Удвоенная буква в приставке и корне. Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня

Тема: «Правописание слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня»

Цели:

    Познакомить учащихся с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня;

    Учить различать удвоенные согласные в корне слова и удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

    Развивать внимание, память, орфографическую зоркость, устную учебно-научную речь.

    Воспитывать творческую активность учащихся.

Оборудование:

    мультимедийный аппарат

    лента оценивания по 10-бальной системе

    карточки для групп

I . Самоопределение к деятельности.

(слайд 1)

Прозвенел звонок веселый

Вы начать урок готовы?

Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь – подарите им свои улыбки. Садитесь. Начинаем урок.Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое, интересное, то, что вам пригодится на всю жизнь. Хочу посоветоваться с вами: каким бы вы хотели увидеть наш урок?

Для нашего урока я подобрала вот такой эпиграф:

(слайд 2)

Если сделал добро – скрой,

если тебе сделали добро – расскажи.

Объясните смысл этой пословицы.

Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка. Но чтобы подобраться к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.

Разминка.

    Найди слова в «Словолове»

Прочитайте и найдите слова из словолова.

(ра книголюбмизвездопадорводолазвргололедропаровоз )

(слайд 2)

(-книголюб, звездопад, водолаз, гололед, паровоз)

Что интересного в этих словах?

Расскажите, что вы знаете о сложных словах?

(-Эти слова сложные.Соединяются соединительной гласной «о».Заканчиваются на орфограмму парный согласный.)

    Проверим зрительную память.(На доске написаны слова. Дети читают 1 мин, затем учитель закрывает запись)

Мама, дети, доброта, брат, человек, тетя, ребенок, мужчина. (слайд 4) Будьте внимательны, так как к этим словам будет задание.

Назовите слово из одного слога. (Брат)

Какое слово третье от начала. (Доброта)

В каком слове есть буква «ж». (Мужчина)

Сколько букв в предпоследнем слове. (Ребенок)

    «Восстановите слова» Выпали гласные.

Поработаем реставраторами (слайд 5)

т р р с

в п р д

д л ф н

ч р з

в с г д

Какие слова получились? (терраса, вперед, дельфин,через, всегда)

Чем похожи эти слова?

Где можно проверить правильность написания? Запишите эти слова к себе в тетрадь.

А теперь проверим по слайду. (слайд 6).

II . Чистописание.

Народная мудрость гласит

«Не пером пишут, а умом».

Пришло время для минутки чистописания.

Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. "красивый" - + grapho (графо) - пишу.

1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)

2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)

4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут.. .(аллея, лл - нижнее соединение)

5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм - нижнее соединение)

б.Шестой день недели (суббота)

7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент).

(ее нн пп лл мм бб жж рр)

III . Словарная работа.

Сегодня у нас новое словарное слово – галерея.

Что значит это слово? Давайте найдем его значение в школьных толковых словарях. Командиры группы будут искать значение этого слова, а остальные участники группы будут искать в орфографических словарях написание слова галерея. (Работа в группах со словарями)

Какое это слово? (Многозначное.)

А Даша приглашает нас посетить Третьяковскую галерею.

(слайды 8-10)

Даша: Государственная Третьяковская галерея – это художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из замечательных и крупных коллекций русского изобразительного искусства. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию в 1850 году. И спустя некоторое время, в 1867 году для широкой публикации в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». ЕЁ коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В 1892 году Третьяков завещал галерею городу Москве.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федерации Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея.

Когда началась Великая Отечественная война, вся коллекция была отправлена эшелоном из 17 вагонов в город Новосибирск, и лишь 17 мая 1945 года вновь открыта в Москве. И до сих пор продолжает встречать и радовать своих гостей своими замечательными произведениями искусства.

Запишите это слово в тетрадь и обозначьте орфограммы, которые вы должны запомнить. (га ле рея)

IV .Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Орфограммы веселились

В салки бегали, резвились

Вы порядок наведите

Слова на группы разделите (слайд 11)

яростный

коллектив

лестница

подделка

Ребята, давайте посмотрим,получится ли у нас?Справимся ли мы?

