом. Тогда под руководством Ф. В. Овсянникова Иван исследовал нервы в лёгких лягушки. В том же году вместе с однокурсником он написал первую Руководителем, естественно, был И. Ф. Цион. В этом труде студенты изучили влияние гортанных нервов на кровообращение. В конце 1874 года результаты обсуждались на заседании общества естествоиспытателей. Павлов регулярно посещал эти собрания и общался с Тархановым, Овсянниковым и Сеченовым.

Вскоре студенты М. М. Афанасьев и И. П. Павлов начали изучение нервов поджелудочной железы. Совет университета присудил этой работе золотую медаль. Правда, Иван тратил на исследование много времени и не сдал выпускные экзамены, лишившись стипендии. Это вынудило его остаться в университете ещё на год. И в 1875 году он блестяще его окончил. Ему было всего 26 (фото Ивана Петровича Павлова в этом возрасте, к сожалению, не сохранилось), и будущее виделось весьма перспективным.

Физиология кровообращения

В 1876 году молодой человек устроился ассистентом к профессору К. Н. Устимовичу, заведующему лабораторией в Медико-хирургической академии. В последующие два года Иван провёл ряд исследований по физиологии кровообращения. Труды Павлова высоко оценил профессор С. П. Боткин и пригласил его к себе в клинику. Формально Иван занял должность лаборанта, но на самом деле стал руководителем лаборатории. Несмотря на плохое помещение, нехватку оборудования и мизерное финансирование, Павлов достиг серьёзных результатов в сфере изучения физиологии пищеварения и кровообращения. В научных кругах его имя приобретало всё большую известность.

Первая любовь

В конце семидесятых он познакомился с Серафимой Карчевской - студенткой педагогического отделения. Молодых объединяла близость взглядов, общность интересов, верность идеалам служения обществу и борьбы за прогресс. В общем, они друг друга полюбили. А сохранившееся фото Ивана Петровича Павлова и Серафимы Васильевны Карчевской показывает, что они были очень красивой парой. Именно поддержка супруги позволила достичь молодому человеку таких успехов на научном поприще.

Поиски новой работы

За 12 лет работы в клинике С. П. Боткина биография Павлова Ивана Петровича пополнилась множеством событий научного характера, и он стал известным как на родине, так и за границей. Улучшение условий работы и жизни талантливого учёного стало необходимостью не только ради его личных интересов, но и ради развития российской науки.

Но во времена царской России добиться каких-либо изменений простому, честному, демократично настроенному, непрактичному, застенчивому и бесхитростному человеку, каким и был Павлов, оказалось крайне непростым делом. Помимо этого, жизнь учёного осложняли видные физиологи, с которыми Иван Петрович, будучи ещё молодым, публично вступал в острые дискуссии и часто выходил победителем. Так, благодаря отрицательному отзыву профессора И. Р. Тарханова о работе Павлова по кровообращению последнему не присудили премию.

Иван Петрович никак не мог найти хорошей лаборатории для продолжения своих исследований. В 1887 году он обратился в письме к министру просвещения, в котором просил места на кафедре какого-нибудь экспериментального университета. Затем он разослал ещё несколько писем в разные институты и отовсюду получил отказ. Но вскоре удача улыбнулась учёному.

Нобелевская премия

В апреле 1890 года Павлова избрали профессором фармакологии сразу в два и Томский. А в 1891-м его пригласили для организации отдела физиологии в только что открывшемся Университете экспериментальной медицины. Павлов возглавлял его до конца своих дней. Именно здесь он выполнил несколько классических работ по физиологии пищеварительных желез, которые были отмечены Нобелевской премией в 1904 году. Всё научное сообщество помнит речь, которую произнёс академик Павлов «О русском уме» на церемонии вручения. Надо отметить, что это была первая премия, присуждённая за эксперименты в сфере медицины.

Несмотря на голод и разруху во времена становления Советской власти, В. И. Ленин издал специальное постановление, в котором высоко оценивались работы Павлова, что свидетельствовало об исключительно тёплом и заботливом отношении большевиков. В кратчайшие сроки академику и его сотрудникам были созданы наиболее благоприятные условия для проведения научной работы. Лабораторию Ивана Петровича реорганизовали в Физиологический институт. А к 80-летию академика под Ленинградом открыли научный институт-городок.

Осуществились многие мечты, которые долгое время вынашивал академик Павлов Иван Петрович. Научные труды профессора регулярно издавались. При его институтах появлялись клиники психических и нервных заболеваний. Во все возглавляемые им научные учреждения поступило новое оборудование. В десятки раз выросло количество сотрудников. Кроме бюджетных средств, учёный каждый месяц получал суммы для расходования по собственному усмотрению.

Иван Петрович был взволнован и тронут таким внимательным и тёплым отношением большевиков к его научной деятельности. Ведь при царском режиме он постоянно нуждался в деньгах. А теперь академик даже беспокоился о том, сможет ли он оправдать доверие и заботу правительства. Он не раз об этом высказывался как в своём окружении, так и публично.

