Употребление в речи собирательных числительных. Употребление собирательных числительных

Употребление собирательных числительных

Собирательных числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро употребляются преимущественно в разговорной речи. У этих числительных есть ограничения в возможности сочетаться с другими словами.

Собирательные числительные сочетаются:

1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола: трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат;

2) с субстантивированными прилагательными и причастиями, обозначающими лиц мужского пола: трое смелых, двое ожидающих; пятеро отдыхающих;

3) с существительными общего рода: трое сирот;

4) с местоимениями мы, вы, они : нас двое, их двое, вас пятеро;

5) с существительным дети: двое детей;

6) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, трое волчат;

7) с существительными, имеющими только форму множественного числа и обозначающими парные или составные предметы: двое саней, трое брюк, четверо суток.

При одушевленных существительных (особенно в косвенных падежах) собирательные числительные могут быть заменены количественными числительными целых единиц:

пятеро студентов – пять студентов

троими детьми – тремя детьми

семерым солдатам – семи солдатам

Такие варианты являются нормативными в обоих случаях.

Не употребляются собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц женского пола и животных:!!! нельзя – трое дочерей, семеро овец, двое медведиц;

надо: три дочери, семь овец, две медведицы

Не употребляются собирательные числительные с существительными среднего рода, обозначающими неодушевленные предметы: !!! нельзя: трое озер; надо: три озера

В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относится образование сложной формы сравнительной и превосходной степени. Норме соответствуют формы типа “более, менее + начальная форма прилагательного”: более интересный, наиболее, наименее + начальная форма прилагательного. Образование типа более интереснее, наиболее интереснее является ошибочным. Ненормативными являются также формы типа самый глубочайший, самый мудрейший, т.к. превосходство выражено в них дважды: суффиксом –ейш-, -айш- и частицей самый. Правильно: самый глубокий, самый мудрый или глубочайший, мудрейший.

Многообразны нормы, касающиеся употребления глаголов.

Глаголы полоскать, колыхать, мурлыкать, плескать, рыскать, махать и некоторые другие образуют вариативные формы настоящего времени:

полощут и полоскают, колышут и колыхают, мурлычут и

мурлыкают, плещут и плескают, рыщут и рыскают, машут

и махают.

Первые формы, с чередованием согласных, являются общелитературными, вторые, без чередования, свойственны разговорному стилю и в большей степени просторечию.

Стилистически дифференцируются также формы настоящего времени глаголов сыпать (сыплет - сыпет), щипать (щиплет – щипет); первые формы являются литературными, вторые разговорными.

Есть особенности в образовании повелительного наклонения некоторых глаголов:

От глагола ехать - поезжай, (!!! Нельзя: ехай, едь), от глагола положить - положи (!!! Нельзя: ложь), от глагола класть – клади (!!! Нельзя: поклади), от глагола лечь – ляг (!!! Нельзя: ляжь).

Особого внимания требуют глаголы класть – положить.

Глагол класть не употребляется с приставками:

Правильно Неправильно

Я кладу я покладу

Ты кладешь ты покладешь

Он кладет он покладет и т.д.

Глагол положить, наоборот, употребляется только с приставками:

Правильно Неправильно

Я положу я ложу

Ты положишь ты ложишь

Он положит он ложит и т.д.

Вариантные словоформы глаголов подытоживать – подытаживать, обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать различаются как книжные (с гласным О в корне) и разговорные (с гласным А в корне). Предпочтительными являются первые.

Распространенной ошибкой является сохранение суффикса –ну- в форме прошедшего времени непродуктивных глаголов на –нуть: (мокнуть, мерзнуть, сохнуть, привыкнуть, отвыкнуть, повиснуть, виснуть, воскреснуть, воздвигнуть, прокиснуть, продрогнуть, отвергнуть и нек.др.). В прошедшем времени нужно употреблять формы: мерз, мок, сох, привык, отвык, повис, вис, воскрес, воздвиг, прокис и т.д. !!! Нельзя: мерзнул, мокнул, сохнул, привыкнул, повиснул и т.д.

I . Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро ) употребляются:

1) с существительными муж. и общ. рода, обозначающими лиц мужского пола (трое друзей, двое сирот );

2) с существительными, имеющими формы только мн. ч. (двое саней, трое ножниц );

3) с существительными дети, ребята, люди , с существительным лицо в значении «человек» (двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц );

4) с личными местоимениями (нас двое, их было семеро );

5) с существительными, обозначающими детенышей животных (двое медвежат, семеро козлят );

6) с существительными, обозначающими парные предметы (двое сапог, трое рукавиц) , данная форма является разговорной, предпочтительнее употреблять пара сапог, пара рукавиц ;

7) с существительными, которые образованы путем перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц (четверо знакомых, пятеро отдыхающих).

II. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными (два друга – двое друзей ) возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательного числительного Предпочтительно употребление количественного числительного
1) с существительными м. рода, обозначающими лиц и образованными путем перехода из прилагательных или причастий (пятеро играющих, двое прохожих); 2) с существительными м. рода, имеющими окончание –а (двое мужчин, четверо юношей). 1)с некоторыми существительными м. рода, называющими лиц по профессии, роду занятий, должности (три профессора, два генерала); 2) с неодушевленными существительными в косвенных падежах (около пяти суток, на шести санях). *В сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер (ср.: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов).

Упражнение 4. С какими существительными сочетается собирательное числительное трое ?

Школьник, учитель, сосна, медвежонок, ножницы, носки, сестра, судья, сирота, ребята, рукавицы, ручка, ученица.

Упражнение 5. Со следующими словами составьте словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) невозможно образовать подобных сочетаний.

Ребенок, ябеда, отъезжающий, сутки, зелень, дуб, лисица, ягненок, плакса, подруга, импрессионизм, медведь, возможность, дискотека, командующий, друг, инженер, щенок, брюки, волокита, мальчик.




Упражнение 6. Составьте словосочетания числительных оба , обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец : Оба сына; обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо.

Упражнение 7. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения.

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 4. Грамоту вручили Е.П. Ивановой: ей исполняется восемь десятков. 5. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 6. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 7. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги. 8. Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 9. Машины стояли у обоих ворот (поставьте это сочетание в именительном падеже). 10. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех студентов *.

Дробные числительные

! В дробных числительных числитель склоняется как количественное числительное, знаменатель – как порядковое.

Числительныеполтора иполтораста имею только две формы: в именительном и винительном падежах – полтора, полтораста, в косвенных падежах– полутора, полутораста.

1. Собирательные имена числительные могут сочетаться только со следующими группами имен существительных:

а) с существительными м. рода, обозначающими лиц: двое студентов, пятеро мужчин, семеро детей;

б) с существительными общего рода: четверо сирот;

в) с существительными, обозначающими детенышей животных: трое поросят, семеро медвежат;

г) с существительными, не имеющими формы единственного числа: двое суток, трое брюк;

д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок, трое лыж.

Примечания. 1. Собирательные числительные не используются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола; в этом случае следует использовать количественные числительные: две дочери, три женщины. Ср.: два сына - двое сыновей, три мужчины - трое мужчин. 2. Не рекомендуется использовать собирательные числительные с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола по должности, званию. Например: два профессора (но не двое профессоров ), три декана (но не трое деканов ).

2. Собирательные числительные никогда не включаются в составные числительные. Например, нельзя сказать: двадцать четверо суток , но: двадцать четыре дня, в течение двадцати четырех суток и т. п.

3. Числительное оба не сочетается с существительными, употребляющимися только во множественном числе; в этом случае используются описательные обороты, например: у тех и других часов (но не у обоих (обеих) часов ).

Склонение имен числительных

Имена числительные не имеют единой системы склонения. Например: числительное один склоняется как местоимение этот ; числительные два, три, четыре имеют особую систему склонения (три, трех, трем, три, тремя, о тех ); числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения; числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего типа склонения (1-го и 2-го) и т. д.

Запомните таблицы!

1. Числительное сорок в им. и вин. пп. имеет нулевое окончание, в остальных - окончание – а .

3. Числительные полтора, полтораста в им. и вин. пп. имеют формы полтора, полтораста , в остальных - полутора, полутораста.

4. При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части сложного слова.

Пятьдесят - восемьдесят Двести - четыреста Пятьсот - девятьсот
И. пятьдесят двести пятьсот
Р. пятидесяти двухсот пятисот
Д. пятидесяти двумстам пятистам
В. пятьдесят двести пятьсот
Т. пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П. (о) пятидесяти (о) двухстах (о) пятистах

5. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

И. тридцать четыре семьсот семьдесят семь
Р. тридцати четырех семисот семидесяти семи
Д. тридцати четырем семистам семидесяти семи
В. тридцать четыре семьсот семьдесят семь
Т. тридцатью четырьмя семьюстами семьюдесятью семью
П. (о) тридцати четырех (о) семистах семидесяти семи

6. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

И. тридцать третий
Р. тридцать третьего
Д. тридцать третьему
В. тридцать третий
Т. тридцать третьим
П. (о) тридцать третьем

7. Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительного оба: оба (м. и ср.) и обе (ж.).

И. оба (друга) обе (подруги) трое (друзей)
Р. обоих (друзей) обеих (подруг) троих (друзей)
Д. обоим (друзьям) обеим (подругам) троим (друзьям)
В. обоих (друзей) обеих (подруг) троих (друзей)
Т. обоими (друзьями) обеими (подругами) троими (друзьями)
П. (об) обоих друзьях (об) обеих подругах (о) троих (друзьях)

8. При склонении дробных числительных изменяются обе части по образцу склонения количественных (числитель) и порядковых (знаменатель) числительных.

