Учил китайский мудрец. Чему учил китайский мудрец конфуций

Аннотация к методической разработке.

учитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.Карамышка

Цель данного урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.Предназначен для обучающихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Октябрьский городок» в с.Карамышка

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира

Чему учил китайский мудрец Конфуций

5 класс

Подготовила: Гаврилова Елена Алексеевна

учитель истории и обществознания

2012г.

Тема урока: Чуму учил китайский мудрец Конфуций.

«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше»

Конфуций.

Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Задачи:

  • Познавательные задачи:
  • Развивающие задачи:
  • развитие творческого мышления учащихся;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
  • Воспитательная задача:
  • воспитание интереса учащихся к культуре стран Древнего Востока и уважения людей друг к другу.

Основные результаты обучения:

  1. Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретают опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.
  2. Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
  3. Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;
  4. Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение);
  5. Экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями

Структура: урок изучение нового материала.

Система контроля, оценивания:

а) фронтальная работа, опрос;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль

Оборудование:

  1. Компьютер, презентация
  2. Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2000)
  3. Раздаточный материал

Оформление доски:

Великая Китайская равнина, река Хуанхэ, река Янцзы, высказывания китайского мудреца Конфуция, изображение бога Брахмы, бамбуковая книга, иероглиф.

До проведения урока ребята получают задания: подготовить сообщения (на 1 минуту) по темам: «Великая Китайская равнина», «Река Хуанхэ», «Река Янцзы», «мудрец Конфуций»

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

II этап. Актуализация опорных знаний по теме: «Древняя Индия»

На доске таблица и изображение бога Брахмы. Учащимся необходимо вставить пропущенные элементы в таблицу.

Учащиеся работают по карточкам (регламент 5 минут)

От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.

Самые многоводные реки Индии это ______________________ и ______________________ .

По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .

______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.

Главные реки Китая___________ и _____________.

Знаменитым китайским мудрецом был ____________________.

Ребята, все справились с заданием? (Нет)

А как вы думаете, почему? (Мы незнаем кто был китайским мудрецом)

Давайте попробуем сформулировать, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

(Формулируют тему урока)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Слайд №1 «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
III этап. Изучение новой темы

На прошлых уроках мы познакомились с религиозными верованиями древних индейцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций и почему Китай называют- уникальным, мудрым и удивительным, мы выясним сегодня на уроке

1 .Формулирование проблемы

слайд №2«Китай – уникальный, мудрый, удивительный»

Но прежде, чем мы поговорим о китайском мудреце Конфуции, сначала нам необходимо выяснить о стране, в которой он жил.

2. Работа с картой

слайд №3 карта // звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о

  • Великой Китайской равнине слайд №4
  • Река Хуанхэ слайды №5-6
  • Река Янцзы слайды №7-8
  • Мудрец Конфуций слайды №9-10 // работа со словом «мудрец »

Ребята, а теперь посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.
В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.

слайд №2

  1. Изложение нового материала

Об обычаях древних китайцев и рассказывал древний мудрец Конфуций

– Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам» слайд №11 // работа со словом «манеры».
– Объясните, как вы понимаете слово «манеры».
(Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения) .
– Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком
слайды №12-13 (дома)
– Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.
– Объясните, как вы понимаете слово «циновка».
(Циновка – ковер, сплетенный из тростника) слайд №14 // работа со словом «циновки»
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
слайд №15
Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
слайд №16
– Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался дракон – символ божественности.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

– Жизненный уклад китайского народа подчинен дисциплине, порядку, уважению и почитанию старших и младших. слайды № 17-18
– Чему учит эта мудрость?

4. Осознанное самостоятельное чтение учащимися текста учебника слайд №19

– Как вы понимаете мудрость Конфуция?
Чтение текста учебника (автор Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.100-101
2 абзац «Высшая добродетель – уважение к старшим»
– Как относились к старшим в семье?
– Сейчас мне можете не отвечать, но ответьте сами себе – как вы относитесь к своим родителям?
– Есть такое выражение: «Всё идет из семьи». Объясните почему?
слайд № 20

А теперь обратимся к 3 абзацу «Мудрость- в знании старинных книг»
– Вспомните, царь, какого государства во время захватнических войн, кроме драгоценностей, забирал книги?
слайд №21
– О чем говорит китайская мудрость: «Мудрость – в знании старинных книг»?
– Что изображено на слайде?