Смерть

Академик Павлов скончался на 87-м году жизни. Ничто не предвещало смерти учёного, ведь Иван Петрович имел отменное здоровье и редко хворал. Правда, он был подвержен простудным заболеваниям и болел воспалением лёгких несколько раз. Пневмония и стала причиной смерти. 27 февраля 1936 года учёный покинул этот мир.

Весь советский народ скорбил, когда умер академик Павлов (описание смерти Ивана Петровича сразу появилось в газетах). Ушёл большой человек и великий учёный, внесший огромный вклад в развитие физиологической науки. Похоронили Ивана Петровича на неподалёку от могилы Д. И. Менделеева.

(1849-1936)- великий отечественный ученый-физиолог, академик с 1907 г., лауреат Нобелевской премии (1904).

Начальное и среднее образование И. П. Павлов получил в духовном училище и семинарии г. Рязани (1860-1869). Находясь под сильным влиянием прогрессивных идей русских революционных демократов, а также сочинения И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлов решил стать естествоиспытателем и поступил в 1870 г. на естественное отделение физ.-мат. ф-та Петербургского ун-та. Занимаясь в ун-те, И. П. Павлов одновременно в лаборатории проф. И. Ф. Ци-она выполнил несколько научных исследований; за работу «О нервах, заведывающих работой в поджелудочной железе» (совместно с М. М. Афанасьевым) И. П. Павлов был награжден золотой медалью (1875). По окончании ун-та (1875) И. П. Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии (с 1881 г. Военно-медицинская академия). Одновременно с обучением в академии работал в лаборатории проф. К. Н. Устимовича; провел ряд экспериментальных работ, за совокупность к-рых был награжден золотой медалью (1880). В 1879 г. И. П. Павлов окончил Медико-хирургическую академию и был оставлен при ней для усовершенствования; с 1879 г. по приглашению С. Г1. Боткина в течение 10 лет работал в физиол. лаборатории при его клинике, фактически руководя всеми фармакол. и физиол, исследованиями. Постоянное общение с С. П. Боткиным сыграло важную роль в формировании И. П. Павлова как ученого.

В 1883 г. И. П. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины и в следующем году получил звание приват-доцента ВМА. В период своей второй заграничной научной командировки (1884--1886 гг., первая была в 1877 г.)работал в лабораториях Р. Гейденгайна и К. Людвига. В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии ВМА, а в 1895 г.- кафедры физиологии, где проработал до 1925 г. С 1891 г. одновременно заведовал физиол, отделением Ин-та экспериментальной медицины, организованного при его непосредственном участии; эту должность занимал до конца жизни. В 1913 г. по инициативе И. П. Павлова для исследований в области в. н. д. было построено специальное здание, в к-ром впервые были оборудованы звуконепроницаемые камеры (так наз. камеры молчания) для изучения условных рефлексов.

После Великой Октябрьской социалистической революции творчество И. П. Павлова достигло своего расцвета. В январе 1921 г. за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет СНК РСФСР о создании условий, обеспечивающих научную работу И. П. Павлова. Спустя несколько лет его физиол, лаборатория в Академии наук преобразована в физиологический ин-т, а лаборатория в Ин-те экспериментальной медицины - в отдел физиологии; в селе Колтуши (ныне село Павлово) под Ленинградом была построена биологическая станция, ставшая, по выражению И. П. Павлова, столицей условных рефлексов. Труды И. П. Павлова получили международное признание. И. П. Павлов был избран членом 22 академий наук - Франции (1900), США (1904), Италии (1905), Бельгии (1905), Голландии (1907), Англии (1907), Ирлаш дии (1917), Германии (1925), Испании (1934) и др., почетным членом многочисленных отечественных и 28 иностранных научных об-в; доктор honoris causa многих отечественных ун-тов и 11 ун-тов других стран. В 1935 г. на 15-м Международном конгрессе физиологов (Ленинград - Москва) И. П. Павлов удостоен почетного звания «старейшины физиологов мира».

И. П. Павлов - один из наиболее. выдающихся представителей современного естествознания, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, основатель крупнейшей физиологической школы современности и новых подходов и методов исследований в физиологии. Он занимался изучением многих актуальных проблем физиологии и медицины, но наиболее систематические и обстоятельные его исследования относятся к физиологии сердечно-сосудистой и пищеварительной систем и высших отделов ц. н. с.: они по праву считаются классическими, открывшими новые страницы в соответствующих разделах физиологии и медицины. Новыми и ценными оказались результаты его исследований также по отдельным вопросам физиологии эндокринной системы, сравнительной физиологии, физиологии труда и по фармакологии.

Будучи глубоко убежденным, что «для естествоиспытателя - все в методе», И. П. Павлов детально разработал и ввел в практику физиол, исследований метод хрон, эксперимента, в своей методологической основе исходящий из необходимости многостороннего и обстоятельного исследования функций организма в естественных условиях, в неразрывной связи и взаимодействии с окружающей средой. Этот метод вывел физиологию из тупика, созданного господствовавшим длительное время односторонним аналитическим методом острого вивисекционного эксперимента. Используемый еще в ранних работах И. П. Павлова по физиологии кровообращения, метод хрон, эксперимента был возведен им в ранг нового научного экспериментального принципа в фундаментальных исследованиях по физиологии пищеварения и затем доведен до совершенства при изучении функций высших отделов ц. н. с.