МЕСТОИМЕНИЕ

1. Местоимение как часть речи. 2. Лексико-грамматические разряды местоимений. 3. Особенности употребления личных местоимений. 4. Возвратное местоимение себя . 5. Притяжательные местоимения. 6. Указательные местоимения. 7. Определительные местоимения. Синонимия определительных местоимений. 8. Вопросительные местоимения. 9. Относительные местоимения. 10. Отрицательные местоимения. 11. Неопределенные местоимения. Синонимия неопределенных местоимений.

Местоимение как часть речи

Местоимение - часть речи, которая не называет предмет, признак или количество, а только указывает на них. Например: Ночью вдруг думаю: исповедоваться бы у какого-нибудь простого, жалкого монаха где-нибудь в глухом монастыре, под Вологдой! (И. А. Бунин).

По своему значению и по формам словоизменения местоимения могут быть соотнесены с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное и имя числительное. В связи с этим выделяют три группы местоимений:

1) обобщенно-предметные местоимения , соответствующие именам существительным и указывающие на предметы: я, ты, он, кто, некто и др.;

2) обобщенно-качественные местоимения , соответствующие именам прилагательным и указывающие на признак предмета: мой, твой, который и под.;

3) обобщенно-количественные местоимения , соответствующие количественным именам числительным: сколько, столько.

Местоимения имеют морфологические признаки, близкие к той части речи, с которой они соотносятся, и выполняют те же синтаксические функции.

Примечание.

Своеобразие значений местоимений, их морфологических признаков послужило основанием для дискуссии: является ли местоимение самостоятельной частью речи? Так, например, Ф. Ф. Фортунатов и А. М. Пешковский не выделяли местоимение в самостоятельную часть речи. В частности, А. М. Пешковский выделял местоименные существительные и местоименные прилагательные. Это нашло отражение и в «Русской грамматике» (1980 г.).

Лексико-грамматические разряды местоимений

Учитывая функциональные особенности и характер связи с другими частями речи, местоимения делят на девять разрядов:

1) личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

2) возвратные: себя;

3) притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, ее, его, их;

4) указательные: то, это, этот, тот, такой, таков, сей (устар.), оный (устар.), этакий (простор.);

5) определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной;

6) вопросительные: кто? что? какой? который? сколько? чей?;

7) относительные: кто, что, какой, который, сколько, чей;

8) неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, некий, кто-то, что-то, какой-то, кто-либо, что-либо, какой-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;

9) отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько.

Личные местоимения

Особенности их употребления

Личные местоимения в современном русском языке обладают грамматической категорией лица: я, мы (1-е лицо), ты, вы (2-е лицо), он, она, оно, они (3-е лицо) .

В исходной системе древнерусского языка были только местоимения 1–го и 2–го лица, указывавшие, как и сейчас, на участников речевого акта - говорящего (1–е лицо) и слушающего (2–е лицо).

Все личные местоимения изменяются по падежам. При склонении у них наблюдается супплетивизм основ: я - меня, мне, меня, мною, (обо) мне; ты - тебя, тебе, тебя, тобою, (о) тебе; он - его, ему, его, им, (о) нем и т. д. Этот супплетивизм наследован от древних эпох, так как характерен и для других индоевропейских языков (в том числе английского и немецкого). В системе падежных форм в дательном и винительном падежах, наряду с полными, употреблялись и краткие формы ми, ти; мя, тя . Русским языком они были утрачены, следы их встречаются в говорах и в произведениях русской классической литературы: Наташа быстро встала. Вот те раз (В.В. Вересаев) - те в этом предложении представляет собой измененную форму дательного падежа. В церковнославянском языке, являющемся языком русской православной церкви, краткие формы употребляются и в настоящее время.

1. Личное местоимение 1-го лица мы в русском языке обычно употребляется для указания на группу лиц, в состав которой входит и сам говорящий. Например: А ведь мы с тобой не любилися, только всем тогда поделилися (А. Ахматова). Однако в зависимости от контекста местоимение мы может использоваться в значении я или ты (вы) :

1) Мы говорили уже, что стихотворение «Псовая охота»… очень ловкое и очень прозаическое… (А. В. Дружинин) («авторское мы »: в научной и публицистической речи используется для придания высказыванию добавочного оттенка соучастия с читателем или слушателем). Ср.: я говорил… ;

2) - И волей Своей Мы повелеваем… (Е. Федоров) («монаршее мы »: в речи монархов использовалось для возвеличения собственной персоны). Ср.: я повелеваю… ;

3) Мы , кажется, улыбаемся? Будьте добры, соблаговолите еще раз улыбнуться (А. П. Чехов) (вместо ты (вы) при обращении ко второму лицу для выражения участия или насмешки). Ср. также: - А, милый юноша! - встретил его доктор. - Ну как мы себя чувствуем? (А. П. Чехов).

