Уолтер Блок - Овцы в волчьих шкурах: в защиту порицаемых. Овца в волчьей шкуре, или что такое человек социальный

В эпатажном произведении, изданном в США тридцать лет назад, профессор Уолтер Блок с позиций либертарианской этики и беспристрастной логики исследует галерею преследуемых обществом типажей, общественных «козлов отпущения», среди которых: сутенер, проститутка, штрейкбрехер, шантажист, ростовщик, клеветник, наркоторговец, наркоман, спекулянт, посредник и др. Результаты анализа поражают дерзостью и парадоксальностью.
«Овцы в волчьей шкуре» - это несомненный интеллектуальный вызов для экономистов и социологов, политиков, юристов, психологов. Книга представляет интерес и для широкого круга читателей, способных отбросить стереотипное восприятие и следовать за движением непредвзятой мысли.
Специально для настоящего издания художник С. Ёлкин создал новые иллюстрации к книге.

Уолтер Блок утверждает, что некоторые из наиболее раздражающих общество людей - в том числе проститутки, клеветники и ростовщики - являются «козлами отпущения», чья социальная и экономическая ценность не получает должной оценки. Он потрясает и просвещает! Яркое заступничество зачастую убеждает, а иногда заставляет усилить нашу атаку. В любом случае читателя, без сомнения, чему-то научит и чем-то заденет эта обогащающая ум, провокационная, а иногда и приводящая в ярость книга.
РОБЕРТ НОЗИК, философ, автор книги «Анархия, государство и утопия»

Просматривая книгу Defending the Undefendable, я почувствовал, что меня вновь подвергли шоковой терапии, с помощью которой более пятидесяти лет назад Людвиг фон Мизес сделал меня последовательным сторонником свободного рынка. Некоторые сочтут это слишком сильным лекарством, но оно все равно будет полезным, даже если его возненавидят.
ФРИДРИХ ХАИЕК, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г.

Когда я впервые читал книгу Defending the Undefendable, я поражался, насколько умело в ней сочетаются экономические рассуждения и этический принцип, приводя к некоторым удивительным заключениям. Кроме того, я поражаюсь тому, насколько смелым является следование за собственными принципами туда, куда они ведут, а также их защита - даже когда следствия их оказываются неудобными. Эта книга может научить большему, чем многие ученые трактаты о свободе.
ЧАНДРАН КУКАТАС, философ, автор книги «Либеральный архипелаг»

Терпимость к непопулярным религиозным и культурным группам всегда была одной из отличительных черт классического либерализма. Блок развивает этот принцип до его логического и радикального следствия: терпимости ко всем занятиям, не связанным с агрессией.
ЛОУРЕНС УАЙТ, профессор экономики Университета Джорджа Мейсона

Эта книга посвящается тем, кто научил меня политической экономии и вдохновил страстью к справедливости:

Натаниэлю Брэндену,

Уолтеру Грайндеру,

Генри Хэзлиту,

Бенджамину Клейну,

Айн Рэнд,

Джерри Волозу

и в особенности Мюррею Ротбарду

Предисловие

Тем из нас, кто исповедует веру в свободу, истину и моральные принципы, редко приходится подтверждать степень своей действительной приверженности ценностям, верность которым мы декларируем. Одно из многочисленных достоинств книги Уолтера Блока «Defending the Undefendable» состоит в том, что она заставляет нас пристально взглянуть на свои убеждения, чтобы понять: действительно ли мы готовы принять следствия из наших принципов и пойти туда, куда нас ведут этические заключения.

Слишком часто инстинкт подталкивает нас следовать не своим принципам, а мнению толпы: нам приятнее быть в группе единомышленников, чем в одиночестве и при особом мнении.

Вызов, на который отвечает профессор Блок, состоит в том, чтобы заявить: за подлинной верой в свободу личности должно следовать признание свободы других делать то, что обычно считается некрасивым, пошлым, вредным или даже безнравственным.

