Удвоенная согласная между приставкой и корнем. Живая русская грамота

Тема: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Цели:
Создать условия для исследовательской деятельности учащихся
Формировать умения писать удвоенную согласную на стыке
Развивать устную речь детей, внимание, интеллектуальные
практические умения: составлять модель орфографического
Воспитывать чувства коллективизма во время работы в группе и в
при объяснении нового материала.
приставки и корня.
умения: анализировать, обобщать, систематизировать материал;
правила и работать по ней.
паре.
ХОД УРОКА:
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, модели,презентация.
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Сегодня отправляемся в путешествие в страну «Грамотеев». Мы
откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы открыть эту
тайну, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять
упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы
готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.А теперь
откройте тетради, запишем число и классная работа.
Минутка чистописания.
пп бб сс (запись на доске)
­ Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи?
(Согласные, удвоенные)
­ Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить
внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту
букв)
2. Актуализация знаний.
1 остановка «Отгадай и думай»
­Отгадайте загадки.Кто первым отгадает, напишет на доске, а мы
напишем в тетрадях.
Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус
Это новенький … (троллейбус)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик:
Кричат все: « Шайба, Клюшка! Бей!»
Веселая игра …(хоккей)
В самолете он летает.
Ездит в поезде, в трамвае
Чтобы быть им много лет
Нужен не один билет! (пассажир)
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам
Если он уже вошел­
Значит, новый день пришел. (рассвет) –

­Посмотрите на доску и проверьте правильность написания этих слов.
Самопроверка.Оцените свою работу. (Молодцы)
3. Постановка учебной задачи.
Что общего между этими словами? Всегда ли удвоенные согласные
находятся только в корне слова? Среди этих слов найдите лишнее
слово? Почему так решили?
­А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная
согласная. Выделим корень.
­Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать
как можно больше однокоренных слов)
­ Что называется корнем слова? + Общая часть родственных слов
называется корнем.
Свет, светает. Скажите,чем является рас­?­ В данном слове какая
приставка?
–Что такое приставка? (Приставка ­ это значимая часть слова, которая
стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
­ Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?
­Проблемный вопрос: Почему пишется удвоенная согласная?
(Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)
­ Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать
со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)
Как думаете, это орфограмма или нет? Как она может называться?
Помогаю: место, где соединяются, сходятся два конца чего­ нибудь?
Вам поможет словарное слово стык.
Работа со словарём.
­ Что значит стык! Нам поможет толковый словарь русского
языка.
­Какая тема нашего урока? + Удвоенные согласные на стыке приставки
и корня.
­ Какую задачу поставим перед собой? Чему будем учиться на уроке?
Познакомимся со словами, где встречаются удвоенные согласные на
стыке приставки и корня.
Узнаем ­почему пишутся удвоенные согласные на стыке приставки и
корня
Будем учиться правильно писать эти слова.
4.Решение учебной задачи.
2 остановка «Исследуй­ка». Поиск решения.
1)Образовать новые слова с помощью приставки.
­ Проблема! Бывают ли в словах утроенные согласные?
Рас + ссориться=? (нет)
­ Значит это слово исключение из правила!
А теперь в группах укажите правильный порядок разбора таких слов.
Какой первый шаг, второй, третий… Давайте проверим ответ по
образцу. Как называется это, что вы составили?(алгоритм)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Обозначь орфограмму.
2)Работа в парах. Объясните написание этих слов по алгоритму.
1 ряд­поделка ­подделка
2 ряд­расписание –распахать­ рассыпать
Прочитай слово.
Выдели корень (подбери однокоренные слова).
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Самооценка.