2. Местоимение 2-го лица ты , употребляющееся обычно для обозначения лица, собеседника, преимущественно близкого, может использоваться в значении я для выражения регулярно повторяемых действий. Обычно в этих случаях местоимение опускается, но значение выражается личными окончаниями глаголов. Ср.: Покою не знаю, а ночью ляжешь под одеялом и боишься , как бы к больному не потащили (А. П. Чехов). Ср. также: - У меня всего много, - сказал он упрямо, за всяким клопом не усмотришь , в щелку к нему не влезешь (И. А. Гончаров).

3. Местоимение вы в русском языке используется не только для обозначения нескольких лиц, включая собеседника и исключая говорящего, но и как форма вежливости (вместо ты ). Сравним: Вы , доктор, меня простите (В. Каверин) и: - Здравствуй, папочка. Ты здоров? (А. П. Чехов).

Примечание.

В ряде случаев местоимения 1-го и 2-го лица в речи опускаются, что придает речи динамику, ускоряет ее темп или привносит разговорный оттенок или оттенок категоричности: Стою один среди равнины голой… (С. Есенин); Прощай , прощай , будь счастлив, друг прекрасный… (А. Ахматова); - Шумим , братец, шумим (А. С. Грибоедов); Слушайте , товарищи потомки!.. (В. Маяковский).

Специального местоимения третьего лица в древнерусском языке не было. Вместо него использовалось указательное местоимение и, я, е , имевшее в косвенных падежах формы его, ему, имь, емь, еъ, еи, ею, еи; ихъ, имъ, ими, ихъ . В дальнейшем в значении именительного падежа стали использоваться краткие формы другого указательного местоимения онъ, она, оно (во множественном числе соответственно они, оны, она ). Так возник супплетивизм местоимения третьего лица (он – его – ему¼, она – ее – еи¼, они – их –им¼).

В литературе XIX века встречается и архаическая форма родительного падежа единственного числа женского рода ея , церковно–славянская по происхождению: Любви прощанье золотое исторглось из груди ея ... И новый мир увидел я! (Ф.И. Тютчев).

В сочетаниях с предлогами падежные формы местоимения 3–го лица часто употребляются с начальным н : у него, за ним, пред нею, под ними, через них и т. п. В древности согласный входил в состав трех предлогов (вън, кън, сън ); в дальнейшем в результате переразложения он отошел к местоимению: вън емь > въ немь, кън ему > къ нему, сън имь > съ нимь ; а затем начальный н стал употребляться и после других предлогов. В произведениях художественной литературы XIX в. встречаются формы без н в тех случаях, в которых сейчас этот н является обязательным: Троекуров посадил гостя подле ее (А.С. Пушкин); Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за его обеими руками (А.С. Пушкин).

Примечания :

1) формы местоимений 3-го лица с начальным н после наречных предлогов используются в тех случаях, когда эти предлоги управляют родительным падежом;

2) после форм сравнительной степени прилагательных и наречий лично-указательные местоимения употребляются без начального н : сестра моложе ее .

Таким образом, местоимения 3–го лица, возникшие как указательные, отличаются от других личных местоимений прежде всего наличием категории рода и соотносительных форм числа, а также особенностями склонения. Местоимение он (она, оно) указывает не только на 3–е лицо, т. е. лицо, не участвующее в диалоге, но и на любой предмет.

Учитывая семантические и грамматические особенности этих слов, их принято называть лично–указательными местоимениями .

Лично-указательное местоимение иногда может дублировать предшествующее существительное-подлежащее; при этом, с одной стороны, такое плеонастическое его употребление рассматривается как риторический прием усиления выразительности речи (Простота, скромность, искренность - они присущи настоящему Человеку) , а с другой стороны - как признак разговорной речи (Черные тучи, они плыли необычайно низко).

! Следует помнить, что при неправильном употреблении лично-указательных местоимений возможно возникновение двусмысленности высказывания. Например: Брат записался в хореографический кружок, он вскоре выступит на конкурсе юных талантов (кто поедет: хореографический кружок или брат?). Ср.: Брат записался в хореографический кружок и вскоре выступит на конкурсе юных талантов и Брат записался в хореографический кружок, который скоро выступит на конкурсе юных талантов

Возвратное местоимение себя

Возвратное местоимение себя лишено категорий лица, рода, числа; кроме того, у него нет формы именительного падежа. Его судьба схожа с историей личного местоимения 2–го лица ты . В дательном и винительном падежах наряду с полными формами собh и себе в древнерусском языке употреблялись и краткие формы соответственно си и ся . Первая в истории русского языка была утрачена, а форма ся , которая в древнерусских текстах употреблялась отдельно от глагола и могла даже предшествовать ему (см. в Мстиславовой грамоте около 1130 г.: кто ся изоостанеть въ монастыри ), постепенно присоединялась к глагольным формам в качестве морфемы, превратившись в постфикс , служащий для выражения значения страдательного залога и для образования возвратных глаголов.