Для научного творчества И. П. Павлова характерен принцип нервизма (см.), в соответствии с к-рым все его исследования были пронизаны идеей о решающей роли нервной системы в регуляции функц, состояния и деятельности всех органов и систем организма. Многолетние исследования И. П. Павлова по физиологии и патологии большого мозга можно рассматривать как логическое завершение и олицетворение этого принципа. Будучи убежденным сторонником неразрывного и взаимовыгодного союза физиологии и медицины, И. П. Павлов изучал не только нормальную, но и экспериментально нарушенную деятельность органов и систем, вопросы функциональной патологии, профилактики и терапии возникших болезненных состояний. g В начальном периоде своей научной деятельности И. П. Павлов занимался изучением вопросов физиологии сердечно-сосудистой системы, исследуя гл. обр. вопросы рефлекторной регуляции и саморегуляции кровообращения и характер действия центробежных нервов и сердца. В своих с исключительной тщательностью подготовленных и проведенных на высоком методологическом уровне опытах И. П.Павлов установил, что любое изменение кровяного давления благодаря адаптивному рефлекторному изменению сосудистого русла и деятельности сердца, осуществляемому через посредство внутренних рецепторов самой системы и блуждающих нервов, сравнительно быстро возвращается к норме. Путем подобной саморегуляции поддерживается относительное постоянство уровня АД, наиболее благоприятного для кровоснабжения основных жизненно важных органов и систем организма. И. П. Павловым было установлено, что среди центробежных нервов сердца наряду с нервами, способными изменять частоту сердечных сокращений без изменений их силы, существуют и усиливающие нервы, способные изменять силу сердечных сокращений без изменений их частоты. И. П. Павлов объяснил это свойством данных нервов менять функциональное состояние сердечной мускулатуры, улучшать ее трофику. Тем самым И. П. Павловым был заложен фундамент теории о трофической иннервации тканей, получившей дальнейшее развитие в исследованиях Л. А. Орбели и А. Д. Сперанского. Исследованиями И. П. Павлова и его сотрудников было доказано, что принцип рефлекторной саморегуляции является универсальным принципом деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма (см. Саморегуляция физиологических функций).

Крупным экспериментальным достижением И. П. Павлова явилось создание нового способа изучения деятельности сердца с помощью так наз. сердечно-легочного препарата (1886), с помощью к-рого было сделано важное для физиологии и медицины открытие - выделение легочной тканью вещества, препятствующего свертыванию крови. Циркулирующая через сердечно-легочный препарат кровь долго не свертывалась, хотя протекала через систему стеклянных и резиновых трубок; когда же кровообращение через легкие выключалось, кровь быстро свертывалась. Это открытие на десятилетия предвосхитило исследования зарубежных ученых, обнаруживших то же вещество в легких и печени и назвавших его гепарином. В разработке сердечно-легочного препарата И. П. Павлов на несколько лет опередил англ. физиолога Э. Старлинга.

Одновременно с изучением сердечно-сосудистой системы П.П. Павлов исследовал физиологию пищеварения. В основе этих его работ лежала идея нервизма, под к-рой он понимал «физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма». Однако изучение регуляторной функции нервной системы в процессах пищеварения было ограничено методическими возможностями физиологии того времени. Многие физиологи проводили эксперименты на «хронически оперированных» животных. Однако выполненные ими операции оказались неполноценными или по замыслу, напр, операция маленького желудка по Гейденгайну, при к-рой изолированный кусок желудка лишается иннервации, или по технике исполнения, напр, операция Бернара и Людвига по выведению наружу протоков поджелудочной и слюнных желез через канюли, при к-рой устья протоков вскоре зарастали или были недостаточны для точного и обстоятельного исследований функций надлежащего органа, напр, желудочная фистула по Басову. Требовалось поднять технику этих операций на более высокий уровень и заново создать полноценный метод хрон, эксперимента. И. П. Павлов виртуозно осуществил при строгом соблюдении всех правил асептики и антисептики целую серию остроумных и тонких хирургических операций на собаках - перерезку пищевода в сочетании с фистулой желудка, наложение оригинальных фистул протоков слюнных желез, поджелудочной железы и желчных пузыря и протока, создание полноценной модели маленького желудка и т. п. Хрон, фистулы обеспечивали доступ к соответствующим глубоко лежащим органам пищеварительной системы и создавали возможность обстоятельного изучения их функций без нарушения иннервации, кровоснабжения, характера работы, без изменения связи и взаимодействия между разными органами. На эзо-фаготомированных животных, имеющих хрон, фистулу желудка, был поставлен знаменитый опыт с мнимым кормлением (см.). Впоследствии такие операции были использованы И. П. Павловым для получения чистого желудочного сока.

Владея всеми этими методами, И. П. Павлов, по существу, создал заново физиологию пищеварениями.). Впервые и с предельной четкостью им была показана ведущая роль нервной системы в регуляции пищеварительного процесса.

И. П. Павлов изучил динамику секреторного процесса желудочных, поджелудочной и слюнных желез, работу печени при употреблении пищи различного качества, доказал их способность приспосабливаться к характеру возбудителей секреции.