3 ряд­бесстрашный ­бестолковый
– Где можно посмотреть значение слов? (В словаре.)
Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.
Подделка – подделанная вещь. Подделать ­ это значит изготовить
фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.
Какие поделки делаете на уроках технологии? Давайте составим
предложения с этими словами.
­ Оцените себя. Задание какого уровня выполняли? (Повышенного)
6.Физминутка­игра.
Если в корне долгий звук,
Я должна услышать... (хлопок в ладоши с показом).
Коль в приставочке и в корне,
Приседайте на здоровье.
Аллея, рассказ, дрессировка, рассудить,
бассейн, рассвет, телеграмма, касса.
5. Закрепление. 3 остановка «Закрепляй­ка». Работа с учебниками.
а) ­ Выполняем упражнение 158. В парах устно.
­ Прочитайте задание, работаем по «шагам».Друг другу объясняйте,
почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква.
б)Работа в тетрадях. Упр. 159. Письменно. На доске объясняем
написание каждого слова, графически разбираем.
6. Итог к уроку.
4 остановка «Проверяй­ка».
1) А теперь будем исследователями. Исследовать мы будем слова из
упражнения 160. Мальчики должны найти слова с удвоенной согласной
буквой в корне слова, а девочки ­ на стыке приставки и корня. Слова
записываем в столбик, обозначая орфограмму. Работаем в тетради.
­ Чья же исследовательская лаборатория работает лучше?
Мальчики Девочки
массаж рассмешил
кроссворд оттолкнул
аттестат оттаял
ввинтил оттуда
­ теперь проверьте, если ошибок нет, поставьте «5»,ели 1­2 ошибки­«4»,
больше 3 ошибок­«3».
2) Самостоятельная работа по тестам.
1. В какой части слова содержится главный смысл слова?
А) приставка
М) корень
2. С нахождения какой части слова начинаем разбор по составу?
О)корень
В)приставка
Что нужно сделать для того чтобы найти корень слова?
Л) подобрать родственное слово
Б)подобрать синоним
4. Какие слова являются однокоренными?
О)больной, больница, боль, болит
Р)светит, светлячок, свет, свистит
5. Отметь слово с приставкой:
А) посуда Д) поспешил
6. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня пишутся в
слове:
А) за(сс)ох Е) ра(сс)мешил
7. Место, где соединяются приставка и корень

А)соединение Ц)стык
Какое слово получилось? Молодцы, ребята.
7. Рефлексия.
Молодцы, ребята, вы попали в страну «Грамотеев», вы открыли ещё
одну тайну русского языка, стали немножко грамотнее.
­ Какие же цели были поставлены в начале урока? Достигли мы этих
целей?
­ Какое задание было самым интересным?­ Какое задание было
трудным?
­Кто себе поставит за работу «5», «4»,»3»? Почему?
­ Оцените свою работу на уроке смайликами.
Д.з. Упр. 161,­написать 5 новых слов на изученную тему.
Дополнит.задание –резерв.
Работа в группах с карточками.
1. Подберите синонимы к словам с удвоенными согласными.
Разозлился, пришёл в ярость, разглядел.
2. «Соберите слова». В, тепель, бес, везти, от, держать, под, совестный.

Тема: «Правописание слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня»

Цели:

    Познакомить учащихся с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня;

    Учить различать удвоенные согласные в корне слова и удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

    Развивать внимание, память, орфографическую зоркость, устную учебно-научную речь.

    Воспитывать творческую активность учащихся.

Оборудование:

    мультимедийный аппарат

    лента оценивания по 10-бальной системе

    карточки для групп

I . Самоопределение к деятельности.

(слайд 1)

Прозвенел звонок веселый

Вы начать урок готовы?

Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь – подарите им свои улыбки. Садитесь. Начинаем урок.Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое, интересное, то, что вам пригодится на всю жизнь. Хочу посоветоваться с вами: каким бы вы хотели увидеть наш урок?

Для нашего урока я подобрала вот такой эпиграф:

(слайд 2)

Если сделал добро – скрой,

если тебе сделали добро – расскажи.

Объясните смысл этой пословицы.

Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка. Но чтобы подобраться к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.

Разминка.

    Найди слова в «Словолове»

Прочитайте и найдите слова из словолова.

(ра книголюбмизвездопадорводолазвргололедропаровоз )

(слайд 2)

(-книголюб, звездопад, водолаз, гололед, паровоз)

Что интересного в этих словах?

Расскажите, что вы знаете о сложных словах?

(-Эти слова сложные.Соединяются соединительной гласной «о».Заканчиваются на орфограмму парный согласный.)

    Проверим зрительную память.(На доске написаны слова. Дети читают 1 мин, затем учитель закрывает запись)

Мама, дети, доброта, брат, человек, тетя, ребенок, мужчина. (слайд 4) Будьте внимательны, так как к этим словам будет задание.

Назовите слово из одного слога. (Брат)

Какое слово третье от начала. (Доброта)

В каком слове есть буква «ж». (Мужчина)

Сколько букв в предпоследнем слове. (Ребенок)

    «Восстановите слова» Выпали гласные.