На какие группы разделим слова.

Сколько групп? (Две группы. Непроизносимые согласные и удвоенные согласные)

Назовите слова, которые относятся к орфограмме непроизносимая согласная. (Яростный, честный, лестница.)

Какое слово среди них лишнее? Почему? (Лестница. Это словарное слово.)

Прочитайте слова, которые остались.(- Филипп, коллектив, подделка)

На какую орфограмму?(-

Поработаем теперь в группах. У каждой группы есть листочек с этими словами. Разберите их.

Давайте проверим! (слайд 12)

Скажите, а как вы разобрали слово подделка?

Давайте определим в слове подделка его части. (слайд13).

(В случае, если объяснят, спросить как они об этом догадались?)

– Выделите корень. Что для этого надо сделать?

(-Подобрать однокоренные слова. Выделка, делать. Корень «дел»)

Какая часть слова стоит перед корнем?

(-Приставка «под».)

Подходит это слово к орфограмме удвоенная согласная в корне слова? Почему?

(- К орфограмме удвоенная согласная в корне слова это слово не подходит, потому что удвоенная стоит не в корне.)

Помогите мне поставить вопрос: почему в слове подделка….

(- Почему пишутся две буквы «дд» в слове подделка?)

V . Постановка учебной задачи.

Вопрос мы перед собой поставили,

«А кто думает – тот всегда додумается»

Предлагаю провести исследование ученых лингвистов. Объектом исследования будут следующие слова:

(слайд 14)

рассудить расписание

рассердился растяжка

Давайте попробуем объяснить, почему в словах пишутся удвоенные согласные. Проведите наблюдение над правописанием слов в своей группе и обсудите вполголоса ответ на вопрос. Эти слова есть и на ваших столах.

(- Если корень начинается на ту же согласную, что и заканчивается приставка, то пишется удвоенная согласная.)

VI . Построение проекта выхода из затруднения.

Давайте заслушаем ваши наблюдения по исследованию.

Какой первый шаг выполнили?

– Какой второй шаг? Третий? (слайд 15)

    Подчеркнули удвоенные согласные.

    Выделили корень.

    .Выделили приставку.

Так почему в слове подделка появляется удвоенная согласная?

(Одна согласная пишется в приставке, а другая – в корне, поэтому получилось две согласных.)

Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну русского языка.

Как вы считаете это орфограмма?

Как она называется? (Это орфограмма. Двойная согласная в приставке и в корне.)

Давайте проверим наши предположения? с. 108

Прочитайте!

Так как звучит тема нашего урока?(слайд 16)

(Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Что значит стык?

(- В поездах, когда вагоны сцепляют, получается стык; место, где вплотную соединяются приставка и корень)

Как вы думаете в русском языке много таких слов?

Значит, чему мы должны учиться, изучая эту тему на протяжении нескольких уроках так, чтобы она осталась в памяти на всю жизнь?

VII .Первичное закрепление во внешней речи.

Молодцы! Вы довольны своей работой?

Тогда предлагаю потренироваться

«Красна птица опереньем, а человек - уменьем »

с. 108 , Упр.159.

Прочитайте. Определите, как надо выполнить упражнение.

Что значит графически?

Какие обозначения мы должны будем показывать.

Я предлагаю выполнить это упражнение

«Делай так как я». Задание выполняется на доске с комментированием.

(-Рассыпать приставка рас, корень сып (удв. согл. на стыке)

Рассмотреть (смотр),

Рассвирепел (свирепый)

Расследование (следователи, следствие)

Оттащу (тащит)

Ссохлись)

На какую орфограмму мы записали слова?

(- Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Где еще может встретиться удвоенная согласная?(- Удвоенная согласная в корне слова.)

Ф/пауза «Осень»

VIII . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Сегодня на уроке мы смогли ответить на вопрос:почему пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Потренировались, а теперь я предлагаю показать свои умения в упр 160.

