Удивителен каждый день! Неми, Италия. Клубнично-земляничная dolce vita в окрестностях Рима


Калигула остался в истории одним из трех самых жестоких римских императоров, которого обвиняли во всех возможных грехах. Как все было на самом деле, уже не узнать. Достоверно известно лишь одно: император очень любил роскошь. Он даже построил самые большие в мире прогулочные корабли, на которые сейчас идет настоящая охота.




Калигула правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.




На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.


Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«... десять рядов весел... корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями... на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»




Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.


Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.


В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.




В XV веке появились первые слухи о существовании чего-то «интересного» под водой озера Неми. К 1842 году тайна кораблей Калигулы еще не была раскрыта. Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера. В XVI веке это место в подводном колоколе посетил Архитектор Марчи [военный инженер], а за ним еще несколько других. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».


В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.




Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.

Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.

Роль Калигулы в истории Древнего Рима далеко не однозначна. Спустя века непросто разобраться, кем же он был: . Ведь это типичный человек своего времени. Так, а .

На юго-востоке от Рима на холмах Альбано расположились 13 городков, которые объединяются под общим названием Кастелли - Романи . В любом из этих городов можно отведать отменную еду и хорошее вино, а также посмотреть многочисленные замки, благодаря которым эти населенные пункты получили свои названия.

Сегодня, вместе с детьми посетили хоть и небольшой, но весьма красивый город Неми . Неми находится недалеко от Рима, всего в 30 км. Известен в большей степени своими клубничными ежегодными фестивалями и не менее известным озером Неми .

Многие туристы стремятся заехать сюда хотя бы на несколько часов. С легкой руки Папы Пия II, город Неми получил название «дом муз и нимф ». Историки утверждают, что в древние времена местные жители поклонялись богине Диане, которая считалась покровительницей любви. Когда-то здесь был возведен храм в честь богини Дианы, однако до наших дней он не сохранился. Возможно,именно поэтому озеро в городе Неми часто именуют «Зеркало Дианы ».

В 1927 году, когда у власти в Италии находился Бенито Муссолини, со дна озера были подняты два затонувших кораблей. По мнению историков,они сохранились со времен императора Калигулы - на этих кораблях проводились праздники.

Размер каждого судна составлял 70 на 20 метров. Сохранились некоторые декоративные элементы, украшавшие корабли, например, изящно выполненная из дерева голова волка и покрытые мрамором и мозаикой палубы.


Как писал римский писатель и историк Светоний, Калигула «построил либурнские галеры в десять рядов весел, с жемчужной кормой, с разноцветными парусами, с огромными купальнями, портиками, пиршественными покоями, даже с виноградниками и плодовыми садами всякого рода: пируя в них средь бела дня, он под музыку и пение плавал вдоль побережья Кампании» (Жизнь двенадцати Цезарей. Книга четвертая.Ст.37)

В настоящий момент ведутся работы по восстановлению поднятых со дна римских кораблей.

Одна из самых драматических страниц в истории археологии была открыта в 1444 году. В тот год кардинал Просперо Колонна прослышал, что на дне озера Неми, в 16 милях к юго-востоку от Рима, лежат останки двух кораблей. Он был просвещенным гуманистом и, подобно многим представителям эпохи Возрождения, живо интересовался классическими древностями. Расположенное неподалеку от более крупного озера Альбино озеро Неми было окружено ореолом легенд. По преданиям именно здесь находилась священная роща и гробница богини Дианы.

Кардинал узнал, что на протяжении многих лет здешние рыбаки цеплялись своими сетями за обломки судов и иногда вытаскивали из воды небольшие предметы. Деревянные обломки шли на топливо, а металлические детали переплавлялись, и из них делали инструменты (например, бойлы для рыбалки) или оружие.

Колонна поручил одному из виднейших архитекторов того времени, Леону Баттисте Альберти, обследовать останки кораблей. С помощью ныряльщиков Альберти попытался поднять их на поверхность. Он установил ворот на плоту, плававшем в озере, а ныряльщики закрепили канаты на затонувших кораблях. Но все кончилось тем, что у одного из кораблей отломилась носовая часть. Альберти отказался от дальнейших попыток и вернулся к своему основному занятию - строительству зданий.