Примером выявленной И. П. Павловым координации секреторной и двигательной деятельности органов пищеварительной системы может служить процесс эвакуации пищевой массы из желудка в двенадцатиперстную кишку. Им было установлено, что этот процесс регулируется реакцией содержимого двенадцатиперстной кишки. Наличие в ней кислого содержимого тормозит эвакуацию путем сжатия пилорического сфинктера; когда же благодаря выделению панкреатического сока и желчи, имеющих щелочную реакцию, содержимое нейтрализуется и становится щелочным, пилорический сфинктер расслабляется, мышцы желудка сокращаются и выбрасывают очередную порцию содержимого в кишку.

Крупным научным событием стало открытие И. П. Павловым в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки энтерокиназы (см.)- первого примера «фермента ферментов», к-рый непосредственно не участвует в пищеварении, а преобразовывает неактивный профермент панкреатического сока в активный фермент трипсин (см.), расщепляющий белки. Позже другими исследователями были обнаружены иные вещества такого типа, названные киназами (см.).

В 1897 г. И. П. Павлов опубликовал «Лекции о работе главных пищеварительных желез» - труд, в к-ром он обобщил результаты своих исследований в области физиологии пищеварения. За этот труд, ставший руководством для физиологов всего мира, б 1904 г. И. П. Павлову была присуждена Нобелевская премия.

Занимаясь изучением связей организма животных с окружающей средой, осуществляемых под контролем нервной системы, И. П. Павлов закономерно пришел к необходимости исследования функций больших полушарий головного мозга. Непосредственным поводом к этому послужили наблюдения за так наз. психической секрецией слюны у животных, наступающей при виде (или на запах) пищи, под действием различных раздражителей, связанных с приемом пищи, и т. д. Основываясь на высказываниях И. М. Сеченова о рефлекторной природе проявлений деятельности головного мозга, И. П. Павлов пришел к выводу, что явление психической секреции дает в руки физиолога возможность объективного изучения так наз. душевной деятельности.

Усилиями врачей и естествоиспытателей 18 и 19 вв. было уже создано представление о том, что большие полушария мозга являются органом психической деятельности. Однако основные источники познания функций мозга - клин, наблюдения за больными со значительными врожденными дефектами мозга или с прижизненными его повреждениями, а также эксперименты на низших и высших животных с хирургическим повреждением различных участков коры большого мозга и даже с полным ее удалением или с электрическим и механическим раздражением отдельных ее частей оказались недостаточными для выявления и изучения физиол, механизмов и закономерностей высшей нервной деятельности.

Приступая к исследованиям в этой области, И. П. Павлов отмечал, что физиология «высшего» мозга находится в тупике и что эта физиология со времени 70-х гг. 19 в. стоит на месте и за последние 30 лет в этой области ничего не было сделано нового. При изучении процессов рефлекторной секреции слюны И. П. Павлов столкнулся с явлениями, к-рые он наблюдал раньше при исследовании рефлекторной секреции желудочного сока: у подопытной собаки слюна выделялась не только в момент самого кормления, но и при виде и запахе пищи, при виде посуды, из к-рой обычно кормили ее, и т. п. Это явление И. П. Павлов первоначально приписывал «психическому возбуждению», «воле и желаниям» животного, однако вскоре отказался от субъективно-психологической трактовки этих явлений и стал рассматривать их как рефлексы, но рефлексы особенные, приобретенные в индивидуальной жизни. Последующее обстоятельное изучение рефлексов выявило ряд других специфических их особенностей. Важнейшее биол, значение рефлексов нового типа состоит в том, что они возникают, формируются и стабилизируются при определенных условиях - регулярном совпадении различных раздражителей (световых, звуковых, механических и др.) с какой-нибудь биологически существенной деятельностью организма (пищевой, оборонительной и др.). В результате между отдельными мозговыми пунктами приложения действия данного раздражителя и данной деятельности замыкается новая нервная связь. Поэтому раздражитель, сочетаемый ранее с тем или иным видом биол, деятельности, приобретает значение сигнала, способного самостоятельно ее вызывать. Выяснилось, что рефлексы нового типа характеризуются крайней вариабельностью, изменяются в неизмеримо большей степени и в гораздо более широких пределах, чем прирожденные рефлексы. Новый тип рефлекса И. П. Павлов назвал условным рефлексом (см.), считая, что другие возможные названия («сочетательный», «индивидуальный» и т. п.) менее точно характеризуют его. В связи с этим он предложил назвать прирожденные рефлексы безусловными (см. Безусловный рефлекс), имея в виду их неизменяемость или неизмеримо меньшую изменчивость от разных условий. И. П. Павловым и его учениками было установлено, что у высших животных выработка условного рефлекса является функцией коры больших полушарий мозга и что в основе выработки и осуществления условных рефлексов лежит процесс возбуждения структур коры, а в основе ослабления и блокирования их - торможение этих структур.