Сообщение учителя «Бамбуковая книга Древнего Китая»

Китайские иероглифы

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.

Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов.

Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника . слайд №22
слайд №23

– Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.

На прошлых уроках мы с вами уже знакомились с различными видами письменности и узнали,что письменность финикийцев была самой простой, а вот какова письменность древних китайцев я предлагаю вам узнать и попробовать пописать на древних бамбуковых книгах с помощью иероглифов.

Вопросы:

  1. Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?
  2. Какое количество времени для этого необходимо? Почему?

(Примерный ответ: В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.

Учащиеся пробуют писать при помощи иероглифов и выясняют, что письменность у древних китайцев очень сложная.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
слайд №24
, слайд №25
– Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По их представлениям Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время.

Письменность на основе иероглифов

Изобретение бумаги слайд 26

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт

Наблюдая, за пятнами на солнце китайцы составили карту звездного неба.

Изобретение фарфора слайд 27

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Компас, механические водяные часы, и прибор для предсказания землетрясений.

Компас слайд 28

Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

Архитектура - строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами.

Выращивание чая слайд 29

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».

И в древней китайской поэзии есть упоминания о чае:

Слышно, сквозь шум бегущей воды
где-то прялка стучит.
Мостик под сводом вешней листвы,
минуло время цветов.
Вдруг чудеснейший аромат
ветер донес из-за гор.
Это в селении у перевала
готовят полуденный чай.

(Гао Ци)

– Для того, чтобы проверить как вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю выполнить тест слайд №26-30

IV этап. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

А теперь, чтобы охарактеризовать ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям продолжите высказывание: « Китай- это страна………»

Учащиеся отвечают.

V этап. Рефлексия

– Ребята, а что нового сегодня вы узнали на уроке?

Что интересного?

Понравился вам сегодняшний урок?

VI этап. Домашнее задание

  1. Параграф 22, ответить на вопросы
  2. На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).
  3. Нарисовать рисунок

Предыстория

Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.

События

551-479 гг. до н.э. - годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы - почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.

Учение Конфуция строилось на том, что он…

  • считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
  • считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети - родителям, нижестоящий - вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
  • считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
  • считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.

Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев - драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.

Заключение

Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок ), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.

Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз-никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес-тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра-ну - «Поднебесной».

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко-торого очень почитали в Китае.

Рис. 1. Конфуций ()

Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).

Рис. 2. Изречения Конфуция

Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень-ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон-кую кисточку или палочку обмакивали в чер-ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан-ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).

Рис. 3. Древнекитайские книги ()

Ученый китаец должен был запомнить тыся-чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.

Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита-ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо-сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен-ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы-тянув их вперед, могли только совершенно не-воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па-лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож-ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи-тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма-терии. Знатные богачи одевались в халаты шел-ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу-рами драконов (рис. 4).

Рис. 4. Традиционная одежда и прически ()

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за-искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла-госклонно. Конфуций учил, что государство по-добно большой семье. Подданные должны ува-жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча-ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос-таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин-ный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Bibliotekar.ru ()
  2. Sch714-china.narod.ru ()
  3. Newacropol.ru ()

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнего Китая.
  2. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
  3. Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
  4. Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?

§ 1 Поднебесная

На востоке Азии, на широкой равнине между реками Хуанхэ и Янцзы в I тысячелетии до нашей эры появилось государство, получившее название Китай. Эта страна подарила миру множество удивительных вещей - китайский шелк, фарфор, зеркала и зонты, а так же бумагу. Но, пожалуй, самым удивительным является возникновение особого учения - конфуцианства.

III тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), и Янзцы (Голубая река) возникли первые городские поселения, положившие начало возникновению древнекитайской цивилизации. Постепенно небольшие поселения превратились в отдельные царства, постоянно воюющие друг с другом за территорию. Борьба за господство привела к объединению Китая в централизованное государство, правителем которого стал Шихуанди, основатель династии Цинь. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а подчиненную ему страну Поднебесной.

Восток Китая имеет более благоприятные природные условия: мягкий климат, разнообразная флора и фауна. Эти условия способствовали тому, что именно в этой части страны появилась древнейшая земледельческая культура. Китай является родиной проса, чая, тутового и лакового деревьев. Основными продуктами сельского хозяйства были пшеница, соевые бобы, ячмень и рис.

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или на узкие дощечки из расщепленного бамбука. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали веревку. Связка бамбуковых дощечек и была древнекитайской книгой.

§ 2 Китайский мудрец Конфуций

В конце VI - начале V веков до н.э. жил в Китае великий мудрец Кун Фу-цзы, больше известный нам как Конфуций, разработавший уникальную систему моральных ценностей и норм, оказавшую огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической и общественной жизни Китая.

Конфуций родился в государстве Лу, в древней и знатной, но обедневшей семье. Отец будущего великого философа к моменту рождения сына был уже немолод и вскоре скончался. Жил маленький Конфуций с матерью очень бедно, поэтому его жизнь была наполнена тяжелым трудом и лишеньями. Юношу отличало жадное стремление к знаниям. Конфуций много читал, занимался самообразование, а так же посещал школу. Он настолько прилежно и ответственно учился, что в 17 лет его уже назначили помощником учителя. Окончив образование, Конфуций стал государственным чиновником, получив должность хранителя амбаров. Он служил с большим рвением, старательно выполняя свои обязанности, но понимал, что не способен изменить господствующие в стране порядки, и поэтому в 25-летнем возрасте, в сопровождении своих учеников, отправился в путешествие по Китаю, встречаясь с царями и вельможами, преподавая людям свою мудрость. В возрасте 60 лет Конфуций вернулся на родину, где и скончался. После смерти философа его ученики записали высказывания своего учителя и интересные случаи из его жизни и составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), до сих пор пользующуюся большой популярностью как в Китае, так и за его пределами.

§ 3 Конфуцианство и его роль в становлении и развитии Китайского государства

Чему же учил Конфуций?

Первый принцип его философии - уважение к старшим. В семье младшие братья должны выказывать уважения старшим, дети - родителям. Старшим надлежит заботиться о младших, помогая и поддерживая их. Те же качества, считал Конфуций, должны быть присущи и правителю. Царь должен заботиться о своих подданных, защищая и оберегая их. Подданные же должны выказывать царю уважение, безоговорочно подчиняясь ему.

Особое значение придавал Конфуций воспитанности людей. Он подчеркивал, что необходимо быть учтивым - перед входом в дом снимать туфли, одежда и прическа должны быть аккуратны. Воспитанный китаец вежлив, но не заискивает перед теми, кто выше его по положению.

Чтобы добиться в жизни успеха, необходимо жить не только согласно правилам хорошего поведения, но также честно и верно исполнять свой долг. Конфуций говорил: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде». Лишь благородному человеку, считал Конфуций, можно доверять высокие государственные посты и место при царской особе.

Слава о Конфуции быстро распространилась по Китаю. Его авторитет был огромен, за советами к нему обращались как правители, так и простые люди. Но хватало и недоброжелателей. Отношение к Конфуцию можно проиллюстрировать притчей:

Рассказывают, что один аристократ представил Конфуция министру. Когда Конфуций удалился, аристократ вошёл к министру узнать его мнение о госте.

— После того как я увидел Конфуция, — сказал министр, — вы уже кажетесь мне крошечным, как вошь или блоха. Я сегодня же представлю его государю.

И тогда аристократ, опасаясь, что государь слишком возвысит Конфуция, сказал министру:

— Когда государь увидит Конфуция, вы тоже покажетесь ему вошью или блохой!

И министр отказался от своего намерения.