Недостаточно заявить, что мы верим в свободу, и затем предъявить длинный перечень исключений - особенно если такие исключения представляют собой не более чем выражение наших собственных убеждений или предрассудков.

Конечно, некоторые из нас согласятся с этим в теории. Однако «Defending the Undefendable» подвергает наши убеждения проверке, спрашивая, готовы ли мы принять свободу личности жить сводничеством, сбытом наркотиков, шантажом, злоупотреблением полицейской властью, содержанием трущоб, барышничеством, штрейкбрехерством, спекуляцией билетами, скряжничеством, наймом на работу детей; готовы ли мы принять свободу того, кто уклоняется от благотворительности.

Многие, уверяющие, что они толерантны, уверяют также, что нельзя терпеть нестерпимое - или безнравственное. Профессор Блок в итоге просит нас объяснить, почему мы так склонны к исключениям, демонстрируя причины, по которым ни одно из таких исключений не имеет смысла.

Вот, например, объяснение причин, по которым мы должны уважать свободу шантажа. Шантажист обладает сведениями, которые вправе сообщать и даже обнародовать, но предлагает лицу, которое не хочет сделать правду известной, возможность предотвратить ее раскрытие. Раскрой он истину, шантажист не поступил бы дурно. Не совершил бы он дурного, и ничего не раскрывая. Почему его следует наказывать за предложение заплатить за сохранение молчания? Почему сплетник, молчание которого купить невозможно, сообщающий всему миру то, что мне хотелось бы сохранить в тайне, остается безнаказанным за сообщение вредящей мне правды, а шантажист наказывается за предложение оплатить молчание?

Вот защита злоупотреблений полицейского. Если некоторые законы безнравственны, честный полицейский, применяющий безнравственный закон, насаждает безнравственность. Разумеется, мы предпочтем полицейского, который отказывается применять такие законы, или даже полицейского, принимающего взятку за их неприменение. Разве не должны предпочесть?

Скептично настроенные читатели поспешат с очевидными ответами. Разумеется, скажут они, мы должны поддерживать закон из принципа, либо в противном случае закон потеряет уважение. А соглашения, запрещающие шантаж, необходимы, чтобы не поощрять таких торгашеских замашек. Это именно тот эффект, который должна иметь хорошая книга: побуждать читателей к лучшим решениям этических головоломок.

Но предлагать решения профессору Блоку непросто. Он не только оценивает их, но держит про запас неожиданные возражения. Действительно, он обещает нам нечто большее: показать, что некоторые люди, которых мы травим, должны рассматриваться как ценные члены общества - и даже как герои.

Когда я тридцать лет назад впервые читал книгу «Defending the Undefendable», я поражался, насколько умело в ней сочетаются экономические рассуждения и этический принцип, приводя к некоторым удивительным заключениям.

Перечитывая ее сейчас, я все еще восхищаюсь ею. Кроме того, я поражаюсь тому, насколько смелым является следование за собственными принципами туда, куда они ведут, а также их защита - даже когда следствия их оказываются неудобными. Эта книга может научить большему, чем многие ученые трактаты о свободе.

Чандран КУКУТАС,

профессор политической теории факультета государственного управления Лондонской школы экономики

Я обрадован и польщен тем, что моя книга переводится на русский язык, издается в России и будет доступна народу этой великой страны. Признаюсь, что изданию этой книги в вашей стране я рад даже больше, чем изданию на англоязычном Западе. Почему?

Настоящая книга, небольшая частица огромной литературы, демонстрирующая достоинства системы свободного предпринимательства, может принести в этой части мира больше добра, чем в той, где я живу много лет.