С открытием условного рефлекса был найден один из подходов к разгадке глубочайших тайн работы большого мозга. Еще в раннем периоде своих исследований в этой области И. П. Павлов отмечал: «Для физиологии условный рефлекс сделался центральным явлением, пользуясь которым, можно было все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую деятельность больших полушарий». Метод условных рефлексов стал, по существу, наиболее совершенным вариантом разработанного И. П. Павловым и с успехом примененного в прежних исследованиях научного метода хрон, эксперимента, в к-ром учитывались прежде всего специфические особенности нового объекта исследования - мозга, обращалось особое внимание на важность объективного и строго научного изучения его функций. Эксперименты проводились гл. обр. на собаках в специальных камерах, изолирующих подопытное животное от неконтролируемых внешних воздействий; камеры представляли собой своеобразную окружающую среду, факторы к-рой действуют на подопытное животное не беспорядочно, а по усмотрению экспериментатора. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова послужили основанием для создания материалистического учения о высшей нервной деятельности (см.), в соответствии с к-рым в. н. д. осуществляется высшими отделами ц. н. с. и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой. Наиболее сложные из этих взаимоотношений, наиболее совершенное и точное приспособление организма к внешним условиям существования осуществляются именно условными рефлексами, составляющими основной и превалирующий компонент этой деятельности. И. П. Павлов считал, что понятие «высшая нервная деятельность» равнозначно понятию «поведение» или «психическая деятельность». Под низшей нервной деятельностью И. П. Павлов подразумевал деятельность средних и низших отделов ц. н. с., к-рая состоит в основном из безусловных рефлексов и посредством к-рой регулируются взаимоотношения между органами и системами самого организма. Как было показано еще опытами Э. IIфлюгера, И. М. Сеченова и самого И. П. Павлова, всякий рефлекс наделен определенными адаптивными свойствами и значительной приспособительной вариабельностью. Однако высшего уровня развития и качественно новой формы проявления эти свойства достигают в условных рефлексах, благодаря чему обеспечивается наиболее совершенное, точное и тонкое приспособление организма к условиям оружающей среды. Условнорефлекторная деятельность возникает в ответ на сигналы, предшествующие жизненно важным воздействиям. Это дает организму возможность заблаговременно стремиться к благоприятным факторам и избегать неблагоприятных. Т. к. сигнальное значение может приобрести бесчисленное множество разных раздражителей, то это значительно расширяет диапазон восприятия событий в окружающей среде и возможности адаптивной деятельности организма. Вариабельность условных рефлексов в широких пределах, начиная от небольших колебаний до полного временного блокирования (процессом торможения), чрезвычайная зависимость от изменений окружающей среды (и внутренней среды самого организма) делает их исключительно гибким и совершенным средством приспособления к непрерывным изменениям в условиях существования. Эти принципиальные положения учения И. П. Павлова были затем подкреплены экспериментами, проведенными на собаках и обезьянах в условиях свободного их передвижения.

И. П. Павлов считал, что условный рефлекс при всей своей универсальности для всего животного мира, претерпевает в процессе эволюции бурное развитие, непрерывно растет число его форм и уровень совершенства. Это привело к появлению у человека качественно нового типа сигнализации, а именно опосредованной сигнализации - речи (см.), где слово выступает как сигнал предметных или первичных сигналов. И. П. Павлов назвал эту качественно новую форму сигнализации второй сигнальной системой действительности и считал ее продуктом социальной жизни и трудовой деятельности человека. В отличие от первосигнальной, или обычной условно-рефлекторной, деятельности, обеспечивающей лишь примитивные абстракции (элементарные обобщения предметов и явлений и предметное мышление), вторая сигнальная система является основой осуществления сложнейших абстракций, широкого обобщения предметов и явлений природной и социальной среды и мышления (см.). И. П. Павлов поднял рефлекторную теорию (см.) на принципиально новый уровень, а теоретические высказывания И. М. Сеченова и ряда других ученых о рефлекторном генезе и природе деятельности мозга превратил в экспериментально обоснованное учение.

И. П. Павлов разработал также ряд других важных вопросов физиологии мозга. Он предельно убедительно доказал динамический характер локализации функций в коре большого мозга (см. Кора головного мозга). Согласно его концепции корковые концы анализаторов, или проекционные зоны коры, состоят из ядерных участков с расположенными в них высокоспециализированными нервными элементами, осуществляющими совершенный анализ и синтез, и из обширных областей с рассеянными элементами, способными к несовершенному анализу и синтезу; причем поля рассеянных элементов, воспринимающих раздражения разных модальностей, перекрывают друг друга. И. П. Павлов внес четкость в понимание физиол, механизмов типологических особенностей нервной системы. По данным его лаборатории, в основе этих особенностей лежит сила основных нервных процессов - возбуждения (см.) и торможения (см.), баланс между ними и их подвижность. Различные комбинации этих свойств создают разные типы нервной системы животных. Будучи детерминированными генетически, эти особенности могут изменяться под воздействием факторов окружающей среды и воспитания. Своими исследованиями И. П. Павлов выявил принципиально новую роль процесса торможения в деятельности коры большого мозга - роль охранительного, восстановительного и целебного фактора для ее нервных элементов, утомленных, ослабленных и истощенных в результате напряженной или продолжительной работы. Под этим углом зрения нормальный сон (см.) он рассматривал как проявление сплошного торхмо-жения всей коры большого мозга и ближайшей подкорки, а гипноз (см.) - как проявление торможения отдельных участков коры. Эта концепция явилась теоретической основой лечения сном. По мнению И. П. Павлова, застойное и глубокое торможение более или менее значительных участков мозга, возникшее под воздействием истощающих патогенных факторов и являющееся физиол, мерой самоохранения, может проявляться в виде тех или иных патол, отклонений в его деятельности.