Роль конфуцианства в становлении и развитии Китайского государства огромна. Достаточно сказать, что даже сейчас, спустя почти два с половиной тысячелетия после смерти Конфуция китайские школьники изучают его высказывания, а политики используют в своей практической деятельности ценные советы древнего мудреца.

§ 4 Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1.В I тысячелетии до нашей эры на берегах рек Хуанхэ и Янцзы начала зарождаться китайская цивилизация;

2.Большую роль в её становлении сыграло философское учение, разработанное мудрецом Конфуцием - конфуцианство;

3.Конфуций призывал людей быть воспитанными и благородными, уважать старших и заботиться о младших;

4.Учение Конфуция до сих пор оказывает влияние на Китай, его политику и систему ценностей.

Использованные изображения:

Конфуций - величайший мудрец и учитель в истории Китая. Иллюстрация: Блу Сяо/Великая Эпоха

В последние годы династии Чжоу (1122 - 222 н. э.) люди становились всё более эгоистичными. Традиционные нравственные ценности династий Ся, Шан и ранней Чжоу были заменены личными интересами отдельных людей. Отношения между отдельными государствами также становились всё более напряжёнными, а войн становилось всё больше.

Именно в это сложное время в Поднебесной появились великие люди. Если учение Дао, основателем которого был Лао-цзы, проповедовало возвращение к своему истинному Я, то учение Конфуция акцентировало внимание на воспитании в себе высоких моральных качеств.

Конфуций (552 - 479 до н. э.) известен в Китае также как Кунцзы. Но его настоящее имя было Кун Цю. Мать Конфуция в возрасте 18 лет стала наложницей одного 66-летнего китайского военачальника. Когда Конфуцию исполнилось три года, его отец скончался. Хотя будущий мудрец по природе был талантливым человеком, никто о нём ничего не знал. Он повстречался с Лао-цзы, которого уважал всем сердцем. Конфуций начал служить правителю, начиная с самых низших должностей: он отвечал за крупный рогатый скот и припасы в амбарах.

В 51 год Конфуций получил повышение в правительстве. Он выступал за «принцип добросердечия» в управлении страной, но, к сожалению, его философия не была принята императором. Поэтому Конфуцию не оставалось ничего другого, кроме как оставить свою должность. Он принял решение путешествовать по стране и распространять своё учение.

В это трудное время его политические воззрения на управление страной не получили признания среди китайской знати. Поэтому Конфуций вернулся в свой родной город, чтобы посвятить всё своё время образованию. Он создал частную школу и набрал много учеников. Благодаря усилиям Конфуция, его учение распространилось и среди обычных людей. Он считается первым учителем в китайской истории.

Учение Конфуция включает четыре главных аспекта: знание и образование, правильная речь и соответствующее поведение, честность и великодушие, а также праведность. Конфуций также создал четыре главных правила-запрета: не сплетничать, не упрямиться, не самовольничать и не проявлять высокомерие. Он редко говорил о личных интересах, но если разговор заходил о них, то Конфуций всегда использовал эту возможность, чтобы рассказать о добродетели, судьбе и нравственных ценностях. Каждый раз, когда его ученики не понимали какой-то принцип или не могли справиться с трудностями, Конфуций просвещал их в этих вопросах.

Конфуций внёс большой вклад в образование. Он был первым педагогом, который сделал образование доступным для обычных людей. У него было более 3 000 учеников, разных по своему социальному положению: и богатых, и бедных. Те, из бедных слоёв населения, кто по-настоящему хотел обучаться у Конфуция, получали такие же возможности для образования, что и богатые ученики Кунцзы.

Он учил своих учеников, как быть добросердечным человеком, показывая это на собственном примере. Его последователи и будущие поколения были глубоко тронуты его праведностью, благородством, смиренностью, вежливостью и снисходительностью по отношению к другим людям.

Самым известным письменным трудом Конфуция является «Лунь Юй (свод правил) Конфуция». В памяти поколений он остался как «величайший мудрец и учитель» в китайской истории.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!