«Чему учился, тому и пригодился»

Прочитайте как надо выполнить упражнение.

(- Выписать в два столбика, в один столбик слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, а в другой -удвоенная согласная в корне слова.)

1 и 3 группы выписывают слова с удвоенными согласными в корне.

2 и 4 группы выписывают слова с удвоенными согласными в приставке и корне на стыке.

Выделите в словах корень и если есть приставку.

Проверка.

Слова с удвоенной согласной в корне для 1 и 3 групп я зашифровала в «Объяснялки»

    поглаживание, растирание тела с лечебной или гигиенической целью (массаж)

    игра-задача, в которой фигуру из квадратов следует заполнить буквами, составляя слова (кроссворд)

    мальчик из нашего класса (одноклассник)

    документ об окончании школы (аттестат).

(слайд 17)

А 2 и 4 группы проверят тоже по слайду. (слайд18).

IX . Включение в систему знаний и повторение.

«Начиная дело, о конце размышляй».

Подходит к концу наш урок. Благодаря вашей пытливости, наблюдательности мы открыли еще одну маленькую тайну русского языка. Какую?

(- Почему пишутся две согласные на стыке приставки и корня.)

Выделите ключевые слова, которые отражают тему урока. (слайд 19)

(- Стык, приставка, корень, орфограмма, удвоенная согласная.)

Давайте вспомним эпиграф урока.

Прочитайте. Как эпиграф связан с темой нашего урока?

(слайд 20)

(В эпиграфе есть слово «расскажи», где встретилась удвоенная согласная на стыке приставки и корня.)

X . Рефлексия деятельности.

Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

(Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.)

Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной. (читает ученик)

Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:

- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать своё имя...

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

Почему ты плачешь? - спросила учительница.

- Я не знаю, как пишется моё имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:

- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить.

- Давайте выучим эти слова и мы!

Может кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего товарища?

Домашенне задание: упр. 161, а для тех, кто действительно хорошо понял тему – придумать и записать на листочках 10 слов для разбора на орфограмму удвоенные согласные в корне слова и на стыке приставки и корня.

Спасибо! Молодцы! Вы были настоящими помощниками, учёными-лингвистами. (слайд 21).

Дополнительный материал.

Кто из вас знает значение приставки за?

Ученик: Приставка за – указывает по другую сторону предмета: заречье, загорье, заболотье и другие слова.

Чудесный выдался денёк.

А я учу предлоги.

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит –«По?

Что значит –«За»

И «за» и «по» - предлоги..»

А хорошо бы за порог.

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

МОУ Средняя общеобразовательная школа №7

Города Лениногорска

Республики Татарстан

урок русского языка

учителя начальных классов

Э.Т.Елистратовой.

Сегодня мы все, прошедшие современную общеобразовательную школу, привычно читаем орфографические «назидания», типа:

Однако при этом у тех, кто знает, не забывается и то, как раньше писали вовсе без пробелов. Представляете, сегодня мы приставки пишем слитно с корнем, а предлоги раздельно. А раньше, когда и приставки, и предлоги (и все-все!) писали слитно, сплошным текстом, КАК различали в сплошном тексте, например, приставку «при » (пристань ) от предлога «при » (при стан …)?..

Понятно, что ориентировались на смыслы и значения. Но что и как думали по этому поводу, когда не было написаний с пробелами, когда не было таких орфографических правил, как сегодня, когда ориентировались больше на смысл?

Понятно, что никто (даже кто не в ладах с грамотой) нарочно по два одинаковых согласных не писал, что они действительно появлялись на границе частей слов. Значит, нужно видеть эти границы и понимать.

Ясно так же и то, что современный русский язык развивает через формальные правила и новое словотворчество прежнюю устоявшуюся логику и отдельные традиции.

Но зачем было терять смыслы, без которых целое разрушается!?

Двойные согласные получаются, если в разных частях слова (например, в приставке и корне) оказываются по соседству два одинаковых согласных: поД + Держать, оТ + Тащить, Рас + Строить и т.д.