Поработаем реставраторами (слайд 5)

т р р с

в п р д

д л ф н

ч р з

в с г д

Какие слова получились? (терраса, вперед, дельфин,через, всегда)

Чем похожи эти слова?

Где можно проверить правильность написания? Запишите эти слова к себе в тетрадь.

А теперь проверим по слайду. (слайд 6).

II . Чистописание.

Народная мудрость гласит

«Не пером пишут, а умом».

Пришло время для минутки чистописания.

Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. "красивый" - + grapho (графо) - пишу.

1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)

2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)

4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут.. .(аллея, лл - нижнее соединение)

5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм - нижнее соединение)

б.Шестой день недели (суббота)

7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент).

(ее нн пп лл мм бб жж рр)

III . Словарная работа.

Сегодня у нас новое словарное слово – галерея.

Что значит это слово? Давайте найдем его значение в школьных толковых словарях. Командиры группы будут искать значение этого слова, а остальные участники группы будут искать в орфографических словарях написание слова галерея. (Работа в группах со словарями)

Какое это слово? (Многозначное.)

А Даша приглашает нас посетить Третьяковскую галерею.

(слайды 8-10)

Даша: Государственная Третьяковская галерея – это художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из замечательных и крупных коллекций русского изобразительного искусства. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию в 1850 году. И спустя некоторое время, в 1867 году для широкой публикации в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». ЕЁ коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В 1892 году Третьяков завещал галерею городу Москве.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федерации Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея.

Когда началась Великая Отечественная война, вся коллекция была отправлена эшелоном из 17 вагонов в город Новосибирск, и лишь 17 мая 1945 года вновь открыта в Москве. И до сих пор продолжает встречать и радовать своих гостей своими замечательными произведениями искусства.

Запишите это слово в тетрадь и обозначьте орфограммы, которые вы должны запомнить. (га ле рея)

IV .Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Орфограммы веселились

В салки бегали, резвились

Вы порядок наведите

Слова на группы разделите (слайд 11)

яростный

коллектив

лестница

подделка

Ребята, давайте посмотрим,получится ли у нас?Справимся ли мы?

На какие группы разделим слова.

Сколько групп? (Две группы. Непроизносимые согласные и удвоенные согласные)

Назовите слова, которые относятся к орфограмме непроизносимая согласная. (Яростный, честный, лестница.)

Какое слово среди них лишнее? Почему? (Лестница. Это словарное слово.)

Прочитайте слова, которые остались.(- Филипп, коллектив, подделка)

На какую орфограмму?(-

Поработаем теперь в группах. У каждой группы есть листочек с этими словами. Разберите их.

Давайте проверим! (слайд 12)

Скажите, а как вы разобрали слово подделка?

Давайте определим в слове подделка его части. (слайд13).

(В случае, если объяснят, спросить как они об этом догадались?)

– Выделите корень. Что для этого надо сделать?

(-Подобрать однокоренные слова. Выделка, делать. Корень «дел»)

Какая часть слова стоит перед корнем?

(-Приставка «под».)

Подходит это слово к орфограмме удвоенная согласная в корне слова? Почему?

(- К орфограмме удвоенная согласная в корне слова это слово не подходит, потому что удвоенная стоит не в корне.)

Помогите мне поставить вопрос: почему в слове подделка….

(- Почему пишутся две буквы «дд» в слове подделка?)

V . Постановка учебной задачи.

Вопрос мы перед собой поставили,

«А кто думает – тот всегда додумается»

Предлагаю провести исследование ученых лингвистов. Объектом исследования будут следующие слова:

(слайд 14)

рассудить расписание

рассердился растяжка

Давайте попробуем объяснить, почему в словах пишутся удвоенные согласные. Проведите наблюдение над правописанием слов в своей группе и обсудите вполголоса ответ на вопрос. Эти слова есть и на ваших столах.

(- Если корень начинается на ту же согласную, что и заканчивается приставка, то пишется удвоенная согласная.)

VI . Построение проекта выхода из затруднения.

Давайте заслушаем ваши наблюдения по исследованию.

Какой первый шаг выполнили?

– Какой второй шаг? Третий? (слайд 15)

    Подчеркнули удвоенные согласные.

    Выделили корень.

    .Выделили приставку.

Так почему в слове подделка появляется удвоенная согласная?

(Одна согласная пишется в приставке, а другая – в корне, поэтому получилось две согласных.)

Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну русского языка.

Как вы считаете это орфограмма?