Причина, по которой Советский Союз был более беден, чем США, заключается в том, что последние были экономически свободнее. Это нельзя объяснить запасами природных ресурсов. Обе страны щедро наделены полезными ископаемыми, нефтью, золотом, древесиной, обширными сельскохозяйственными угодьями. У обеих много внутренних вод и есть выход к океанам. А что с умственными способностями населения? Я не вполне уверен, но есть доводы в пользу того, что мои соотечественники в этом уступают вашим. В конце концов, русский спутник был запущен до американского полета на Луну. Другим показателем коэффициента интеллекта наверняка является игра в шахматы. И здесь с очевидностью российские гроссмейстеры, включая эмигрантов, возглавляют все списки.

Так откуда же такое больное хозяйство? Это очень просто: нехватка прав частной собственности и свободных рынков.

Я не столь наивен, чтобы считать, что какая бы то ни было книга, и уж точно не эта, способна изменить эти обстоятельства. Однако идеи обладают очень большой силой. Каждая публикация, восхваляющая достоинства свободного рынка (laissez faire), подобно этой, может внести свой вклад. Я искренне уверен, что если «Defending the Undefendable» может помочь сдвинуть российскую экономику хотя бы на пресловутую миллионную долю дюйма к цивилизованному хозяйству, она имеет право на существование.

Если этого удастся достичь, результатом станет не только большее процветание, но, что более важно, справедливость. Поскольку не позволять людям покупать и продавать, торговать и обмениваться, вкладывать и копить так, как они того пожелают, является нарушением прав человека.

Я восхищен новыми рисунками, иллюстрирующими это издание, и надеюсь и верю, что они сыграют свою роль в пропаганде свободы.

Уолтер Блок,

профессор экономической теории, католический Университет Лойолы Нового Орлеана

Либертарианство и либертинизм

Во всей политической экономии нет большей путаницы, чем путаница между либертарианством и либертинизмом. Их часто принимают друг за друга, и это в высшей степени незаслуженно. По ряду причин либертарианство и либертинизм сложно сравнить и противопоставить. Во-первых и самое главное, по некоторым вопросам эти две точки зрения очень близки друг к другу, по крайней мере на первый взгляд. Во-вторых, - может быть, по чистой случайности или по этимологическим соображениям - эти два слова не только похожи на слух, но и почти одинаково пишутся. Поэтому тем более важно различать столь разные понятия, соответствующие этим словам.

I. Либертарианство

Либертарианство - это политическая философия. Она занимается только правильным применением силы. Главной ее предпосылкой является положение о том, что угроза применения или попытка применения насилия против личности или собственности без разрешения должна быть незаконной; применение силы оправдывается только в случае защиты или возмездия. Вот и все, в двух словах. Остальное - это просто объяснения, уточнения и оговорки, а также ответы на неверно понятые возражения.

Либертарианство - это теория о том, что должно быть незаконным, а не о том, что сейчас запрещено законом.

На пример, в некоторых юрисдикциях запрещено взимать арендную плату сверх установленного уровня. Эти положения не опровергают либертарианский кодекс, потому что относятся к текущему состоянию закона, а не к тому, каким он должен быть. Эта философия свободы формально ничего не запрещает; строго говоря, она не запрещает даже агрессию против индивида или собственности. Она только утверждает, что будет справедливым применять силу к тем, кто нарушил ее ограничения, проявив агрессию. Предположим, что всемогущие, но злые марсиане угрожают распылить всю Землю и уничтожить все ее население, если кто-нибудь не убьет ни в чем не повинного Джо Блоггса. Можно считать правильными действия сделавшего это человека в том смысле, что он спасет весь мир от гибели. Но согласно либертарианской доктрине он виновен в преступлении и подлежит справедливому наказанию. Посмотрим на это с точки зрения нанятого Блоггсом телохранителя. Конечно, его действия по предотвращению убийства клиента были бы оправданными.

ОВЦА В ВОЛЧЬЕЙ ШКУРЕ.
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие.
Может, стоит приглядется?
Есть ли вероятность того, что перед вами настоящая овца
в волчьей шкуре?