При употреблении возвратного местоимения себя , которое может относиться к любому лицу, иногда может возникать неясность (двусмысленность) высказывания. Обычно это касается тех случаев, когда в предложении присутствуют два или более существительных (местоимений) и местоимение себя может соотноситься с разными словами. Например: Директор попросил секретаря пригласить посетителя к себе в кабинет (непонятно, в чей кабинет). В подобных случаях требуется правка: Директор попросил секретаря, чтобы тот пригласил посетителя к нему в кабинет и под.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой указывают на принадлежность предмета, тому или иному лицу: 1–му (мой, наш ), 2–му (твой, ваш ), слово свой употребляется по отношению к любому лицу.

Притяжательные местоимения обладают всеми морфологическими и синтаксическими признаками имен прилагательных: они изменяются по родам, числам, и падежам, склоняются как прилагательные с соответствующей основой, согласуются с существительными и в предложении выступают в роли согласованных определений (мой карандаш, моя книга, мое письмо, мои тетради; моего, моему, моим, о моем; нашего, нашему, нашим, о нашем и т. п.).

В качестве притяжательного местоимения, соотносимого с 3–м лицом, используются слова его, ее, их - формы родительного падежа местоимения он (она, оно, они) : его ручка, ее тетрадь, их книги . В живой речи часто употребляется форма ихний , изменяющаяся по родам и числам и являющаяся просторечной, т. е. противоречащей нормам литературного языка. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются, поэтому они не согласуются с существительным, а примыкают к нему; в предложении, в отличие от лично–притяжательных местоимений (мой, твой, свой, ваш, наш ), притяжательно–указательные местоимения (его, ее, их ) выполняют функцию несогласованного определения. С точки зрения современного русского языка формы род. п. лично–указательных местоимений его, ее, их и этимологически связанные с ними притяжательные местоимения его, ее, их следует рассматривать как слова–омонимы.

Подобно возвратному местоимению себя , притяжательное местоимение свой может относиться к любому лицу и, следовательно, при его употреблении следует помнить о возможности возникновения двусмысленности высказывания, например: Наконец я застал помощника в своем кабинете. Надо: Наконец я застал помощника в его кабинете , или, в зависимости от смысла: Наконец я застал помощника в моем кабинете.

Притяжательные местоимения мой, твой, свой могут использоваться как синонимы: – Клянусь головою отцамоего, что исполнюсвою обязанность (М. Ю. Лермонтов). В то же время известный лингвист А. М. Пешковский, сравнивая два предложения из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (Я дочь мою мнил осчастливить браком - Я отравил свою сестру царицу ), отмечает: «Во втором случае свой больше подходит, чем мой , потому что высказывается мнение не самого Бориса, а его хулителей, которые про него говорили: Он отравил свою сестру, так что свой намекает здесь на этих хулителей, а мою излишне подчеркивало бы участие говорящего в той мысли, которой он на самом деле не разделяет. Точно так же у Лермонтова противопоставление всей вашей черной кровью поэта праведную кровь выходит сильнее, чем если бы было сказано: всей своей кровью » . Следовательно, ученый связывает различие в употреблении притяжательных местоимений с точкой зрения говорящего или другого лица на содержание высказывания.

Притяжательное местоимение мой в просторечии может использоваться в значении "моя семья, родные, близкие": Мои завтра уезжают на дачу.

Указательные местоимения

Указательные местоимения (тот, этот, такой, таков, столько и архаические сей, оный, экий, этакий) выражают общее указание на предмет, признак, количество. Наиболее употребительными из них являются местоимения тот и этот , имеющие семантические различия: этот указывает на ближний предмет, а тот - на отдаленный. Местоимение тот функционирует в русском языке на протяжении всей его истории, слово этот возникло относительно поздно.

Местоимение таков утратило свое склонение и в современном русском языке имеет только формы рода и числа (таков, такова, таково, таковы) . Остальные указательные местоимения обладают категориями рода, числа и падежа и склоняются как прилагательные.

Архаические местоимения сей и оный еще широко употреблялись в XVIII – XIX вв.: Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирилла Петровича (А. С. Пушкин); Письмо сие произвело приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина (А. С. Пушкин); Кирила Петрович был чрезвычайно доволен его посещением, приняв оное знаком уважения от человека, знающего свет.... (А. С. Пушкин); О Тендар, если б в оны веки под сею властью жили греки (М. В. Ломоносов). В настоящее время формы местоимения сей обнаруживаются в наречных образованиях сейчас , сегодня , в устойчивых сочетаниях по сей день , до сих пор и т. п. Устарели и местоимения экий, этакий , употреблявшиеся в разговорной речи: – А поворотись–ка, сын! Экой ты смешной какой! (Н.В. Гоголь).

Определительные местоимения

Определительные местоимения выражают указание на обобщенный признак (весь, сам, самый, всякий, каждый, любой, иной ). Так же, как притяжательные и указательные местоимения, они обладают всеми признаками прилагательных: имеют категории рода, числа и падежа, зависимые от существительных, то же склонение, что и у прилагательных, используются в предложении в роли согласованных определений.