(На самом деле приставка тут «Раз», а не «рас», но об этом чуть позднее.)

Жаль, что сейчас даже приставки и корни оборачиваются почти что «знаками», без смысла, с каким-то условным значением. А в Древности было иначе: то, что сейчас мы читаем как «поддержать », древние разумные предки читали осмысленно, как «Под Держать» (т.е. «держать основу, основание, суть, фундамент»), где «Под» является именем, а не какой-то там служебной единицей языка, какой-то «приставкой».

И еще. Тут есть над чем поразмыслить, почему так делается.

Когда мы из двух кирпичей, соединяя, делаем один большой кирпич, то в жизни мы помним, что кирпич «сдвоенный». Даже когда к этому сдвоенному кирпичу присоединяем еще один кирпич.

Но такой здравый смысл не относится к странному миру современного языкознания, где логические цепочки очень короткие, да и то лишь формальные. К тому же еще какой-то «склероз» мешает: поэтому там, где только что было два кирпича, вдруг видится уже только один. Мы не шутим. Вот пример:

И у них получается новое образование, не связанное с предыдущим: «рас+считать », а не как реально видится: «рас+с+читать », с сохранением последовательности и преемственности в происхождении.

Это вовсе не «академические пустяки», а методичное формирование в сознании осваивающих русский язык бессвязных логических цепочек, подвешенных как бы в пустоте, т.е. фактически оторванных от живого незыблемого фундамента Живого Русского Языка и Живой Русской Речи. Зачем одно противопоставлять другому, когда они четко преемственно и по смыслу связаны?

С + Чёт = Счёт, Рас + Чёт = Рас чёт.

Без + С + Чётный = Безс чётный

(И в этом месте только по искусственному допущению реформаторов языка 1917г. пишется несуществующая в русском языке приставка «бес », в результате чего и получается современное «беССчетный », на смех всех здравомыслящих, различающих неумный подтекст и умеющих читать то, что написано, а не то, что выдумано: «бес счетный»!).

Такая же ситуация и в других подобных словах:

Рас+С+Троить = Расс троить (хотя на самом деле и здесь надо «Разс троить » по реальной приставке «Раз»).

Без+С+Рочный (от Рок ) = Бесс рочный (по дореформенному: «Безс рочный »)…

Введение «лже-приставок» «Рас -» и «Бес -», наряду с реальными приставками «Раз -» и «Без -», на самом деле оборачивается не «упорядочиванием и развитием языка», как того хотели реформаторы, а разрушением древних живых смыслов в Языке и Речи, где имеет смысл каждый звук, каждая буква!

Так же и здесь, в результате реформы «упрощения», т.е. соединения «нормальных» слов, образованных приставочным способом (типа, «Воз+Жа» = Возж а ), с теми, какие можно отнести к «звукоподражательным» (типа, Жужж ать ).

Хотя «приставка, предлоги, суффиксы» - все это для Живого Языка вещь достаточно условная (в Древности имели в виду живые слова, самостоятельные, а не какие-то «добавочные части»), не об этом речь.

Смысл-то слова по искусственному правилу все-таки разрушается, удаляется. Остается невразумительное, но «прогрессивное» новообразование: «вожжи », написание которого нужно теперь запоминать по новому правилу.

В случае с «дрожжами » тоже не очень ясно, почему выбран один вариант, хотя есть и другие, более осмысленные варианты (см.словарь Даля): Дрожд и, Дрозж и . На наш взгляд, неиспорченный вариант: Дрозжи , как более типичный случай, потому что знаем немало таких слов в русском языке, где встречается именно такое сочетание: возж и, визж ать, приезж ать, дребезж ать…

У «можжевельника» тоже есть та же более осмысленная версия: мозж уха .

Сдается, что та же ситуация и с «жж ением »: это слово происходит из первоначальных вариантов, в которых, скорее всего, было «ЗЖ ». Но гадать не будем.