Как она называется? (Это орфограмма. Двойная согласная в приставке и в корне.)

Давайте проверим наши предположения? с. 108

Прочитайте!

Так как звучит тема нашего урока?(слайд 16)

(Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Что значит стык?

(- В поездах, когда вагоны сцепляют, получается стык; место, где вплотную соединяются приставка и корень)

Как вы думаете в русском языке много таких слов?

Значит, чему мы должны учиться, изучая эту тему на протяжении нескольких уроках так, чтобы она осталась в памяти на всю жизнь?

VII .Первичное закрепление во внешней речи.

Молодцы! Вы довольны своей работой?

Тогда предлагаю потренироваться

«Красна птица опереньем, а человек - уменьем »

с. 108 , Упр.159.

Прочитайте. Определите, как надо выполнить упражнение.

Что значит графически?

Какие обозначения мы должны будем показывать.

Я предлагаю выполнить это упражнение

«Делай так как я». Задание выполняется на доске с комментированием.

(-Рассыпать приставка рас, корень сып (удв. согл. на стыке)

Рассмотреть (смотр),

Рассвирепел (свирепый)

Расследование (следователи, следствие)

Оттащу (тащит)

Ссохлись)

На какую орфограмму мы записали слова?

(- Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Где еще может встретиться удвоенная согласная?(- Удвоенная согласная в корне слова.)

Ф/пауза «Осень»

VIII . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Сегодня на уроке мы смогли ответить на вопрос:почему пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Потренировались, а теперь я предлагаю показать свои умения в упр 160.

«Чему учился, тому и пригодился»

Прочитайте как надо выполнить упражнение.

(- Выписать в два столбика, в один столбик слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, а в другой -удвоенная согласная в корне слова.)

1 и 3 группы выписывают слова с удвоенными согласными в корне.

2 и 4 группы выписывают слова с удвоенными согласными в приставке и корне на стыке.

Выделите в словах корень и если есть приставку.

Проверка.

Слова с удвоенной согласной в корне для 1 и 3 групп я зашифровала в «Объяснялки»

    поглаживание, растирание тела с лечебной или гигиенической целью (массаж)

    игра-задача, в которой фигуру из квадратов следует заполнить буквами, составляя слова (кроссворд)

    мальчик из нашего класса (одноклассник)

    документ об окончании школы (аттестат).

(слайд 17)

А 2 и 4 группы проверят тоже по слайду. (слайд18).

IX . Включение в систему знаний и повторение.

«Начиная дело, о конце размышляй».

Подходит к концу наш урок. Благодаря вашей пытливости, наблюдательности мы открыли еще одну маленькую тайну русского языка. Какую?

(- Почему пишутся две согласные на стыке приставки и корня.)

Выделите ключевые слова, которые отражают тему урока. (слайд 19)

(- Стык, приставка, корень, орфограмма, удвоенная согласная.)

Давайте вспомним эпиграф урока.

Прочитайте. Как эпиграф связан с темой нашего урока?

(слайд 20)

(В эпиграфе есть слово «расскажи», где встретилась удвоенная согласная на стыке приставки и корня.)

X . Рефлексия деятельности.

Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

(Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.)

Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной. (читает ученик)

Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:

- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать своё имя...

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

Почему ты плачешь? - спросила учительница.

- Я не знаю, как пишется моё имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:

- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить.

- Давайте выучим эти слова и мы!

Может кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего товарища?

Домашенне задание: упр. 161, а для тех, кто действительно хорошо понял тему – придумать и записать на листочках 10 слов для разбора на орфограмму удвоенные согласные в корне слова и на стыке приставки и корня.

Спасибо! Молодцы! Вы были настоящими помощниками, учёными-лингвистами. (слайд 21).

Дополнительный материал.

Кто из вас знает значение приставки за?

Ученик: Приставка за – указывает по другую сторону предмета: заречье, загорье, заболотье и другие слова.

Чудесный выдался денёк.

А я учу предлоги.

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит –«По?

Что значит –«За»

И «за» и «по» - предлоги..»

А хорошо бы за порог.

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

МОУ Средняя общеобразовательная школа №7

Города Лениногорска

Республики Татарстан

урок русского языка

учителя начальных классов

Э.Т.Елистратовой.

Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

§ 1 Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

Вспомним, что слова, в которых на месте одного звука в корне пишутся две буквы, называются словами с двойными (или удвоенными) согласными. Такие слова надо запоминать. В них непроверяемые орфограммы. Слова с удвоенными согласными в корне пришли к нам из иностранных языков. Например: тонна, класс, телеграмма, троллейбус, антенна. Такие слова называются заимствованными.