В течение многих лет И. П. Павлов экспериментально изучал патологию мозга, а в последние годы жизни стал интересоваться также нервными и психическими заболеваниями человека. Его исследования по экспериментальным неврозам животных, о предрасполагающих и порождающих неврозы этиол, факторах, о значении типологических особенностей нервной системы в генезе и характере неврозов, о физиол, механизмах и функциональной архитектуре неврозов, их классификации, принципах и мерах профилактики и терапии представляют исключительный интерес для клин, медицины не только в теоретическом, но и практическом плане (см. Неврозы экспериментальные).

Учение И. П. Павлова о в. н. д. является одним из величайших достижений естествознания нашего столетия, представляет собой систему наиболее достоверных, полных, точных и глубоких знаний о функциях мозга и имеет исключительно важное значение для материалистического мировоззрения и огромное прикладное значение для медицины, психологии, педагогики, научной организации сложных трудовых процессов. В совр, науке оно является наиболее адекватной естественнонаучной основой марксистско-ленинской теории отражения.

Научное творчество И. П. Павлова составляет целую эпоху в развитии естествознания. Оно выдвинуло его в ряды таких гигантов естествознания, как И. Ньютон, Ч. Дарвин, Д. И. Менделеев. И. П. Павлов подготовил болыиоз число научных работников, ставших в последующем руководителями крупных научных коллективов и создавших свои научные направления. К их числу относятся, в частности, С. П. Бабкин, К. М. Быков, Г. П. Зеленый, Д. С. Фурсиков, А. Д. Сперанский, И. П. Разенков, П. С. Купалов, Н. А. Рожанский, Н. И. Красногорский, Г. В. Фольборт, А. Г. Иванов-Смоленский, П. К. Анохин. Под руководством И. П. Павлова в разные годы работали Л. А. Орбели, А. Ф. Самойлов, Е. Конорский, У. Гантт. Число его последователей в нашей стране и за ее пределами растет с каждым годом. В США, Японии, Италии, Индии, Чехословакии существуют павловские научные об-ва по изучению в. н. д. Проблемам развития учения И. П. Павлова регулярно посвящаются отечественные и международные симпозиумы, конференции, конгрессы.

Имя И. П. Павлова присвоено ряду научных учреждений и учебных заведений. АН СССР учреждены премия им. Павлова, присуждаемая за лучшую научную работу в области физиологии, и золотая медаль его имени, присуждаемая за совокупность работ по развитию учения И. П. Павлова.

Сочинения: Центробежные нервы сердца, дисс., Спб., 1883; Полное собрание трудов, т. 1 - 5, М.-Л., 1940 - 1949.

Библиография: Анохин П. К. Иван Петрович Павлов, М.-Л., 1949; Асратян Э. А. Иван Петрович Павлов, М., 1974; И. П. Павлов в воспоминаниях современников, под ред. E. М. Крепса, Л., 1967; Коштоянц X. С. Повесть из жизни акад. Павлова, М.-Л., 1937; Купалов П. С. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов, М., 1949; Летопись жизни и деятельности акад. И. П. Павлова, сост. H. М. Гуреева и Н. А. Чебышева, Л., 1969; Мозжухин А. С. и Самойлов В. О., И. П. Павлов в Петербурге-Ленинграде, Л., 1977; Переписка И. П. Павлова, сост. H. М. Гуреева и др., Л., 1970; Сборник, посвященный 75-летию И. П. Павлова, под ред. В. Л. Омелянского и Л. А. Ор-бели, Л., 1925; Фролов Ю. П. Иван Петрович Павлов, М., 1949; В а Ь-k i n В. P. Pavlov, a biography, Chicago, 1949; Cun y H. Ivan Pavlov, P., 1962; M i s i t i R. II riflesso conaizionato, Pavlov, Roma, 1968.

Э. А. Асратян.

Ни один из русских ученых XIX-XX вв., даже Д.И. Менделеев, не получил такой известности за рубежом, как академик Иван Петрович Павлов (1849-1936). «Это звезда, которая освещает мир, проливая свет на еще не изведанные пути», - говорил о нем Герберт Уэллс. Его называли «романтической, почти легендарной личностью», «гражданином мира». Он был членом 130 академий, университетов и международных обществ. Его считают признанным вождём мировой физиологической науки, любимым учителем врачей, подлинным героем творческого труда.

Иван Петрович Павлов родился в Рязани 26 сентября 1849 г. в семье священника. По желанию своих родителей Павлов закончил духовное училище, в 1864 г. поступает в рязанскую духовную семинарию.

Однако ему была уготована иная судьба. В обширной отцовской библиотеке однажды он нашел книгу Г.Г. Леви «Физиология обыденной жизни» с красочными иллюстрациями, поразившими его воображение. Еще одно сильное впечатление на Ивана Петровича в юношеском возрасте произвела книга, о которой он потом всю жизнь вспоминал с благодарностью. Это было исследование отца русской физиологии Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга». Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что тема этой книги составила лейтмотив всей творческой деятельности Павлова.