И, в качестве вывода, не случайно вот это звукосочетание ЗЖ («ЗъЖъ»), к которому относится, если уж каламбурно, все, что «З а Ж изнь»! И это почти во всех словах, в которых нет простого звукоподражания.

И складывается впечатление, что отбор из употребительных вариантов производился по принципу «как можно хуже и непонятней».

Вот что можно сегодня сказать о правиле, которое согласно современной орфографии предлагает формально, без осмысления, писать ЖЖ .

Сс ора - это существительное фактически получилось от формы «с сора » (сор ): вы же хорошо помните фразеологизм «не выносить из дома сор ». Видимо, зафиксирована ситуация, когда конфликтность начинается с малого, «с сора».

Сюда же по-простому хотят отнести теперь и своего рода «неологизм»: российский , образованный через западные (в частности, польские заимствования XVII-XVIII веков) формы словообразования относительно недавно, в то время когда убирали на рубеже XVIII века прежние наименования «Тартария », «Русь » и «Русс ия » («Рус+Сия » - от Русь с другими подобными родственниками, типа: «По+Рус+Сия », современное Прусс ия ). Когда писали сплошным текстом, без пробелов, название было однозначно «Русь », но с как бы формой прилагательного «Сия » («сияющий, сиятельный» - т.к. в Древности, как известно по оставшимся старинным рукописным книгам, писари общеизвестные и часто повторяющиеся понятия очень часто писали сокращенно!).

Иноязычные слова, раз их привнесли в русский язык, запоминайте уж, как принято сейчас (в т.ч. для сдачи зачетов и экзаменов): алл ея, апп арат, комисс ия, тенн ис, хобб и, комм ерсант, эфф ект, терр итория, окк упация, котт едж, Жанн а…

Мы их трогать не будем. Они сами будут отмирать, выходить из употребления по мере оживания Родной Речи.

Но надо помнить, что среди них попадаются и как бы наши, но сохранившиеся в других странах, т.е. общие для многих народов древние слова, типа: Драма («До Рама») и т.п. В них, естественно, не может быть сдвоенных согласных.

Тема: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Цели:
Создать условия для исследовательской деятельности учащихся
Формировать умения писать удвоенную согласную на стыке
Развивать устную речь детей, внимание, интеллектуальные
практические умения: составлять модель орфографического
Воспитывать чувства коллективизма во время работы в группе и в
при объяснении нового материала.
приставки и корня.
умения: анализировать, обобщать, систематизировать материал;
правила и работать по ней.
паре.
ХОД УРОКА:
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, модели,презентация.
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Сегодня отправляемся в путешествие в страну «Грамотеев». Мы
откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы открыть эту
тайну, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять
упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы
готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.А теперь
откройте тетради, запишем число и классная работа.
Минутка чистописания.
пп бб сс (запись на доске)
­ Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи?
(Согласные, удвоенные)
­ Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить
внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту
букв)
2. Актуализация знаний.
1 остановка «Отгадай и думай»
­Отгадайте загадки.Кто первым отгадает, напишет на доске, а мы
напишем в тетрадях.
Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус
Это новенький … (троллейбус)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик:
Кричат все: « Шайба, Клюшка! Бей!»
Веселая игра …(хоккей)
В самолете он летает.
Ездит в поезде, в трамвае
Чтобы быть им много лет
Нужен не один билет! (пассажир)
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам
Если он уже вошел­
Значит, новый день пришел. (рассвет) –