Но удвоенные согласные встречаются не только в корне. На этом уроке мы как раз и рассмотрим один из таких случаев.

Прочитайте слова в столбиках. Что в них общего и чем они отличаются?

В словах обоих столбиков есть удвоенные согласные. Но обратите внимание, что в корне удвоенные согласные стоят только в словах первого столбика. Чтобы определить место орфограммы во втором столбике, понаблюдаем над составом этих слов. Выделим корень в словах:

В каждом из них есть приставка. Мы видим, что приставка заканчивается, а корень начинается на одну и ту же согласную букву. Поэтому на стыке (т.е. на месте соединения) приставки и корня в таких словах пишутся удвоенные согласные. Какие же приставки оканчиваются на согласную? В-, с-, из-, ис-, об-, под-, от- , без-, бес-, рас-, раз-.

Что же произойдёт, если допустить ошибку в написании слов и потерять одну из согласных букв? Рассвет - в этом слове вы без труда найдёте корень свет, а вот приставки ра- не бывает, бессвязный - корень связ, приставки бе- не бывает.

Ошибка в написании чаще всего возникает в словах, образованных при помощи приставок по- и под, о- и от-. Рассмотрим пример:

В слове дело корень начинается с буквы д. От этого слова образуются слова: поделка,поделать при помощи приставки по- и подделка, подделать при помощи приставки под-. Данные слова являются однокоренными, но отличаются лексическим значением.

Орфограмма - удвоенная согласная на стыке приставки и корня может встретиться:

В словах, обозначающих предметы (рассказ, отток, подделка);

В словах-признаках (беззубый, бессменный);

В словах-действиях - таких слов больше всего (оттащить, ввести, расстроить, поддать, восстановить) и т.д.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня пишется, если корень начинается, а приставка заканчивается на одну и ту же согласную букву. Чтобы знать, в каких случаях есть удвоение согласной на стыке приставки и корня, необходимо понять, как образовано данное слово. Чтобы найти орфограмму, нужно найти в слове корень и приставку.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с.
  4. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Тема: Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока : развить умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня по алгоритму, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

2. Минутка чистописания.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

пп

бб

сс (запись на доске)

Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи? (Согласные, удвоенные )

Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту букв )

У нас выработано 4 критерия (наклон, параллейность элементов, соединение, высота букв )

Запишите по три раза каждое буквосочетание.

Выставьте себе оценку на полях в соответствии с выбранными критериями. Какими? Если соблюдались все 4 критерия можете поставить оценку 4, т.к. это задание было необходимого уровня.

3.Актуализация знаний.

- Как вы думаете встречались ли нам данные буквосочетания в словах? Да

- Как правильно называется эта орфограмма? (Написание удвоенной буквы согласного в корне слова)

Что надо сделать, чтобы правильно написать такие слова? (Запомнить написание таких слов)

4. Создание проблемной ситуации.

А сейчас я буду зачитывать значение этих слов из толкового словаря в которых встречаются вот эти удвоенные согласные, а вам необходимо догадаться о каком слове идёт речь и записать его.

У этого слова несколько значений вот некоторые из них 1. Прибор, механическое устройство. Например телефонный…2. Совокупность органов, выполняющих какую - нибудь особую функцию организма. Например пищеварительный …

Следующее слово шестой день недели

И последнее слово у которого тоже несколько значений 1. Словесное изложение каких – нибудь событий.2. Художественное, повествовательное произведение небольшого размера.

Сверти свою запись с записью на доске открываю карточки ПП АРАТ, СУББ ОТА, РАСС КАЗ)

Поднимите руки у кого нет ни одной ошибки. (Молодцы)

Поднимите руки у кого есть хотя бы одна ошибка. С чем она связана?

Что необходимо повторить, чтобы эти ошибки больше не допускать?

А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная согласная. Выделим корень. Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать как можно больше однокоренных слов )

- Кто желает выйти к доске и выделить корень? Аппарат (аппаратура, аппаратик)

- Кто выделит корень в слове суббота? Суббота (субботний, субботник)

Кто ещё желает? Рассказ (сказ, сказка, пересказ, пересказать)

Что заметили, какое слово лишнее? (Рассказ )

Почему оно лишнее? (Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)

В данном слове какая приставка? (рас ) выделяю

Что такое приставка? (Это часть слова, которая стоит перед корнем )

Для чего она нужна?