Ты смотришь на меня затравленным взглядом, словно пойманный зверь, я вижу, что твои запястья натёрли кандалы, а форму выдали на размер больше и она висит на тебе, словно мешок из-под картошки. Я чувствую твой взгляд, твой страх и непонимание происходящего, я всё понимаю, дружище, понимаю. Но не могу выдержать этот взгляд, он пробирает до дрожи.

Я понимаю, что передо мной ты, но мозг, который мне хорошенько промыли все, кому не лень, говорит совершенно другое.
Отвожу взгляд, меня грызёт совесть, но страх намного сильнее этого чувства, потому что не могу смотреть в глаза такому ублюдку, как ты. Я считал, что знаю тебя лучше всех на свете, считал тебя родным братом, думал, что ты не такой, не способен на такое, но ты сделал это, словно мне на зло, будто плюнул в лицо: "Видишь, какой я на самом деле? Сними розовые очки и наконец, посмотри мне в глаза, взгляни мне в душу, я не такой, каким ты считал меня всё это время, посмотри на меня настоящего!"
Но я не могу, не могу в это поверить, что человек, сидящий передо мной - кровожадный убийца, разлучивший с жизнью столько людей, а самое главное, что он делал это прямо у меня перед носом! Либо ты настолько гениален, что так долго водил всех за нос, либо просто идиот.

Посмотри на меня, пожалуйста, - Слышу я тихую просьбу и с силой сжимаю челюсть, скалясь. Я не могу, хочу, но не смогу этого сделать, просто не смогу... - Я не виноват, ты же знаешь об этом, верно? Взгляни мне в глаза, хочу запомнить, какого они у тебя цвета, я никогда не предавал этому значения, но сейчас... Я просто обязан это сделать. Пожалуйста...
В душе скребут кошки, дрожь пробивает тело, я просто не знаю, что делать, я чувствую себя ребёнком, который потерялся в супермаркете. Что мне делать? Кому поверить? За кем последнее слово: за законом или Этим Человеком? Хотя, после того, что Он наделал, его можно называть просто Существом. Существо и ни чего более. Сгусток энергии, Монстр в человеческом теле, Сатана воплоти, всё что угодно, только не тот человек, которого я считал семьёй, его больше нет, для меня он умер, и я буду помнить его вечно...
Существо снова зовёт меня по имени. Откуда оно знает, как меня зовут? Пусть эта дрянь немедленно уйдёт туда, откуда явилась! Пусть вернёт мне его! Немедленно!

Айзек...Айзек... Ну, посмотри на меня, - Словно заклинание читает Монстр и будто гипнотизирует меня взглядом, - Тут так отвратительно, у меня руки затекли, помоги мне, а? Ты же, как никто другой знаешь, что это не я, верно? Ты ОТКАЗЫВАЕШЬСЯ в это верить, да? Ну же, Айзек, взгляни на меня...
Я зажмурился и замотал головой. Нет, нет...Нет! Я не поддамся его чарам, я слишком долго верил в его ложь, время всем заплатить за свои ошибки и ему и мне. Но что это блестит в уголке моего сознания? Жалость? Жалость к Нему? После того, что он сделал?!
-Ты слишком добр к нему, -Шепчет на ухо Демонёнок у меня на плече, по-детски болтая ногами, его тонкий длинный хвост хлестнул меня по щеке, я поморщился. -Пусть он заплатит за свои ошибки! В аду по нему плачут, ты только посмотри на него, да в одну улыбку влюбиться можно, все маньяки так делают. За смазливым личиком прячется Монстр, не позволяй ему копаться у себя в голове, будь сильнее этого! Не поддавайся!
- Не слушай его, - Тихо вздохнул Ангел на другом плече, в глазах у него читалась скорбь, - Ты сам что думаешь по этому поводу? Прислушайся к своему сердцу, оно покажет тебе путь к спасению. Разберись в своих чувствах к этому человеку, - Он кивнул на сидящего передо мной уголовника, - Кого ты видишь? Друга или кровожадного душегуба, каким тебе его представили?