­Посмотрите на доску и проверьте правильность написания этих слов.
Самопроверка.Оцените свою работу. (Молодцы)
3. Постановка учебной задачи.
Что общего между этими словами? Всегда ли удвоенные согласные
находятся только в корне слова? Среди этих слов найдите лишнее
слово? Почему так решили?
­А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная
согласная. Выделим корень.
­Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать
как можно больше однокоренных слов)
­ Что называется корнем слова? + Общая часть родственных слов
называется корнем.
Свет, светает. Скажите,чем является рас­?­ В данном слове какая
приставка?
–Что такое приставка? (Приставка ­ это значимая часть слова, которая
стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
­ Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?
­Проблемный вопрос: Почему пишется удвоенная согласная?
(Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)
­ Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать
со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)
Как думаете, это орфограмма или нет? Как она может называться?
Помогаю: место, где соединяются, сходятся два конца чего­ нибудь?
Вам поможет словарное слово стык.
Работа со словарём.
­ Что значит стык! Нам поможет толковый словарь русского
языка.
­Какая тема нашего урока? + Удвоенные согласные на стыке приставки
и корня.
­ Какую задачу поставим перед собой? Чему будем учиться на уроке?
Познакомимся со словами, где встречаются удвоенные согласные на
стыке приставки и корня.
Узнаем ­почему пишутся удвоенные согласные на стыке приставки и
корня
Будем учиться правильно писать эти слова.
4.Решение учебной задачи.
2 остановка «Исследуй­ка». Поиск решения.
1)Образовать новые слова с помощью приставки.
­ Проблема! Бывают ли в словах утроенные согласные?
Рас + ссориться=? (нет)
­ Значит это слово исключение из правила!
А теперь в группах укажите правильный порядок разбора таких слов.
Какой первый шаг, второй, третий… Давайте проверим ответ по
образцу. Как называется это, что вы составили?(алгоритм)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Обозначь орфограмму.
2)Работа в парах. Объясните написание этих слов по алгоритму.
1 ряд­поделка ­подделка
2 ряд­расписание –распахать­ рассыпать
Прочитай слово.
Выдели корень (подбери однокоренные слова).
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Самооценка.

3 ряд­бесстрашный ­бестолковый
– Где можно посмотреть значение слов? (В словаре.)
Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.
Подделка – подделанная вещь. Подделать ­ это значит изготовить
фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.
Какие поделки делаете на уроках технологии? Давайте составим
предложения с этими словами.
­ Оцените себя. Задание какого уровня выполняли? (Повышенного)
6.Физминутка­игра.
Если в корне долгий звук,
Я должна услышать... (хлопок в ладоши с показом).
Коль в приставочке и в корне,
Приседайте на здоровье.
Аллея, рассказ, дрессировка, рассудить,
бассейн, рассвет, телеграмма, касса.
5. Закрепление. 3 остановка «Закрепляй­ка». Работа с учебниками.
а) ­ Выполняем упражнение 158. В парах устно.
­ Прочитайте задание, работаем по «шагам».Друг другу объясняйте,
почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква.
б)Работа в тетрадях. Упр. 159. Письменно. На доске объясняем
написание каждого слова, графически разбираем.
6. Итог к уроку.
4 остановка «Проверяй­ка».
1) А теперь будем исследователями. Исследовать мы будем слова из
упражнения 160. Мальчики должны найти слова с удвоенной согласной
буквой в корне слова, а девочки ­ на стыке приставки и корня. Слова
записываем в столбик, обозначая орфограмму. Работаем в тетради.
­ Чья же исследовательская лаборатория работает лучше?
Мальчики Девочки
массаж рассмешил
кроссворд оттолкнул
аттестат оттаял
ввинтил оттуда
­ теперь проверьте, если ошибок нет, поставьте «5»,ели 1­2 ошибки­«4»,
больше 3 ошибок­«3».
2) Самостоятельная работа по тестам.
1. В какой части слова содержится главный смысл слова?
А) приставка
М) корень
2. С нахождения какой части слова начинаем разбор по составу?
О)корень
В)приставка
Что нужно сделать для того чтобы найти корень слова?
Л) подобрать родственное слово
Б)подобрать синоним
4. Какие слова являются однокоренными?
О)больной, больница, боль, болит
Р)светит, светлячок, свет, свистит
5. Отметь слово с приставкой:
А) посуда Д) поспешил
6. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня пишутся в
слове:
А) за(сс)ох Е) ра(сс)мешил
7. Место, где соединяются приставка и корень