В 1869 г. он ушел из семинарии и поступил сначала на юридический факультет, а затем перевелся на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Здесь, под влиянием известного русского физиолога профессора И.Ф. Циона, он навсегда связал свою жизнь с физиологией. После окончания университета И.П. Павлов решил пополнить свои знания по физиологии, в частности по физиологии и патологии человека. С этой целью он в 1874 г. поступил в Медико-хирургическую академию. Блестяще окончив её, Павлов получил двухгодичную заграничную командировку. По приезде из-за границы он целиком отдал себя науке.

Все работы по физиологии, проведённые И.П. Павловым на протяжении почти 65 лет, в основном группируются около трёх разделов физиологии: физиологии кровообращения, физиологии пищеварения и физиологии мозга. Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного метода условных рефлексов он установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павлова физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влияние на развитие физиологии, психологии и педагогики.

Работы И.П. Павлова по кровообращению связаны, главным образом, с его деятельностью в лаборатории при клинике знаменитого русского врача Сергея Петровича Боткина с 1874 по 1885 гг. Страсть к исследованиям целиком поглотила его этот период. Он забросил дом, забыл о материальных нуждах, о своём костюме и даже о своей молодой жене. Его товарищи не раз принимали участие в судьбе Ивана Петровича, желая чем-нибудь помочь ему. Однажды они собрали некоторую сумму для И.П. Павлову, желая поддержать его материально. И.П. Павлов принял товарищескую помощь, но на эти деньги накупил целую свору собак, чтобы поставить интересующий его эксперимент.

Первым серьёзным открытием, которое создало ему славу, было открытие так называемого усиливающего нерва сердца. Это открытие послужило исходным толчком для создания научного учения о нервной трофике. Весь цикл работ по этой теме был оформлен в виде докторской диссертации под названием «Центробежные нервы сердца», которую он защитил в 1883 г.

Уже в этот период обнаружилась одна принципиальная особенность научного творчества И.П. Павлова - изучать живой организм в его целостном, естественном поведении. Работа И.П. Павлова в Боткинской лаборатории приносила ему огромное творческое удовлетворение, но сама лаборатория была недостаточно удобна. Вот почему И.П. Павлов с радостью принял в 1890 г. предложение взять на себя заведывание отделом физиологии во вновь организуемом Институте экспериментальной медицины. В 1901 г. он был избран членом-корреспондентом, а в 1907 г. действительным членом Петербургской Академии наук. В 1904 г. за свои работы по пищеварению Иван Петрович Павлов получил Нобелевскую премию.

Учение Павлова об условных рефлексах явилось логическим завершением всех тех физиологических экспериментов, которые он проделал по кровообращению и пищеварению.

И.П. Павлов заглянул в самые глубинные и таинственные процессы человеческого мозга. Он разъяснил механизм сна, который оказался разновидностью особого нервного процесса торможения, распространяющегося по всей коре головного мозга.

В 1925 г. И.П. Павлов возглавил институт физиологии АН СССР и открыл при своей лаборатории две клиники: нервную и психиатрическую, где с успехом применял экспериментальные результаты, полученные им в лаборатории, для лечения нервных и душевных заболеваний. Особенно важным достижением последних лет работы И.П. Павлова было изучение наследственных свойств отдельных типов нервной деятельности. Для решения этого вопроса И.П. Павлов значительно расширил свою биологическую станцию в Колтушах под Ленинградом - настоящий город науки, - на которую советское правительство отпустило более 12 млн. рублей.

Учение И.П. Павлова стало фундаментом для развития мировой науки. В Америке, Англии, Франции и других странах были созданы специальные павловские лаборатории. 27 февраля 1936 г. Ивана Петровича Павлова не стало. После непродолжительной болезни на 87-м году жизни он скончался. Отпевание по православному обряду, согласно его завещанию, было совершено в церкви в Колтушах, после чего в Таврическом дворце состоялась церемония прощания. У гроба был установлен почётный караул из научных работников ВУЗов, ВТУЗов, научных институтов, членов Президиума Академии наук СССР.

Иван Петрович Павлов (14.09.1849 - 27.02.1936) – самый известный российский физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, академик Академии Наук СССР, лауреат Нобелевской премии по медицине.

Детство будущего ученого.

Петр Дмитриевич Павлов, отец будущего Нобелевского лауреата, был простым выходцем из крестьянской семьи. Служил священником в одном из приходов Рязанской губернии. Варвара Ивановна, его жена, также была родом из семьи священника. В этой небогатой, но набожной семье и появился маленький Ванечка. Он был первым ребенком в семье (всего Варвара Ивановна родит 10 детей). Ваня рос здоровым ребенком. Играл с младшими сестрами и братьями, помогал отцу в хозяйстве.