Отмахиваюсь от незваных гостей рукой, резко встаю со стула и направляюсь к выходу, к спасению, ноги стали ватными и я еле передвигаюсь, готовый в любой момент упасть на грязный пол с побитой в некоторых местах плиткой. Я чувствую Его взгляд, это даёт мне сил идти дальше. Шаг... шаг... вот она, дверь. Спасение, я хочу поскорее выйти отсюда, мне нужен свежий воздух, я хочу слышать рёв машин, включить музыку в наушниках до предела, чтобы ушные перепонки лопнули от давления. Я не хочу ничего видеть, не хочу слышать, не хочу дышать. Я устал, я не знаю как жить, кому доверять, не знаю как отличить друга от Монстра. Я ничего не могу. Ничего...

Оно тяжко вздохнуло, загремели цепи, скрипнул стул. Я превратился в слух. Застыл на месте, прислушиваясь, готовый к нападению. Главное успеть нажать на спасительную кнопку на пульте, который я сжал в руке до белых костяшек. Меня спасут люди в форме, если Монстр решит растерзать очередную жертву, словно волк овечку. Я готов ко всему.

Шум прервался, словно кто-то выключил звук, оборачиваюсь к Нему. Всё тот же человек в полосатой форме, те же кандалы, но он сам... Что-то в нём поменялось в лучшую сторону, не могу сказать, что именно, но от Монстра не осталось и следа. Привязанный к столу заключённый перекинул ногу на ногу, потянулся и кинул на меня брезгливый взгляд.

Что уставился? Я же говорил, руки затекли. - Нахмурился мужчина, - Иди куда шёл, ты же боишься меня, да? Вот и беги, поджав хвост, пожалуйся охране, что злой дядя тебя обижает, меня мигом на электрический стул отправят, не кривя душой, давай, иди, мне нечего терять, я же Большой и Страшный Серый Волк, зубами "Щёлк" и остались от козлика рожки да ножки, беги, пока я тебя с потрохами не съел, р-р-р. - Зарычал преступник и оскалился.

Но мой страх как рукой сняло, я видел то, что хотел, точнее кого хотел увидеть всё это время.

Нависла тишина.

Я нервно сглотнул, кинул печальный взгляд на ручку двери, но, собрав волю в кулак, развернулся и пошёл прямо навстречу Человеку, да, он больше не кажется мне Существом, я понял это. Я прислушался к своему сердцу, оно сказало сделать то, что я сейчас собираюсь делать.

Давным-давно, жили два мальчика...
-Ты мне сказочку на ночь решил почитать? -Фыркнул мужчина, но еле заметный интерес читался в его глазах и я продолжил:
-Один мальчик попал в одну оче-е-ень большую неприятность и мальчик боялся, что больше нет выхода, что он пропал, словно земля уходит из под ног и ничего не можешь сделать, а его друг подставил своё дружеское плечо и сказал, что ему нечего бояться, ведь у него есть он и он придёт к нему на помощь какую бы глупость он не сделал...
Уголовник призадумался, смотря куда-то в пол, нахмурив брови, руки у того посинели, как у покойника, я вздрогнул, но отвлекаться не стал.
- Тот мальчик, что попал в передрягу, был очень благодарен своему другу и пообещал, что в любой момент, не смотря на погоду, время года, болезнь, да что там простуду, если я стану инвалидом я приползу к тебе на руках и обязательно, слышишь, обязательно спасу тебя, ведь ты мой названный брат, Дерек. И я чуть не бросил тебя на съедение этим воронам правосудия!
Я набрался храбрости, подошёл впритык к своему давнему другу и обнял того за шею. Подлые слёзы душили меня, и я дал волю чувствам, ведь я бросил единственного человека, которому я нужен как никому другому, я просто предал его, испугался того, что он сделал и сбежал,кто тут на самом деле Монстр - это я сам.