Местоимение весь указывает на совокупность или на полноту охвата чего–либо: весь класс, весь день, всю неделю . Местоимение сам может употребляться в значении “самостоятельно, без участия других” : Он сам это придумал . Слово самый часто употребляется в сочетании с указательным местоимениями и носит уточняющий характер: тот самый человек , в этом самом месте и т. д. Местоимение самый может использоваться как служебное слово для образования аналитической формы превосходной степени: самый сильный, самая красивая, самое интересное.

Синонимичные местоимения всякий, каждый, любой имеют семантические различия и не всегда могут заменять друг друга в одном и том же контексте. Слово всякий имеет значения "разнообразный, всевозможный" и "какой–либо" : всякие дела, всякие пустяки, без всякой причины, местоимение каждый употребляется в значении "один из ряда однородных предметов или явлений" : каждый день, на каждом шагу, каждый человек имеет право на образование ; слово любой означает "какой угодно на выбор" : купишь в любом магазине, взять любой карандаш, составить отчет в любой форме.

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения (кто, что, какой, который, чей, сколько ) употребляются в вопросительных предложениях: Кто принес книгу? Который час? Чей это ребенок? Сколько ошибок ты допустил?

Местоимения кто и что обладают категорией падежа, но не изменяются по родам и числам: Кто пришел? Мальчик пришел. девочка пришла. Дети пришли.

Слово сколько , подобно числительным, в именительном и винительном падежах управляют существительным, которое ставится в форме родительного падежа множественного числа. В косвенных падежах это слово согласуется с существительным (скольких людей, скольким людям, сколькими людьми).

Остальные вопросительные местоимения в грамматическом отношении не отличаются от прилагательных.

Относительные местоимения

Относительные местоимения (кто, что,какой, чей, который, сколько ) употребляются в сложноподчиненном предложении в качестве союзных слов для связи главной и придаточной частей. В придаточной части они могут выполнять роль любого члена предложения:

Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине,

Чья мысль душе твоей шептала,

Чью грусть ты смутно отгадала.

Чей образ видела во сне.

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит.

(М.Ю. Лермонтов)

В литературе XIX в. встречаются формы архаического относительного местоимения кои : Те, кои правду возлюбя, на темном сердца дне читали, конечно знают про себя (А. С. Пушкин). В сочетании иже с ним (с ними ) первое слово представляет собой древнее относительное местоимение в форме мужского рода, буквально который (которые) : Какое мне дело до тех купцов? Я имею в виду Иуду Петунникова и иже с ним (т. е. которые с ним) - (М. Горький).

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения никто, ничего, никакой, ничей, некого, нечего указывают на отрицание предмета или признака. Они образуются от соответствующих вопросительно–относительных местоимений с помощью частиц не и ни и сохраняют особенности их склонения. Местоимения некого , нечего не имеют формы именительного падежа.

Неопределенные местоимения

Неопределенные местоимения некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кое–кто, кое–что, кое–какой, кто–то, что–то, какой–то, чей–то, кто–либо, что–либо, какой–либо, чей–либо, кто–нибудь, что–нибудь, какой–нибудь, чей–нибудь выражают значение неопределенности, т. е. указывают на неопределенные предметы, признаки и количества. Они образуются от вопросительно–относительных местоимений с помощью частицы не и частицы кое и словообразовательных постфиксов –то, –либо, –нибудь . Неопределенные местоимения в основном сохраняют грамматические особенности, в том числе и склонение, местоимений, от которых они образованы. Однако слово некто имеет только формы именительного падежа, а нечто - именительного и винительного. В косвенных падежах местоимения некий употребляются вариантные формы (некого, некоего; неким, некоим; некого, некоего; неким, некоим, неком, о некоем ).

Местоимения что-то, что-нибудь, что-либо, кое-что, нечто могут использоваться как синонимы, однако между ними имеются некоторые семантические и стилистические различия. Так, местоимение что-то обозначает неизвестное как для говорящего, так и для слушающего: Мы даже говорили друг другу, что мы - большие друзья, но что-то мешало нашей дружбе (И. Бунин); кое-что указывает на известное в некоторой степени говорящему, но неизвестное слушающему: - Поди-кась, посмотри! Есть у меня для тебя кое-что (Л. Андреев); что-нибудь имеет значение "безразлично что; что угодно": И он терпеливо ждал, пока ему хоть что-нибудь вынесут (Л. Андреев); местоимение что-либо близко по значению к местоимению что-нибудь , но имеет более общее значение: - Ему теперь трудно на что-либо рассчитывать (В. Каверин). Местоимение нечто («некий предмет, явление, что-то») обычно употребляется в книжных стилях и, как правило, имеет при себе определение: Нечто серое метнулось в сторону от меня (И. Тургенев).

Подобные различия характерны и для местоимений кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто, некто и др.