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)

- Опираясь на выполненное нами задание попробуйте определить какие слова могут быть ключевыми т. е. главными на сегодняшнем уроке? (Корень, приставка, удвоенные согласные ) переворачиваю карточки

5. Изучение нового материала. Тема урока.

А тему урока вы назовёте мне позже, когда мы познакомимся с ещё одним ключевым словом. В этом слове заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

А это ключевое слово вы назовёте мне сами, когда прочитаете правило в учебнике на стр. 128

Назовите ключевое слово? (Стык ) переворачиваю карточку

Как вы поняли, что такое стык? (Это значит, что приставка оканчивается и корень начинается с одного и того же звука )

А в толковом словаре слово стык означает ___________________________

Опираясь на ключевые слова, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова? (Нет, т.к. есть такие слова, в которых она встречается на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня).

В каком месте можно встретить удвоенную согласную? (В корне, или на стыке приставки и корня).

Вы можете привести свои примеры таких слов? Затрудняетесь?

Что надо сделать, чтобы назвать такие слова? поупражняться

Но сначала давайте немного отдохнём.

Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, когда они вам встретятся, то приседая, поднимайте руки вверх.

Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна ?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы .
Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс .
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп .

6. Первичное закрепление нового материала.

Я хочу предложить вам поработать в парах.

У вас у всех на партах лежат карточки с заданиями, возьмите белую карточку.

Сейчас вам надо будет обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок

1) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

2) Составьте алгоритм из предложенных предложений.

3) Подумайте, как правильно написать слова и графически обозначить (т.е. выделить части слова и подчеркнуть орфограмму

бе (с, сс)трашный

ра (с, сс)вет

о (т, тт)ащу

Давайте проверим что у вас получилось. Какой первый шаг, вы выбрали? Кто не согласен? Кто же прав? Давайте проверим ответ по образцу.

1. Прочитай слово.

2. Выдели корень (подбериоднокоренные слова).

3. Выдели приставку.

4. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.

5. Сделай вывод.

6. Запиши слово.

7. Обозначь орфограмму.

Согласны, что именно в таком порядке мы будем работать с этой орфограммой? Да

А теперь докажите по предложенному алгоритму, что данные слова вы написали правильно.

Кто желает?

Бесстрашный

Рассвет

оттащу

4 шаг. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня одна с в приставке, а вторая в корне

5шаг. Сделай вывод: значит пишу удвоенную согласную

7шаг. Как ты обозначила орфограмму? Корень, приставку, удвоенную согласную.

Как ты оцениваешь себя?

7. Закрепление изученного.

- У вас на столах есть ещё карточка - зелёного цвета поработаем с ней, каждый самостоятельно по алгоритму.

А теперь свою запись сравните с образцом на слайде.

исследую

посуда

поделка подделка

расписание

А почему у меня одно слово написано по разному? (Т.к. это два разных слова)

А кто может объяснить 1 и 2 слово?

Где можно посмотреть значение слов? (В словаре .)

Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.

Подделка – подделанная вещь. Подделать - это значит изготовить фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.

Какая может быть оценка? 5 или 4. поставте на листочке.

8. Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? Или С какой орфограммой познакомились?

Чему мы хотели научится сегодня на уроке? (Грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? да

Какой вид работы вам больше понравился?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. - Возьмите кружочек и нарисуйте такую рожицу смайлику, которая показывает ваше настроение на уроке и прикрепите его на доску.

Вы знаете, что если человек доволен собой значит он поработал хорошо, и у него всё получилось

а если у него не получилось что – то, то он не совсем доволен своей работай

но, а если было очень трудно и не понятно, то человек будет не доволен, огорчён

9. Домашнее задание. - А что вам поможет грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня? (Алгоритм) – Вот именно его я и хочу вам подарить.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Выучить правило на стр.128, алгоритм и в учебнике вам необходимо выполнить упр.162 на стр.129. Откройте учебник, прочитайте задание. Для того, чтобы правильно выполнить упражнение, что необходимо сначала повторить? (Все изученные орфограммы.)

- А какие именно?.......обратите внимание под номером 3,что есть и такие слова которые не относятся ни к первой ни ко второй группе, значит с этими словами мы познакомимся на следующих уроках.- Урок окончен, всем большое спасибо!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!