Примерно столетие спустя новую попытку поднять затонувшие корабли предпринял Франческо де Марчи, который лично обследовал их с помощью примитивного устройства для спуска под воду. Это устройство, изобретенное Гильомом Лотарингским, представляло собой скрепленный металлическими обручами деревянный колокол, который закрывал верхнюю половину туловища ныряльщика. Отважному де Марчи пришлось немало претерпеть во время спуска. У него пошла кровь носом из-за повышения давления при спуске, он запутался в веревках, к которым был прикреплен колокол, но больше всего ему досаждала стая суетившихся вокруг него рыбешек, которые пощипывали обнаженные части тела смельчака и не отставали от него, как ни старался он их отогнать. К тому же вода была настолько темной, что де Марчи так ничего и не смог увидеть сквозь окошечко в стенке колокола.

Попытки Альберти и де Марчи и нескольких более поздних исследователей поднять корабли привели лишь к дальнейшему их разрушению. На поверхность было извлечено много корабельных деталей. Деревянные балки местные жители растащили на топливо, бортовые украшения и статуи, изразцы и фрагменты мозаики исчезли в частных коллекциях

Поднять древние корабли удалось лишь в прошлом 20-м веке. Итальянские археологи, воспользовавшись дренажным тоннелем, который построили еще древние римляне, спустили воду из озера Неми. По четырех колейному рельсовому пути, уложенному на илистое дно озера, археологи вытянули корпуса древних судов на берег. Вокруг них был построен музей.

Итак, суда стали доступны для изучения. Археологов, прежде всего, поразило изящество формы корпусов, хотя корабли были очень широкими, искусная и тщательная работа древних корабелов. Обшивка корпуса, выполненная из сосновых досок, была покрашена киноварью, покрыта слоем просмоленной шерсти и, наконец, свинцовыми листами в три слоя.

Более крупное из судов имело в длину около 70 метров, а в ширину - около 20. Другое было чуть поменьше. Управлялись суда рулевыми веслами 11-метровой длины. На большом судне таких рулей было четыре, на малом - два. По-видимому, два дополнительных рулевых весла на большом судне устанавливались на носу, чтобы можно было управлять движением, когда корабль шел кормой вперед. Каждый из кораблей имел по два вспомогательных киля, расположенных по обе стороны от основного. Большинство металлических деталей было позолочено. Бронзовые и железные детали оказались удивительно стойкими к коррозии, так как на их изготовление шел особо чистый металл.

Корпуса судов сохранились достаточно хорошо, однако все надстройки оказались совершенно разрушенными. Отчасти это объясняется громадным весом мрамора, бронзы и других отделочных материалов, которые использовались для украшения надстроек. Существенный вклад в их разрушение был сделан и прежними попытками поднять суда на поверхность.

После осушения озера было найдено множество интересных предметов, относившихся к кораблям. Однако эти находки так и не внесли окончательной ясности в решение вопроса о том, как суда приводились в движение. Вначале думали, что оба судна представляли собой гребные галеры. Измерения, проведенные одним из экспертов внутри корпуса, показали, что судно было снабжено одним рядом весел, причем каждым веслом гребли четыре-пять человек. Малое судно, по-видимому, передвигалось на буксире за большим кораблем или за лодками с гребцами.

Среди находок оказались две поворотные платформы, вращающиеся на небольших катках, расположенных по кругу. Под одной из платформ катки были выполнены в виде восьми бронзовых шаров. Каждый шар имел два упора, на которые опирались выступы платформы. Под другой платформой катки представляли собой восемь конических деревянных роликов. Назначение платформ выяснить не удалось. Возможно, они служили основаниями для скульптур.

Строго говоря, эти катки еще нельзя назвать шариковыми и роликовыми подшипниками. Однако ничего подобного еще длительное время не было известно. Еще одним техническим новшеством, обнаруженным на борту судов из озера Неми, был многоковшовый водоподъемник, исполнявший роль трюмного насоса. В верхней части этот насос имел горизонтальный вал. На нем был смонтирован барабан, через который проходила цепь с ковшами. На концах вала имелись маховики с рукоятками. Значение этой находки определяется тем, что она представляет собой самый ранний из известных примеров применения кривошипного механизма в иных конструкциях, кроме ручных мельниц.

Были найдены также два якоря, принадлежавшие древним судам. Один - классического типа - был сделан из дуба, лапы окованы железом, а шток выполнен из свинца. Очевидно, деревянный якорь пришлось утяжелить, чтобы он мог погружаться на дно. Другой якорь был сделан из железа и обшит деревом. Он имел подвижный шток. Якорные штоки такого типа не встречались в истории судостроения до XVIII века, когда они были повторно изобретены в Голландии.

По надписям археологи установили, что уникальные корабли были построены примерно в середине первого века нашей эры. Тринадцать изразцов из останков надстройки помечены клеймом одного из рабов Домициуса Афера, знаменитого оратора. Этот оратор был консулом при Калигуле и умер в 59 году нашей эры. Следовательно, можно думать, что судно было построено раньше этой даты.