В разговорной речи иногда в роли неопределенного местоимения может выступать местоимение что (кто). Например: – А уж Тряпичкину, точно, есликто попадет на зубок, – берегись (Н. В. Гоголь). Ср.: кто-нибудь, кто-либо.

ГЛАГОЛ

1. Глагол как часть речи. 2. Неопределенная форма глагола. 3. Категория вида. Семантико-стилистические особенности видовых форм. 4. Переходные и непереходные глаголы. 5. Возвратные и невозвратные глаголы. 6. Грамматическая категория залога. Вопрос о грамматической категории русского глагола. 7. Категория наклонения. Синонимия наклонений. 8. Категория времени. Синонимия времен. 9. Категория лица. Синонимия личных форм глагола. 10. Недостаточные и изобилующие глаголы. 11. Безличные глаголы.

Глагол как часть речи

Глагол - часть речи, обозначающая действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Глагол как часть речи имеет грамматические категории вида, залога, наклонения, времени, лица, числа. Глаголы в прошедшем времени и сослагательном наклонении обладают также грамматической категорией рода. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

Древнерусский глагол обладал всеми этими грамматическими категориями, но, в отличие от современного глагола, в нем не было четко развито противопоставление совершенного и несовершенного вида, богаче была система глагольных времен…

Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.

Основная синтаксическая функция глагола в предложении - функция простого глагольного сказуемого. Однако не все глагольные формы могут выполнять в составе предложения данную синтаксическую функцию, поэтому различаются предикативные (спрягаемые) формы глагола и непредикативные (неспрягаемые - инфинитив, причастие, деепричастие).

Инфинитив

Начальной формой глагола считается инфинитив (неопределенная форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи.

Инфинитив отвечает на вопросы что делать? (писать, говорить), что сделать? (написать, сказать). Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим (Читать - всегда полезно ), определением (Его желание трудиться мне всегда нравилось ), дополнением (Я посоветовал ему обратиться к учителю ), входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжить учиться ) и т. д.

Показателем инфинитива являются аффиксы –ть, -ти , которые в лингвистике трактуются либо как формообразующие суффиксы, либо как окончания (флексии). В инфинитиве –ти всегда ударное. У некоторых глаголов инфинитив оканчивается на -чь (у глаголов с основой на заднеязычные г или к ).

В древнерусском языке инфинитив оканчивался на –ти, -чи и восходил к формам дат. и местн. п. имен существительных на *i . В севернорусских говорах в настоящее время сохраняется инфинитив на –ти, -чи для всех глаголов (делати ); в говорах, легших в основу современного русского литературного языка, в формах инфинитива с ударением на основе конечный утратился (делать ); в южнорусском наречии этот процесс утраты конечного гласного дошел до своего логического завершения (утрачивается у всех глаголов: принесть ).

Для инфинитива характерна категория вида (что делать? - что сделать? ); переходность / непереходность (сказать (что?) правду - переходный, сказаться больным - непереходный); возвратность / невозвратность (объяснить - объясниться ); залог (читать - действительный, читаться - страдательный).

У инфинитива отсутствуют глагольные категории лица, числа, времени и наклонения. В то же время инфинитив может использоваться в значении того или иного времени, например: И царица хохотать (А. С. Пушкин). Ср.: начала хохотать, захохотала - значение прошедшего времени. К подобной замене прибегают тогда, когда необходимо подчеркнуть внезапность действия. Инфинитив может использоваться и в значении того или иного наклонения: Встать! (повелительное наклонение - оттенок категорического приказа); отдохнуть бы (сослагательное наклонение - оттенок желательности).

Грамматическая категория вида в современном русском языке является одной из основных грамматических категорий, свойственных глаголу: все русские глаголы в любой своей форме обладают грамматической категорией вида. Категория вида глагола показывает, как протекает действие во времени: имеет ли какие-либо ограничения, внутренний предел или протекает без всяких ограничений (В. В. Виноградов).

В современном русском языке выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие и отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать?

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделал?

Глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего сложного времени.

Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего простого времени. Ср.:

В современном русском литературном языке есть глаголы, которые в одной форме совмещают значения несовершенного и совершенного вида, - двувидовые глаголы. Видовые различия у таких глаголов не имеют формального выражения, вид таких глаголов устанавливается только в контексте: казнить, женить, обещать, велеть, ранить, молвить; телеграфировать и др.

Образование и употребление имени числительного также подчиняется определенным правилам, несоблюдение которых ведет к речевым ошибкам. Нормы употребления числительных в современном русском языке своеоеобразны и специфичны. Имя числительное – лексически замкнутая категория, не пополняющаяся сегодня новыми единицами. Однако употребление имен числительных представляет собой серьезную речевую проблему. Так, например, сложные числительные типа восемьдесят, семьсот – единственная группа слов, в которых склоняются обе части: восьмьюдесятью, семьюстами (твор. пад.), о восьмидесяти, о семистах (предл. пад.) – в современной речи практически утратила систему склонения. Это нарушение той нормы, которая является императивной, то есть обязательной для всех говорящих на данном языке. В современной разговорной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных.