А)соединение Ц)стык
Какое слово получилось? Молодцы, ребята.
7. Рефлексия.
Молодцы, ребята, вы попали в страну «Грамотеев», вы открыли ещё
одну тайну русского языка, стали немножко грамотнее.
­ Какие же цели были поставлены в начале урока? Достигли мы этих
целей?
­ Какое задание было самым интересным?­ Какое задание было
трудным?
­Кто себе поставит за работу «5», «4»,»3»? Почему?
­ Оцените свою работу на уроке смайликами.
Д.з. Упр. 161,­написать 5 новых слов на изученную тему.
Дополнит.задание –резерв.
Работа в группах с карточками.
1. Подберите синонимы к словам с удвоенными согласными.
Разозлился, пришёл в ярость, разглядел.
2. «Соберите слова». В, тепель, бес, везти, от, держать, под, совестный.

1. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается, а корень начинается одной и той же согласной: рассказ, воззвание, подделать, в преддверии, исстари.

2. Двойные согласные пишутся в сложносокращённых словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной: главврач, роддом.

3. Две буквы ж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жуж жать, можжевельник, а также однокоренных с ними (дрожжевой, жужжание, можжевеловый и др.).

4. Две буквы ж пишутся также в слове жжение и однокоренных с ним (если не произносится жг, жег): выжжешь жжётся, жжёнка, жжёте (но: выжгу, жёгся и т. д.).

Примечание. В словах со звуковыми чередованиями зг - зж, зд - пишется зж: визжать - визг, приезжать - приезд, мозжечок - мо

5. Две буквы с пишутся в слове ссора и однокоренные с ним (ссориться, поссорившиеся, перессориться и т. д.).

6. Две буквы с пишутся в слове ссуда и однокоренных с ним (ссудить, ссудосберегателъный).

7. Две буквы с пишутся в слове Россия и однокоренных с ним (россиянин, российский и т. д.). Слова с корнем -рас­ пишутся с одним с в корне: русист, русифицировать, Бело русь (но: русский, белорусский).

8. Двойные согласные корня сохраняются перед суффиксом: балл - пятибаллъ-н-ый, группа - группка, компро­ мисс - компромисс-н-ый, программа - программ-к-а.

Исключения: 1) слова: кристальный (но: кристалл), опереточный (но: оперетта), финский (но: финн), антен-ка (но: антенна); 2) уменьшительно-ласкательные формы личных имён, образованных от слов с двойными согласны­ми: Алла - Алка, Инна - Инночка, Филипп - Филипка, Кирилл - Кирилка; 3) сложносокращённые слова, образованные от корня с двойной согласной: корпункт (корреспондентский пункт).

9. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения необходимо проверять по орфографическому словарю: апелляция, беллетристика, теннис, хобби, коммерсант, эффект, территория, оккупация, коттедж и др.

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср. отереть, где приставка о), поддержать, преддверие, преддипломный, ссыпать, рассыпать, раззвонить, чересседельник, контрреволюция, посттоталитарный.

Примечание. Различаются в написании, с одной стороны, слова с корнем -чет (расчёт, расчётный, расчётливый; расчесть, расчесться), а с другой – слова с корнем -чит (рассчитать, рассчитывать).
Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, напр.: главврач, госсобственность, Моссовет, поммастера.

В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, напр.: рассориться (рас+ссориться), колонный (от колонна: колонн+ный), ванная (от ванна: ванн+ная), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный), одесский (от Одесса: одесс+ский), прусский (от Пруссия: прусс+ский), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский). Но ср. сохранение трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: пресс секретарь, пресс служба, масс старт, грамм молекула, килограмм метр.

Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму "двойные согласные в педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма "двойные согласные в корне слова". Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения - дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать - и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

и их написание

В корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач . Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, "Моссельмаш" имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая - суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск- , например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся- , например: пасся, несся .

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный ). Оловянный, деревянный, стеклянный - это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа - группка - групповой, класс - классный . Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка .

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой "Двойные согласные в корне слова" (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм , подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe - "класс", profession - "профессия" , но adresse - "адрес" . Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!