Надпись на свинцовой трубе, найденной в обломках, гласит: «Собственность Гая Цезаря Августа Германика». А это - полное имя Калигулы, правившего с 37 по 41 год нашей эры. Вместе с тем были найдены и указания на царствование преемника Калигулы - Клавдия (41-54 годы). Вероятно, строительство кораблей началось в годы непродолжительного правления Калигулы, а закончилось при Клавдии.

Есть основания думать, что эти суда служили не для развлечений, а скорее являлись плавучими храмами. Точное время и причины потопления кораблей неизвестны. Однако исследователи полагают, что либо во времена царствования Нерона, либо во времена гражданской войны, которая разразилась после его смерти, суда были ограблены и их покинули на произвол судьбы. Трюмы откачивать было некому, суда постепенно наполнились водой и затонули.

Останки древних судов были окончательно разрушены весной 1944 года. Фашисты, которые незадолго перед этим продемонстрировали свое отношение к культуре, предав огню 80 тысяч книг и рукописей из библиотеки Неаполитанского Королевского общества, сожгли и музей на берегу озера Неми.

Ныне музей восстановлен. В нем можно увидеть модели уникальных судов в одну пятую натуральной величины вместе с теми немногими корабельными обломками, которые уцелели после пожара.

Гигантские корабли Калигулы April 24th, 2017

Мы как то с вами обсуждали места, . А вот сейчас я прочитал историю о еще одних гигантских кораблях.

Жил да был Калигула, который правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.

На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки - почти как на земле. Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.

Можете себе представить? Очень сомневаюсь, что действительно такие корабли могли существовать. Давайте копнем глубже этот вопрос...

Фото 2.

В 30 км к югу от Рима находится небольшое озеро Неми. Издавна это место было связано с культом Дианы. Rex Nemorensis был титул жрецов Дианы Аррицийской, храм которой стоял у самой воды. Жрецом можно было стать, лишь переступив через кровь — сорвав золотую ветвь в священной роще, претендент должен был убить своего предшественника на поединке или погибнуть сам. Кандидаты в жрецы, как правило, были беглыми рабами, и долго не жили. Светоний сообщает, что, когда особо хитрый и сильный жрец «зажился на свете», то император Калигула лично выбрал и подослал к нему убийцу.

Итак, исторические свидетельства: Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«... десять рядов весел... корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями... на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»

Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.

Фото 3.


Панорама озера Неми.

Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.

Фото 4.

В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.

Фото 5.

На протяжении столетий местные жители говорили о гигантских кораблях, покоящихся на дне озера. Рыбаки часто вытаскивали сетями куски дерева и небольшие металлические предметы. В 1444 году кардинал Просперро Колонна, увлеченный тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудреного устройства Альберти удалось лишь оторвать и поднять на поверхность кусок носа таинственного корабля. Веком позже в 1535 году сеньор Франческо де Марчи попытайся еще раз исследовать корабль, используя примитивный водолазный костюм, но также безрезультатно. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».

Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера.

Фото 6.

В 1885—1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл организовал экспедицию на Неми и с помощью крючьев содрал с корабля много бронзовых изделий. В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна. Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 71 метр в длину и 21 в ширину. Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти грандиозные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы.

Фото 12.


Бронзовые скульптурные головы, найденные на кораблях озера Неми.

В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.

Фото 7.

Их сохранность поразила даже археологов. Стало видно, как были построены античные большие корабли. Было найдено и отреставрировано много предметов того времени: насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания, несколько бронзовых изделий (головы зверей с причальными кольцами), статую сестры Калигулы, голову медузы Горгоны, руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову волчицы Ромула. Одной из самых удивительных находок стали две уникальные вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, двигавшихся в желобе. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен в XVI веке великим Леонардо да Винчи. Назначение этих платформ до сих пор" неизвестно, возможно, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй.


А на одной из свинцовых труб малого корабля была обнаружена надпись: «Собственность Кая Цезаря Августуса Германикуса» — полное имя Калигулы. Сомнений относительно владельца не осталось.


Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что большие корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну. Во время раскопок был найден бронзовый кран. Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды.


Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии.

Фото 8.

Корабли были затоплены при императоре Нероне или после его смерти, во время гражданских войн.

Фото 9.

Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 13.

Фото 14.


Корабль Калигулы в музее, 1932 год

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.


Голова медузы, найденная среди останков одного из судов Калигулы.

Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.

Фото 18.


Бенито Муссолини на открытии музея


источники



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!