Примерно в восемь лет Ванечка стал учиться грамоте и с опозданием, вызванным травмой, поступил в школу. В 1864-ом году он успешно окончил Рязанское духовное училище и был сразу же принят в духовную семинарию. Здесь он показал себя очень работоспособным учеником, став одним из лучших в своем классе. Он даже давал частные уроки, получив репутацию хорошего репетитора. Во время своего обучения, Павлов впервые познакомился с научным трудом М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Во многом именно эта новая заинтересованность, в бурно развивающейся в то время науке, заставила его отказаться от продолжения духовной карьеры.

Учеба в университете.

В 1870-ом году Иван Петрович переехал в Санкт-Петербург. Его единственной целью было поступление на естественное отделение физико-математического факультета университета. Но в силу слабой подготовки, которую ему давали в семинарии, будущему исследователю пришлось поступить на юридический факультет. Однако, спустя всего 17 дней после зачисления, молодого студента по решению самого ректора перевели на физико-математический факультет.

С самого начала обучения Иван Петрович привлек внимание преподавательского состава свои живым и пытливым умом. На втором курсе ему была назначена обычная стипендия, а на третьем – императорская. В то время на факультете, на котором обучался Павлов, преподавали такие выдающиеся ученые, как Менделеев и Бутлер. Одной из первых научных работ молодого студента было исследование по физиологии нервов поджелудочной железы, проведенное совместно с Афанасьевым. За это исследование он получил золотую медаль совета университета.

Начало научной деятельности.

В 1875-ом году Павлов окончил университет и получил степень кандидата естественных наук. Павлову было уже 26 лет. И.Ф. Цион предложил ему работу в качестве своего ассистента в Медико-хирургической академии. Спустя некоторое время, он стал ассистентом К.Н. Устимовича, который заведовал в то время кафедрой физиологии на ветеринарном отделении все той же Медико-хирургической академии. Одновременно с этим Иван Петрович продолжал обучение на медицинском отделении. В это время он опубликовал несколько ценных работ по физиологии кровообращения. В 1877-ом году, накопив небольшую сумму денег, Павлов побывал в Бреславле, где познакомился с работами известного физиолога Р. Гейденгайна.

Исследовательские работы молодого физиолога привлекли внимание широких научных кругов, вот почему в 1878-ом году он был приглашен С.П. Боткиным в его клинику. Не отвлекаясь от своих научных исследований, Павлов получил столь желанный диплом врача в 1879-ом году.

Работа в области исследования нервной активности.

Вскоре после этого Петр Иванович начал работать в небольшой лаборатории над тематикой, которая в то время называлась «нервизм». В 1883-ем году в рамках своих исследований он опубликовал монографию о центробежных нервах сердца, которая затем стала и темой его докторской диссертации. Блестящая защита этой работы была отмечена также и золотой медалью.

В 1884-ом году он отправился в Германию, где работал вместе с Р. Гейденгайном и К. Людвигом. Как затем отмечал в своей автобиографии сам ученый, его работа вместе с этими выдающимися физиологами многое ему дала в плане жизненного опыта и мировоззрения.

По возвращении на Родину, Павлов стал активно читать лекции в Военно-медицинской академии по тематике физиологии, а также стал часто печататься в российских и зарубежных журналах. За 12 лет работы в лаборатории клиники Боткина он стал видным физиологом, как в России, так и за рубежом.

Профессура и Нобелевская премия.

В 1890-ом году, несмотря на многие препятствия, которые чинили ему некоторые представители медицинских кругов и чиновничьего аппарата, Иван Петрович занял должность профессора фармакологии в Военно-медицинской академии. Именно здесь он провел свои самые главные научные исследования. Работы в области изучения физиологии пищеварительных желез принесли ему мировую известность. Его работы в области исследования условных рефлексов очень быстро стали настоящим прорывом в медицине. В 1904 году была основана Нобелевская премия в области медицины, и ее первым лауреатом стал именно Павлов.

В 1901-ом он стал членом-корреспондентом, а в 1907-ом действительным членом академии наук. Научное признание за рубежом вылилось в то, что он стал почетным членом сразу нескольких иностранных академий наук.

Революция и жизнь в новой стране.

Февральскую революцию Иван Петрович встретил настороженно, считая, ее несвоевременной в условиях продолжающейся войны. Также он встретил и революцию Октябрьскую. Отношения с большевиками носили весьма натянутый характер. Однако Павлов не собирался покидать Родину, а правительство старалось делать все возможное, чтобы удержать ученого от эмиграции. Ученый возражал против многих реформ правительства, в том числе он считал ошибочной отмену докторских диссертаций, а также считал нецелесообразным создание институтских кафедр, на которых не проводятся никакие исследования.

Кроме того, после событий 1928-1929 годов, связанных с выборами в Академию наук, когда государство стало напрямую указывать тех, кто должен войти в ее состав, Павлов перестал посещать заседания Академии и никогда больше в ней не появлялся.

До конца своих дней он вступал в активную оппозицию к государству по всем вопросам, которые касались науки. Он не стеснялся выражать свое недовольство, и открыто указывал на допущенные промахи и ошибки.

В 1936-ом, когда ученому было уже 87 лет, Иван Петрович простудился и заболел воспалением легких. Организм, уже ослабленный несколькими перенесенными до этого пневмониями, не выдержал и все усилия врачей спасти Павлова оказались тщетными.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!