Правила склонения чрезвычайно просты:

    при склонении составных числительных изменяются все входящие в него слова: библиотека пополнилась пятьюстами сорока тремя книгами; о пятистах сорока трех книгах мы вели речь; у пятисот сорока трех студентов появились студенческие билеты;

    при склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: встречаемся двадцать пятого, в тысяча девятьсот сорок первом году;

Слово тысяча выступает в функции и существительного и числительного, поэтому в тв.п можно употребить – тысячью и тысячей. Диспозитивны нормы форм тв.п. – восьмью и восемью, но литературный язык предпочитает первую форму.

При образовании словосочетаний «числительное + существительное во мн. ч.» используются собирательные (до 5) и количественные (с5) числительные: трое друзей, пятеро солдат, восемь суток. Собирательные числительные (двое, трое, …, десятеро) в официальной речи не употребляются, хотя по значению совпадают с количественными числительными. Но и в разговорной речи их употребление ограничено: они не сочетаются с наименованиями лиц женского рода, с неодушевленными существительными, с наименованиями высоких званий, должностей (герой, генерал, профессор и т.п.).

Собирательные числительные сочетаются с наименованиями лиц мужского пола (кроме названий высоких званий, должностей ): двое мальчиков, шестеро солдат ; сназваниями детенышей : семеро козлят, пятеро волчат ; с субстантивированными прилагательными : семеро конных, четверо военных ; с существительными, имеющими форму только мн.ч.: двое часов, четверо ножниц, пятеро суток ; с существительными: дети, ребята, люди - трое ребят, четверо незнакомцев . Сочетания типа 22, 23, 24, 32, 33, 34 102, 103, 104, суток в русском языке невозможны, так как они требуют при себе формы собирательного числительного, которое не может входить в составное числительное. В случае необходимости следует пользоваться синонимическими выражениями с лексической заменой: прошло 22 дня, закончились двадцать вторые сутки и т. п. Как видим,собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола. Нельзя сказать: из пятерых дочерей ; а также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных: нельзя сказать – трое волков .

В сочетаниях с существительными женского рода в русском языке используется числительное «обе», а с существительными мужского рода - «оба »: с обоими берегами и по обеим рекам.

От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Мужской и средний род принимают форму полтора в именительном и винительном, а в остальных – полутора; женский род полторы – в именительном и винительном, а в остальных – полутора: ограничиться полутора метрами, прибавить к полутора тысячам.

Затруднения наблюдаются и при употреблении дробных и смешанных чисел. В каком числе ставить существительные «процент», «центнер», если при них имеется смешанное число? Следует говорить: сорок с половиной процентов, но пять и пять десятых метра, так как при смешанном числе существительным управляет дробь.

21 + 22. Нормы употребления глаголов и глагольных форм

Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотреблениюя часть речи. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны с:

    неправильным образованием;

    незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

    несоблюдением чередований в основе глагола;

    ненормативным образованием форм повелительного наклонения;

    неверным образованием видовых пар глаголов.

Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, в нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею , так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также относятся действия, связанные с особенностями функционирования человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).

Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.

Другая группа слов образует так называемые изобилующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться, брызгать – которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают . Следует отметить разговорный характер второй формы. А в других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так, брызгать (брызгает) – «спрыскивать, окроплять», а брызгать (брызжет) – «разлетаться каплями, разбрасывать капли».

Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия : нельзя сказать жгет, берегет, стерегет следует жжет, бережет, стережет. Использование форм типа обусловливать – обуславливать , подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с – О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим , (следует – бежим, хотим ) так эти глаголы имеют особую систему спряжения, называютсяразноспрягаемыми.

Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те ) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть – накласть, ложить - положить ) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить – разделивать ). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.

Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголами типа ранить, казнить, велеть, женить . В их использовании ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда носителем языка двувидовой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней.

Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. (Следует: как только попадешь… ) Подобная ошибка случается также с неправильным употреблением причастия на -щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (Следует: имевшие место в15 веке ) Ошибки на залоговый разнобой могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загогрска, известны во всем мире. Или: Несмолкаемые аплодисменты. (Следует: выпускаемые… несмолкающие. )

При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть - мокнувший, липнуть –липнувший,глохнуть- глохнувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть промокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др. )

Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах . (Следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают птенцов. (Следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда…)

Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на – ся Глаголы на - ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару . (Следует: Огурцы моют под струей холодной воды. Горожане гуляющие по бульвару.) Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах,когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.

При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь . Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др . Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть , также от части глаголов 1спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи кроме будучи употребляются как правило в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах - с суффиксами –в и -вши: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши . В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом-в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза. (Следует: Он сидел, закрыв глаза.) Возможны варианты замерев – замерши, затерев –затёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя ( не выведши ), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д.

В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя и др.

Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша и др.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!