Айзек, - Хотел что-то сказать Дерек, но дверь раскрылась, и в неё вбежали двое мужчин в форме.
- Медленно отойдите от заключённого, - Зашипели те, достав оружие, - Не делайте резких движений, это для вашего же блага...
-Тебе пора, - Похлопал меня по спине связанными руками мой друг и посмотрел мне в глаза. - Зелёные.
- Что? - Не понял я, но выполнил просьбу и медленно подошёл к охранникам, те удовлетворённо хмыкнули, спрятали оружие и зазвенели ключами. - Что ты хотел сказать?
- Глаза. Они... зелёные..., словно молодая трава. На траве удобно лежать и размышлять о будущем, поэтому я буду вспоминать твои глаза и думать, что будет со мной дальше... - Задумчиво прошептал тот, звеня цепями и раскачиваясь на стуле, - Нужно платить за свои поступки.
Последнее, что я видел, когда закрывали дверь, это было задумчивое и странно удовлетворённое лицо моего товарища.

Я обязательно вытащу тебя отсюда, Дерек, я обещаю тебе…

Достижение «Овца в волчьей шкуре» (англ. A Sheep in Wolf’s Clothing) в Divinity: Original Sin 2 открывается после спасения Сахейлы из плена наемников на заброшенной лесопилке живодерева, расположенной в северо-восточной части . Лесопилка находится под контролем Одиноких Волков и хорошо охраняется. Южный вход надежно защищен ловушками, минами и несколькими часовыми; западный перекрыт Мамочкой, которая внимательно следит за проходом из своего дома. Все опасности на пути подсвечиваются при развитом «Восприятии» в 20 единиц. Если проигнорировать предупреждение и без спроса зайти на лесопилку, начнется бой. На шум сбегутся все Одинокие Волки. Поэтому заходить нужно с южной стороны. Если среди спутников есть Ифан бен Мезд, он уговорит своих знакомых пропустить на лесопилку. Главное не грубить и напомнить о былом.

База Руста Анлона расположена на втором этаже главного здания. Ко входу ведет деревянная лестница. Здесь же в плену томиться связанная и ослепленная Сахейла . Если в отряде есть Себилла, то при встрече с похитителем она не станет долго церемониться и спровоцирует бой, так как противники связаны с ее личным заданием по поиску Хозяина. Если не мешать девушке проявить инициативу, то отношения с ней улучшатся на 30 единиц репутации. В бою Руста Анлона будут защищать два волка и два телохранителя. После трудной победы освобождаем Сахейлу. Эльфийка расскажет о том, и попала в плен к Одиноким Волкам. Перед уходом с лесопилки осматриваем тела убитых противников и забираем все полезное: редкие и эпические вещи, деньги, записку и разную мелочевку. Черное зеркало покажет видение и возможного врага из задания «Ценная добыча».

Спасти Сахейлу и сбежать с лесопилки живодерева очень просто, если воспользоваться быстрым переходом, нажав на голубоватую иконку якоря, сбоку от миникарты с правом верхнем углу экрана, и выбрав точку назначения. В противном случае придется вырезать оставшихся Одиноким Волков во дворе лесопилки или потратить много времени на скрытное передвижение по локации. После есть шанс , если до этого было совершено много добрых дел. Вместе с Сахейлой или по отдельности добегает до сородичей в лагере эльфов перед входом на лесопилку. Эльфийка еще раз поблагодарит за спасение и .

Если Сахейла погибнет во время битвы с Рустом Анлоном, трагедия в дальнейшем повлияет на личное задание Себиллы, которое может завершиться либо , либо , также поедание руки погибшей раскрывает немного информации о черном дереве и эльфах. Гибель пробужденного эльфы во главе с Товой воспримут с агрессией и кинутся в атаку. Если заглянуть в эльфийский лагерь до освобождения Сахейлы и поучаствовать в обряде погребения, то они подарят много отличных вещей. Но для этого нужно иметь «Убеждение» не ниже 4 уровня.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!